Стрептококки это прокариоты или эукариоты
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Все живущие на Земле организмы в зависимости от структуры их клеток относятся к одной из двух групп: прокариоты или эукариоты.
Деление организмов на прокариотические и эукариотические сохранялось довольно долго (до 1990-х гг.), пока американский микробиолог К.Вёзе не обнаружил, что в среде прокариотов находится большая группа особей с существенными генетическими различиями.
В этой связи он предложил разделить прокариотов на бактерии и археи. В настоящий момент разделение живых организмов на эукариотов, бактерии и археи считается общепризнанным.
Прокариоты — это.
Прокариоты – это одноклеточные живые организмы без оформленного клеточного ядра. Они не развиваются, не переходят в многоклеточную форму и способны к автономному существованию.
Прокариоты – самая представительная форма жизни на Земле по количеству видов. Например, 1 грамм плодородной почвы может содержать порядка 10 млрд.бактериальных клеток.
Как уже отмечено выше, к прокариотам относятся бактерии (в том числе цианобактерии или сине-зелёные водоросли) и археи.
У прокариотов молекула органического вещества не отделена от цитоплазмы, а прикреплена к клеточной мембране. У них, как правило, бесполый способ размножения, а ДНК имеет кольцевую форму. У большинства прокариотов геном (что это?) представлен одиночной хромосомой.
Прокариоты – это древнейшие и в то же время самые примитивные организмы на нашей планете. Они встречаются повсеместно: в воздухе, в воде, в почве, внутри живых организмов.
Их можно обнаружить в океанических глубинах, на горных вершинах, во льдах Антарктиды и Арктики. В атмосфере споры бактерий присутствуют на высоте до 15 км, а в грунт они проникают на глубину более 4 км.
По форме бактериальные клетки отличаются огромным разнообразием. Они могут быть в виде палочек (бациллы), округлыми (диплококи), шестиугольными, звездообразными, стебельковыми и т.д. Диплококки образуют пары, стрептококки – цепочки, стафилококки – скопления наподобие виноградных гроздей.
Строение бактериальной клетки в упрощённом виде выглядит следующим образом:
- клеточная оболочка (стенка);
- плазматическая мембрана;
- цитоплазма;
- хромосомная кольцевая ДНК (прикреплена к мембране);
- плазмиды (небольшие не прикреплённые к мембране кольцевые ДНК с небольшим набором генов);
- рибосомы;
- прокариотический жгутик(и).
Подавляющее большинство прокариот размножается посредством простого бинарного деления, которое начинается с удвоения ДНК без образования хромосом.
Обе вновь образовавшиеся молекулы ДНК отделяются друг от друга плазматической мембраной, в результате чего клетка делится пополам. Таким образом, каждая дочерняя клетка содержит по одной равнозначной молекуле ДНК.
Процесс деления при благоприятных условиях происходит каждые 25-30 минут. Этот интервал может увеличиться под воздействием сдерживающих факторов, таких как нехватка пищи, солнечный свет, высокая температура и др.
Первые представлены сапротрофами (питаются мёртвой органикой), паразитами (потребляют органику живых особей) и симбионтами (живут и питаются вмести с другими организмами). Вторые получают питание посредством фотосинтеза (путём преобразования солнечной энергии либо за счёт химического окисления неорганических веществ).
Эукариоты — это.
В отличие от прокариотов, эукариоты – это ядерные живые организмы (т.е. их клетки содержат ядро).
Они могут быть как одноклеточными, так и многоклеточными, однако строение клеток у них однотипное.
В группу эукариотов (они могут быть одно- или многоклеточными) входят растения, животные (в том числе человек) и грибы.
Клетки эукариот разделены системой мембран на отдельные отсеки, имеют схожий химический состав и однотипный обмен веществ.
Генетический материал сконцентрирован, главным образом, в хромосомах, которые образованы цепочками ДНК и белковыми молекулами. В цитоплазме располагаются мембранные органоиды.
Непременным структурным элементом любой эукариотической клетки является ядро. В нём, а также в митохондриях животные клетки хранят наследственную информацию.
В растительных клетках эта информация находится не только в ядре и митохондриях, но ещё и в пластидах. Объёмное соотношение между ядром и цитоплазмой называется ядерно-цитоплазматическим индексом, с помощью которого можно оценить уровень метаболизма (это что?).
У клеток грибов есть оформленное ядро, поэтому их относят к эукариотам.
Правда, изначально к эукариотам относили только растения и животных. В дальнейшем были выделены грибы как отдельное царство, так как они сочетают в себе растительные и животные признаки.
В частности, у них отсутствует хлорофилл, а питание происходит путём впитывания органических веществ из внешней среды (создавать собственную органику они не способны). Размножаются грибы как половым, так и бесполым способом.
В состав клетки эукариот входят следующие основные компоненты:
- ядро;
- ядерная мембрана;
- линейная ДНК;
- цитоплазма;
- митохондрии;
- плазматическая или клеточная мембрана;
- хромосомы;
- рибосомы;
- лизосомы (у животных клеток для переваривания клеточных микромолекул);
- хлоропласты (у растительных клеток для обеспечения фотосинтеза);
- эукариотический жгутик(и).
Согласно самым распространённым научным гипотезам эукариоты появились порядка 1,5 млрд.лет тому назад. Многие учёные полагают, что они эволюционировали благодаря симбиогенезу, т.е. взаимодействию собственных клеток с клетками бактерий.
Отличие прокариотов от эукариотов
Главное, что отличает прокариотов от эукариотов, – отсутствие клеточного ядра.
А это значит, что ДНК прокариотической клетки не организована в хромосомы и не окружена ядерной оболочкой. Эукариотические клетки устроены намного сложнее. Их ДНК упакована в хромосомы, которые располагаются как раз в ядре.
Основные отличия рассматриваемых биологических категорий сведены в таблицу:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАКТЕРИЙ
ФОРМА КЛЕТОК РАЗМЕРЫ | Сферические (кокки), палочковидные (бациллы), изогнутые (вибрионы), спиральные (спириллы); могут образовывать колонии: нить из шариков (стрептококк), "виноградная гроздь" (стафилококк). Размеры в пределах 0,1-10 мкм (1 мкм=10 -6 м). Впервые описал бактерии зубного налета А. Левенгук в 1683 г. |
ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОЧНОГО СТРОЕНИЯ | Прокариотические (доядерные) одноклеточные или колониальные клетки имеют клеточную стенку из белка муреина и слизистую капсулу из полисахаридов; в цитоплазме расположен нуклеоид (ядерная зона) с кольцевой молекулой ДНК; небольшие молекулы ДНК (плазмиды) расположены вне нуклеоида; в цитоплазме также есть рибосомы, фотосинтетические мембраны (только у автотрофных фотосинтезирующих) и мезосома (органелла дыхания); оболочка клеток может иметь выросты - жгутики и пили - органеллы движения |
ПИТАНИЕ И ДЫХАНИЕ | Автотрофы (синтезируют органические вещества из неорганических): а) фотосинтезирующие зеленые и пурпурные бактерии; б) хемосинтезирующие железобактерии и нитрифицирующие бактерии. Гетеротрофы (используют готовые органические вещества): а) сапрофиты питаются мертвыми органическими веществами (бактерии гниения и брожения); б) симбионты органические вещества полу чают в результате симбиоза с другими организмами (клубеньковые бактерии); в) паразиты питаются органическими веществами живых организмов (болезнетворные бактерии или микробы). Аэробы - используют для дыхания атмосферный кислород (бактерии гниения); анаэробы живут в отсутствии кислорода (бактерии ботулизма) |
РАЗМНОЖЕНИЕ И СПОРООБРАЗОВАНИЕ | Размножаются только бесполым путем, прямым делением на двое (амитоз), происходящим при благоприятных условиях каждые 20 минут; бесполому размножению может предшествовать половой процесс (конъюгация, трансдукция или трансформация), приводящий к генетической рекомбинации дочерних клеток. При неблагоприятных условиях (отсутствии влаги, пищи, положительной температуры и др.) переходят к спорообразованию: из одной клетки образуется одна крупная эндоспора, покрытая толстой защитной оболочкой, способная выдерживать иссушение, кипячение, замораживание и др. |
ПРЕДСТАВИТЕЛИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ | Обеспечивают круговорот веществ в природе и участвуют в образовании перегноя - плодородного слоя почвы (бактерии гниения в почве); связывают атмосферный азот в виде доступных для растений нитратов и нитритов (клубеньковые бактерии). Используются в промышленности для получения кефира, йогурта, силоса (молочнокислые бактерии), антибиотиков (лучистый грибок), кормовых белков (водородные бактерии). Возбудители опасных заболеваний человека (чума, холера, дифтерия, ангина и др.) животных и растений (ожог коры яблонь) |
Организмы, которые имеют клеточное строение, делятся на две группы: эукариоты и прокариоты.
Эукариоты (от греч. эу - хорошо и карион - ядро) - организмы, содержащие в клетках четко оформленное ядро. К эукариотам относятся одноклеточные и многоклеточные растения, грибы и животные, то есть все организмы, кроме бактерий. Клетки эукариот раз-ных царств различаются по ряду признаков. Но во многом их строение сходно. Каковы же особенности клеток эукариот?
В клетках животных нет клеточной оболочки, которая есть у растений и грибов, нет пластид, которые есть у растений и некоторых бактерий. Вакуоли в клетках животных очень малы и непостоянны. Центриоли у высших растений не обнаружены.
Клетки прокариот (от лат. про - вместо, впереди и кариот) не имеют оформленного ядра. Ядерное вещество у них расположено в цитоплазме и не отграничено от нее мембраной. Прокариоты - наиболее древние примитивные одноклеточные организмы. К ним относят бактерии и цианобактерии (рис. 1). Размножаются они простым делением. У прокариот в цитоплазме расположена одиночная кольцевая молекула ДНК, которая называется нуклеоидом или бактериальной хромосомой. Непосредственно в цитоплазме располагаются рибосомы. Клетки прокариот гаплоидны. Они не содержат митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС. Синтез АТФ осуществляется в них на плазматической мембране.
Особое место в живой природе занимают вирусы. Они не имеют клеточного строения и состоят из молекулы нуклеиновой кислоты - ДНК или РНК, окруженной молекулами белка как оболочкой.
Долгое время ученые вели спор о вирусах: живые это существа или неживое вещество? Дело в том, что вне клеток живых организмов вирусы не дышат, не питаются, не размножаются, а существуют в форме кристаллов. Но как только вирус проникает в клетку, он становится внутриклеточным паразитом: начинает активно размножаться и поражать другие клетки. Как это происходит? Рассмотрим жизненный цикл бактериофага - вируса, поражающего клетки бактерий. Бактериофаг прикрепляется к оболочке бактерии своими отростками и с помощью ферментов растворяет ее. В клетки бактерии попадает ДНК бактериофага. Белковая оболочка вируса при этом остается снаружи, а его ДНК встраивается в ДНК бактерии. Зараженная бактериальная клетка вместо собственных ДНК и белков начинает синтезировать новые вирусы. В одной клетке, таким образом, появляются десятки и сотни бактериофагов, которые проникают в клетки других бактерий и поражают их.
Вирусы вызывают ряд заболеваний у растений, грибов, животных и человека. Напри-мер, вирус табачной мозаики проникает в клетки листьев табака, разрушает хлорофилл, и лист становится пятнистым. Известны вирусные заболевания человека: оспа, грипп, корь, полиомиелит, бешенство и др.
Разделы: Биология
Цели урока:
- Добиться усвоения знаний о делении живой природы на царства, показать общность происхождения и отличия прокариот и эукариот.
- Создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом.
- Обеспечить усвоение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности прокариотической клетки.
- Раскрыть роль бактерий и синезелёных водорослей ( цианобактерий ) в жизни людей и в природе.
Оборудование: таблицы и видеоматериалы, иллюстрирующие строение и разнообразие бактерий и синезелёных водорослей; научно – популярная литература по микробиологии.
Ход урока:
- Признаки, по которым организмы делят на две группы – прокариоты и эукариоты. Их различия. (Рассказ учителя)
Впервые серьёзное внимание на существенные отличия микроорганизмов от растений и животных обратил немецкий учёный Э. Геккель. Он предложил выделить все микроорганизмы в самостоятельное царство Протиста (Protista) наряду с царством растений (Plantae) и царством животных (Animalia). Подразделение протист на низшие и высшие произошло в соответствии с двумя выявленными типами клеточной организации – эукариотической и прокариотической. Высшие протисты – микроскопические животные (простейшие), микроскопические водоросли и микроскопические грибы (плесени и дрожжи), подобно растениям и животным, имеют эукариотическое строение клеток. Низшие протисты – бактерии, в том числе актиномицеты и синезелёные водоросли (цианобактерии), имеют прокариотическое строение.
Основные различия прокариот и эукариот:
- У эукариот генетический материал локализован в структурно оформленном ядре. У прокариот наследственный материал представлен клубком двойной спиральной нити ДНК и не отделён от цитоплазмы какой – либо мембраной.
- У прокариот, в отличие от эукариот, отсутствуют внутриклеточные органеллы, имеющие хотя бы элементарную мембрану.
- У прокариот рибосомы имеют меньший размер.
- Клеточная стенка прокариот содержит специальный полимер пептидогликан, которого нет у эукариот.
- Жгутики прокариот состоят из одной или нескольких фибрилл, а у эукариот каждый жгутик состоит из микротрубочек – 9 по периметру и 2 в центре.
- Многие прокариоты способны фиксировать молекулярный азот, эукариоты этим свойством не обладают.
- Типичные прокариотические клетки – бактерии, строение бактерий; особенности содержания наследственного вещества и органоидов. (Рассказ учителя о прокариотической организации клеток на примере строения бактерии с элементами самостоятельной работы учащихся с учебником, а так же с использованием видеоматериала).
Размеры бактерий колеблются в широких пределах: от 1 до 10-15 мкм. В основе морфологии клеток прокариот лежат две основные формы: шар и цилиндр. Различают кокки – шарообразные клетки и их группировки (диплококки, тетракокки, стрептококки – цепочки кокков, стафилококки – скопления кокков в виде виноградной грозди и т.д.), прямые палочки – бациллы, короткие, изогнутые – вибрионы, извитые бактерии – спириллы и спирохеты. Известны клетки, изогнутые полумесяцем, и длинные гибкие клетки с заострёнными концами. Наконец, имеются бактерии, обладающие выростами, - это так называемые простекобактерии. Обнаружены бактерии, имеющие форму шестилучевой звезды, куба, плоского диска, треугольника. (Рисунок учебника).
Основная особенность строения бактерий – отсутствие ядра. Наследственная информация у них заключена в одной молекуле ДНК, имеющей форму кольца и погружённой в цитоплазму. Поверхность клетки может быть покрыта полисахаридной или белковой капсулой. Для передвижения в жидкой среде некоторые клетки прокариот, как и у эукариот, обладают одним – двумя или многочисленными жгутиками. Иногда клетка может быть покрыта многочисленными ворсинками. Бактериальная клетка окружена цитоплазматической мембраной, отделяющей цитоплазму от клеточной стенки. У некоторых бактерий она может образовывать впячивания внутрь клетки – инвагинации. На мембране локализованы ферменты, осуществляющие синтез молекул, обладающих высокоэнергетическими связями (АТФ), энергия которых нужна для катализа биохимических реакций клетки. В цитоплазме мембранных структур содержится мало. В ней находятся рибосомы, осуществляющие синтез белков. Довольно часто в клетках разных бактерий содержатся запасные вещества: полисахариды, гликоген, сера, полифосфаты и др. Эти соединения могут продлевать жизнь клетки при отсутствии внешних источников энергии. (Рисунок учебника или таблица).
- Размножение бактерий.
При наличии соответствующих источников углерода и энергии, минеральных компонентов, физико–химических условий (кислород, вода, температура, окислительно-восстановительный потенциал и рН среды) подавляющая часть бактерий довольно быстро растёт и размножается. Обычно бактерии размножаются делением надвое. Время удвоение каждой клетки, а следовательно, и всей популяции может составлять лишь 20–30 минут, что характерно, например, для кишечной палочки. Однако не все бактерии растут так быстро. Так, в почве средней полосы России за тёплый сезон они имеют всего лишь 10–20 генераций.
Бактериям свойственно спорообразование. Споры возникают, когда ощущается недостаток питательных веществ или когда в среде накапливаются продукты обмена. При спорообразовании отшнуровывается часть цитоплазмы с хромосомой и окружена мембраной. Споры бактерий очень устойчивы. В сухом состоянии они сохраняют жизнеспособность многие сотни и даже тысячи лет.
- Физиолого-биохимические свойства прокариот. Их распространение и роль в природе. (Рассказ учителя. Учащиеся в тетради записывают уравнения химических реакций, лежащих в основе жизнедеятельности отдельной группы бактерий. А также фиксируют таблицу, где даётся классификация микроорганизмов по способам питания).
Для существования микроорганизмам необходимы источники углерода и энергии. Прокариоты могут существовать только в аэробных или только в анаэробных условиях, или и в тех и в других. Необходимую энергию они получают в процессе дыхания, брожения или фотосинтеза. Эти процессы с точки зрения химии являются окислительно-восстановительными реакциями. По типу метаболизма микроорганизмы бывают:
Группы микроорганизмов | Источник энергии | Источник электронов | Источник углерода |
Фотолитоавтотрофы | Солнечный свет | Неорганическое вещество | Неорганическое вещество |
Фотолитогетеротрофы | Солнечный свет | Неорганическое вещество | Органическое вещество |
Фотоорганоавтотрофы | Солнечный свет | Органическое вещество | Неорганическое вещество |
Фотоорганогетеротрофы | Солнечный свет | Органическое вещество | Органическое вещество |
Хемолитоавтотрофы | Химические связи | Неорганическое вещество | Неорганическое вещество |
Хемолитогетеротрофы | Химические связи | Неорганическое вещество | Органическое вещество |
Хемоорганоавтотрофы | Химические связи | Органическое вещество | Неорганическое вещество |
Хемоорганогетеротрофы | Химические связи | Органическое вещество | Органическое вещество |
Рассмотрим протекание окислительно-восстановительных реакций в группе хемолитотрофов. Эти прокариоты немногочисленны по видовому составу, но широко распространены в природе (в основном в морях и почве) и играют исключительно важную роль в экосистемах и биосфере.
Среди хемосинтетиков следует назвать железобактерии, бактерии, окисляющие водород и монооксид углерода, серобактерии, азотфиксирующие бактерии, нитрификаторы и денитрификаторы, метанобразующие бактерии и некоторые другие.
В основе жизнедеятельности железобактерий лежит окисление двухвалентного железа в трёхвалентное. Например, бактерии рода лептотрикс (Leptothrix) черпают энергию из следующего процесса:
Молекулярный водород, образующийся в результате ряда процессов (вулканическая деятельность, электрохимическая коррозия металлов, восстановление протонов и т.д.), способны окислять кислородом бактерии из родов гидрогемонас (Hydrogemonas), псевдомонас (Pseudomonas) и др.
Некоторые бактерии окисляют монооксид углерода до диоксида.
Элементарную серу, а также сульфиды, тиосульфаты и сульфиты окисляют до сульфатов бактерии рода тиобациллюс (Thiobacillus):
Деятельность серобактерий – одна из основных движущих сил круговорота (биогеохимического цикла) серы в биосфере. Очень важную функцию фиксации атмосферного азота выполняют азотфиксирующие бактерии рода азотобактер (Azotobacter):
Нитрифицирующие бактерии окисляют в две стадии аммиак до азотной кислоты. Первую стадию осуществляют бактерии рода нитрозомонас (Nitrozomonas):
Азотистую кислоту окисляет до азотной кислоты нитробактер (Nitrobacter)
Процессы нитрификации занимают центральное место в круговороте азота в биосфере. Их интенсивность свидетельствует о степени завершённости процессов минерализации в экосистемах.
Все перечисленные выше группы хемолитотрофов в качестве конечного акцептора электронов (и водорода) используют молекулярный кислород. Это так называемые аэробы.
Существуют хемолитотрофы, которые в качестве окислителей могут использовать не только кислород, но и некоторые неорганические соединения, например нитраты или сульфаты. Это – анаэробы. Рассмотрим несколько примеров окислительно-восстановительных процессов, осуществляемых анаэробами.
Нитраты в качестве окислителя использует, например, кишечная палочка (Echerichia coli), вследствие чего она может существовать в анаэробных условиях:
Серобактерии в анаэробных условиях используют в качестве окислителя серы нитрат-ион:
Бактерии Micrococcus denitrificans для восстановления нитратов используют молекулярный водород:
Реакции денитрификации, замыкающие цикл азота в биосфере, показывают, как молекулярный азот возвращается в атмосферу. Бактерии рода десульфовибрио (Desulfovibrio) получают энергию, используя в качестве окислителя сульфат-ионы:
Этот процесс в природе имеет немаловажное значение. Благодаря ему в толщах морей и океанов формируются слои, содержащие в больших количествах сероводород (например в Чёрном море).Метанобразующие бактерии способны превращать углекислый газ в метан.
Ежегодно около 8 млрд. тонн метана образуется именно этим путём. Эти бактерии используют для получения биогаза из различных органических отходов, а также в очистных сооружениях. Интересно отметить, что одним из главных источников биогенного метана считается разведение крупного рогатого скота, в желудке которого (рубце) обитают метанобразующие бактерии.
Жизнедеятельность некоторых хемотрофов может создавать и серьёзные экологические проблемы. Так в результате деятельности Thiobacillus ferrooxidans, окисляющих ферросульфид (минерал пирит), в значительных количествах образуется серная кислота. Вода, вытекающая из заброшенных железорудных шахт, может иметь рН 31.01.2009
Данный урок по биологии проводится на 1 курсе для обучающихся по специальности "Технология продукции общественного питания". Он имеет ярко выраженную профессиональную направленность, т.к. формирует у обучающихся представления о значении бактерий сфере человеческой жизни, связанной с питанием. Один из основных методов обучения на этом уроке - учебный проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_uroka_bez_kartinok.doc | 568 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработала и провела:
Сапожок 2010 Тема урока: Прокариоты
Тип урока: формирования новых знаний
Вид урока: комбинированный урок с использованием учебного проекта и элементов игры-соревнования
Методическая цель урока: активизация познавательной самостоятельности обучающихся в приобретении профессионально значимых знаний путем использования деятельностного подхода в обучении (метода учебного проекта)
- образовательная : сформировать представления обучающихся о двух уровнях клеточной организации живой природы, познакомить их с особенностями строения прокариот, показать многообразие бактерий и их роль в природе и жизни человека
- развивающая : развитие самостоятельности и активности в познании объектов и явлений органического мира, формирование навыков работы с различными источниками информации, умения выделять главное, сравнивать, анализировать
- воспитательная : формирование ответственности, аккуратности, а также социальной коммуникации.
Методы обучения: фронтальный опрос, объяснительно-иллюстративный рассказ, репродуктивный метод, самостоятельная работа, учебный проект
Х О Д У Р О К А
Приветствие. Проверка присутствующих. Настрой на рабочий лад.
2. Повторение ранее изученного с направленностью на новый материал.
Преп.: Ребята, на прошлых уроках мы изучали с вами строение растительной и животной клеток, говорили об органоидах клетки.
Сейчас я буду зачитывать вам описание или назначение органоида в клетке, а вы называйте его.
( Названия органоидов прикрепляются в столбик на доску)
- Отграничивает внутреннее содержимое клетки от внешней среды.
- Внутренняя полужидкая среда клетки
- Система полостей и трубочек, участвующая в транспорте различных веществ и синтезе белков
- Округлые органоиды, состоящие из двух субъединиц, осуществляющие синтез белков
- Органоид, состоящий из сложенных стопкой плоских полостей, участвующий в хранении и выведении веществ
- Органоиды, присущие только растительным клеткам, придающие им окраску и выполняющие важнейшие разнообразные функции
- Непостоянные структуры цитоплазмы, в которых содержаться запасные вещества
- Разнообразные выросты (жгутики, реснички), помогающие клетке передвигаться
- Важный центр клетки, в котором храниться вся наследственная информация клетки
- То, чем ядро отделено от клетки
- Длинные и тонкие нити ДНК, в которых в виде триплетов нуклеотидов записана информация о строении белков клетки
- Округлые тела, в которых синтезируются рибосомы
Молодцы. Вы показали хорошие знания
3. Изучение нового материала
Актуализация приобретаемых знаний
Преп .: Итак, ребята, мы вспомнили с вами строение клеток растений и животных.
Но наш сегодняшний урок посвящен другим, совершенно удивительным созданиям.
Вы, наверное, догадались, о каких организмах идет речь?
Обуч. : О бактериях
Объяснение преподавателем нового материала
Преп. : Совершенно верно. Ученые выделяют их в особую группу – прокариоты.
Дело в том, что по строению клетки все живые организмы делятся на ядерные организмы – эукариоты и доядерные – прокариоты, основными представителями которых являются бактерии, а также сине-зеленые водоросли.
На сегодняшнем уроке вы познакомитесь со строением прокариот, прежде всего бактерий, их многообразием и значением в жизни человека. Особенно в том, что связано с питанием человека. Сделаем мы это по следующему плану (записан на доске) :
- Строение прокариот
- Многообразие бактерий
- Значение бактерий в природе и жизни человека
Объяснение с демонстрацией плаката
А сейчас, пожалуйста, посмотрите на плакат. Я расскажу вам о строении прокариот на примере бактериальной клетки.
Снаружи бактериальная клетка окружена плотной оболочкой, а у некоторых видов еще и слизистой капсулой
Под оболочкой, состоящей из углеводов, находится плазматическая мембрана. Цитоплазма прокариот содержит несколько меньше растворенных веществ, чем эукариотическая. В ней располагаются органоиды- рибосомы, включения, а также многочисленные мембранные структуры, выполняющие различные функции (пигментсодержащие используются для фотосинтеза, аэросомы – газовые вакуоли, карбоксисомы, заполненные ферментами.
У многих бактерий имеются органоиды движения – жгутики, которые, быстро вращаясь, вызывают вращение клетки. Так она передвигается.
Как уже было сказано, у прокариот бактерий и сине-зеленых водорослей нет оформленного ядра. Генетический аппарат представлен нуклеоидом, состоящим из двухспиральной молекулы ДНК. Размножаются прокариоты делением пополам.
Похожи по строению и клетки сине-зеленых водорослей.
Итак, вы прослушали рассказ о прокариотической клетке.
Промежуточное обобщение и закрепление знаний
- Клеточная оболочка
- Ядерный сок
- Хромосомы (ДНК)
- ядрышки
Обучающиеся, отвечая по очереди о каждом органоиде, заполняют таблицу.
Преп.: Итак, какой же вывод мы можем сделать? У вас на листочках есть неполный текст. Давайте сформулируем вывод.
Обуч.: Прокариоты, это организмы , не имеющие оформленного ядра и многих органоидов (ЭПС, аппарата Гольджи, митохондрий, пластид) . Наследственная информация хранится в нуклеоиде - кольцевой молекуле ДНК.
Обучающиеся записывают вывод в тетрадь
Продолжение объяснения преподавателем нового материала
Преп.: Итак, мы выяснили общие черты строения прокариот в целом и бактерий в частности. Но на самом деле бактерии очень многообразны, отличаются друг от друга по многим параметрам и прежде всего по форме, способу питания и отношению к кислороду. У вас на столах находятся сведения о видах бактерий. Я прошу их вклеить в тетрадь, а дома внимательно изучить и запомнить.
Мир бактерий или – в широком смысле слова – прокариот, огромный, но до сих пор мало изученный, рядом с нами, вокруг нас, внутри нас, всегда с нами
Роль крохотных бактерий велика не только в жизни человека, но и всей планеты Земля:
- Многие бактерии принимают участие в геохимических процессах образования серы, фосфора, каменного угля, нефти
- Бактерии играют важнейшую роль в круговороте азота: нитрифицирующие и азотфиксирующие повышают плодородие почвы
- В результате деятельности гнилостных бактерий, земля очищается от погибших растений и животных
- Человек научился использовать бактерии для приготовления вакцин и сывороток, в производстве антибиотиков.
Поэтому изучить многообразие бактерий, познать их свойства, выяснить их значение в природе и для человека – первоочередные задачи, стоящие перед биологией и ее особой областью – микробиологией. Она с этими задачами довольно успешно справляется.
Изучение нового материала по подготовленным обучающимися творческим работам
И вот вы, ребята, заранее получили задание подготовить плакат – стенгазету, освещающую ту или иную сферу участия бактерий в нашей жизни. Я думаю, вы подготовились и сейчас познакомите нас с ними. Я попрошу всех внимательно слушать. Вам в дальнейшем предстоит не только использовать эти сведения, но и оценить своих товарищей.
Творческие проекты обучающихся
Преп.: Большое спасибо. Все работы были очень творческими и интересными. Все молодцы. А теперь каждую команду оценят две другие. Каждый из вас должен поставить оценки 0 – если сообщение оставило вас равнодушным, + если оно понравилось и ++ - если очень понравилось.
Обучающиеся оценивают своих товарищей
4. Творческое применение и закрепление полученных знаний
- Кишечная палочка
- Молочнокислый стрептококк
- Золотистый стафилококк
Обучающиеся готовятся, потом выступают с сообщениями.
5. Подведение итогов занятия
Подсчитываются результаты, объявляются победители.
Делается вывод: итак, на сегодняшнем уроке вы, ребята, узнали о существовании двух форм клеточной организации жизни на Земле – прокариотической и эукариотической. И если о эукариота мы говорили ранее, то сегодня очень подробно разобрали строение прокариот, а также их важнейших представителей – бактерий. Я думаю, вы поняли, что их значение в жизни человека, в его питании очень велико. Мы с вами еще будем изучать бактерии на уроках физиологии питания, а также целая дисциплина на 4 курсе – микробиология – будет посвящена этим маленьким, но таким значительным организмам. А сегодня мы с ними лишь немного соприкоснулись. Я, надеюсь. Что вы заинтересовались и в дальнейшем приложите усилия для их изучения.
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
А сейчас запишите, пожалуйста, домашнее задание: (записано на доске)
- § 36 (до вирусов)
- записи в тетради, дополнительная информация о видах бактерий
- тестовое задание
Разъясняется выполнение теста.
Большое спасибо всем за урок, до свидания
Дидактические материалы урока:
Читайте также: