Стрептококки это прокариоты или эукариоты

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Все живущие на Земле организмы в зависимости от структуры их клеток относятся к одной из двух групп: прокариоты или эукариоты.


Деление организмов на прокариотические и эукариотические сохранялось довольно долго (до 1990-х гг.), пока американский микробиолог К.Вёзе не обнаружил, что в среде прокариотов находится большая группа особей с существенными генетическими различиями.

В этой связи он предложил разделить прокариотов на бактерии и археи. В настоящий момент разделение живых организмов на эукариотов, бактерии и археи считается общепризнанным.

Прокариоты — это.

Прокариоты – это одноклеточные живые организмы без оформленного клеточного ядра. Они не развиваются, не переходят в многоклеточную форму и способны к автономному существованию.

Прокариоты – самая представительная форма жизни на Земле по количеству видов. Например, 1 грамм плодородной почвы может содержать порядка 10 млрд.бактериальных клеток.

Как уже отмечено выше, к прокариотам относятся бактерии (в том числе цианобактерии или сине-зелёные водоросли) и археи.

У прокариотов молекула органического вещества не отделена от цитоплазмы, а прикреплена к клеточной мембране. У них, как правило, бесполый способ размножения, а ДНК имеет кольцевую форму. У большинства прокариотов геном (что это?) представлен одиночной хромосомой.


Прокариоты – это древнейшие и в то же время самые примитивные организмы на нашей планете. Они встречаются повсеместно: в воздухе, в воде, в почве, внутри живых организмов.

Их можно обнаружить в океанических глубинах, на горных вершинах, во льдах Антарктиды и Арктики. В атмосфере споры бактерий присутствуют на высоте до 15 км, а в грунт они проникают на глубину более 4 км.

По форме бактериальные клетки отличаются огромным разнообразием. Они могут быть в виде палочек (бациллы), округлыми (диплококи), шестиугольными, звездообразными, стебельковыми и т.д. Диплококки образуют пары, стрептококки – цепочки, стафилококки – скопления наподобие виноградных гроздей.

Строение бактериальной клетки в упрощённом виде выглядит следующим образом:

  1. клеточная оболочка (стенка);
  2. плазматическая мембрана;
  3. цитоплазма;
  4. хромосомная кольцевая ДНК (прикреплена к мембране);
  5. плазмиды (небольшие не прикреплённые к мембране кольцевые ДНК с небольшим набором генов);
  6. рибосомы;
  7. прокариотический жгутик(и).


Подавляющее большинство прокариот размножается посредством простого бинарного деления, которое начинается с удвоения ДНК без образования хромосом.

Обе вновь образовавшиеся молекулы ДНК отделяются друг от друга плазматической мембраной, в результате чего клетка делится пополам. Таким образом, каждая дочерняя клетка содержит по одной равнозначной молекуле ДНК.

Процесс деления при благоприятных условиях происходит каждые 25-30 минут. Этот интервал может увеличиться под воздействием сдерживающих факторов, таких как нехватка пищи, солнечный свет, высокая температура и др.

Первые представлены сапротрофами (питаются мёртвой органикой), паразитами (потребляют органику живых особей) и симбионтами (живут и питаются вмести с другими организмами). Вторые получают питание посредством фотосинтеза (путём преобразования солнечной энергии либо за счёт химического окисления неорганических веществ).

Эукариоты — это.

В отличие от прокариотов, эукариоты – это ядерные живые организмы (т.е. их клетки содержат ядро).

Они могут быть как одноклеточными, так и многоклеточными, однако строение клеток у них однотипное.

В группу эукариотов (они могут быть одно- или многоклеточными) входят растения, животные (в том числе человек) и грибы.

Клетки эукариот разделены системой мембран на отдельные отсеки, имеют схожий химический состав и однотипный обмен веществ.

Генетический материал сконцентрирован, главным образом, в хромосомах, которые образованы цепочками ДНК и белковыми молекулами. В цитоплазме располагаются мембранные органоиды.


Непременным структурным элементом любой эукариотической клетки является ядро. В нём, а также в митохондриях животные клетки хранят наследственную информацию.

В растительных клетках эта информация находится не только в ядре и митохондриях, но ещё и в пластидах. Объёмное соотношение между ядром и цитоплазмой называется ядерно-цитоплазматическим индексом, с помощью которого можно оценить уровень метаболизма (это что?).

У клеток грибов есть оформленное ядро, поэтому их относят к эукариотам.

Правда, изначально к эукариотам относили только растения и животных. В дальнейшем были выделены грибы как отдельное царство, так как они сочетают в себе растительные и животные признаки.

В частности, у них отсутствует хлорофилл, а питание происходит путём впитывания органических веществ из внешней среды (создавать собственную органику они не способны). Размножаются грибы как половым, так и бесполым способом.

В состав клетки эукариот входят следующие основные компоненты:

  1. ядро;
  2. ядерная мембрана;
  3. линейная ДНК;
  4. цитоплазма;
  5. митохондрии;
  6. плазматическая или клеточная мембрана;
  7. хромосомы;
  8. рибосомы;
  9. лизосомы (у животных клеток для переваривания клеточных микромолекул);
  10. хлоропласты (у растительных клеток для обеспечения фотосинтеза);
  11. эукариотический жгутик(и).


Согласно самым распространённым научным гипотезам эукариоты появились порядка 1,5 млрд.лет тому назад. Многие учёные полагают, что они эволюционировали благодаря симбиогенезу, т.е. взаимодействию собственных клеток с клетками бактерий.

Отличие прокариотов от эукариотов

Главное, что отличает прокариотов от эукариотов, – отсутствие клеточного ядра.

А это значит, что ДНК прокариотической клетки не организована в хромосомы и не окружена ядерной оболочкой. Эукариотические клетки устроены намного сложнее. Их ДНК упакована в хромосомы, которые располагаются как раз в ядре.

Основные отличия рассматриваемых биологических категорий сведены в таблицу:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАКТЕРИЙ

ФОРМА КЛЕТОК
РАЗМЕРЫ
Сферические (кокки), палочковидные (бациллы), изогнутые (вибрионы), спиральные (спириллы); могут образовывать колонии: нить из шариков (стрептококк), "виноградная гроздь" (стафилококк). Размеры в пределах 0,1-10 мкм (1 мкм=10 -6 м). Впервые описал бактерии зубного налета А. Левенгук в 1683 г.
ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОЧНОГО СТРОЕНИЯ Прокариотические (доядерные) одноклеточные или колониальные клетки имеют клеточную стенку из белка муреина и слизистую капсулу из полисахаридов; в цитоплазме расположен нуклеоид (ядерная зона) с кольцевой молекулой ДНК; небольшие молекулы ДНК (плазмиды) расположены вне нуклеоида; в цитоплазме также есть рибосомы, фотосинтетические мембраны (только у автотрофных фотосинтезирующих) и мезосома (органелла дыхания); оболочка клеток может иметь выросты - жгутики и пили - органеллы движения
ПИТАНИЕ
И ДЫХАНИЕ
Автотрофы (синтезируют органические вещества из неорганических):
а) фотосинтезирующие зеленые и пурпурные бактерии;
б) хемосинтезирующие железобактерии и нитрифицирующие бактерии.
Гетеротрофы (используют готовые органические вещества):
а) сапрофиты питаются мертвыми органическими веществами (бактерии гниения и брожения);
б) симбионты органические вещества полу чают в результате симбиоза с другими организмами (клубеньковые бактерии);
в) паразиты питаются органическими веществами живых организмов (болезнетворные бактерии или микробы).
Аэробы - используют для дыхания атмосферный кислород (бактерии гниения); анаэробы живут в отсутствии кислорода (бактерии ботулизма)
РАЗМНОЖЕНИЕ И
СПОРООБРАЗОВАНИЕ
Размножаются только бесполым путем, прямым делением на двое (амитоз), происходящим при благоприятных условиях каждые 20 минут; бесполому размножению может предшествовать половой процесс (конъюгация, трансдукция или трансформация), приводящий к генетической рекомбинации дочерних клеток. При неблагоприятных условиях (отсутствии влаги, пищи, положительной температуры и др.) переходят к спорообразованию: из одной клетки образуется одна крупная эндоспора, покрытая толстой защитной оболочкой, способная выдерживать иссушение, кипячение, замораживание и др.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ И
ИХ ЗНАЧЕНИЕ
Обеспечивают круговорот веществ в природе и участвуют в образовании перегноя - плодородного слоя почвы (бактерии гниения в почве); связывают атмосферный азот в виде доступных для растений нитратов и нитритов (клубеньковые бактерии). Используются в промышленности для получения кефира, йогурта, силоса (молочнокислые бактерии), антибиотиков (лучистый грибок), кормовых белков (водородные бактерии). Возбудители опасных заболеваний человека (чума, холера, дифтерия, ангина и др.) животных и растений (ожог коры яблонь)

Организмы, которые имеют клеточное строение, делятся на две группы: эукариоты и прокариоты.

Эукариоты (от греч. эу - хорошо и карион - ядро) - организмы, содержащие в клетках четко оформленное ядро. К эукариотам относятся одноклеточные и многоклеточные растения, грибы и животные, то есть все организмы, кроме бактерий. Клетки эукариот раз-ных царств различаются по ряду признаков. Но во многом их строение сходно. Каковы же особенности клеток эукариот?

В клетках животных нет клеточной оболочки, которая есть у растений и грибов, нет пластид, которые есть у растений и некоторых бактерий. Вакуоли в клетках животных очень малы и непостоянны. Центриоли у высших растений не обнаружены.

Клетки прокариот (от лат. про - вместо, впереди и кариот) не имеют оформленного ядра. Ядерное вещество у них расположено в цитоплазме и не отграничено от нее мембраной. Прокариоты - наиболее древние примитивные одноклеточные организмы. К ним относят бактерии и цианобактерии (рис. 1). Размножаются они простым делением. У прокариот в цитоплазме расположена одиночная кольцевая молекула ДНК, которая называется нуклеоидом или бактериальной хромосомой. Непосредственно в цитоплазме располагаются рибосомы. Клетки прокариот гаплоидны. Они не содержат митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС. Синтез АТФ осуществляется в них на плазматической мембране.

Особое место в живой природе занимают вирусы. Они не имеют клеточного строения и состоят из молекулы нуклеиновой кислоты - ДНК или РНК, окруженной молекулами белка как оболочкой.

Долгое время ученые вели спор о вирусах: живые это существа или неживое вещество? Дело в том, что вне клеток живых организмов вирусы не дышат, не питаются, не размножаются, а существуют в форме кристаллов. Но как только вирус проникает в клетку, он становится внутриклеточным паразитом: начинает активно размножаться и поражать другие клетки. Как это происходит? Рассмотрим жизненный цикл бактериофага - вируса, поражающего клетки бактерий. Бактериофаг прикрепляется к оболочке бактерии своими отростками и с помощью ферментов растворяет ее. В клетки бактерии попадает ДНК бактериофага. Белковая оболочка вируса при этом остается снаружи, а его ДНК встраивается в ДНК бактерии. Зараженная бактериальная клетка вместо собственных ДНК и белков начинает синтезировать новые вирусы. В одной клетке, таким образом, появляются десятки и сотни бактериофагов, которые проникают в клетки других бактерий и поражают их.

Вирусы вызывают ряд заболеваний у растений, грибов, животных и человека. Напри-мер, вирус табачной мозаики проникает в клетки листьев табака, разрушает хлорофилл, и лист становится пятнистым. Известны вирусные заболевания человека: оспа, грипп, корь, полиомиелит, бешенство и др.

Разделы: Биология

Цели урока:

  • Добиться усвоения знаний о делении живой природы на царства, показать общность происхождения и отличия прокариот и эукариот.
  • Создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом.
  • Обеспечить усвоение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности прокариотической клетки.
  • Раскрыть роль бактерий и синезелёных водорослей ( цианобактерий ) в жизни людей и в природе.

Оборудование: таблицы и видеоматериалы, иллюстрирующие строение и разнообразие бактерий и синезелёных водорослей; научно – популярная литература по микробиологии.

Ход урока:

  1. Признаки, по которым организмы делят на две группы – прокариоты и эукариоты. Их различия. (Рассказ учителя)

Впервые серьёзное внимание на существенные отличия микроорганизмов от растений и животных обратил немецкий учёный Э. Геккель. Он предложил выделить все микроорганизмы в самостоятельное царство Протиста (Protista) наряду с царством растений (Plantae) и царством животных (Animalia). Подразделение протист на низшие и высшие произошло в соответствии с двумя выявленными типами клеточной организации – эукариотической и прокариотической. Высшие протисты – микроскопические животные (простейшие), микроскопические водоросли и микроскопические грибы (плесени и дрожжи), подобно растениям и животным, имеют эукариотическое строение клеток. Низшие протисты – бактерии, в том числе актиномицеты и синезелёные водоросли (цианобактерии), имеют прокариотическое строение.

Основные различия прокариот и эукариот:

  • У эукариот генетический материал локализован в структурно оформленном ядре. У прокариот наследственный материал представлен клубком двойной спиральной нити ДНК и не отделён от цитоплазмы какой – либо мембраной.
  • У прокариот, в отличие от эукариот, отсутствуют внутриклеточные органеллы, имеющие хотя бы элементарную мембрану.
  • У прокариот рибосомы имеют меньший размер.
  • Клеточная стенка прокариот содержит специальный полимер пептидогликан, которого нет у эукариот.
  • Жгутики прокариот состоят из одной или нескольких фибрилл, а у эукариот каждый жгутик состоит из микротрубочек – 9 по периметру и 2 в центре.
  • Многие прокариоты способны фиксировать молекулярный азот, эукариоты этим свойством не обладают.
  1. Типичные прокариотические клетки – бактерии, строение бактерий; особенности содержания наследственного вещества и органоидов. (Рассказ учителя о прокариотической организации клеток на примере строения бактерии с элементами самостоятельной работы учащихся с учебником, а так же с использованием видеоматериала).

Размеры бактерий колеблются в широких пределах: от 1 до 10-15 мкм. В основе морфологии клеток прокариот лежат две основные формы: шар и цилиндр. Различают кокки – шарообразные клетки и их группировки (диплококки, тетракокки, стрептококки – цепочки кокков, стафилококки – скопления кокков в виде виноградной грозди и т.д.), прямые палочки – бациллы, короткие, изогнутые – вибрионы, извитые бактерии – спириллы и спирохеты. Известны клетки, изогнутые полумесяцем, и длинные гибкие клетки с заострёнными концами. Наконец, имеются бактерии, обладающие выростами, - это так называемые простекобактерии. Обнаружены бактерии, имеющие форму шестилучевой звезды, куба, плоского диска, треугольника. (Рисунок учебника).

Основная особенность строения бактерий – отсутствие ядра. Наследственная информация у них заключена в одной молекуле ДНК, имеющей форму кольца и погружённой в цитоплазму. Поверхность клетки может быть покрыта полисахаридной или белковой капсулой. Для передвижения в жидкой среде некоторые клетки прокариот, как и у эукариот, обладают одним – двумя или многочисленными жгутиками. Иногда клетка может быть покрыта многочисленными ворсинками. Бактериальная клетка окружена цитоплазматической мембраной, отделяющей цитоплазму от клеточной стенки. У некоторых бактерий она может образовывать впячивания внутрь клетки – инвагинации. На мембране локализованы ферменты, осуществляющие синтез молекул, обладающих высокоэнергетическими связями (АТФ), энергия которых нужна для катализа биохимических реакций клетки. В цитоплазме мембранных структур содержится мало. В ней находятся рибосомы, осуществляющие синтез белков. Довольно часто в клетках разных бактерий содержатся запасные вещества: полисахариды, гликоген, сера, полифосфаты и др. Эти соединения могут продлевать жизнь клетки при отсутствии внешних источников энергии. (Рисунок учебника или таблица).

  1. Размножение бактерий.

При наличии соответствующих источников углерода и энергии, минеральных компонентов, физико–химических условий (кислород, вода, температура, окислительно-восстановительный потенциал и рН среды) подавляющая часть бактерий довольно быстро растёт и размножается. Обычно бактерии размножаются делением надвое. Время удвоение каждой клетки, а следовательно, и всей популяции может составлять лишь 20–30 минут, что характерно, например, для кишечной палочки. Однако не все бактерии растут так быстро. Так, в почве средней полосы России за тёплый сезон они имеют всего лишь 10–20 генераций.

Бактериям свойственно спорообразование. Споры возникают, когда ощущается недостаток питательных веществ или когда в среде накапливаются продукты обмена. При спорообразовании отшнуровывается часть цитоплазмы с хромосомой и окружена мембраной. Споры бактерий очень устойчивы. В сухом состоянии они сохраняют жизнеспособность многие сотни и даже тысячи лет.

  1. Физиолого-биохимические свойства прокариот. Их распространение и роль в природе. (Рассказ учителя. Учащиеся в тетради записывают уравнения химических реакций, лежащих в основе жизнедеятельности отдельной группы бактерий. А также фиксируют таблицу, где даётся классификация микроорганизмов по способам питания).

Для существования микроорганизмам необходимы источники углерода и энергии. Прокариоты могут существовать только в аэробных или только в анаэробных условиях, или и в тех и в других. Необходимую энергию они получают в процессе дыхания, брожения или фотосинтеза. Эти процессы с точки зрения химии являются окислительно-восстановительными реакциями. По типу метаболизма микроорганизмы бывают:

Группы микроорганизмов Источник энергии Источник электронов Источник углерода
Фотолитоавтотрофы Солнечный свет Неорганическое вещество Неорганическое вещество
Фотолитогетеротрофы Солнечный свет Неорганическое вещество Органическое вещество
Фотоорганоавтотрофы Солнечный свет Органическое вещество Неорганическое вещество
Фотоорганогетеротрофы Солнечный свет Органическое вещество Органическое вещество
Хемолитоавтотрофы Химические связи Неорганическое вещество Неорганическое вещество
Хемолитогетеротрофы Химические связи Неорганическое вещество Органическое вещество
Хемоорганоавтотрофы Химические связи Органическое вещество Неорганическое вещество
Хемоорганогетеротрофы Химические связи Органическое вещество Органическое вещество

Рассмотрим протекание окислительно-восстановительных реакций в группе хемолитотрофов. Эти прокариоты немногочисленны по видовому составу, но широко распространены в природе (в основном в морях и почве) и играют исключительно важную роль в экосистемах и биосфере.

Среди хемосинтетиков следует назвать железобактерии, бактерии, окисляющие водород и монооксид углерода, серобактерии, азотфиксирующие бактерии, нитрификаторы и денитрификаторы, метанобразующие бактерии и некоторые другие.

В основе жизнедеятельности железобактерий лежит окисление двухвалентного железа в трёхвалентное. Например, бактерии рода лептотрикс (Leptothrix) черпают энергию из следующего процесса:

Молекулярный водород, образующийся в результате ряда процессов (вулканическая деятельность, электрохимическая коррозия металлов, восстановление протонов и т.д.), способны окислять кислородом бактерии из родов гидрогемонас (Hydrogemonas), псевдомонас (Pseudomonas) и др.

Некоторые бактерии окисляют монооксид углерода до диоксида.

Элементарную серу, а также сульфиды, тиосульфаты и сульфиты окисляют до сульфатов бактерии рода тиобациллюс (Thiobacillus):

Деятельность серобактерий – одна из основных движущих сил круговорота (биогеохимического цикла) серы в биосфере. Очень важную функцию фиксации атмосферного азота выполняют азотфиксирующие бактерии рода азотобактер (Azotobacter):

Нитрифицирующие бактерии окисляют в две стадии аммиак до азотной кислоты. Первую стадию осуществляют бактерии рода нитрозомонас (Nitrozomonas):

Азотистую кислоту окисляет до азотной кислоты нитробактер (Nitrobacter)

Процессы нитрификации занимают центральное место в круговороте азота в биосфере. Их интенсивность свидетельствует о степени завершённости процессов минерализации в экосистемах.

Все перечисленные выше группы хемолитотрофов в качестве конечного акцептора электронов (и водорода) используют молекулярный кислород. Это так называемые аэробы.

Существуют хемолитотрофы, которые в качестве окислителей могут использовать не только кислород, но и некоторые неорганические соединения, например нитраты или сульфаты. Это – анаэробы. Рассмотрим несколько примеров окислительно-восстановительных процессов, осуществляемых анаэробами.

Нитраты в качестве окислителя использует, например, кишечная палочка (Echerichia coli), вследствие чего она может существовать в анаэробных условиях:

Серобактерии в анаэробных условиях используют в качестве окислителя серы нитрат-ион:

Бактерии Micrococcus denitrificans для восстановления нитратов используют молекулярный водород:

Реакции денитрификации, замыкающие цикл азота в биосфере, показывают, как молекулярный азот возвращается в атмосферу. Бактерии рода десульфовибрио (Desulfovibrio) получают энергию, используя в качестве окислителя сульфат-ионы:

Этот процесс в природе имеет немаловажное значение. Благодаря ему в толщах морей и океанов формируются слои, содержащие в больших количествах сероводород (например в Чёрном море).Метанобразующие бактерии способны превращать углекислый газ в метан.

Ежегодно около 8 млрд. тонн метана образуется именно этим путём. Эти бактерии используют для получения биогаза из различных органических отходов, а также в очистных сооружениях. Интересно отметить, что одним из главных источников биогенного метана считается разведение крупного рогатого скота, в желудке которого (рубце) обитают метанобразующие бактерии.

Жизнедеятельность некоторых хемотрофов может создавать и серьёзные экологические проблемы. Так в результате деятельности Thiobacillus ferrooxidans, окисляющих ферросульфид (минерал пирит), в значительных количествах образуется серная кислота. Вода, вытекающая из заброшенных железорудных шахт, может иметь рН 31.01.2009

Данный урок по биологии проводится на 1 курсе для обучающихся по специальности "Технология продукции общественного питания". Он имеет ярко выраженную профессиональную направленность, т.к. формирует у обучающихся представления о значении бактерий сфере человеческой жизни, связанной с питанием. Один из основных методов обучения на этом уроке - учебный проект.

Скачать:

Вложение Размер
metod_razrabotka_uroka_bez_kartinok.doc 568 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала и провела:

Сапожок 2010 Тема урока: Прокариоты

Тип урока: формирования новых знаний

Вид урока: комбинированный урок с использованием учебного проекта и элементов игры-соревнования

Методическая цель урока: активизация познавательной самостоятельности обучающихся в приобретении профессионально значимых знаний путем использования деятельностного подхода в обучении (метода учебного проекта)

  1. образовательная : сформировать представления обучающихся о двух уровнях клеточной организации живой природы, познакомить их с особенностями строения прокариот, показать многообразие бактерий и их роль в природе и жизни человека
  2. развивающая : развитие самостоятельности и активности в познании объектов и явлений органического мира, формирование навыков работы с различными источниками информации, умения выделять главное, сравнивать, анализировать
  3. воспитательная : формирование ответственности, аккуратности, а также социальной коммуникации.

Методы обучения: фронтальный опрос, объяснительно-иллюстративный рассказ, репродуктивный метод, самостоятельная работа, учебный проект

Х О Д У Р О К А

Приветствие. Проверка присутствующих. Настрой на рабочий лад.

2. Повторение ранее изученного с направленностью на новый материал.

Преп.: Ребята, на прошлых уроках мы изучали с вами строение растительной и животной клеток, говорили об органоидах клетки.

Сейчас я буду зачитывать вам описание или назначение органоида в клетке, а вы называйте его.

( Названия органоидов прикрепляются в столбик на доску)

  1. Отграничивает внутреннее содержимое клетки от внешней среды.

  1. Внутренняя полужидкая среда клетки

  1. Система полостей и трубочек, участвующая в транспорте различных веществ и синтезе белков

  1. Округлые органоиды, состоящие из двух субъединиц, осуществляющие синтез белков

  1. Органоид, состоящий из сложенных стопкой плоских полостей, участвующий в хранении и выведении веществ

  1. Органоиды, присущие только растительным клеткам, придающие им окраску и выполняющие важнейшие разнообразные функции

  1. Непостоянные структуры цитоплазмы, в которых содержаться запасные вещества

  1. Разнообразные выросты (жгутики, реснички), помогающие клетке передвигаться

  1. Важный центр клетки, в котором храниться вся наследственная информация клетки

  1. То, чем ядро отделено от клетки

  1. Длинные и тонкие нити ДНК, в которых в виде триплетов нуклеотидов записана информация о строении белков клетки

  1. Округлые тела, в которых синтезируются рибосомы

Молодцы. Вы показали хорошие знания

3. Изучение нового материала

Актуализация приобретаемых знаний

Преп .: Итак, ребята, мы вспомнили с вами строение клеток растений и животных.

Но наш сегодняшний урок посвящен другим, совершенно удивительным созданиям.

Вы, наверное, догадались, о каких организмах идет речь?

Обуч. : О бактериях

Объяснение преподавателем нового материала

Преп. : Совершенно верно. Ученые выделяют их в особую группу – прокариоты.

Дело в том, что по строению клетки все живые организмы делятся на ядерные организмы – эукариоты и доядерные – прокариоты, основными представителями которых являются бактерии, а также сине-зеленые водоросли.


На сегодняшнем уроке вы познакомитесь со строением прокариот, прежде всего бактерий, их многообразием и значением в жизни человека. Особенно в том, что связано с питанием человека. Сделаем мы это по следующему плану (записан на доске) :

  1. Строение прокариот
  2. Многообразие бактерий
  3. Значение бактерий в природе и жизни человека

Объяснение с демонстрацией плаката

А сейчас, пожалуйста, посмотрите на плакат. Я расскажу вам о строении прокариот на примере бактериальной клетки.

Снаружи бактериальная клетка окружена плотной оболочкой, а у некоторых видов еще и слизистой капсулой

Под оболочкой, состоящей из углеводов, находится плазматическая мембрана. Цитоплазма прокариот содержит несколько меньше растворенных веществ, чем эукариотическая. В ней располагаются органоиды- рибосомы, включения, а также многочисленные мембранные структуры, выполняющие различные функции (пигментсодержащие используются для фотосинтеза, аэросомы – газовые вакуоли, карбоксисомы, заполненные ферментами.

У многих бактерий имеются органоиды движения – жгутики, которые, быстро вращаясь, вызывают вращение клетки. Так она передвигается.

Как уже было сказано, у прокариот бактерий и сине-зеленых водорослей нет оформленного ядра. Генетический аппарат представлен нуклеоидом, состоящим из двухспиральной молекулы ДНК. Размножаются прокариоты делением пополам.

Похожи по строению и клетки сине-зеленых водорослей.

Итак, вы прослушали рассказ о прокариотической клетке.

Промежуточное обобщение и закрепление знаний

  • Клеточная оболочка
  • Ядерный сок
  • Хромосомы (ДНК)
  • ядрышки

Обучающиеся, отвечая по очереди о каждом органоиде, заполняют таблицу.

Преп.: Итак, какой же вывод мы можем сделать? У вас на листочках есть неполный текст. Давайте сформулируем вывод.

Обуч.: Прокариоты, это организмы , не имеющие оформленного ядра и многих органоидов (ЭПС, аппарата Гольджи, митохондрий, пластид) . Наследственная информация хранится в нуклеоиде - кольцевой молекуле ДНК.

Обучающиеся записывают вывод в тетрадь

Продолжение объяснения преподавателем нового материала

Преп.: Итак, мы выяснили общие черты строения прокариот в целом и бактерий в частности. Но на самом деле бактерии очень многообразны, отличаются друг от друга по многим параметрам и прежде всего по форме, способу питания и отношению к кислороду. У вас на столах находятся сведения о видах бактерий. Я прошу их вклеить в тетрадь, а дома внимательно изучить и запомнить.

Мир бактерий или – в широком смысле слова – прокариот, огромный, но до сих пор мало изученный, рядом с нами, вокруг нас, внутри нас, всегда с нами

Роль крохотных бактерий велика не только в жизни человека, но и всей планеты Земля:

  • Многие бактерии принимают участие в геохимических процессах образования серы, фосфора, каменного угля, нефти
  • Бактерии играют важнейшую роль в круговороте азота: нитрифицирующие и азотфиксирующие повышают плодородие почвы
  • В результате деятельности гнилостных бактерий, земля очищается от погибших растений и животных
  • Человек научился использовать бактерии для приготовления вакцин и сывороток, в производстве антибиотиков.

Поэтому изучить многообразие бактерий, познать их свойства, выяснить их значение в природе и для человека – первоочередные задачи, стоящие перед биологией и ее особой областью – микробиологией. Она с этими задачами довольно успешно справляется.

Изучение нового материала по подготовленным обучающимися творческим работам

И вот вы, ребята, заранее получили задание подготовить плакат – стенгазету, освещающую ту или иную сферу участия бактерий в нашей жизни. Я думаю, вы подготовились и сейчас познакомите нас с ними. Я попрошу всех внимательно слушать. Вам в дальнейшем предстоит не только использовать эти сведения, но и оценить своих товарищей.

Творческие проекты обучающихся

Преп.: Большое спасибо. Все работы были очень творческими и интересными. Все молодцы. А теперь каждую команду оценят две другие. Каждый из вас должен поставить оценки 0 – если сообщение оставило вас равнодушным, + если оно понравилось и ++ - если очень понравилось.

Обучающиеся оценивают своих товарищей

4. Творческое применение и закрепление полученных знаний

  1. Кишечная палочка
  2. Молочнокислый стрептококк
  3. Золотистый стафилококк

Обучающиеся готовятся, потом выступают с сообщениями.

5. Подведение итогов занятия

Подсчитываются результаты, объявляются победители.

Делается вывод: итак, на сегодняшнем уроке вы, ребята, узнали о существовании двух форм клеточной организации жизни на Земле – прокариотической и эукариотической. И если о эукариота мы говорили ранее, то сегодня очень подробно разобрали строение прокариот, а также их важнейших представителей – бактерий. Я думаю, вы поняли, что их значение в жизни человека, в его питании очень велико. Мы с вами еще будем изучать бактерии на уроках физиологии питания, а также целая дисциплина на 4 курсе – микробиология – будет посвящена этим маленьким, но таким значительным организмам. А сегодня мы с ними лишь немного соприкоснулись. Я, надеюсь. Что вы заинтересовались и в дальнейшем приложите усилия для их изучения.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

А сейчас запишите, пожалуйста, домашнее задание: (записано на доске)

  1. § 36 (до вирусов)
  2. записи в тетради, дополнительная информация о видах бактерий
  3. тестовое задание

Разъясняется выполнение теста.

Большое спасибо всем за урок, до свидания

Дидактические материалы урока:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции