Сравнительная характеристика стафилококков и стрептококков

Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАТОГЕННЫХ КОККОВ.

СТАФИЛОКОККИ, СТРЕПТОКОККИ, ПНЕВМОКОККИ.

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ВЫЗЫВАЕМЫХ

Таксономия: семейство — Micrococcaceae, род — Staphylococcus, вид — S. aureus, S. epidermidis, S. saprophyticus. Семейство — Streptococcaceae, род — Streptococcus (включает 21 вид), вид — Streptococcus pyogenes. Семейство — Streptococcaceae, род — Streptococcus, вид — S. pneumoniae.

Вопросы к теоретической части занятия:

Классификация патогенных кокков.

Общая характеристика патогенных кокков.

Биологические свойства стафилококков, стрептококков, пневмококков.

Современная классификация стрептококков и пневмококков; принципы ее создания.

Антигенное строение пневмококков.

Характеристика факторов патогенности.

Заболевания, вызываемые пневмококками.

Микробиологическая диагностика стафилококковых инфекций, стрептококковых инфекций, пневмококковых инфекций.

Профилактика и лечение стафилококковых инфекций, стрептококковых инфекций.

Роль стрептококков в этиологии ревматизма и скарлатины.

Также обратить внимание на вопросы

для самостоятельной подготовки.

Задания для выполнения лабораторной работы на занятии:

(Ознакомиться и знать теоретически план выполнения лабораторной работы.

Цель работы — выделение стафилококков и изучение факторов их патогенности.

1. Бактериоскопический метод: сделать мазки из исследуемого материала (за исключением крови) для первичной микроскопии, окрасить их по Граму, промикроскопировать и зарисовать препарат. Наличие в препаратах грамположительных кокков, располагающихся в виде гроздевидных скоплений, позволяет поставить предварительный диагноз стафилококковой инфекции.

2. Бактериологический метод:

- сделать посев исследуемого материала на чашки с кровяным и желточно-солевым агаром (ЖСА) для получения изолированных колоний;

- учесть результаты готовых посевов по демонстрационным чашкам, отметить наличие зон гемолиза на кровяном агаре и перламутрового венчика просветления вокруг колоний на ЖСА за счет продукции лецитиназы;

-приготовить мазки из культур м/о, окрасить по Граму и промикроскопировать;

- пересеять изучаемые колонии в пробирки со скошенным питательным агаром для накопления чистой культуры стафилококков;

- изучить характер роста культуры в демонстрационной пробирке с питательным агаром. Обратить внимание на наличие пигмента (золотистый, белый, лимонно-желтый);

-учесть готовый результат положительной реакции на плазмокоагулазу (наличие сгустка);

-по готовым посевам установить фаготип стафилококка (выявить источник госпитальной инфекции) и определить чувствительность стафилококков к антибиотикам.

3. Зарисовать схему микробиологической диагностики стафилококковой инфекции.

Цель работы — выделение стрептококков и изучение факторов их патогенности.

1.Бактериоскопический метод: приготовить из исследуемого материала мазки для первичной бактериоскопии, окрасить по Граму, промикроскопировать и зарисовать микропрепарат.

- сделать посев крови, взятой от больного с подозрением на сепсис, на сахарный бульон (в соотношении 1 : 10);

- по демонстрационным посевам определить характер роста стрептококков и наличие зон гемолиза на 5% кровяном агаре;

- стерильным тампоном взять слизь из зева и посеять на кровяной агар для выявления стрептококкового бактерионосительства.

3. Зарисовать схему диагностики стрептококковых инфекций.

Цель работы — изучение биологических свойств пневмококков.

1. Бактериоскопическнй метод: сделать мазки из исследуемого материала, промикроскопировать и зарисовать демонстрационные препараты, полученные из чистой культуры пневмококков.

2. Бактериологический метод:

- оценить рост пневмококков на кровяном агаре;

- описать отличительные признаки пневмококка и зеленящего стрептококка по демонстрационным посевам и зарисовать.

3. Зарисовать схему диагностики пневмококковой инфекции.

Вопросы для самостоятельной подготовки по теме обсуждения

(Студент к занятию должен теоретически овладеть

и ориентироваться в следующих аспектах)

1.Классификация патогенных кокков. 2. Сравнительная характеристика патогенных кокков и вызываемых ими заболеваний. 3. Морфология и ультраструктура стафилококков. 4. Физиологические особенности стафилококков. 5. Антигенная структура, б. Характеристика и механизм действия факторов патогенности. 7. Эпидемиология, патогенез и клинические проявления стафилококковой инфекции. 8. Особенности иммунитета. 9. Микробиологическая диагностика стафилококковой инфекции. 10. Тесты, используемые для оценки патогенности стафилококков. 11. Выявление источника заражения при внутрибольничной стафилококковой инфекции и стафилококковом пищевом отравлении. 12. Лечение и профилактика стафилококковых инфекций.

13. Классификация стрептококков: а) по экологическому признаку; б) по характеру роста на кровяном агаре (Шоттмюллера); в) по серологическим свойствам. 14. Биологические свойства стрептококков. 15. Антигенная структура стрептококков. Характеристика факторов патогенности. 16. Понятие о токсинах частного и общего действия. 17. Заболевания, вызываемые стрептококками. 18. Роль стрептококков в этиологии скарлатины. 19. Механизм действия эритрогенного токсина. 20. Клиника и иммунитет при скарлатине. 21. Роль стрептококка в этиологии ревматизма. 22.перекрестно-реагирующие антигены и феномен мимикрии. 23. Микробиологическая диагностика стрептококковых инфекций. 24. Особенности серодиагностики ревматизма. 25. Проба Дика и ее значение для оценки антитоксического иммунитета. 26. Лечение и профилактика стрептококковых инфекций.

26. Морфологические и структурные особенности пневмококков. 2. Характер роста на питательных средах. 27. Дифференциальные признаки S. pneumoniae и S. pyogenes. 28. Классификация пневмококков. 29. Характеристика факторов патогенности. 30. Устойчивость к физическим и химическим факторам. 31. Пневмококковые инфекции и их особенности. 32. Микробиологическая диагностика инфекций, вызванных стрептококком пневмонии. 33. Ускоренные методы исследования (феномен набухания капсулы по Нейфельду, реакция микроагглютинации по Сэбину). 34. Значение биологического метода в диагностике пневмококковых инфекций. 35. Профилактика и лечение пневмококковых инфекций.

В протокол к занятию должно быть записано.

План ответов на занятиях по частной микробиологии. (из документа 2).

Таксономия возбудителей на латыни

Остальное будет записано и зарисовано на занятии под руководством преподавателя. Распечатанный план лабораторной работы должен быть.

Основные рекомендуемые учебники ко всем занятиям II семестра :

Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. 2-е издание: Воробьев А.А. (Есть в библиотеке ИАТЭ НИЯУ МИФИ).


Воробьев А.А. Практикум лабораторных работ с иллюстрированными заданиями по микробиологии, иммунологии и вирусологии. (Есть в библиотеке ИАТЭ НИЯУ МИФИ).

Микробиология, вирусология и иммунология. Руководство к лабораторным занятиям. Учебное пособие. Гриф МО РФ. Сбойчаков Виктор Борисович, Карапац Максим Михайлович. (Есть в библиотеке ИАТЭ НИЯУ МИФИ).


Также замечательный учебник, содержащий описание практически всех лабораторных методик и приёмов Коротяев А.И., Бабичев С.А. "Медицинская микробиология, иммунология и вирусология, Коротяев А.И., Бабичев С.А. Чем более свежий год будет у этого издания, тем лучше.

34. Стафилококки. Стрептококки. Их характеристики

Стафилококки. Семейство Staphilococcoceae, род Staphilicoccus.

Являются возбудителями стафилококковой пневмонии, стафилококка новорожденных, сепсиса, пузырчатки.

По биохимическим свойствам делятся на виды:

1) St. aureus (имеет много факторов патогенности);

2) St. epidermidis (поражает кожу);

3) St. saprophiticus (паразит мочеполового тракта).

Антигены стафилококков разделяют на:

1) экстрацеллюлярные (вариантспецифические белки экзотоксинов и экзоферментов);

а) поверхностные (гликопротеиды);

б) глубокие (тейхоевые кислоты).

Факторы патогенности стафилококков.

1. Роль адгезинов выполняют комплексы поверхностных белков клеточной стенки с тейхоевыми кислотами.

2. Гиалуронидаза – фактор инвазии.

3. Ферменты агрессии: плазмокоагулаза, фибринолизин, лецитиназа, фосфатазы, фосфотидазы, экзонуклеазы, протеазы.

1) гематолизины (a, b, g, d, e);

2) гемотоксины (ответственны за развитие токсического шока);

4) экзофолиативный экзотоксин;

5) энтеротоксины (А, В, С, D, Е).

1. Химиотерапия – антибиотики, сульфаниламиды.

2. Фаготерапия – поливалентные фаги.

1) стафилококковые анатоксины;

2) лечебные аутовакцины;

3) готовые антительные препараты.

Специфическая профилактика: стафилококковый анатоксин (активная).

Стрептококки

Относятся к семейству Streptococcaceae, роду Streptococcus.

Это грамположительные кокки, в мазках располагаются цепочками или попарно. Являются факультативными анаэробами.

1. Экстрацеллюлярные – белки и экзоферменты.

2. Целлюлярные: поверхностные, глубокие.

1. Комплексы тейхоевых кислот с поверхностными белками.

2. М-белок (обладает антифагоцитарной активностью).

3. OF-белок – фермент, который вызывает гидролиз липопротеидов сыворотки крови, снижая ее бактерицидные свойствавыделяют:

1) OF+-штаммы (ревматогенные);

2) OF—штаммы (нефритогенные); первичная адгезия на коже.

4. Ферменты агрессии и защиты: гиалуронидаза, стрептокиназа, стрептодорназа, протеазы, пептидазы,

1) гемолизины: O– и S-стрептолизин;

2) эритрогенин (обладает пирогенным действием).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

29. Род эшерихия, род шигеллы. Их характеристики Род Escherihia включает в себя семь видов. Наибольшее значение имеет вид E. coli, которые по патогенности делят на:1) патогенные (диарейные);2) условно-патогенные.Заболевания, вызываемые эшерихиями, делят на две группы:1) эндогенные

30. Род сальмонеллы, род иерсинии. Их характеристики Бактерии подвижны, спор и капсул не образуют.На простых питательных средах. Образуют небольшие прозрачные колонии.Антигенная структура:1) О-антиген;2) Н-антиген.Cальмонеллы могут вызывать две группы

35. Менингококки. Гонококки. Их характеристики Менингококкиотносятся к роду Neisseria, род N. meningitidis.Это диплококки бобовидной формы, в мазках имеют вид кофейных зерен. Спор не образуют, жгутиков не имеют, в организме образуют капсулу. Грамотрицательные. Строгие

1. Стафилококки Семейство Staphilococcoceae, род Staphilicoccus.Являются возбудителями стафилококковой пневмонии, стафилококка новорожденных, сепсиса, пузырчатки.Это мелкие грамположительные кокки. В мазках располагаются скоплениями, часто гроздевидными. Спор не образуют,

2. Стрептококки Относятся к семейству Streptococcaceae, роду Streptococcus.Это грамположительные кокки, в мазках располагаются цепочками или попарно. Являются факультативными анаэробами. Не растут на питательных средах. На кровяном агаре дают мелкоточечные беспигментные колонии,

9. ОСНОВНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ ЧЕЛОВЕКА Ближняя точка ясного видения 10 смДиаметр жёлтого пятна сетчатки около 0,5 мм (1,5–2 угловых градуса)Сила аккомодации около 10 диоптрий (D)Диапазон изменения диаметра зрачка при изменении освещённости 1,8–7,5

4.2. Физические характеристики среды и целенаправленное поведение Более 30 лет назад Дж. Леттвин и др. [1963], изучив связь активности нейронов сетчатки лягушки с её поведением, сформулировали в очень яркой форме своё представление о том, что выделяет организм в среде:

2. ОБЩИЕ СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ЦЕЛОСТНЫЕ ФОРМАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Для экспериментальной проверки развиваемых представлений о свойствах нервной системы и их психологических проявлениях В.Д. Небылицын провёл исследование

Виды стафилококков
Наибольшее медицинское значение из рода Staphylococcus имеет вид S.aureus.
Морфологические свойства стафилококков
Стафилококки – абсолютно круглые кокки, формирующие в мазке беспорядочные груды.


Культуральные свойства стафилококков
Стафилококки растут на простых средах, образуют пигментные колонии, селективная среды для их выделения – солевая.
Биохимические свойства стафилококков
S.aureus обладает плазмокоагулазной активностью – это наиболее распространённый биохимический тест, применяемый для идентификации вирулентного стафилококка.
Серологические свойства стафилококков
Стафилококки обладают белком А и рядом других антигенов.
Резистентность стафилококков во внешней среде
Высокая.
Факторы вирулентности стафилококков
Крайне многочисленны, включая белок А; основной фактор вирулентности – плазмокоагулаза.
Микробиологическая диагностика стафилококковых инфекций
Гнойные стафилококковый инфекции диагностируются культуральным методом с выделением культуры на солевой среде и обязательным фаготипированием и антибиотикограммой; при пищевых отравлениях выделенную культуру тестируют на наличие энтеротоксина.
Классификация стрептококков
Стрептококки классифицируются на серогруппы по полисахаридному антигену.
Виды стрептококков
Основную роль в патологии человека из всех видов стрептококков играет Streptococcus pyogenes; отдельно рассматривается S.pneumoniae (пневмококк).
Морфологические свойства стрептококков
Преимущественное расположение в мазке – в виде цепочек.

Культуральные свойства стрептококков.
Стрептококки растут на сложных средах, вирулентные – обладают гемолитической активностью.


Биохимические свойства стрептококков
Для стрептококков характерна выраженная сахаролитическая активность (при менее выраженной, по сравнению со стафилококками протеолитической активности).
Резистентность стрептококков во внешней среде
Как и у стафилококка – высокая.
Факторы вирулентности стрептококков
Стрептококк обладает многочисленными факторами вирулентности, включая белковые токсины.
Общая характеристика болезней, вызываемых стрептококками
Стрептококковые болезни – это гнойные инфекции (фарингит, рожа, пиодермии; кроме скарлатины), сопровождающиеся развитием аутоиммунных осложнений (ревматизм, эндокардит, гломерулонефрит).
Микробиологическая диагностика стрептококковых инфекций
Осуществляется культуральным методом с идентификацией выделенной культуры по морфологическим, биохимическим и серологическим свойствам.
Морфологические свойства пневмококка
Ланцетовидный диплококк, окружённый капсулой.


Культуральные свойства пневмококка
Пневмококки растут на сложных питательных средах, на кровяном агаре формируют α-гемолитические колонии.
Биохимические свойства пневмококка
В отличие от других кокков, пневмококки ферментируют инулин.
Серологические свойства пневмококка
Пневмококки классифицируются по К-антигену на серовары (около 100).
Факторы вирулентности пневмококка
Основные факторы вирулентности пневмококка – капсула и субстанция С
Резистентность во внешней среде пневмококка
Пневмококки не устойчивы во внешней среде.
Взаимодействие пневмококка с организмом человека
Как правило, пневмококк вызывает патологический процесс в лёгких, откуда с кровью может попадать в другие органы.
Микробиологическая диагностика пневмококковых инфекций
Осуществляется путём микроскопии мазка с последующим выделением культуры для антибиотикограммы.
Сравнительная характеристика морфологических свойств менингококка и гонококка


И менингококк и гонококк представляют собой бобовидные диплококки.




Сравнительная характеристика культуральных свойств менингококка и гонококка
И менингококк и гонококк растут на сложных средах – в течение нескольких дней.
Сравнительная характеристика биохимических свойств менингококка и гонококка
И менингококк и гонококк обладают оксидазной активностью, гонококк ферментирует глюкозу, менингококк – глюкозу и мальтозу.
Сравнительная характеристика серологических свойств менингококка и гонококка
И менингококк и гонококк имеют сложный антигенный состав, менингококк классифицируется на серогруппы по капсульному полисахариду.
Сравнительная характеристика факторов вирулентности менингококка и гонококка
Основной факторы вирулентности (среди прочих) и менингококка и гонококка – эндотоксин.
Резистентность во внешней среде менингококка и гонококка
Резистентность во внешней среде и менингококка и гонококка крайне низка.
Взаимодействие менингококка с организмом человека
Из верхних дыхательных путей менингококк попадает в кровь, затем – в мозговые оболочки.
Микробиологическая диагностика менингококковой инфекции
Осуществляется путём микроскопии мазка с последующим выделением культуры для антибиотикограммы.
Взаимодействие гонококка с организмом человека
Гонококк из уретры и цервикального канала проникает во внутренние половые органы, возможна также генерализация инфекции.
Микробиологическая диагностика гонококковой инфекции
Микробиологическая острой гонореи осуществляется микроскопией мазка с последующим выделением культуры для антибиотикограммы, хронической – серологическим и аллергическим методами.

Tenses in Active Voice

Tense Form in Active Voice Signal Words Usage
Present Simple V1, Vs -,? do(does) always, often, usually, every…, sometimes, regularly, as a rule, seldom, never 1. permanent situations or states; 2. repeated/habitual actions;
Present Continuous am/is/are +Ving now, at the moment, at present Look! Listen! 1. temporary situations; 2. actions happening at or around the moment of speaking;
Present Perfect have/has+V3 ever, never, just, already, yet, recently, lately, since, for, today, this + noun, so far 1. recently completed actions; 2. actions which happened at an unstated past time and are connected with the present;
Present Perfect Continuous have/has +been+Ving How long, for, since 1. actions started in the past and continuing up to the present; 2. past actions of certain duration having visible results or effects in the present;
Past Simple V2(ed) -/? did Yesterday, the day before yesterday, last + noun, 2 days ago, in 1999, just now, then , when 1. action which happened at a definite past time. This action is not connected with the present
Past Continuous was/were + Ving At this time yesterday, all day long / from 5 till 6 / the whole evening yesterday, when, while 1. past action in progress interrupted by another action. The longer action is in the Past Continuous, the shorter action is in the Past Simple;
Past Perfect had + V3 for, since, already, after, just, never, yet, before, by, by the time,… 1. past action which occurred before another action or before a stated past time;
Past Perfect Continuous had + been +Ving for, since 1. action continuing over a period up to a specific time in the past;
Future Simple shall/will + V1 tomorrow, the day after tomorrow, tonight, next + noun, soon, in a week 1. decisions taken at the moment of speaking (on-the-spot decisions); 2. hopes, fears, threats, offers, promises, warnings, predictions, requests, comments… with: expect, hope, I’m sure, I’m afraid, probably
Future Continuous shall/will + be + Ving at this time tomorrow 1. actions in progress at a stated future time;
Future Perfect shall/will + have + V3 by the time tomorrow, until 1. actions which will be finished before a stated future time
Future Perfect Continuous shall/will + have + been + Ving by…for 1. duration of an action up to a certain time in the future

4. Put the verb into the correct form.

a) Usually we _______________ (to have) classes on the campus, but today we ________________ (to go) to the training airfield.

b) I ________________ (not to come) to the lecture yesterday. I ________________ (not to feel) very well. I hope my friends ________________ (to give) me the notes later.

c) Specialists from our Research Institute _______________(just to finish) the experiment. They ________________ (to work) on it for a month.

d) My telephone _______________ (to ring) while I ______________ (to play) basketball in the sports center. It _______________ (to be) my friend Julie who told me I _______________ (to get) an excellent mark for my presentation.

e) I want to go to this concert tomorrow. I think that I _______________ (to finish) writing my course paper.

f) SSAU _______________ (to cooperate) with Oxford Polytechnic for 10 years by the end of this semester.

g) I _______________ (not to read) the book on history of aviation yet, so I _______________ (do) it all day tomorrow.

h) – What is that noise? What _______________ (to happen)?

- I ________________ (not to know). Maybe the machine _______________ (to break down).

j) Do you know who _______________ (to invent) this kind of engine?

k) I _______________ (to buy) this book last week, but I _______________ (to read) it yet.

l) Annie asked me how to use this machine, She _______________ (never to use) it before, so she _______________ (to know) what to do.

5. Translate the following sentences from Russian into English paying special attention to the verb form,

a) Только квалифицированные специалисты работают в научно-исследовательских институтах нашей страны.

b) Мой брат уже получил степень магистра в университете Канады. Я надеюсь, что через 2 года он будет кандидатом наук.

c) Иностранные партнеры нашего университета включают Технический Университет в Мюнхене, Университет Брэдли в США, и другие. В настоящее время СГАУ развивает сотрудничество с некоторыми ВУЗами Китая.

d) Три года назад в студ.городке руководство университета построило общежитие с превосходными условиями для молодых ученых.

e) Авиапарк университета – это прекрасная база для научных исследований и разработок.

f) Многие выпускники СГАУ в настоящее время работают в конструкторских бюро в России и за рубежом.

6. a) Read the following document about the establishment of Kuibyshev Institute of Aviation.

b) Compare the Institute of 1942 with the University of 2010.

In 1942 the name was Kuybyshev Institute of Aviation Now the name is Samara State Aerospace University

1. Work in groups. Make a presentation of SSAU in the year of 2050. You may speak about the following:

Ø faculties, specialization

Ø number of teachers, students

Ø classrooms, laboratories

Ø extra-curricular activities (students theatre, etc…)

Ø whatever idea you have

1. Write a paragraph (100-150 words) saying why you have chosen SSAU. Follow the structure:

a) Write a topic sentence.

I have chosen Samara State Aerospace University for several reasons.

b) Give three reasons. Make use of the linking devices for listing:

The second reason is…

c) To each reason give a suitable example. Make use of the linking devices for examplification:

d) Finish up your paragraph with a conclusion. Make use of the linking devices for conclusion.



| следующая лекция ==>
Конспект лекции по теме занятия | ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЙ

Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 854 . Нарушение авторских прав

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции