Сподвижник умерший от чумы


Чёрная смерть 'Амвас

Один из признаков, отличающих истинного пророка от лжепророка – правдивость в словах. Если пророк предсказывает свершение какого-либо явления, в настоящем или в будущем, то оно неизбежно произойдёт.

В одном из своих изречений Пророк Мухаммад ﷺ перечислял признаки конца света. Причём первым из них он назвал свою смерть, что говорит о том, что обратный отсчёт разрушения Вселенной запущен еще 14 веков назад. Затем он упомянул взятие Иерусалима и только после этого сообщил о массовой гибели, которая постигнет исламскую умму.

С целью максимального понимания смысла Пророк ﷺ в этом хадисе провёл аналогию с болезнью, которая морит домашний скот. Для арабов, привыкших к животноводству, это сравнение было более чем понятным.

Этот хадис поражает не только хронологической точностью сказанного, но и тем, что предстоящая массовая гибель постигла умму в ближайшей перспективе, то есть ударила по первому поколению мусульман, по тем, кто был непосредственным свидетелем этих слов.

Тогда сподвижники едва ли могли знать, что речь идёт об эпидемии, которая беспощадно унесёт множество человеческих жизней. Но они всецело верили словам Пророка ﷺ и, возможно, морально готовились к этой разрушительной чуме.

К слову, чёрная смерть (так иначе принято называть чуму) – одна из самых катастрофических болезней, когда-либо постигавших человечество. Чума несёт массовую погибель, от неё на всём протяжении человеческой истории погибли десятки и десятки миллионов людей. Только в одной Европе чума, по разным данным, истребила до 60 млн человек, что соответствует одной трети всей населения Европы.

Чума может постигнуть людей вне зависимости от их веры или неверия, расовой или конфессиональной принадлежности. Однако для представителей общины Пророка Мухаммада ﷺ чума является милостью, тогда как на народы, жившие до нас, чума насылалась как кара Всевышнего.

В хадисе, переданном от супруги Пророка Айши (да будет доволен им Аллах), говорится, что однажды она задала Посланнику Аллаха ﷺ вопрос о чуме, и он сказал ей:

كَانَ عَذَابًا يَبْعَثُهُ اللهُ تَعَالَى عَلَى مَنْ يشَاءُ، فَجَعَلَهُ اللهُ تعالى رَحْمَةً للْمُؤْمِنينَ، فَلَيْسَ مِنْ عَبْدٍ يَقَعُ في الطَّاعُونِ فيمكثُ في بلدِهِ صَابرًا مُحْتَسِبًا يَعْلَمُ أنَّهُ لا يصيبُهُ إلاَّ مَا كَتَبَ اللهُ لَهُ إلاَّ كَانَ لَهُ مِثْلُ أجْرِ الشّهيدِ

Чума, которую предсказывал Пророк, дала о себе знать в 18-м году по хиджре во времена правления Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах. Эпицентром заражения стала палестинская деревня 'Амвас. В последующем в зоне заражения окажется весь Шам и Ирак.

Мусульмане оказались не готовы к такой смертоносной и заразной болезни, поэтому пребывали в полном смятении и замешательстве. Конкретного плана по ликвидации чумы, естественно, не было. Некоторые из них предлагали отправиться в соседние регионы, а другие видели в этом бегство от судьбы.

Халиф Умар в это время находился в Шаме и после некоторого обсуждения ситуации решил прервать свою поездку и вернуться в Медину. Примерно в таком духе состоялся диалог между халифом Умаром и командующим Шамом Абу 'Убайдой (да будет доволен ими обоими Аллах).

Таким образом, Абу 'Убайда и другие мусульмане, проживавшие в Шаме и Ираке, оказались в кольце убийственной и беспощадной эпидемии, они были обречены на погибель. Халифу было крайне тяжело смириться с тем, что видный сподвижник Пророка ﷺ Абу 'Убайда погибнет от чумы. Поэтому он сделал попытку вызволить его из Шама и тем самым спасти от заразы.

Всё же халиф сделал попытку защитить мусульман от постигшей их чумы. В своём очередном письме Абу 'Убайде халиф велел ему эвакуировать мусульман на возвышенность, там воздух, как правило, бывает чище.

С аналогичным обращением выступил перед людьми и Му'аз ибн Джабал, который также был поражен чумой. Среди погибших от чумы были также и другие сподвижники Пророка ﷺ : Сухайл ибн 'Амр, Шурахбиль ибн Хасана, Язид ибн Абу Суфьян и другие (да будет доволен ими всеми Аллах).

В общей сложности чума 'Амвас унесла от 25 до 70 тысяч мусульманских жизней. В конечном счёте план по эвакуации мусульман, который был рекомендован халифом, осуществил 'Амр ибн аль-'Ас. Свежий горный воздух сделал своё дело, с чумой наконец-то было покончено, но какой ценой это было сделано…

Подготовил Хаджимурад Алиев


12 удивительных фактов из жизни сподвижника Абу Убайда ибн Аль-Джарраха. (Да будет доволен им Аллах)

Абу Убайда является один из самых скромных, честных и правдивейших сподвижников, о котором Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “В каждом народе есть свой доверенный (амин), им в нашем народе является Абу Убайда ибн аль-Джаррах”

1) Абу Убайда принял ислам одним из первых после призыва Абу Бакра.

2) Абу Убайда был одним из самых искусных лучников. Его отец обучал его данному мастерству с самого детства. В 8 лет он мог попадать в неподвижный предмет, в 10 лет попадал в мишень на лошади, а в 12 лет легко целился в движущийся объект на большой скорости. Также он был искусным следопытом и разведчиком. Он по следам мог определить количество вьючных и боевых животных у противника.

3) Абу Убайда вкусил горький и жестокий опыт первых мусульман в Мекке, подвергшихся гонениям и притеснениям. Вместе с ними он совершил хиджру в Эфиопию, а затем и в Мадину.

4) В день Бадра, Абу Убайда ибн аль-Джаррах был вынужден воевать против своего отца Абдуллы ибн Аль-Джарраха, который занял сторону курайшитов. Абу Убайда не хотел сражаться со своим отцом, поэтому всячески избегал столкновения с ним на поле боя. Однако его отец все время преследовал его и вставал преградой между ним и противником. В конце концов, Абу Убайда был вынужден убить своего отца. После этого ему было очень плохо от содеянного, но Аллах в знак поддержки и одобрения его поступка, ниспослал следующий аят:

Абдулла ибн Умар также не раз отмечал правдивость Абу Убайды. Он говорил: “Трое из курайшитов стали самыми знатными, нравственными и совестливыми людьми. Если они говорят с тобой, то никогда не солгут, а если ты говоришь с ними, то никогда не сочтут тебя лжецом. Это правдивейший Абу Бакр, Усман ибн Аффан и Абу Убайда ибн аль-Джаррах”.

Умар ибн Аль-Хаттаб также перед своей смертью сказал, что если бы Абу Убайда был бы жив, назначил бы его правителем после себя. И это было бы легким решением. Но так как его нет, он был вынужден назначить совет, чтобы люди могли выбрать правителя.

8) Абу Убайда в первую очередь думал о распространении ислама, и лишь в последнюю очередь о себе. Об этом свидетельствуют истории о том, с каким рвением он защищал честь ислама и завоевывал все новые земли для мусульман, но при этом сохранял скромность и аскетизм в своей повседневной жизни. Однажды Умар ибн Аль-Хаттаб внезапно навестил его, когда тот был наместником в Шаме. Умар предложил поесть в доме Абу Убайды, однако тот настаивал на том, чтобы посидеть в другом месте. В итоге они все же пошли домой к Абу Убайде. Когда они зашли в дом, Умар ибн Аль-Хаттаб был шокирован увиденным. Все имущество Абу Убайды состояло из маленького кувшина и коврика, на котором он мог спать. Аль-Фарук удивленно спросил его, почему бы ему не приобрести другие вещи, ведь он был наместником Шама. Абу Убайда ответил, что ему ничего не надо. Умар ибн Аль-Хаттаб сказал:

“Дунья изменил всех нас, кроме тебя, о, Абу Убайда”.

9) Некоторые историки говорят, что Абу Убейда был одним из тех, кто основал первую больницу на Ближнем Востоке. Также он построил дамбы в Шаме, чтобы защитить его от постоянных потопов.

10) Абу Убайда был храбрым и искусным главнокомандующим войска. С самого начала войн Халифата с Персией и Византией, Абу Убайда отправился на фронт. Возглавлял арабские армии при покорении Сирии и Палестины в 634—638 годах. В битве при Ярмуке он был назначен командующим войсками центра. После этой победы были захвачены Фахль, Басан и Дамаск. Под командованием Абу Убайды также были завоеваны Иерусалим, Хомс и другие города Леванта.

11) Абу Убайда был верным другом, советчиком и служащим Умара ибн Аль-Хаттаба. Он бесприкословно подчинялся ему и проявил неповиновение всего лишь однажды.

В одно время Шам охватила невиданная эпидемия чумы. Сотни людей погибали от нее. Тогда Умар ибн Аль-Хаттаб отправил письмо Абу Убайде, в котором он писал, что для него есть срочное поручение, для выполнения которого ему нужно выехать. Абу Убайда догадался, что халиф хочет уберечь его. После чего Абу Убайда отправил Умару письмо, в котором писал, что он понял о том, что халиф пытается спасти его от чумы. Абу Убайда написал о своем намерении остаться со своим войском, так как он хотел бы разделить учесть своих солдат. Прочитав письмо, Умар расстроился до такой степени, что, увидев его переполненные слезами глаза, приближённые спросили:

— Неужели Абу Убайда скончался, о вождь правоверных?

— Нет, — ответил он. — Но он близок к смерти.

Предчувствие не обмануло аль-Фарука, так как буквально после этого чума настигла и Абу Убайду. Перед смертью он обратился к Муазу ибн Джабалу и попросил его быть имамом людей. Абу ‘Убайда ибн Аль-Джаррах умер в 18 году хиджры в возрасте 58 лет. Муаз возглавил его джаназа намаз. Затем он обратился к людям со словами:

“О мусульмане, вас постигло огромное горе в связи с кончиной этого человека. Клянусь Аллахом, что за всю свою жизнь я не видел более порядочного и чистосердечного человека. Он был крайне далёк до того, чтобы ненавидеть кого-либо или причинить даже малейшее зло. Никто не любил детей так сильно, как он, и никто не был так искренен с людьми. Молитесь же о ниспослании милосердия ему, и Аллах смилостивится над вами”.

12) Наставления от Абу Убайда ибн Аль-Джарраха:

“Я обращаюсь к вам с заветом, который принесёт вам постоянное благополучие, если вы его примете: совершайте же намаз, соблюдайте пост в течение месяца Рамадана, совершайте большое и малое паломничество, совещайтесь между собой в любых вопросах, будьте искренними с вашими эмирами и не обманывайте их, не увлекайтесь мирской жизнью. Даже если человек и проживёт тысячу лет, то и в этом случае его всё равно ждёт кончина, как вы это сейчас видите. Мир вам и милость Аллаха”.

СТАТЬИ

  • Академия Корана: Наша цель – помочь вам получить наивысшую награду Аллаха Об АкадемииОбразование онлайн становится популярнее с каждым днем, ведь.
  • Изучение Арабского языка и Таджвида Отличный Сайт! Я с этого сайта с 0 нуля выучил арабский алфавит, потом научился.
  • Обучение намазу (необходимый минимум) بسم الله.

Заразные болезни и эпидемии – что говорится об этом в Исламе?


Акыда Ахлю-Сунна говорит о том, что заразные болезни не заразны сами по себе. Болезни передаются исключительно по воле Аллаха, и Он лишь один может дать исцеление от болезни.

В разделе, касающемся средств (асбаб), причин и следствий, имам Байджури в своем комментарии на Джаураха ат-Таухид пишет, что существует т.н. талязум ‘адий (привычная связь) между вещами, которую мы принимаем за причины и следствия. Этот вопрос также отражен в некоторых комментариях на акыду Бад’у ль-Амали.

Болезнь происходит не от вступления в контакт с инфицированным человеком, она результат воли Аллаха. Тем не менее, существует связь между воздействием больного человека и заражением (болезнью). Заражение болезнью – это средство, которое использует Аллах, если хочет поразить кого-то болезнью.

Имея в виду вышеприведенный хадис, по мнению некоторых ученых, посещать территорию, охваченную эпидемией, является макрух тахрими (сильно нежелательно), если человек боится, что он заболеет из-за его посещения этой местности, а не по воле Аллаха. Кроме того, также сильно нежелательно покидать район, охваченный болезнью, если это заставит человека поверить, что он был спасен от болезни из-за своего отъезда, а не по воле Аллаха.

Тем не менее, другие ученые считают сильно нежелательным посещать или уезжать из области, охваченной эпидемией болезни, независимо от своих мыслей и убеждений.

В качестве исключения из общего правила будет допустимым для человека оставить область эпидемии, если есть реальная необходимость. Например, если ему нужно лечь в больницу в другой местности для лечения.

Кроме того, Ибн Хаджар, рахимахуллах, сказал, что человек из другой местности, который оказался в районе эпидемии, но уже собрался уезжать, когда там началась эпидемия болезни, будет освобожден от запрета покидать её.

Ниже приведены несколько исламских принципов медицинской этики в отношении борьбы с эпидемиями:

3) Следует избегать употребления потенциально опасных продуктов и пользоваться вещами, которые могут быть средством возникновения болезни.

4) Допускается забивать больных животных.

5) Не пользоваться одними и теми же вещами. Перчатки, иглы, одежду необходимо регулярно менять. Точно так же, постельные принадлежности следует часто стирать.

6) Как можно скорее похоронить умершего: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал общее указание, что умерших следует хоронить без задержек.

А Аллах знает лучше.

Муфтий Фараз Адам аль-Махмуди


О чуме и о том, что [чума] есть наказание, так не являйтесь же [туда, где] она [получила распространение, но] и не убегайте от неё.

1499 — Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что [в своё время][1] ‘Умар ибн аль-Хаттаб выступил [в поход] на Шам. Когда он достиг Сарга[2], его встретили командующие войсками[3], а именно — Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах и его товарищи, которые сообщили ему, что в Шаме началась [эпидемия] чумы.

[1] Здесь речь идёт о событиях 639 г.

[2] С а р г — селение между Табуком и Мааном близ границ Шама и Хиджаза.

[3] Здесь имеются в виду войска, которые были расквартированы в Иордании, Палестине, Дамаске, Хомсе и Киннасрине.

[4] Здесь имеются в виду те люди, которые переселились из Мекки в Медину до того, как мусульмане стали молиться, обращаясь лицами к Мекке, то есть до 624 г

[5] Имеется в виду сражение с врагом.

[6] То есть до овладения Меккой мусульманами. Возможно также, что речь идёт о людях, принявших ислам и переселившихся из Мекки в Медину после победы, когда необходимость в переселении по религиозным причинам уже отпала. Несмотря на это, их также называли мухаджирами.

[7] То есть возвращаюсь в Медину.

[8] Таким образом, ‘Умар, не знавший, что по этому поводу говорил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и выслушавший мнения всех авторитетных людей, принял самостоятельное решение.

[9] То есть если бы это сказал кто-нибудь другой, я бы не удивился.

‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф ибн ‘Абд-‘Ауф ибн ‘Абд-аль-Харис — выдающийся сподвижник, один из первых мусульман, один из десяти обрадованных раем при жизни и один из шести членов совета, созданного ‘Умаром ибн аль-Хаттабом перед смертью. Принял участие в битве при Бадре и других походах. В битве при Ухуде получил 21 ранение. Занимался торговлей и был одним из самых богатых курайшитов. С его слов было передано 65 хадисов. Умер в 33 г. х.

‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас аль-Кураши ас-Сахми — известный сподвижник и сын сподвижника. Обратился в ислам раньше своего отца, который был старше него всего на одиннадцать лет, и записывал хадисы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, с его позволения. Был известен глубокими знаниями религии и набожностью. С его слов было передано около 700 хадисов. По мнению большинства историков, умер в Египте в 63 г. х.

‘Абдуллах ибн ‘Аббас ибн ‘Абд-аль-Мутталиб — выдающийся сподвижник и двоюродный брат Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Его мать — Любаба бинт аль-Харис аль-Хилялийя. Родился за три года до хиджры, когда мусульмане были осаждены в ущелье. После освобождения Мекки вместе с родителями поселился в Медине, хотя принял ислам раньше. Отличался набожностью и глубочайшими знаниями о Коране и Сунне. Стоял у истоков мекканской школы тафсира. С его слов было передано 1660 хадисов. Умер в Таифе в 68 г. х.

‘Абдуллах ибн аль-Харис ибн Джаз, Абу аль-Харис аз-Зубайди — сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха. До обращения в ислам носил имя аль-‘Ас, а потом Пророк, мир ему и благословение Аллаха, нарёк его ‘Абдаллахом. Участвовал в завоевании Египта, поселился там и обучал местных жителей Корану и Сунне. Умер в 86 г. х., и был последним среди сподвижников, умерших в Египте.

‘Абдуллах ибн аз-Зубайр ибн аль-‘Аввам, Абу Бакр аль-Кураши аль-Асади — известный сподвижник и сын выдающегося сподвижника и двоюродного брата Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Родился во 2 г. х. и был первым новорождённым у мухаджиров. Участвовал в битва при Ярмуке, в завоевании Магриба, в походе на Константинополь, а также в Верблюжьей битве. После смерти Язида ибн Му‘авии стал правителем Хиджаза, Йемена, Египта, Ирака и Хорасана, но проиграл борьбу своему сопернику ‘Абд-аль-Малику ибн Марвану, который унаследовал власть в Шаме от своего отца. Погиб в Заповедной мечети в 73 г. х. С его слов было передано 33 хадиса.

‘Абдуллах ибн Мас‘уд ибн Гафиль, Абу ‘Абд-ар-Рахман аль-Хузали — выдающийся сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха, один из первых мусульман и четырёх лучших знатоков Корана. Первым открыто прочёл Коран в Мекке. Совершил хиджру в Абиссинию, а потом в Медину. Участвовал в битве при Бадре, проявил стойкость при Ухуде, участвовал и в последующих походах Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Занимал должность кадия Куфы при халифе ‘Умаре и в начале правления ‘Усмана ибн ‘Аффана. Стоял у истоков куфийской школы Корана и мусульманского права. С его слов было передано 848 хадисов. Умер в Медине в 32 г. х.

‘Абдуллах ибн Мугаффаль ибн ‘Абд-Нахм, Абу Са‘ид аль-Музани — известный сподвижник, принял участие в присяге под деревом. Был одним из тех, кто плакал из-за того, что не нашёл средств для участия в походе на Табук. Поселился в Басре и умер в 60 г. х. Его отец тоже был сподвижником и скончался в год освобождения Мекки.

‘Абдуллах ибн Раваха ибн Саляба, Абу ‘Амр аль-Ансари аль-Хазраджи — известный сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Принял участие во второй присяге в Акабе, в битвах при Бадре и Ухуде, а также последующих сражениях. Знал грамоту ещё до обращения в ислам, а потом сочинял стихи, защищая честь Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Погиб в битве при Муте в 8 г. х., командуя отрядом мусульман.

‘Абдуллах ибн Са‘д ибн Абу Сарх, Абу Яхья аль-Кураши аль-‘Амири — известный сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и молочный брат халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана. Принял ислам до Худайбийского мира и переселился в Медину, где записывал откровения для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, но потом отрёкся от веры и сбежал в Мекку. Повторно принял ислам в день освобождения Мекки. В период правления ‘Усмана был назначен наместником Египта и участвовал в завоевании Ифрикии. Во время конфликта между ‘Али и Му‘авией удалился в Палестину и умер там в 36 или 37 г. х.

‘Абдуллах ибн ас-Саиб, Абу ‘Абд-ар-Рахман аль-Кураши аль-Махзуми — сподвижник младшего поколения. Его отец ас-Саиб ибн Абу ас-Саиб в доисламские времена был торговым партнёром Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а потом принял ислам. Жил в Мекке и обучал там чтению Корана. Умер в период правления ‘Абдуллаха ибн аз-Зубайра.

‘Абдуллах ибн Сарджис аль-Музани — сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха, младшего поколения. Некоторые историки относили его к табиям. Рассказывал хадисы со слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ‘Умара, Абу Хурайры и др. Поселился в Басре и умер там в период правления ‘Абд-аль-Малика ибн Марвана.

‘Абдуллах ибн ‘Умар ибн аль-Хаттаб аль-Кураши аль-‘Адави — выдающийся сподвижник и сын второго праведного халифа. Принял ислам и совершил хиджру вместе со своим отцом, когда был ещё ребёнком. Из-за юного возраста не был допущен к участию в битве при Ухуде, и его боевым крещением стало сражение у рва. Участвовал в завоевании Ирака, Ирана и Египта. Отличался набожностью и глубочайшими знаниями о Коране и Сунне. С его слов было передано 2630 хадисов. Умер в Мекке около 73 г. х.

‘Абдуллах ибн Зайд ибн ‘Асим, Абу Мухаммад аль-Ансари аль-Хазраджи — известный сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Принял участие в битве при Ухуде и последующих походах Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В битве при Ямаме ударил мечом лжепророка Масламу ибн Хабиба в то самое время, когда эфиоп Вахши ибн Харб сразил его копьём. Погиб в битве при Эль-Харре в 63 г. х.

Абу Айюб Халид ибн Зайд ибн Куляйб аль-Ансари аль-Хазраджи — известный сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Участвовал во второй присяге в Акабе, в битве при Бадре и последующих походах Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В его доме поселился Пророк, мир ему и благословение Аллаха, после хиджры в Ясриб. С его слов было передано 155 хадисов.

Умер в 52 г. х. во время похода на Константинополь и был похоронен недалеко от крепостной стены. Его могила была сровнена с землёй, но византийцы приходили на неё во время засухи, чтобы вызвать дождь. После завоевания Константинополя османами предполагаемом месте его могилы была построена мечеть Эюп-Султан.

Абу аль-‘Ас Лякит ибн ар-Раби‘ ибн ‘Абд-аль-‘Узза аль-Кураши аль-‘Абшами — известный сподвижник и зять Пророка, мир ему и благословение Аллаха, муж его дочери Зайнаб. Его мать — Халя бинт Хувайлид — была сестрой матери правоверных Хадиджи. В битве при Бадре воевал на стороне язычников и попал в плен, но был отпущен после ходатайства Зайнаб при условии, что позволит ей переселиться в Медину. Принял ислам до заключения Худайбийского мира, совершил хиджру и воссоединился со своей женой. Их сын ‘Али умер подростком после освобождения Мекки, а их дочь Умама вышла замуж за ‘Али ибн Абу Талиба, а после его смерти — за аль-Мугиру ибн Науфаля. Умер в 12 г. х. До нас не дошли хадисы с его слов.

Абу аль-Хайсам Малик ибн ат-Таййихан ибн Малик аль-Ансари аль-Ауси — сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха, один из первых шести или восьми жителей Ясриба, принявших ислам в Мекке, участник первой присяги в Акабе. Побратим ‘Усмана ибн Ма‘зуна. Участвовал в битве при Бадре и последующих походах Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Умер в Медине во времена правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба.

Абу Асид Малик ибн Раби‘а ибн аль-Бадан ас-Са‘иди — известный сподвижник, один из самых уважаемых ансаров. Участвовал в битве при Бадре и последующих походах Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В день освобождения Мекки был знаменосцем своего племени. Незадолго до гибели халифа ‘Усмана лишился зрения. С его слов было передано 28 хадисов. Умер в Медине в 40 г. х.

Абу Бакра Нуфай‘ ибн аль-Харис ибн Каляда — известный сподвижник. Был рабом у племени сакиф, а во время осады Таифа сбежал из города и принял ислам. После этого Пророк, мир ему и благословение Аллаха, освободил его из рабства, а за то, что он перелез через городскую стену, ухватившись за деревянное колесо (бакра), за ним закрепилось прозвище Абу Бакра. Поселился в Басре, и считался одним из самых уважаемых людей города. Во внутренних усобицах между мусульманами, в том числе в Верблюжьей битве, не участвовал. Умер в 51 г. х.

Абу Джухайфа Вахб ибн ‘Абдаллах ибн Муслим ас-Суваи — сподвижник младшего поколения. Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, скончался, он ещё был ребёнком. Поселился в Куфе и командовал личной гвардией халифа ‘Али ибн Абу Талиба. Отличался аскетизмом и умеренностью. Известен также как Вахб аль-Хайр. Умер в 74 г. х.

Абу Хурайра — ‘Абд-ар-Рахман ибн Сахр ад-Дауси — выдающийся сподвижник, внесший огромный вклад в распространение Сунны Пророка, мир ему и благословение Аллаха. С его слов было передано 5965 хадисов, вошедших в девять важнейших сборников, хотя только 138 из них не подтверждаются рассказами других сподвижников. Принял ислам в 7 г. х. и приехал в Медину, а вскоре после этого совершил хиджру. Обладал прекрасной памятью, набожностью и повсюду сопровождал Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В период правления ‘Умара был назначен вали Бахрейна, но вскоре был смещён и занимался преподаванием. После гибели халифа ‘Усмана был одним из пяти сподвижников, которые издавали фетвы и рассказывали хадисы в Медине. Умер в 57 г. х.

Абу Катада аль-Харис ибн Риб‘и аль-Ансари ас-Сулями — известный сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Участвовал в битве при Ухуде, в битве у рва и других походах Пророка, мир ему и благословение Аллаха. При халифе ‘Али был назначен на должность вали Мекки, а потом смещён. Умер в Медине в 54 г. х. Но есть сообщения, что он умер в Куфе намного раньше и что заупокойную молитву по нему совершил ‘Али ибн Абу Талиб.

Абу Муса аль-Аш‘ари — ‘Абдаллах ибн Кайс ибн Суляйм — выдающийся сподвижник, один из лучших знатоков Корана. Принял ислам в Мекке, куда приехал из Йемена, совершил хиджру в Абиссинию и прибыл в Медину накануне освобождения Хайбара. Незадолго до прощального хаджа был отправлен в Йемен. При халифах ‘Умаре и ‘Усмане занимал должность вали Басры, а позднее — Куфы. С его именем связано распространение Корана в Басре, и с его слов было передано 360 хадисов. Умер около 44 г. х.

Абу Рафи‘ — известный сподвижник, вольноотпущенник Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Его звали Ибрахим или Аслам, но на этот счёт есть и другие сообщения. Копт по происхождению. Был рабом аль-‘Аббаса ибн ‘Абд-аль-Мутталиба, и тот подарил его Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Когда же аль-‘Аббас принял ислам, он подарил ему свободу. Принял ислам в Мекке вместе с женой аль-‘Аббаса — Умм аль-Фадль. После битвы при Бадре совершил хиджру и прислуживал Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Участвовал в битве при Ухуде и последующих походах. Позднее участвовал в завоевании Египта. Умер в Куфе около 40 г. х.

Абу Римса ат-Тайми — сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха, из племени тайм ар-рабаб, известный по кунье. Относительно его имени есть большие разногласия. Имам Ахмад сообщил, что его звали Рифа‘а ибн Ясриби, но на этот счёт есть больше десяти разных мнений. Занимался врачеванием и приехал к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, вместе со своим сыном. Впоследствии поселился в Куфе. Аль-Миззи считал его и Абу Римсу аль-Баляви одним лицом, тогда как Ибн ‘Абд-аль-Барр и Абу аль-Хасан Ибн аль-Асир считали, что это два разных сподвижника. Ат-Тирмизи сказал, что аль-Баляви поселился в Египте и умер в Ифрикии.

Абу Са‘ид аль-Худри — Са‘д ибн Малик ибн Синан аль-Ансари аль-Хазраджи — выдающийся сподвижник и сын сподвижника. Его отец погиб в битве при Ухуде. Принял ислам, будучи ребёнком, и из-за малого возраста не принял участия в битве при Ухуде. Участвовал в битве у рва, в присяге под деревом в Худайбии и последующих походах Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Впоследствии преподавал и издавал фетвы в Медине. С его слов было передано 1170 хадисов. Умер в 74 г. х.

Абу Саляма ‘Абдаллах ибн ‘Абд-аль-Асад аль-Махзуми — один из первых мусульман и молочный брат Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Первым совершил хиджру в Абиссинию вместе со своей женой Хинд бинт Абу Умайя (будущей матерью правоверных Умм Саламой), а затем вернулся в Мекку. Потом совершил хиджру в Медину и принял участие в битве при Бадре. Умер через несколько месяцев после битвы при Бадре или при Ухуде.

Абу Тальха Зайд ибн Сахль ибн аль-Асвад аль-Ансари аль-Хазраджи — известный сподвижник, один из накибов, принесших присягу в Акабе. Участвовал в битве при Бадре и последующих походах Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Умер в Медине в 34 г. х. Есть сообщение о том, что он умер в 51 г. х. во время морской экспедиции и был похоронен лишь спустя семь дней, и в течение этого срока его тело не изменилось. С его слов было передано больше 20 хадисов.

Абу ат-Туфайль ‘Амир ибн Василя ибн ‘Абдаллах аль-Кинани — сподвижник младшего поколения, переживший всех остальных сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Родился во 2 г. х. После гибели халифа ‘Усмана воевал на стороне ‘Али ибн Абу Талиба. Поселился в Куфе, а после смерти халифа ‘Али переехал в Мекку. Умер в 107 г. х.

Абу Умама Судайй ибн ‘Аджлян ибн аль-Харис аль-Бахили — известный сподвижник, рассказывавший много хадисов со слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ‘Умара ибн аль-Хаттаба, Му‘аза ибн Джабаля, Абу ‘Убайды ибн аль-Джарраха. Несмотря на свои молодые годы, пользовался уважением своих соплеменников, и они ответили на его призыв и приняли ислам. Есть сообщения о том, что он участвовал в присяге под деревом в Худайбии. Проживал в Египте, потом переехал в Хомс. Умер в 86 г. х.

Об отношении к болезням,
невзгодам и действиях при них

Награда за проявление
терпения во время эпидемии

2532. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

Пояснение: Известно, что чума всегда в любом обществе вызывала тревогу. Всех постоянно беспокоила мысль о мерах противостояния ей. Неоспоримым фактом является и то, что в местах распространения чумы погибает много людей. К тому же чума – очень быстро передаваемая болезнь, и самый эффективный метод упреждения ее распространения – изоляция больных от здоровых.

Человек, находящийся в очаге распространения эпидемии, подвергается опасности заболеть смертоносной болезнью, испытывает неудобства от необходимости не покидать свое место даже под угрозой заражения болезнью. Следование человеком таким требованиям служит целям предотвращения распространения смертельного недуга. Именно поэтому люди, находившиеся в очаге и умершие от эпидемической болезни, приравнивались к мученикам. То есть человек, проявивший терпение ко всем страданиям от болезни и не ушедший в другие места из своего места пребывания, подчинившись религиозному повелению, получит статус мученика. В этом поучении, наряду с призывом больных к терпению, есть большое утешение для его родных и близких, оставшихся в живых. Они пребудут во мнении, что такой-то, заразившись чумой, соблюдал хадис и умер, проявляя терпение, а посему обрел статус мученика.

Эти значения и присущие им понятия прояснятся еще больше в процессе изучения последующих хадисов.

2533. Передается от Аиши радияллаху анха, как она спросила Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам о чуме, и он известил ее об этом так:

Оба передал Бухари.

Пояснение: В этом хадисе вновь становится очевидным, насколько Всевышний Аллах милосерден к мусульманам. Эта истина явственно исходит из возвещения в хадисе о том, с какой целью насылалась эпидемическая болезнь на других и с какой иной целью она насылается на правоверных.

В самом деле, известно, что многие народы в истории были уничтожены различными болезнями, в том числе и чумой. Всевышний Аллах сделал чуму милосердием для мусульман, тогда как для других она насылалась как мучение. Если мусульмане будут делать то, что повелевает Всевышний Аллах, то в случае смерти они покинут этот мир мучениками.

Ислам, заботясь об интересах масс, именно так награждает тех людей, которые жертвуют собой ради упреждения распространения эпидемии за пределы ее очага. Этот смысл еще больше проясняется в последующем предании.

2534. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

Передали два шейха и Тирмизи.

Мы сначала узнали, что чума является для иных мучением, а для мусульман милосердием. Теперь излагается, как мусульманская община должна относиться к этой болезни при ее появлении.

Ибо если отправитесь туда, есть вероятность заразиться этой болезнью. И если, упаси Аллах, все же что-либо случится с вами, будете сожалеть, что напрасно вы туда пошли.

Потому что если вы покинете пределы этого места, чума может распространиться и на другие края.

Это и есть санитарные меры предотвращения распространения заболевания, установленные религией Ислам еще тысячу пятьсот лет назад. Здесь ясно просматривается, как эта защитная мера устанавливалась – не посредством административного бюрократизма, а повышением медицинской культуры среди населения.

2535. Передается от Ибн Аббаса радияллаху анхума:

«Умар ибн Хаттаб радияллаху анху отправился в Шам. Когда он достиг Сарга, его встретили жители Аджнада – Абу Убайда ибн Джаррах и его товарищи и сообщили о том, что в Шаме появилась чума. И Умар сказал Ибн Аббасу:

– Позови ко мне первых мухаджиров.

Я позвал их. Он посоветовался с ними. Они впали в разногласия. Некоторые сказали:

– Ты вышел ради конкретного дела. Мы не советуем тебе отказываться от него.

Другие же сказали:

– Вместе с тобой идут остальные люди и сподвижники Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Мы не советуем тебе вести их к этой чуме.

– Уйдите прочь от меня! – сказал [им] Умар, затем попросил: – Позови ко мне ансаров.

Я позвал их. Так, он посоветовался и с ними. Они также последовали по пути переселенцев в разногласии. Им он также сказал:

– Уйдите прочь от меня! – А потом сказал: – Позови ко мне вон с того места мухаджиров фатха из числа шейхов (здесь: старейшин) Курайша.

Я позвал их. Не разошлись из них во мнении даже двое. Они сказали:

– Советуем тебе не вести их к чуме и возвращаться обратно.

Умар через глашатая объявил среди людей:

– Поистине, на рассвете я сяду на свое верховое животное.

Тогда Абу Убайда сказал:

– Убегая от предустановления Аллаха?

Умар сказал:

– Разве не мог сказать это другой, кроме тебя?! – Умар не любил перечить ему. – Да, убежим от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха. Скажи, если бы у тебя были верблюды и они спустились бы в долину, разделенную надвое. Одна часть была бы плодородной, а другая безводной. Станешь пасти их на плодородной половине, то эта пастьба состоится по предопределению Аллаха, а если станешь пасти на сухой стороне, то это тоже будет по предопределению Аллаха. Не так ли?!

В это время подошел Абдуррахман ибн Авф. Он был в отлучке по некоторым своим делам. Он сказал:

– Я обладаю знанием в отношении этого. Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Когда вы услышите о том, что она [чума] существует в каком-либо месте, не идите туда. Когда она случается на месте, где вы находитесь, не выходите [оттуда], убегая от нее.

Передали два шейха.

Пояснение: Из этого можно извлечь множество сведений. Поэтому будет лучше проанализировать содержание этого хадиса обстоятельно, детально.

Эта поездка была осуществлена во время халифата почтенного Умара. Он вышел в путь, взяв с собой нескольких сахабиев, чтобы ознакомиться с положением мусульман в Шаме. Известие о том, что Умар ибн Хаттаб радияллаху анху отправился в путь в сторону Шама, разошлось повсюду. В том числе это известие достигло и до Абу Убайды ибн Джарраха радияллаху анху, который был в то время наместником Шама. Он вышел в путь со своими людьми, чтобы встретить халифа.

Сарг – название первого из расположенных на пути из Хиджаза селений Шама.

Аджнад – так именовались пять знаменитых городов Шама того времени. Это – Палестина, Иордания, Дамаск, Химс и Кунсурайн.

Тогда правители данных пяти городов вместе с Абу Убайдой ибн Джаррахом радияллаху анху вышли встречать почтенного Умара.

Обычно вышедшие встречать главу общества после приветствий заводят речь о самых важных и актуальных вопросах. Абу Убайда ибн Джаррах радияллаху анху и его товарищи тоже сообщили почтенному Умару о самой актуальной проблеме своей страны – о появлении чумы.

«Тогда Умар сказал Ибн Аббасу:

– Позови ко мне первых мухаджиров.

Почтенный Умар стал советоваться с людьми по поводу чумы, так как был в неведении насчет благородного хадиса Пророка саллаллаху алайхи васаллам об этом. Если бы почтенный Умар знал хадис, он ни с кем не стал бы советоваться, а сразу последовал бы ему. Как нарочно, и призванные для совета тоже не знали о хадисе.

Тогда среди первых мухаджиров, вышедших в путь вместе с почтенным Умаром, возникли разногласие по этому вопросу.

«Некоторые сказали:

То есть, о Умар, ты вышел, чтобы справиться о положении мусульман в Шаме. Об этом стало известно всем. Друзья и недруги пристально наблюдают за тобой. Если, прознав о чуме, ты повернешь отсюда вспять, это станет неприглядным поступком. Друзья опечалятся, а недруги возрадуются.

«Другие же сказали:

Они тоже выставили доказательства в пользу своего мнения. Они не хотели вести здоровых и почитаемых людей в опасные места.

Эти их разногласия не понравились халифу.

Следовательно, сначала – мухаджиры, то есть они стоят на первом месте, а потом следуют ансары – жители Медины. Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху продолжает рассказывать.

Как видно, среди ансаров, вышедших в путь вместе с почтенным Умаром, тоже не было человека, кто слышал хадис о чуме. Поэтому и они разошлись во мнении касательно этого вопроса.

«Им он также сказал:

Это были уважаемые старейшины племени Курайш, ставшие мусульманами только в день фатха Благородной Мекки. Поэтому с ними стали советоваться в последнюю, третью очередь.

«Я позвал их. Не разошлись из них во мнении даже двое. Они сказали:

Как оказалось, они тоже не знали о хадисе. Вероятно, они извлекли поучительный пример из действий предыдущих советчиков и не стали расходиться во мнении перед халифом, а высказали единое мнение. Они посоветовали не входить в земли, где свирепствует чума, и возвратиться назад. Этот совет понравился почтенному Умару. Он решил вернуться.

«Умар через глашатая объявил среди людей:

Под этим подразумевалось, что Умар намеревается вернуться в Медину. Безусловно, хотя это решение и понравилось многим, но сирийцам, ожидающим уважаемых гостей, оно пришлось не по душе.

«Тогда Абу Убайда сказал:

Подобные тяжкие слова наместника в Шаме, великого сподвижника, Абу Убайды ибн Джарраха радияллаху анху свидетельствуют о его негодовании. Он был великим человеком, который смел говорить с почтенным Умаром в таком тоне.

«Умар сказал:

Для того чтобы объяснить, зачем почтенный Умар сказал так, Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху добавляет свои поясняющие слова в повествование:

Почтенный Умар из уважения к Абу Убайде ибн Джарраху радияллаху анху удерживал себя от высказываний, которые могли противоречить его словам. Теперь же он вынужден был вступить с ним в спор на виду у многих. В продолжение своего ответа Абу Убайде радияллаху анху он сказал еще следующее:

Или если, по-твоему, пасти на одной стороне – это по предопределению Аллаха, а пастьба на другой – вне предопределения Аллаха, тогда скажи так. Ведь все происходит по предопределению Аллаха. То, что мы делаем сейчас, тоже походит на это. На это ты не обижайся.

Поэтому он не знал о том, что произошло до этого. Узнав же о сущности проблемы,

«Он сказал:

Все, вопрос решен. Не осталось места ни для излишних советов, ни для споров.

Эта история весьма известна. Она приводится во многих книгах в связи с рассмотрением в них разных тем. Среди них имеются такие, как вопросы совета и совещания, акийды (вероубеждения) и предопределения, взаимоотношений между главой общества и наместниками, а также эмирами и другие подобные им вопросы.

В этом месте нам необходимо напомнить о том, что следует знать при изучении благородного хадиса.

1. Не обязательно, чтобы все сахабии слышали все хадисы Пророка саллаллаху алайхи всаллам.

2. Допустимо, что некоторые хадисы слышали считанные люди. Например, хадис с повелением не ходить туда, где есть чума, и не выходить оттуда. Оказывается, даже выдающиеся старшие сподвижники не слышали о нем. Из стольких людей только один человек – Абдуррахман ибн Авф радияллаху анху – слышал об этом.

3. В случае надобности, поискав, можно найти хадисы, подобные этому и касающиеся случаев, которые происходят время от времени. Безусловно, вспышка эпидемической болезни случается не каждый год и даже не каждые десять лет. Это происходит очень редко. Поэтому когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил хадис, касающийся этого вопроса, его слышали только присутствовавшие на той беседе, и поскольку не было необходимости, к этому никто больше не возвращался. Чумы не было и во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам, и в период халифата Абу Бакра Сиддика радияллаху анху, а также и в начале халифата Умара радияллаху анху.

И вот, во время путешествия почтенного Умара радияллаху анху в Шам люди столкнулись с этой проблемой. С этого момента начинается применение хадиса Пророка саллаллаху алайхи васаллам по этому вопросу. Теперь был установлен порядок: если в каком-то регионе исламского государства появлялась инфекционная болезнь, никто туда не входил и никто не выходил оттуда.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции