Ситуационные задачи по коклюшу с ответами

1. Контрольные вопросы:

Пути заражения коклюшем.

Восприимчивость к коклюшу различных возрастных групп.

Источники инфекции при коклюше.

Эпидемиологическое значение стёртых и ложных форм коклюша в детском коллективе.

Сроки карантина для контактных детей.

Каковы клинические особенности катарального периода коклюша.

Клиника спазматического периода коклюша.

Каковы показатели тяжести коклюша.

Каковы отдалённые последствия коклюша, перенесенного в раннем грудном возрасте.

Особенности клиники и течения коклюша у привитых детей.

Чем опасен коклюш для детей грудного возраста?

Каковы отдалённые последствия коклюша, перенесенного в раннем грудном возрасте.

Какие осложнения характерны для коклюша?

Дифференциальный диагноз коклюша в катаральном периоде, в периоде спазматического кашля.

Дифференциальный диагноз коклюша и паракоклюша.

Методы лабораторной диагностики коклюша.

Неотложные мероприятия при приступах апноэ.

Профилактические меры в очаге коклюша.

Сроки изоляции больного и карантина контактных детей.

Сроки проведения профилактических прививок против коклюша.

2. Ситуационные задачи:

Задача 1. Юра К. 3 лет поступил в детскую инфекционную больницу 4 февраля с жалобами на

повышенную температуру до 37,5 С, кашель в течении 8 –10 дней, который постепенно нарастал, приобретая навязчивый характер. Проводимое лечение на дому – горчичники, отхаркивающая микстура, сульфадимезин – оказались не эффективным. Общее состояние ребенка удовлетворительное, самочувствие и поведение без особенностей. Отмечается не резко выраженные катаральные явления – небольшой насморк, легкая гиперемия в зеве. В легких перкуторный звук с коробочным оттенком, непостоянные рассеянные хрипы. Со стороны других внутренних органов патологических изменений не выявлено. Из анамнеза выявлено, что ребенок недели три назад был в контакте с больным коклюше и все необходимые прививки мальчик получил в соответствии с возрастом.

Ваш предположительный диагноз.

Что говорит за это заболевание?

С какими заболеваниями нужно дифференцировать?

Дополнительные методы исследования

Какие изменения типичны со стороны крови?

Наметить план лечения

Этиология данного заболевания

Коклюш, катаральный период.

Контакт с больным коклюшем, навязчивый характер кашля, отсутствие эффекта от проводимого лечения.

ОРВИ; корь, катаральный период; бронхит.

Общий анализ крови; бактериологическое исследование на коклюшную палочку; исследование методом иммунофлюоресценции; рентгенография органов грудной клетки;

полноценная диета; антибактериальная терапия – макролиды; свежий прохладный воздух; отвлекающие занятия с ребенком; противокашлевые средства (кодеин); комплекс витаминов; десенсибилизирующая терапия.

возбудитель – палочки Борде –Жангу.

Задача 2. Коля С. 4 лет заболел 13 февраля, когда появился кашель, который постепенно нарастал, приобретая все более упорный навязчивый характер. С 23 февраля кашель становится

пристуобразным с репризами, до 12-14 раз в сутки. Длительность приступа 1-2 минуты. Во время кашля лицо больного краснеет, иногда даже синеет, шейные вены набухают. Приступ кашля заканчивается выделением вязкой мокроты, иногда (1-2 раза в сутки) рвотой. Состояние ребенка средне - тяжелое. В межприступный период сохраняется одутловатость лица, бледность кожных покровов, периоральный цианоз. При осмотре на уздечке языка обнаружена язвочка. Сердечные тоны ритмичные, слегка приглушены. Со стороны других органов и систем патологии не обнаружено.

Поставьте диагноз согласно классификации

Основные моменты патогенеза?

С какими заболеваниями нужно дифференцировать?

Дополнительные методы исследования

Коклюш, типичный, среднетяжелая форма, период спазматического кашля.

а) гипоксемия, гипоксия, б) формирование очага возбуждения по типу доминанты Ухтомского.

а) острый ларингит, б) ларинготрахеобронхит, в) туберкулез внутригрудных лимфатических узлов (туморозная форма).

а) общий анализ крови, б) бактериологический, в) реакция агглютинации, г) реакция связывания комплемента, д) иммунофлюорсеценция, е) рентгенография органов грудной клетки.

а) щадащая диета (пища охлажденная, полужидкая, небольшими порциями, непосредственно после рвоты), б) свежий воздух, в) отвлекающие занятия с ребенком, г) антибиотики в течение 10 дней, д) миксура от кашля, е) витаминотерапия, ж) десенсиблизирующая терапия, з) седативные (валерьяна), и) нейроплегические средства (аминазин, пропазин).

Коля Н. 3 месяцев болен третью неделю. Жалобы на частый приступообразный кашель.

Заболевание началось с обычного кашля, который постепенно учащался, приобретая навязчивый характер, а последние 5 дней стал носить приступообразный характер до 15-20 раз в сутки. Во время приступа лицо и глаза больного краснеют, язык высовывается до предела. Приступ заканчивается выделением тягучей мокроты и рвотой. Длительность приступа 1-2 мин. В момент приступа 2-3 раза в день возникает апноэ. В легких масса сухих и влажных,

преимущественно среднего калибра, хрипов. Перкуторно – легочный звук с коробочным

оттенком. Частота дыханий в покое 60 в минуту. При кашле резко выражен цианоз носогубного треугольника, отмечается втяжение межреберных мышц. Тоны сердца учащены, слегка приглушены. Со стороны других систем патологии не обнаружено. В анализе крови – лейкоцитоз и эозинофилия. Ренгенография легких: легочный рисунок усилен, корни широкие. Видны мелкоочаговые тени в обоих легких. Реакция Манту отрицательная.

Предположительный диагноз основного заболевания, и осложнения.

С какими заболеваниями нужно дифференцировать?

Дополнительные методы исследования.

Основное заболевание: коклюш, типичный, тяжелое течение, спазматический период

Осложнения: двухсторонняя, мелкоочаговая пневмония, тяжелая форма,

острое течение, ДН IIстепени.

острый ларингит, острый ларинготрахеит, туберкулез внутригрудных лимфатических узлов, опухоль средостения, инородное тело бронхов, пневмония.

а) общий анализ крови, б) бактериологическое исследование на коклюшную палочку, в) реакция агглютинации, г) реакция связывания комплемента, д) иммунофлюоресценция.

а) щадящая диета (грудное охлажденное молоко, небольшими порциями,

лучще сразу после рвоты), б) свежий воздух, кислородотерапия, в)

антибиотикотерапия, г) микстура от кашля, д)витаминотерапия, е)

десенсиблизирующая терапия, ж) седативные (валерьяна), з)

нейроплегические средства (аминазин, пропазин), и) горчичники на

Ситуационные з а д а ч и

Эталон ответа

Уровень применения*

В сентябре заболел коклюшем ребенок старшей группы детс кого сада. Против коклюша не привит (оформлен медицинский отвод). Другие дети против коклюша привиты.

Назовите тип эпидемического очага, определите его границы, дайте прогноз развития и предложите меры по ликвидации. Со ставьте план противоэпидемических мероприятий в очаге. Укажите ведущие противоэпидемичес кие мероприятия.

Тип эпидемического очага: первичный

Границы очага: в пределах детского сада. Прогноз развития: риск распространения очага за пределы детского сада.

План противоэпидемических мероприятий:

Мероприятия на источник инфекции: изоляция и госпитализация больных

Мероприятия на механизм передачи:

текущая и заключительная дезинфекция.

Мероприятие на контактных:

взятие на бактериологический анализ, серологическое исследование контактных детей и работников ДДУ.

Уточнить прививочный анамнез у контактных. Наблюдение за контактными в течение инкубационного периода.

Больная М. 60 лет заболела остро. Повысилась температура тела до 39 0 С, появился озноб, боли в мышцах шеи, суставах. В последующие дни отмечалась повышенная потливость, озноб, хотя температура снизилась до субфебрильных цифр. На 17-й день болезни вновь повысилась температура до 40 0 С, возобновились ознобы, потливость, резкие боли в поясничной области, мышцах, крупных суставах. Эпидемиологический анамнез – живет в районе, неблагополучном по бруцеллезу, покупала молоко у соседей, которые имеют корову, овец, коз. Пациентка направлена в стационар, где после проведения дополнительных лабораторных исследований поставлен диагноз: Острый бруцеллез.

1. Выскажите предположения о механизме заражения данной больной бруцеллезом.

2. Составьте план противоэпидемических мероприятий.

1.Механизм заражения алиментарный, фактором заражения является молоко.

-Мероприятия направленные на механизм заражения: молоко, положительно реагирующее на бруцеллез, обеззараживают кипячением или переработкой и в дальнейшем его можно использовать для пищевых целей. Совместно с ветеринарной службой контроль за условиями содержаниями скота. Если обнаружены животные подозрительные или больные, необходимо в помещениях где они содержатся провести дезинфекция.

-Мероприятия в отношении лиц, имеющих аналогичный риск заражения: Всем лицам, находившимся в равных с заболевшим условиями заражения, показано серологическое исследование крови, постановка кожной аллергической пробы с бруцеллином, лабораторное исследование повторить через 3 месяца.Сан-просвет работа среди населения.

-Ветеринарно-санитарные мероприятия: оздоровление неблагополучных очагов, оздоровление животных в хозяйствах граждан.

Два жителя А-й области Центральной Азии заболели чумой. Несколько дней назад мужчины участвовали в вынужденном забое скота. Один из зараженных скончался по дороге в больницу. Второй был доставлен в районную инфекционную больницу в тяжелом состоянии. В течение первых суток у него на фоне высокой температу ры тела появились боли в груди, кашель, одышка и кровавая мокрота.

Назовите тип эпидемического очага, определите его границы, дайте прогноз развития и предложите меры по ликвидации. Со ставьте план противоэпидемических мероприятий в очаге. Укажите ведущие противоэпидемичес кие мероприятия.

Тип эпидемического очага: первичный

Границы очага: в пределах районной больницы. Прогноз р азвития: риск распространения очага за пределы больницы .

План противоэпидемических мероприятий:

Подача экстренного извещения ,

Мероприятия на источник инфекции: изоляция и госпитализация больных. Мероприятия на механизм передачи: текущая и заключительная дезинфекция с химическими дезифетантами.

Мероприятие на контактных:

Наблюдение за контактными на срок инкубационного периода (6 дней). Профилактическая антибиотикотерапия.

На шахте Н. в течение 4 дней заболело 3 горнорабочих очистного забоя. При осмотре инфекционистом был заподозрен лептоспироз. С помощью РМА были обнаружены антитела в крови больных к лептоспирам Icterohaemorrhagiae в титре 1:800. Эпидемиологическое обследование показало, что все больные проживали в благоустроенных домах, обеспеченных современными коммунальными удобствами. По месту жительства не были обнаружены крысы и другие животные. Все заболевшие за последний месяц никуда не выезжали.

Участок шахты Н., где работали заболевшие, оказался интенсивно обводненным, так как находился в зоне затопленных выработок. Несмотря на проведенные ранее дератизационные мероприятия, шахта была заселена крысами, которые нередко повреждали пищу, приносимую с собой шахтерами. При лабораторном обследовании у отловленных в шахте крыс были обнаружены антитела к лептоспирами Icterohaemorrhagiae.

1. Выскажите предположения о механизме заражения шахтеров лептоспирозом.

2. Составите план мероприятий по ликвидации очага.

1.Механизм заражения: алиментарный(вследствие употребления пищи, поврежденной грызунами).

2. Повторная дератизация проводится по месту заражения. Соблюдение шахтерами санитарно-гиегинических норм, создание условий для доставки еды.

На следующий день обратился в поликлинику. На приеме врач отметил: лицо красное, одутловатое, инъекция склер, пульс 98 в 1 минуту, температура тела 38,5 0 С, в левой подмышечной области бубон, резко болезненный при пальпации. При сборе эпидемиологического анамнеза выяснилось, что с 1 по 21 июля выезжал в горы Тянь-Шаня, где занимался отловом сурков, шкурки которых сдавал для выделки частным лицам. Во время сдирания шкурок дважды ранил левую руку (в начале июля и дня за 4 до возвращения домой). Диагноз: Бубонная форма чумы?

3. Определите тактику врача.

4. Определите характер и объём противоэпидемических мероприятий.

1.ЛПУ, выявивший больного или больного с подозрением на чуму или ее носительство, в течении 2-х часов направляет внеочередное донесение в органы и учреждения Роспотребнадзора.

2.Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения обеспечивает в течение 24 часов информирование контактного пункта ВОЗ по ММСП. Транспортировка больных осуществляется специализированным транспортом, в охраняемый специально организованный госпиталь. До госпитализации больного чумой проводят текущую дезинфекцию, заключительную во всех помещениях. После выписки переболевшего из стационара, за ним устанавливают медицинское наблюдение в течение 3 месяцев.

-В отношении контактных лиц: лица, общавшиеся с больными чумой, трупами, контаминированными вещами, подлежат изоляции и медицинскому наблюдению. При легочной форме чумы проводят индивидуальную изоляцию лиц, общавшихся с больными. Изоляцию прекращают через 6 дней после разобщения с больными при нормальной температуре(термометрия 2 раза в день).Экстренная профилактика проводится лицам, соприкасавшимся с больным чумой, проводят антибиотиками в профилактических дозах в течении 5 суток.

-Направленные на механизм заражения:

Эпизоотологическое обследование зоны очага и прилегающей территории. При выявлении больных бубонной формы чумы введение ограничительных мероприятий, а при легочной формы-карантина(решением чрезвычайной комиссии).

В одной из поликлиник города Н. было зарегистрировано восемь случаев иксодового клещевого боррелиоза. При сборе эпиданамнеза было установлено, что три человека в течение месяца перед заболеванием проживали на даче, два человека за три недели до заболевания выезжали за город, ночевали в палатках на берегу лесного озера, три человека территорию города не покидали.

1. Выскажите гипотезы о возможных местах заражения ИКБ.

2. Организуйте мероприятия по профилактике ИКБ.

1.Заражение происходит преимущественно в результате присасывания клеща.(механизм заражения-трансмиссивный,).

2.Мерорприячтия по профилактике ИКБ включают: экстренную антибиотикопрофилактику и неспецифические мероприятия(сан-просвет работа среди населения, борьба с клещами-переносчиками в природных очагах и индивидуальную защиту человека от нападения клеща).

На территории N в сентябре 19. г. возникло групповое заболевание менингококковой инфекцией в профессиональном техническом училище закрытого типа. Заболело 6 человек, диагностирован менингит. Первые 4 случая возникли 14, 25, 27 и 31 октября (1-й курс, 1-я группа: общая спальня, общий класс). 24 и 26 ноября заболело еще 2 человека из другой группы, также имеющих общий класс и спальню. Все больные были госпитализированы. Эпидемиологическое обследование показало, что в спальнях, где находились заболевшие, на 1 учащегося приходилось 1,7 м 2 площади. По утрам в спальнях температура воздуха доходила до +30°С, влажность воздуха была повышенной вследствие поломки вытяжной вентиляции. Случаи менингита возникли на фоне завершавшейся вспышки острых респираторных заболеваний, преимущественно среди вновь поступивших в училище.

Первое массовое бактериологическое обследование всех учащихся на носительство менингококка проведено с 29 ноября по 4 декабря. Затем обследование проводили в пораженных группах в течение 6 месяцев еженедельно. Параллельно 1 раз в 2 месяца обследовали весь коллектив, включая педагогов и персонал. Из 1579 человек всего было выявлено 210 носителей менингококка (около 14%), причем наибольшее число — в первые 2 месяца от начала заболевания. Отоларинголог выявил 148 человек (9,6%) с острыми и хроническими воспалительными явлениями в носоглотке. Среди носителей менингококка этот показатель составил 27,5%. Элиминация менингококка произошла через 5 месяцев после начала вспышки. Распространение носительства прекратилось после того как носителем менингококка успел побывать, по крайней мере, каждый член коллектива.

Пользуясь приведенным ниже описанием группового заболевания менингококковой инфекцией:

– назовите тип механизма передачи и факторы, влияющие на его активизацию;

– укажите эпидемиологическое значение различных источников инфекции в развитии эпидемического процесса менингококковой инфекции;

– укажите возможные причины, способствующие носительству возбудителя.

- Воздушно-капельный механизм передачи. Факторы способствующие активизации: скученность, высокая влажность воздуха в помещении, высокая температура окружающей среды, недавняя вспышка острых респираторных заболеваний.

- Источником инфекции являются больные назофарингитом и носители менингококковой инфекции.

- Недавно перенесенные ОРВИ, скученность населения.

Впервые вспышка тяжелых пневмоний была зарегистрирована в июне-августе 1976 г. в одном из штатов США. Всего зарегистрирован 221 случай заболевания, 34 со смертельным исходом. Жертвами стали участники ежегодного конгресса одной из организаций США, проходившего в те же дни в отеле, а также другие лица, проживающие в том же отеле или побывавшие в нем и использовавшие душ и бытовые увлажнители воздуха.

Первоначальные предположения о причинах вспышки были весьма разнообразны. Исследователи пытались выявить, прежде всего, токсические факторы или инфицирование известными возбудителями. Однако лишь через 5 месяцев выделили неизвестные ранее бактерии из легочной ткани умершего. Сравнение сыворотки больных и здоровых людей доказало этиологическую роль выделенного микроорганизма.

Подобные вспышки регистрировались на всех континентах, выявлялись круглогодично, но пик заболеваемости приходился на летние и осенние месяцы.

Широкому распространению возбудителя, вызывающего подобные вспышки тяжелых пневмоний, способствовали интенсивное загрязнение водоемов, создание искусственных водохранилищ, различных технических систем, в частности кондиционеров, турбогенераторов, работа которых сопровождалась образованием водного аэрозоля, в промышленности, в быту, медицинских учреждениях. Экологические исследования показали, что размножение и распространение описываемых микроорганизмов значительно возрастали при ассоциации с сине-зелеными водорослями.

Пользуясь приведенным описанием вспышки тяжелых пневмоний в США:

– объясните, к какой эколого-эпидемиологической классификационной группе инфекционных болезней она относится;

– обоснуйте техногенную очаговость инфекции;

– назовите механизм заражения, источник инфекции и факторы передачи.

- Инфекционное заболевание с воздушно-капельным механизмом передачи

- Использование кондиционеров, в которых циркулирует вода из загрязненных водоемов.

- Воздушно-капельный механизм заражения, источник инфекции – вода, в которой размножается возбудитель, факторы передачи – искусственные водохранилища, кондиционеры, увлажнители воздуха, душ – что сопровождается образованием водного аэрозоля.

Больной К., 30 лет, хирург-уролог. В первый день желтухи госпитализирован в городскую инфекционную больницу, где был поставлен диагноз: Гепатит В, острое течение, средней степени тяжести. Женат, имеет трёхлетнюю дочь. Ребёнок посещает детский сад. Жена, студентка медицинского университета, подрабатывает дежурствами на станции скорой помощи, несколько раз в экстренных ситуациях сдавала кровь. Вместе с семьёй сына в трёхкомнатной квартире проживает его мать, которая работает процедурной медицинской сестрой в городской больнице. Никто из медицинских работников, проживающих в очаге, против вирусного гепатита В не привит.

Задание. Составьте план противоэпидемических мероприятий.

1. Противоэпидемические мероприятия: наблюдение за контактными 6 месяцев, с обязательным обследованием жены и матери заболевшего на маркеры ВГ, в случаев отрицательных результатов – обязательная вакцинация против ВГВ, обследование по соблюдению дезинфекционно-стерилизационного режимов ЛПУ, где работает заболевший.

Оцените представленные данные

1. При проведении КИ двух ЛС пациентов делили на группы разными способами. В первом случае пациентов делили по чётности номера карты (чётные номера — основная группа, нечётные — контрольная). Во втором случае — по дню недели поступления в стационар (понедельник, среда, пятница, воскресенье — основная группа, вторник, четверг, суббота — контрольная).

2. В КИ нового препарата для снижения уровня триглицеридов крови пациенты были поделены на две группы. Пациенты первой группы получали препарат, второй группы — плацебо. Пациенты знали свою принадлежность к группе.

3. В КИ антибиотика у пациентов с пневмонией результат оценивали по изменению рентгенологической картины. Врач, проводивший испытание, знал принадлежность пациентов к контрольной или основной группе. При этом улучшение рентгенологической картины врач быстрее выявлял у пациентов экспериментальной группы.

4. Было проведено КИ нового дорогостоящего препарата класса статинов. Статистик, оценивающий результаты, знал принадлежность пациентов к контрольной или основной группе. По совместительству статистик работал в фармацевтической компании, заказавшей это исследование.

1. Оцените правильность организации исследований в указанных случаях.

2. Каким образом такая организация исследования могла повлиять на полученные результаты.

1. Для чистоты эксперимента пациенты, врач, статистик должны были не знать о том, какой препарат какая группа принимает, т.к. это повлияло на результаты в каждом из КИ.

2. Пациенты, принимающие ЛС, могли преувеличивать его эффект по субъективным ощущениям, тогда как пациенты из группы принимающих плацебо, преувеличивали тяжесть своего состояния.

Врач, при оценке рентгенологической картины выздоровления мог более тщательно обследовать снимки контрольной группы, для доказательства эффекта ЛС.

Статистик, при оценке результатов был заинтересован в том, чтобы результаты контрольной группы были выше, что доказало эффективность ЛС.

В округе Монро до начала исследования заболеваемость гепатитом А составляла более 3000 на 100000 населения. Болели в основном дети. Имели определяемый уровень антител к вирусу 68% населения старше 19 лет. Эпидемиологические наблюдения фиксировали значительные сезонные колебания заболеваемости и практически ежегодные повторения эпидемий гепатита А. Возникновению эпидемических вспышек гепатита А способствовало наличие большого числа многодетных семей, а также тенденция к раннему (с 3–5 лет) началу школьного обучения в условиях, подобных детскому саду. Перед началом исследования более 1000 детей в возрасте от 2 до 16 лет были обследованы серологически. Затем из числа детей, у которых при предварительном обследовании не были обнаружены антитела к вирусу гепатита А (серонегативных), методом случайной выборки сформировали опытную (519 детей) и контрольную (518 детей) группы, одинаковые по возрастному и половому составу. Дети в опытной группе были однократно привиты вакциной ВАКТА, в контрольной группе получили инъекцию плацебо.

Таблица. Результаты исследования эффективности вакцины ВАКТА

Задача № 1

Ребенок 3-х лет, посещающий детский сад, заболел коклюшем. Проживает в коммунальной квартире. В семье – мать и отец (работают в банке), брат 4г.8 мес. – посещает детский сад и сестра – школьница 13 лет. В квартире у соседей проживают двое детей 11 и 14 лет - школьники; мать работает в доме ребенка – воспитатель.

Задание:Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в домашнем очаге коклюша.

Задача № 2

К врачу на 3-й день болезни обратился 10-летний мальчик с жалобами на боль в горле и легкое недомогание. Поставлен диагноз ангина и ребенок отстранен от посещения школы. Через 2 дня получены результаты исследований мазка из зева – выделена токсигенная дифтерийная палочка типа “mitis”.

Установлено, что за 4 дня заболевания ребенок вместе с родителями ездил на праздник в гости к родственникам в соседний район. Дети родственников болели “ангинами”. В семье заболевшего ребенка трое взрослых (бабушка – пенсионерка, отец – ветеринарный фельдшер, мать – бухгалтер НИИ) и один ребенок 4-х лет, посещающий детский сад. Заболевший привит в соответствии с возрастом, его 4-х летняя сестра в возрасте 1 г.1 мес. Получила трехкратную вакцинацию АКДС.

Задание:Определить характер и объем противоэпидемических мероприятий.

Ответы на ситуационные задачи

Задача №1

Задание:Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в домашнем очаге коклюша?

Ответ:

1. Обследовать бактериологически 2-х кратно (2 дня подряд, или через день) на коклюш брата (4 г.8 мес.), посещающего детский сад и соседку, работающую в доме ребенка.

2. Брат 4 г.8 мес. подлежит отстранению от детского сада сроком на 14 дней в случае изоляции больного, и на 25 дней, если больной не изолирован. Принимается в детский сад с 2-мя отрицательными бак.анализами на коклюш.

3. Заболевший ребенок подлежит 2-х кратному диагностическому

бакобследованию 2 дня подряд, или через день. Допускается в детский сад через 25 дней от начала заболевания (если он – первый заболевший в группе) и изолируется по клиническим показаниям, если случай заболевания не первый.

4. Все кашляющие в квартире подлежат 2-х кратному бактериологическому обследованию на коклюш.

5. Медицинское наблюдение за контактными в квартире: 14 дней при изоляции больного; 25 дней, если больной не изолирован.

Задача №2

Задание: Определить характер и объем противоэпидемических мероприятий.

Ответ:

- бактериологическое обследование контактных в домашнем очаге;

- непривитые подлежат прививкам;

- сестру заболевшего отстранить от посещения детского сада до получения отрицательных результатов;

- информировать органы госсанэпиднадзора того района, где проживают родственники для проведения мероприятий.

Тема 4.4. Эпидемиологический надзор за стрептококковой инфекцией

Цель занятия

Необходимость изучения данной темы обусловлена ростом заболеваемости стрептококковой инфекцией и отсутствием в системе

здравоохранения должной профилактики данной инфекции на популяционном уровне.

Научить врачей интернов основам организации системы ЭН за стрептококковой инфекцией.

Врач-интерн должен знать

Врач-интерн должен уметь

  • Организовать противоэпидемические мероприятия в очагах стрептококковой инфекции;
  • Купировать вспышки стрептококковой инфекции.

Содержание занятия

Выявление знаний врачей-интернов по теоретическим вопросам эпидемиологии и профилактики дифтерии, кори, эпидемического паротита

Обсуждение результатов оценки качества и эффективности мероприятий по профилактике и ЭН за стрептококковой инфекцией с разработкой рекомендаций по их совершенствованию

Длительность занятия4 часа

Место проведения: аудитория кафедры — семинар, решение ситуационных задач

учебно-наглядные пособия, мультимедиа презентации, дидактическая техника и учебно-методические разработки

Работа на занятии

Вступительное слово преподавателя…………………………………………………. 10 мин.
Проверка исходного уровня знаний…………………………………………………. 15 мин.
Совместная дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме семинара. 80 мин.
Заслушивание докладов, подготовленных интернами…………………………………. 20 мин
Обсуждение со слушателями проблем, поднятых в докладах………………………. 20 мин.
Заключительная проверка уровня знаний…………………………………………. 15 мин.
Задание для самостоятельной работы…………………………………………………. 10 мин.
Заключительное слово преподавателя………………………………………………….. 10 мин.

Самостоятельная работа14 часов

. При подготовке к занятию врач-интерн на основе знаний, полученных на додипломном уровне образования, изучает работу врача-эпидемиолога в единичных и множественных очагах стрептококковой инфекции, оценивает её. Изучает организацию взаимодействия санитарно-эпидемиологической и лечебной службы по популяционной профилактике стрептококковой инфекции

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Во вступительном слове преподаватель определяет учебную цель занятия.

2. Проверка исходного уровня знаний осуществляется в виде беседы по вопросам .

3. Основная часть семинара проводится преподавателем в виде групповой дискуссии по

вопросам, с которыми интерны были ознакомлены заранее.

Вопросы

1.Классификация стрептококковой инфекции.

2.Эпидемиология и профилактика.

3.Оценка эпиднадзора, осуществляемого в базовом ФГУЗ

4. Далее интерны читают доклады (краткие сообщения) по заранее предложенным темам в рамках занятия

5.Преподаватель привлекает слушателей к обсуждению проблем, затронутых в докладах.

6. Проверка усвоения материала и достижения цели занятия осуществляется по решению ситуационных задач .

7 .Задание для самоподготовки по теме следующего практического занятия

8. В заключительном слове преподаватель подводит итоги занятия подчеркивает его значение в практический деятельности врача-эпидемиолога.

Список литературы

Обязательная:

1. Л.П. Зуева, Р.Х. Яфаев. Эпидемиология. Учебник.- СПб: ООО «Издательство ФОЛИАНТ,2006г.

2. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней: учебное пособие /Под редакцией В.И. Покровского, Н.И. Брико.- М.,ГЭОТАР-Медиа,2006г.

3. Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов./Краткий курс эпидемиологии. Учебное пособие. Медицина, 2005г.

4. В.И. Покровский, Н.И. Брико, С.Г. Пак. Инфекционные болезни и эпидемиология. Учебник. – ГЭОТАР МЕД, 2003.

5. В.И.Покровский, С.Г.Пак, Н.И.Брико, Б.К. Данилкин. Инфекционные болезни и эпидемиология. Учебник для вузов. - М. – Издательский дом Гэотар-мед. – 2003

Рекомендуемая:

1. Иммунопрофилактика. Справочник под руководством Н.А.Озерецковского, В.К.Таточенко. М, 2007.

3.Лекционный материал

Тема 4.5. Организация иммунопрофилактики. Проблемы. Перспективы

Цель занятия

Необходимость изучения данной темы обусловлена активизацией заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, связанной с дефектами в организации прививочной работы. Концепция эпиднадзора за иммунопрофилактикой является результатом многолетних исследований кафедры эпидемиологии Пермской государственной медицинской академии им. ак. Вагнера Е.А., внедрена в ряде территорий РФ, что обеспечивает управление вакцинопрофилактикой как массовым профилактическим мероприятием.

Подготовить врачей интернов к организации и проведению ЭН за вакцинопрофилактикой.

Врач-интерн должен знать

Положения эпиднадзора за вакцинопрофилактикой, его цели и задачи. Структуру и содержание ЭН за гриппом, менингококковой инфекцией, краснухой.

Врач-интерн должен уметь

  • Организовать сбор информации характеризующий иммунопрофилактику
  • Провести РЭА, выявить факторы риска, снижающие эффективность иммунопрофилактики.
  • Организовать и проводить ЭН за дифтерией, корью, эпидемическим паротитом на региональном и учрежденческом уровне.

Содержание занятия

Выявление знаний врачей-интернов по теоретическим вопросам:

· Положения эпиднадзора за вакцинопрофилактикой, его цели и задачи.

· Структура и содержание ЭН за вакцинопрофилактикой. Обсуждение результатов оценки качества и эффективности ЭН за иммунопрофилактикой с разработкой рекомендаций по их совершенствованию.

Длительность занятия4 часа

Место проведения: аудитория кафедры — семинар, решение ситуационных задач

учебно-наглядные пособия, мультимедиа презентации, дидактическая техника и учебно-методические разработки

Работа на занятии

Вступительное слово преподавателя…………………………………………………. 10 мин.
Проверка исходного уровня знаний…………………………………………………. 15 мин.
Совместная дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме семинара. 80 мин.
Заслушивание докладов, подготовленных интернами…………………………………. 20 мин
Обсуждение со слушателями проблем, поднятых в докладах………………………. 20 мин.
Заключительная проверка уровня знаний…………………………………………. 15 мин.
Задание для самостоятельной работы…………………………………………………. 10 мин.
Заключительное слово преподавателя………………………………………………….. 10 мин.

Самостоятельная работа14 часов

В процессе самоподготовки врач-интерн на основе базовых знаний, полученных по организации прививочного дела и эпиднадзора за иммунопрофилактикой на додипломном уровне подготовки, проводит сбор информации, характеризующей иммунопрофилактику как мероприятие, оценивает качество организации иммунопрофилактики и эпиднадзора за ней и даёт рекомендацию по улучшения надзора за ней.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Во вступительном слове преподаватель определяет учебную цель занятия.

2. Проверка исходного уровня знаний осуществляется в виде беседы по вопросам .

3. Основная часть семинара проводится преподавателем в виде групповой дискуссии по

вопросам, с которыми интерны были ознакомлены заранее.

Вопросы

1.Организационно-методические принципы прививочного дела.

2.Правовые основы вакцинопрофилактики.

4. Далее интерны читают доклады (краткие сообщения) по заранее предложенным темам в рамках занятия

5.Преподаватель привлекает слушателей к обсуждению проблем, затронутых в докладах.

6. Проверка усвоения материала и достижения цели занятия осуществляется по решению ситуационных задач .

7 .Задание для самоподготовки по теме следующего практического занятия

8. В заключительном слове преподаватель подводит итоги занятия подчеркивает его значение в практический деятельности врача-эпидемиолога.

Список литературы

Обязательная:

1. Л.П. Зуева, Р.Х. Яфаев. Эпидемиология. Учебник.- СПб: ООО «Издательство ФОЛИАНТ,2006г.

2. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней: учебное пособие /Под редакцией В.И. Покровского, Н.И. Брико.- М.,ГЭОТАР-Медиа,2006г.

3. Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов./Краткий курс эпидемиологии. Учебное пособие. Медицина, 2005г.

4. В.И. Покровский, Н.И. Брико, С.Г. Пак. Инфекционные болезни и эпидемиология. Учебник. – ГЭОТАР МЕД, 2003.

5. В.И.Покровский, С.Г.Пак, Н.И.Брико, Б.К. Данилкин. Инфекционные болезни и эпидемиология. Учебник для вузов. - М. – Издательский дом Гэотар-мед. – 2003

Рекомендуемая:

1. Иммунопрофилактика. Справочник под руководством Н.А.Озерецковского, В.К.Таточенко. М, 2007.

3.Лекционный материал

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. к методическим рекомендациям

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции