Сибирская язва трахома ящур

Основы безопасности жизнедеятельности

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Сохранение и укрепление здоровья – важная часть жизни и подготовки к трудовой деятельности.
  2. Основные инфекционные заболевания, их классификация.
  3. Профилактика инфекционных заболеваний.
  4. Понятие об иммунитете и иммунной системе человека.

Глоссарий по теме:

Иммунная система – состоит из органов, тканей и клеток, работа которых направлена на защиту организма от заболеваний и инородных веществ.

Иммунитет – способность организма противостоять инфекционным заболеваниям и чужеродным веществам.

Иммунитет – способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них.

Врожденный иммунитет – способность организма к защите от вирусов, бактерий, чужеродных тел, передаётся по наследству.

Приобретенный иммунитет - способность организма к защите от вирусов, бактерий, чужеродных тел, возникает после перенесенной инфекционной болезни или вакцинации.

Инфекционные болезни – заболевания, которые вызываются болезнетворными бактериями, вирусами или простейшими грибками.

Вакцинация - или приви́вка — мероприятие, направленное на выработку приобретенного иммунитета.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профильный уровни уровень. М.: Просвещение, 2018. 304 с. (страницы 128 – 137)

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

8. Сортировка элементов по категориям;

III группа – не менее 50%

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте; 13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

1. Ботулизм, сальмонеллез, дизентерия

А. Кишечные инфекции

2. Грипп, дифтерия, коклюш

Б. Инфекции дыхательных путей

3. Сыпной тиф, чума, клещевой энцефалит

В. Кровяные инфекции

4. Сибирская язва, трахома, ящур

Г. Инфекции наружных покровов

посадка в общественный транспорт начинать только после полной остановки транспортного средства;

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

    1. Неправильный вариант/варианты (или комбинации): Иные варианты являются не верными

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

8. Сортировка элементов по категориям;

III группа – не менее 50%

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

К инфекционным заболеваниям относятся:

8. Оспа натуральная

9. Острые респираторные заболевания

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):


Цель:

Сформировать представление о инфекционных заболеваниях и их развитии, об иммунной системе и профилактике заболеваний

Задачи урока:

1. Воспитывать потребность соблюдения санитарно-гигиенических навыков,

ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

2. Развивать умение избегать инфекционных заболеваний

3. Закрепить имеющиеся знания по профилактике инфекционных заболеваний

Открытый урок по ОБЖ (10 класс)

Тема: ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА

Разработчик: Преподаватель-организатор ОБЖ Грудянкин В.А.

Тип урока: Комбинированный

Сформировать представление о инфекционных заболеваниях и их развитии, об иммунной системе и профилактике заболеваний

1. Воспитывать потребность соблюдения санитарно-гигиенических навыков,

ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

2. Развивать умение избегать инфекционных заболеваний

3. Закрепить имеющиеся знания по профилактике инфекционных заболеваний

Средства наглядности: презентация к уроку и тесты.

Организационный момент 2 мин.

Фронтальный опрос обучающихся по ранее

изученному материалу 5 мин.

Изучение нового материала 20 мин.

Первичное закрепление 5 мин.

Обобщение и систематизация знаний 1 мин.

Закрепление материала 4 мин.

Подведение итогов занятия 2 мин.

Домашнее задание 1 мин.

Учитель: Адля того, чтобы понять, как вы усвоили предыдущую тему, я задам несколько вопросов:

1. Что присваивается юношам на медицинской комиссии при начальной постановке на воинский учет? (Категории годности)

2. Какие категории годности подлежат призыву? (А и Б)
3. Назовите основные мероприятия, проводимые в ВС РФ по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих.
4. Какие вы знаете мероприятия, проводимые в воинской части, по закаливанию военнослужащих?

Учитель: Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, тему урока.
Сегодня у нас тема урока: ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА.

Инфекционные болезни – это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями:

Учитель: Как вы думаете, каковапричина возникновения инфекционной болезни?

Ученик:Непосредственной причиной возникновения инфекционной болезни является внедрение в организм человека болезнетворных возбудителей и вступление их во взаимодействие с клетками и тканями организма.

Учитель: Иногда возникновение инфекционной болезни может быть вызвано попаданием в организм, главным образом с пищей, токсинов болезнетворных возбудителей.

Рассмотрим основные пути передачи инфекции и их характеристику (слайд 3).


Существует так же классификация основных инфекционных болезней(слайд 4).

Инфекционные заболевания, которыми болеет только человек, передаются от человека к человеку (антропозы)

Инфекционные заболевания, общие для животных и человека

Брюшной тиф, вирусный гепатит А, вирусный гепатит Е, дизентерия, полиомиелит, холера, паратиф А и В

Ботулизм, бруцеллёз, сальмонеллёз

Инфекции дыхательных путей

Ветряная оспа, грипп, дифтерия, коклюш, корь, краснуха, оспа натуральная, скарлатина

Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, орнитоз

Возвратный тиф эпидемический (вшивый), окопная лихорадка, сыпной тиф

Блошиный тиф эндемический, возвратный тиф клещевой, жёлтая лихорадка, клещевой энцефалит, комариный энцефалит, туляремия, чума

Инфекции наружных покровов

Вирусный гепатит В, вирусный гепатит С, вирусный гепатит D, ВИЧ-инфекция, гонорея, рожа, сифилис, трахома

Бешенство, сап, сибирская язва, столбняк, ящур

Учитель:Большинству инфекционных болезней свойственна периодичность развития. Различают следующие периоды развития болезни: инкубационный (скрытый), начальный, период основных проявлений (разгара) болезни и период угасания симптомов болезни (выздоровление) (слайд 5).

Инкубационный период это промежуток времени от момента заражения до появления первых клинических симптомов заражения.

Для каждой инфекционной болезни существуют определённые пределы продолжительности инкубационного периода, которые могут составлять от нескольких часов (при пищевых отравлениях) до одного года (при бешенстве) и даже нескольких лет. Например, инкубационный период при бешенстве составляет от 15 до 55 дней, но может иногда затянуться до года и больше.

Начальный период сопровождается общими проявлениями инфекционной болезни: недомоганием, часто ознобом, повышением температуры тела, головной болью, иногда тошнотой, т. е. признаками болезни, не имеющими сколько-нибудь чётких специфических особенностей. Начальный период наблюдается не при всех болезнях и длится, как правило, несколько суток.

Период основных проявлений болезни характеризуется возникновением наиболее существенных и специфических симптомов данной болезни. В этот период может наступить смерть больного, или, если организм справился с действием возбудителя, болезнь переходит в следующий период – выздоровление.

Период угасания симптомов болезни характеризуется постепенным исчезновением основных симптомов. Клиническое выздоровление почти никогда не совпадает с полным восстановлением жизнедеятельности организма.

Выздоровление может быть полным, когда все нарушенные функции организма восстанавливаются, или неполным, если сохраняются остаточные явления.

Учитель: Эпидемия - массовое распространениеинфекционных заболеваний,значительно превосходящееобычный уровеньзаболеваемости. (слайд 6)

Пандемия - эпидемия, охватывающаянесколько странили материков. (слайд 7)

Профилактика инфекционных заболеваний

Профилактика инфекционных болезней – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний или устранение факторов риска. Эти мероприятия бывают общими (повышение материального благосостояния людей, улучшение медицинского обеспечения и обслуживания, устранение причин заболеваний, улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охрана окружающей среды и др.) и специальными (медико-санитарные, гигиенические и противоэпидемические).(слайд 8)

Специальные мероприятия – противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия направленные на предупреждение, уменьшение размеров и последствий эпидемий.(слайд 9)

Профилактика подразумевает проведение предупредительных мероприятий, направленных на повышение иммунитета организма человека для поддержания или выработки его невосприимчивости к инфекционным болезням.

Для своевременной профилактики инфекционных заболеваний ведётся регистрация их возникновения. В нашей стране обязательной регистрации подлежат все инфекционные заболевания, в том числе туберкулёзом, брюшным тифом, паратифом А, сальмонеллёзом, бруцеллёзом, дизентерией, вирусными гепатитами, скарлатиной, дифтерией, коклюшем, гриппом, корью, ветряной оспой, сыпным тифом, малярией, энцефалитами, туляремией, бешенством, сибирской язвой, холерой, ВИЧ-инфекцией и др.

Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам.(слайд 10)

Такими агентами могут быть бактерии, вирусы, некоторые ядовитые вещества растительного и животного происхождения и другие продукты, чужеродные для организма.

Иммунитет обеспечивается комплексом защитных реакций организма, благодаря которым поддерживается постоянство внутренней среды организма.

Различают два основных вида иммунитета: врождённый и приобретённый.(слайд 11)

Врождённый иммунитет передаётся по наследству, как и другие генетические признаки. (Так, например, есть люди, невосприимчивые к чуме рогатого скота.)

Приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённой инфекционной болезни или после вакцинации 1 .

Приобретённый иммунитет по наследству не передаётся. Он вырабатывается лишь к определённому микроорганизму, попавшему в организм или введённому в него. Различают активно и пассивно приобретённый иммунитет.

Активно приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённого заболевания или после вакцинации. Он устанавливается через 1-2 недели после начала заболевания и сохраняется относительно долго – годами или десятками лет. Так, после кори остаётся пожизненный иммунитет. При других инфекциях, например, при гриппе, активно приобретённый иммунитет сохраняется относительно недолго – в течение 1-2 лет.

Пассивно приобретённый иммунитет может быть создан искусственно – путём введения в организм антител 2 (иммуноглобулинов), полученных от переболевших какой-либо инфекционной болезнью либо вакцинированных людей или животных. Пассивно приобретённый иммунитет устанавливается быстро (через несколько часов после введения иммуноглобулина) и сохраняется непродолжительное время – в течение 3-4 недель.

Общие понятия об иммунной системе

Иммунная система это совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа и защиту организма от агентов, обладающих чужеродными свойствами и нарушающих постоянство состава и свойств внутренней среды организма.(слайд 12)

К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим – селезёнка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани.(слайд 13)

Иммунная система мобилизует организм на борьбу с патогенным микробом, или вирусом. В теле человека микроб-возбудитель размножается и выделяет яды – токсины. Когда концентрация токсинов достигнет критической величины, проявляется реакция организма. Она выражается в нарушении функций некоторых органов и в мобилизации защиты. Болезнь чаще всего проявляется в повышении температуры, в учащении пульса и в общем ухудшении самочувствия.

Иммунная система мобилизует специфическое оружие против возбудителей инфекции – лейкоциты, которые вырабатывают активные химические комплексы – антитела.

Учитель: Для закрепления полученных знаний, я предлагаю вам ответить на 10 несложных вопросов. (тест)

Учитель: Итак, в завершение урока меня волнует вопрос, чему же мы сегодня учились? (Следует ответ учеников.)
– Что нового вы узнали? (Ответ учеников.)
– Замечательно. А что мы ещё с вами не сделали? (Следуют ответы: не записали домашнее задание; не выставили оценки за урок.)
– Правильно! Итак, оценки за урок: (выставляются оценки за урок).
– И теперь мы записываем

Домашнее задание: Заполнить таблицу: 1 ряд – грипп, сибирская язва, ящур, 2ряд – скарлатина, чума, сальмонеллез, 3 ряд – дизентерия, краснуха, гонорея. Повторить конспект и выучить определения.
– Наш урок окончен. Всем спасибо. До свидания.

Наиболее удобно распределять отдельные инфекционные болезни по их эпидемиологическим признакам. Это позволяет характеризовать пути передачи инфекции и связанный с ними механизм заражения человека.

Возбудители инфекционных болезней могут проникать в организм человека различными путями:

а) через желудочно-кишечный тракт (кишечные инфекции);

б) через верхние дыхательные пути (инфекции дыхательных путей);

г) через наружные покровы (кожу и слизистые оболочки).

Отдельные виды инфекционных болезней описаны в специальной части учебника применительно к указанным выше группам. При этом в интересах наглядности изложения те инфекционные болезни, развитие которых может быть связано не только с одним, но и с различными механизмами передачи, размещены нами по разделам в соответствии с основным, наиболее часто встречающимся механизмом их передачи.

Кишечные инфекции. Для этой группы инфекционных, болезней характерно то, что заразное начало (возбудители болезни), проникая в желудочно-кишечный тракт человека, вызывает здесь характерные клинические и анатомические проявления.

В числе кишечных инфекционных заболеваний следует отметить брюшной тиф и паратифы А и Б, дизентерию, амебиаз, токсикоинфекции, болезнь Боткина, холеру и некоторые другие.

Из организма больного возбудители кишечных инфекций выводятся главным образом с испражнениями. При тех кишечных инфекционных болезнях, которые сопровождаются циркуляцией возбудителя в крови (брюшной тиф и паратифы), помимо выделения с калом, возможно также выделение бактерий во внешнюю среду с мочой и слюной.

Патогенные микроорганизмы, вызывающие кишечные инфекционные болезни, могут попасть в питьевую воду, молоко, пищевые продукты, при употреблении которых здоровый восприимчивый человек нередко заболевает.

Распространению кишечных инфекций часто способствуют мухи, а также загрязнение фекалиями рук у людей, не соблюдающих правил личной гигиены.

Основными мерами борьбы с распространением болезней данной группы служат выявление и ранняя госпитализация больных, проведение дезинфекции в очаге, систематический санитарный надзор за водоснабжением и канализацией, выполнение требований пищевой и личной гигиены, борьба с мухами. Прививочная профилактика имеет лишь вспомогательное значение.

Инфекции дыхательных путей. К числу инфекций, входящих в данную группу, принадлежат те заболевания, возбудитель которых паразитирует на слизистых оболочках верхних дыхательных путей (нос, глотка, гортань); выделение возбудителя из организма больного во внешнюю среду происходит при усиленном выдохе (кашле или чиханье). При кашле, чиханье, даже при разговоре из полости рта и носа разбрызгиваются мельчайшие частички слизи, содержащие патогенные микроорганизмы (бактерии, фильтрующиеся вирусы).

Механизм передачи инфекций дыхательных путей создает возможность их широкого эпидемического распространения, особенно среди детей.

Среди отдельных видов данной группы инфекций грипп, корь, коклюш характеризуются тем, что патологические процессы развиваются в месте внедрения возбудителя; натуральная оспа, ветряная оспа, эпидемический менингит относятся к болезням, возбудители которых из области входных ворот могут проникать в ток крови с последующим поражением кожи, слизистых оболочек, а также центральной нервной системы.

К той же группе инфекций дыхательных путей необходимо отнести дифтерию, скарлатину, эпидемический паротит. Но эти заболевания, помимо воздушно-капельного пути передачи, могут передаваться через различные предметы (например, игрушки), инфицированные частичками слизи из верхних дыхательных путей больного или носителя.

Борьба с распространением инфекций дыхательных путей ведется при помощи изоляции больных и мер личной предосторожности (например, ношение марлевых повязок, закрывающих рот и нос здорового человека, при уходе за больным гриппом). В профилактике натуральной оспы решающее значение имеют высокоэффективные прививки (вакцинация и ревакцинация).

Кровяные инфекции. Группа болезней, относящихся к так называемым кровяным инфекциям, объединяется по тому общему признаку, что возбудитель проникает в ток крови здорового человека при укусе его зараженными кровососущими насекомыми (вши, блохи, комары, москиты, клещи) с последующим паразитированием возбудителя в эритроцитах (малярия), эндотелии капилляров (сыпной тиф и ряд других риккетсиозов) или в центральной нервной системе (клещевой энцефалит и др.).

Следует подчеркнуть, что возбудители данной группы инфекционных болезней вследствие исторически сложившейся эволюции оказались приспособленными к паразитированию не только в организме человека, но и в организме переносчика инфекции.

В качестве примера такого рода возбудителей инфекционных болезней можно указать на риккетсии Провачека — возбудители сыпного тифа; они размножаются в клетках эпителия кишечника платяных вшей, которые служат переносчиком данной инфекции от человека к человеку. Ряд биологических особенностей переносчика инфекции, например массовый вылет комаров анофелес, передающих малярийную инфекцию человеку, связанных с факторами внешней среды (определенное время года, температура воздуха, влажность, наличие водоемов и др.), определяет сезонность того или иного инфекционного заболевания.

Относящийся к этой же группе болезней клещевой энцефалит также является сезонным заболеванием, поскольку иксодовые клещи, которые служат переносчиками и дополнительными резервуарами инфекции, достигают зрелости в мае — июне, и, нападая на человека, могут заразить его энцефалитом именно в это время года.

Многим заболеваниям данной группы (например, клещевому возвратному тифу, сезонным энцефалитам и многим другим) свойственна природная очаговость: переносчики этих болезней могут существовать лишь при наличии определенных географических, климатических, почвенных условий и соответствующей растительности. Это определяет понятие о биотопе, т. е. о конкретных условиях обитания переносчика. Учение о природной очаговости инфекционных болезней блестяще разработано акад. Е. Н. Павловским.

Основу профилактических мероприятий против кровяных инфекций составляет обезвреживание источника инфекции; применительно к больным людям как источникам инфекции это означает госпитализацию и лечение. Необходимо также уничтожать кровососущих переносчиков и принимать меры защиты здоровых людей от укусов паразитов. Осушение болот, уничтожение комаров, москитов, клещей являются важными противоэпидемическими мерами.

Инфекции наружных покровов. Заражение теми или иными болезнями данной группы возможно в тех случаях, когда возбудитель попадает из организма больного человека или животного, в котором он паразитировал, через поврежденные внешние покровы (кожу и слизистые оболочки) или при ранении мягких тканей здорового восприимчивого человека.

К данной группе относится сибирская язва, сап, ящур, столбняк, рожа, трахома и ряд других заболеваний. Заразное начало передается от источника инфекции как непосредственно, так и через зараженные предметы: например, человек может заразиться сибирской язвой через меховой воротник, зараженный 'бактериями сибирской язвы, причем на коже шеи или лица при этом образуется типичный сибиреязвенный карбункул. Столбняк развивается при загрязнении раны землей, содержащей споры возбудителя. Основными мерами борьбы с инфекциями наружных покровов служат изоляция и лечение больных и разрыв путей передачи инфекции, например, изготовление обуви только из такого сырья, которое прошло контроль на зараженность спорами сибирской язвы. Вспомогательную роль играет прививочная профилактика, используемая для предупреждения столбняка и сибирской язвы. Особую разновидность данной группы инфекций представляют болезни, возбудители которых проникают в организм здорового человека через повреждения наружных покровов и мягких тканей (рожа, столбняк).

Кроме указанных выше категорий инфекционных болезней,

есть инфекционные заболевания с более сложными, много

образными и недостаточно еще выясненными механизмами

передачи. К числу таких заболеваний следует отнести острый

эпидемический полиомиелит, хотя уже известно, что он в ос

новном передается при попадании возбудителя в желудочно-

кишечный тракт, например при употреблении зараженного

Вследствие ряда эпидемиологических особенностей нередко выделяют в особую группу так называемые зоонозные инфекции, т. е. те инфекционные заболевания, которые передаются человеку от больных животных (бруцеллез, туляремия, сибирская язва и т. п.). Мы считали необходимым дать описание зоонозных инфекций в особом разделе с тем, чтобы облегчить учащемуся знакомство с основными методами диагностики, клиники, терапии и профилактики данных заболеваний. Следует помнить, что по механизму передачи эти заболевания могут относиться преимущественно к тому или иному виду описанных выше инфекций; так, например, человек заражается бруцеллезом главным образом в случаях проникновения возбудителя через кишечник.

Сибирская язва – это инфекционная болезнь, возбудителем которой является спорообразующая бактерия Bacillus anthracis. Это зоонозная инфекция (заболевание, передаваемое от животных человеку), которая, как правило, поражает травоядных животных (таких как коровы, овцы и козы). Бактерии выделяют чрезвычайно мощные токсины, которые отвечают за симптомы, вызывающие высокий процент смертности. Люди могут заразиться от инфицированных животных или через зараженные продукты животного происхождения.

Сибирская язва присутствует в большинстве частей мира, но частота вспышек варьируется. Споры бактерий сибирской язвы могут оставаться в латентном состоянии в почве в течение длительных периодов времени и активироваться, когда поверхность почвы нарушается, например, в результате наводнения, ливневых дождей или оползней. Заболевание, как правило, появляется вновь, когда споры впоследствии попадают в желудок животного с травой на пастбищах.

Сибирская язва, как правило, не передается от животного к животному или от человека к человеку. Когда споры сибирской язвы проглатываются, вдыхаются или попадают в организм через ссадины или порезы, они могут прорастать, размножаться и вырабатывать токсины. Насекомые могут переносить бактерии сибирской язвы между животными. Корм для животных может быть заражен спорами сибирской язвы, если он содержит костную муку зараженных животных. Люди могут заразиться сибирской язвой, если они ухаживают или принимают участие в забое больного животного, или находятся в контакте с зараженными продуктами животного происхождения (например, мясо, кровь, шерсть, шкура, кости). Заражение сибирской язвой также может произойти вследствие лабораторных аварий. Кроме того, потребители инъекционного героина могут заразиться сибирской язвой через инъекции зараженного героина. Кроме того, Bacillus anthracis всегда занимала высокие позиции в списке потенциальных биологических агентов, которые могут использоваться в качестве биологического оружия и для биотерроризма.

Существуют три формы сибирской язвы у людей. Быстрое и надлежащее медицинское обследование и лечение имеют важное значение для всех трех форм болезни.

Кожная форма сибирской язвы является наиболее распространенной формой. Бактерия, как правило, проникает в организм человека через поврежденные кожные покровы, например, через порезы или ссадины, когда он вступает в непосредственный контакт со спорами сибирской язвы. В результате на коже образуется приподнятое над уровнем кожи пятно, вызывающее зуд, которое быстро развивается в черную язву. У некоторых людей развиваются головные боли, боли в мышцах, лихорадка и рвота.

Kишечной формой сибирской язвы можно заразиться при употреблении в пищу мяса зараженного животного. Начальные симптомы напоминают симптомы пищевого отравления, но они могут усугубляться сильными болями в животе, кровавой рвотой и тяжелой формой диареи.

Самая тяжелая и самая редкая форма сибирской язвы, возникающая у человека, называется “ингаляционной” или легочной формой сибирской язвы. Эта форма заболевания возникает, когда человек непосредственно подвергается воздействию большого количества спор сибирской язвы, находящихся во взвешенном состоянии в воздухе, и вдыхает их. Первые симптомы аналогичны симптомам обычной простуды, но они могут быстро прогрессировать и приводить к серьезным проблемам дыхания и шоку.

В случае кожной формы сибирской язвы существует небольшой риск прямого инфицирования от повреждений на теле другого человека. Ингаляционная форма сибирской язвы не может передаваться от человека к человеку: заражение может произойти только при непосредственном вдыхании спор сибирской язвы.

При любой форме заражения людей сибирской язвой требуется госпитализация. Тем, кто может быть потенциально подвержен воздействию спор сибирской язвы, предоставляется профилактическое лечение. Возбудители сибирской язвы чувствительны к антибиотикам, которые должны быть предписаны специалистом. Всегда следуйте предписаниям врача о том, как принимать антибиотики. Точно следуйте инструкциям и не сокращайте курс лечения. При возникновении каких-либо побочных эффектов, пожалуйста, сразу же обратитесь к врачу. Не пытайтесь применять антибиотики или любые другие препараты для самолечения или самозащититы без предварительного получения медицинской консультации.

Существуют вакцины против сибирской язвы, которые применяются у людей и животных. Вакцины для животных используются для контроля сибирской язвы в животноводстве. Вакцины для людей имеются в ограниченном количестве и используются в основном для защиты людей, чья деятельность непосредственно связана с риском заражения сибирской язвой.

Профилактика заболевания у животных защитит здоровье человека. Прерывание цикла переноса инфекции является основой контроля сибирской язвы у животных. При обнаружении потенциального очага заражения, его необходимо незамедлительно уничтожить.

В случае возникновения единичного случая или вспышки заболевания у животных, меры контроля состоят из безопасного уничтожения трупа(ов) животного(ых), обеззараживания инфицированных объекта(ов) и предметов, используемых для тестирования и уничтожения трупа(ов) животных, а также инициирования лечения и/или вакцинации других животных, в зависимости от обстоятельств. Лучшим способом уничтожения трупов инфицированных животных является сжигание. Вскрывать трупы животных запрещено, так как при доступе кислорода воздуха бактерии образуют споры.

Раннее обнаружение вспышек, карантин зараженных помещений, уничтожение больных животных и предметов, через которые может передаваться инфекция, а также проведение соответствующих санитарно-гигиенических мероприятий на скотобойнях и молочных фабриках обеспечивает безопасность продуктов животного происхождения, предназначенных для потребления человеком.

Мясо любого больного, странно себя ведущего, или внезапно павшего животного, не должно использоваться для производства продуктов питания или для изготовления каких-либо других продуктов, так как животное могло умереть от инфекционного заболевания. Соблюдайте национальные правила в области ветеринарии при убое животных, так как эти меры предназначены для обеспечения безопасности пищевых продуктов, а также безопасности людей, принимающих участие в забое.

Все части животного, павшего от сибирской язвы, должны быть безопасно уничтожены.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции