Прохождение игры чума жуткая эпидемия

Инфекция выкашивает население тысячами, цивилизация рушится, кругом хаос и мор, каждый выживает как может. Вы — последняя надежда человечества. Авторы WARHEAD.SU рассказали о самых крутых видеоиграх про эпидемии.

Мор. Утопия / Pathologic

Город в далёкой степи, на стыке некой страны эпохи развитого дизельпанка и мира традиционных степняков. Похожий на что-то из тридцатых годов ХХ века, но странный до сюрреализма. С тягучей, тревожной и затягивающей атмосферой витающей в воздухе катастрофы. Воздух по-осеннему прозрачен, фасады домов серы и обшарпаны, и лишь кое-где — поди ещё заметь — на них выступает странная багровая парша. Власть в городе поделена между крупным капиталом, аристократией и комендантом, но потаённо продолжает делиться, словно шкура, выделанная степняками в Термитнике… Криминальных кругов в подполье тоже никто не отменял, они лишь затаились до поры.

В город приходят трое. Столичный Бакалавр медицины, одержимый борьбой со смертью. Сын местного врача и знахаря, наполовину степняк, вызванный отцом из столицы. Загадочная Самозванка, которая не помнит своего прошлого — но может творить чудеса.

А ещё в город приходит песчаная чума.

Город начинает болеть и умирать. Статистика неумолима. Единицы. Десятки. Сотни. Тысячи. Десятки тысяч.

Врачи и санитары валятся с ног, но эпидемия развивается по своим законам. Оцепляются на карантин кварталы, заколачиваются дома, сжигаются трупы — и не только. С чумой приходят паника, безумие, ошибочные и трагические решения. А ещё вздорожание всего и вся каждые сутки. Многого просто не достать, не преступая при этом закона.

К исходу двенадцати отведённых суток прибывшие войска и столичный инквизитор отдадут приказ о тотальной зачистке. Игрок может попытаться изменить ход событий. Это будет трудно. Очень трудно. Невозможно. Но разве не победа над невозможным — самое интересное?

Живой мир не собирался ждать выполнения квестов. Каждая утекающая минута оставляла за спиной несбывшееся — то, что не успел, потому что пытался успеть другое. Мир старался убить персонажа множеством способов — от ножей гопоты и вездесущих миазмов чумы до переутомления и голода.

Прорвавшиеся и прошедшие уже вряд ли могли забыть этот экспириенс.

На мой вкус, ремастер значительно превосходит оригинал во всём — от графики, что естественно в 2019 году, до сюжета, атмосферы, проработанности мира и диалогов. Прохождение игры — уникальный опыт, сто́ящий многих толстых романов из сокровищницы мировой литературы.

Арт-хаус в хорошем смысле слова, предлагающий задуматься о многом, понять немало нового о себе — и пережить настоящий катарсис.

Особенно сейчас, когда мор и эпидемия из страшилок со страниц исторических книг перекочевали в нашу повседневность.

Tom Clancy’s The Division

С кем только не приходилось бороться героям книг Тома Клэнси и игр, созданных под маркой его имени. И с советской армией, и с русской мафией, и с радикальными религиозными экстремистами. А вот с гражданами США — как-то не доводилось. До тех пор, пока не вышла игра The Division. Сюжет её сейчас актуален как никогда: кадры новостей из американских мегаполисов местами пугающе напоминают скриншоты из игры.

Первая часть подкупала необычным антуражем — нам, кажется, впервые в истории видеоигр показали зимний постапокалипсис. Заснеженный Нью-Йорк украшен ёлками и гирляндами Рождества, превратившегося из праздника в катастрофу. Экстренные госпитали, развёрнутые на площадях. Карантинные зоны и пункты эвакуации. Разграбленные мародёрами машины скорой помощи, склады трупов в тоннелях метро. Пусть игрок (выступающий в роли агента того самого Спецотряда) борется не с самой эпидемией, а с её социальными последствиями, — болезнь зримо присутствует рядом на протяжении всего прохождения.

Вторая часть игры перенесла место действия в Вашингтон, а время — на несколько месяцев вперёд. Летние постапокалиптические пейзажи, конечно, более привычны игрокам, но авторам удалось отлично показать и их.

Это слишком красивый мир для такой ужасной болезни. Больше всего похожий на викторианскую Англию, которая слишком рано открыла для себя добычу электричества из ворвани исполинских китообразных левиафанов.

Портовый город, в котором угадываются Лондон и Эдинбург девятнадцатого века, терзает крысиная чума, обнуляя все достижения прошлых лет. Болезнь разносят крысы, и на нынешней стадии справиться с эпидемией уже практически невозможно.

Трупы умерших, завёрнутые в саваны, приходится сбрасывать прямо в городскую канализацию. В подворотнях — плакальщики: люди на самой последней стадии чумы, больше похожие на агрессивных, хотя ещё живых, зомби. Их одежда запачкана, кожа бледна, из глаз течёт кровь, по ним ползают блохи, а вокруг роятся стаи насекомых.

В Dishonored чума одновременно и главный двигатель сюжета, и жуткий фон для происходящего. Главный герой искал лекарство от заразы, а вернувшись из путешествия, обнаружил город уже в совсем плохом состоянии. Блокпосты, стражники, готовые стрелять при малейших признаках болезни, чумные гетто, где людей изолировали от остального города. Надежды нет, а лекарства, способные не вылечить, но хотя бы отодвинуть смерть, дорожают день ото дня.

С магическим артефактом связаны самые сильные и одновременно жёсткие моменты игры. Можно направить сердце на плакальщиков, чтобы услышать их истории. Простые и страшные.

Инфекция выкашивает население тысячами, цивилизация рушится, кругом хаос и мор, каждый выживает как может. Вы — последняя надежда человечества. Авторы WARHEAD.SU рассказали о самых крутых видеоиграх про эпидемии.

Мор. Утопия / Pathologic

Город в далёкой степи, на стыке некой страны эпохи развитого дизельпанка и мира традиционных степняков. Похожий на что-то из тридцатых годов ХХ века, но странный до сюрреализма. С тягучей, тревожной и затягивающей атмосферой витающей в воздухе катастрофы. Воздух по-осеннему прозрачен, фасады домов серы и обшарпаны, и лишь кое-где — поди ещё заметь — на них выступает странная багровая парша. Власть в городе поделена между крупным капиталом, аристократией и комендантом, но потаённо продолжает делиться, словно шкура, выделанная степняками в Термитнике… Криминальных кругов в подполье тоже никто не отменял, они лишь затаились до поры.

В город приходят трое. Столичный Бакалавр медицины, одержимый борьбой со смертью. Сын местного врача и знахаря, наполовину степняк, вызванный отцом из столицы. Загадочная Самозванка, которая не помнит своего прошлого — но может творить чудеса.

А ещё в город приходит песчаная чума.

Город начинает болеть и умирать. Статистика неумолима. Единицы. Десятки. Сотни. Тысячи. Десятки тысяч.

Врачи и санитары валятся с ног, но эпидемия развивается по своим законам. Оцепляются на карантин кварталы, заколачиваются дома, сжигаются трупы — и не только. С чумой приходят паника, безумие, ошибочные и трагические решения. А ещё вздорожание всего и вся каждые сутки. Многого просто не достать, не преступая при этом закона.

К исходу двенадцати отведённых суток прибывшие войска и столичный инквизитор отдадут приказ о тотальной зачистке. Игрок может попытаться изменить ход событий. Это будет трудно. Очень трудно. Невозможно. Но разве не победа над невозможным — самое интересное?

Живой мир не собирался ждать выполнения квестов. Каждая утекающая минута оставляла за спиной несбывшееся — то, что не успел, потому что пытался успеть другое. Мир старался убить персонажа множеством способов — от ножей гопоты и вездесущих миазмов чумы до переутомления и голода.

Прорвавшиеся и прошедшие уже вряд ли могли забыть этот экспириенс.

На мой вкус, ремастер значительно превосходит оригинал во всём — от графики, что естественно в 2019 году, до сюжета, атмосферы, проработанности мира и диалогов. Прохождение игры — уникальный опыт, сто́ящий многих толстых романов из сокровищницы мировой литературы.

Арт-хаус в хорошем смысле слова, предлагающий задуматься о многом, понять немало нового о себе — и пережить настоящий катарсис.

Особенно сейчас, когда мор и эпидемия из страшилок со страниц исторических книг перекочевали в нашу повседневность.

Tom Clancy’s The Division

С кем только не приходилось бороться героям книг Тома Клэнси и игр, созданных под маркой его имени. И с советской армией, и с русской мафией, и с радикальными религиозными экстремистами. А вот с гражданами США — как-то не доводилось. До тех пор, пока не вышла игра The Division. Сюжет её сейчас актуален как никогда: кадры новостей из американских мегаполисов местами пугающе напоминают скриншоты из игры.

Первая часть подкупала необычным антуражем — нам, кажется, впервые в истории видеоигр показали зимний постапокалипсис. Заснеженный Нью-Йорк украшен ёлками и гирляндами Рождества, превратившегося из праздника в катастрофу. Экстренные госпитали, развёрнутые на площадях. Карантинные зоны и пункты эвакуации. Разграбленные мародёрами машины скорой помощи, склады трупов в тоннелях метро. Пусть игрок (выступающий в роли агента того самого Спецотряда) борется не с самой эпидемией, а с её социальными последствиями, — болезнь зримо присутствует рядом на протяжении всего прохождения.

Вторая часть игры перенесла место действия в Вашингтон, а время — на несколько месяцев вперёд. Летние постапокалиптические пейзажи, конечно, более привычны игрокам, но авторам удалось отлично показать и их.

Это слишком красивый мир для такой ужасной болезни. Больше всего похожий на викторианскую Англию, которая слишком рано открыла для себя добычу электричества из ворвани исполинских китообразных левиафанов.

Портовый город, в котором угадываются Лондон и Эдинбург девятнадцатого века, терзает крысиная чума, обнуляя все достижения прошлых лет. Болезнь разносят крысы, и на нынешней стадии справиться с эпидемией уже практически невозможно.

Трупы умерших, завёрнутые в саваны , приходится сбрасывать прямо в городскую канализацию. В подворотнях — плакальщики: люди на самой последней стадии чумы, больше похожие на агрессивных, хотя ещё живых, зомби. Их одежда запачкана, кожа бледна, из глаз течёт кровь, по ним ползают блохи, а вокруг роятся стаи насекомых.

В Dishonored чума одновременно и главный двигатель сюжета, и жуткий фон для происходящего. Главный герой искал лекарство от заразы, а вернувшись из путешествия, обнаружил город уже в совсем плохом состоянии. Блокпосты, стражники, готовые стрелять при малейших признаках болезни, чумные гетто, где людей изолировали от остального города. Надежды нет, а лекарства, способные не вылечить, но хотя бы отодвинуть смерть, дорожают день ото дня.

С магическим артефактом связаны самые сильные и одновременно жёсткие моменты игры. Можно направить сердце на плакальщиков, чтобы услышать их истории. Простые и страшные.


На фоне бушующего коронавируса правительство Китая запретило в стране популярную стратегию о заражениях Plague Inc. Поэтому мы решили рассказать, что в этой игре такого, а также поделиться другими проектами в тематике массовых болезней.

Переиздание культового зомби-хоррора полностью обновляет старую игру с первой Playstation. Помимо современной картинки, разработчики изменили положение камеры и управление, теперь не нужно крутиться вокруг себя, чтобы выбрать направление.

Сюжет разделен на две отдельные кампании — одна посвящена полицейскому-новобранцу Леону Кеннеди, а другая студентке колледжа по имени Клэр Редфилд. Пути у них разные, зато цель одна — постараться не только выжить в зараженном Раккун Сити, но и узнать, откуда взялся загадочный вирус, превращающей людей в зомби. Истории героев периодически пересекаются, собирая вместе недостающие детали.

R.E. 2: Remake отлично справляется с задачей напугать пользователя: темные коридоры, где фонарь ваш единственный друг, опустевший и полуразрушенный город, наполненный живыми мертвецами и, конечно, жуткий Тиран, который еще долго будет приходить к игрокам в ночных кошмарах.

В частности, это заслуга грамотной работы со светом, звуками и игровым процессом. Пользователю придется обследовать чуть ли не каждый уголок в поисках ценных ресурсов, решать головоломки и мочить ходячих мертвецов.

До анонса официального переиздания второй части Resident Evil фанаты разрабатывали собственный ремейк. Когда он состоялся, энтузиасты не отчаялись и решили использовать наработки для создания собственной игры в похожем стиле.

Так появилась новая история о заражении маленького городка зомби-вирусом. Авторы старались сделать игру максимально похожей на проекты девяностых, но на современном движке. И они с этим справились, диалоги и ролики между уровнями порой выглядят и звучат как фильмы категории Б из конца тысячелетия. Тут и заговор корпораций и военных, и предательство, и лесничий со своей хижиной на дереве.

Игроку доступны три персонажа: боец элитного подразделения, летчик и лесник. У каждого из них свои характеры, взгляды на мир и проблемы посреди заражения. Вдобавок, Daymare довольно сложна, все ресурсы жестко ограничены, персонажам придется буквально вгрызаться в каждый патрон и обрывок бинта.

Сложности добавляют и проблемы с механиками вроде как попало расставленных контрольных точек и перезарядки с потерей обоймы, без которой пушку нельзя будет зарядить снова, даже если у вас есть патроны. Если готовы бороться с задачами, которые ставит не только сама игра, но и ее геймдизайн, то дерзайте, в остальном это вполне достойное инди.

Отвлечемся от чего-то медленного и пугающего на что-то более динамичное. Кооперативные Left 4 dead и Left 4 dead 2, от создателей легендарного Half-life берут ту же самую концепцию о выживших в зараженном городе, только на этот раз никто не пытается напугать игрока. Наоборот, выбрав одного из четверых персонажей, пользователь в компании друзей или случайных союзников истребляет орды зомби.


Вся игра поделена на главы, в каждой из них свои уникальные задачи, выполнив которые герои станут на шаг ближе к своему спасению. Например, придется как можно тише пробираться через огромный торговый центр, не задев сигнализацию, иначе сразу набегут мертвяки. Позже предстоит таскать по всей карте канистры с бензином, чтобы завести машину и рвануть с места катастрофы куда подальше.

Обе части полюбились фанатам за проработанную механику стрельбы и возможности командного взаимодействия. Проект не зря относят к кооперативным — без поддержки шансов выжить крайне мало! Напарники могут не только отбить вас от голодных зараженных, но и способны подлечить раненых или поднять павших.

Стелс о королевском защитнике Корво Аттано посвящен, в первую очередь, политическим заговорам и дворцовым переворотам. Действие разворачивается в вымышленном городе Дануолл, охваченном чумой.

Корво по долгу службы обязан спасти из плена наследницу престола. Он обладает всеми навыками идеального бесшумного убийцы — ловкостью, хитростью и скрытностью. А с помощью мистических сил Аттано может стать еще опаснее, получив способности телепортироваться, видеть сквозь стены и так далее.

Казалось бы, бери клинок и устраняй препятствия одно за другим, но мир игры не просто так напоминает викторианский Лондон. Как и в реальном мире, основной рассадник чумы — крысы, и чем больше трупов, тем больше они наполняют улицы и тем сильнее распространяется чума. Поэтому для хорошей концовки историю Корво стоит проходить максимально бескровно.

История двух французских сирот — девушки Амиции и ее младшего брата Гуго — в тяжелые для страны времена войны с Англией и эпидемии чумы, которые свалились на Францию в 12 веке.

Помимо опасности заразиться детей преследуют отряды инквизиции, почему — непонятно. Чтобы уберечь себя от чумных крыс и жестоких фанатиков, героям придется найти баланс между светом и тьмой. На свету зараженные грызуны будут трусливо разбегаться, но укрыться от инквизиторов намного сложнее. В темноте же намного легче укрыться от святых карателей, но крысиные орды станут намного смелее.

Большую часть времени пользователь играет за старшую сестру Амицию, периодически отдавая указания Гуго, но на одном из уровней ведущая роль отдана Гуго. Для того, чтобы выяснить, чем герои так не угодили Святому Престолу, и пережить не только зверскую эпидемию со всеми ужасами военного времени, героям придется действовать сообща с другими сиротами.

Атмосфера Франции, охваченной кошмаром, через личную историю предоставленных самих себе детей, показывает всю боль и страдания, приносимые войной и чумной болезнью.

Агента спецслужб забрасывают на Ближний Восток в вымышленный город Харан, охваченный зомби-вирусом и террористами. Причем вирус появился из-за острой мутации бешенства, а за террористами стоит правительство.

Dying Light делает упор на ближний бой и паркур. Главный герой прыгает по крышам, бегает по стенам и ползает по столбам. Казалось бы, убежать от зараженных с такими трюками не составит труда, вот только мертвецы здесь не тупые мешки — их скорости и проворности позавидуют даже спринтеры.

В игре реализован открытый мир с генерацией случайных событий, кармой, созданием различного оружия и стелсом. Смена дня и ночи тоже добавляет проблем, в темное время суток зараженные становятся агрессивнее, и на охоту выходят особые противники. В отдельном режиме игрок может сам стать зомбированным охотником и нападать на выживших.

Хитовый эксклюзив тоже крутится вокруг заражения. Но принесли его не ученые и злобные корпорации, а сама природа. Мутировавший грибок превращает людей в ходячих грибоподобных монстров, сбрасывая Соединенные Штаты в бездну постапокалипсиса.

Игровой процесс выглядит, как типичная приключенческая выживалка со сбором ресурсов, укрытиями и стрельбой. Цель каждого уровня добраться из одной точки в другую. Даже если вам уже приелись игры такого типа, ознакомиться с The Last of Us стоит ради сюжета и кинематографичности. Тем более скоро выходит продолжение.

Соединенные Штаты Америки подверглись атаке биологического оружия, но не от террористов или враждебного государства, а от собственного правительства. Руководство страны вместе с учеными решили проверить, как поведут себя люди в подобной ситуации, как они среагируют и что будут делать.

Задача игроков — как можно быстрее справиться с последствиями вирусного заражения. The Division заточена под мультиплеер — кооперативное прохождение, сражения пользователей с компьютерными противниками и друг с другом.

Вторая часть развивает сюжет оригинала, добавляя в игру настоящую гражданскую войну между обычными выжившими и мародерами. Люди могут не только помогать другим пострадавшим в открытом мире, но и собираться в группы по восемь человек для прохождения рейдов.

Манхэттен поражен новым вирусом, от которого жители острова мутируют в озверевших чудищ. Очнувшись в морге, протагонист по имени Алекс Мерсер открывает в себе сверхчеловеческие способности: непробиваемую кожу, суперсилу и скорость, умение бегать по отвесным стенам, превращать свои руки в смертельное оружие и поглощать людей, забирая их облик и воспоминания.

Последнее Мерсеру очень пригодится, ведь герой с момента пробуждения ничего не помнит. Игрок должен разобраться в том, что происходит, найти виновных и остановить инфицированных. Сюжет хоть и кажется банальным, но в нем все же припасена парочка неожиданных поворотов.

По сути, пользователя сразу же отпускают во все стороны, он сам решает, в каком порядке проходить основные и побочные задания. Игровой процесс в Prototype лишен всякого реализма в угоду ураганному действию. По мере прохождения персонажу можно открывать новые навыки, делая его сильнее, а его приемы еще круче.

Та самая запрещенная в Поднебесной игра. Дело в том, что в отличие от других проектов этого топа, в Plague Inc. не нужно бороться с вирусами, их нужно создавать. Цель стратегии — уничтожить все человечество.

Болезни можно дать любое название. Игроку в первую очередь необходимо озаботиться способами распространения: через людей или животных, по воздуху или по земле. Будет ли она попадать в организм через кровь или через слизистую. Помимо шанса подхватить заразу в характеристики входят тяжесть лечения и смертоносность. Чем труднее людям найти лекарство от вашей пандемии, тем больше шансов на выполнение поставленной задачи, а чем выше смертность, тем больше очков ДНК вы получите.

За очки ДНК вирус можно прокачивать, делая его более стойким, упрощая распространение и ухудшая симптомы. Если болезнь вдруг мутирует сама по себе, то на полученные улучшения не нужно тратить накопленные ДНК. Некоторые из видов чумы и вовсе могут быть неконтролируемыми. Неудивительно, что правительство КНР решило запретить игру, сейчас такие проекты — последнее, что им нужно.




30 января 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила вспышку эпидемии коронавируса 2019-nCoV чрезвычайной ситуацией, имеющей международное значение. Все государства должны быть готовы к борьбе с ним. При этом на момент написания статьи от нового вируса умерло около семисот человек во всём мире, а от обычного гриппа за один сезон умирает восемь тысяч, и это только в США.

Но решение ВОЗ даёт надежду, что человечество всё же учится на своих ошибках. Мы расскажем о самых страшных эпидемиях в истории — опыт которых сейчас заставляет принимать чрезвычайные меры.


Первая крупная эпидемия в известной истории человечества получила имя императора Марка Аврелия Антонина. Она разразилась во время его правления и сама же унесла его жизнь. Ещё эпидемию называют чумой Галена по имени греческого врача, оставившего о ней записи.

Что это была за болезнь, до сих пор точно не известно. Скорее всего, оспа или корь — чумой она называется по традиции. В Рим её принесли войска, вернувшиеся из похода на Ближний Восток. Чума Антонина дошла до Рейна, убив пять миллионов человек. Она опустошила Рим и лишила его большей части армии. Золотой век империи на этом закончился.


Худ. Vilius Petrauskas

Эпидемия, опустошившая Восточную Римскую империю, считается первой зарегистрированной вспышкой бубонной чумы в Европе. Предполагается, что она началась в Египте или Эфиопии и попала в Константинополь вместе с зерном, в котором прятались зараженные крысы. Жертвами чумы стали, по разным оценкам, от 25 до 100 миллионов человек. Считается, что погибло 66% жителей Константинополя.

Эта эпидемия значительно ослабила Византию, особенно её экономику, и не позволила императору Юстиниану объединить Восточную и Западную Римские империи. Кроме того, апокалиптические настроения, царившие во время эпидемии, способствовали распространению христианства.


Пик этой эпидемии, самой известной в истории, пришелся на 1346–1353 годы. По разным оценкам, бубонная чума уничтожила от 30% до 60% населения Европы — в общей сложности от 75 до 200 миллионов человек.

Скорее всего, она началась в пустыне Гоби — примерно там, где сейчас Монголия граничит с Китаем. Из-за аномальной засухи грызуны, в том числе больные, скучившись, переместились в поисках пищи поближе к человеческому жилью. Начавшись среди животных, эпидемия быстро перекинулась на людей. Заражение было неминуемо: сурки в тех краях считались деликатесом, а хвори они не избежали. Вскоре монгольские войска и торговцы понесли чуму по Великому Шелковому пути.

Болезнь свирепствовала на Востоке примерно с 1320 года. Она уничтожила до 90% населения китайской провинции Хэбэй, затронула Индию и Центральную Азию, а вот Японию обошла стороной. Потом чума опустошила низовья Волги и Дона, проникла в Крым, оттуда в Геную и постепенно охватила всю Европу.

Смерть огромной части населения сильно повлияла на европейские страны. Мощный толчок получило скотоводство, потому что по сравнению с земледелием требовало меньше рабочих рук. Прежде закрытые цеха стали принимать людей со стороны. Повысились налоги, усилилась инфляция, появились законы, призванные сохранить исчезающую сословную границу. Эпидемия естественным образом подтолкнула развитие медицины, а кроме того — механики, опять же из-за нехватки рук. Она даже вмешалась в генофонд жителей Европы: исследования показывают, что вероятность выжить после заражения чумой у обладателей разных групп крови тоже разная.


Индейцы и оспа

В общей сложности европейские болезни, включая оспу, корь и тиф, унесли жизни примерно полутора миллионов коренных американцев. Это очевидным образом помогло европейцам победить в войне за континент.


История не помнит ни одной вспышки холеры, сравнимой по числу жертв с любой из описанных здесь эпидемий, но не упомянуть об этой болезни нельзя.

Холера сыграла важную роль в развитии современной эпидемиологии и общественного здравоохранения, родившихся в основном из исследований английского врача Джона Сноу (который довольно много знал). Эпидемия в Сохо в 1854 году помогла ему опровергнуть господствовавшую тогда теорию миазмов — согласно ей, в болезнях виноваты продукты гниения, которые испаряются из воды и почвы, попадают в воздух и заражают вдыхающего их человека. Кроме того, та вспышка холеры дала толчок развитию сетей канализации и водопровода. Составив карту случаев заболевания, Сноу выяснил, что источником болезни была одна-единственная водоразборная колонка. Её отключили, и эпидемия быстро пошла на спад.


В XIX веке случилась ещё одна крупная эпидемия чумы, третья по масштабу после Черной смерти и Юстиниановой чумы, — количество жертв достигло двенадцати миллионов. Началась она в китайской провинции Юньнань и за несколько десятилетий распространилась по всему миру.

Как раз во время этой пандемии, в 1894 году, бактериолог Александр Йерсен обнаружил чумную палочку. Вскоре появились и ранние антибиотики (стрептомицин), которые помогли победить болезнь.

Маньчжурская эпидемия 1910−1911 годов, уничтожившая от шестидесяти до ста тысяч человек, считается последней крупной вспышкой чумы в истории.




Геморрагическая лихорадка Эбола — заболевание редкое, но крайне опасное. Она убивает в среднем 50% заражённых, хотя в некоторых случаях смертность достигала 90%. Разработкой вакцины от вируса занимаются многие лаборатории по всему миру, но пока одобрена лишь одна, и то в Европе. Лечение в большинстве случаев сводится к борьбе с симптомами.
Самая крупная эпидемия началась в феврале 2014 года в Гвинее. Оттуда болезнь распространилась по Западной Африке, а также затронула США и Испанию. Поскольку вирус Эбола пришёл в Западную Африку впервые, у врачей в пострадавших странах не было опыта борьбы с ним. Население охватила паника. Распространению лихорадки способствовали местные похоронные традиции, предусматривающие контакт с покойником во время прощания.

Эпидемия в Западной Африке длилась почти два года и погубила около двенадцати тысяч человек. Авиакомпании прекращали полеты в страны, где проявилась болезнь, соседи закрывали с ними границы. В Демократической республике Конго эпидемия продолжается и сейчас.


Определить, когда и где появился вирус иммунодефицита человека, не представляется возможным. Он может долго существовать в организме и никак не проявлять себя. Принято считать, что люди заразились от обезьян (будем надеяться, что их просто ели), — скорее всего, это случилось в бельгийской колонии Конго около 1920 года. Постепенно вирус распространился по Африке, а к 1970-м пришёл в США. Именно там в 1981 году впервые описали заболевание и его симптоматику. С того времени вирус унёс жизни 32 миллионов человек.

ВИЧ-инфекция развивается очень медленно. Она постепенно уничтожает иммунитет и приводит к смерти от вторичных болезней. Именно последняя стадия называется СПИДом. Вылечить заражённого человека полностью медицина пока не может, однако своевременная диагностика и терапия помогают замедлить развитие инфекции и препятствуют распространению вируса.

Долгое время общество игнорировало проблему, поскольку считалось (а кое-где до сих пор считается), что ВИЧ-инфекция — удел маргиналов. Сейчас в мире зарегистрировано больше 40 миллионов ВИЧ-инфицированных, конкретно в России — больше миллиона.

Корь и антипрививочники

Корь — одно из самых заразных заболеваний в мире. Каждый источник заражает 12−18 человек (для сравнения, источник лихорадки Эбола — двух-трёх). Четверть сталкивается с осложнениями, многие из которых могут привести к инвалидности. Чаще всего корью болеют дети, но бывает, что заражаются взрослые, и у них болезнь протекает очень тяжело.

В 1963 году была создана эффективная вакцина — и с тех пор в странах, проводящих всеобщую вакцинацию, корью болеют единицы. Точнее, болели.

Антипрививочное движение привело к тому, что всё больше детей не получает прививок от кори. В 2018−2019 годах во многих странах произошли крупные вспышки заболевания, количество заражённых возросло в разы. ВОЗ включила сознательный отказ от вакцинации в список десяти главных угроз здоровью человечества, наряду с появлением бактерий, способных сопротивляться антибиотикам.

В исторической перспективе видно, что люди рано или поздно справлялись с большинством смертоносных болезней. Однако нельзя забывать, что вирусы и бактерии развиваются, мутируют, — и только время покажет, кто победит в этой гонке.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции