Оргии во время чумы

700 лет назад по Европе прокатилась, подобно лесному пожару, самая страшная эпидемия, унёсшая более 25 миллионов человек. Непонятную болезнь назвали Чёрной смертью или бубонной чумой. Верно ли это?

700 лет назад по Европе прокатилась, подобно лесному пожару, самая страшная эпидемия, унёсшая более 25 миллионов человек. Непонятную болезнь назвали Чёрной смертью или бубонной чумой. Верно ли это?







Владимир ХРИСТОФОРОВ

Войны, глобальный кризис, непрерывные стихийные бедствия, загубленная земная экология, ужасные техногенные катастрофы, неизлечимые болезни – всё это приметы надвигающегося Апокалипсиса? И всё чаще нынешние судорожно-пресыщенные радости определённой части человеческого общества (в России это обожравшиеся бизнесмены) сравнивают с пиром во время чумы.

Другой интереснейший вопрос: что хотел сказать великий русский поэт следующими строками:

Утопим весело умы

И, заварив пиры да балы,

Восславим царствие Чумы.

Не будем заглядывать за пределы нашей эры, там тоже были страшные эпидемии, но неизвестно, была ли это чума, или оспа, или брюшной тиф. Начнём летопись с более поздних зафиксированных времён.

Третья современная пандемия началась в китайской провинции Юньнань в конце XIX века. К 1910 году чума распространилась по всему миру, но в 1920-м пошла на спад благодаря международным соглашениям об уничтожении крыс в портах и корабельных трюмах и обязательной проверке судов. Показательны меры в чумном Лос-Анджелесе. Как в своё время всё население Китая восстало против воробьёв, уничтожителей посевов, так и в Лос-Анджелесе все жители ринулись ловить и сжигать в огне крыс. Их было уничтожено 2 миллиона. А всего в третью эпидемию заболело на земле 26 миллионов человек, из которых 12 погибли.

В Россию чума проникла в 1352 году. Любопытный факт из истории завоеваний Золотой Орды. Хан Джанибек противостоял экспансии генуэзцев в Поволжье и Причерноморье. Во время осады Кафы (современная Феодосия) Джанибек приказал забросить катапультой в крепость труп умершего от чумы человека. Труп перелетел через стену и разбился вдребезги.

Началась чума. Она попала в Новгород, Псков, Москву, где от неё умер князь Симеон Гордый . А испуганный царь Алексей Михайлович вместе с семейством бежал в Вязьму.

К 1950 году заболеваемость чумой во всём мире стала носить спорадический характер. Возникающие вспышки удавалось подавлять с помощью эпидемиологического надзора, дезинсекции, дератации и антибактериальной терапии. Из городов чума практически исчезла и встречается сейчас в сельских и пригородных районах. Но страх у людей и медиков остался. Доказательством служит паника в связи со вспышкой бубонной и лёгочной чумы в Индии в 1994 году.

Как жаль, что почти невозможно найти описание подвига Поль-Луи Симона. Ночью он пробирался в морг с чумными мертвецами и вырезал эти смердяще-гниющие и кроваво-чёрные бубоны, похожие на студень, потом изучал.

Но с причинами не всё так просто.

Английские эпидемиологи из Ливерпульского университета Сьюзен Скотт и Кристофер Дункан выступают с опровержением выводов Поль-Луи Симона. Чёрная смерть – это не бубонная чума. Кстати, другой французский бактериолог Александр Ерсин в конце XIX века тоже связал Чёрную смерть с крысами и блохами. Но Скотт и Дункан выявили в этой теории пробелы. Карта распространения Чёрной смерти, по их исследованиям, не совпадает с расселением крыс. Она галопировала через Альпы и по Северной Европе при слишком низких для размножения блох температурах. Чёрная смерть проносилась гораздо быстрее, чем могут передвигаться крысы. Далее: переносчиками заразы не могли быть крысы, потому что бактерии чумы убивают их самих. Ко всему, бубонная чума несравненно менее заразна, чем Чёрная смерть, которая, как выяснилось, передаётся не через грызунов, а от человека к человеку. Так что же это было? Во всём виноват, как спорно заключают учёные, белок CCR5.

Скотт и Дункан полагают и пытаются это доказать, что возбудителем Чёрной смерти (не имеющей научного названия) является геморрагический (то есть вызывающий кровотечение) филовирус типа Эболы. И загадочную Чёрную смерть предлагается назвать геморрагической чумой. Окончательную точку может поставить лишь исследование древних ДНК погибших людей.

Учёные спешат со своими исследованиями. Сходство и повторяемость страшных эпидемий в каждые несколько столетий пугают не на шутку. Надо найти этот вирус, пока он вновь не нашёл нас.

Лайф выяснил, чем "утешали" себя люди во время эпидемий в древности.


Коронавирус не первая страшная болезнь, с которой пришлось столкнуться человечеству. Оспа, бубонная чума, корь или холера — эпидемии этих болезней унесли миллионы жизней в истории человечества. Они сметали с лица земли целые города, влияли на геополитику, экономику и общество. Но тяга к сексу была неподвластна даже им. Посещение бань, борделей люди почему-то не откладывали, к этому прибавляли секс на кладбищах.

Привычка сходить в баню, а заодно и помыться была главной прерогативой жителей Римской империи. Даже несмотря на страшную Юстинианову чуму, которая бушевала в мире целых два столетия (с 541 по 750 год до н.э.), бани в Риме почти не закрывались. Римские термы были местом, где всегда были горячая и холодная вода и мыло, а их посещение считалось обязательным для больного человека. Якобы это способствовало скорейшему выздоровлению больного.


Однако за культом "чистоты" стояла не только гигиена. В термы приходили поболтать и расслабиться. А желание провести время в одиночестве и вовсе воспринималось как признак не только невоспитанности, но и злого умысла. Релаксации при этом способствовала и обычная проституция.

Вступать в интимную близость практически с кем попало считалось таким же нормальным явлением, как для современного человека почистить зубы. Да и от пола такие отношения не зависели. Для патрициев и свободных граждан Рима главным было сохранение своего социального статуса. Опозориться можно было весьма просто — вступить в связь с женщиной своего же социального класса. Для сексуальных утех годились девушки или юноши более низкого сословия. Как правило, в этой роли выступали рабы или проститутки.

Массовые оргии в честь богов

Однако куда более популярной забавой древних римлян были массовые оргии. Они устраивались в честь богини Венеры. Несмотря на крайнюю раскрепощённость римского общества, проводить их вне стен храмов было запрещено. Но "что позволено Юпитеру, не позволено быку", а потому некоторые правители делали для себя исключения. Самый знаменитый из них — Гай Юлий Цезарь Август Германик. Его поражающие воображение "развлечения" хорошо известны по знаменитому фильму "Калигула" Тинто Брасса.

Секс на кладбище

Женщины, да и мужчины лёгкого поведения обслуживали граждан Рима не только в публичных местах. Самая низшая каста обслуживала "клиентов" даже на кладбищах. Таких проституток называли бустуариями (от лат. busta — гробница), и найти их не составляло труда. Большинство римских "работников секс-индустрии" носили сандалии с вырезанной на подошве фразой Sequere me (лат. — следуй за мной). Проходя по песчаным улицам, они специально оставляли "рекламные послания" для своих клиентов.


Мода на "кладбищенские оргии" возродилась в Европе много столетий спустя, во время Чёрной чумы, которая накрыла Европу в XIV веке. Очумевшие в прямом и переносном смысле люди пытались найти спасение во всём. Кто-то на фоне католической пропаганды присоединялся к церковной инквизиции, которая жгла и пытала "порочных женщин" как ведьм. А кто-то находил утешение в их компании прямо на кладбищах. Столь необычное место служило проституткам и "отверженным" в качестве убежища. Недаром глоссарий историка-медиевиста Шарля Дюканжа даёт трактовку латинского слова cimeterium, перешедшего во французский язык в значении "кладбища как "убежища вокруг церкви".

Вдохновлённые языческими культами люди совокуплялись прямо возле выкопанных могил. Этими странными обрядами они пытались победить смерть.

Нью-йоркская адаптация секса во время чумы

"Сам себе партнёр" — такую рекламу запустил во время вспышки коронавируса Департамент здравоохранения Нью-Йорка.


Власти города рассказали, что "вы — ваш самый надёжный сексуальный партнёр". По их мнению, "мастурбация" не способствует распространению CoViD-19, особенно если "вы моете свои руки (и любые секс-игрушки) с мылом и водой по крайней мере на протяжении 20 секунд до и после секса".

Для тех же, кто живёт один или предпочитает онлайн-знакомства, у американских медиков тоже нашёлся совет: "Видеосвидания, интимные СМС (англ. — sexting) или свидания в секс-чатах могут стать подходящим вариантом".


На протяжении нескольких веков Европу сотрясала эпидемия танцев. Начавший танцевать человек уже не мог остановиться, пока не терял сознание от истощения или не умирал от остановки сердца.

В 1020 году группа крестьян, танцевавших несколько недель без перерыва, сорвала рождественские праздники в одном из немецких городов. Так началась одна из самых загадочных эпидемий в Европе. На протяжении нескольких веков танцующая чума, как её прозвали современники, вспыхивала в разных европейских городах, заставляя тысячи человек танцевать до смерти или полного изнеможения. А вслед за танцами начались ещё и массовые сексуальные оргии.

Танцевальная эпидемия и оргии

Начиналось всё с того, что один человек внезапно пускался в пляс. Вскоре к нему присоединялись друзья, знакомые, соседи по улице и просто прохожие. Не было никакого различия в сословии. Танцевали все: крестьяне, дворяне, бюргеры и степенные монахи. Вспышка танцевальной эпидемии в одном отдельно взятом городе захватывала от нескольких десятков (в самом безобидном случае), до нескольких тысяч человек одновременно.

При этом люди полностью теряли контроль над своим телом, а иногда и над разумом. Если человек начинал танцевать, он уже не мог остановиться. Одни во время этих танцев хохотали, другие, наоборот, рыдали, третьи выкрикивали ругательства. В хрониках зафиксированы случаи, когда танцевальная эпидемия принимала откровенно непристойный характер. Танцующие показывали неприличные жесты, выкрикивали грубые ругательства, обнажались. Иногда массовые танцы постепенно перерастали в массовую оргию — захваченные танцем люди вступали в связь с первым попавшимся человеком.


Безудержные танцы были весьма опасны. Сохранилось множество свидетельств гибели танцоров. Длившиеся несколько дней без перерыва танцы нередко заканчивались смертью людей от изнеможения или сердечного приступа. Впрочем, не было худа без добра. В тех случаях, когда "чума" перерастала в вакханалию, демография в поражённых эпидемией городах через 9 месяцев несколько улучшалась.

Некоторое время считалось, что музыка способна остановить распространение эпидемии. Поэтому по распоряжению городских властей безумствующих танцоров сопровождали уличные музыканты, из-за чего всё это напоминало средневековые рейвы.

Танцевальные эпидемии в Европе прозвали танцующей чумой. Как и эта страшная болезнь, эпидемия танцев вспыхивала внезапно, распространялась от города к городу, из страны в страну. И, как и при чуме, от этой напасти не было спасения. Все средства, которые городские и церковные власти применяли для обуздания эпидемий, не работали. Некоторое время бытовало представление, что танцы вызваны одержимостью дьяволом или демонами, особенно когда они перерастали в оргию. Однако все усилия экзорцистов оказывались тщетны.

Единственным эффективным средством остановить эпидемию были те же действия, что при чуме. Строгий карантин первых заболевших. Если удавалось быстро изолировать самую первую группу танцоров, массовой эпидемии не случалось. Но если это не удавалось, не было ни одного способа остановить эти танцы. Люди танцевали весь день и ночь, пока не падали без сил. Проснувшись, они тут же снова начинали танцевать. Безостановочные танцы могли длиться днями, неделями, а порой и месяцами, пока человек не достигал полного истощения или не умирал от сердечного приступа.


Первые надёжные свидетельства о танцевальных эпидемиях относились к XI веку. Однако пиком танцующей чумы стали XIII–XVI века, когда вспышки происходили раз в несколько лет. Наибольшее распространение это имело в Германии, Голландии, Франции и Италии.

Последние свидетельства о танцевальных эпидемиях относятся к началу XVII века. С тех пор подобных случаев не фиксировалось. Танцующая чума внезапно ворвалась в Европу и затем так же неожиданно и бесследно исчезла, оставив современных исследователей в недоумении. В настоящее время существует несколько версий, которые пытаются объяснить эту таинственную эпидемию.

Согласно этой версии, танцевальная чума стала одним из первых достоверно зафиксированных случаев массового психоза. Эпидемии танцев вспыхивали в тяжёлые годы (неурожай, стихийные бедствия) и являлись бессознательной попыткой забыться и отвлечься от тягот средневековой жизни. Поскольку танцоры привлекали к себе повышенное внимание со стороны соседей и городских властей, танцевальному психозу были наиболее подвержены люди с истерическими проявлениями.

Сторонники этой версии указывают на два аргумента. Во-первых, в средневековой Европе существовали частично похожие по сути психические эпидемии. Например, эпидемия флагеллантства, когда люди избивали себя плетью в религиозном экстазе.


Во-вторых, эпидемию танцевальной чумы можно было пресечь в самом начале, надёжно изолировав на некоторое время танцоров-зачинщиков. Тот факт, что в отсутствие публики эпидемия не распространялась, может свидетельствовать именно в пользу психической версии.

В пользу этой версии также может говорить непристойное поведение некоторых участников и сексуальные оргии, в которые порой перерастали эти танцевальные марафоны.

Долгое время пользовались популярностью версии, согласно которым средневековые рейв-эпидемии были проявлениями какой-то болезни. Известно, что при хорее больные люди действительно могут совершать конвульсивные движения конечностями, что со стороны может напоминать болезненный танец. Хорея даже получила второе название — пляска святого Вита (этому святому молились, чтобы излечить больного от танцевальной чумы).


Однако эта болезнь является достаточно редкой. Трудно представить, что в одном европейском городе могли одновременно оказаться сотни и даже тысячи людей, страдавших от этой болезни.

Согласной этой версии, танцевальные эпидемии на самом деле были следствием существования некоего тайного религиозного культа. Предположительно, являвшегося отголоском забытых языческих церемоний, возможно даже древнеримских вакханалий. В пользу этой версии может свидетельствовать тот факт, что безумные танцы порой заканчивались не менее безумной сексуальной оргией, что во многом напоминало дохристианские разгульные вакханалии.

Средневековье и эпоха Возрождения действительно ознаменовались резким ростом разного рода религиозных культов и ересей. Однако практически все они были известны современникам, и о них сохранилось немало сведений. Представить, что в Европе на протяжении нескольких веков мог процветать культ настолько тайный, что о нём не осталось ни единого свидетельства, довольно трудно.

Странное совпадение

Войны, глобальный кризис, непрерывные стихийные бедствия, загубленная земная экология, ужасные техногенные катастрофы, неизлечимые болезни - всё это приметы надвигающегося апокалипсиса? И всё чаще нынешние судорожно-пресыщенные радости определенной части человеческого общества сравнивают с пиром во время чумы./

Другой интереснейший вопрос: что хотел сказать великий русский поэт следующими строками:

Зажжем огни, нальем бокалы,
Утопим весело умы
И, заварив пиры да балы,
Восславим царствие Чумы.

Жертвы

Не будем заглядывать за пределы нашей эры, там тоже были страшные эпидемии, но сведения о них весьма зыбкие. Давайте рассмотрим более поздние.

Третья современная пандемия началась в китайской провинции Юньнань в конце XIX века. К 1910 г. чума распространилась по всему миру, но в 1920-м пошла на спад благодаря международным соглашениям об уничтожении крыс в портах и корабельных трюмах и обязательной проверке судов. Показательны меры в чумном Лос-Анджелесе. Как в свое время всё население Китая восстало против воробев-уничтожителей посевов, так и в Лос-Анджелесе все жители ринулись ловить и сжигать крыс. Их было уничтожено 2 млн. А всего в третью эпидемию на Земле заболело 26 млн человек, 12 млн погибло.

В Россию чума проникла в 1352 г. Любопытный факт из истории завоеваний Золотой Орды. Хан Джанибек противостоял экспансии генуэзцев в Поволжье и Причерноморье. Во время осады Кафу (современная Феодосия) Джанибек приказал забросить катапультой в крепость труп умершего от чумы человека. Началась эпидемия, которая поразила Новгород, Псков, Москву, где от нее умер князь Симеон Гордый. А испуганный царь Алексей Михайлович вместе с семейством бежал в Вязьму.

К 1950 г. заболеваемость чумой во всем мире стала носить спорадический характер. Возникающие вспышки удавалось подавлять с помощью эпидемиологического надзора, дезинсекции, дератации и антибактериальной терапии. Из городов чума практически исчезла и встречается сейчас в сельских и пригородных районах. Но страх у населения и медиков остался. Доказательством служит паника в связи со вспышкой бубонной и легочной чумы в Индии в 1994 г., в ликвидации которой активное участие принял упоминавшийся выше академик РАМН Виктор Малеев.

Вообще, медицина может гордиться, она победила одну из самых страшных болезней на земле. Правда, не может до конца правильно назвать болезнь. Споры не утихают.

Симптомы

В средние века чума практически не лечилась, действия сводились лишь к вырезанию или прижиганию чумных бубонов. При этом человек невыносимо, до потери разума, страдал от боли. Советовали также изолироваться дома, разжигать костры на улицах (считалось, что это очистит воздух), вдыхать пары селитры и пороха. А ещё, смешно сказать, рекомендовали ставить всюду в жилище блюдца с молоком, которое якобы абсорбирует отравленный воздух. Ко всему к нарывам прикладывали пиявки, высушенных жаб и ящериц, в раны вкладывали свиное сало и масло. Врачи носили костюмы, состоявшие из кожаного покрывала и маски птичьего вида. В клюве находились пахучие травы обеззараживания, в жезле имелся ладан, якобы защищающий от нечистой силы. В отверстия для глаз вставляли стеклянные линзы. И всё равно тогдашние врачи, мужественные самоотверженные люди, повально гибли. Вспоминая эти трагические и героические факты прошлого, мы снова ощущаем великую поступь медицины. Врачи проявляли необычную стойкость и величие человеческого духа.

Причины

В самом конце XIX века французский ученый Поль-Луи Симон, изучая бубонную чуму в Бомбее, выделил ее возбудитель Yersinia pestis из трупов крыс и предположил, что именно эти грызуны являются источником заражения человека чумой. Но надо было найти еще и переносчика микроба. Им оказа-лась. блоха. Та самая блоха, воспетая в свое время Гёте, Мусоргским, Шаляпиным с ярким гротеском и прозорливым ощущением ее зловещей значимости. Однако понадобится еще почти полвека, пока З.Ваксман и его коллеги синтезируют стрептомицин, который окажется эффективным против возбудителя чумы.

Как жаль, что почти невозможно найти описание подвига Поля-Луи Симона! Ночью он пробирался в морг с чумными мертвецами и вырезал эти смердяще-гниющие и кроваво-черные бубоны, похожие на студень, потом изучал.

Но ученые спешат. Сходство и повторяемость страшных эпидемий в каждые несколько столетий пугают не на шутку. Надо найти этот вирус, пока он вновь не нашел нас.

Основоположник российской эпидемиологии

В 1744 г. в семье сельского протоиерея на Черниговщине родился Данило Самойлович (Сущин-ский) - будущий основоположник отечественной эпидемиологии. Окончил госпитальную школу при Петербургском адмиралтействе.

Чума и экономика

Эпидемия чумы в 1348 г. привела к нехватке рук в сельском хозяйстве и к реставрации барщины в полном объеме. В Англии население сократилось, крестьян стало меньше, поэтому и ценились они больше и стали требовать для себя более высокий социальный статус. Парламент, в свою очередь, стремился экономически умерить крестьян. Начались крупномасштабные недовольства. Эпоха феодалов уходила со сцены, в господских хозяйствах устанавливались арендные отношения.

Вот что такое чума. И всё же, всё же. Когда-то Луи Пастер сказал, что последнее слово будет за микробами. Откуда и почему с периодичностью в несколько столетий сваливается на людей эта страшная болезнь? И когда ждать новую эпидемию? Или ее заменили СПИД, прочие новые болезни?


В 1020 году группа крестьян, танцевавших несколько недель без перерыва, сорвала рождественские праздники в одном из немецких городов. Так началась одна из самых загадочных эпидемий в Европе.
На протяжении нескольких веков танцующая чума, как ее прозвали современники, вспыхивала в разных европейских городах, заставляя тысячи человек танцевать до смерти или полного изнеможения. А вслед за танцами начались еще и массовые сексуальные оргии.

Начиналось все с того, что один человек внезапно пускался в пляс. Вскоре к нему присоединялись друзья, знакомые, соседи по улице и просто прохожие. Не было никакого различия в сословии. Танцевали все: крестьяне, дворяне, бюргеры и степенные монахи. Вспышка танцевальной эпидемии в одном отдельно взятом городе захватывала от нескольких десятков (в самом безобидном случае), до нескольких тысяч человек одновременно.

При этом люди полностью теряли контроль над своим телом, а иногда и над разумом. Если человек начинал танцевать, он уже не мог остановиться. Одни во время этих танцев хохотали, другие наоборот рыдали, третьи выкрикивали ругательства. В хрониках зафиксированы случаи, когда танцевальная эпидемия принимала откровенно непристойный характер. Танцующие показывали неприличные жесты, выкрикивали грубые ругательства, обнажались. Иногда массовые танцы постепенно перерастали в массовую оргию и захваченные танцем люди вступали в связь с первым попавшимся человеком.

Безудержные танцы были весьма опасны. Сохранилось множество свидетельств гибели танцоров. Длившиеся несколько дней без перерыва танцы нередко заканчивались смертью людей от изнеможения или сердечного приступа. Впрочем, не было худа без добра. В тех случаях, когда "чума" перерастала в вакханалию, демография в пораженных эпидемией городах через 9 месяцев несколько улучшалась.

Некоторое время считалось, что музыка способна остановить распространение эпидемии. Поэтому, по распоряжению городских властей, безумствующих танцоров сопровождали уличные музыканты, из-за чего все это напоминало средневековые рейвы.

Танцевальные эпидемии в Европе прозвали танцующей чумой. Как и эта страшная болезнь, эпидемия танцев вспыхивала внезапно, распространялась от города к городу, из страны в страну. И, как и при чуме, от этой напасти не было спасения. Все средства, которые городские и церковные власти применяли для обуздания эпидемий, не работали. Некоторое время бытовало представление, что танцы вызваны одержимостью дьяволом или демонами, особенно когда они перерастали в оргию. Однако все усилия экзорцистов оказывались тщетны.

Единственным эффективным средством остановить эпидемию были те же действия, что при чуме. Строгий карантин первых заболевших. Если удавалось быстро изолировать самую первую группу танцоров, массовой эпидемии не случалось. Но если это не удавалось, не было ни одного способа остановить эти танцы. Люди танцевали весь день и ночь, пока не падали без сил. Проснувшись, они тут же снова начинали танцевать. Безостановочные танцы могли длиться днями, неделями, а порой и месяцами, пока человек не достигал полного истощения или не умирал от сердечного приступа.

Первые надежные свидетельства о танцевальных эпидемиях относились к XI веку. Однако пиком танцующей чумы стали XIII-XVI века, когда вспышки происходили раз в несколько лет. Наибольшее распространение это имело в Германии, Голландии, Франции и Италии.

Последние свидетельства о танцевальных эпидемиях относятся к началу XVII века. С тех пор подобных случаев не фиксировалось. Танцующая чума внезапно ворвалась в Европу и затем также неожиданно и бесследно исчезла, оставив современных исследователей в недоумении. В настоящее время существует несколько версий, которые пытаются объяснить эту таинственную эпидемию.

Согласно этой версии, танцевальная чума стала одним из первых достоверно зафиксированных случаев массового психоза. Эпидемии танцев вспыхивали в тяжелые годы (неурожай, стихийные бедствия) и являлись бессознательной попыткой забыться и отвлечься от тягот средневековой жизни. Поскольку танцоры привлекали к себе повышенное внимание со стороны соседей и городских властей, танцевальному психозу были наиболее подвержены люди с истерическими проявлениями.

Сторонники этой версии указывают на два аргумента. Во-первых, в средневековой Европе существовали частично похожие по сути психические эпидемии. Например, эпидемия флагелланства, когда люди избивали себя плетью в религиозном экстазе.

Во-вторых, эпидемию танцевальной чумы можно было пресечь в самом начале, надежно изолировав на некоторое время танцоров-зачинщиков. Тот факт, что в отсутствие публики эпидемия не распространялась, может свидетельствовать именно в пользу психической версии.

В пользу этой версии также может говорить непристойное поведение некоторых участников и сексуальные оргии, в которые порой перерастали эти танцевальные марафоны.

Долгое время пользовались популярностью версии, согласно которым средневековые рейв-эпидемии были проявлениями какой-то болезни. Известно, что при хорее больные люди действительно могут совершать конвульсивные движения конечностями, что со стороны может напоминать болезненный танец. Хорея даже получила второе название — пляска святого Вита (этому святому молились, чтобы излечить больного от танцевальной чумы).

Однако эта болезнь является достаточно редкой. Трудно представить, что в одном европейском городе могли одновременно оказаться сотни и даже тысячи людей, страдавших от этой болезни.

Согласной этой версии, танцевальные эпидемии на самом деле были следствием существования некоего тайного религиозного культа. Предположительно, являвшегося отголоском забытых языческих церемоний, возможно даже древнеримских вакханалий. В пользу этой версии может свидетельствовать тот факт, что безумные танцы порой заканчивались не менее безумной сексуальной оргией, что во многом напоминало дохристианские разгульные вакханалии.

Средневековье и эпоха Возрождения действительно ознаменовались резким ростом разного рода религиозных культов и ересей. Однако практически все они были известны современникам, и о них сохранилось немало сведений. Представить, что в Европе на протяжении нескольких веков мог процветать культ настолько тайный, что о нем не осталось ни единого свидетельства, довольно трудно.

25 мая 1720 года в порт Марселя зашел корабль Le Grand Saint-Antoine. Это судно доставило в город с Ближнего Востока всевозможные товары, которые его владельцы собирались как можно скорее продать. Поэтому они воспользовались своими связями с властями, проигнорировав предупреждения капитана. А он во время рейса потерял целых семь матросов, а еще один умер позднее в больнице. Следом за ним скончался и сотрудник таможни, заявивший, что судно не вызывает никаких подозрений, и потому нет никаких причин для карантина. А через несколько дней разразилась великая эпидемия, жертвами которой стали порядка 100 тысяч человек. Это был последний раз, когда в Южную Европу пришла чума.

Выставка в Херне преследует цель разобраться со всей историей эпидемии. Поэтому повествование берет начало во временах, когда люди еще не умели отличать смертельные последствия бактерии Yersinia pestis от последствий других эпидемий. В ходе новых генетических анализов удалось доказать, что первыми жертвами чумы целых 4900 лет назад стали жители современной Швеции.


При этом надо сказать, что вспышки чумы возникали не без помощи человека. Ведь, в принципе, чума сопровождает людей на протяжении всей истории, но лишь иногда превращалась в массового убийцу. Излюбленными жертвами бактерии Yersinia pestis являются грызуны (в первую очередь, крысы), но она вполне может поразить и других теплокровных. А если заражаются последние, то инфекцию дальше переносят блохи.

Через несколько дней после заражения у жертвы поднимается температура, появляются головная боль и ломота в суставах. Следом за этими симптомами возникают шишки в лимфатических узлах. Бубонная чума является одной из форм проявления эпидемии. Если лимфоузлы воспаляются по всему телу, возбудитель попадает прямо в кровеносную систему, и начинается смертельно опасный сепсис. В случае поражения легких речь идет о легочной чуме. Этот вид заболевания распространяется воздушно-капельным путем и раньше всегда приводил к смертельному исходу, тогда как у больных бубонной чумой сохранялись хотя бы минимальные шансы выжить.

Чума уничтожала социальные связи и моральные ценности. Те, кто могли себе позволить, стремились еще разок насладиться своей короткой жизнью и устраивали оргии. Те, кто не смог бежать из города, умирали прямо на улицах или в душных помещениях, откуда об эпидемии извещала нестерпимая вонь. Мертвых складывали в огромные ямы и закапывали — если вообще находились смельчаки, готовые на такую работу. По словам Боккаччо, в одной лишь Флоренции жертвами чумы стали 100 тысяч человек. В мировом масштабе жертвы оцениваются примерно в 100 миллионов человек.

Сложились подходящие условия для социального коллапса. До XIII века теплый климат способствовал быстрому росту населения в Европе. Постоянно появлялись новые города, становившиеся все больше, сельскохозяйственная деятельность велась даже на не слишком пригодных для этого территориях. Но уже в начале XIV века приближавшийся Малый ледниковый период привел к сокращению урожаев. Стихийные бедствия, например, наводнение Святой Марии Магдалены 1342 года, в результате которого уровень воды в реках Центральной Европы поднялся до своего исторического максимума, уничтожали инфраструктуру и плодородные земли. К массовому голоду добавлялись войны (например, Столетняя война между Англией и Францией). Таким образом, чума добралась до Старого Света в момент, когда его жители страдали от бедствий и, соответственно, были весьма уязвимы по отношению к инфекциям.


Поскольку зараза распространялась совершенно непредсказуемо, люди искали особенно виновных в этом. Еще Фукидид высказал предположение, что эпидемию могли вызвать спартанцы, отравившие афинские источники воды. В Средневековье причинами появления чумы считали и кометы, и кару божью, и… евреев. Ужасающим последствиям этого посвящена особая часть экспозиции выставки. Погромами были охвачены целые еврейские поселения на территории Священной Римской империи, и их жителей уничтожали в массовом порядке.

Не менее эффективными оказались и меры, принятые властями, которым удалось, по меньшей мере, заставить чуму отступить. Так, в городах вводился карантин и улучшались гигиенические условия.

Когда дома стали строить преимущественно из камня, а не из дерева, уменьшилось количество крыс. Некоторые исследователи предполагают также, что пришедшие в Европу с Востока серые крысы во многих регионах изжили не представлявших большой опасности для людей черных крыс. Но ответа на вопрос, почему после последней вспышки чумы в 1722 году в Марселе болезнь вдруг стремительно исчезла из Европы, выставка в Херне дать не может.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции