Лечебные учреждения для больных лепрой


Всемирный день помощи больным лепрой (проказой) был учрежден 30 января 1953 года – 66 лет назад.

Проказа является одним из древнейших заболеваний, известных человечеству. Упоминания об этой болезни, а также медицинские и правовые предписания, относящиеся к больному лепрой, встречаются во множестве исторических источников и памятников литературы.

Очень долгое время лепра была неизлечимым заболеванием, которое неизбежно приводило к тяжелейшей инвалидности и мучительной смерти. В настоящее время лечение проказы стало возможным. Причем при своевременной диагностике лепра полностью излечивается. При запоздалом же лечении болезнь, как правило, приводит к стойким морфологическим изменениям и инвалидизации больного.

В годовщину учреждения Всемирного дня помощи больным лепрой публикуем подборку фактов об этой болезни:

  • Лепра (болезнь Хансена, хансеноз, хансениаз; прока́за, elephantiasis graecorum, lepra arabum, lepra orientalis, финикийская болезнь, satyriasis, скорбная болезнь, крымка, крымская болезнь, ленивая смерть, болезнь Святого Лазаря и др.) — хроническое инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями Mycobacterium leprae и Mycobacterium lepromatosis, протекающее с преимущественным поражением кожи, периферической нервной системы, иногда передней камеры глаза, верхних дыхательных путей выше гортани, яичек, а также кистей и стоп;
  • Возбудитель лепры (Mycobacterium leprae) был открыт в 1873 году в Норвегии Герхардом Хансеном, который работал в госпитале святого Йоргеса, основанном в XV столетии в Бергене. Бактерия, открытая Хансеном, стала первым известным человечеству возбудителем болезни;
  • Лепра передается через выделения из носа и рта, во время тесных и частых контактов с людьми, не проходящими лечение;
  • Болезнь по-прежнему широко распространена в некоторых районах Бразилии, Южной Азии (Индия, Непал), Восточной Африки (Танзания, Мадагаскар, Мозамбик) и западной части Тихого океана. Индия занимает первое место, Бразилия — второе и Бирма — третье. В 2000 году ВОЗ перечислила 91 страну с эндемичными очагами лепры. Индия, Бирма и Непал составили вместе долю в 70 % случаев заболеваемости;
  • К группе высокого риска заболеваемости относятся жители районов эндемичной распространённости лепры с плохими условиями жизни: загрязнённой водой, без постельного белья и достаточного питания. Лица, страдающие от болезней, ослабляющих иммунную функцию (например, СПИДа), также попадают в группу высокого риска;
  • Инкубационный период лепры обычно составляет три-пять лет, но может колебаться от шести месяцев до нескольких десятилетий (описан инкубационный период продолжительностью в 40 лет). Он протекает бессимптомно. Также для лепры характерен не менее длительный латентный период, неспецифичность и необязательность продромальных признаков (недомогание, слабость, сонливость, парестезия, ощущение зябкости), что значительно затрудняет раннюю диагностику заболевания;
  • Надежно доказанной специфической профилактики лепры с помощью вакцин, сывороток или иммуностимуляторов не существует;
  • В прошлые века во многих странах больные проказой лишались абсолютно всех социальных прав, им запрещалось посещать публичные места, такие как церковь, трактир, рынки, ярмарки, мыться в проточной воде и пить ее, есть вместе со здоровыми людьми, прикасаться к чужим вещам и даже говорить со здоровыми людьми;
  • В Средневековье заведения, где содержались больные проказой, назывались лепрозории, и размещались они, как правило, на окраине города или за городской чертой;
  • Первым известным лепрозорием был госпиталь Святого Николая в Харблдауне в графстве Кент в Англии, основанный в 1084 году;
  • Страх перед проказой был у человечества с древних времен. Но и сегодня, когда современная медицина позволяет эффективно бороться с этим заболеванием, вокруг лепры существует огромное количество предрассудков. Прокаженные и люди, перенесшие эту болезнь, страдают от огромного социального клейма на протяжении всей их жизни. Дело в том, что многие люди не в состоянии принять прокаженных обратно в социум, и они становятся одинокими, хотя повреждения на коже эквивалентны шрамам, полученным, например, при ДТП, или рубцам обычной раны.


Лепра, или проказа, – страшная болезнь, в том числе и потому, что без своевременного лечения она уродует и калечит людей. В прошлые века, когда болезнь была неизлечимой, страдающие проказой оказывались изгоями: они не могли работать, чтобы зарабатывать себе на пропитание, им негде было жить. Однако и специализированные лечебные заведения для них открыть было очень сложно: например, в XIX веке считалось, что болезнь не заразна, а потому новые лепрозории не открывались, а те, что начинали работать, через некоторое время перепрофилировались в обычные больницы. И только к концу столетия после тщательного изучения болезни большинство врачей пришло к выводу о заразности и неизлечимости проказы имевшимися на то время средствами. На Северном Кавказе заботы об устройстве для прокаженных приюта, где они могли бы достойно жить и получать медицинскую и духовную помощь, взяло на себя духовенство. Как это было?

К тому времени уже само общество начало осознавать необходимость устройства такого приюта – практически нужна была только инициатива. Первую мысль о его постройке у станицы Александрийской подал местный священник Димитрий Павлович Промовендов. Служил он там с 1891 года и не понаслышке знал, что участок Пятигорского уезда у станиц Подгорной и Александрийской был одним из районов наиболее интенсивного распространения проказы на Кавказе. Отец Димитрий Промовендов фактически стал инициатором постройки приюта у станицы Александрийской.

В 1893 году, во время первого архипастырского визита епископа Владикавказского и Моздокского Владимира (Сеньковского) в станицу, священник обратил внимание архиерея на несчастных прокаженных. Их положение без преувеличения можно было назвать ужасным и отчаянным. Физические страдания больных, при их наружном безобразии, отягчались бедностью и нищетой. Нередко они голодали и постоянно нуждались в уходе за ними. Ужасный вид больных, а также признанная в Священном Писании и медицинской науке заразность болезни отвращали от них не только чужих людей, но и близких родственников.



Священник также убедил станичников принять непосредственное участие в организации призрения за больными. К 1896 г. общества двух соседних станиц наконец-то решились построить приют для больных проказой жителей Александрийской и Подгорной, но средства для такого строительства отсутствовали. Заслуга практического осуществления идеи постройки приюта для прокаженных у станицы Александрийской всецело принадлежит епископу Владикавказскому и Моздокскому Владимиру, который посвятил этому благому делу много трудов и забот.

Одним из первых жертвователей была императрица Мария Федоровна, которая передала для этих нужд 400 рублей. А главное, по ее соизволению во всех кассах учреждений Российского общества Красного креста был открыт сбор пожертвований для устройства в империи колоний, в которых под покровительством Красного Креста планировалось призревать прокаженных. К моменту публикации письма владыки в епархиальном издании на счет в пользу прокаженных поступил уже 5401 рубль, а всего в течение последующих пяти лет – 38 720 рублей 98 копеек.


В конце июня епархиальное начальство образовало Комитет по постройке в станице Александрийской приюта для прокаженных под председательством местного священника Михаила Николаевича Жукова. В комитет также вошли: священник станицы Подгорной Дмитрий Павлович Промовендов; областной врач, статский советник Василий Алексеевич Городновский; заведующий Александрийской станицей, есаул Волжского казачьего войска Лев Григорьевич Прокопов, станичный атаман; техник В. Алексеев и пять местных жителей. Предполагалось, что приют будет рассчитан на 40-45 человек.

14 октября станицу Александрийскую в третий раз посетил епископ Владикавказский и Моздокский Владимир. Он встретился со станичниками в церкви и произнес архипастырское наставление, рассказав прихожанам о своих планах.

Строительство началось весной 1897 года и производилось по мере поступления средств. 25 марта состоялось торжественное освящение места под колонию и было заложено первое здание – флигель для служащих приюта. По приглашению Комитета на торжестве присутствовали исполняющий обязанности благочинного 3-го округа Владикавказской епархии священник Николай Данилович Погуляев и священник Дмитрий Промовендов, в то время уже служивший в станице Подгорной.

На место постройки колонии из Михаило-Архангельской церкви станицы Александрийской был совершен крестный ход. Все шесть верст пути множество народа пело церковные песнопения. Перед молебном и по его окончании священнослужители произнесли приличествующие речи.

Дело велось тщательно и экономно. На строительство приюта из средств, поступивших на имя епископа Владимира, было потрачено всего 15 304 рубля 63 копеек, в том числе на инвентарь – 1136 рублей 82 копеек. Были возведены: шесть двухкомнатных флигелей из саманного кирпича с черепичной крышей для 24 больных, кирпичный дом для администрации, кухня, хозяйственная постройка (дровяной сарай, конюшня и амбар с погребом), баня и колодец. Постройки составляли два отдельных двора – хозяйственный (административный дом, квартиры для фельдшера, сестры милосердия и аптеки, кухня и др.) и больничный (домики для прокаженных и баня). Отдельно на возвышенности стояла Владимирская часовня, своим благолепием превосходившая многие храмы селений Терской области. Состояла она из двух отделений с особыми входами, одно из которых было собственно часовней, а второе – местом, где провожали в последний путь умерших.


Открытие приюта состоялось уже в конце 1897 года. 29 декабря в станицу Александрийскую прибыл епископ Владикавказский и Моздокский Владимир, который лично освятил освящение зданий приюта для прокаженных. Погода была холодная и пасмурная, снег в большом количестве покрывал землю. В колонии архиерея ждали до тысячи станичников. Все они с самого раннего утра пребывали в открытой заснеженной степи, на холоде, и никто не подумал уйти в станицу, не дождавшись освящения. Архиерей под открытым небом совершил чин освящения воды. В молебне приняли участие протоиерей, пять священников и два диакона.

По просьбе Владыки к богослужению были допущены и четырнадцать прокаженных (пять мужчин, восемь женщин и ребенок). По завершении молебного пения епископ Владимир обратился к народу с воодушевленной речью, объясняя разницу в отношении к больным в древности и в современное время чудодейственной силой христианской любви. Также архипастырь убеждал прокаженных терпеливо переносить свое несчастье, ибо терпением достигается спасение. Всех больных владыка благословил иконой великомученика Пантелеимона и вручил им на память икону святителя Феодосия Черниговского.

Первое время административно-хозяйственная часть приюта находилась в ведении Попечительного комитета, состоявшего из председателя – священника станицы Александрийской Михаила Жукова, а также трех членов – стариков той же станицы.

Содержание колонии для прокаженных стало одной из главных тревог епископа Владимира. Начальник Терской области генерал-лейтенант Семен Васильевич Каханов, всегда с особым вниманием относившийся к предприятиям, имеющим общественно-полезное значение, посоветовал передать приют в ведение администрации области, чтобы потом он смог сам лично оказать содействие в организации необходимого финансирования лечебного учреждения. Это предложение владыка принял с радостью, считая дальнейшую судьбу приюта застрахованной от всяких случайностей.

Планируя организовать в нем уход не только за местными больными станичниками, но и за прокаженными из других селений Терской области, строители начали возводить здания в большем, чем требовалось для местных нужд, количестве. Когда устройство колонии было практически закончено, начальник области отправил в медицинский департамент министерства внутренних дел ходатайство о передаче приюта для прокаженных в ведение Терской администрации. В ответ последовало извещение о намерении министерства устроить для прокаженных больных Донской, Кубанской и Терской областей колонию для христиан около Ростова на-Дону, а вторую, для магометан, – около Владикавказа. При таком раскладе получить деньги для содержания четырнадцати больных, проживавших в Александрийской колонии, не было никакой надежды. Оставалось рассчитывать только на помощь общества Красного Креста и частных благотворителей.



Больные плакали, слушая назидание владыки. Епископ Владимир благословил больных и утешил тем, что давал каждому целовать свою руку. Больные сначала не решились целовать руку архиерея, т. к. уже привыкли к тому, что их все сторонятся. Но видя, что владыка не боится их, не боится заразы, а наоборот, приблизился и дает им руку, целовали, а отходя, плакали; плакали от радостного сознания, что и они не отвержены, не забыты своим архипастырем. Болезнь без надежды на лучшее будущее – их горе; любовь и искреннее сочувствие владыки – их радость.

Грамотным больным епископ Владимир раздал книги религиозно-нравственного содержания. Предложив пищу духовную, архиерей не забыл и про пищу телесную: он каждому дал по свертку чая и сахара, а также передал хлеб, поднесенный ему членами Попечительного комитета.

23 июля 1899 года распоряжением Кавказского окружного военно-медицинского инспектора врачебное попечение о больных и заведывание медицинской частью приюта было возложено на бывшего вольнопрактикующего врача Александровского уезда Илью Исааковича Гюберта, только что переведенного на должность Георгиевского городового врача. Одновременно с ним на службу в приют поступили классный медицинский фельдшер Ф.Д. Давиденко и сестра милосердия Бегичева. В этом же году изменился количественный и качественный состав Попечительного комитета. Теперь он составлялся частично из членов, приглашенных и утверждаемых епископом Владимиром, а частью из лиц, утверждаемых начальником Терской области. Кроме того, в состав попечительства непременными членами входили: заведующий – главный врач приюта, и священник, дополнительно исполнявший обязанности казначея.



Новые назначения позволили существенно улучшить медицинское обслуживание больных, но епископ Владимир продолжал контролировать ход обустройства приюта, поэтому во время поездок по епархии непременно старался посетить Александрийскую колонию для прокаженных. 8 мая 1900 года епископ Владикавказский и Моздокский Владимир совершил последнее документированное посещение Александрийского приюта для прокаженных, во время которого освятил храм-часовню во имя святого равноапостольного князя Владимира и Божественную литургию в нем. На богослужении присутствовали младший помощник начальника Терской области генерал-майор Степан Иванович Писарев, обитатели колонии и многочисленные богомольцы, пришедших в храм несмотря на дождливую и холодную погоду. Больные в простых, но сердечных словах выразили Архиерею свою благодарность и низко поклонились ему. Владыка благословил каждого, вручив на память образок святого Владимира.

Больные во время пребывания в лепрозории пользовались не только лечением, но и полным содержанием: пищей, одеждой, бельем и обувью. Церковь при приюте находилась в ведении священника, назначаемого епископом Владикавказским и Моздокским. В обязанности священника, кроме исполнения духовных треб, входило ведение церковной отчетности и наблюдение за церковным имуществом. Священник также принимал участие в административном управлении приюта своими советами. В качестве казначея он ведал приходо-расходными книгами. К нему же поступали на хранение отпускаемые для нужд приюта деньги.

Однако главной заботой священника все-таки было духовное и нравственное окормление больных посредством наставлений и бесед. Полгода после освящения Владимирской церкви в ней служил александрийский священник Михаил Жуков. Указом от 24 ноября 1900 г. Святейший Синод постановил открыть при церкви колонии прокаженных штатные вакансии священника и псаломщика с содержанием из казны священнику 600 рублей, а псаломщику 200 рублей в год.



Все средства на содержание колонии в первые годы получались путем сбора добровольных взносов и пожертвований в дополнение к той сумме, которая осталась после основания приюта. Лишь в 1902 году приют из ведения Владикавказской епархии перешел к областной администрации, которая и содержала Терский лепрозорий до 1917 г. Журналом Присутствия Областного правления от 4-го декабря 1902 г., утвержденного 5 декабря начальником области и наказным атаманом, Александрийский приют для прокаженных был принят от епископа Владикавказского и Моздокского в ведение Терской областной администрации. С этого момента финансирование перешло к областному правлению, которое смогло уже в первый год увеличить ассигнования не только на содержание 24 больных, но и на вознаграждение лиц врачебного и хозяйственного персонала, на улучшение лечебной деятельности лепрозория. Окончательная передача объектов приюта была осуществлена только через два года, когда комиссия, командированная для принятия построек, представила начальнику области и наказному атаману акт от 6 ноября 1904 г. Из него видно, что необходимые для функционирования Терского лепрозория постройки готовы и в полном количестве были приняты в свое ведение заведующим – врачом лепрозория Ильей Гюбертом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции