Куропаткин чум что это

Глава 1. Чудесное спасение

Эта история произошла со мной больше пяти лет назад. Самое любопытное в ней было то, что под гипнотическим внушением я забыл ее полностью и не мог вспомнить до недавнего времени. Косвенных доказательств о том, что со мною в прошлом случилось что-то неординарное, было достаточно. Но что именно произошло, где и когда – я не знал. Не помнил, что когда-то из памяти бесследно выпало три дня.

Согласился с версией старшего рабочего топоотряда Федорова, что просидел это время под снегом в Куропаткином Чуме и успокоился. Как оказалось, совершенно напрасно. Потому что именно в эти дни я пережил приключение, которое повлияло на мою дальнейшую жизнь.

Но одно дело – случайно открывать в себе странные для человека способности, постоянно гадать – откуда они во мне Прорезались и другое – точно знать источник возникновения…

Пять лет назад я работал геодезистом Иконской сейсмической партии, Таймырской геофизической экспедиции. Жил в Дудинке с семьей в двухкомнатной благоустроенной квартире и считал себя обычным, ничем не примечательным человеком.

База полевой партии располагалась рядом с устьем реки Ондодоми, на правом берегу реки Чопка. В ту зиму мы работали на северо-востоке от базы, по направлению к поселку Волочанка.

Не буду подробно описывать специфику нашей работы в тундре. Скажу только, что наша сейсмическая партия с помощью подземных взрывов и специальной приемной аппаратуры искала подземные купола из газо-нефте-непроницаемых пород, под которыми за миллионы лет могли скопиться запасы нефти и газа.

Мой топоотряд считался вспомогательным подразделением сейсмопартии. В наши обязанности входила прокладка дороги, вешение профиля, установка геофизических пикетов и инструментальная съемка местности.

Та история, о которой я начал рассказывать, случилась именно в это, самое темное время полярной ночи.

Началась она семнадцатого декабря.

С утра начал дуть юго-западный ветер, зашумела поземка. Но видимость оставалась удовлетворительной и я дал команду выходить на работу. Мы били сейсмический профиль навстречу ветру по голой, без единого кустика, холмистой тундре.

На плоских вершинах каждого холма лежали крупные валуны и галька, оставленные последним оледенением. Снег с вершин был выдут пургами почти полностью. Через два дня, по моим расчетам, мы должны были достигнуть границы северного леса, где продвижение вперед замедлится.

Придется пробивать в лесу просеку, чтобы проложить рядом с вешками дорогу для техники и оборудования. Пока же вокруг была голая тундра и потому парни сразу ушли вперед. Тракторист потянул рядом с ними наше жилище, а я, отнаблюдав первую выставленную марку теодолитного хода, не торопясь, двинулся следом.

Застрял я на очередной марке через полтора часа. Парни уходили вперед вместе с трактором и ЦУБом, а мне все не удавалось отнаблюдать очередную марку. Мешала усиливающаяся с каждой минутой поземка.

Ветер становился все сильнее. Я с тревогой следил за его порывами, вновь и вновь пытаясь разглядеть в перекрестии оптической трубы теодолита переднюю марку. Воздушный поток бил в лицо, резал по глазам, выдавливая слезы, свистел и выл в теодолитной треноге.

Серые космы поземки поднимались выше над снежной поверхностью и в оптике не было видно ни одного темного пятнышка или просверка крошечной лампочки от карманного фонарика, которые старший рабочий Федоров вешал на каждой марке вместе с морозоустойчивыми батарейками. Однотонная серая муть заполняла поле видимости прибора.

Черт бы побрал погоду! – мысленно ругался я. – Бросить работу и сматываться, пока не поздно! Может так закрутить, что потом до ЦУБика не смогу добраться. Не сесть бы опять в Куропаткин Чум!

Раз в жизни я уже испытал на себе такое удовольствие – просидел двое с половиной суток во время пурги в овраге под снегом. Этого опыта мне хватило, чтобы запомнить Куропаткин Чум на всю жизнь. Сидел в мокрой одежде, дрожал от холода и сырости, постоянно проколупывал в снежной толще дырочку для дыхания. И все время боролся с сонливостью.

Через час я сдался. Запаковал в брезентовый чехол теодолит, расставил и вбил в твердый наст острые наконечники металлических ног треноги. Спрятал в карман журнал теодолитного хода и вдел ноги в крепления лыж.

Больше часа простоял! – досадовал я. – Ребята за это время успели убежать километра на три вперед, если не больше! И ЦУБик утащили на конец разбивки. Стоят теперь на маленьком озерце и ждут.

Снег на севере совсем не такой, как на материке. Он жесткий, перелопаченный на сто рядов бесконечной чередой пург, слежавшийся и смерзшийся от морозов в прочнейший наст. Лыжи не скользят по насту, потому что он жесткий, как наждак.

В топоотряде не бегают на лыжах как спортсмены. Мы идем на работу без лыжных палок, таща на себе все, что нужно для работы: пиленые вешки для вешения профиля, батарейки и лампочки для подсветки марок, пикеты.

Я ношу теодолит с треногой, измеряю горизонтальные и вертикальные углы, записываю результаты измерений в специальный журнал, отмечая в нем пикеты марок и расстояния между ними.

Темнело. Я спустился по пологому склону холма, стараясь держаться ближе к тракторному следу. Резкий ветер сек кожу лица. Приходилось прикрываться от ветра рукавицей, периодически ощупывать лицо, чтобы не прозевать начавшегося обморожения.

Услышал я тонкий и невнятный крик, раздавшийся на пределе слышимости, и остановился. Новый крик, тонкий, едва различимый, послышался как будто справа от меня. Он походил на голос женщины или ребенка. Временами у меня создавалось впечатление, что крик звучит внутри головы.

Я мысленно чертыхнулся и все-таки решил проверить: чудится мне крик или нет. Выбравшись на вершину следующего холма, я обогнул группу больших валунов и повернул круче к ветру. Пришлось спуститься в овраг с крутыми склонами.

На дне оврага лежал подросток полузасыпанный снегом. Он был в одежде из пыжика. На ногах красовались щегольские, вышитые бисером унтайки. Подросток не видел меня и тихонько всхлипывал. Заметив меня, он перестал плакать и замахал рукой, подзывая к себе.

Что с тобой? – спросил я. – Как ты сюда попал?

Помоги, бойе! – ответил мне тонкий, слегка охрипший голосок. – Олешка испугался чего-то и сбросил. Нога сломана. Помоги!

– Конечно, помогу. Подниму сейчас тебя и понесу в наш ЦУБик. Вызову по рации вертолет. Он прилетит и увезет тебя в больницу к доктору.

Говоря это успокаивающим голосом, я осторожно поднял девочку на руки. Старался не причинить боль, так как правая нога незнакомки была вывернута и торчала в сторону. Едва я успел повернуть в сторону тракторного следа, как девочка забилась у меня в руках.

– Нет, бойе! Только не в твой самоходный балок! – бурно протестовала она. – Неси вон туда! На бугор!

– Там ничего нет. Одни валуны! – возразил я.

– Там есть все. Там доктор и больница!

Пурга продолжала усиливаться. Времени на препирательство терять было нельзя.

– Ладно. – уступил я бурному напору девочки. – На бугор, так на бугор. Только помни – если там ничего не будет, я несу тебя к себе в балок.

Я повернул так, что ветер теперь бил мне в правую щеку и пошел к соседнему холму, на который указывала девочка. Вершина холма временами совершенно исчезала за плотными струями начавшейся пурги.

– А теперь куда? – спросил я на вершине, усеянной огромными валунами.

И небо - в чашечке цветка

Цель занятий: помочь ребенку разобраться в окружающем мире, найти свою правильную точку мировидения, мировоззрения, воспитать любовь к родному краю через знакомство с особенностями природы, животного и растительного мира, обычаев и традиций народов Севера.

Экскурсионный метод - один из видов активной переработки знаний и наряду с практическими знаниями содействует трудовому обучению, профориента ции. Экскурсия - способ конкретного и предметного изучения, которому во все времена придавали большое значение. Природа представляет собой живой музей, и в нем надо уметь ориентироваться.

Наряду с экскурсиями большую роль играют туристические походы. Они помогают лучше узнать свой край, способствуют укреплению здоровья, приобретению навыков походной жизни. Кроме того, туристические походы воспитывают коллективизм, товарищество, способствуют выработке инициативы, активности, обеспечению организованного досуга и активного отдыха.

Это подтверждается участием детей в ежегодных городских туристических слетах, цель которых - пропаганда туризма как оздоровительного средства отдыха и физического воспитания, проверка знаний по краеведению, закрепление туристических умений и навыков.

Говорят, что человек познается в дороге. Это правильно, каждый легко это может проверить на собственном опыте.

Два года подряд ребята совершали поездки в Тобольск - древний центр Сибири, где изучали историю края, посещали святые места, знакомились с достопримечательностями города. Любой поездке должна предшествовать большая подготовительная работа: родительские собрания с детьми, с указанием маршрута, целей и задач поездки, этические беседы по правилам поведения в общественных местах, транспорте, правилам дорожного движения, самообслужи вания. Познавательные, воспитательные, коррекционные задачи решаются в ходе самой поездки. Очень важно после нее провести беседы по ее содержанию: что понравилось, что получилось, что не получилось, на что обратить внимание, над какими чертами характера следует работать самостоятельно.

Очень важно, чтобы дети не только смотрели, но и видели природу, не только слушали, но и слышали природу, а в увиденное и услышанное пропускали чувства:

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В единой горсти - бесконечность,

И небо - в чашечке цветка.

Это очень трудно, но необходимо. Ведь только прекрасный человек сделает нашу жизнь прекрасной. А прекрасный человек тот, кто видит красоту и неповторимость окружающего мира, восхищается им, радуется, дивится, учится находить неожиданное в обычном, новое - в давно известном.

Для развития творческих способностей можно применять разнообразные упражнения.

Представь и услышишь

Ты знаешь, что корова мычит, а гром гремит. Все эти звуки ты не раз слышал собственными ушами. А можешь ли ты услышать, что говорит облако? Может, оно поет или вздыхает? Представь, как звучит мягкое, пушистое облако. Опиши или нарисуй звучание облака.

Представь и увидишь

Ты уже знаешь, что трава зеленая, небо синее. А вот какого цвета доброта? Представь, какого цвета. смех, острая боль. Опиши или нарисуй.

Представь и коснешься

Ты знаешь, что котята пушистые, лед скользкий. Эти и другие ощущения возникают при прикосновении или, другими словами, благодаря твоему осязанию. Вряд ли ты дотронешься рукой до радуги, но в своем воображении ты можешь это сделать. Представь - и ты прикоснешься к радуге. Что ты ощущаешь, когда дотрагиваешься до радуги? Опиши или нарисуй свои ощущения.

На основе увиденного и услышанного дети подбирают материал (вопросы, загадки) для составления викторин. Темы викторин могут быть разные.

Предлагаются две краеведчес кие викторины.

1. Ответь, что означает название нашего города Уренгой.

2. Какие в нашем городе есть достопримечательности?

3. Как переводится с ненецкого на русский язык название нашего края Ямал?

4. Когда был образован Ямало-Ненецкий округ?

5. Назови единственный город на планете, который стоит на Полярном круге.

6. Назови дату образования Салехарда - центра округа и его прежнее название.

7. Народы каких национально стей живут на территории округа? Их основные занятия?

8. Назови предметы труда и быта жителей Севера.

9. Назови редких животных и птиц, занесенных в Красную книгу.

10. Назови ценные растения края.

11. Назови явления природы края.

13. Назови полезные ископаемые края и их месторождения.

14. Почему в нашем крае здания строят на сваях?

15. Назови самый короткий и самый длинный световой день.

1. Какой лесной кустик не знает листопада?

2. Кто на голове лес носит?

3. Кто бежит задними ногами вперед?

4. У кого подо льдом реки дровяной склад?

5. Почему березку в нашем крае называют карликовой?

6. Ее узнаешь по простой примете: нет деревца белей ее на свете.

7. В небе разноцветная дуга. Как она называется?

8. Я березку качну, я тебя

Налечу, засвищу, даже шапку

9. Какая перелетная стая

10. У кого из зверей холодильник в сугробе?

11. Я красна, я кисла, на болоте

Дозревала под снежком. Ну-ка,

кто со мной знаком?

12. Какая птица ночует, зарывшись в снег?

13. Не дерево, а суковато.

14. Какая птица весной резко меняет цвет своего оперения?

1. Природа родного края.

2. Население, быт и занятие.

3. Культура и искусство.

Собрана библиотечка произведений писателей и поэтов родного края.

Ее цель: проверка знаний по краеведению, развитие интереса к предмету, любознательности, физического совершенства, эмоциональной сферы.

Эта конкурсная игра способствует развитию следующих качеств, важных и необходимых для детей с отклонениями в развитии:

1. Быстрая реакция.

1. При выборе конкурсных заданий по физическому совершенству необходимо учитывать диагноз заболевания, индивидуальные психологические особенности ребенка, особенности детского коллектива (состав).

2. Желательно участие в этой игре взрослых (родители, шефы).

3. Учитывая, что больной ребенок очень остро реагирует на неудачи, необходимо всячески поддерживать и подбадривать отстающего игрока или команду.

Начинаем развлекательно-ув лекательную познавательно -спортивную конкурсную программу!

И я вызываю сюда команду хищников - капитан команды - хищный и ловкий

Команда-соперница: команда травоядных - ее возглавляет мудрый и гордый

Итак, я начинаю этот захватывающий поединок между хищниками и травоядными.

Объявляю первый конкурс.

Те, кто живет на Севере, хорошо знают всех северных животных. И сейчас мы это проверим. По команде капитаны получат 13 карточек с изображением разных животных, из которых нужно выбрать только животных тундры.

Кто готов - поднимаем руку.

Итак, внимание - поехали!

В этом конкурсе победили.

Внимание! Объявляется второй конкурс!

Вот этот северный Олень отбился от своего стада и потерял свои рога и хвост. И сейчас каждая команда попытается вернуть Оленю его утерянные вещи.

Я вызываю по одному участнику от команды.

Даю в руки рога и хвост. Завязываю глаза.

Вот так Олень-красавец!

Объявляется третий конкурс!

А теперь в тундре коварный охотник расставил капканы. Кто же попадется в них - ВОЛКИ или ОЛЕНИ?

Все участники встают в круг. Охотник будет крутить скакалку (капкан), а вы должны не задеть ее, а перепрыгнуть. Три раза охотник будет крутить скакалку. Чья команда останется в большинстве - та и победит. Удачи вам!

Объявляется следующий конкурс!

Не сомневаюсь, что вы хорошо знаете ценные растения, которые растут в тундре. Я буду зачитывать описание растения. Кто первый догадается - поднимет руку.

У меня в запасе есть еще конкурс!

Представьте себе, вы заблудились в тундре. Проголодались, замерзли, руки окоченели, а есть хочется. И вот вы видите кустик брусники, и вам надо съесть плоды. По команде одним ртом надо съесть всю бруснику. Вызываю по одному участнику. Руки за спину.

Как аппетитно уплетают.

Как работают языком.

Вот это скорость. Молодцы!

А сейчас я попрошу выйти ко мне капитанов команд.

Вы получите карточку с изображением животного и молча должны его представить. Кто из команд быстрее угадает - тот и выиграет. Животные могут быть не только северные.

Все жители Севера очень хорошо умеют стрелять. И сейчас мы в этом убедимся. Каждая команда делает по 4 выстрела.

В этом конкурсе вы очутитесь в болоте!

Кегли означают трясину, между кеглями - кочки. Участники по очереди проходят между кеглями, стараясь не задеть их. Сначала с открытыми, а потом с завязанными глазами. Выигрывает та команда, участники которой меньше собьют кеглей, т.е. провалятся в трясину.

А сейчас команды подсчитыва ют количество добытых очков.

В напряженной схватке между травоядными и хищниками ПОБЕДИЛИ.

Приветствуем команду-участ ницу и команду - победительницу! СПАСИБО ВСЕМ! Хищники и травоядные уходят на заслуженный отдых!

Юлия ШЕЛКОВНИКОВА,

Русско-японская война 1904–1905 годов – бесславная страница в истории Российской империи. Едва ли не главным виновником этого традиционно считают генерала Алексея Николаевича Куропаткина, командовавшего поначалу сухопутными войсками, а затем и всеми боевыми силами кампании.

По мнению многих современников и историков, именно его преступная нерешительность в ключевые моменты войны принесла России поражение. Куропаткина называют бездарным полководцем и человеком недалекого ума. Между тем факты биографии генерала свидетельствуют, что он был незаурядной и разносторонне одаренной личностью.

Солдат, ученый, писатель

Куропаткин был потомственным военным , внуком унтер-офицера, выходца из крепостных, чей сын усердной службой добился капитанского звания и дворянства. В 1866 году после обучения в Первом кадетском корпусе и Первом Павловском военном училище 18-летний подпоручик Алексей Куропаткин был направлен в Туркестан, где за пять лет успел заслужить ордена Святого Станислава и Святой Анны третьей степени с мечами и бантом, стать ротным командиром и получить звание штабс-капитана.

В 1871 году Куропаткин поступил в Николаевскую академию Генштаба в Санкт-Петербурге. Как лучший из выпускников академии в 1874-м он был отправлен в научную командировку за рубеж. В Алжире молодой офицер изучал искусство боя в условиях пустыни, в том числе и на практике – за участие в походе французских войск в Большую Сахару его наградили крестом орденом Почетного легиона.

Вернувшись в 1875-м в Петербург, он предпочел престижной и безопасной службе в Генштабе назначение в уже знакомый ему Туркестан, где сражался в завоевательных кампаниях.

Русско-турецкую войну 1877–1878 годов Куропаткин встретил в чине подполковника. Отвага, выказанная в исторической битве под Плевной, сделала его народным героем. При штурме вражеских редутов Алексей Николаевич был тяжело ранен.

Администратор

В конце 1870-1880-х Куропаткин руководил несколькими успешными баталиями, участвовал в дипломатических миссиях, семь лет служил в Главном (бывшем Генеральном) штабе, выпустил книги о Кашгарии, Туркмении, Русско-турецкой войне, представляющие литературный и научный интерес и поныне. В 1890-м в чине генерала от инфантерии он был назначен командующим войсками, а фактически главой Закаспийской области.

На этой должности раскрылся еще один талант Куропаткина: он оказался прекрасным хозяйственником, заботящимся о благе подопечных. Под его управлением в ранее полудиком и нищем краю строились города, возникали школы, развивались земледелие, промышленность и торговля. Все это не осталось незамеченным в Петербурге, и в 1898 году Куропаткину пришлось снова вернуться в столицу – на сей раз, чтобы возглавить Военное министерство.

Министр

В этой роли Куропаткин тоже проявил себя как заботливый и внимательный руководитель.

Он увеличил суммы, выделяемые на содержание военнослужащих. Офицерам повысил квартирные оклады. Распорядился переоборудовать и благоустроить казармы, в которых жили рядовые, и ввести для них чайное довольствие и походные кухни.

Уже в конце бытности Куропаткина министром в армии были отменены телесные наказания. При нем открылись семь новых кадетских корпусов и курсы для офицеров-воспитателей.

Также он уделял большое внимание оснащению армии, которую справедливо считал отсталой по мировым стандартам.

Войска были частично перевооружены. Появились, например, винтовки Мосина, 76-миллиметровые скорострельные пушки, были обучены и сформированы первые роты пулеметчиков.

И все же изменений было недостаточно, чтобы с готовностью встретить Русско-японскую войну, начавшуюся 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года.

Генерал Куропаткин на фронтах Русско-японской войны

В феврале 1904-го Куропаткин, теперь уже генерал-адъютант, ознакомил Николая II со своим планом ведения кампании. Он считал, что на первой стадии войны нужно придерживаться оборонительной стратегии, отступая на север и благодаря свежим подкреплениям постепенно набирая силы, и начать решительное наступление лишь тогда, когда русские войска будут располагать для этого всеми необходимыми ресурсами.

Куропаткин был назначен командующим Маньчжурской армией и отправлен на Дальний Восток.

В быстрой победе была уверена и практически вся военная верхушка, кроме самого Куропаткина. Не сомневался в близком триумфе и главнокомандующий русскими силами в Порт-Артуре и Маньчжурии и наместник на Дальнем Востоке адмирал Е. И. Алексеев.

Между тем хотя общей численностью русские армия и флот намного превосходили Вооруженные силы Японии, на момент начала войны контингент российских боевых сил на Дальнем Востоке составлял не более 150 тысяч человек. Японская же армия после мобилизации насчитывала около 850 00 бойцов, к тому же была куда лучше оснащена.

Переброска подкреплений к русским войскам могла происходить лишь очень медленно: Транссибирская магистраль пропускала всего несколько поездов в сутки, и чтобы доставить один армейский корпус, требовалось не меньше месяца.

Эти обстоятельства сами по себе послужили одной из причин поражения России в Русско-японской войне. Другой причиной стало отсутствие единой точки зрения и согласованности среди командования. Не раз случалось так, что когда Куропаткин решал отступить, Алексеев, смещенный с поста главнокомандующего в октябре 1904-го, но остававшийся наместником до лета 1905-го, или кто-нибудь из ретивых подчиненных приказывал атаковать. Это приводило к замешательству, которым не мог не воспользоваться противник.

Скорее всего, Куропаткин оценивал ситуацию более здраво, чем его нетерпеливые коллеги. Но, попав в условия, отличные от тех, в которых ему приходилось сражаться прежде, он часто не мог сориентироваться и проявить должную гибкость – иными словами, оказался плохим тактиком. Поэтому осуществить свой тщательно продуманный стратегический план ему не удалось.

Так, лично командуя четырьмя важнейшими для всей кампании битвами – при Ляояне, на реке Шахэ, возле Сандепу и под Мукденом – в первых трех случаях он отдал своим частям приказ к отступлению, когда, как считают историки, объективно исход боя еще не был решен.

Операция под Мукденом провалилась из-за разобщения русских сил: пока одни части отступали, чтобы перегруппировать силы, другие были загнаны японцами в узкий огневой коридор.

После Мукдена Куропаткин был, в свою очередь, смещен с поста, но русским войскам это не принесло удачи.

Капитуляция России была вызвана в числе прочего и внутренней неспокойной обстановкой в стране: в 1905 году в империи росли народные недовольства. В этой ситуации плохой мир казался предпочтительнее хорошей войны, а Куропаткин идеально подходил на роль козла отпущения.

Жизнь после поражения

Несмотря на все заслуги на поле боя и в мирной деятельности, Алексей Николаевич Куропаткин вошел в историю как человек, проигравший Русско-японскую войну, трагикомическая фигура, оказавшаяся не в то время не на том месте. Однако если это и справедливо, то лишь отчасти.

Куропаткин Алексей Николаевич (1848–1925) — генерал-адъютант, военный министр (1898–1904), командующий Маньчжурской армией (c 7 февраля 1904 г.), Главнокомандующий всеми сухопутными и морскими вооружёнными силами, действующими против Японии (с 13 октября 1904 г.), командующий 1-й Маньчжурской армией (с 8 марта 1905 г.).

В Русско-японскую войну командовал русскими войсками в сражениях при Ляояне, Шахэ, Сандепу и Мукдене, последовательно проиграв их все.

Когда генералу Драгомирову сказали, что Куропаткин назначен Командующим Маньчжурской армией, тот саркастически улыбнулся и спросил:

— А кто же будет при нём Скобелевым?

Драгомиров М.И . (1830−1905) — генерал-адъютант, генерал от инфантерии. В Русско-турецкую войну 1877−1878 гг. командовал 14-й пехотной дивизией, позже занимал должности начальника Николаевской Академии Генерального штаба, командующего войсками Киевского военного округа, киевского, подольского и волынского генерал-губернатора, члена Государственного Совета. Один из ведущих военных теоретиков и педагогов своего времени.

Терпение, терпение и терпение.

Объявление. Генерал Куропаткин проездом из Маньчжурии потерял терпение. Нашедшего просят доставить за приличное вознаграждение (кредитными билетами).

Терпение и труд всё перетрут, кроме неприятеля.

На должности командующего армией Куропаткин получал порядка 17 тысяч рублей в год. К тому же за оставшимися в России семьями генералов сохранялось содержание по прежним должностям.

Для сравнения: оклад армейского офицера в должности ротного командира составлял около 170 руб. в месяц, причём часть средств из этих денег офицерам приходилось тратить на содержание своих семей.

— Очень просто, зачем ему было торопиться, когда он получал такое солидное содержание!

Генералу Куропаткину задержали выплату жалованья. На вопрос Куропаткина, где же деньги, последовал ответ:

— Терпение, терпение и ещё раз терпение.

Терпение, терпение и терпение — плох тот генерал, который не надеется стать миллионером.

В Ляояне Куропаткин жил в поезде, стоявшем в особом тупике, а посетителей принимал в роскошном павильоне, охраняемым почётными часовыми, меблированном специально для нескольких часов приёмов. Изящная мебель, ковры, люстры всё в новом стиле… Китайская железная дорога заплатила за меблировку квартиры наместника Алексеева, в Мукдене, и Куропаткина, в Ляояне, 50.000 рублей.

23-го августа 1904 е. павильон Куропаткина, вместе с венчавшим его георгиевским флагом, в целости и сохранности достался японцам.

В первой же операции вполне выяснился характер командной деятельности Куропаткина:

никогда не отдавать категорических ясных приказаний;

никогда не брать на себя ответственности ни в чём;

● возможно больше отписываться и писать исключительно так, чтобы каждый документ мог всегда быть истолкован в пользу его написавшего.

Телеграммы от генерала Куропаткина.

1-я: "Противник начал наступление. Мороза 5 градусов. Наши взяли 2½ пулемёта. Дух от войск идёт бодрый. О чём доношу."

2-я: "Мороз не 5 градусов, а 6. Наши взяли не 2½ , а 2 пулемёта. Дух от войск усиливается. Вывел армию из опасного положения. О чём доношу."

В чём сила, брат?

Куропаткин всячески подчёркивал свою богомольность, говоря всем, что он находит большое душевное удовлетворение в исполнении церковных обрядов.

По поводу бездуховных японцев он писал (после визита в Японию в 1902 году): "В школах военных никакого религиозного образования и воспитания не дают. При школах храмов не имеется… То же и в армии. Это большая слабость японской армии."

Вместе с командующим в армию приехало много икон и образов, поднесённых Куропаткину от городских обществ и земств, провожавших его на войну.

Столько набрал Куропаткин образов, что не знает, каким образом победить.

Куда Куропаткин с иконами, туда и Стессель с коровами.

Не помог даже всероссийский молебен о даровании победы России и покарании Японии. Как горько шутили японцы после самого разрушительного за всю историю Японии землетрясения 1923 года: русское проклятие срабатывает с опозданием на 19 лет.

Телеграммы. По слухам, возвращающийся с Дальнего Востока генерал Куропаткин намерен предложить своим товарищам по командованию открыть торговлю иконами, полученными по пути к победам, для пополнения своих денежных средств.

Идеальный план

Куропаткин придумал очень простой план войны, который и изложил императору Николаю II перед отъездом на Дальний Восток 2 февраля 1904 г.:

1) Борьба флотов за главенство на море.

2) Десант со стороны японцев и противодействие ему.

3) Оборонительные действия с широким развитием партизанских действий до сбора значительных сил.

4) Переход в наступление и вытеснение японцев из Маньчжурии и Кореи.

5) Десант в Японию, разбитие территориальных японских войск, борьба с народным восстанием, овладение столицами и особою императора.

— В чём отличие Куропаткина от Суворова?

— Суворов знал, где начнёт военные действия, но не знал, где их закончит. Куропаткин же знал, где и чем закончит войну, но не знал, где и как он её начнёт.

Поскольку Куропаткин изначально исходил из намерения не дать противнику разбить свои силы до прибытия подкреплений из России и при этом панически боялся обходов, он отдал инициативу противнику, а русская армия под его началом всё время отступала и отступала.

Куропаткин привык всё терпеть, даже… отступления.

ГОРЕМЫКИН И КУРОПАТКИН

Куропаткин прославился на весь мир сказочным терпением. Горемыкин — тоже.

Куропаткин знаменит постоянным отступлением. Горемыкин — наоборот. Не желает отступить, как его об этом ни просят.

Куропаткин мечтал победить японцев. Горемыкин об этом не мечтает — дай Бог с русскими справиться.

Куропаткин считал необходимым для победы множество образов. Горемыкин — предпочитает миллион деклараций, развешанных на заборах.

Куропаткин с горечью вспоминает Ляоян. Горемыкин — 13-е мая.

Куропаткину даже японцы доверяли, считая, что он не изменит своему решению отступать. Горемыкину не доверяют даже русские.

Новости. Токио . Японцы собирают деньги на памятники трём великим героям: Куропаткину, Стесселю и Алексееву, которые наиболее помогли им в последней войне.

Отдельная песня — куропаткинская система раздачи наград: весь штаб Куропаткина был украшен и золотым оружием, и Владимиром с мечами. При этом ордена раздавались за личные мелкие услуги, а не за боевые отличия.

— Скажите, за какую такую кампанию он увешан отличиями?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции