Компенсации по лейкозу и бруцеллезу для фермер

федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

В данном разделе размещаются актуальные версии нормативно-правовых актов (законы, приказы, указы, решения Верховного суда РФ и др.), представляющие интерес для специалистов в области ветеринарии и фитосанитарии.

Дополнительную информацию Вы можете получить, задав вопрос в разделе "Электронная приемная".

"Об утвержденииправил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатогоскота"

В соответствии с пунктом 6 (подпункт 37) "Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.98 N 1090 приказываю:

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст. 4808.

Утвердить и ввести в действие прилагаемые Правила по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота.

Министр
В.СЕМЕНОВ

Лейкоз крупного рогатого скота - хроническая инфекционная болезнь, вызываемая РНК - содержащим вирусом семейства Retroviridae. Инфекционный процесс при лейкозе крупного рогатого скота характеризуется стадийностью. Различают 3 стадии или периода в развитии инфекции: инкубационную, гематологическую и опухолевую. Источником возбудителя болезни являются инфицированные вирусом лейкоза крупного рогатого скота (ВЛ КРС) животные на всех стадиях инфекционного процесса. Животные заражаются при проникновении в организм лимфоцитов, содержащих вирус лейкоза, энтерально и парентерально.

Факторами передачи вируса являются: кровь, молоко и другие материалы, содержащие лимфоидные клетки животных, зараженных вирусом лейкоза крупного рогатого скота.

2.1. Организации, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства - владельцы животных и продуктов животноводства (далее хозяйства и граждане) обязаны:

  1. продажу, сдачу на убой, выгон, размещение на пастбищах и все другие перемещения и перегруппировки животных, реализацию животноводческой продукции проводить только с ведома и разрешения ветеринарных специалистов;
  2. карантинировать в течение 30 дней вновь поступивших животных для проведения серологических, гематологических и других исследований и обработок;
  3. своевременно информировать ветеринарную службу о всех случаях заболевания животных с подозрением на лейкоз (увеличение поверхностных лимфоузлов, исхудание);
  4. предъявлять по требованию ветеринарных специалистов все необходимые сведения о приобретенных животных и создавать условия для проведения их осмотра, исследований и обработок;
  5. обеспечивать проведение предусмотренных настоящими Правилами ограничительных, организационно - хозяйственных, специальных и санитарных мероприятий по предупреждению заболевания животных лейкозом, а также по ликвидации эпизоотического очага в случае его возникновения.

2.2. Ветеринарные специалисты хозяйств обязаны проводить на обслуживаемой территории ветеринарные мероприятия по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота в соответствии с настоящими Правилами.

Контроль за выполнением мероприятий по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота осуществляют государственные ветеринарные инспекторы районов (городов), главные государственные ветеринарные инспекторы субъектов Российской Федерации.

3.1. Благополучными по лейкозу считают фермы, населенные пункты и административные территории (районы, области, края, республики), в которых при проведении плановых диагностических исследований, а также при убое животных на мясокомбинате не выявляются больные лейкозом животные.

3.2. Контроль за благополучием поголовья скота осуществляют ветеринарные специалисты хозяйств, государственной ветеринарной службы и мясокомбинатов на основании:

  1. показателей послеубойной экспертизы на мясокомбинатах;
  2. данных экспертизы при внутрихозяйственном убое животных, вскрытиях трупов животных
  3. результатов плановых серологических и гематологических исследований на лейкоз
  4. результатов контрольного убоя животных с повышенным содержанием лимфоцитов в 1 мкл крови и патоморфологических исследований материалов (лимфоузлы, селезенка, почки, сердце и др.).

3.3. Первичный диагноз в благополучном по лейкозу хозяйстве устанавливается на основании положительных результатов серологического и гематологического или патоморфологического исследований.

3.4. Для определения благополучия поголовья скота руководители племенных и нетелиных комплексов, владельцы, занимающиеся реализацией животных, обязаны обеспечить ежегодное однократное проведение клинических осмотров и серологических исследований всех животных старше 6-месячного возраста, а в остальных хозяйствах контроль за благополучием по лейкозу осуществляют путем ежеквартального клинического осмотра и по результатам ветсанэкспертизы при убое или патолого - анатомическом вскрытии павших животных.

Быки - производители всех категорий хозяйств подлежат исследованию на лейкоз серологическими методами не менее двух раз в год с интервалом 6 месяцев.

Животных - продуцентов крови, эндокринного сырья, коров - доноров эмбрионов, а также животных, используемых для получения гипериммунных сывороток и сывороток крови для культивирования клеток, исследуют два раза в год с интервалом 6 месяцев.

3.5. Животных, принадлежащих гражданам, проживающим на территории хозяйств или в отдельных населенных пунктах, исследуют на лейкоз одновременно с проведением этой работы на фермах, а также в случаях подозрения на заболевание животных лейкозом.

3.6. В случаях выявления в благополучных хозяйствах животных, инфицированных ВЛ КРС, их изолируют от общего стада в отдельную группу и проводят клинико - гематологические исследования по уточнению диагноза. При отсутствии у инфицированных животных клинико - гематологических изменений, характерных для лейкоза, остальное поголовье данного хозяйства исследуют серологическим методом через 6 месяцев.

3.7. Из благополучных по лейкозу хозяйств (отделение, ферма) животные реализуются без ограничений. При этом за 30 дней до вывода животных из хозяйства их подвергают серологическому исследованию на лейкоз.

4.1. Хозяйства, в том числе хозяйства граждан, в которых установлено заболевание животных лейкозом в соответствии с пунктом 3.3, по представлению главного государственного ветеринарного инспектора района (города) решением местной администрации объявляют неблагополучными и вводят в них комплекс ограничений, препятствующих распространению инфекции. Одновременно утверждается комплексный план оздоровления неблагополучного хозяйства, фермы, стада и др.

4.2. В плане оздоровительных мероприятий отражают эпизоотическое состояние хозяйства или населенного пункта (степень распространения инфекции, наличие больных животных и т.д.), предусматривают масштабы и сроки проведения хозяйственных, специальных ветеринарных и других необходимых мероприятий, определяют методы и сроки оздоровления неблагополучных стад, назначают ответственных за проведение отдельных видов работ.

4.3. По условиям ограничений не допускается:

  1. перегруппировка крупного рогатого скота внутри хозяйства без разрешения ветеринарного специалиста, обслуживающего хозяйство (населенный пункт);
  2. использование быков - производителей для вольной случки коров и телок;
  3. использование нестерильных инструментов и аппаратов при ветеринарных и зоотехнических обработках животных;
  4. вывод (вывоз) животных из стада, фермерского и индивидуального хозяйства для племенных и репродуктивных целей без разрешения ветеринарного специалиста, обслуживающего данное хозяйство или населенный пункт.

4.4. Молоко от инфицированных и остальных коров оздоравливаемого стада (фермы, индивидуального подсобного хозяйства, фермерского хозяйства) сдают на молокоперерабатывающий завод или используют внутри хозяйства после пастеризации в обычном технологическом режиме. После обеззараживания молоко используется без ограничений.

5.1. Оздоровительные мероприятия в неблагополучных по лейкозу хозяйствах, в т.ч. фермерских (отделение, ферма, скотный двор), проводят путем изоляции зараженных ВЛ КРС и немедленной сдачи на убой больных животных.

По результатам серологического исследования, полученным перед началом оздоровительных мероприятий, определяют варианты борьбы с лейкозом.

5.2. В хозяйствах, где выявлено до 10% зараженных и больных лейкозом животных, их немедленно сдают на убой.

Последующие серологические исследования животных этого стада проводят через каждые 3 месяца с обязательным удалением инфицированных животных.

5.3. В хозяйстве, где выявлено до 30% коров и нетелей, зараженных ВЛ КРС, последних размещают отдельно от здоровых животных на отделении, ферме, скотном дворе.

Инфицированных животных через каждые 6 месяцев исследуют гематологическим методом на лейкоз. Животных с изменениями крови, характерными для лейкоза, признают больными, изолируют и сдают на убой.

Коров и нетелей, не инфицированных вирусом лейкоза, в последующем исследуют только серологическим методом с интервалом 3 месяца. После каждого исследования вновь выявленных положительно реагирующих животных переводят в группу инфицированных коров.

5.4. В хозяйстве, где выявляют более 30% коров и нетелей, зараженных ВЛ КРС, и нет условий проводить оздоровительные мероприятия согласно п. 7.3, всех взрослых животных исследуют только гематологическим методом через каждые 6 месяцев.

Одновременно организуют работу по созданию стада, свободного от ВЛ КРС, путем замены инфицированных коров здоровыми животными.

5.5. Во всех категориях хозяйств, где установлена инфекция, вызываемая вирусом лейкоза, организуют выращивание племенных и ремонтных телок отдельно от взрослого поголовья на специализированных фермах или в обособленных телятниках, контролируя их благополучие по отношению к инфекции серологическим методом.

Первое серологическое исследование сывороток крови животных проводят в 6-месячном возрасте, а последующие - через каждые 6 месяцев.

При выявлении животных, зараженных ВЛ КРС, их переводят в группу откорма.

5.6. Из отделений, ферм, хозяйств, оздоравливаемых от лейкоза, разрешается реализация животных в возрасте не моложе 9 месяцев при условии, что их выращивали изолированно от взрослых животных в обособленных помещениях и исследовали их серологическим методом с получением отрицательных результатов.

5.7. Для трансплантации зигот отбирают коров - доноров и реципиентов, свободных от вируса лейкоза крупного рогатого скота.

5.8. При выявлении больных животных в индивидуальных хозяйствах их подвергают убою, а остальное поголовье содержат изолированно от животных, принадлежащих другим владельцам неблагополучного населенного пункта.

Молоко и молочные продукты запрещается реализовывать в свободной продаже.

5.9. В оздоравливаемых от лейкоза хозяйствах (фермах) проводят дезинфекцию животноводческих помещений и оборудования согласно установленному порядку проведения ветеринарной дезинфекции объектов животноводства. Для дезинфекции применяют 2%-ный горячий раствор формальдегида, 2%-ный горячий раствор едкого натра и др. Особое внимание обращают на места и предметы, загрязненные кровью.

Навоз и сточные воды утилизируют в установленном порядке.

5.10. Хозяйства, в том числе хозяйства граждан, считают оздоровленными после вывода всех больных и инфицированных животных и получения двух подряд, с интервалом в 3 месяца, отрицательных результатов при серологическом исследовании всего поголовья животных старше 6-месячного возраста, а также выполнения мер по санации помещений и территории ферм.

6.1. При выявлении больных и инфицированных вирусом лейкоза животных их немедленно выводят из хозяйства. Запасы спермы, полученные от инфицированных быков за 2 месяца до выявления у них антител к ВЛ КРС, подлежат уничтожению.

6.2. Через каждые 3 месяца всех животных старше 6-месячного возраста подвергают серологическим исследованиям. После каждого исследования положительно реагирующих выводят из хозяйства.

6.3. Свободным от инфекции ВЛ КРС признают племенное хозяйство (станцию) при получении двух подряд, с интервалом 3 месяца, отрицательных результатов серологических исследований на лейкоз всех животных старше 6-месячного возраста.

6.4. Комплектование племенных хозяйств (станций) проводят животными только из благополучных хозяйств.

Всех животных, поступивших на профилактическое карантинирование, исследуют на лейкоз серологическим методом дважды (в начале и в конце срока карантинирования).

7.1. Инфицированный вирусом лейкоза скот перевозят на мясокомбинаты и подвергают убою на общих условиях.

7.2. Животных, больных лейкозом (с клиническими и гематологическими проявлениями лейкоза), разрешается перевозить на мясокомбинаты железнодорожным, водным и автомобильным транспортом согласно ветеринарно - санитарным требованиям.

В ветеринарном свидетельстве или ветеринарной справке (в графе "Особые отметки"), выданным на указанный скот, должно быть отмечено, что животные больны лейкозом.

Прием и убой этих животных проводится на санитарной бойне. При ее отсутствии убой такого скота разрешается проводить на общем конвейере после завершения убоя здоровых животных и удаления из цеха всех полученных от них продуктов убоя.

После убоя больных животных помещение, технологическое оборудование и инвентарь подвергают уборке и дезинфекции.

7.3. Санитарную оценку мяса и других продуктов убоя проводят согласно правилам ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно - санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов.

7.4. Все случаи выявления больных лейкозом животных и с опухолевыми поражениями различного происхождения подлежат регистрации в журнале учета ветеринарно - санитарной экспертизы мяса и субпродуктов в цехе первичной переработки скота и на санитарной бойне мясокомбината с включением в отчет формы 5-вет.

Начальник подразделения государственного ветеринарного надзора на мясокомбинате (или начальник производственной ветеринарной службы) обязан сообщить о случае обнаружения лейкоза главному государственному ветеринарному инспектору района (города) и ветеринарному специалисту хозяйства, из которого поступили животные.

С утверждением настоящих Правил на территории Российской Федерации не применяется "Инструкция о мероприятиях по борьбе с лейкозом крупного рогатого скота", утвержденная Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 9 августа 1989 г.

федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Амур ДВ

Шкляров Дмитрий

ВП другое обозначают:

3.2.7. Методы оздоровления хозяйств, неблагополучных по бруцеллезу крупного рогатого скота.
3.2.7.1. Оздоровление осуществляется двумя методами:
- полной ликвидацией поголовья неблагополучного хозяйства и проведением комплекса мер по санации помещений, территорий ферм, пастбищ, водоемов и т.д.;
- иммунизацией скота противобруцеллезными вакцинами с последующим систематическим исследованием согласно утвержденным наставлениям по их применению, а также с использованием дополнительных методов исследований, используемых для дифференциации поствакцинальных реакций от таковых при заражении животных полевыми культурами бруцелл, сдачей больных животных и выполнением комплекса организационно-хозяйственных санитарных мероприятий.
3.2.7.2. Метод [i]полной замены неблагополучного поголовья
применяется:
- во всех случаях установления бруцеллеза в благополучных областях, краях, республиках;
- в неблагополучных областях, краях, республиках при установлении бруцеллеза в благополучных районах, не проводящих иммунизацию скота против бруцеллеза;
- во всех случаях острого течения бруцеллеза, сопровождающегося массовыми абортами,[b] также в случаях, когда не достигается оздоровление хозяйства в течение 2 - 5 календарных лет с применением противобруцеллезных вакцин.
3.2.7.3. Метод оздоровления неблагополучных хозяйств с использованием противобруцеллезных вакцин применяется в районах, областях, краях и республиках с широким распространением бруцеллеза по разрешению главного госветинспектора области, края, республики и согласованию с Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России.


и заметьте : ни слова о "ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКЕ"

Это сообщение было редактировано 1 раз. Последнее обновление произошло в 18/04/2012 16:09:39

не правда!
3.2.11. Оздоровление от бруцеллеза животных
в хозяйствах граждан

Max Chumachenko


Начну с вопроса о санитарных бойнях - зачем Вы, уважаемые коллеги, так усложняете вопрос?
На мой взгляд бойни не нужны.
Мы же не ставим вопрос о том, что нужна бойня, для усыпления кота или собаки. Я предлагаю простой метод, а главное более дешевый.
Производить убой на месте содержания или обнаружения таких животных. Метод инъекция. Дешево и сердито. Вывоз трупов - просто грузовым транспортом. Утилизация - кремированние в местных крематориях, они есть в каждом субъекте федерации.

А теперь вопрос - Где на это брать денежки? - а тут просто, те самые неосвоенные и государственного кошелька, и убытки животноводам необходимо полностью компенсировать, что бы ни кто свою больную скотину не прятал. Думаю таким путем за годок другой можно полностью выявить и заменить на здоровый скот всё больное поголовье.

В итоге это дешевле окажется и народ сам будет заинтересован в выявлении заболевания.

А строить санитарные бойни для скотины не подлежащей для дальнейшей переработки в пищевую продукцию немного бредово, Вам так не кажется ?

И самое главное, Вы предлагаете содержать предприятие с полным штатом сотрудников, которое по большей части будет сидеть без работы основное время и задействованы эти люди будут несколько дней в году. Прибавьте еще дополнительные затраты на привоз животных в это предприятие и вывоз трупов.

А так всё чинненько, приехал зональный ветеринар, укольчики поколол, скотинка подохла, вывезли и сожгли. Для удобства, колоть можно рядом с транспортным средством.

Чем Вам такая идея плоха ? А главное и строить ни чего не надо и штат людей содержать. Необходимо просто материально заинтересовать владельцев животных, помогая им тем самым поменять больное поголовье на здоровое.

А страховые компании врятли это панацея, ибо любой страховщик всегда найдет способ уклониться от выплаты. Программа нужна государственная, и система компенсации происходить мгновенно, тогда люди сами будут иметь интерес к замене животины. С уважением,
Max Chumachenko

Max Chumachenko


Я вот перечитал несколько раз и диву дался. Как это в нашей стране не нашлось Остапа Бендера, или кого либо подобного, который скупил бы больную скотину во всей РФ и не приехал бы за деньгами в Ваш Минсельхоз республики.

На мой взгляд тут что-то не так сделано, либо цены не позволяют заменить больное поголовье на здоровое, либо пропаганда этой акции ведется как то не так, а еще осмелюсь предположить, что выплаты видимо происходят каким либо путем, который не устраивает владельцев скота. С уважением,
Max Chumachenko

Мариана Арапчор

Max Chumachenko


Напротив, я не старался Вас разочаровывать и не предлагал произвола, по всей видимости не совсем ясно донес мысли:

- Программа государственная нужна - по всей стране - единая и подразумевающая полную компенсацию владельцам животных, в той сумме которая позволит им без труда восстановить поголовье, учитывая и специфику даставки приобретенных животных в труднодоступные районы.

- Я высказал свое мнение, что не целесообразно строить бойни, содержать штат сотрудников и ид. Предложил более дешевый вариант, при котором зональный врач СББЖ просто на месте усыпит скотинку.

- Также предложено заключить договоры с местными крематориями и ни как ни строить что либо еще, особенно то, что не будет работать постоянно. Предложение связано исключительно к вопросу бюджета самой программы.

- Про Остапа Бендера, также сделано предположение, что если до сих пор проблема в Вашем регионе есть, и ни кто не везет больных животных к Вам в регион с целью наживы, как впрочем и своих собственных животных не спешат сдавать ( я это так понял) , то на мой взгляд данная программа выкупа больного скота у населения не работает. От сюда вопрос: Существует ли статистика "Сколько выявлено голов больного скота?" и "Сколько при этом сдано по данной программе?"


- Что касаемо моих личных кредо и позиции по отношению к РСХН, то всё просто - и в данном вопросе оно не меняется, механизм должен быть законный, грамотный, не ущемляющий интересов владельцев скота и исключительно направлен на развитие животноводства в нашей стране.

p\s Я согласен с Вами, что опошлить можно всё (к слову об Остапе), но согласитесь со мной, если в Вашем регионе такая мера была бы экономически выгодня владельцам больного поголовья, то кто либо обязательно устроил из этого бизнес. Но как я понял, что в Вашем регионе, владельцы зная проблему не спешат сдать животных. Это так ? И почему? может в ответах на эти вопросы и кроется основной ответ в неэффективности принятых мер ?
С уважением,
Max Chumachenko

Шкляров Дмитрий

Напротив, я не старался Вас разочаровывать и не предлагал произвола, по всей видимости не совсем ясно донес мысли:

- Программа государственная нужна - по всей стране - единая и подразумевающая полную компенсацию владельцам животных, в той сумме которая позволит им без труда восстановить поголовье, учитывая и специфику даставки приобретенных животных в труднодоступные районы.

- Я высказал свое мнение, что не целесообразно строить бойни, содержать штат сотрудников и ид. Предложил более дешевый вариант, при котором зональный врач СББЖ просто на месте усыпит скотинку.

- Также предложено заключить договоры с местными крематориями и ни как ни строить что либо еще, особенно то, что не будет работать постоянно. Предложение связано исключительно к вопросу бюджета самой программы.

- Про Остапа Бендера, также сделано предположение, что если до сих пор проблема в Вашем регионе есть, и ни кто не везет больных животных к Вам в регион с целью наживы, как впрочем и своих собственных животных не спешат сдавать ( я это так понял) , то на мой взгляд данная программа выкупа больного скота у населения не работает. От сюда вопрос: Существует ли статистика "Сколько выявлено голов больного скота?" и "Сколько при этом сдано по данной программе?"


- Что касаемо моих личных кредо и позиции по отношению к РСХН, то всё просто - и в данном вопросе оно не меняется, механизм должен быть законный, грамотный, не ущемляющий интересов владельцев скота и исключительно направлен на развитие животноводства в нашей стране.

p\s Я согласен с Вами, что опошлить можно всё (к слову об Остапе), но согласитесь со мной, если в Вашем регионе такая мера была бы экономически выгодня владельцам больного поголовья, то кто либо обязательно устроил из этого бизнес. Но как я понял, что в Вашем регионе, владельцы зная проблему не спешат сдать животных. Это так ? И почему? может в ответах на эти вопросы и кроется основной ответ в неэффективности принятых мер ?

Max Chumachenko


Идея очень грамотная, только сразу возникает вопрос, при возникновении фондов - Кто это будет контролировать и чем платить контролерам? Из фонда? А контролировать тех, кто будет контролировать контролирующих?
В итоге это просто превратят в кормушку, как всё в нашей стране.
Но есть идея получше, создать собственную страховую компанию в субъекте (или что еще лучше обратиться в имеющуюся), а еще правильнее не одну - и ввезти страхование живности (законодательно), а на часть доходов страховщиков строить предложенные объекты.

Хотя есть идея другая где брать деньги. Смотрите какая арифметика по моему лично предприятию (подразделение импорта рыб):
Каждое пересечение границы (рассчитаем 500 кг массы брутто гидробионтов - это просто вода и тара и всего 2 кг живой массы)
Теперь о расходах 10% от стоимости груза и перевозки - таможенная пошлина - куда и на что она тратится не ясно
18% НДС который берется в том числе и с пошлины
10 руб за кг берет СВХ

Теперь всё это в цифрах:
10% - это в среднем 500 долларов США
18% - это еще 1000 долларов
200 долларов - это сборы склада на пограничном переходе.

Это самый маленький груз - объем 2куб.м (максимум)

Теперь вывод - ни на одном СВХ нет возможности для досмотра такого груза - в виду отсутствия оборудованных мест его хранения в момент таможенного оформления
Ни на одном пограничном переходе, ветеринарные врачи не имеют таких простых приборов как термометр. Не говоря о том, что не имеют пачки бумаги, или нормальной авторучки. Оргтехника (принтеры и сканеры) по жизни не работает .

К чему я это пишу ? Все очень просто - в этих расходах есть пошлина, и именно она может быть направлена по определенным группам товаров на определенные специализированные счета.

Все мы понимаем, что деньги идут в бюджет, но вытащить из бюджета на такие нужды деньги не реально. Мы постоянно изыскиваем средства, хотя они и так понятны - хромает животноводство в России и ТС, вводятся пошлины направленные якобы на поддержку внутреннего животноводства, так и берите деньги из именно пошлины взятой с ввезенных ветеринарно подконтрольных товаров, а далее по тексту, начните с национальной безопасности:
Лаборатории и оборудованные места хранения в пунктах пограничных переходов, где можно передерживать животных и проводить исследования без вреда для перемещаемого живого груза или подконтрольной продукции. Создавая заслоны на границе ТС - решается часть проблемы - ввоз из вне. Другую часть денег используйте на создание грамотной инфраструктуры внутри субъектов ТС.

А так получается вот что. Есть лозунг "Поможем отечественному животноводству, обложим пошлинами ввоз" , а денежки с этого ввоза на отечественное животноводство тратить не дадим. Правда бредово?

Развалить сильнейшую ветеринарную службу в мире, а она таковой была - в доказательство тому, практикующие ветеринарные врачи пришедшие на спасение советских воинов в госпиталя 2й Мировой, ставшие передовыми травматологами и полевыми хирургами - все вирусологи, паразитологи и прочие специалисты рождались из людей с ветеринарными дипломами. Лично я учился у светил ветеринарной медицины, зооинженерии и прочих сельскохозяйственных специалистов .

29 сентября 1986 года

САНИТАРНЫЕ И ВЕТЕРИНАРНЫЕ ПРАВИЛА

ДЛЯ МОЛОЧНЫХ ФЕРМ КОЛХОЗОВ, СОВХОЗОВ

И ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ

1. Общие положения

1.1. Требования, излагаемые в настоящих Правилах, обязательны для молочных ферм колхозов, совхозов и подсобных хозяйств, предусматривают создание должного ветеринарно-санитарного порядка на фермах и получение молока высокого качества.

1.2. Все стадо дойных коров (буйволиц, верблюдиц, кобылиц) должно находиться под постоянным надзором ветеринарного врача или фельдшера и подвергаться исследованию на бруцеллез, туберкулез, а при необходимости и на другие болезни в сроки методами, предусмотренными соответствующими нормативными документами Министерства сельского хозяйства СССР.

В целях предупреждения заразных болезней животных руководители хозяйств обязаны обеспечить соблюдение зоотехнических и ветеринарных правил и своевременное проведение других мероприятий, предусмотренных Ветеринарным уставом Союза ССР.

1.3. Для снабжения детских учреждений (пионерских лагерей, детских молочных кухонь) по прямым связям разрешается использовать молоко, полученное только от здоровых животных. Для этой цели выделяют фермы, благополучные по инфекционным болезням животных, которые находятся в радиусе не более 25 - 30 км от места потребления этого молока, вблизи шоссейных дорог и автомагистралей. Поставки молока по другим прямым связям решаются на месте по согласованию с ветеринарной и санитарно-эпидемиологической службами.

Все коровы ферм, выделенные для снабжения молоком детских учреждений, подлежат обязательному ветеринарному осмотру 2 раза в месяц и исследованию на бруцеллез и туберкулез не реже 2 раз в год, на мастит - 1 раз в месяц. Результаты и принятые меры регистрируются в журнале. Справка о благополучии фермы представляется главному ветеринарному врачу района ежемесячно.

1.4. В хозяйствах, неблагополучных по инфекционным болезням крупного рогатого скота, принимают меры, обеспечивающие в короткий срок полное оздоровление стада от этих болезней. До ликвидации заболевания при решении вопроса использования молока в пищу и его выпуска из хозяйства следует руководствоваться указаниями, изложенными в п. 1.5 - 1.10 настоящих Правил, и соответствующими инструкциями по борьбе с заразными болезнями.

1.5. При подозрении на заболевание скота заведующий фермой (или бригадир) обязан немедленно изолировать заболевших животных и сообщить об этом ветеринарному специалисту, обслуживающему ферму.

Молоко от больных коров необходимо сливать в отдельную посуду. Запрещается использовать это молоко в пищу или корм животным и сдавать на молокоперерабатывающие предприятия до установления диагноза болезни.

1.6. В случае заболевания скота заразными болезнями, передающимися от животных человеку, ветеринарные работники обязаны запретить вывоз молока с фермы, использование его внутри хозяйства до выяснения диагноза и требовать выполнения мероприятий согласно существующим инструкциям по борьбе с этими болезнями, одновременно сообщить об этом территориальной санитарно-эпидемиологической службе.

Запрещается использовать в пищу и скармливать животным молоко от коров, больных сибирской язвой, эмфизематозным карбункулом, бешенством, злокачественным отеком, лептоспирозом, чумой, повальным воспалением легких, Ку-лихорадкой, а также при поражении вымени актиномикозом, некробактериозом и в других случаях, предусмотренных инструкциями Министерства сельского хозяйства СССР. Такое молоко после кипячения в течение 30 мин. подлежит уничтожению.

Молоко от коров, больных или подозреваемых в заболевании туберкулезом, бруцеллезом и лейкозом, используется согласно действующим инструкциям:

о мероприятиях по профилактике и ликвидации туберкулеза животных (утверждено ГУВ МСХ СССР 29 декабря 1983 г.);

о мероприятиях по профилактике и ликвидации бруцеллеза животных (утверждено ГУВ МСХ СССР 30 декабря 1982 г.);

о мероприятиях по борьбе с лейкозом крупного рогатого скота (утверждено ГУВ МСХ СССР 29 декабря 1984 г.).

1.7. Молоко из пораженных четвертей вымени больных маститом животных подлежит уничтожению после кипячения. Молоко из непораженных четвертей вымени тех же животных подвергают термическому обеззараживанию (кипячение или пастеризация при 76 °С в течение 20 с) и используют для кормления молодняка сельскохозяйственных животных.

Молоко от коров, подвергшихся лечению антибиотиками, следует использовать в соответствии с " Рекомендациями по борьбе с маститом коров", утвержденными МСХ СССР 1 июля 1983 г.

1.8. Для выявления животных, больных маститом, всех коров на ферме следует ежедневно подвергать клиническому осмотру во время доения и 1 раз в месяц исследовать пробы молока из каждой доли вымени в соответствии с " Рекомендациями по борьбе с маститом коров" (МСХ СССР, 1983 г.) или из удоя каждой коровы в соответствии с "Наставлением по применению 10%-ного раствора мастидина" (1976 г.). Результаты предоставляются главному ветеринарному врачу района ежемесячно.

С 1 января 2004 года на территории Российской Федерации введен в действие ГОСТ Р 52054-2003 ( Постановление Госстандарта России от 22.05.2003 N 154-ст).

1.9. Молоко коров, сдаваемое хозяйствами, по всем показателям должно отвечать требованиям ГОСТ 13264-70 "Молоко коровье. Требования при заготовках".

1.10. Запрещается сдача молока, полученного от коров в течение первых 7 дней после отела и последних 7 дней до конца лактации. Оно используется в корм молодняку.

1.11. Молоко, молочные продукты, емкости индивидуальных хозяйств должны отвечать требованиям, изложенным в " Правилах ветеринарно-санитарной экспертизы молока и молочных продуктов на рынке" (утвержденных ГУВ МСХ СССР 1 июля 1976 г.).

2. Требования к устройству и оборудованию помещений

и территории молочных ферм

2.1. Строительство новых и реконструкция (переоборудование) имеющихся коровников, молочных, доильных, родильных отделений, телятников и других помещений молочной фермы должно осуществляться в соответствии с Общесоюзными нормами технологического проектирования предприятий крупного рогатого скота (ОНТП 1-77) и Общесоюзными нормами технологического проектирования ветеринарных объектов для животноводства, звероводческих и птицеводческих предприятий (ОНТП 8-81) с соблюдением предусмотренных в них санитарных требований. Молочная посуда должна быть изготовлена из материалов, допущенных Министерством здравоохранения СССР для этих целей.

Обязательным объектом на каждой животноводческой ферме является санитарный пропускник, построенный по типовому проекту.

Для приема и хранения молока на территории фермы предусматривают строительство молочной (изолированного помещения в коровнике или отдельного здания) с помещениями для первичной обработки и временного хранения молока, для санитарной обработки доильного оборудования, хранения и приготовления моющих и дезинфицирующих средств. В молочной предусматривают отдельную комнату для исследования молока (лаборатория).

2.2. Для обеспечения надлежащего санитарного состояния животноводческих и доильных помещений необходимо постоянно следить за их чистотой, благоустройством территории ферм, выгульных площадок, подъездов к коровникам, телятникам, доильным помещениям и молочным.

Ферма должна быть обнесена по всему периметру изгородью и полосой зеленых насаждений; свободную от застроек территорию также благоустраивают и озеленяют.

При входе в тамбуры коровников и других производственных помещений для дезинфекции обуви оборудуют дезинфекционные кюветы (ванны с дезраствором, соломенные маты, ящики с опилками или мелко нарезанной соломой и т.п.), которые систематически заполняют дезинфицирующим раствором.

2.3. На каждой ферме строят навозохранилище по утвержденному типовому проекту в соответствии с "Общесоюзными нормами технологического проектирования систем удаления, обработки и обеззараживания, хранения, подготовки и использования навоза и помета" (ОНТП 17-81). Очистные сооружения и прифермерские навозохранилища следует устраивать с подветренной стороны по отношению к ферме, а также населенным пунктам не ближе 60 м от животноводческих зданий и 100 м от молочных блоков.

Территория очистных сооружений должна быть ограждена изгородью, озеленена быстрорастущими древесно-кустарниковыми насаждениями, благоустроена и иметь проезды и подъездную дорогу с твердым покрытием.

Устройство очистных сооружений ферм должно завершаться до пуска в эксплуатацию животноводческих предприятий.

Системы удаления жидкого навоза из коровников должны обеспечивать своевременное удаление экскрементов, максимальную чистоту животноводческих помещений при минимальных расходах чистой воды, средств и затратах труда.

На каждой молочной ферме должен быть предусмотрен один из способов обеззараживания жидкого навоза: длительное выдерживание, химический или биологический. Навоз с ферм, неблагополучных по туберкулезу и бруцеллезу, обеззараживают согласно "Рекомендациям по обеззараживанию навоза в хозяйствах, неблагополучных по туберкулезу и бруцеллезу", утвержденным Главветупром МСХ СССР 3 января 1984 г.

2.4. Дворовые туалеты (при отсутствии санузлов в бытовых помещениях) и выгребные ямы на территории фермы разрешается устраивать на расстоянии не ближе 25 м от коровников и других помещений фермы.

При наполнении выгребных ям и туалетов на 2/3 глубины их очищают. Обеззараживание и спуск сточных вод осуществляют согласно " Правилам охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами", утвержденным Министерством мелиорации водного хозяйства СССР, МЗ СССР и Министерством рыбного хозяйства СССР 16 мая 1974 г.

2.5. Необходимо следить за параметрами микроклимата в помещениях для животных. Параметры микроклимата предусматриваются в соответствии с ОНТП 1-77.

2.6. Для охлаждения молока на ферме оборудуют специальные холодильные установки. При их отсутствии необходим ледник с запасом льда из расчета 1 куб. м на 1 т молока. Место заготовки льда определяют по согласованию с территориальной санитарно-эпидемиологической службой. Заготовка или намораживание льда из загрязненных водоемов не допускается.

В молочной, лаборатории, помещениях для хранения дезинфицирующих средств и доильном зале панели стен окрашивают масляной краской светлых тонов или облицовывают плиткой из кафеля или полимерных материалов, а верхнюю часть стен окрашивают масляной краской.

Летние лагеря обеспечивают всем необходимым для доения коров: достаточным количеством холодной и горячей воды питьевого качества, моющими и дезинфицирующими средствами, фильтрующими материалами, рукомойниками, скамейками для доярок и т.п.

2.7. Для хозяйственно-бытовых и технологических целей (санитарной обработки доильного оборудования и молочной посуды, обмывания вымени и др.) ферма должна быть обеспечена водой питьевого качества по ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством".

3. Ветеринарно-санитарные требования по содержанию

помещений, территории ферм и уходу за животными

3.1. Для обеспечения и поддержания должного санитарного состояния животноводческих помещений и территории молочных ферм необходимо постоянно следить за их чистотой и благоустройством.

Не реже 1 раза в месяц проводить санитарный день на ферме. В этот день подвергают тщательной очистке стены, кормушки, автопоилки и другое оборудование, а также окна в производственных бытовых и вспомогательных помещениях, санпропускнике. После механической очистки проводят дезинфекцию;

кормушки, загрязненные места стен, перегородок и столбов белят взвесью свежегашеной извести. В этот день ветеринарный персонал осматривает всех дойных животных, обращая особое внимание на состояние вымени, сосков, и проверяет качество санитарной очистки помещения и территории. Результаты осмотра и проверки записывают в журнал, паспорт фермы, которые хранятся у заведующего фермой.

3.2. Вход на внутреннюю территорию фермы разрешают только через санпропускники: обслуживающему персоналу с предъявлением постоянных пропусков, а другим лицам по разовым пропускам, выдаваемым по согласованию с ветеринарной службой. Посещение фермы посторонними лицами регистрируется в журнале, хранящемся вместе с пропусками в контрольном пункте санпропускника.

Вход на территорию фермы разрешают только после смены собственной одежды и обуви в санпропускнике на спецодежду фермы.

Въезд транспорта на территорию фермы допускается только через дезбарьеры.

3.3. На всей территории, в производственных и подсобных помещениях молочных ферм проводят профилактическую дезинфекцию и мероприятия по борьбе с мухами и грызунами в соответствии с действующими инструкциями по проведению дезинфекции, дезинсекции, дератизации и дезакаризации.

3.4. В молочной и доильном зале стены систематически, по мере загрязнения, очищают и белят взвесью свежегашеной извести, полы моют ежедневно. Дезинфекцию проводят 2 раза в месяц. Для дезинфекции применяют раствор гипохлорита кальция (натрия) с содержанием 3% активного хлора. Расход раствора 0,5 л на кв. метр площади; экспозиция 1 ч.

3.5. В летний период применяют пастбищную, стойлово-лагерную и стойлово-выгульную систему содержания животных.

В зимне-стойловый период применяют привязную и беспривязную технологию содержания коров.

Наиболее целесообразную из них специалисты выбирают с учетом конкретных условий хозяйства: обеспеченности кормами, качества стада, ветеринарного благополучия, квалификации кадров и т.д.

3.6. Дойных коров при беспривязном размещении следует содержать на чистой соломенной или другой подстилке, ежедневно доставляемой из расчета 5 кг на корову.

При стойловом содержании коров подстилка (солома, опилки и т.п.) подлежит замене ежедневно.

Для дойных коров торфяную пушенку в качестве подстилки использовать запрещается.

3.7. Чистку кожного покрова и обмывание задних конечностей осуществляют доярки по мере загрязнения.

3.8. Запрещается ввод животных на территорию фермы из других хозяйств или ферм без разрешения ветеринарного врача и соблюдения настоящих Правил.

4. Ветеринарно-санитарные требования при доении коров

4.1. При организации машинного доения руководствуются "Правилами машинного доения коров", утвержденными Министерством сельского хозяйства СССР, 1982 г.

Операторы машинного доения обязаны строго выполнять санитарные правила доения коров, соблюдать чистоту в доильных помещениях, постоянно следить за состоянием вымени животных.

Доят коров в строго определенное время, предусмотренное распорядком дня на ферме.

Доярка (оператор машинного доения) перед доением обязана выполнить следующее.

4.1.1. Вымыть теплой водой с мылом руки и вытереть их чистым индивидуальным полотенцем, затем надеть чистый комбинезон или халат и косынку.

4.1.2. При помощи пистолета-распылителя (форсунки) или специально выделенного для этой цели маркированного ведра провести преддоильную обработку вымени, при этом воду в ведре заменять по мере необходимости, предварительно ополоснув посуду.

Обсушить вымя чистой индивидуальной салфеткой. При отсутствии индивидуальных салфеток используют 2 - 4 полотенца.

4.1.3. Для обнаружения признаков заболевания коров маститом перед надеванием доильных стаканов или при ручной дойке из каждого соска сдаивать в специальную кружку (со съемной пластинкой темного цвета) несколько струек молока, которое подлежит уничтожению. Недопустимо сдаивать первые струйки молока на пол стойла, так как секрет от больных коров содержит патогенные микроорганизмы и может стать причиной распространения мастита.

4.1.4. В случае выделения с молоком творожистых сгустков, крови или гноя, а также при обнаружении покраснений, опухания, болезненности вымени немедленно сообщить об этом ветеринарному врачу (фельдшеру), а молоко слить в отдельную маркированную посуду. По окончании доения такой коровы оператор должен вымыть руки и обработать их дезинфицирующим раствором, а доильную аппаратуру и посуду, в которую сливалось это молоко, подвергнуть санитарной обработке согласно "Санитарным правилам по уходу за доильными установками".

4.1.5. При ручном способе доения коров непосредственно перед доением подойники обмывают теплой водой (40 +/- 5 °C) . Использование подойника для других целей (поение телят, хранения обрата, обмывания и т.п.) запрещается.

Дальше по тексту принято считать температуру теплой воды 30 +/- 5 °C, горячей - 60 +/- 5 °C.

Доить следует сухими руками до полного прекращения выделения молока, после чего провести массаж вымени, додоить последние порции молока. Затем соски насухо вытереть чистым полотенцем и смазать специальной дезинфицирующей (антисептической) эмульсией для обработки сосков вымени.

4.2. При заболевании или подозрении на заболевание маститом корову следует изолировать. Вопрос о возможности использования молока от заболевшей коровы решается в соответствии с п. 1.7 .

5. Первичная обработка, хранение и транспортировка молока

5.1. Первичную обработку молока осуществляют в молочной. Полученное при доении молоко процеживают через цедилку с ватным фильтром или фильтром из нетканого полотна. Для фильтрации молока применяют белую фланелевую, вафельную или лавсановую ткань.

Ватный фильтр или фильтр из нетканого полотна используют для процеживания одной фляги молока, после чего его заменяют новым.

Тканевые фильтры по мере загрязнения их механическими примесями прополаскивают в проточной воде.

При отсутствии на ферме вышеперечисленных фильтрующих материалов применяют марлю.

Молоко фильтруют через марлю в 4 - 6 слоев, тканевые (в том числе лавсановые) фильтры в два слоя.

После окончания процеживания молока всего удоя фильтры из хлопчатобумажных тканей стирают в 0,5%-ном теплом растворе "Дезмола" или моющего порошка, прополаскивают в проточной воде, проглаживают или кипятят 12 - 15 мин. и высушивают. Фильтры из лавсановой ткани после стирки в растворе моющего порошка погружают на 20 мин. в свежеприготовленный 1%-ный раствор гипохлорита натрия или осветленный раствор хлорной извести, содержащий 0,25 - 0,5% активного хлора, ополаскивают водой и высушивают.

Нормы расхода фильтрующих материалов из расчета на количество выдоенного молока приведены в приложении.

5.2. Организация охлаждения молока на фермах с централизованным вывозом.

5.2.1. При централизованном вывозе молока предусматривается охлаждение его и временное хранение на ферме в течение 12 - 24 ч с последующим вывозом специализированным транспортом по установленному графику. На ферме должно быть достаточно емкостей для отдельного хранения молока утреннего и вечернего удоев.

Молоко охлаждают до 4 - 6 °C. Температура молока при приемке его на молочном заводе не должна превышать 10 °C.

5.2.2. При машинном доении в молокопровод молоко должно охлаждаться немедленно в потоке. При доении в переносные ведра промежуток времени между выдаиванием молока и началом его охлаждения не должен превышать 16 - 20 мин.

Продолжительность хранения молока зависит от его температуры (см. табл.).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции