Казахский чум что это

Смертоносная чума не раз бушевала в Западно-Казахстанской области. Сначала была эпидемия 1905–1906 годов. Затем сотни людей унесла опасная болезнь в 1923–1924 годах. После она потрясла регион в 50-е годы. Но самой чудовищной была эпидемия, поразившая уральскую степь именно в начале XX века.Как страшное проклятие

Более 100 лет назад, на территории нынешней Западно-Казахстанской области смертоносная чума забрала жизни тысяч человек. Эпидемия наполнила ужасом всю уральскую степь. Вместе с людьми гибли животные. Масштабы эпидемии были огромными. Казалось, уже ничто не сможет спасти от этого страшного бедствия. В степи заговорили о страшном проклятии и надвигающемся конце света. Ученые и врачи не могли определить причины массовой гибели людей. Эпидемия то вспыхивала, то утихала, но через несколько лет с новой силой наносила смертельные удары.

– В этой ситуации возникла необходимость организации специальной службы для изучения причин эпидемии чумы и борьбы с нею, – отметил на недавней научно-практической конференции в честь 100-летия со дня образования Уральской противочумной станции ее нынешний директор Тимур АЯЗБАЕВ. Она заложила основы противочумной службы в Казахстане.

В январе 1901 года впервые в Казахстане был выделен возбудитель чумы от умершего человека. Тогда в ауле Текебай-Тюбек, что на территории Казталовского района Западно-Казахстанской области, за полтора месяца погибло все население – 151 человек. Спасая степняков, зара­зился и умер фельдшер Зайцев, он добровольно приехал из соседнего села на борьбу со страшной болезнью. Прибывший санитарный отряд похоронил умерших в общей могиле.

А в 1905 году в Западном Казахстане и Астраханской губернии возникла крупнейшая в истории региона вспышка чумы, известная под названием “бекетаевская вспышка”. По официальным данным, с ноября 1905-го по февраль 1906 года чума поразила 177 семей в этом малонаселенном крае, умерли 659 человек. Эпидемией были поражены 55 урочищ. “Больные киргизы были брошены и находились в нетопленых кибитках: за ними никто не ухаживал, даже родные боялись подойти близко”, – описывал события тех дней профессор Даниил ЗАБОЛОТНЫЙ, возглавивший тогда отряд российских специалистов, которые были направлены на борьбу с чумой в Западном Казахстане.

По рассказам профессора Заболотного, в одной семье из 7 человек заболели и умерли от чумы шестеро. Проезжавший мимо мулла, заподозрив по описаниям симптомов болезни чуму, преду­предил окрестное население об опасности общения. В результате зараженная семья была изолирована настолько, что единственный оставшийся в живых 9-летний мальчик жил рядом с умершим отцом десять дней, и никто из односельчан не рискнул похоронить погибших.

Ситуация была ужасающей. Узнав о болезни, соседи сразу же отворачивались и даже заколачивали двери дома, чтобы никто из заболевших не смог оттуда выйти. Они были обречены на смерть.

Но чума на территории области появилась не вдруг. Как отмечал специально командированный для изучения ситуации в 1855 году особым распоряжением профессор Харьковского ветеринарного училища Эдуард ОСТРОВСКИЙ, и в середине XIX века чума в Орде была частым явлением. В основном она фиксировалась среди скота. За период с 1883 по 1888 год во Внутренней Орде потеря скота от чумы ежегодно доходила до 800 голов. Нетрудно догадаться, каким ударом были эти потери для местного населения, жившего только за счет скота. Для устранения заноса чумы в Астраханскую и другие губернии вдоль границы Внутренней Орды были выставлены конные стражники, не выпускавшие скот за ее пределы. Такая изоляция от внешнего мира обернулась для местного населения большими экономическими потерями. При этом в XIX веке речь шла лишь о заболевании животных, о людских жертвах умалчивалось. И только в начале XX века, когда вместе с животными стали массово гибнуть люди во всех районах области, на проблему обратили большее внимание. Но врачи не знали, как бороться с микробом чумы, принимаемые меры были направлены лишь на то, чтобы эпидемия не расползлась.

Населенные пункты, где буйствовала чума, были оцеплены специальными карантинными командами, не выпускавшими оттуда никого. Эти же люди в брезентовых балахонах крюками вытаскивали из помещений мертвецов, складывали их в обозы и отвозили на специально отведенные кладбища.

Из Астрахани, Саратова и других российских городов в Западный Казахстан были командированы отряды врачей, которые пытались выяснить причину массовой гибели людей. При этом все они понимали, что обрекают себя на смертельную опасность. Это был настоящий подвиг. В качестве основного источника заражения людей чумой рассматривались грызуны. К началу XX века уже имелись определенные сведения, что переносчиками заболевания являются суслики, коих в степи было великое множество. Медики проводили опыты по вскрытию умерших сусликов и лабораторному исследованию причин болезни. В одной из таких экспедиций был знаменитый астраханский врач Ипполит ДЕМИНСКИЙ. Во время исследования чумных сусликов он заразился сам, но продолжал проводить опыты, чтобы помочь коллегам дойти до истины. На четвертый день болезни он умер, оставив неоконченное письмо с сообщением результатов работы и непосланную телеграмму, являвшуюся заключительным словом о проведенных исследованиях. “Джаныбек. Доктору Клодницкому. Я заразился от сусликов легочной чумой. Приезжайте, возьмите добытые культуры. Записи все в порядке. Остальное все расскажет лаборатория. Труп мой вскройте, как случай экспериментального заражения человека от сусликов. Прощайте. Деминский”. Эту историю в Бокеевском районе с трепетом передают из поколения в поколение как память о подвиге людей, положивших свою жизнь ради спасения других.

Среди тех, кто принимал активное участие в ликвидации чумы, – уездный врач Мажит ЧУМБАЛОВ, ставший впоследствии первым чумологом Казахстана. Описывая проведенные мероприятия, коллеги особо выделяли то, что он участвовал во вскрытии умерших от чумы. При этом указывается, что вскрытие проводилось в степи, на краю могилы. Это был мужественный поступок с учетом того, что в то время казахи неукоснительно соблюдали каноны мусульманской религии, где нет места вскрытию трупов. Но врачу Чумбалову удалось убедить старейшин родов в необходимости этого для поиска противоядия от страшной болезни.

Очень непростой задачей было также передвижение между разбросанными на сотни километров населенными пунктами. Врачам приходилось добираться на лошадях, верблюдах и даже коровах, на которых в день можно было проехать не больше 26 верст. Нередки случаи, когда отряды врачей после сообщения о вспышке прибывали на место, когда заболевшие уже не нуждались в лечении – они были мертвы…

Мажит Чумбалов первым предположил, что распространению чумы помимо грызунов способствуют и верблюды. Это впоследствии полностью подтвердилось.

Для исследования нависшей эпидемии чумы необходимо было организовать специальные противочумные лаборатории, склады с медицинским оборудованием на местах. Усилиями профессора Даниила Заболотного в поселках Новая Казанка, Джамбейта, Красный Кут, Калмыково в 1912–1913 годах были открыты специальные лаборатории. А уже в 1914 году в Уральске создали центральную противочумную лабораторию, положившую начало официальной истории противочумной службы Казахстана. Тогда же была поставлена первостепенная задача не только бороться со вспышками, но и предупреждать их.

Однако принимаемых мер оказалось недостаточно, и в 1923–1924 годах в Уральской области опять вспыхнула эпидемия чумы, унесшая жизни около 350 человек. Тогда в урочище Джус-Кудук местное население после множества смертей по своей инициативе решилось на изоляцию. Каждый, кто понимал, что болен, отправлялся умирать в пустую землянку.

Середина 50-х годов двадцатого столетия ознаменовалась очередной эпидемией. Она добралась почти до Уральска и была зарегистрирована в пригородном поселке Серебряково… С грызунами, распространителями чумы, велась широкомасштабная борьба. С помощью авиации с воздуха тоннами выбрасывалось отравленное пшено. На земле также распылялись ядохимикаты. Коррективы в эту борьбу внесла объявленная в стране в те годы кампания по освоению целины. Массовая вспашка земли изменила ареал обитания сусликов. В результате чума пошла на убыль.

С начала массовой эпидемии чумы в Западно-Казахстанской области прошло больше ста лет, но область до сих пор остается природным очагом этой болезни. Инфекция присутствует в организме грызунов, являющихся переносчиками заболевания, и может сохраняться очень долго. И, как говорит статистика, из 4 709 казахстанцев, заразившихся чумой за все годы, – 2 298 из Западной-Казахстанской области. 2 198 из них умерли. Поэтому сотрудники противочумной станции каждые весну и осень выезжают в районы природного очага чумы и проводят там профилактические мероприятия. На борьбу с возможными распространителями чумы в советские годы поднималось все население, в том числе дети. Сельским школьникам даже устанавливалась норма отлова грызунов в день. За свою работу дети получали зарплату.

С 2007 года в Западно-Казахстанской области не зафиксировано случаев заболевания. Это главный результат усилий противочумных служб. И их постоянная задача – чтобы те страшные вспышки чумы, потрясшие уральскую степь в XX веке, больше никогда не повторились.

Почему лихорадка Эбола пугает обывателей больше чумы и есть ли эффективная вакцина от этой инфекции, рассказал в интервью Forbes.kz глава Казахского научного центра карантинных и зоонозных инфекций им. Масгута Айкимбаева Бахыт Атбашар


Почему гепатит актуальнее чумы

F : Бахыт Бахияулы, центр, который вы возглавляете более 15 лет, является аккредитованным центром ВОЗ по мониторингу и изучению чумы. В средние века эта инфекция убила сотни миллионов людей, но сегодня в новостях обсуждают Эболу и гепатит. Чума побеждена?


- К сожалению, нет. Чума в прямом смысле слова живет рядом с нами, и мы лишь более или менее успешно контролируем ее. В Казахстане чума была всегда, эндемичной территорией инфекции является 40% страны. Обширные пустынные районы на юге, в центре и на западе Казахстана заселяют грызуны, на которых возбудитель чумы и паразитирует. Переносчиками выступают блохи.

F : За последние 15 лет в Казахстане случаи заболевания людей чумой зарегистрированы в 2001, 2002, 2003: 7 больных, 2 летальных исхода. Эпизоотии же выявляются в разных регионах практически ежегодно. Как удается контролировать инфекцию в ситуации, когда мы практически живем в ее природном очаге?

- В Казахстане существует развитая противочумная система. Это достаточно мощная, организованная и структурированная служба по контролю особо опасных инфекций на всей территории страны. Первая противочумная станция начала работу ровно 100 лет назад в Уральске. Наш центр вместе с группой противочумных станций был одной из 6 подобных структур бывшего СССР (остальные 5 расположены в России). Сегодня КНЦКЗИ является известным в мире центром исследований особо опасных инфекций, в том числе вирусных. Мы полностью оснащены всей самой современной техникой, готовим специалистов для всей Центральной Азии, выпускаем более 40 препаратов, которые успешно продаются в разных странах.

Природные очаги у нас отличаются активностью, их надо постоянно обследовать и проводить санитарно-профилактические работы для предупреждение вспышек. Это прежде всего мониторинг всех случаев заболеваний, где картина симтомов напоминает чуму. При малейшем подозрении на территории вводится режим карантина, больной и все, кто с ним контактировал, изолируются. Как показывает практика, чаще всего люди заражаются от больных верблюдов.

Ученые рассчитывают на новую лабораторию

F : Чем чума привлекает исследователей?

- Чумная палочка имеет свои секреты, которые ученые пытаются раскрыть уже более 100 лет. Например, с появлением антибиотиков большую часть заразившихся (но не всех) удается спасти. А вакцины, которая бы гарантировала близкую к 100% защиту от заражения, нет до сих пор. То есть вакцины существуют, одну из них мы производим сами. Наша вакцина из живых микробов снижает заболеваемость в несколько раз, а при заражении ослабляет симптомы болезни. В других странах выпускают вакцины из мертвых бактерий, пытаются разрабатывать препараты на основе новых методов генной инженерии. Но полной защиты, которую дают, например, вакцины против оспы и туляремии, все существующие противочумные вакцины пока обеспечить не могут.

F : Не пытались ли ученые изучить чуму с помощью новейших методов исследования?

Всеми этими проблемами мы в КНЦКЗИ активно занимаемся. Например, выяснилось, что вирулентность (заразность) штамма чумы, распространенного в популяции грызунов на территории Казахстана, прямо зависит от сопротивляемости болезни организма самих грызунов. У сурка, живущего в горах, сопротивляемость чуме выше, и микроб на этой территории более заразен, чем в степи.

Около 15 лет назад наш центр активно включился в международное сотрудничество, мы постоянно работаем с учеными из разных стран, с экспертами ВОЗ. Один из авторов статьи, которая стала поводом для нашей беседы, профессор Нилс Стенсет из Университета Осло, - по основной профессии математик. Другие авторы - профессор Майкл Бегон из Университета Ливерпуля – крупнейший эколог, а профессор Елизабет Карниел сегодня возглавляет департамент микробиологии Института Пастера в Париже. С этими учеными мы провели несколько исследований в Казахстане, по итогам которых создали атлас распостранения особо опасных инфекций на нашей территории. Для его составления, например, была использована даже съемка из космоса. Высокая цитируемость нашей совместной публикации говорит об интересе ученых всего мира к проблеме чумы, которая по-прежнему актуальна.

По межправительственному соглашению между Казахстаном и США в следующем году в Алматы будет открыта новая лаборатория мирового уровня, здание уже строится. Надеемся создать тут один из ведущих мировых центров ислледования инфекций с применением новейших методов генетики и биоинформатики.

F : Если в Казахстане ситуация в целом под контролем, то какова вероятность того, что инфекция может быть завезена из других стран и регионов?

- Это вполне возможно. Чума фиксируется на всех континентах, кроме Австралии. Вспышки случаются и в отсталых странах Азии, и в благополучных США, но большинство случаев заболевания сегодня фиксируется в Африке. Особенно тяжелая ситуация на Мадагаскаре: десятки случаев из года в год. Там чуму переносят крысы, которые приспособились жить в городах, рядом с людьми. Много случаев во Вьетнаме, где крыс употребляют в пищу. У нас, к счастью, для крыс не совсем подходящий климат.

Кроме того, теоретически чумная палочка может мутировать и приобрести новые, опасные для людей свойства. Но вероятность того, что это случится, невелика. Сегодня известно, что все массовые пандемии на протяжении тысячелетий были вызваны одними и теми же штаммами бактерий. К счастью, природными носителями чумы являются грызуны, а не люди. Более заразный микроорганизм уничтожит собственных носителей и в результате погибнет сам.

Самые яркие и интересные истории - в нашем Instagram


Без традиции нет культуры.

Без культуры нет воспитания.

Без воспитания нет личности.

Без личности нет народа.

Введение.

История – это прошлое человечества. Не только человечества в широком смысле этого слова, но и каждого народа, нации в отдельности.

Быт народов-кочевников до сих пор вызывает большой интерес у учёных и простых людей, туристов.

Работа посвящена изучению традиционного жилища народов Севера и тюрского народа.

Жилище - один из важнейших и в то же время трудных предметов для изучения. Жилые постройки каждого народа представляют собой сложный культурно-бытовой комплекс. Они связаны с различными сторонами его жизни: с природно-климатическими, преобладающими занятиями и направлением хозяйства, уровнем развития техники, имущественных и классовых отношений, формами семейного быта, общественными традициями, эстетическими представлениями, а в прошлом и с религиозно-магическими верованиями. Все это в той или иной степени влияет на тип, размеры, внешний вид, интерьер и художественное оформление жилища

Тема моей исследовательской работы :Сравнительная характеристика жилище ненцев и жилище казахов.

Цель: Познакомить с жилищем Чум и Юрта .Найти сравнение

Предмет исследования: Юрта – национальное жилище казахов.

Чум- национальное жилище ненцев

Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (а именно: наблюдение, классификация, обобщение).

Задачи:
изучить литературу о быте, ненецкой и казахских культур

Изучить строение чума и юрты
сравнить полученные сведения

Актуальность работы в том, что знакомство с народными промыслами помогает глубже узнать о национальных традициях, культуры не только своего народа, но других народов так как народные промыслы - это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим

Гипотеза: Наша страна очень многонациональна. И все люди должны с уважением относиться к культуре народов, рядом с которыми живём. Знать и иметь представление о быте и традициях разного народа. .

Основная часть.

1.Информация о чуме.

Есть гнездо у каждой птицы,

Есть гнездо у человека,

Чум-гнёздышко моё родное.

В Энциклопедическом словаре: чум (= шалаш) – конический шалаш из жердей, покрываемый берестой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространенная по всей Сибири от Уральского хребта до берегов Великого океана, у финских, тюркских и монгольских племен. Историки жилища признают эту форму первым опытом искусственно создаваемого жилья, к которому человек обратился от полых, дуплистых деревьев и пещер. Такое жилище можно построить где угодно.

Установка чума.

Устанавливали чум у ненцев женщины по строго установленным правилам. Место установки чума определяет мужчина. Чум устанавливают так. Вначале глава семьи указывает место для будущего чума. Затем это место расчищается. Взрослые и дети распрягают оленей.. На равном растояний от очага устанавливают два основных шеста(макода)Их нижние концы втыкают примерно под углом 45 градусов. Определяют центр жилища. Здесь сооружают очаг. По обе стороны от него укладывают доски пола

Очажный лист – это символ очага, домашнего тепла, семьи и центральная часть всего чума.. Под лист зимой обязательно подкладывают два бревна, чтобы снег не таял. По окружности размещают остальные шесты. Перпендикулярно центральному шесту располагаются горизонтальные жерди на которых устанавливается стержень с крючком для котла.В центре чума находится печь которая служит источником тепла и для приготовления пищи. Тепло от печи поднимается вверх и не дает осадкам проникать в чум. Шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые ненцы называют нюками. Для покрытия чума нюки сшиваются в сплошные полотнища, они сшиты нитками из оленьих сухожилий. Нюки – двойные, мехом и внутрь, и наружу. Зимой для покрытия чума требовались шкуры 60-70 оленей. Нюки – вещь ценная, и относятся к ним бережно, летом обязательно выбивают, чистят, просушивают, ремонтируют, упаковывают и складывают на нарты до следующей зимы.

Существует варианты чума в зависимости от времени года, назначения, особенностей конструкции.

Зимний чум – сырей мя. Это традиционный чум.

Летний чум – таӈы мя. Имеет туже конструкцию, но отличается покрытием. Покрытием летнего чума служат мюйко – старые зимние покрытия мехом внутрь. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия, сейчас покрывают брезентом. В комплект летнего чума входит полог, сшитый из легкой ткани (ситца). Им закрывают спальные места от комаров и гнуса. Летний чум ставят на продуваемых ветрами местах, на возвышенности.

Глава II. Информация жилище казахов Юрта.

Первыми передвижными жилищами были на колоссах и появились они уже в эпоху бронзы.Это были прототипы –Юрты. О юртах на колесах упоминает венецианец Барборо путешевствовавший в кыпчагской степи в 15 веке. «У этого народа употребление повозки на колесах. Впечатляет из книги Марко Поло: «Какие преогромные шатры я увидел поставленные на колеса. Узрел я обширные дома с окошками и прикрытыми войлочными занавесками очень красивыми и искустными. От всего этого кружится голова

Юрту еще называют дом без фундамента или по другому дом без углов.

Ее можно отнести к большому достижению материальной культуры казахского народа: она легко перевозится на лошадях и верблюдах, быстро ставится и разбирается, войлочное покрытие не пропускает дождь, летом это жилище сохраняет прохладу, а зимой - тепло.

Казахская юрта состоит из двух частей.1 часть деревянный каркас и 2 часть войлочное покрытие. Деревянный остов состоит из раздвижных решеток который на казахском называется Кереге обода Шанырак купольных жердей и дверной рамы которое по казахски звучит-Есык. Все детали для строительства юрты заготавливаются заранее.решетчатые стены делают из долговечной березы или ивы. Деревянные решетки Кереге это перекрещивающиеся прутья в самом начале устанавливают именно их.длина каждого кереге около 3 метров.Юрта средних размеров обычно состоит из 5- 6 таких створчатых стенок. Но есть в истории известные 24 створчатые юрты в переводе с тюрского они называются – Орда (или Алтын Орда) это большие юрты ханской ставки. В местах соприкосновения прутья скрепляются через сквозные отверстия кожаными ремешками или сухожильными нитками. Таким образом кочевники обходились без гвоздей. Кереге крепко связывается веревками, потом наступает очередь купола- Шанырак-это круг образующий потолок юрты он также делается из березы или черного тальника. В шанырык выходил дым из отверстия очага одновременно он служил и окном а на ночь закрывался войлочным покрытием –Тондык. Кереге и шанырак соединяют согнутыми длинными палками по окружности обода выдалбливают сквозные отверстия. Внешним покрытием юрты служит войлок.Он изготавливается из лучших сортов овечьей шерсти осенней стрижки так как он самый плотный.Вся работа по сборке и разборки юрты у казахов возлагалась на слабый пол – женщин. Казахскую юрту обычно могут установить две- три женщины и справлялись они с этим делом всего за один час. Казахская юрта всегда устанавливалась на открытом солнечном месте. Это было связано с тем что вся хозяйственная и бытовая деятельность кочевника связана по времени с круговоротом солнца. Дверь юрты располагалась строго на юг.Пространство около входа предназначалось для хозяйственных целей. Правая часть считается женской половиной . На женской половине размещают хозяйственный инвентарь(посуда и т. д) Раньше каждый казах имел свою юрту ведь это же его дом. Завидные свойства юрты это сохранять тепло компактность при транспортировке. Даже снаружи богатая казахская юрта выглядела очень нарядно, так как для ее крепления использовались тканые орнаментированные шерстяные ленты. На зиму юрты утепляли: накрывали двойными кошмами, обкладывали снегом, обставляли снопами камыша, окапывали землей.

Заключение

А у народов Севера тундровое население до сих пор проживает в чуме, потому что лучше традиционного жилища в суровых условиях тундры, не придумано никакое другое жилище. Существенных изменений в чуме с начала двадцатого века (кроме электричества, железной печки, сотовой связи) не произошло. Тундровики как жили в чуме, так и будут жить, пока существует традиционная отрасль – оленеводство. В наших культурах есть очень очень много схожего.

Мудрецы говорят, что не зная своей родной культуры, истории своего родного народа и своих предков никогда не сможешь узнать ни языка, ни жизни, ни культуры людей других народов. Проделанная исследовательская работа позволяет сделать вывод о том, что настоящая работа актуальна и интересна. Исследования в этом направлении могут быть продолжены.

Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ Школа с. Белоярск.


Ежегодно в мире выпускаются сотни фильмов, и лишь несколько из них собирают хороший урожай положительных отзывов и входят в историю кинематографа как настоящие шедевры. При этом они, хоть и не всегда, но окупают затраченные на производство деньги.

Производителем таких культовых блокбастеров, как правило, является США, хотя есть ещё много стран, которые не уступают им. Несмотря ни на что, мы смотрим и пересматриваем эти фильмы, ждём продолжения, делимся своим мнением с друзьями. Но среди этих фильмов нет ни одного казахстанского.

В чём причина непопулярности казахстанских фильмов, мы спросили в первую очередь у психолога. Президент ассоциации психологов Казахстана Владимир Стеблянко нечасто смотрит казахстанские фильмы, в основном по причине занятости. Но он считает, что, независимо от страны производства, фильмы должны не просто развлекать, но и обязательно чему-то учить.

"Любая картина должна культивировать в человеке правильные ценности, – считает Владимир Стеблянко. – Основные четыре первоценности, заложенные в человеке природой – любовь, семья, дети и отношения (читай: друзья). Если фильм извращает правильное восприятие этих вещей, призывает заменить первоценности чем-то другим, например, семью – карьерой, а любовь – деньгами, тогда человек не сможет быть счастлив".


Но, к счастью, исторически казахстанцы огромное внимание уделяют первоценностям, и именно на любви и семье строятся все казахские народные традиции. Главное в современном мире – вычленить и забыть те традиции, которые мешают развиваться, а те, которые идут на пользу – беречь и передавать из поколения в поколение. Показывать в фильмах нужно не жизнь, какая она есть, а то, какой она должна быть.

"Одна из основных особенностей нашего менталитета – уважение к старшим. Почти нигде в мире нет такого отношения к старикам, как у нас. Это положительная традиция, которую нужно поддерживать, как и то, что дети – основная составляющая нашей жизни. Исторически казахи огромное внимание уделяли воспитанию и образованию детей. А вот отрицательные стороны нашего менталитета – это например, кумовство. Раньше в роду выживали благодаря одному самому умному, сильному и шустрому члену семьи, который кормил всех и ставил на ноги. Сейчас это выродилось в то, что один человек учится, работает, делает огромные успехи в карьере, а потом окружает себя на работе своими же родственниками, которые как трутни живут за его счёт. Как правило, сильные личности долго не живут, потому что заботиться обо всех – это очень тяжёлое занятие".

Следовательно, считает Стеблянко, не стоит гнаться за популярностью в мировом прокате, а стоит воспитывать своих, казахстанских граждан.

А вот киновед Олег Борецкий считает, что фильмы не обязаны ничего пропагандировать. А популярность составляется из проверенных схем и мифологем, которые получаются из совместной работы сценаристов, режиссёра и продюсеров. У Казахстана ещё очень мало опыта в этой сфере, поэтому и наши фильмы не "цепляют" заграничного зрителя.

Людям интересно видеть на экране то, что происходит в их жизни. Это может быть семья, история любви, какие-то возрастные проблемы. Не важно, какой жанр у фильма – это может быть боевик или фантастика, главные первоценности в них всё равно будут показаны, иначе фильм обречён на провал. В ином случае получается арт-хаус, который далеко не каждый захочет смотреть.

И естественно, казахстанские режиссёры пытаются также следовать этим принципам, но так как их опыт и финансирование не сравнить с голливудскими, мы получаем соответственный результат.

"В последние несколько лет молодые казахстанские режиссёры поняли, что самым надёжным источником просмотров, а значит, и дохода, являются комедии, – полагает Олег Борецкий.– Этот жанр стал самым популярным в Казахстане. Но мало кто задумывается, что в Казахстане снимают и артхаусные фильмы. Их можно увидеть лишь на закрытых показах, и зачастую они намного серьёзнее и весомее фильмов, которые знают и видели все. Вы когда-нибудь слышали про такие фильмы, как "Чума в ауле Каратас", "Свидетель дела номер шесть"? А "Оралман"? Вероятнее всего, читали о том, что они принимали участие в зарубежных кинофестивалях. Но на территории страны их не показывают. Например, та же "Чума в ауле Каратас" показывалась только в нашем киноклубе и больше нигде в Казахстане!"


Олег Борецкий считает, что сегодня казахстанский кинопром вполне себе удовлетворяет потребности населения. Есть много фильмов, сделанных за небольшие деньги, но трудно представить, чтобы они выходили в прокат где-нибудь за границей. Они окупаются здесь и больше от них ничего не требуется. Это провинциальное кино, которое воспевает свои ценности, свою ментальность. Аудитория этих фильмов ограничена.

15-25 лет – именно таков возрастной диапазон сегодняшних киноманов. Это так называемая аудитория попкорна, которая приходит в кинотеатры, чтобы скоротать вечерок в выходной день. У них свой темпоритм восприятия и свои интересы. Если даже фильм собрал все награды на Берлинском кинофестивале, но не соответствует уровню массового зрителя, зритель сдаст билеты и потребует назад деньги.

При этом Борецкий согласен с утверждением, что традиции – это основной мотив практически всех казахстанских фильмов последних лет. И конкретно казахстанскую аудиторию это устраивает. Традиции превозносятся, высмеиваются либо ставятся под вопрос. Причём этот лейтмотив прослеживается как в общеизвестных популярных фильмах, так и в фильмах фестивальных.

"Если вы спросите у Адильхана Ержанова, что же это такое – что за чума в ауле Каратас, он ответит, что это традиции. И это традиции не в культурном смысле, а это наши стереотипы и привычки, которые являются тормозом. Ведь традиции, с одной стороны, обеспечивают сохранность этноса, с другой – не дают возможность развиваться. И пафос Ержанова в этом фильме как раз направлен против этих тормозящих традиций", – рассказал Борецкий.

В то же время широко разрекламированный фильм Нуртаса Адамбая "Тараз" лишь на поверхности – криминальная драма, где весь фильм все страдают, а в конце все умирают. Но если копнуть поглубже, то вся история разворачивается из-за того, что волею судеб семья решает наказать нерадивого жениха за то, что он оскорбил традиции.


"Адамбай вообще огромное внимание уделяет традициям. Тому доказательством служат обе части "Келинки Сабины", где он беззлобно, по-доброму, без лицемерия, но всё же смеётся над устаревшей ментальностью и языком", – говорит Борецкий.

Кино – это всегда зеркало системы. Сейчас наше кино говорит лишь о нашей провинциальности. Превозносится жизнь в ауле, потому что именно в аулах сейчас остались все старые казахские традиции практически в первозданном виде.


При этом есть фильмы, где поднимается вопрос: а нужны ли нам пережитки прошлого. При этом ответа на этот вопрос как не было, так и нет. После выхода картины "Токал" Казахстан раскололся на два лагеря: тех, кто считает, что это нужная и верная во все века традиция, и тех, кто считает, что токализация страны – это путь к деградации и опустошению.

"При всех художественных огрехах фильм отразил болезненную проблему, которая сейчас очень остро стоит в нашем обществе. Тема токалок старательно культивируется политиками и масс-медиа. Дошло до того, что пошли слухи, будто муссирование токализма означает то, что многожёнство пытаются ввести на государственном уровне", – говорит Борецкий.


Однако не стоит думать, что национальный колорит – сплошь плохо, устарел и нельзя его никому показывать. Каким-то образом японцам, китайцам, корейцам удаётся так показывать свои даже не вековые – тысячелетние традиции, что их фильмы, затаив дыхание, смотрит весь мир.

Киновед считает, что это происходит от того, что казахстанский кинопром ещё только развивается. И до многих вещей и понятий ещё просто не дошли.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции