Чума и католическая церковь

Чума — один из самых ярких образов, ассоциирующихся у нас со Средневековьем. Для той эпохи она стала не просто болезнью, повлияв почти на все сферы жизни. Социальные и экономические процессы, религия и суеверия, искусство — что еще эта страшная эпидемия изменила навсегда?

Чума пришла с Востока, где бушевала еще в начале десятилетия, и первым под удар попал Крым, а вслед за ним — Константинополь. В ту эпоху торговля на Средиземном море имела огромное значение и велась очень активно, так что болезни не потребовалось много времени, чтобы на кораблях добраться до крупных итальянских портов и Марселя.


Разгул мракобесия и чумные погромы

Многие видели в чуме наказание свыше, подыскивая объяснение происходящему в искаженных пересказах библейских легенд, и пытались остановить эпидемию с помощью религиозных обрядов. Устраивались массовые шествия с самобичеванием, священники низшего звена на ходу выдумывали новые ритуалы вроде протягивания нити вдоль городской стены.

Высшие церковные иерархи не решались вмешиваться в ситуацию, хотя у них на глазах формировались настоящие многотысячные секты. Ватикан понимал, что молитвы от болезни не помогают и людям нужна хоть какая-то отдушина.

Если примитивные суеверия заставляли людей запираться в домах или покидать города, то вдохновители движений бичевавших себя флагеллантов или расхаживавших по городам в белых одеждах bianchi делали обратное. Массовые мероприятия — не лучшая затея во время эпидемии, что и говорить.

Другие находили более рациональные объяснения: дескать, такая страшная напасть не может возникнуть сама по себе, и Господь не настолько жесток — это злой умысел или людей, или самого дьявола. Разумеется, в поисках виновных добрались и до мнимых колдунов и до еврейских кварталов.

Вот здесь церковь уже не оставалась в стороне и пыталась воспрепятствовать кровопролитию — как увещеваниями, так и прямыми запретами: за самосуд грозили отлучением. Увы, далеко не всегда это останавливало толпу.

Католическая церковь в то время была самой могущественной организацией в Европе — Ватикан нередко диктовал свою волю даже королям. Но в годы черной смерти она оказалась практически бессильной: видя реальное положение дел, люди или стремительно теряли веру, или, напротив, становились неуправляемыми фанатиками.

К счастью, в сложившейся ситуации все-таки нашлись те, кто был готов действовать решительно и эффективно. На авансцену истории вышли светские власти.

Холоднокровные карантины и укрепление светской власти

Тем не менее присутствие в очагах эпидемии людей, способных навести хоть какой-то порядок, помогало. Однако на борьбу были брошены не только чумные доктора.

Наиболее страдавшие поначалу от эпидемии итальянские города быстро отреагировали на ужасные события, учредив специальные комиссии, призванные заниматься этим вопросом. Серьезного опыта борьбы с настолько страшной напастью не было, но власти, тем не менее, приняли ряд разумных мер. Прежде всего, создали команды по сбору, вывозу и захоронению в отдельных могильниках трупов.

Кроме того, власти разработали ряд серьезных карантинных мер. Хотя эффективность управления в XIV веке оставляла желать лучшего и, чтобы претворить в жизнь подобные решения, требовался недюжинный администраторский талант — режим карантина действовал, и эпидемию удалось хоть немного сдержать. Успешный опыт итальянских властей начали быстро перенимать по всей Европе.

Также, несмотря на многочисленные протесты, повсюду принудительно закрывались таверны и бордели. Градоначальники понимали, что плотность населения в их вотчинах колоссальная и решить проблему полностью не удастся, — но ограничить контакт между людьми, насколько это возможно, — мера полезная и необходимая.

Особенно впечатляет опыт венецианцев, подошедших к делу с холодной головой. Панику подавляли не только силой, но и личным примером: пока простой люд стремился покинуть города, чиновникам бежать строго запрещалось. Был введен карантин на близлежащих островах, где всех прибывающих проверяли на симптомы болезни.

Впервые за несколько столетий мирское правительство показало себя лучше, чем католическая церковь, и с тех пор его влияние начало заметно расти.


Новый облик Европы

Переоценить значение произошедшего для Европы невозможно. Трудно даже перечислить все изменения, прямо или косвенно связанные с черной смертью. Как ни странно, некоторые из этих глубочайших шрамов стали настоящим украшением портрета эпохи: страшное бедствие имело ряд положительных последствий.

Бум городов и женская эмансипация

Резко возросла ценность труда, особенно более-менее квалифицированного. Многим цехам (ремесленным или торговым сообществам), которые ранее были относительно закрытыми организациями, теперь пришлось активно принимать всех желающих в свои ряды.

Доходы умелых людей резко возросли — настолько, что во многих странах, городах и владениях это быстро встретило противодействие властей, пытавшихся заново снизить зарплаты. Англичане в 1349 и 1351 годах приняли специальные законы, ограничивающие рост доходов рабочих (во втором случае прямо запрещалось платить им больше, чем в 1346 году).

Однако эти постановления совершенно не работали. Во-первых, простые люди почувствовали собственную силу: все-таки властям без них не обойтись — трудиться, так или иначе, кто-то должен. Во-вторых, подобное распоряжение очевидно противоречило базовым законам рынка: если предложение резко сократилось (трудоспособных просто-напросто стало меньше), то цены не могут не подниматься.

Сказалась нехватка рук и на положении женщин — в такой ситуации уже не до сексизма. Девичьи или смешанные цеха существовали в Европе еще до черной смерти, но теперь у женщин появилась реальная возможность, так сказать, продвижения по карьерной лестнице. В меньшей степени это коснулось жительниц деревень, но в сельском укладе и без того изменилось очень многое…

Освобождение крестьянства

Пожалуй, крестьяне выиграли от чумы, если так можно выразиться, больше всех. Крепостное право в Западной Европе и до эпидемии постепенно уступало место новой системе классовых отношений, а резкое сокращение населения усилило эту тенденцию: феодалам пришлось идти на диалог с людьми, работающими на земле.

В результате почти во всей Западной Европе вскоре расширились права крестьян, а разного рода поборы уменьшились. Разумеется, многие феодалы пытались этому противодействовать, так что вскоре у деревенских жителей снова появились поводы для восстаний. Впрочем, и подавлять их выступления ослабевшим государствам также стало намного труднее.


Новый импульс получила и торговля: например, Англия начала регулярные поставки в Скандинавию и Нидерланды, где условия для сельского хозяйства были далеко не идеальными.

Кстати, работать в деревнях стали несколько по-другому: заметно выросла роль животноводства, которое требовало куда меньшего количества рабочих рук, чем земледелие. Сами наделы существенно подешевели, а труд на них — подорожал. Это не могло компенсировать ужасных людских потерь, но служило хоть каким-то утешением.

Сказанное справедливо для Западной Европы. В Восточной же, где плотность населения была ниже, всерьез от чумы пострадали в основном города, а в положении жителей сельской местности, которую эпидемия затронула меньше, мало что изменилось. Крепостная зависимость в отдельных регионах сохранялась здесь аж до XIX века.

Демократизация церкви

До настоящей Реформации еще далеко, но уже в это время зарождается протестантизм: прежний баланс в духовной жизни, весьма устойчивый, был нарушен.

Коль скоро даже в Италии церковь ничего толком не могла (или не хотела) сделать с разгулом сект разной степени адекватности, то почему не выступить против нее людям в здравом уме, имеющим к тому же обоснованные претензии и требования?

Духовенство тоже сильно поредело за время эпидемии, чему немало способствовала, увы, как раз забота монахов о больных — иной раз монастыри от чумы просто вымирали. И залатать кадровые бреши здесь было куда труднее, чем в рядах крестьян и рабочих: речь идет о специалистах довольно высокой квалификации.

На протяжении всего Средневековья церковь была лучшим и, что главное, постоянно доступным социальным лифтом. Теоретически любой простолюдин мог начать карьеру со служки в храме или послушника в монастыре, а скончаться папой римским. Это одна из немногих в Средние века сфер деятельности, где всё зависело от усилий и талантов самого человека, а не каких-либо внешних факторов вроде происхождения.

Развитие медицины и сплочение общества

И уж конечно, постигшая Европу катастрофа подстегнула развитие медицины. Престиж этого факультета в университетах резко возрос, начались активные исследования: людям хотелось разобраться в том, что стало причиной черной смерти и как не допустить ее повторения.

Само собой, до открытий Луи Пастера добиться больших успехов на этой ниве было невозможно технически, но положительный эффект для науки очевиден. К тем же анатомическим исследованиям, которые традиционно встречали противодействие со стороны церкви, относиться стали лояльнее.

В конце концов, от чумы умерло огромное количество знатных и влиятельных людей, вплоть до королей и высших иерархов церкви. Среди них кастильский монарх Альфонсо XI, королева Арагона Элеонора Португальская и владимирский князь Симеон Гордый (распространенное мнение, что чумы на Руси не было, — заблуждение).

Некоторые ученые даже отмечают роль черной смерти в естественном отборе, или, если угодно, эволюции человечества. По их данным, после пандемии распространились гены, повысившие устойчивость людей к опасным заболеваниям. Но заявления такого рода всё же довольно спорны, да и к исторической науке эти исследования не имеют непосредственного отношения.


После черной смерти

Несмотря на страшный ущерб, который понесли все европейские страны, у этой трагедии были и положительные последствия.

Чума, бушевавшая в Европе, многим казалась гневом божьим и началом Апокалипсиса. Церковь легко нашла объяснение болезни и даже воспользовалась ситуацией.

Европа XIV века: приход чумы

Прибыв с Востока, чума, которую прозвали черной смертью, застала Европу не в самом крепком состоянии. Старый Свет всё ещё пребывал в состоянии феодальной раздробленности, что подразумевало бесконечные распри, интриги и непрекращающиеся войны.


Сама же папская власть всё более стала походить на монархию. Епископы и аббаты больше не избирались местным духовенством, они назначались сверху. Церковь постепенно обрастала необходимыми каждому государству институтами, а бюрократическое влияние папства было таково, что папы контролировали все сферы жизни церкви. Из-за возросших доходов пришлось создать центральный финансовый орган папской администрации, одними из методов пополнения казны которого стала продажа индульгенций, торговля церковными должностями, сборы крестоносной десятины, а также налог, под который попадали лица, имеющие право на получение дохода с церковной должности. И значительная, если не большая, часть этих доходов шла на содержание папского дворца.


Тяжелая ноша быть папой в столь непростое время выпала Клименту VI, человеку, оставившему о себе крайне противоречивые воспоминания.


Климент VI

Климент VI (в миру Пьер Роже) был избран папой в 1342 году. Период его правления связан со временем сильного влияния французов на папскую власть. Большинство кардиналов, а зачастую и сами папы, были французами. Практически все духовные должности приближенных папы были отданы его родственникам. Конечно же, политика папского государства в этой ситуации естественным образом была направлена в пользу Франции.

Папа Климент VI остался в истории как покровитель искусств, страстный любитель музыки. Он старался сделать Авиньон столицей искусств, обогатить его культурное наследие.

Холокост евреев

Чума вызвала панику. Люди не знали, как бороться с напастью, не знали даже природы болезни. Не было научных обоснований недуга, но активно распространялись мистические версии. Доходило до жутких крайностей: люди, веря, что от чумы можно избавиться посредством передачи её другому, приходили на многолюдные рынки и пытались подловить случайных прохожих.

В поисках виновных во всех бедах общественность обрушила свой гнев на евреев, которых называли проклятым народом за убийство Христа. К сожалению, такая точка зрения была крайне удобна всем, и вскоре во многих европейских городах зажглись костры. Имущество евреев разграбляли, а их самих убивали. Только за год чумы в Италии и Германии было уничтожено около 350 еврейских общин.



Флагеллантство

Сторонники движения полагали, что люди заслужили гнев божий как кару за разврат и коррумпированность церкви. Спасение было в отречении от бренного мира и ежедневных молитвах с самобичеванием. Флагелланты верили, что намеренное причинение себе боли разжалобит бога и, увидев их страдания, он оградит их от болезни или поможет излечиться.

Церковь поначалу терпеливо относилась к флагеллантам, но после быстрого распространения нового учения по всей Европе начала активную борьбу с её адептами. Климент VI выпустил буллу, клеймившую всех последователей флагеллантства распространителями ереси.


Юбилей Рождества Христова

В 1350 году Климент объявил юбилей церкви, который раньше праздновался раз в сто лет. Определенные причины, в том числе и экономические (недостаток денег в казне) вынудили Климента VI принять решение о праздновании этого юбилея раз в 50 лет. Вместе с юбилеем понтифик объявил, что каждый, кто умрет от чумы в паломничестве на пути в Рим или возвращаясь домой, обязательно попадет в рай. Это вызвало ажиотаж, и на Рождество Христово в Риме собралось около 1.5 млн человек, к которым позже на Святую Троицу добавился ещё миллион.

Люди шли в Рим в наивной надежде обрести спасение души или хотя бы защиту от чумы. Улицы города в святой праздник омрачились ужасающей картиной: сотни, чуть ли не тысячи трупов, больных, ищущих спасения у папы людей.



Папы Климента VI в этот момент и близко не было в Риме. Он ещё в начале эпидемии по совету своих врачей заперся в Авиньонском дворце, окруженный факелами. Позже, правда, Папа скептически отнесется к последней практике (хотя тепло от факелов отпугивало вшей, что не давало активно распространяться чуме). Несмотря на то, что Климент VI был человеком образованным и имел высший духовный сан, он отдавал должное и языческим поверьям: на руке он носил особый изумруд, который, будучи повернутым к югу, якобы ослаблял действие чумного яда, а будучи повернутым к востоку, уменьшал опасность заражения.

А Рим, между тем, переполнялся трупами и… деньгами. В церковь поступили немыслимые по тем временам пожертвования. Люди ради спасения жизни отдавали всё, что было. Церкви удалось собрать 17 млн флоринов (для сравнения: Климент VI полностью выкупил Авиньон всего за 80 тыс. флоринов).


Справедливости ради необходимо отметить, что в Авиньоне Климент VI серьёзно занимался проблемой чумы, пытался найти лекарство, помогал больным, курировал их лечение. Однажды ему даже пришлось освятить реку, в которую позже начали сбрасывать трупы.

В 1350-е чума постепенно начала уходить из Европы. Вскоре за ней последовал и Климент VI. В 1352 году он скончался от многочисленных болезней: от камней в почках до опухоли, которая переросла в абсцесс с лихорадкой. После себя он оставил церковь в не самом лучшем положении, хотя последней ещё только предстояло пережить свои главные потрясения.

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.


1. Чума и церковь


Католическая церковь была одной из самых влиятельных организаций в мире в течение достаточно долгого времени, поэтому не удивительно, что о ней существует много теорий заговора и церковь становилась "козлом отпущения" во многих ситуациях.

Есть мнение, что якобы устаревшие и ненаучные мышление и действия церкви содействовали активному распространиться болезни и в целом привели к росту числа смертельных случаев. На данный момент основная теория утверждает, что чума распространялась благодаря блохам, которые переносили в основном крысы.

Из-за католических суеверий изначально в распространении чумы обвинили кошек. Это привело к их массовому истреблению, что в свою очередь вызвало бурное размножение крыс. Они-то и стали причиной распространения чумы.

Но скептики считают, что крысы не могли способствовать такому активному распространению болезни.

2. Перенаселение, нечистоты, мухи.


Некоторые люди не любят вспоминать об этой совсем неромантичной части средневековой истории. Исследователи же считают: одной из главных причин пандемии чумы стал тот факт, что люди не уделяли никакого внимания гигиене.

И дело даже не в том, что люди не мылись, а в том, что не существовало современной инфраструктуры, в частности канализации, постоянного вывоза мусора, холодильного оборудования и т. д. В качестве примера можно привести Бристоль, второй по величине город в Великобритании на момент, когда в Европе разразилась чума. Город был перенаселен и в нем повсюду были открытые канавы с отходами людей и другими нечистотами, переполнявшими их. Мясо и рыбу оставляли прямо на открытом воздухе, и продукты засиживали мухи. о чистоте воды никто не заботился. В этих условиях жили не только бедные, но и богатые.

3. Чума родом из Азии?


4. Чума и ВИЧ


После пандемии чумы, которая убила миллионы людей, было ещё несколько вспышек этой болезни в разное время. Спастись удалось, пожалуй, только тем, кто жил далеко от крупных городов, соблюдал правила гигиены. А у кого-то уверены учёные, выработался иммунитет.

Примерно такая же ситуация происходит сегодня и со СПИДом. Учёные обнаружили, что есть люди, иммунные к этой болезни. Некоторые исследователи считают, что эта мутация, вероятно, произошла из - за борьбы организма человека с эпидемией чумы в Европе. Понимание механизма этой редкой мутации, безусловно, может помочь в лечении или профилактике ВИЧ.

5. Черная смерть и детский стишок


На Западе популярен детский стишок "Круг вокруг Рози". Хотя это может быть просто невинная песня для детей, которые любят ее, некоторые взрослые убеждены, что происхождение песни очень мрачное. Они уверены, что в "Круге вокруг Рози" речь на самом деле идет о Черной смерти в Европе. В песенке упоминаются мешочки с букетами цветов, а во время разгула чумы мешочки с сильно пахнущими травами носили больные, чтобы скрыть неприятный запах, исходящий от них.

Зола, о которой также идет речь в песне, является довольно очевидной ссылкой на умерших людей, которых сжигали. Тем не менее, нет никаких доказательств того, что стихотворение имеет что-то общее с чумой. Есть несколько его разновидностей, самые ранние из которых появились в 1800-х годах. А это было сотни лет спустя после чумы.

6. Чума ускорила наступление Ренессанса


Хотя Черная смерть была невероятной трагедией в истории человечества и привела к миллионам смертей, есть у этого события, как ни странно, и позитивные моменты для общества.

Дело в том, что в те годы Европа страдала от перенаселения и, как следствие, от безработицы. После того, как миллионы людей стали жертвами чумы, эти проблемы решились сами собой. К тому же возросла заработная плата. Мастера стали на вес золота. Таким образом, некоторые учёные утверждают, что чума была одним из факторов, способствующих наступлению эпохи Ренессанса.

7. Чума и сегодня уносит жизни


Некоторые люди считают, что чума канула в лету. Но есть на Земле места, где эта болезнь продолжает убивать людей. Чумная палочка никуда не исчезла и по-прежнему появляется и сегодня, даже в Северной Америке – континенте, на котором чума в средние века была не известной.

Люди по-прежнему умирают от чумы, особенно в бедных странах. Несоблюдение правил гигиены и отсутствие лекарств приводят к тому, что болезнь может убить человека буквально за несколько дней.

8. "Плохой воздух"


Научная теория миазмов в отношении болезней довольно стара. Учитывая, что во время вспышки чумы в Европе наука находилась в зачаточном состоянии, многие эксперты того времени считали, что болезнь распространяется через "плохой воздух". Учитывая запахи нечистот, текущих реками по улицам, вонь разлагающихся тел, которые не успевали хоронить, неудивительно, что зловонный воздух считался ответственным за распространение заболевания.

Эта теория миазмов привела к тому, что отчаявшиеся люди в то время начали убирать грязь с улиц, чтобы избежать плохого воздуха и помочь предотвратить болезнь. Хотя это на самом деле были хорошие меры, но к эпидемии не имели никакого отношения.

9. Понятие "карантин"


Идея карантина не появилась с Черной смертью; практика разделения больных и здоровых людей существовала в течение длительного времени. Во многих культурах по всему миру люди давно поняли, что если помещать здоровых людей рядом с больными, то это часто приводило к тому, что здоровые заболевали. На самом деле, даже Библия предлагает держать больных проказой подальше от здоровых людей, чтобы те не заразились.

Тем не менее, фактический термин "карантин" гораздо более новый и на самом деле косвенно имеет отношение к чуме. Во время повторных вспышек Черной смерти по всей Европе в некоторых странах больных людей высылали жить в поле, пока они не поправятся или не умрут. В других же выделяли небольшой участок для больных людей, или просто запирали их дома.

Период изоляции, как правило, длился около 30 дней. Это может чрезмерным, но в то время мало знали о микробах. В конце концов, по неизвестным причинам, количество времени для изоляции больных увеличили до 40 дней

10. Вирус или бактерия


Большинство людей уверены, что Черная смерть была вызвана бактерией под названием "чумная палочка" (Yersinia pestis), которая инфицировала людей бубонной чумой. Названа болезнь была так из - за ужасных бубонов, которые появлялись на теле. Тем не менее, некоторые исследователи предположили, что эта бактерия на самом деле может и не быть виновницей глобальной пандемии, которая прокатилась по трем континентам много веков назад.

Ряд ученых потратили годы на эксгумацию тех, кто умер от чумы и исследования их останков. Они заявили, что чума распространялась слишком быстро, гораздо быстрее современных штаммов чумы. Некоторые ученые убеждены, что это была совсем другая болезнь, которая вела себя скорее как вирус.

Возможно, это было что - то более похожее на Эболу, чем на современные версии чумной палочки. Ученые также недавно обнаружили существование двух неизвестных штаммов Yersinia Pestis, которые присутствовали в останках погибших от чумы.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Во-первых, инквизиция — не карательный орган, а следственный. Как раз вот никакой карательной функции у неё не было никогда. Во-вторых, чума повлияла на положение церкви в плане её ослабления — об этом я подробно писал в статье о чуме для журнала "Нож". Советую прочитать, наверняка именно там и содержится ответы на ваш вопрос. Но он кардинально шире темы именно Инквизиции, никакого уникального влияния именно на неё не было. Чёрная смерть существенно подточила авторитет церкви и в какой-то мере даже повлияла на возникновение фундамента для будущей Реформации. И по сути это один из первых значимых случаев в истории средневековой Европы, когда светские власти показали себя эффективнее духовных. Но выделять тут именно Инквизицию смысла ноль, тем паче что её расцвет настанет позднее.

Насколько мне известно, нет, не существовала.

Этот вопрос не относится к ряду догматических (т.е. обязательных). Это вопрос традиции, которая сложилась. Христиане усопшего всегда погребали. Нарушать, отходить от традиций можно, но не желательно. Во всяком случае, Богу это неважно, Он в любом случае воскресит человека.

Хороший ответ 1 7

Во-первых, уже в самой формулировке содержится фактическая ошибка - право на отказ от медицинского вмешательства есть в большинстве развитых стран мира. Даже в России, хотя у нас оно оформлено так, что им сложно воспользоваться. Врач должен был бы об этом знать, но вы не знаете, удивительно. Может, вы вообще не врач?

Случаи, когда право на отказ может быть отнято, можно по пальцам перечислить - принудительно лечат опасных психически больных, принудительно могут изолировать больных заразными опасными заболеваниями, у родителей могут отнять право решать за своего ребенка, лечиться ему или нет, в случае, если они им злоупотребляют.

Во-вторых, даже если бы право на отказ отсутствовало, отличие между медициной и инквизицией все еще заключалось бы ВО ВСЕМ ОСТАЛЬНОМ.

Хороший ответ 5

Есть ещё некоторые моменты. Например, у католиков удивляет процедура конфирмации, когда процесс крещения полностью заканчивается только в отрочестве. Ещё порой смущает встречающаяся чувственность и сентиментальность в иконографии (как Христос или Дева Мария с Непорочным сердцем). А ещё удивляет очень строгий запрет на любую неабортивную контрацепцию, чего в православии (по крайней мере, в РПЦ) для мирян нет. Каким бы забавным этот факт не был. :D

Но в целом, когда люди зрелы в вере, их тяжело удивить какими-либо конфессиональными отличиями. Лично мы в пространстве нашей православно-католической редакции просто пытаемся находить то, что нас объединяет.

Хороший ответ 1 0

Иудаизм - это монотеизм этически-обрядового типа и современный иудаизм отличается от христианства прежде всего следующими вещами:

Учение о Божестве. Бог в христианстве Един и Троичен (тринитаризм). В иудаизме Бог Един и Один (унитаризм).

Учение о человеке. В христианстве изначально человек сотворен добрым, а потом его предки пали (грехопадение) и он отошел от первоначального замысла Бога о себе. В иудаизме человечество заблуждалось не зная истинного Бога, но потом появился Завет Бога с избранным народом и через этот народ (евреи) Бог спасает все человечество. При этом человек в иудаизме не "падал", он как обладал изначально свободой выбора между добром и злом, так и обладает.

Учение о спасении. В христианстве спасает Бог через Богочеловека Христа - Его жизнь, смерть и воскресение из мертвых. В иудаизме Мессия - это человек, родившийся в избранном еврейском народе который принесет народу Израиля процветание и через него народ Израиля принесет другим народам мир. Требование христианина - любовь к Богу и ближнему, требования иудаизма - соблюдение заповедей и обрядовых предписаний Закона (св. 600 заповедей) без которых спасение невозможно

Учение о миссии спасения. В христианстве миссия спасения Христом возложена на Церковь (Невеста Христа), которая после вознесения Христа обязана вести людей к свету, нести им дары Св. Духа и проч. Внутри христианской Церкви стираются различия между мужчиной и женщиной, разными национальностями, расами, социальными статусами и проч. - любой может быть христианином и членом Церкви и все они братья друг другу. В иудаизме современном миссия спасения возложена на Израиль (богоизбранный еврейский народ) до прихода Мессии (Машиаха), Израиль должен нести миру свет истинной веры своим примером.

Отношение к прозелитизму. Христиане стремятся проповедовать свою веру, т.к. считают, что несправедливо будет оставлять людей без помощи в падшем состоянии, иудеи не стремятся к прозелитизму, т.к считают, что остальные народы тоже могут спастись и вне иудаизма (соблюдая т.н. "семь законов Ноя"), а иудеем может стать не каждый, а только осознающий миссию человек. Обращение в иудаизм возможно, но оно сложно и редко. Обычно раввины даже отговаривают от обращения. А как обязанность "быть иудеем" налагается только на членов богоизбранного народа (то есть евреев).

Отношение к концу земной истории. Если в конце земной истории согласно христианству происходит полное преображение Вселенной и человека, то иудеи скорее мыслят будущую жизнь по образцу современной (земной) жизни, только без войн, насилия и греха.

Что касается гонений, то каждый раз были свои причины гонений, нельзя сказать, что они какие-то универсальные. В религиозном смысле иудеями гонения воспринимаются как наказания за грехи народа обычно, в христианстве есть мнение, что евреи наказаны как народ, отвергший Христа.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции