Карантин в детских садах при дифтерии

Карантин - это комплекс противоэпидемических мероприятий, которые направлены на ограничение контактов инфицированного (или подозреваемого в инфицированности) лица/группы лиц. Карантин подразумевает полную изоляцию эпидемического очага, в данном случае – инфицированного ребёнка.

Статья 31 (ФЗ 52-ФЗ от 30.03.1999г.). Ограничительные мероприятия (карантин).
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Это значит, что для выдачи листа нетрудоспособности недостаточно объявления карантина в дошкольном образовательном учреждении. Необходимо подтверждение о введении карантина на данной территории, утверждённое Правительством или региональными властями. Приказ Правительства об объявлении карантина издается только в целях предупреждения распространения опасных инфекционных заболеваний, к которым ОРВИ не относятся.

В Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 18 ноября 2013 г. N 63 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций" говорится о том, что в очагах гриппа и ОРВИ в дошкольных образовательных организациях медицинский персонал ежедневно в течение 7 дней после изоляции последнего больного гриппом и ОРВИ проводит осмотры детей, общавшихся с больным гриппом и ОРВИ, с обязательной термометрией 2 раза в день и осмотром зева. Результаты обследования регистрируются в установленном нормативными документами порядке. С целью предупреждения распространения заболевания гриппом, в коллектив не принимают новых детей и не переводят контактных детей в другие коллективы. С целью предупреждения возникновения последующих случаев заболеваний гриппом и ОРВИ в организованных коллективах детей и взрослых проводят экстренную неспецифическую профилактику в соответствии с главой 12 настоящих санитарных правил. В очагах гриппозной инфекции и ОРВИ организуется комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусматривающий обязательное обеззараживание посуды, воздуха и поверхностей в помещениях с использованием эффективных при вирусных инфекциях дезинфицирующих средств и методов, разрешенных к применению, а также текущую влажную уборку и проветривание помещений. При получении экстренного извещения о регистрации 5 и более случаев заболеваний с симптомами респираторной инфекции (гриппом или ОРВИ) в дошкольных образовательных организациях, оздоровительных и медицинских организациях, организациях социального обеспечения специалистами органа, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проводится эпидемиологическое исследование очага инфекции и организуется (определяется) комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В медицинских организациях, детских образовательных и оздоровительных организациях, организациях социального обеспечения обеспечивается соблюдение текущей дезинфекции химическими дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению, соблюдение масочного режима, гигиенической обработки рук, обеззараживания и очистки воздуха с применением технологий прошедших оценку соответствия и разрешенных к применению, в том числе ультрафиолетовое облучение и проветривание помещений.

Введение ограничительных мероприятий (или запрещение) как в целом по субъекту Российской Федерации, так и избирательно в муниципальных образованиях (городах, районах при отсутствии превышения в целом по субъекту) проводится при превышении порогового уровня заболеваемости гриппом среди совокупного населения более 20%. Принятие решения о приостановлении учебного процесса в детских образовательных организациях (досрочном роспуске школьников на каникулы или их продлении) принимается в случае отсутствия по причине гриппа и ОРВИ 20% и более детей;

Самым надёжным методом защиты от заболевания гриппом является ежегодная вакцинация медицинскими иммунобиологическими препаратами, разрешенными к применению и зарегистрированными на территории Российской Федерации в установленном порядке. Ежегодно более 7000 детей ЗАТО г. Североморск прививаются против гриппа. Вакцины против гриппа надёжно защищают детей от сезонных штаммов вируса гриппа. своевременно вакцинированные против гриппа дети не дают тяжёлых осложнений при заболевании вирусными инфекциями.

Руководители дошкольных образовательных учреждений, в период официального объявления карантина по гриппу, имеют право не допустить в учреждение детей не привитых против сезонного гриппа в данном году.

Если в школьном классе или группе детского сада возникают и распространяются заразные и опасные заболевания и инфекции, начинается массовое заболевание детей, то местными медицинскими работниками на эти учреждения накладывается карантин.


Что такое карантин?

Карантин — специальная система особых мероприятий непосредственно в очаге определенной инфекции, главная цель которых — предупреждение возможного распространения данного недуга. Карантин в более глобальном смысле – система специальных мер изоляции, либо временного ограничения группы людей, которые являются потенциально опасными из-за возможного дальнейшего заражения конкретными инфекциями.

Карантинные меры требуются для ограничения и быстрой остановки дальнейшего распространения самых различных инфекций, в частности и очень опасных. Эти действия могут осуществляться как на более глобальном уровне, так и в рамках одного школьного класса или группы в детском садике.

Если говорить о родителях, то, разумеется, для них более интересными и важными являются меры карантина, которые вводятся в образовательном учреждении их ребенка.

Порядок установления сроков карантина

У каждого недуга есть свои особенности и закономерности по распространению и развитию. В связи с этим, для каждого заболевания сроки карантина разрабатывают отдельно, исходя из доступных знаний о его инкубационном периоде, а также заразном периоде. В школе или детском садике при развитии каких-то конкретных инфекций карантинный режим накладывается на какой-то отдельный класс, либо группу, на тех контактных лиц, у которых в данный момент к этому недугу нет иммунитета.


Сроки карантина

Для главных инфекций детей сроки изоляции рассчитываются на сегодняшний день для каждого заболевания отдельно, исходя из максимально вероятного так называемого инкубационного периода и времени заразности.

  • Семнадцать дней — карантинный срок при кори.
  • Три недели — максимальный карантинный срок при свинке.
  • Две недели — максимальный карантинный срок во время коклюша.
  • Десять дней — максимальный карантинный срок при менингококке.
  • Семь дней — карантинный срок при скарлатине и дифтерии.
  • Семь дней — карантинный срок при кишечных инфекциях, сальмонеллезу и дизентерии.
  • Тридцать пять дней — это наиболее долгий карантинный срок , который накладывается в группе с большим подозрением на желтуху и гепатит А.

Что касается гриппа, то карантин продолжается три дня, после чего, если конкретный ребенок не заболел, то он не заразился от контактных.


Карантинное положение

Поскольку маленькие дети больше подвержены различным опасным инфекциям, то чаще всего на карантин закрывают именно именно детские садики. Если говорить о школах, то здесь ситуация более простая: эти образовательные учреждения, как правило, закрываются на карантин только во время эпидемий гриппа. По прочим недугам и инфекциям данный режим накладывается очень редко, причем только на отдельные классы, а не на всю школу.

В садиках для детей все не так: они могут без проблем работать даже при гриппе, правда в особом карантинном режиме. В этот период туда не принимают маленьких детей даже с какими-то легкими симптомами заболевания, а остальных малышей систематически осматривают, измеряют их температуру, а работники учреждения в обязательном порядке носят специальные ватно-марлевые повязки.

В отличие от гриппа, в случае обнаружения заболевания детей другими заразными инфекциями, группа может быть полностью закрыта на режим карантина. В это время главный врач детского садика вместе с работниками СЭС осуществляет комплекс специальных мероприятий по эффективной и постоянной дезинфекции, а также наблюдению как за взрослыми, так и маленькими детьми. В каждой отдельной ситуации данные меры очень разные.

Контактные — это дети, которые были в тесном контакте с заболевшим. Они в обязательном порядке подлежат всем необходимым карантинным мерам, непременной изоляции от остальных. Ведь вполне возможно, что малыш уже болен, просто заболевание находится на этапе инкубации и поэтому пока что нет никаких проявлений. Если же его не изолировать, то он вполне может быть стать источником для дальнейшего распространения заразной инфекции.

Дети, которые были в тесном контакте с больным, в карантинный период ежедневно проходят полноценные медицинские осмотры на предмет признаков начала заболевания. Если у них проявляются первые симптомы, их сразу же отправляют на больничный. Если все обошлось, то с завершением карантинного срока дети с иммунитетом живут в садике как обычно.


Карантин в детских садиках и школах подразумевает не только изоляцию. В период этого особого режима в обязательном порядке отменяются и запрещаются:

  • Реакции Манту и любые прививки для профилактики.
  • Любые походы, развлекательные и спортивные мероприятия, утренники и экскурсии.

Дети из зараженных групп гуляют только на собственной площадке в детском саду. Причем лишь в определенное время, чтобы не подвергнуть заражению остальных детей учреждения.

В группе регулярно выполняется так называемое кварцевание помещений и влажные уборки с использованием средств для дезинфекции.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №209 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Вахитовского района г.Казани

Визитная карточка

У нас учатся: 172 ребенка
У нас учат: 17 педагогов

Детские инфекционные болезни известны с древности. Письменные источники Месопотамии, Китая, древнего Египта (II-III век до н.э.) указывают на описание случаев столбняка, полиомиелита, рожи, эпидемического паротита и лихорадочных состояний у детей. И только с XX века введена вакцинопрофилактика таких заболеваний. Исторически сложилось так, что инфекционные болезни, встречающиеся преимущественно у детей, и называются детскими.

Итак, детские инфекции – это группа инфекционных заболеваний, которые регистрируются в подавляющем большинстве в детской возрастной группе, передаются от больного к здоровому ребенку и способных приобретать эпидемическое распространение (то есть обретать вспышечный или массовый характер).

С чем может быть связано выделение детских инфекций в отдельную группу? В силу высокой распространенности первая встреча с возбудителем инфекции происходит именно в детском возрасте. В редких случаях ребенку удается дожить до взрослого состояния, не инфицировавшись от больных или носителей возбудителей этих инфекционных заболеваний. После перенесенного заболевания формируется стойкий (порою пожизненный) иммунитет, поэтому большинство взрослых уже повторно этими заболеваниями не страдают.
В силу тесных контактов в детской возрастной группе при возникновении одного заболевшего практически всегда наблюдается инфицирование остальных.

Какие инфекции называют детскими?

1. Традиционные детские болезни с аэрогенным механизмом заражения (краснуха, ветряная оспа, коклюш, дифтерия, корь, скарлатина, эпидемический паротит, полиомиелит, пневмококковая инфекция, гемофильная инфекция)
2. Инфекции, встречаемые как в детской возрастной группе с возможностью развития вспышек заболевания в коллективах, так и среди взрослых с различными механизмами заражения (менингококковая инфекция, инфекционный мононуклеоз, острые респираторные заболевания, острые кишечные инфекции, острый вирусный гепатит А).

Практически любым инфекционным заболеванием ребенок может заразиться при наличии случайного контакта с больным. Исключение составляет первый год жизни малыша, когда в его крови циркулируют материнские антитела ко многим заболеваниям, что предохраняет его организм от заражения при встрече с инфекционным патогеном.

Причины возникновения детских инфекций

Источник инфекции – человек. Это может быть больно клинически выраженной формой болезни, бессимптомной формой болезни, а также носитель инфекционного возбудителя.

Один из частых вопросов родителей: когда становится заразен больной и как долго он может заразить?

Заразный период при детских инфекциях

Механизм заражения при традиционных детских инфекциях – аэрогенный, а путь заражения: воздушно-капельный. Заразна носоглоточная слизь, бронхиальный секрет (мокрота), слюна, которые при кашле, чихании, разговоре больной может разбрызгивать в виде мелкодисперсного аэрозоля на расстоянии 2-3х метров от себя. В зоне контакта оказываются все дети, находящиеся вблизи с заболевшим. Некоторые возбудители прекрасно распространяются на расстоянии. Например, вирус кори в холодное время года может распространяться по вентиляционной системе в отдельно взятом здании (то есть больные могут быть из одного подъезда дома, к примеру). Также имеет эпидемиологическое значение контактно-бытовой путь передачи (предметы обихода, игрушки, полотенца). В этом отношении все зависит от устойчивости возбудителей во внешней среде. Но, несмотря на это, примером может послужить высокая инфицированность при ветряной оспе контактно-бытовым путем при устойчивости вируса во внешней среде всего в течение 2х часов. Возбудители скарлатины и дифтерии высокоустойчивы во внешней среде, поэтому контактно-бытовой путь также является значимым. Также при некоторых болезнях инфицирование происходит фекально-оральным путем (кишечные инфекции, гепатит А, полиомиелит, например), причем факторами передачи могут явиться как предметы обихода – игрушки, мебель, посуда, так и инфицированные продукты питания.

Восприимчивость к детским инфекциям достаточно высокая. Разумеется, специфическая профилактика (вакцинация) делает свое дело. За счет нее создается иммунологическая прослойка невосприимчивых лиц к кори, эпидемическому паротиту, полиомиелиту, коклюшу, дифтерии. Однако достаточно уязвимыми остаются непривитые дети, относящиеся к группе риска. При детских инфекциях характерно частое возникновение коллективных вспышек инфекции.

Особенности течения детских инфекций

Детские инфекционные заболевания имеют четкую цикличность. Выделяют несколько периодов
болезни, перетекающих один из другого. Выделяют: 1) инкубационный период; 2) продромальный период; 3) период разгара болезни; 4) период реконвалесценции (ранней и поздней).

Инкубационный период – это период с момента контакта ребенка с источником инфекции до появления симптома болезни. В этот период ребенок называется контактным и находится на карантине (под наблюдением медицинских работников). Карантин может быть минимальным и максимальным. Обычно период карантина устанавливается на срок максимального периода инкубации. В этот период следят за здоровьем контактного ребенка – измеряют температуру, следят за появлением симптомов интоксикации (слабость, головные боли и другие).

Краснуха от 11 до 24 дней
Корь от 9 до 21 дня
Ветрянка от 10 до 23 дней
Скарлатина от нескольких часов до 12 суток
Коклюш от 3 до 20 дней
Дифтерия от 1 часа до 10 дней
Эпидемический паротит (свинка) от 11 до 26 дней
Полиомиелит от 3 до 35 дней
Гепатит А от 7 до 45 дней
Дизентерия от 1 до 7 дней
Сальмонеллез от 2 часов до 3 дней

Как только появится одна из жалоб, наступает второй период – продромальный, что напрямую связано с началом болезни. В большинстве своем начало болезни при детских инфекциях острое. Ребенка беспокоит температура, симптомы интоксикации (слабость, озноб, головные боли, утомляемость, потливость, снижение аппетита, сонливость и другие). Температурная реакция может быть различной, но у подавляющего большинства детей - правильного типа лихорадка (с максимумом к вечеру и снижением по утрам), высота лихорадки может варьировать в зависимости от патогенности возбудителей детских инфекций, инфицирующей дозы, реактивности самого детского организма. Чаще это фебрильная температура (более 38°) с пиком к концу первых-вторых суток болезни. Продолжительность продромального периода разная в зависимости от вида детского инфекционного заболевания, но в среднем 1-3 дня.

Период разгара болезни характеризуется специфическим симптомокомплексом (то есть симптомами, характерными для конкретной детской инфекции). Развитие специфических симптомов сопровождается продолжающейся лихорадкой, длительность которой различная при разных инфекциях.

Специфический симптомокомплекс – это последовательное возникновение определенных симптомов. Для коклюша – это специфический кашель, имеющий характер сухого и приступообразного с несколькими короткими кашлевыми толчками и глубоким свистящим вдохом (репризом). Для эпидемического паротита (свинки) – это воспаление околоушных, подчелюстных и подъязычных слюнных желез (припухлость околоушной области, болезненность при дотрагивании, одутловатость лица, боли в пораженной области, сухость во рту). Дифтерия характеризуется специфическим поражением ротоглотки (увеличение миндалин, отек и появление характерного фибринозного сероватого налета на миндалинах). Для гепатита А период разгара проявляется появлением желтухи. При полиомиелите – характерное поражение нервной системы.

При краснухе сыпь имеет мелкопятнистый, а затем и пятнисто-папулезный характер, возникает преимущественно на разгибательных поверхностях конечностей и туловище – спина, поясница, ягодицы, фон кожи не изменен. Сначала появляется на лице, затем в течение дня распространяется на туловище. Исчезает бесследно.

Сыпь при краснухе

При кори наблюдается пятнисто-папуллезная сыпь, характерна нисходящая последовательность высыпаний (1 день сыпи – лицо, волосистая часть головы, верхняя часть груди, 2й день сыпи – туловище и верхняя половина рук, 3й день сыпи – нижняя часть рук, нижние конечности, а лицо бледнеет), сыпь склонна к слиянию, после исчезновения сохраняется пигментация кожи. Иногда сыпь при краснухе напоминает коревую. В этой ситуации на помощь доктору приходит специфический симптом – пятна Филатова-Коплика (на внутренней стороне щек белесовато-зеленоватые папулы, появляющиеся на 2-3 день болезни).

Пятна Филатова при кори

При ветряной оспе мы видим везикулезную сыпь (пузырьковую), элементы которой расположены на фоне покраснения. Сначала это пятно, затем оно возвышается, образуется пузырек с серозной прозрачной жидкостью, затем пузырек подсыхает, жидкость исчезает и появляется корочка. Характерны подсыпания с повторными подъемами температуры раз в 2-3 дня. Период от момента появления сыпи до полного отпадания корочек длится 2-3 недели.

Сыпь при ветрянке

При скарлатине на гиперемированном фоне кожи (фоне покраснения) появляется обильная мелкоточечная сыпь. Сыпь интенсивнее в области кожных складок (локтевые сгибы, подмышечные впадины, паховые складки). Носогубный треугольник бледный и свободный от сыпи. После исчезновения сыпи шелушение, продолжающееся 2-3 недели.

Сыпь при скарлатине

Носогубный треугольник при скарлатине

Сыпь при менингококцемии

Заболевание Сроки появления сыпи Длительность периода высыпаний (в среднем)
Краснуха конец 1го-2й дни болезни 2-5 дней
Корь 3-4й дни болезни 5-7 дней
Ветряная оспа 2й день болезни 1-1,5 недели
Скарлатина конец 1го дня 5-6 дней
Менингококковая инфекция на 6-14 час болезни! (то есть первые сутки) 8-10 дней

Помимо сыпи, любая детская инфекция характеризуется лимфаденопатией (увеличением определенных групп лимфатических узлов) . Участие лимфатической системы – неотъемленная часть инфекционного процесса при инфекциях. При краснухе наблюдается увеличение заднешейных и затылочных лимфоузлов. При кори увеличиваются шейные лимфоузлы, при ветряной оспе – заушные и шейные, а при скарлатине - переднешейные лимфоузлы. При мононуклеозе – сильное увеличение заднешейных лимфоузлов (пакеты лимфоузлов видны при поворотах головы ребенка).

Период реконвалесценции (выздоровления) характеризуется угасанием всех симптомов инфекции, восстановлением функций пораженных органов и систем, формированием иммунитета. Ранняя реконвалесценция длится до 3х месяцев, поздняя реконвалесценция затрагивает период до 6-12 месяцев, а реже - дольше.

Другой особенностью детских инфекций является многообразие клинических форм. Выделяют
манифестные формы (с характерными симптомами болезни) легкой, среднетяжелой, тяжелой степени, стертые формы, субклинические (бессимптомные), абортивные формы (прерывание течения инфекции).

Ожидаемой сложностью инфекций у детей является и опасность быстрого развития тяжелых
осложнений. Это могут быть: инфекционно-токсический шок в начале болезни (критическое падение давления, что чаще наблюдается при менингококковой инфекции, скарлатине), нейротоксикоз при высокой температуре (развивающийся отек головного мозга), внезапная остановка дыхания или апное при коклюше (за счет угнетения дыхательного центра), синдром истинного крупа при дифтерии (за счет мощного токсического отека ротоглотки), вирусные поражения головного мозга (краснушный энцефалит, коревой энцефалит, ветряночные энцефалиты), синдром обезвоживания (при острых кишечных инфекциях), бронхообструктивный синдром, гемолитикоуремический синдром, ДВС-синдром.

Учитывая все вышеизложенное, необходимо сохранять критичное отношение к состоянию ребенка и своевременно обращаться за медицинской помощью.

Симптомы детских инфекций, требующие обращения к врачу

1) Фебрильная температура (38° и выше).
2) Выраженные симптомы интоксикации (вялость, сонливость ребенка).
3) Появление сыпи.
4) Рвота и выраженная головная боль.
5) Появление любых симптомов на фоне высокой температуры.

Диагностика детских инфекций

Постановка предварительного диагноза проводится врачом-педиатром. Имеют значение: контакт пациента с другими больными с инфекцией, данных о вакцинации (прививках), характерные симптомы инфекции.

Окончательный диагноз выставляется после лабораторных исследований.
- Неспецифические методы (общий анализ крови, мочи, испражнений, биохимические исследования крови, исследования электролитов крови), инструментальные методы диагностики (рентгенография, УЗИ, МРТ по показаниям)
- Специфические методы для выявления возбудителей и/или их антигенов (вирусологический, бактериологический, ПЦР), а также для выявления антител к возбудителям в крови (ИФА, РНГА, РТГА, РА, РПГА и другие).

Основные принципы лечения детских инфекций

Цель лечения - выздоровление маленького пациента и восстановление нарушенных функций органов и систем, достигается решением следующих задач:
1) борьба с возбудителем и его токсинами;
2) поддержание функций жизненно-важных органов и систем;
3) повышение иммунологической реактивности (сопротивляемости) организма ребенка;
4) профилактика осложнений детской инфекции.

Задачи лечения осуществляются проведением следующих мероприятий:
1. Своевременное выявление и при необходимости госпитализация больного ребенка, создание ему охранительного режима – постельного при тяжелом и среднетяжелом состоянии, полноценное питание, питьевой режим.
2. Этиотропная терапия (специфические препараты, направленные на подавление роста или уничтожение возбудителя инфекции). В зависимости от инфекции назначаются антибиатериальные препараты, противовирусные средства. Неправильная трактовка диагноза и назначение этиотропного лечения не по профилю приведет к возможному утяжелению инфекции и развитию осложнений.
3. Патогенетическая терапия связана в основном с инфузионной терапией растворов определенной направленности (глюкозо-солевые растворы, коллоиды, препараты плазмы, крови), а также специфических парентеральных препаратов (ингибиторы протеаз, глюкокортикостероиды и другие), иммуномодуляторов.
4. Посиндромная терапия проводится при любой инфекции (жаропонижающие, противорвотные, сосудосуживающие, отхаркивающие, противокашлевые, антигистаминные и многие другие).

Как проводить профилактику инфекций в детском возрасте?

1) Укрепление организма ребенка и повышение его сопротивляемости к инфекциям (гигиена, закаливание, прогулки на свежем воздухе, полноценное питание)
2) Своевременное обращение к врачу при первых симптомах инфекции
3) Специфическая профилактика детский инфекций - вакцинация. При многих детских инфекциях вакцинация введена в Национальный календарь прививок – корь, краснуха, дифтерия, полиомиелит, эпидемический паротит, гепатит В). В настоящее время созданы вакцины и при других инфекциях (ветряная оспа, менингококковая инфекция, пневмококковая инфекция, гемофильная инфекция). Пренебрежение родителями плановой вакцинацией детей без особых на то медицинских оснований создает уязвимую прослойку неиммунных детей, в первую очередь подверженных к заражению инфекционными возбудителями.

Отмена спортивных и культурных мероприятий — необходимый, но недостаточный шаг. До вспышки эпидемии в России где-то две-три недели

— Алексей Анатольевич, запрет спортивных мероприятий — это реальный способ спасти спортсменов и людей? Почему тогда не закрывают метро и торговые центры?

— Если мы остановим транспорт, встанет все. Это невозможно. Нужно будет объявлять карантин, как в Ухане, где работают только больницы и такие системы жизнеобеспечения, как электричество и водопровод, а также продуктовые магазины. На стадионах люди сидят по два часа близко друг к другу все же больше для удовольствия. В данное время любые массовые собрания людей лучше предотвращать, если есть возможность.

Я боюсь, что станут тянуть с карантином до последнего, когда уже будет все совсем стихийно. Но такие меры, как карантин, надо всегда делать раньше. Сейчас у нас предпринят шаг не допускать на спортивные и культурные мероприятия, но почему-то не во всей стране. Своим друзьям я уже всем сказал, чтобы не ходили на выставки, концерты и прочие места больших собраний. Вирус уже здесь. Мне кажется, что через две-три недели где-то в России будет вспышка. Критическая масса для вспышки эпидемии набрана.

Буквально на днях мне рассказали, что в Израиль прямым рейсом прилетели двое пассажиров из России. В аэропорту у них обнаружили коронавирус. И я не уверен, что это были уникальные два россиянина, которые заболели именно в России. Они точно не могли заразиться в аэропорту где-нибудь в Шереметьево, потому что нужно время для развития инфекции и оно точно больше, чем время перелета до Израиля.

— Все считают, что Россия — тихая гавань. Но это не так. Ни один кризис последних 25 лет не обошел наше государство стороной. Ну а то, что такие вещи происходят, о которых вы проговорили, несут в себе опасность, можно даже не обсуждать. Конечно, нужно прекратить на время все массовые, в том числе спортивные, мероприятия. В США остановили НБА и НХЛ. И это правильно, потому что у них есть вирус, в Сиэтле уже ситуация вышла из-под контроля. Карантин — нормальное противоэпидемиологическое мероприятие, всеми специалистами признанное как одно из наиболее эффективных по сдерживанию распространения инфекций.

— Какие меры предосторожности мы можем соблюдать?

— Самое главное — постоянно мыть руки и не пожимать никому их. Постарайтесь по возможности сидеть дома или гуляйте в безлюдных местах, потому что просто на свежем воздухе подцепить вирус невозможно.

— Маски?

— Хороший совет дал человек, который почти всю свою жизнь занимался изучением коронавируса. Маски не предотвращают заражения воздушно-капельным путем. Они не дают выпустить инфекцию из себя, но, главное, изолируют лицо от нас самих. За день мы примерно 90 раз касаемся своего лица. И безопаснее делать это через маску, хотя сейчас нужно вообще отучать себя от такого. Еще я бы посоветовал перчатки и касаться всего на людях в них. В отличие от гриппа, коронавирус лучше разносится от соприкосновения с поверхностью, поэтому эффективными будут влажные салфетки и антисептики, всегда держите их при себе.

— Спортсмены могут быть сейчас в зоне риска?

— Они всегда в ней из-за иммунной системы. Если тренировочный процесс выстроен неправильно, иммунная система будет подавлена.

— Почему точка пика в Европе — Италия?

— Сложно сказать. В той стране одна из самых больших популяций людей пожилого возраста. Если мы посмотрим уровень смертности, то он один из самых высоких в мире, хотя это развитая страна. И умирают как раз люди самого почтенного возраста. К тому же итальянцы довольно эмоциональны и есть привычка тактильных отношений друг с другом. Люди обнимаются, целуются, что идеально для распространения коронавирусной инфекции.

— ВОЗ объявила коронавирус пандемией. В чем отличие от эпидемии?

— Можно уверенно сказать, что все люди старшего возраста в зоне риска?

— Все не так просто. Вирус не смотрит в паспорт. Это связано с иммунной системой. Почти все умершие в Италии страдали патологиями, и коронавирус наслаивался на них.

Есть заболевания типа СПИДа, который рано или поздно все равно убьет, если не лечить его. Существует сибирская язва, где выживаемость без лечения — 1–2 процента. Когда же мы сталкиваемся с коронавирусом, у которого летальность на уровне 3–6 процентов, нужно ориентироваться на иммунную систему. И у пожилых людей с ней могут быть проблемы, хотя у грудных детей тоже слабая иммунная система, но среди младенцев нет массовых смертей от вирусов. И здесь возвращаемся к вопросу о посещениях мест с массовым скоплением людей.

— Сейчас теплеет, вирусу легче распространяться в такой погоде?

— Наоборот. Все вирусы чрезвычайно чувствительны к ультрафиолету, то есть солнечным лучам. Чем ближе лето, тем становится безопаснее. Я сам не очень понимаю, почему в связи с этим болеет теплая Италия. Повторю, возможно, как раз сказалась их любовь к контактам друг с другом.

— Будет вакцина от коронавируса?

— Я как специалист в этом вопросе могу сказать, что вакцины от коронавируса, скорее всего, не будет. Максимум появится некий аналог гриппозной, то есть ее эффективность окажется далекой от идеальной. Во всех учебниках прописывают догму: если человек переболел какой-то инфекцией, то это самая лучшая вакцинация. Если он переболел корью, ему уже не надо прививаться, потому что в него ввели не один антиген вируса, а больной столкнулся со всем вирусом во всех его проявлениях.

Что касается коронавируса, то уже описано больше 200 случаев повторного заболевания им. Иммунная система этих людей справилась, получила прививку в превосходной степени, но через несколько недель они снова заразились тем же самым коронавирусом. Можно поспорить, сказав, что это слабые люди, но тогда они бы не справились с первой инфекцией. Вкратце подобное объясняется тем, что за небольшой срок вирус успел мутировать и вернуться другим, так что второй раз был не совсем тот же самый вирус. И иммунная система его уже не узнает. В таких условиях я не представляю, как можно изобрести вакцину. Та же самая проблема возникает с вирусом гриппа, поэтому в целом прививки не панацея. Надо всем настроиться, что, скорее всего, не будет волшебного укола, который всех вылечит.

— Не переоценена ли угроза COVID-19? Многие говорят, что это как обычный грипп и непонятно, отчего такая шумиха.

— Лучше всего отвечают цифры. Смертность в Италии сейчас выше 6 процентов. Газета The Washington Post на днях написала, что в Иране начали рыть траншеи для захоронения тел. Это все довольно серьезно. И верить, что подобное надумано, я бы не стал.

— Надо ли сейчас закупаться продуктами по примеру США?

— Там в основе экономики частный бизнес. Владелец сети может в любой момент все свернуть, поэтому у людей замечается паника. В России другие условия. Скажет государство работать — все пойдут трудиться, в том числе и магазины.

— Есть версия, что коронавирус — биологические оружие, созданное людьми. Это возможно?

— Можно сказать, что коронавирус придуман в секретных лабораториях пенсионных фондов, которые не хотят платить пенсионерам! Но это черный юмор, конечно. Если говорить серьезно, практически невозможно осознанно смоделировать такой вирус.

По этому поводу есть показательная история, как возникала молекулярная биология в СССР. С конца 70-х годов в Западной Европе и США запретили молекулярно-биологические работы, потому что было непонятно, к чему они приведут. Это как сегодняшний запрет на клонирование людей. Но Советский Союз решил сделать наоборот. А закончилось все просто.

— То есть нет причин не верить, что вирус пришел от китайца, употребившего в пищу змею, которая до этого съела инфицированную летучую мышь?

— Конечно. Другое дело, что тот человек мог быть слабым в плане иммунной системы. Самое сложное в данном процессе — адаптация вируса от одного вида к другому. Если иммунная система слабая, есть время на адаптацию. Если бы был организм сильный, то он не дал бы вирусу времени на адаптацию и дальше бы инфекция не прошла. Тогда вирус и мутировал, став человеческим. Ну а сам вирус в животных точно так же мог взяться от других видов.

— На этой неделе российский ученый спрогнозировал окончание пандемии коронавируса, сказав, что к середине лета ситуация стабилизируется. Можно ли давать сейчас какие-то прогнозы на этот счет?

— В январе мы не думали, что Италия будет страдать от вируса. Может, пойдет вторая волна. Специалисты считают, что ее стоит ожидать в том же Китае. Сейчас она пошла на спад, а потом бумерангом может вернуться из соседних стран.

Я бы не стал давать никаких прогнозов. Это совершенно новая инфекция. Да, человечество уже встречалось с SARS и MERS, но вспышки этих типов коронавируса купировались и не признавались пандемией. Только Богу известно, как поведет себя китайский коронавирус.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции