Как выглядит чум рисунок
Чуму обычно ищут в зубах.
— Это скоротечная болезнь: она, в отличие от сифилиса или туберкулеза, не успевает оставить следов на скелете. А в пульпе зуба много кровеносных сосудов, и там велика вероятность найти остатки бактерий. Вдобавок зуб — самая плотная часть тела человека. Он отлично сохраняется и после смерти, поэтому к заключенному внутри биологическому материалу не примешиваются внешние загрязнения,— объясняет первооткрывательница древней чумы Резеда Тухбатова, старший преподаватель кафедры биохимии и биотехнологии Казанского федерального университета (КФУ).
Несмотря на возраст (едва за 30) и то, что Резеда пока еще только кандидат биологических наук, она один из ведущих специалистов по древним болезням в РФ. Интересуется сифилисом и туберкулезом, но ее конек — чума. После того как Резеда Тухбатова нашла доказательства чумной эпидемии в средневековом Булгаре, ей шлют образцы со всего Поволжья. Коллекция зубов и иных костных останков в ее лаборатории за 5 тысяч экземпляров. Стоит ли удивляться, что очередные зубы, привезенные из Самары, дали сенсационный результат? В них обнаружили древнейшие, известные на сегодня, образцы бубонной чумы, возрастом 3800 лет!
Средство массового заражения
Сразу оговоримся: ученые знают и более старую разновидность чумы. Образцам, найденным в Армении, 5 тысяч лет. Но то была менее заразная болезнь, она не приводила к появлению бубонов и не могла вызвать такую массовую смертность, как наводящие до сих пор ужас эпидемии Средних веков. Попросту говоря, бактерия еще не передавалась через укусы насекомых.
А вот в более древних армянских штаммах подобного нет.
— Скорее всего древняя болезнь распространялась воздушно-капельным путем, как большинство простудных заболеваний,— объясняет Резеда Тухбатова.— Судя по всему, обе вариации чумы долгие годы существовали параллельно.
В статье, опубликованной в июне этого года в авторитетном научном журнале Nature, российско-немецкая команда ученых построила полную генеалогию бактерии. По версии авторов, все последующие разновидности — что Черная смерть, выкосившая Европу в XIV веке, что нынешняя чума, от которой, кстати, по-прежнему умирают — ведут свой род от штамма из самарской находки. С немецкой стороны над проектом работал глава Института исследований истории человечества Макса Планка Йоханнес Краузе.
Этот профессор, которому нет и 40,— автор ряда сенсаций, и все они — из истории эволюции болезней. Только в этом году методом генетических исследований он доказал, что Европа — родина проказы, а вирус гепатита B сопровождает человека как минимум 7 тысяч лет. Геном Yersinia pestis с лондонского средневекового чумного кладбища Йоханнес Краузе расшифровал еще в 2011-м. А заодно доказал происхождение чумной палочки от куда более мирной возбудительницы псевдотуберкулеза. Неудивительно, что, когда Резеда Тухбатова в 2014-м решила доказать факт эпидемии чумы в столице Волжской Булгарии, она отправилась в лабораторию Краузе. И многолетнее сотрудничество привело к открытию.
Работа казанских и немецких ученых построена так: наша сторона собирает и готовит образцы, в ФРГ вычленяют геном. И дело не в том, что у нас нет нужной техники: аппаратура в ряде научных центров имеется. Дело в том, как с ней работают.
— Нужны не просто стерильные, а сверхстерильные условия. Мы надеваем специальный костюм, и не в один слой. В помещении должно поддерживаться положительное давление, чтобы ничего не заносило снаружи. Требования строже, чем к операционным,— говорит Резеда Тухбатова.— К сожалению, ничего подобного в России пока нет.
В целом виде чумные палочки так долго не сохраняются, поэтому заразиться ученые не могут. Зато им предстоит собирать полный геном бактерии из множества разрозненных обрывков.
— Последнее время к теме большой интерес, и наши представления о древних болезнях быстро меняются,— рассказывает Резеда Тухбатова.— Недавно считалось, что Черная смерть появилась только в XIV веке. Потом оказалось, что Юстинианова чума вызвана той же бактерией. А теперь мы видим, что ей почти 4 тысячи лет.
Ответ на загадку
Михайловский курганный могильник в Кинельском районе Самарской области, где нашли чуму, на первый взгляд ничем не выделяется среди других. Он относится к XVII веку до н.э., это поздний бронзовый век, срубная культура (названа так из-за способа погребения).
— Ее представители рыли могильную яму и устанавливали в ней сруб. Потом перекрывали его бревнами и засыпали землей. Получался такой подземный домик,— объясняет директор Музея археологии Поволжья Павел Кузнецов.
Похожих курганов в этих краях немало. Их часто раскапывают, когда на склонах кургана собираются пахать или строить. Так было и в этот раз. В 2015-м в могильнике нашли девять скелетов, а в 2016-м археолог Александр Хохлов переслал казанским палеогенетикам по одному зубу от каждого. В двух образцах и нашли чумные бактерии.
— Для историков оставалась загадкой высокая смертность населения в срубной культуре. Особенно много умирало детей,— говорит Хохлов.— И вот у нас есть вариант ответа: возможно, дело в чуме.
У эпидемии могли быть и более глобальные исторические последствия. В XVII–XVI веках до н.э., то есть вскоре после того времени, к которому относятся находки из Михайловского могильника, люди срубной культуры из этого региона смещаются западнее, до Поднепровья. Как знать, не стронула ли их с места чума? Впрочем, ученые осторожны в выводах.
— Не найдено ни одного поселка, где были бы следы массового вымирания из-за болезни. Почему мы в этом уверены? Потому что во время массовой эпидемии происходит упрощение погребального обряда: уменьшается глубина захоронений, появляются коллективные. Ничего этого в срубной культуре мы не наблюдаем,— констатирует Павел Кузнецов.— Возможно, болезнь была не столь страшная.
Важно оговориться, что, несмотря на раскопки, о людях срубной культуры мы знаем еще очень мало. Судя по всему, это были ираноязычные племена, предки сарматов, возможно, и скифов. Жили оседло. Как считает Александр Хохлов, занимались земледелием и скотоводством. Павел Кузнецов не согласен: все они скотоводы, растения не выращивали. Как бы то ни было, до понимания того, как болели в бронзовом веке и к чему привели древние эпидемии, ученым еще копать и копать.
— Главное, чтобы народ из-за чумы не запаниковал и не начал мешать раскопкам. Там ведь живых бактерий нет,— говорит Александр Хохлов.
К слову, даже расшифровав геном Черной смерти, команда Йоханнеса Краузе не смогла объяснить, почему от нее умерло столько народу. Нынешние разновидности чумной палочки очень похожи на ту, ископаемую. Но смертность от них гораздо ниже, даже если болезнь не лечить.
Изучение эволюции болезнетворных бактерий дает шанс предсказать дальнейшее развитие других возбудителей опасных болезней. И в конечном счете помочь врачам противостоять им, уверен профессор Краузе. Но уже сейчас ясно, что открытие группы российских и немецких ученых дает шанс на новое прочтение ряда загадочных страниц в истории человечества.
Методическая разработка урока по окружающему миру
Учитель нач. классов: Борисова С.Г.
Библиотекарь школы-интернат: Пустошкина Н.Г.
Тема урока: Как устроен чум? Как выглядит чум внутри? Игрушки ненецких детей.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: показать последовательность установки чума, рассказать о его составных частях; о первых игрушках ненецких детей.
расширить знания учащихся о традиционном распределении мест внутри чума;
пробуждать интерес и желание знать основы традиционного уклада жизни в чуме;
продолжать развивать мышление детей, способность аргументировать свои высказывания:
познакомить с традициями воспитания детей в ненецкой семье;
воспитывать любовь к родному краю;
способствовать воспитанию бережного отношения к вещам, окружающим человека.
Используемые материалы: фотографии и вырезки из журналов с изображением чума; иллюстрации «Составные части чума ; выставка детских игрушек; детские работы
Как-то Счастье зашло в один дом на опушке леса и увидело такую картину: горел камин, возле которого весело играли дети, хозяин дома сидел в большом кресле, а его жена что-то вязала, укутавшись в теплый шерстяной плед. Счастью так понравилась эта идиллия, что оно обратилось к мужчине:
— Я хочу выполнить любое твое желание.
Мужчина, немного подумав, ответил:
— Благодарю тебя, но мне ничего не нужно.
Тогда Счастье обратилось к женщине:
— А ты бы что пожелала?
Она посмотрела на мужа, самого любимого и дорогого ей человека, на детей, которые беззаботно резвились у ног, на уют и покой, царящий в доме, и произнесла:
— Спасибо, Счастье, но у меня уже все есть.
А у детей Счастье ничего не спросило — и так все было понятно. Но возле самых дверей Счастье опять обернулось, окинув взглядом дом, полный тепла, любви, гармонии и спросило: — А можно я останусь у вас навсегда?
- Ребята, как вы представляете, что такое счастье в семье? (ответы детей)
- Многие семьи живут в любви и уважении друг к другу. Для того чтобы семья была счастливой, важно соблюдать правила совместной жизни.
- Назовите эти правила (ответы детей)
- Эти правила пришли в жизнь и быт людей издавна.
В каждой семье самым уважаемым был глава семьи – отец.
- У каждой семьи был свой дом.
- Кто из вас в каком доме живёт?
- Какие жилища можно отнести и к прошлому, и к настоящему? (юрта, чум, иглу).
- Что общего между всеми домами? (Все они предназначены для жилья).
- А чем отличаются они? (У них разные формы, разные названия, сделаны из разного материала, строят в разных местностях).
- Отгадаете мою загадку, значит, отгадаете тему нашего занятия: Одного старика с криком одевают.
- Сегодня мы будем говорить о традиционном жилье северных народов.
- На нашем уроке мы должны познакомиться с устройством чума и традиционном распределении мест внутри чума.
Работа над темой урока.
По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Археологи утверждают: легкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири.
- Как называется жилище, где мы находимся? (Чум. Чум – это жизнь.)
- Из чего делают чум северных народов? (Чум сооружают из жердей)
Всего для этого нужно 36-40 шестов.
- Кто знает, из какого дерева делают шесты?
- Шесты делают из ошкуренных стволов елей . Они круглые, заостренные снизу и сверху. Готовят шесты долго, сушат несколько месяцев, иногда несколько лет. Надо, чтобы из них испарилась вся влага и они стали легкими.
- Шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые ненцы называют нюками. Для покрытия чума нюки сшиваются в сплошные полотнища.
— Бывает летний чум и зимний.
— Чем отличается зимний чум от летнего?
— У зимнего чума двухслойное покрытие: нюк— таритей ея и поднючье— мюйко.
— Из чего шьют зимнее покрытие? (Дети отвечают.)
— Как вы думаете, сколько надо оленьих шкур на один зимний чум? Надо приблизительно 55—70 шкур оленей. Поэтому оленеводы очень бережно относятся к покрытию чума.
— Почему чум имеет форму конуса? Потому что такая форма чума придает ему устойчивость при ветрах, буранах. Кроме того, с крутой поверхности легко скатывается снег, вода.
— Бывает ли тепло в чуме зимой? Почему? (Дети отвечают.)
— Когда разжигают огонь, дым заполняет весь чум, затем он поднимается, уплотняется в верхушке и не дает уходить теплу. Причем дым поднимается вдоль стенок чума.
— Давайте заглянем внутрь чума. Какие необходимые вещи есть в чуме? ( стол, тумба для хранения продуктов, постель.)
- Каждый предмет в чуме и каждое место внутри чума с древности имеет своё значение.
За симзы размещается священное пространство Си. На него могут ступать только старшие мужчины. Для женщин и детей это запретное место. Здесь обычно находится священный ларь. В нём хранятся духи- покровители очага, семьи, рода и местности. Здесь же хранятся все семейные сбережения и реликвии, а так же оружие и ларь с инструментами. Напротив Си у входа находится Нё. Это место женщины. Здесь она занимается домашними работами: шьёт, чинит одежду и обувь. Здесь она го- т овит пищу, накрывает стол.
- Посередине между Си и нё, находится спальное место.
- Из чего состоит постель? ( циновки из ивовых прутьев, циновки из соломы, оленьих шкур, подушек.)
- В чуме укрываются женской ягушкой. Но сейчас наверно в наше время укрываются одеялами.
— Как называются другие места в чуме? ( места по обе стороны от входа, нежилая часть чума.)
Итак, мы с вами узнали, что такое чум.
4. Ответы на вопросы учителя.
— В чуме у каждого члена семьи свое место.
— Расскажите, как нужно вести себя в чуме детям.
Нельзя баловаться, прыгать, бегать, кричать.
Нельзя заходить за священный шест.
Нельзя играть с огнем, плевать в огонь.
Нельзя смотреть в дымовое отверстие чума вечером и ночью.
5. Игрушки ненецких детей.
В тундре нет магазинов, где любой ребёнок мог бы выбрать себе игрушку. Как же ненецкие дети обходились без игрушек в бесконечном движении за оленьими стадами?
Кроме того, через обращения и игру с куклой закладываются основы духовной культуры. Существует поверье, что как сложится жизнь куколки у девочки, так впоследствии может сложиться ее собственная жизнь. Поэтому девочки своих кукол берегут. Иногда игрушка становится личным талисманом или оберегом и сопровождает свою хозяйку до старости.
6. Закрепление пройденного материала.
— Чум — это самое удобное жилище в тундре. У многих народов Севера домом является такой же чум, как и у долган, энцев, нганасан, кетов, селькупов, хантов и др. Но у некоторых из них, например, у лесных ненцев, селькупов и хантов, летом чум имеет берестяное покрытие. Почему? Потому что они живут в лесу и у них есть возможность собирать березовую кору. А вот жилище чукчей и некоторых других народов Севера называется ярангой.
А у алтайцев — юрта .
7. Чтение стихотворения о чуме.
Что такое чум?
Связали шест
С другим шестом,
Потом
Еще с одним шестом,
Покрыв оленьей шкурой.
И вот готов долганский дом.
Мы чумом этот дом зовем,
Он дарит нас своим теплом
Зимой суровой, хмурой.
Вверху отверстие: сюда
глядится белая звезда.
Сегодня вы у нас в гостях.
Пылает весело очаг.
В стаканах плещется чаек,
Горячий, крепкий, вязкий.
Тесней усядемся в кружок
И будем слушать сказки.
Их нам, уютно бормоча,
Расскажет бабушка Кыча.
Но вот уже и спать зовут,
А спать нам неохота.
- Мы посидим немного тут,
Пока мужчины не придут усталые с охоты!
- Скажите, что является основным элементом любого жилища? (Это очаг, дающий тепло).
Мой чум! НЕ счесть твоих столетий, Ты на веку узнал немало- Сплетением арканных петель Твой путь петляет по Ямалу.
Как мёрз ты, вспоминаю ныне,
Чтоб мог от стужи я укрыться,
Спасал меня, как мать – гусыня, Хранил меня, как мать – орлица.
Твой огонёк всё так же ярок, Я о тебе грущу всё чаще, Ты был мне с детства - как подарок, Любовь и счастье приносящий.
Дом — начало начал, в нем мы рождаемся и проходим свой жизненный путь. Родное жилище дает чувство уюта и тепла, защищает от непогоды и бед. Именно через него в значительной мере раскрываются характер народа, его культура и особенности быта. Внешний вид жилища, строительные материалы и способ постройки зависят от окружающей среды, климатических условий, обычаев, религии и от рода занятий людей, его создающих. Но из чего бы ни строилось жилье и как бы оно ни выглядело, у всех народов его считают центром, вокруг которого расположен весь остальной мир.
- Теперь вы сможете сделать вывод, от чего зависит, какое жилище строит человек?
Ребята отмечают, что вид постройки зависит:
от места расположения;
особенностей той местности, где располагается;
материала, из которого здание построено;
благоустроенности или её отсутствия.
Вывод: В зависимости от природных условий меняется образ жизни и род деятельности любого народа.
- А в классе мы попробуем сделать аппликацию куклы.
Литература и интернет-источники:
Борко Т.И., Галкин В.Т. и др. Учебник 5-7 кл. Культура народов Ямала.Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002
Коренные народы Севера в современном мире
В конце 19 века У.Т. Сирелиус описал около 30 типов жилых построек хантов и
манси. А ведь нужны
еще и хозяйственные сооружения: для хранения продуктов и вещей, для
приготовления пищи, для животных. Их можно насчитать более 20 разновидностей. С
добрый десяток наберется и так называемых культовых построек – священных амбарчиков,
домиков для рожениц, для изображений умерших, общественных зданий. Правда,
многие эти постройки при разном назначении схожи по конструкции, но тем не менее
разнообразие их удивительно.
Заслоны
как зимой, так и летом строили самые разные. Наиболее простой способ: найти два
дерева, отстоящие друг от друга на несколько шагов (или вбить в землю два
стояка с развилками), положить на них перекладину, прислонить к ней елки либо
шесты, а поверх настелить ветки, берестяное полотнище или траву. Если остановка
длительная или людей много, то ставят два таких заслона, обращенных открытыми
сторонами друг к другу. Между ними оставляют проход, где разводят костер, чтобы
тепло шло в обе стороны. Иногда здесь устраивали кострище для копчения рыбы.
Следующий шаг к усовершенствованию — установка заслонов вплотную друг к другу и
вход через специальное дверное отверстие. Очаг по-прежнему находится в середине,
но для выхода дыма необходимо отверстие в крыше. Это уже шалаш, который на
лучших промысловых угодьях строят более прочным — из бревен и досок, чтобы он
служил несколько лет.
Более
капитальными были постройки с каркасом из бревен. Их ставили на земле или
выкапывали под них яму, и тогда получалась землянка либо полу земляка. Следы
таких жилищ археологи связывают с далекими предками ханты — еще эпохи неолита
(4—5 тыс. лет назад). Основой таких каркасных жилищ были опорные столбы, которые
сходились вверху, образуя пирамиду, иногда усеченную. Эта основная идея
разрабатывалась и усовершенствовалась во многих направлениях. Количество
столбов могло быть от 4 до 12; ставились они непосредственно на землю либо на
невысокий сруб из бревен и по-разному соединялись вверху, покрывались цельными
или расколотыми бревнами, а сверху землей, дерном или мхом; наконец, были
различия и во внутреннем устройстве. При определенной комбинации этих признаков
получался тот или иной тип жилища.
Идея такой
землянки зародилась, видимо, у многих народов независимо друг от друга. Ее
строили кроме ханты и манси их ближние соседи селькупы и кеты, более дальние —
эвенки, алтайцы и якуты, на Дальнем Востоке — нивхи и даже индейцы
Северо-Западной Америки.
На первоначальных этапах своей истории ханты, как и
многие до них, строили землянки различного типа. Преобладали среди них землянки
с каркасом из бревен или досок. Из них появились в последующем срубные жилища —
дома в традиционном понимании слова для цивилизованных стран. Хотя, по
мировоззрению ханты, дом — это все, что окружает человека в жизни… Избы ханты
рубили из леса, стыки бревен конопатили мхом, другими материалами. Собственно
технология строительства рубленого дома мало изменилась за прошедшие годы.
Соседствуя на протяжении веков с ненцами, ханты
заимствовали у последних и максимально приспособленный для кочевья чум —
переносное жилище кочевников-оленеводов. В основе своей хантыйский чум подобен
ненецкому, отличаясь от него лишь в деталях. В чуме нередко живут две-три семьи,
и, естественно, жизнь регулируется морально-этическими нормами народа,
выработанными за века, правилами внутриродового поведения, эстетикой быта и
бытия. Чум еще не так давно покрывали листами бересты, шкурами оленя, брезентом.
В настоящее время он преимущественно покрывается сшитыми шкурами оленя и
брезентом.
Для хранения домашней утвари и одежды устраивали
полки и подставки, вбивали в стены деревянные штыри. Каждый предмет находился
на отведенном ему месте, некоторые мужские и женские вещи хранились раздельно.
Разнообразны были хозяйственные постройки: амбары — дощатые или бревенчатые,
навесы для вяления и копчения рыбы и мяса, конические и односкатные хранилища.
Строились также укрытия для собак, сараи с дымокурами для оленей, загоны для
лошадей, стайки и хлева. Для привязывания лошадей или оленей устанавливали
столбы, во время жертвоприношений к ним привязывали жертвенных животных.
Среди бесчисленного множества болезней, от которых страдает человечество, есть одна, отношение к которой не сравнится ни с чем. Она стала чем-то вроде эталона ужаса: любую вновь обнаруженную смертельную инфекцию сравнивают именно с ней. Ее именем называют опасные политические идеи и бурную коррозию металла, ее поминают в пословицах и проклятиях, она стала героиней множества легенд и бродячих сюжетов, ей посвящены произведения классиков мировой литературы — от Боккаччо до Камю. Никакой другой недуг не смог произвести на людей столь глубокое впечатление, как чума. Фото MARY EVANS/VOSTOCK PHOTO
Три ипостаси инфекции
Само по себе открытие возбудителя еще не означало победы над болезнью, но стало ниточкой, потянув за которую, ученые разных стран вскоре выделили основные звенья механизма заражения и течения болезни. С учетом установленных позднее деталей он сегодня выглядит примерно так. Попав в кровь, йерсинии поглощаются клетками-макрофагами, специально предназначенными для борьбы с чужеродными организмами. Однако тут вступает в действие уникальная способность чумной палочки: внутри макрофага она успешно противостоит перевариванию, оставаясь живой и даже размножаясь. Вместе с ним она попадает в лимфатические узлы, где ее размножение становится лавинообразным. Крупные узлы (особенно паховые) вспухают, становятся твердыми на ощупь, их окружает отекшая ткань, а внутри они заполнены гноем (мертвыми макрофагами) и жидкими продуктами распада тканей. Такой переродившийся узел называется бубоном, а описанная форма чумы — бубонной.
Пока в бубоне идет борьба возбудителя с иммунной системой, температура тела больного достигает 39 градусов. И тем не менее даже в отсутствие эффективного лечения он еще не обречен. Бывает, что бубоны самопроизвольно прорываются, изливая свое содержимое наружу, после чего начинается медленное выздоровление. Все те немногие, кому во времена средневековых эпидемий удалось перенести чуму и остаться в живых, болели именно бубонной чумой.
Чаще, однако, созревший бубон открывается не наружу, а внутрь — в кровеносное русло. Кровь моментально превращается в бульон с бактериями, которые не только разрушают питательные вещества, но и выделяют специфические токсины. Артериальное давление резко падает (верный признак начавшегося общего сепсиса), система регулирования свертываемости крови выходит из строя (в одних мелких сосудах возникают микротромбы, в других начинаются точечные кровоизлияния). Симптомы интоксикации нарастают на глазах: сильнейший озноб, мышечные боли, головная боль, помрачение сознания, бред. Это септическая форма чумы. От нее уже самопроизвольных выздоровлений не бывает: без интенсивного лечения человек быстро (обычно в течение суток) умирает.
"> Удлиненные тельца — клетки чумной палочки Yersinia pestis. Фото: SPL/EAST NEWS Но и это еще не самое худшее. У некоторых больных еще до развития общего сепсиса чумные палочки успевают достигнуть легких, где вызывают острейшую пневмонию с некрозом тканей. У человека начинается кашель, отделяющаяся мокрота вскоре окрашивается кровью. Ее микроскопические капельки, разлетающиеся при кашле, содержат огромное количество чумных бактерий, которые попадают в легкие здоровых людей, заражая их. Легочная чума распространяется, как пожар. Находясь в одном помещении с таким больным, избежать заражения практически невозможно, а смертность среди заболевших ею достигает 100%. Человек сгорает в течение максимум пары суток, но успевает за это время рассеять вокруг себя смертельную инфекцию. Легочная чума выкашивала средневековые города до последнего жителя. Правда, именно эта абсолютная смертоносность и стала препятствием, не позволяющим чуме постоянно циркулировать в человеческих популяциях, как это делает, например, черная оспа. Заражение воздушно-капельным путем возможно только в ходе уже начавшейся эпидемии. Но для того чтобы она началась, возбудитель должен попасть в человеческий организм каким-то иным путем из некого внешнего источника. Вообще говоря, чумная палочка может проникнуть в человека через любые слизистые оболочки (например, если невидимая капелька с бактериями попадет в глаз), с пищей, а также другими способами. Неповрежденную кожу она, правда, преодолеть не может, но ей вполне достаточно крохотной ранки или трещинки. Однако абсолютное большинство заражений бубонной чумой происходит в результате блошиного укуса. Сегодня известно, что чумная палочка может жить в крови по крайней мере 235 видов млекопитающих, принадлежащих к восьми отрядам, но самая распространенная ее среда обитания — грызуны. Она населяет организмы различных их видов — сурков, сусликов, крыс, песчанок, полевок, луговых собачек. На всех этих зверьках обитают блохи, питающиеся кровью своих хозяев, а вместе с ней всасывающие и клетки болезнетворной бактерии. Попав в пищеварительную систему блохи и питаясь продуктами расщепления крови (которую понемногу переваривают блошиные ферменты), йерсинии размножаются так бурно, что вскоре студенистая бактериальная масса наглухо забивает преджелудок — расширение пищевода перед входом в желудок насекомого. Чумной блок (так называется это явление) лишает блоху возможности питаться. Когда блоха пытается сосать кровь, струя крови всякий раз упирается в блок и возвращается обратно вместе со смытыми с его поверхности бактериальными клетками. Мучимое голодом насекомое становится все более активным, перескакивает с одного зверька на другого, распространяя своих погубителей, пока через несколько дней не умирает от истощения и обезвоживания. Чумной блок — абсолютно уникальная технология возбудителей чумы: среди великого множества бактерий, вирусов, простейших и прочих болезнетворных микроорганизмов, пользующихся услугами кровососущих насекомых и клещей, нет другого вида, у которого наблюдалось бы что-то подобное. Дальнейшее очевидно: средневековые жилища, будь то дворцы или лачуги, кишели блохами, одинаково охотно кусавшими всех их теплокровных обитателей — мышей, крыс, кошек, собак и людей. Блоха — активный паразит, способный переходить не только от одной особи к другой, но и от вида к виду. И стоило чумной палочке попасть в эту систему, как эпидемия чумы становилась неизбежной.
|