Как боролись с чумой в восточной пруссии

НЕВИНОВНЫЙ ЖУРНАЛИСТ
ПРОВЁЛ В ТЮРЬМЕ




Новые колеса / Кёнигсберг - Калининград / ЧЁРНАЯ СМЕРТЬ В КЁНИГСБЕРГЕ. Чума регулярно опустошала средневековый город. Выжившие - сходили с ума

Кёнигсберг - Калининград

ЧЁРНАЯ СМЕРТЬ В КЁНИГСБЕРГЕ.
Чума регулярно опустошала средневековый город. Выжившие - сходили с ума

Наша сегодняшняя “прогулка” - по Кёнигсбергу, объятому страхом. По городу, в котором свирепствовала Чёрная Смерть.

Её “принесли” крестоносцы

Чёрной Смертью в средневековой Европе называли чуму. Человек, заразившийся этой болезнью, покрывался красными пятнами, на месте которых очень скоро образовывались пустулы - пузырьки, наполненные кровью и гноем. Потом пузырьки лопались - и превращались в язвы, гноящиеся и дурно пахнущие. Затянуться язвы уже не успевали: лимфатические узлы по всему телу бедняги вспухали. Он покрывался бубонами и чёрными пятнами. Чёрным и сухим становился язык, чёрными были все физиологические выделения, чёрной казалась кровь. Человек умирал в страшнейших мучениях. А труп его быстро чернел, словно обугливаясь.


. Болезнь, от которой практически не существовало спасения, была занесена в Кёнигсберг в XIV веке. По одной версии, её “принесли” крестоносцы из очередного похода в святую землю. Вся Европа оказалась перед ней беззащитна. Чума вползала в дома serpentino more (“наподобие змеи”). Причина - в полнейшем отсутствии гигиены в средневековой Европе.

Хотя ещё в античном мире, двумя тысячелетиями ранее, придавалось колоссальное значение гигиениче­ским процедурам. И, прежде всего - омовению. Одни римские термы (бани) чего стоили! Их, между прочим, в древнем Риме действовало более тысячи. Но, когда в Европу пришло христианство - в качестве официальной и “единственно верной” религии, все бани были закрыты. До единой.

Король умер от чесотки


К мытью тела в Европе относились весьма подозрительно. Христианские проповедники утверждали, что, купаясь, человек смывает с себя святую воду, в которой его крестили. Опять же, мыться холодной водой было не очень приятно (да и простудиться можно запросто), а дровишки для подогрева в средневековых городах обходились дорого, и даже святая инквизиция истребила на кострах далеко не всех грешников (в целях экономии средств, некоторых приходилось четвертовать).

В общем, горожане в средневековой Европе НЕ МЫЛИСЬ. Невзирая на сословную и гендерную принадлежность. В смысле, простолюдины и аристократы источали одинаковый смрад.

Королева Испании Изабелла Кастильская за всю свою жизнь принимала ванну дважды: при крещении и накануне свадьбы. Король Филипп II умер от чесотки. Папа Климент VII - аналогично. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости.

Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество “смердит аки дикий зверь”. Русские в то время мылись, минимум, раз в месяц - именно поэтому чума не произвела в России такого опустошения, как в Европе.

Даже во дворцах не было туалетов

Вшей, основных разносчиков чумы, священники называли “божьими жемчужинами” и считали признаком святости. Монахи и монашки источали такое амбре, что стоять рядом с ними мог далеко не каждый. (Известно, что духи появились во Франции именно как попытка замаскировать зловоние годами не мывшихся придворных Короля-Солнце.)

А если добавить, что с приходом христианства в Европе на полторы тысячи лет забыли о туалетах со смывом воды и роль канализации выполняли канавки на улицах. И вообще - любые места, где человеку приспичило справить нужду. Например, на парадной лестнице дворца или замка. В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. И королевский двор периодически переезжал из замка в замок, когда в старом становилось нечем дышать.

Ночные вазы стояли под кроватями дни и ночи. Помои выливались в окно. По “нужде” приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо оправлялись в глухих нишах, закрытых портьерами.

Во Франции кучи дерьма за городскими стенами разрастались настолько, что стены приходилось надстраивать.

В Германии улицы были запружены нечистотами в такой степени, что были изобретены. ходули. Без них передвигаться, особенно весной, было попросту невозможно. Для защиты от падающих сверху фекалий были придуманы широкополые шляпы. А чтобы свирепствующая диарея не приводила к перманентной порче одежды, мужчины носили штаны, состоящие сзади из вертикальных ленточек, а дамы - широкие юбки. Под юбками, кроме того, можно было спрятать небольшую собачку - для защиты от блох.


Клопы и вши в “райских кущах”

Изо рта кавалеров и дам - ужасно пахло. Зубы тогда никто не чистил. А пищу обильно запивали кислым пивом и закусывали чесноком, для дезинфекции - и против вампиров.

Волосы также натирали чесноком - против вшей. Дамы обесцвечивали причёску собачьей мочой, а чтобы выглядеть восково-бледными, пили уксус.

Сифилис на несколько столетий явился законодателем мод. Считалось, что сифилитики теряют растительность на голове. Чтобы продемонстрировать свою безопасность, кавалеры отращивали длиннющие волосы и усы (само собой, во всём этом грязном и свалявшемся волосяном покрове кишмя кишели вши и блохи). С целью замаскировать последствия болезни вскоре были придуманы парики. Которые превратились в настоящие “райские кущи” для всевозможных насекомых.

Дабы ловить блох, у знатных особ имелись специальные палочки-чесалочки, а у тех, кто сильно знатен - особые слуги. Дамы-аристократки предпочитали шёлковые нижние рубашки: вошь по шёлку скользит.

Балдахины над кроватями служили вполне утилитарной цели: чтобы насекомые не сыпались с потолка на головы спящих. Мебель из красного дерева дико популярна: на ней не видно пятен крови от раздавленных клопов. Да и сами клопы в глаза не бросаются.

Сколотил гроб и лёг в него


Вот на такую благодатную почву и пали чумные блохи. Их переносили крысы, расплодившиеся в диком количестве - ещё и потому, что средневековые религиозные фанатики активно уничтожали кошек. А заодно - и крысоловов, считая, что “власть над крысами” дана таковым от дьявола. Так стоит ли удивляться тому, что от чумы вымерла половина Европы?!

В Восточной Пруссии первая пандемия чумы случилась в 1312‑1313 годах. До этого - в 1303‑м - произошло землетрясение, в 1308-м - сильнейший шторм, а затем - в течение десяти лет - засухи, неурожаи, обильные дожди - и опять неурожаи. и холодные зимы с такими неслыханными в этих краях морозами, что голодные волки врывались в деревенские дома и выхватывали из рук матерей грудных младенцев, чтобы сожрать прямо здесь, на пороге.

Эпидемия 1312-1313 годов унесла около полутора тысяч жизней и стала страшнейшим потрясением для тех, кто выжил. Вдруг выяснилось, что есть беда, от которой нигде не укрыться. Беда, которая вроде бы оставила в покое Восточную Пруссию - чтобы через сорок лет вернуться с новой силой. Эпидемия 1352 года унесла жизни 5.000 человек, а свела с ума - вдвое, втрое больше.

Мужчина, похоронивший жену и дочь, сколотил себе гроб и лёг в него, ещё живым, рядом с могилами близких.

Женщина, выжившая ОДНА в деревне, где было около 60 дворов, заживо погребла себя сама.

Известны две весьма интересные ситуации в Кёнигсберге (сохранились свидетельства очевидцев). В Лёбенихте мать отправила 10-летнего сына к родственникам за какой-то надобностью. Он не успел вернуться, как город облетела страшнейшая весть: Чёрная Смерть!

Собирали мертвецов

Отец мальчика наглухо заколотил в доме окна, плотно закрыл дверь и запретил жене впускать сына, опасаясь, что он принесёт с собой заразу. Добравшийся до дома мальчик не смог войти - и сидел на земле, обхватив голову руками и ожидая смерти.


Бедная женщина валялась у мужа в ногах, но тот был непреклонен. Тогда она поцеловала двух своих других детей - и вышла на улицу к обречённому сыну, чтобы тот не умирал в одиночестве. Она обняла мальчика, укрыла его своей накидкой и осталась сидеть с ним вместе на земле, в двадцати шагах от родного дома.

Вокруг творился ад. Из соседних домов доносились мучительные стоны и хриплые выкрики, какие-то люди падали на землю совсем рядом и испускали дух в страшных корчах.

Женщина и мальчик сидели. Потом, осознав, что почему-то не умерли, решили спрятаться от “чумных повозок” - те собирали мертвецов, вывозили их на окраину и выбрасывали. Попутно заколачивая досками вымершие дома и помечая красным крестом те, где есть заболевшие.

В одном таком вымершем доме мать с сыном и укрылись. В доме обнаружились запасы еды и воды. На этих запасах женщина и ребёнок продержались десять дней. А когда Чёрная Смерть ушла - так же внезапно, как и явилась - выжившие мать и сын вернулись домой. Но там уже никого не было. На целой улице не было никого.

Кузнец Штрумф

В Альтштадте кузнец Генрих Штрумф не заболел единственный из всей своей семьи - из тринадцати человек! Когда все домочадцы покрылись бубонами, он начал. вскрывать бубоны ножом и прижигать раскалённой кочергой. Из тринадцати человек удалось спасти пятерых. Ещё двое выжили, но сошли с ума от боли.

Прижигание открытых чумных ран раскалённым железом практиковали и некоторые “чумные доктора”. И если пациент не умирал от сердечного приступа, не впадал в необратимый шок и не лишался рассудка - он реально выздоравливал.

. Эпидемии чумы случались в Кёнигсберге часто. В 1416 году - унесены сотни жизней. 1427-м. 1505. 1515, 1527, 1529. 1531, 1537, 1539. 1549-м - 16 тысяч УМЕРШИХ!

Далее - практически каждые три-пять лет Чёрная Смерть приходила с очередным визитом. 1580 год - более 3.000 умерших. 1591-й - полторы тысячи. 1603-й - столько же. 1620-й - 15 тысяч погибших. Через пять лет - ещё почти три тысячи. 1629-й - ещё четыре тысячи с лишним. 1639-й - полторы тысячи. 1653‑й - почти семь. 1661-й - три с половиной тысячи. 1709-й - десять тысяч, то есть четверть населения Кёнигсберга!

Истребили всех кошек

Не помогало ничего. Жители города успели истребить почти всех кошек, потом - захлебнуться от нашествия крыс и мышей и завезти кошек из тех краёв, где к ним относились снисходительней. Успели из католиков сделаться протестантами, обрасти всевозможными приметами - атрибутами-амулетами.

Так, было принято верить, что в доме, где есть заболевший чумой, на пол надо ставить молоко в большом плоском блюде, выливать его каждый вечер, и наполнять блюдо снова (пока ещё есть, кому это делать). Дескать, молоко впитывает “болезнетворный запах”. С этой же целью - впитать запах заражённой комнаты - на пол клали три-четыре крупные луковицы. Они должны были лежать десять дней, после чего их - с величайшей осторожностью - выносили из дома и закапывали глубоко-глубоко в землю.

По мнению многих, неплохим оберегом был “защитный мешочек” с человеческими фекалиями. Его надо было носить на шее. А чтобы не умереть от смрада - как собственного, так и уличного - в руках надо было держать сильно пахнущие цветы и лекарственные травы.


Божья Кара

От докторов пользы было немного. Ранние визиты Чёрной Смерти считались Божьей Карой за грехи - так что лечить “грешников” вроде бы означало противиться воле Божьей. А в XVI-XVII веках медики почему-то решили, что чума - такая же болезнь, как и все остальные. В смысле, специального лечения не требует. Больным пускали кровь (что их убивало гораздо быстрее), им втирали в открытые раны свиное сало и масло, их заставляли в промышленных объёмах есть чеснок, их поили всякой гадостью (рецепт гадости у каждого медикуса был свой).

А если учесть, как выглядел Чумный доктор. Он был фактически задраен в кожаную или промасленную одежду из плотной ткани (всё тщательно натёрто смесью камфары, масла и воска), поверх неё - длинный, пропитанный воском плащ, на голове - кожаная шляпа, натянутая поверх капюшона (с пелериной). На лице - особая маска с “клювом” (у медиков побогаче “клювы” были из бронзы, у тех, кто попроще, встречались и деревянные).

“Клюв” должен был защитить врача от “болезне­творного запаха”. Он был заполнен сильно пахнущими лекарственными травами. Кроме того, врач на специальной губке помещал себе в ноздри и уши ладан, а сам постоянно жевал чеснок. Чтобы не задохнуться от собственного амбре, в “клюве” были проделаны маленькие вентиляционные отверстия. Глаза закрывались стеклянными вставками. А главными “врачебными инструментами” были скальпель для вскрытия бубонов - и крепкая палка, которой врач отгонял безнадёжно больных.

Холера, тиф и “испанка”

В мешочке доктора под плащом помещался поммандер - шкатулка для ароматических трав, имелся также ладан, который использовался для борьбы с нестерпимым запахом смерти и разложения, и как защита от нечистой силы. Понятно, что в таком облачении доктор мало мог сделать для несчастного пациента. Кроме того, несмотря на все эти ухищрения, чумные доктора заболевали и умирали десятками.


Ну а в XVIII веке эпидемии чумы прекратились. Ещё и потому, что Век Просвещения открыл христианскому миру наследие античной цивилизации - и у европейцев постепенно стала складываться привычка мыться и справлять нужду в особо отведённых местах. Потом, правда, будут ещё и холера, и тиф, и “испанка”, но такого кромешного ужаса, как Чёрная Смерть, они вызывать уже не будут.

А последствия чумы в Восточной Пруссии известны: это и массовое переселение сюда протестантов и всех “притесняемых в вере” из разных европейских стран, это и появление новых занятий, ремёсел. и много всего того, о чём мы уже неоднократно рассказывали.

Ну а “прогулки” - продолжаются.

Если вам понравилась эта публикация, пожалуйста, помогите редакции выжить.

Номер карты "Сбербанка" 4817 7601 2243 5260.
Привязана к номеру +7-900-567-5-888.


Лёгочная чума всегда имела как финал летальный исход. Бубонная же оставляла каждому четвёртому надежду на выздоровление.

На пике эпидемии в XIV столетии европейцам пришлось столкнуться с первой формой болезни. Этот факт сильно повлиял на восприятие эпидемии средневековым социумом. Ужас и страх управлял людьми. Но современники, которые писали о событиях тех лет, отображали скорее последствия и симптомы бубонной чумы. Тем не менее, процент исцелённых к концу XV века заметно возрастал.

Эпидемия чумы. Что делать?

Как же эта зараза передавалась? В Средние века считалось, что передача происходит путём прикосновения к вещам больного или непосредственно к нему. Отсюда и тяга к сожжению вещей покойного. Но эта мера никоим образом не решала проблему. Кремация трупов в христианской традиции была строго запрещена. Распознать переносчика было ещё сложнее: проблемы доставлял тогдашний европейский менталитет и небылицы, о которыми полнилась народная молва. Во всём были виноваты евреи, которые заливали яд в колодцы, или движение небесных тел, а также божий гнев. Укусам крыс и блох никто значения не придавал.


Похороны. Источник: wikipedia.org

А что же могла тогдашняя медицина? К сожалению, ничего хорошего. Местные эскулапы вскрывали бубоны, пускали кровь, принося урон не только больному, но и себе. Риск заражения возрастал многократно. Пластыри из внутренностей птиц и опиумные компрессы (да, такие методы считались действенными) негативно сказывались на лёгких больного. Инфекция распространялась молниеносно в местах, где скапливался народ, спасавшийся от чумы.

Современники эпидемии чумы

За 3 года — с 1348-го по 1351-й — Западная Европа потеряла около 30% населения. Но болезнь не распространялась равномерно. Это связывают с отсутствием водных и сухопутных коммуникаций, а также с небольшой долей концентрации народа в отдельных городах.


Инфицированные. Источник: wikipedia.org

Людские потери за годы эпидемий не всегда зависели лишь от распространения заразы. Паника и страх несли гораздо больший ущерб людскому роду. Историописцы искали причины: расположение звёзд, перемены погоды, бедственное финансовое положение, династические перипетии, социальные проблемы в первой половине XIV века. Тем не менее, рост смертности совпал с началом распространения бациллы чумы по Европе, расправы над неблагонадежными представителями социума продолжались, религиозные коллизии набирали обороты. Человек был ослаблен и подвержен заражению. Но к середине XV века ситуация нормализуется: постепенно заселяются ранее незнакомые земли, народ возвращается в заброшенные деревеньки.

К сожалению, некоторые сюжеты остались за кулисами истории. Хронисты не обращали внимания на эпидемии VI-VII веков, которые сильно зачистили средиземноморское побережье. Упадок на юге подкрепился экспансией мусульман и установления главенства ислама в регионе. В данном примере следует рассматривать эпидемию как катализатор экономического и социального кризиса. И в случае со вспышкой болезни в XIV-XV веках можно провести подобную параллель. Мы обычно смотрим на демографические показатели, бытовые изменения, но оставляем за скобками последствия отступления заразы. Социальные катаклизмы, нехватка ресурсов, перераспределение материальных благ в первые годы после эпидемии влияли гораздо больше на демографию Европы.

В какой-то степени средневековые хронисты списывали все общественные беды на эпидемии и болезни. Теперь нам видится вполне оправданным стремления европейцев к великим географическим открытиям и новым конфликтам.

Сегодня британские и прочие ученые пророчат нам то ли глобальное потепление, то ли новый ледниковый период. И калининградцы, под впечатлением от научных дебатов, сетуют на непредсказуемые капризы природы вкупе с участившимися техногенными катастрофами. Однако стоит лишь полистать исторические хроники, чтобы задаться всего лишь одним вопросом: как те, кто был здесь до нас, вообще смогли выжить?!

Трещали прусские морозы

Конечно же, по силе воздействия на человеческую популяцию погодные катаклизмы не имеют себе равных. Может быть потому, что до сих пор наша цивилизация не то что не смогла выработать по-настоящему эффективные средства защиты от буйства стихий, но даже до сих пор толком не научилось их предсказывать. Что уж тогда говорить о Средневековье!

Первое упоминание о лютых холодах в Восточной Пруссии датируется 1322-1323 годами. Тогда замерзло даже Балтийское море, а фруктовые деревья погибли практически полностью. Чрезвычайно суровая зима в Кёнигсберге повторилась спустя ровно 70 лет.

Ну а в XVII веке пруссаки вообще мерзли с незавидной регулярностью. Так, в 1709-м Замковый пруд промерз до самого дна. Но гораздо хуже, что оказались уничтожены на корню все посевы, и последовавший неурожай год привел к доселе невиданному росту цен на продукты.

Зимой 1739 года на Кёнигсберщине трещали такие морозы , что даже птицы замерзали на лету и камнем падали на землю! Последний снегопад был зафиксирован только 7 мая 1740 года, а море смогло очиститься ото льда лишь к началу этого месяца.


Водоемы замерзли - пора вставать на коньки. Фото: Википедия

В 1771 году после очередной порции свирепых холодов вымерзли плантации тутовых деревьев, которые тогдашний хозяйственный король Пруссии Фридрих II незадолго до этого приказал заложить на острове Ломзе (сегодня - Октябрьский). То, что пощадили холода, с удовольствием доели жуки-вредители.

На редкость суровыми выдались также зимы с 1794 на 1795 год, в 1849 году (11 января была зафиксирована температура минус 35 градусов), 1856 года (в январе было минус 32,5 градуса), в 1910-м, когда до дна промерз уже питьевой ручей. В 1929-м, когда в феврале температура упала до минус 34,4 градуса, вновь замерзла Балтика . А в 1940-м так и вообще грянула самая холодная зима столетия.

Обильные снегопады отмечались в 1889, 1899, 1900, 1908 годах. В 1871-м снег в Кенигсберге выпал 1 июня, а в 1933-м вдруг повалил в мае.

Неман можно было перейти вброд

Лето жителей Восточной Пруссии тоже порой отнюдь не баловало. В 1427 году грянула Великая сушь, когда от Пасхи до августа не упало ни капли дождя. Грандиозная засуха повторилась в 1474-м, когда река Неман у города Рагнит (теперь он тоже называется Неман) обмелела до того, что ее можно было перейти вброд.

Впрочем, иногда стихия давала пруссакам небольшую передышку, и те умилялись: погода шепчет! В 1506 году грушевые деревья, благодаря на редкость теплому лету, плодоносили дважды. В 1642-м после очень теплой зимы аисты вернулись уже в конце января. Зато лето 1832-го, напротив, было очень холодным, заморозки случались еще в июле! А в 1834, 1868 и 1912 годах муттер-природа хватила лишку – летом стояла просто адская жара.

Проснитесь, дом горит!

Пожары были настоящим бичом всех средневековых городов. Кёнигсберг не стал исключением из этого правила. Плотная застройка фахверковыми зданиями являлась идеальной средой для разгула огня. В 1513 году дотла сгорело южное предместье Кнайпхофа, в 1575-м пожар уничтожил четверть Закхайма, в 1756-м сильные пожары бушевали в большинстве районов столицы Восточной Пруссии.

Нельзя сказать, чтобы горожане не принимали меры предосторожности. На главной башне Кёнигсбергского замка постоянно торчал наблюдатель и, едва завидев подозрительный дымок, бил в набат. Одной рукой дергая за веревку колокола, трудяга другой рукой должен был махать красным флагом днем или фонарем того же цвета ночью, указывая направление, в котором полагалось спешить на тушение огня всем обывателям, вооруженным подручным инвентарем.

В XVIII веке, король Фридрих-Вильгельм I, которому надоели постоянные набаты, распорядился начать масштабный снос фахверка. Стены домов отныне могли быть только кирпичными или из валунов. Тем не менее, пламя продолжало регулярно пожирать строения во множестве. В 1764 году в Лёбенихте и Закхайме сгорели церкви и даже ратуша, а кроме них - 369 домов. Погибло 27 человек.

Пожар 1769 года в Форштадте среди 75 остальных уничтожил и дом семьи великого философа Иммануила Канта. В 1775-м в том же Форштадте и Хаберберге сгорело 988 домов.

Наступивший XIX век особого облегчения не принес. В 1803 году пожар в Грабене – 26 сгоревших домов. А в 1811 год многострадальный Кнайпхоф лишился 144 домов. Тогда загорелись расположенные на левом берегу Преголи склады масел и смол. С них пламя перекинулось на жилые кварталы, а затем и на пристань, где часть расплавленной массы сползла к воде и подожгла стоявшие у причалов корабли. В 1839 году бушевал сильный пожар в Альтштадте , в 1845-м в Кнайпхофском форштадте вновь сгорело 14 складов.

Через некоторое время терпение у отцов города лопнуло, и 1 апреля 1858 года в Кенигсберге была создана первая профессиональная пожарная команда. Скучать огнеборцам приходилось по-прежнему редко, и они по праву пользовались огромным уважением горожан. На кладбище, вместо которого сегодня Центральный парк культуры и отдыха, погибшим пожарным даже отвели особый сектор – на берегу ручья. Видимо, чтобы шум бегущей воды хранил вечный сон павших при исполнении служебного долга героев.

Черная смерть, английская болезнь и другие


В начале XVIII века чума выкашивала жителей Пруссии тысячами. Фото: Википедия

Но самый страшный след в истории региона оставила эпидемия чумы 1709-1710 годов. Бедствие выглядело еще более потрясающим из-за контраста: в предыдущем столетии Восточной Пруссии посчастливилось, по большому счету, остаться в стороне от ужасов Тридцатилетней войны. И вдруг процветающий край подвергся даже большему опустошению.

В октябре каждую неделю в городе умирало уже больше 600 человек. Многие из еще живых попытались бежать на юг, однако в ответ Кёнигсберг окружили двойным кольцом охраны, полностью изолировав от внешнего мира. Только 21 декабря король, вняв мольбам жителей, разблокировал город. От чумы в Кёнигсберге умерло 9300 человек – четверть населения. Всего же эта эпидемия забрала в Восточной Пруссии 235 257 жизней, погиб каждый третий! Огромные людские потери пришлось восполнять масштабной иммиграцией - прежде всего, гонимых в других странах Европы протестантов.

Эпидемии холеры были отмечены в 1794-1795, 1831 (из 2200 заболевших умерло 1327), 1848, 1855, 1866 (3976 заболевших – 1671 умерший), 1871 и 1873 годах. В промежутках межу ними Кёнигсберг успел пережить в 1807 году вспышку сыпного тифа и дизентерии, потеряв около 10 тысяч жителей, а в 1871 году – эпидемию оспы.

От саранчи до кометы

По сравнению с вышеперечисленными колоссальными бедствиями, нашествия насекомых можно считать сущим пустяком. Хотя ведь это тоже как сказать. Вот в 1550 году Земландский полуостров оказался сплошь покрыт невероятно расплодившимися гусеницами. Вскоре они доползли и до окрестностей Кенигсберга, сведя на нет густые леса, шумевшие в пригороде Хуфен – нынешнем районе пересечения проспекта Мира и улицы космонавта Леонова . Дровами горожане запаслись тогда в избытке, а вот охотники просто рвали и метали – дичь, в отличие от гусениц, напротив, ушла.


Горожане наблюдают полет кометы. Фото: Википедия

В 1711 и 1777 годах на Кёнигсберг налетали полчища саранчи, что также не способствовало обильным урожаям и вызывало, как бы сейчас сказали, заметное социальное напряжение в обществе.

В феврале и марте 1402 года в небе над Восточной Пруссией сияла комета, которую наиболее экзальтированные жители были склонны считать грозным небесным знамением. Если оно и оправдалось, то лишь восемь лет спустя - в роковой для Тевтонского ордена битве под Грюнвальдом.

А вот северное сияние было для пруссаков более привычным, хотя и также экзотическим явлением. Оно наблюдалось в 1572, 1585, 1725, 1836 и 1938 годах.

В 1769-м было отмечено падение крупного метеорита, но само небесное тело, вроде бы, так и не нашли.

В 1803 году в Восточной Пруссии вдруг содрогнулась земля – редкость для равнинного региона. Еще один подземный толчок, правда, куда менее значительный, был зафиксирован в 1905-м. Так что, вызвавшее такой ажиотаж в 2004 году калининградское землетрясение – уже третье из известных обитателям этого края.

Кёнигсбергская Ходынка

Рукотворные, если можно так выразиться, бедствия в нашем городе тоже случались.

В сентябре 1869 года Кенигсберг посетил с визитом кайзер Вильгельм I. В честь приезда монарха магистрат устроил народные гуляния у Замкового (по-нашему Нижнего) пруда. И вот в какой-то момент ограждение не выдержало напора собравшейся поглазеть на высокого гостя толпы, и обрушилось прямо в воду. Погибли 32 человека. По сравнению с московской Ходынкой с ее 1 379 погибшими и более 900 искалеченными людьми, вроде бы, не так много. Но в Кёнигсберге привыкли оперировать несколько иными цифрами…


Будучи городом, чрезвычайно насыщенным военными объектами, Кенигсберг, конечно, просто не мог избежать связанных с этим побочных эффектов. В истории остались упоминания о двух наиболее громких в прямом и переносном смыслах этого слова.

В 1916 году на складе боеприпасов в районе Ротенштайн (современное Кутузово) грохнул взрыв – было убито 44 человека. Видимо, должных выводов из того ЧП не сделали, и четыре года спустя трагедия в точности повторилась.

В апреле 1920-го на воздух взлетел цех завода по производству боеприпасов. 200 рабочих отправились в лучший мир. Но что еще любопытно – пострадал и расположенный поблизости лишь недавно построенный городской крематорий, у краше нием которого являлся великолепный купол с фресками, изображающими танцующих покойников. Воссозданное сооружение получилось даже краше прежнего. К тому же, рядом с ним в честь погибших от взрыва установили памятник работы знаменитого скульптора Кауэра.


Лёгочная чума всегда имела как финал летальный исход. Бубонная же оставляла каждому четвёртому надежду на выздоровление.

На пике эпидемии в XIV столетии европейцам пришлось столкнуться с первой формой болезни. Этот факт сильно повлиял на восприятие эпидемии средневековым социумом. Ужас и страх управлял людьми. Но современники, которые писали о событиях тех лет, отображали скорее последствия и симптомы бубонной чумы. Тем не менее, процент исцелённых к концу XV века заметно возрастал.

Эпидемия чумы. Что делать?

Как же эта зараза передавалась? В Средние века считалось, что передача происходит путём прикосновения к вещам больного или непосредственно к нему. Отсюда и тяга к сожжению вещей покойного. Но эта мера никоим образом не решала проблему. Кремация трупов в христианской традиции была строго запрещена. Распознать переносчика было ещё сложнее: проблемы доставлял тогдашний европейский менталитет и небылицы, о которыми полнилась народная молва. Во всём были виноваты евреи, которые заливали яд в колодцы, или движение небесных тел, а также божий гнев. Укусам крыс и блох никто значения не придавал.


Похороны. Источник: wikipedia.org

А что же могла тогдашняя медицина? К сожалению, ничего хорошего. Местные эскулапы вскрывали бубоны, пускали кровь, принося урон не только больному, но и себе. Риск заражения возрастал многократно. Пластыри из внутренностей птиц и опиумные компрессы (да, такие методы считались действенными) негативно сказывались на лёгких больного. Инфекция распространялась молниеносно в местах, где скапливался народ, спасавшийся от чумы.

Современники эпидемии чумы

За 3 года — с 1348-го по 1351-й — Западная Европа потеряла около 30% населения. Но болезнь не распространялась равномерно. Это связывают с отсутствием водных и сухопутных коммуникаций, а также с небольшой долей концентрации народа в отдельных городах.


Инфицированные. Источник: wikipedia.org

Людские потери за годы эпидемий не всегда зависели лишь от распространения заразы. Паника и страх несли гораздо больший ущерб людскому роду. Историописцы искали причины: расположение звёзд, перемены погоды, бедственное финансовое положение, династические перипетии, социальные проблемы в первой половине XIV века. Тем не менее, рост смертности совпал с началом распространения бациллы чумы по Европе, расправы над неблагонадежными представителями социума продолжались, религиозные коллизии набирали обороты. Человек был ослаблен и подвержен заражению. Но к середине XV века ситуация нормализуется: постепенно заселяются ранее незнакомые земли, народ возвращается в заброшенные деревеньки.

К сожалению, некоторые сюжеты остались за кулисами истории. Хронисты не обращали внимания на эпидемии VI-VII веков, которые сильно зачистили средиземноморское побережье. Упадок на юге подкрепился экспансией мусульман и установления главенства ислама в регионе. В данном примере следует рассматривать эпидемию как катализатор экономического и социального кризиса. И в случае со вспышкой болезни в XIV-XV веках можно провести подобную параллель. Мы обычно смотрим на демографические показатели, бытовые изменения, но оставляем за скобками последствия отступления заразы. Социальные катаклизмы, нехватка ресурсов, перераспределение материальных благ в первые годы после эпидемии влияли гораздо больше на демографию Европы.

В какой-то степени средневековые хронисты списывали все общественные беды на эпидемии и болезни. Теперь нам видится вполне оправданным стремления европейцев к великим географическим открытиям и новым конфликтам.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции