Чума очерки из истории чумы

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 259 396
  • КНИГИ 596 751
  • СЕРИИ 22 346
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 558 845

Парадоксальным образом "Очерки истории чумы" футурологичны! Двухтомник — это не просто феноменология чумы. Это прогноз развития эпидемиологической ситуации, который выходит чуть ли не на онтологический уровень описания существования человеческой цивилизации. А впрочем, почему "чуть ли"?

Так, например, как ни странно (впрочем, если вдуматься, ничего странного в этом нет), своеобразным стимулом к развитию городских канализационных сетей стали свирепствовавшие в Средние века по всей Европе (и не только в Европе) эпидемии, особенно холеры и чумы. Уже в XV веке врачи стали предлагать местным властям такие мероприятия, как очистка городов, улиц, клоак, осушение болот. К сожалению, большинство этих мероприятий были чрезвычайно дорогостоящими. Власти отделывались полумерами. Даниэль Дефо, которого цитируют авторы "Очерков", в своем документальном "Дневнике чумного города" приводит "Распоряжения, сделанные и изданные лорд-мэром и олдерменами города Лондона в связи с распространением чумной заразы, 1665". Среди прочих распоряжений находим: "Помойки и резервуары с нечистотами должны быть как можно более удалены от Сити и от людных дорог; ночным прохожим, как и всем остальным, строго запрещается облегчать кишечник в садах и окрестностях Сити".

Можно, конечно, долго иронизировать по поводу наивности и якобы примитивности предпринимаемых дезинфекционных мер. Однако еще и в конце XIX века считалось, что цель дезинфекции — воспрепятствование разложению экскрементов, трупов людей и животных, умерших от острозаразной болезни, выделяющих газообразные продукты (миазмы), портящие воздух. Подробный и потрясающе интересный разбор истории борьбы идей в эпидемиологии можно найти в очерке #20.

Или чего стоит, например, такое резюме исследователей: "На основе имеющихся сегодня знаний об экологии возбудителя чумы невозможно сказать, где, когда и при каких обстоятельствах возникнет новая чума и почему она не возникает при тех обстоятельствах, при которых, как мы знаем, она должна возникнуть".

И тут, надо отметить, авторы "Очерков" осторожно предлагают очень интригующую интерпретацию связи физических (геологических, если быть точнее) явлений с пульсациями природных очагов чумы. "Бесполезно искать абсолютную корреляцию между отдельными пиками и пандемиями чумы, — отмечают авторы. — Климатические процессы инерционны, биологические — сложно опосредованы. Но вот что любопытно! Первая и вторая пандемия чумы начинаются в период резкой смены климата в сторону его похолодания. Кратковременный, но значительный подъем уровня Каспийского моря в конце первого тысячелетия не совпал с какими-либо свидетельствами в европейских летописях о крупных эпидемиях чумы, однако о них есть упоминания в восточных источниках. В Киото, древней столице Японии, с 869 года ежегодно отмечается праздник Гион Мацури, учрежденный императором в связи с прекращением какой-то весьма смертоносной эпидемии чумы".

Мало того, тяжесть последствий для того или иного этноса эпидемий "черной смерти" четко коррелирует с фазами этногенеза (по Льву Гумилеву) — подъем, акматическая фаза, надлом, инерционная фаза, обскурация, регенерация и реликт. Так, даже современникам чумы Орозия (251-266 гг.) была ясна ее связь с упадком Рима. Или, как пишут авторы "Очерков", "население Римской империи утрачивало разнообразные генотипы "героев" и вырождалось в "торгашей" и "жизнелюбов". "Чума" становилась особенно упорной в генетически однородных популяциях, она как бы завершала процесс этногенеза — римляне (фаза обскурации) после очередного мора уже не смогли восстановить свою численность". Чего не скажешь про византийский этнос.

Чума Юстиниана пришлась как раз на акматическую фазу византийского этногенеза. Даже несмотря на разгул чумных эпидемий, византийцы смогли уничтожить государство вандалов на африканском побережье, разгромили армии готов и франков, присоединили Италию, отбили Сицилию у берберов, нанесли поражение персам в Колхиде. "Им даже хватило сил на кровавый и продолжительный внутренний конфликт — иконоборчество, — подчеркивают авторы двухтомника. — Прошло еще почти 1000 лет, отмеченные еще одной сокрушительной пандемией чумы ("черная смерть" 1346-1351 гг.), прежде чем Византия перестала существовать".

Кстати, в Европе после чумной пандемии 1346-1351 годов произошел самый настоящий демографический взрыв! Исследователи отмечают увеличение количества заключаемых браков, увеличение рождения двойней. Смертность, даже среди заболевших чумой, резко снизилась. Эпидемия не помешала Англии и Франции почти 100 лет вести упорную войну друг с другом. Спрашивается: почему? "Вторая пандемия чумы пришлась на акматическую стадию этногенеза "христианского мира", — отмечают авторы "Очерков".

Чума величественна! И пушкинское "Бокалы дружно пеним мы,/ И девы-розы пьем дыханье -/ Быть может. полное Чумы!" оказывается вовсе не метафорой, а научной моделью поведения людей в чумовой (извините — чумной) ситуации. Причем моделью, не меняющейся и в историческом времени, и в географическом пространстве.

Скажем, появлению привычки к пьянству — в современном и понятном именно нам, в России, виде — европейская цивилизация обязана как раз чумным эпидемиям. Крепкие спиртные напитки на основе дистиллированного спирта были разработаны в Европе еще в XII столетии в Италии. "Но во времена "черной смерти" они стали необыкновенно популярными, так как считались населением предупредительным средством против чумы. Разумеется, это было не так, но в тех обстоятельствах их употребление снижало всеобщий страх перед эпидемией", — пишут авторы.

Через 700 лет — все то же. В 1921 году во время легочной чумы во Владивостоке Областная санитарно-исполнительная комиссия (ОСИК) не могла установить охрану противочумных учреждений из-за постоянного пьянства милиционеров. "Не имея силы повлиять на их работу, Комиссия сделала попытку заменить милиционеров, обратившись 26 апреля за содействием в Никольско-уссурийскую бригаду дивизиона народной охраны. Однако ОСИК уже 28 апреля поспешила отказаться от ее "услуг", так как оказалось, что охраняющий очаги чумы дивизион "представляет из себя пьянствующую банду, берет взятки с обсервируемых, вместе с ними пьянствует".

Все эти феномены группового поведения больших человеческих популяций, подробно рассмотренные и систематизированные авторами в первом очерке — "Поведение людей во время эпидемической катастрофы", — наводят вот на какую мысль.

Если согласиться, что социальное проектирование — это фактически понуждение к взаимодействию в рамках сконструированных нами (социальными конструкторами) правил, то даже патологии (например, возбудителей массовых инфекционных заболеваний) можно рассматривать как некий формообразующий агент в социальном проектировании. Так, пандемия ВИЧ-инфекции вызвала колоссальные изменения в социальной организации современных людских сообществ. Таким образом, конструирование новых патологий (биологическое оружие, например; а сейчас — генетическое) — это тоже механизм (и весьма эффективный!) социального проектирования и управления. Недаром авторы "Очерков истории чумы" отмечают: "С удивительным постоянством, от одной эпидемической катастрофы к другой, человек проявляет себя определенными стереотипами поведения". (Большое количество фактического материала, подтверждающего такую точку зрения, можно найти и в монографии: Бужилова А.П. Homo sapiens: История болезни / Ин-т археологии РАН. — М.: Языки славянской культуры, 2005. — 320 с.)

Но все дело как раз в том, что очень редко удается так сконструировать эти правила, чтобы субъекты социума стали по ним играть, переформатируясь в "бессубъектное сообщество", т.е. в объект социального проектирования. Чумные эпидемии — как раз тот редкий случай.


Поделиться ссылкой на книгу!

Издание предназначается широкому кругу читателей и особенно школьникам старших классов, студентам-медикам и молодым исследователям, еще не определившим сферу своих научных интересов. Также оно будет полезно для врачей-инфекционистов, эпидемиологов, ученых, специалистов МЧС и организаторов здравоохранения, в чьи задачи входит противодействие эпидемическим болезням и актам биотеррора.

Вторая книга охватывает события, произошедшие после открытия возбудителя чумы в 1894 г.


Все началось с того, что американский музыкант Дерек Сиверc пытался продавать свои собственные диски, но так и не смог найти дистрибутора, который бы рискнул работать с малоизвестным исполнителем. Вместо того, чтобы и дальше ломиться в закрытую дверь, он сделал единственно верный шаг — начал строить свою систему, свой независимый бизнес по продаже дисков. В результате то, что начиналось как хобби, стало стабильным бизнесом стоимостью $22 млн.

По ходу создания компании автор выработал свой взгляд на лидерство и управление, который позволяет находить неожиданные решения привычных проблем, достигать больших результатов с небольшими ресурсами и получать удовольствие от всего, что вы делаете.


Какие силы стояли за ключевыми событиями XX века? Кто развязал Вторую мировую войну? Почему их имена до сих пор скрывают от человечества?


Приключения носителя традиционных ценностей в мире альтернативной морали. Продолжение, книга вторая.


Однажды Андрей Ангелов взял интервью у Андрея Ангелова. Гений, в своей фирменной манере, ломает стереотипы, показывая привычные нам вещи в непривычном ракурсе.

Первозданная версия от 2 января 2015 года.


Книга посвящена важнейшему событию новейшей финансовой истории – международной конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 году. Вторая мировая война была еще в разгаре, а решения конференции уже закрепляли ее результаты в сфере мировых финансов. В Бреттон-Вудсе закладывались основы международного золотодолларового стандарта. Этот валютно-финансовый порядок стал фундаментом, на котором в ходе ряда международных конференций уже позднее, в 1945 году закладывался мировой политический порядок.

Автор в данной работе определяет контуры грядущего мирового финансового порядка на основе скрупулезного анализа процессов в мире денег на протяжении последних двухсот лет.



Меня зовут Бриана Алавар. Этой зимой я собиралась выйти замуж за красавца-герцога, но из-за встречи с фениксом стала невестой снежного короля. Что ждет меня в его ледяных чертогах? Ужасная смерть или волшебная снежная сказка, подарить которую способен лишь влюбленный мужчина? Но есть ли шанс у обычной девушки растопить его холодное сердце? Рискну! К тому же возможность снять чье-то проклятие, побывать в загадочном замке, посетить новогодний бал и познакомиться со всезнающими совами выпадает в жизни только раз! И упускать ее я не желаю.


А там уже ждет с распростертыми объятиями вреднючий маг. И все равно ему, что Алиса домой хочет. Да и кто же в здравом уме отпустит девушку с редким даром целительства? Вот и он не отпустил… А чтобы Алисе не так скучно и грустно было, Путина выебали в рот.

Вампиры, лавины, эпидемии… Ну и любовь сверху!

А домой все равно хочется…


Демоны, тайны, поспешное венчание… Разве об этом мечтает каждая одинокая девушка? Ну ладно-ладно, о последнем, может, и мечтает, только никак не под давлением обстоятельств! Но если нет шансов ничего исправить, надо взять ситуацию в свои руки и вместо гонок с собственной смертью устроить себе настоящий медовый месяц! Особенно когда рядом такой мужчина: то страстный, как огонь, то суровый, словно снежная пустыня…

История попаданки. История не добрая и совсем не сказочная. Больше темная, но с пробивающимися лучиками солнца.



Мечтала сыграть роль особы королевских кровей? Твоя мечта сбылась. Ты - точная копия принцессы и должна играть ее роль. Твой театр - все королевство. Твои поклонники - подданные. Твои партнеры - лорды, маги, ведьмы и волшебные существа. А цена твоей роли - собственная жизнь. Справишься ли ты с этой ролью? Что сильнее - талант или волшебство? Ты. принцесса или актриса.

История — это союз между умершими, живыми и ещё не родившимися.

Бескорыстным и беззаветным искателям истины посвящается эта книга.

Братья мои! — возгласил он с силой. — Эта смертоносная охота идет ныне на наших улицах. Смотрите, смотрите, вот он, ангел чумы, прекрасный, как Люцифер, и сверкающий, как само зло, вот он, грозно встающий над вашими кровлями, вот заносит десницу окровавленным копьем над главою своею, а левой рукой указует на домы ваши. Быть может, как раз сейчас он простер перст к вашей двери, и копье с треском вонзается в дерево, и еще через миг чума входит к вам, усаживается в комнате вашей и ждет вашего возвращения. Она там, терпеливая и зоркая, неотвратимая, как сам порядок мироздания. И руку, что она протянет к вам, вам ни одна сила земная, ни даже — запомните это хорошенько! — суетные человеческие знания не отведут от вас. И поверженные на обагренное кровью гумно страданий, вы будете отброшены вместе с плевелами.

Из проповеди отца Панлю.

(Альбер Камю. Чума, 1947).

Эпидемия возникла в Африке в консульстве Марка Плавция Гипса и Марка Фульвия Флакка на развалинах разрушенного римлянами Карфа гена. Ей предшествовало стихийное бедствие, в котором современники увидели причину необычайно жестокого мора. Всю Африку несметными массами покрыла саранча. Она уничтожила не только все травы и часть корней, древесные листья и молодые побеги, но не оставила даже горькой коры и сухих деревьев, лишив тем самым всякой надежы на урожай. Потом саранча вдруг была подхвачена внезапным ветром, долго кружилась в воздухе целыми тучами, пока не потонула в Средиземном (Африканском) море. Прибой выбросил на берег, на широком пространстве кучи мертвой саранчи, и от ее гниения стало распространяться зловоние. Вслед за этим начался повальный мор среди животных и птиц, который распространился на людей. Нет никаких данных ни о том, что болезнь пришла из Египта, ни о том, что это была чума. Но ее последствия были чудовищными. В Нумидии погибло, по свидетельствам историков, 800 тыс. человек. В приморской полосе, прилегающей карфагенскому и утическому берегам, — более 200 тыс. У самого города Утики умерло около 30 тыс. солдат, командированных туда Римом для охраны побережья Африки. Эпидемия вспыхнула так внезапно и была так жестока, что под Утикой за один день только из одних ворот лагеря вынесено более 1500 тел солдат. Описание клинических симптомов болезни в исторических источниках отсутствует.

Моровая язва Антонина вспыхнула в 165 г. в Сирии, а затем охватила войска Луция Вера, осаждавшего Селевкию. При возвращении рим ской армии на родину, болезнь, как тогда считалось, была разнесена по путям следования во многие провинции и вскоре, в 166 г., начала распространяться в Риме. В городе она свирепствовала с невероятной силой и унесла громадное число жертв как среди населения, так особенно среди войск. В 168 г. эпидемия повторилась в Риме во второй или даже в третий раз, причем с такой жестокостью, что трупы пришлось вывозить из города возами, а погребение мертвых из неимущего сословия осуществлять за общественный счет. Местами целые деревни, покинутые жителями, были в запустении.

Вскоре болезнь охватила не только Италию, но и огромные пространства от Персии до Галлии и Рейна. Моровая язва Антонина длилась 15 лет и послужила причиной смерти императора Марка Аврелия. Гален, описавший эту эпидемию, утверждал, что он не знал другой подобной болезни, которая имела бы столь широкое распространение и держалась так долго.

Клинические признаки болезни, по описанию Галена, были следующими. Первыми появлялись зловонное дыхание и рожистая грязновато-синеватая краснота языка и полости рта. Больные мучились от внутреннего жара. На 7—10 день болезни наиболее выраженным клиническим симптомом был понос. В начале эпидемии испражнения при поносе были красного или желтого цвета, в дальнейшем у многих больных при поносе выделялись черные испражнения. У части больных испражнения сопровождались мучительными тенезмами, у других же испражнения были совершенно безболезненными. Заболевание сопровождалось высыпанием на коже черной сыпи, у большинства заболевших людей гнойничкового характера, но у всех сухой — из гнойничков жидкости не выделялось. Но они покрывались струпьями, которые в дальнейшем отпадали, и пораженный участок на месте бывшего гнойничка заживал в один или два дня. После этого больные поправлялись.

Григорий Нисский упоминал о том, что неумолимая жажда гнала больных к колодцам и рекам. Многие из них, не желая остаться не похороненными, искали выкопанные могилы, в которых ждали смерти.

После чумы среди филистимлян (1200 г. до н. э.), ее небольшие эпидемии известны в 300 г. до н. э. в Ливанте и в 50 г. до н. э. в Ливии.

Официальный сайт Московского Патриархата


В статье преподавателя кафедры церковной истории Московской духовной академии, клирика храма Иверской иконы Божией Матери в Очаково-Матвеевском г. Москвы иерея Илии Письменюка рассказывается об эпидемиях, происходивших в России, а также о связанных с ними карантинных мерах, распространявших свое действие на Русскую Православную Церковь.

В связи с распространением в 2020 г. коронавирусной инфекции Священноначалием Русской Православной Церкви был введен ряд мер по противодействию угрозе заражения населения, а также озвучен призыв Святейшего Патриарха к верующим временно воздержаться от посещения храмов. Данные меры могут показаться новыми для современного человека из развитой страны, привыкшего к тому, что большинство заразных болезней находится под контролем системы здравоохранения. Однако для наших предков на Руси и в Российской империи эпидемии были достаточно регулярной и по-настоящему страшной напастью, что постепенно привело к развитию как эпидемиологической науки, так и карантинных мер, многие из которых, пусть и в несколько изменившейся форме, остаются актуальными по сей день. Меры эти не могли обойти и порядок церковной жизни, сопряженной с присутствием в пространстве храма большого числа людей, а также личного взаимодействия, производящегося между пастырем и духовным чадом. В данной статье, которая является лишь кратким очерком по истории вопроса, мы попробуем обратить внимание на конкретные события прошлого, когда церковное и гражданское руководство совместно пытались остановить распространение опасных заболеваний.

Допетровская Русь

Чума в Москве 1770-1772 гг.

Чума в Тифлисе 1811 г.

В 1811 г. чума появилась в Тифлисе, куда, скорее всего, была занесена возвращавшимися из-под Ахалциха солдатами. На Кавказе при появлении опасных заболеваний традиционным было оставление городов и уход в окрестные местности или на возвышенности, что и было сделано приблизительно 10 тысячами человек. Практически все общественные заведения города были закрыты, а церкви превращены в склады для домашнего имущества и товаров ушедших из города людей.

Чума в Одессе 1812 г.

В следующем году чума пришла в Одессу. Градоначальником в городе то время был герцог Арман Эммануэль дю Плесси Ришелье — француз на службе российской короны. При распространении болезни Ришелье создал специальный Комитет, в который вошли как члены администрации, так и представители граждан для того, чтобы совместными усилиями противостоять болезни. Одновременно Совет одесских врачей предписал закрыть все места собраний людей, включая церкви 26 .

Холера 1830-1833 гг.

О холере, постигшей Россию в 1830-1833 гг., и той роли, которую сыграла в борьбе с ней Русская Церковь, достаточно много известно по деяниям московского митрополита и святителя Филарета (Дроздова). Потому в данном очерке будет сделана попытка обратить внимание на иные аспекты вопроса.

Изначально хотелось бы отметить, что холера была для Российской империи новой болезнью. Первые десятилетия после начала холерных эпидемий в России, пять из которых в XIX в. охватили всю страну, происходило много споров о заразности этого заболевания. Во всяком случае, на первом этапе холера считалась незаразной, что привело к значительным человеческим жертвам 27 .

В августе 1829 г. после прибытия в Оренбург каравана бухарских купцов началась вторая масштабная эпидемия холеры. Преосвященный Аркадий в связи с распространением болезни прекратил занятия в Оренбургской семинарии и работу духовной консистории (епархиальное управление). Одновременно владыка привлек духовенство для просвещения прихожан и населения края о необходимости соблюдения санитарных мер. Также священнослужители должны были докладывать о местах обнаружения эпидемий 28 . Когда холера распространилась в Уфе, епископ Аркадий распорядился, чтобы в городской больнице поселились иеромонах Левкий с причетником Алексеевым, которые ежедневно совершали богослужение, ходили по палатам, поддерживали духовно больных 29 .

Чума в Одессе 1837 г.

Богослужение было возобновлено два месяца спустя, 9 декабря того же года, и только в неоцепленных церквах, т.е. в тех храмах, где не было обнаружено чумного заболевания. Однако по приказу городского и церковного руководства были введены меры предосторожности:

  • Предварительно выверено пространство и вместимость храмов.
  • Полиция в соответствии с п. 1 впускала в храмы только определенное количество молящихся.
  • Слушать Литургию можно было только не прикасаясь друг к другу.
  • Священник благословлял народ издалека и не допускал целования креста и Евангелия.
  • На время отменялся колокольный звон 43 .

Чума в Ахалцихе 1838 г.

Как было показано выше, Русская Православная Церковь постепенно включалась в общие карантинные меры по мере развития эпидемиологической науки и убеждения в том, что болезни несут инфекционный характер и могут нанести серьезный вред населению России.

Тем не менее, Священноначалие Русской Православной Церкви и ее духовенство повсеместно играли важнейшую роль в медицинском и эпидемиологическом просвещении простого народа, что спасало тысячи человеческих жизней, хотя и сталкивалось периодически с сопротивлением, причиной которого была не столько злонамеренность, а, скорее, слабая образованность и распространение в крестьянской среде суеверных представлений. Несмотря на все трудности, Русская Церковь разделяла со своей паствой выпадавшие на ее долю испытания, старалась облегчить страдания заболевших и поддержать меры, применяемые для победы над страшными эпидемиями.

1 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 5; Новгородская 3-я летопись. ПСРЛ. Т. III. СПб. 1841. С. 223.

3 Лахтин М. Борьба с эпидемиями в до-Петровской Руси. М. 1909. С. 8.

4 Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 74.

7 Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 47-48.

9 Дополнение к Актам Историческим. Т. I. СПб. 1846. С. 20.

10 Новгородская 3-я летопись. ПСРЛ. Т. III. СПб. 1841. С. 169.

11 Новомбергсий Н. Основы борьбы с эпидемиями в допетровской Руси. СПБ. 1906. С. 3.

12 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 5.

13 Васильев К.Г. Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 65.

14 Палеев Ф.Н. Оноприенко Г.А. Молочков А.В. Эпидемия чумы XVIII века и развитие здравоохранения в Москве // Альманах клинической медицины. М. 2015. Март, 37. С. 7.

15 Васильев К.Г. Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 135.

16 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 16.

17 Там же. С. 12-13.

19 Симоненко В.Б., Абашин В.Г., Дулин П.А. Эпидемия чумы в Москве (1770-1772 гг.) // Клин. мед. 2018. 96(1): С. 88-94.

20 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 17.

22 Сироткин А.С. Чума в Москве в 1770-1772 гг. и санитарные меры правительства и московских Властей. Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. М. 2014. С. 137-138.

23 Палеев Ф.Н., Оноприенко Г.А., Молочков А.В. Эпидемия чумы XVIII века и развитие здравоохранения в Москве // Альманах клинической медицины. М. 2015. Март, 37. С. 7.

24 Акты, собранные кавказской археографической комиссией. Том 5. Тифлис. 1873. С. 30.

26 Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 351.

27 Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 251.

28 Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Выпуск второй. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. X. Оренбург. 1901-1902. С. 323-324.

29 Попов А. В. Холера 1829–1833 гг. в Оренбургском крае // Тр. Оренб. ученых архив. комиссии. Вып. 21. Оренбург. 1910. С. 244.

30 Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Выпуск второй. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. X. Оренбург. 1901-1902. С. 324.

31 Письма Высокопреосвященнейшаго Филарета, митрополита Киевскаго и Галицкаго, к Кириллу архиепископу Подольскому. Материалы для Истории Русской Церкви. Казань. 1876. С. 46; Де-Пуле М.Ф. Отец и сын. Опыт культурно-биографической хроники // Русский вестник. Т. 118. №7-8. С. 601.

32 Полное собрание постановления и распоряжений по ведомству православного исповедания российской империи. Царствование государя императора Николая I. Том 1. 1825-1835. СПб. 1915. С. 459.

33 Там же. С. 460.

34 Там же. С. 460-461.

35 Байбакова А.И. Эпидемия холеры в Тульской губернии в 1830-1831 гг. // Тульский краеведческий альманах. Вып. №15. Тула. 2018. С. 79.

36 Полное собрание постановления и распоряжений по ведомству православного исповедания российской империи. Царствование государя императора Николая I. Том 1. 1825-1835. СПб. 1915. С. 526.

37 Там же. С. 534-535.

38 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 20-21; О закрытии церквей также см. также: Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 15; Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 238.

39 Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 22-23.

40 Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 375.

42 Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 22-23.

43 Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 62.; Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 378.

44 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 22.

45 Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 383.

46 Устав о карантинах (составленный по Своду Законов изд. 1857 г. и по Продолжению 1876 года). М. 1879. С. 42.; Свод законов Российской империи. Т. 13. Уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебные. СПб. 1857. С. 235.

47 Попов А. В. Холера 1829-1833 гг. в Оренбургском крае // Тр. Оренб. ученых архив. комиссии. Вып. 21. Оренбург. 1910. С. 56-57.

Странное совпадение

Войны, глобальный кризис, непрерывные стихийные бедствия, загубленная земная экология, ужасные техногенные катастрофы, неизлечимые болезни - всё это приметы надвигающегося апокалипсиса? И всё чаще нынешние судорожно-пресыщенные радости определенной части человеческого общества сравнивают с пиром во время чумы./

Другой интереснейший вопрос: что хотел сказать великий русский поэт следующими строками:

Зажжем огни, нальем бокалы,
Утопим весело умы
И, заварив пиры да балы,
Восславим царствие Чумы.

Жертвы

Не будем заглядывать за пределы нашей эры, там тоже были страшные эпидемии, но сведения о них весьма зыбкие. Давайте рассмотрим более поздние.

Третья современная пандемия началась в китайской провинции Юньнань в конце XIX века. К 1910 г. чума распространилась по всему миру, но в 1920-м пошла на спад благодаря международным соглашениям об уничтожении крыс в портах и корабельных трюмах и обязательной проверке судов. Показательны меры в чумном Лос-Анджелесе. Как в свое время всё население Китая восстало против воробев-уничтожителей посевов, так и в Лос-Анджелесе все жители ринулись ловить и сжигать крыс. Их было уничтожено 2 млн. А всего в третью эпидемию на Земле заболело 26 млн человек, 12 млн погибло.

В Россию чума проникла в 1352 г. Любопытный факт из истории завоеваний Золотой Орды. Хан Джанибек противостоял экспансии генуэзцев в Поволжье и Причерноморье. Во время осады Кафу (современная Феодосия) Джанибек приказал забросить катапультой в крепость труп умершего от чумы человека. Началась эпидемия, которая поразила Новгород, Псков, Москву, где от нее умер князь Симеон Гордый. А испуганный царь Алексей Михайлович вместе с семейством бежал в Вязьму.

К 1950 г. заболеваемость чумой во всем мире стала носить спорадический характер. Возникающие вспышки удавалось подавлять с помощью эпидемиологического надзора, дезинсекции, дератации и антибактериальной терапии. Из городов чума практически исчезла и встречается сейчас в сельских и пригородных районах. Но страх у населения и медиков остался. Доказательством служит паника в связи со вспышкой бубонной и легочной чумы в Индии в 1994 г., в ликвидации которой активное участие принял упоминавшийся выше академик РАМН Виктор Малеев.

Вообще, медицина может гордиться, она победила одну из самых страшных болезней на земле. Правда, не может до конца правильно назвать болезнь. Споры не утихают.

Симптомы

В средние века чума практически не лечилась, действия сводились лишь к вырезанию или прижиганию чумных бубонов. При этом человек невыносимо, до потери разума, страдал от боли. Советовали также изолироваться дома, разжигать костры на улицах (считалось, что это очистит воздух), вдыхать пары селитры и пороха. А ещё, смешно сказать, рекомендовали ставить всюду в жилище блюдца с молоком, которое якобы абсорбирует отравленный воздух. Ко всему к нарывам прикладывали пиявки, высушенных жаб и ящериц, в раны вкладывали свиное сало и масло. Врачи носили костюмы, состоявшие из кожаного покрывала и маски птичьего вида. В клюве находились пахучие травы обеззараживания, в жезле имелся ладан, якобы защищающий от нечистой силы. В отверстия для глаз вставляли стеклянные линзы. И всё равно тогдашние врачи, мужественные самоотверженные люди, повально гибли. Вспоминая эти трагические и героические факты прошлого, мы снова ощущаем великую поступь медицины. Врачи проявляли необычную стойкость и величие человеческого духа.

Причины

В самом конце XIX века французский ученый Поль-Луи Симон, изучая бубонную чуму в Бомбее, выделил ее возбудитель Yersinia pestis из трупов крыс и предположил, что именно эти грызуны являются источником заражения человека чумой. Но надо было найти еще и переносчика микроба. Им оказа-лась. блоха. Та самая блоха, воспетая в свое время Гёте, Мусоргским, Шаляпиным с ярким гротеском и прозорливым ощущением ее зловещей значимости. Однако понадобится еще почти полвека, пока З.Ваксман и его коллеги синтезируют стрептомицин, который окажется эффективным против возбудителя чумы.

Как жаль, что почти невозможно найти описание подвига Поля-Луи Симона! Ночью он пробирался в морг с чумными мертвецами и вырезал эти смердяще-гниющие и кроваво-черные бубоны, похожие на студень, потом изучал.

Но ученые спешат. Сходство и повторяемость страшных эпидемий в каждые несколько столетий пугают не на шутку. Надо найти этот вирус, пока он вновь не нашел нас.

Основоположник российской эпидемиологии

В 1744 г. в семье сельского протоиерея на Черниговщине родился Данило Самойлович (Сущин-ский) - будущий основоположник отечественной эпидемиологии. Окончил госпитальную школу при Петербургском адмиралтействе.

Чума и экономика

Эпидемия чумы в 1348 г. привела к нехватке рук в сельском хозяйстве и к реставрации барщины в полном объеме. В Англии население сократилось, крестьян стало меньше, поэтому и ценились они больше и стали требовать для себя более высокий социальный статус. Парламент, в свою очередь, стремился экономически умерить крестьян. Начались крупномасштабные недовольства. Эпоха феодалов уходила со сцены, в господских хозяйствах устанавливались арендные отношения.

Вот что такое чума. И всё же, всё же. Когда-то Луи Пастер сказал, что последнее слово будет за микробами. Откуда и почему с периодичностью в несколько столетий сваливается на людей эта страшная болезнь? И когда ждать новую эпидемию? Или ее заменили СПИД, прочие новые болезни?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции