Чем юрта отличается от чума

Очередное сравнение и поиск истины. Натолкнулся на спор о том, что же лучше юрта или чум. Приводилось множество плюсов и минусов обоих типов жилища. Как я не устаю говорить, правы все, по своему. Дело в том, что у каждого типа жилища есть свои плюсы и минусы. А так же эти два типа жилища появились в разных местах и призваны решать несколько разные задачи. Если бы то или иное жилище имело бы неоспоримые качества во всём, то один из их видов исчез. Либо постепенно выродился бы в другой тип жилища. Начну с наиболее подходящей для коммерческого туризма жилья — это юрта.



Wikipedia

Для примера посмотрим на киргизскую юрту. Что же первоначально бросается в глаза и привлекает внимание городского жителя?

  • Вертикальные стены,
  • надёжность конструкции,
  • прочная дверь,
  • возможность нарядного раскраса,
  • большая площадь жизненного пространства.

Для городского туриста жить в юрте значительно приятнее чем в чуме из-за определённой степени психологического восприятия окружающего мира. А, что же видит тот же выживальщик или группа кочевников при взгляде на юрту?

  • Высокая скорость монтажа/демонтажа,
  • малый вес (больше чем у чума),
  • средняя ремонтопригодность,
  • необходимость слесарных работ,
  • средняя материалозатратность,
  • демаскирующая форма.

В общем, юрта хороша с точки зрения использования её в туризме, где необходмо быстро развернуть много жилых помещений с повышенными услугами комфортабельности. Основная зона применения юрт была в степи у кочевников. Собственно по этой причине, при изготовлении юрты можно было уделить много времени на различные слесарные работы по изготовлению обрешетки стен (кереге/канат) выступающие скелетом удерживающим войлок на стенах и крышу. Степное использование позволяет отказаться от изготовления пола и юрта ставится прямо на землю, но из-за формы юрты и использования жестких стенок необходимо выбирать ровную горизонтальную площадку.

В таком случае какие плюсы у чумов и типпи?



Wikipedia

Для городского жителя находиться в чуме или типпи не уютно. За-то там себя уютно чувствуют туристы любящие палаточный отдых. Очень лёгкое жилище не требовательное к месту установки. Наклонные стенки не позволяют рационально использовать жилое пространство.

Для выживальщика или кочевников есть плюсы и минусы.

  • Высокая скорость монтажа/демонтажа,
  • малый вес,
  • высокая ремонтопригодность,
  • не требовательность к месту установки,
  • малая материалозатратность.

Начнём с мижерного веса чума, он изначально создавался с мыслью, что его придётся постоянно перевозить с минимальными затратами. Из-за использования шкур животных и пирамидальная форма добавляет скрытность на местности. Ремонтопригодность просто идеальная. Стойки — это слеги которые можно заготовить в лесу, так же слегу можно отремонтировать по месту. Нет необходимости точно подгонять какие-то элементы. Всё собирается на глаз.

Индейские типпи отличаются тем, что они не рассчитаны на использование при низких температурах. По этому они изготавливаются из тонкой и легкой материи, так же эта материя может быть очень красочкая. И этим часто пользуются разные туристические конторы. Дело в том, что себестоимость изготовления типпи будет на порядок ниже чем изготовление юрты. Тканевые чумы и типпи используются для быстрого монтажа жилых площадок для неприхотливых отдыхающих.

Соответственно, разные типы жилищ применяются для разных задачь. Перед тем как рассуждать о пригодности к жизни той или иной конструкции необходимо для начала определиться с тем в каких условиях и для каких целей необходимо его использовать.

Комментарии

Включите JavaScript для комментирования.

Этот сайт использует файлы cookies, чтобы упростить вашу навигацию по сайту, предлагать только интересную информацию и упростить заполнение форм. Я предполагаю, что, если вы продолжаете использовать мой сайт, то вы согласны с использованием мной файлов cookies. Вы в любое время можете удалить и/или запретить их использование изменив настройки своего интернет-браузера.

Первая в России компания по производству всех видов этнического настоящего жилья: Юрты, Чумы, Аилы, Типи, Рубленые Дома



Chum Yurtalux trademark +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com


Чум — постройка, состоящая из жердей, среди которых выделяются 2-3 основных шеста. Они соединяются вверху над центром жилища. К этой вершине приставляются затем по кругу остальные жерди чума (до 60), образующие его конусообразный остов. В верхней части остова оставляют отверстие для выхода дыма.

Постройки в виде чумов имеют устойчивость к атмосферным осадкам и ветрам с разных направлений и любой силы, простоту конструкции, ми­нимальное использование дефицитного в тундре леса. Такие жилища и существовали в верхнем палеолите, как показывают раскопки археологов.

Жить в гармонии с природой на Севере это значит — выжить. На протяжении столетий в районах проживания коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока складывалась уникальная модель экологически чистых взаимоотношений с окружающей природой. Все предметы кочевого быта, как-то нарты или чум, доведены народным опытом до совершенства.


Siberian chum +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com

Энергоэффективность и отопление чума

Почему народы севера сооружают чум, имеющий конусообразную форму? Чум имеет наименьшую площадь поверхности чем жилища другой геометрической формы (сферической, кубической и др.). Коническая форма чума способствует наименьшей теплоотдаче через площадь поверхности, соприкасающейся с атмосферой.

Современная печь с дымоходом позволяет ликвидировать дым в чуме, превратить его в комфортное жилье в непростых природных условиях. Металлическая печь при потухшем огне долго отдает свое тепло внутрь помещения чума. Дрова для печи заготавливают заранее, заносят в чум и складывают у выхода. Сухие дрова, стружка и лучина позволяет утром быстро согреть жилище, вскипятить чай.


Chum from Yurtalux +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com

Ветроустойчивость и выбор места

Зимние чумы жители тундростепи стараются ставить в укрытых от ветра местах. Хорошее место — где рядом есть река для ловли рыбы, где под снегом много мха-ягеля: олени будут сыты и далеко от чума не уйдут, и где растут деревья и кустарники — топливо для очага. Летом чум ставится на открытом высоком месте, рядом с водоемом.

В конструкции чума нет мелочей. Взять хотя бы его внешний облик. Коническая форма хорошо приспособлена к особенностям ландшафта открытой тундры. Она придает чуму исключительную устойчивость при метелях и сильных ветрах. С крутой поверхности легко скатывается снег. Воздушные же потоки, огибая конус, прижимают его к земле по всему периметру. Потому чум при сильных порывах ветра никогда не перевернется и не рассыплется. Он настолько устойчив, что нет надобности даже прижимать камнями края покрышки. Правильно поставленному чуму не страшны северные бураны, даже такие, что легко переворачивают грузовики и автобусы, опрокидывают опоры высоковольтных линий.


Production of tent poles +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com


Structure of the chum +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com

Устройство чума

Главное при возведении чума — определить центр жилища. Центр жилища там — где очаг. Перед установкой чума летом снимается слой почвы, мох. Зимой снег расчищается до земли или утрамбовывается. Вокруг очага укладывают покрытие пола. Им могут быть и доски, и циновки, и еловые ветви. Всё зависит от того, насколько долго хозяева намерены здесь жить. Основой стен чума являются три шеста. Их расставляют как треножник и связывают верёвкой. Остальные шесты равномерно раскладываются сверху и крепко обвязывают веревкой. При установке чума шесты немного втыкают в землю или снег. Последним устанавливается шест с привязанной к нему покрышкой. Покрытие чума разворачивается от двери. Дверь чума образуется свободно свисающим краем одной из верхних покрышек. Две длинные веревки, привязанные к верхним углам верхней покрышки, прикрепляются к основаниям шестов.


Siberian chum +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com

Порядок в традиционном чуме обеспечивается тем, что у каждого человека и каждой вещи есть определенное место. Внутри чума слева от дверей находится женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами. По бокам — постель хозяев. Здесь же находится место хранения одежды и других женских принадлежностей. Справа от двери — место для детей или ближайших родственников. За очагом, напротив двери, расположено место для гостей, а когда их нет, место для хозяина чума, где он в ненастные дни занимается своими мужскими делами: работает ножом, ремонтирует что-нибудь, заряжает патроны, чистит ружье, точит ножи и прочее. Рядом, с правой или левой стороны хранятся боеприпасы, другие необходимые для мужчин инструменты. Все предметы быта имеют свои названия, используются по назначению. Котел для приготовления пищи вешается на свой крюк, керосиновая лампа – на свой. Для сушки оленьих шкур – место у трубы дымохода, а для сушки обуви – у входа.Обязательно присутствуют и запреты. Детей строго наказывают за баловство у очага или печки. В чуме нельзя держаться за шесты – плохая примета.


Mobile home of reindeer herders +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com

Жилище северных оленеводов — чум является наиболее приспособленным для суровых условий. В чуме всегда тепло и уютно. В устройстве чума всё рассчитано для быстрой и легкой перевозки, защиты от негативного внешнего воздействия (холода, комаров). Жизненный уклад оленеводов регулирует тепло, порядок в жилище. Чум является уникальным и вместе с тем самым универсальным жилищем человека в условиях природы.

В Музее кочевых культур можно пострелять из лука и найти себе место в яранге


Все экспонаты изначально располагались в школьном дворе и по мере пополнения постепенно захватывают всё большие площади. Каждая юрта или чум — как отдельный музей, поэтому посещение возможно только в группе, а каждая двухчасовая экскурсия посвящена какой-то одной культуре. Многие приходят сюда по нескольку раз, чтобы постепенно познакомиться со всеми экспонатами. Музей интерактивный — всё можно потрогать, покрутить в руках. В каждом жилище обязательно напоят традиционным для этого народа напитком. Можно даже покататься на лошади (у школы есть своя конюшня) и пострелять из настоящего лука (правда, не из седла, а спешившись, по мишени).


Фото: Вадим Кантор

Такие сооружения предназначались для перевозки юрты без её разборки, запрягая небольшое стадо волов. Делали их столетия назад, и до нашего времени дошли только рисунки европейских путешественников, по которым удалось реконструировать это жилище на колёсах. В наше время такие юрты вновь вошли в Монголии в моду, но чаще как стационарные кафе, привлекающие туристов своим необычным видом.


Фото: Вадим Кантор

В таких колыбельках кочевые народы Севера проводят первый год своей жизни, пока из неё не вырастут. Сама колыбель сделана из дерева, в зимнее время на неё надевают меховой чехол. Обычно отец сам делает её для своего первенца, но служат она десятилетиями и часто дети лежат в колыбели кого-то из своих родителей. В чуме она подвешивается и её можно качать, а при переезде закрепляется на нарте. А вместо памперсов используется высушенный мох.


Фото: Вадим Кантор

Кисы шьются из очень износоустойчивых полосок кожи с ног оленя. Внутрь надеваются чижи — меховые носки. Подошву дополнительно пропитывают жирами, чтобы обеспечить водонепроницаемость при хождении по мокрому снегу. Мужские и женские кисы отличаются не только размером, но и орнаментом. Под коленками кисы перевязываются лентами, чтобы при глубоком снеге он не попадал внутрь. На фото – женские кисы.


Фото: Вадим Кантор

Туареги — кочевники Сахары. Без жилища в Сахаре выжить сложно — днём изнуряющая жара, а ночью бывает очень холодно. Строительного материала в пустыне почти нет, и свои жилища туареги строят из длинных корней или ветвей тамариска или акации. Полы застилают коврами. Туарегские женщины ходят без платков, а мужчины, наоборот, плотно закутывают голову длинной полосой ткани — тагельмой, предохраняющей голову от солнца и песка.


Фото: Вадим Кантор

В отличие от оленеводов Севера, меняющих место выпаса каждые 3-5 дней, монгольские кочевники-скотоводы перевозят юрту всего четыре раза в год, по сезонам. Помимо деревянной мебели в современных монгольских юртах нередко стоят телевизоры, а рядом − спутниковые тарелки. Еду можно готовить как на улице, так и прямо в юрте, на очаге, который называется талга. А для чистки котлов используют шкурки умерших ёжиков, которые находят и приносят из степи дети.


Фото: Вадим Кантор

Яранга чукчей отличается от ненецких чумов и формой, и внутренним устройством. На Чукотке зимой очень холодно, поэтому зимнее жилище делают двойным: внутри яранги на подпорках подвешивается полог, сшитый из оленьих шкур. Если внутри такого мехового куба залезть в меховой спальный мешок — кукуль, — то можно спать раздетым. Снаружи полога можно готовить еду в сложенном из камней очаге, над которым подвешивается чайник или котелок.


Фото: Вадим Кантор

Киргизская и казахская юрты похожи, они делаются из войлока. На зиму юрту накрывают тройным слоем войлока, летом достаточно одного. Полы и стены дополнительно утепляют коврами. Домашняя утварь хранится в сундуках. Эта юрта в музее считается гостевой и используется для приёма гостей, в ней устраивают и праздники, по предварительной записи можно отметить день рождения ребёнка.


Фото: Вадим Кантор

Этот жезл изготовлен из необычного для нас, но вполне обыденного для жителей Чукотки материала — бакулюма (кости, содержащейся в пенисе моржа). Моржовый бакулюм достигает полуметра в длину и считается амулетом, благоприятно влияющим на продолжение рода. Поэтому такой материал и пошёл на изготовление покрытого резьбой шаманского жезла. Рядом — клык моржа, с традиционным рисунком на тему морской охоты.


На земле, на воде и в воздухе

Огромна территория от Урала до Тихого океана: горы, тайга, тундра, степь, реки, озера и моря — эти места населяют 44 коренных народа. Исторически, в зависимости от природно-климатических условий и типа хозяйствования, их жилье было подземным, наземным и даже свайным. И не только для того, чтобы защитить его от сырости. Эвенки, кочевые таежные охотники, приподнимали свои лабазы, крошечные срубы в два — четыре венца, на четырехметровую высоту для того, чтобы защитить на время отлучки свои семьи от врагов и диких животных.

Самыми необычными полуземлянками можно считать двухкамерные карамо охотников и рыболовов селькупов, населяющих междуречье Оби и Енисея. Сооружали их обычно на склоне холма, устраивая вход со стороны реки. Густая прибрежная растительность служила хорошим прикрытием для жилища, попасть в которое можно было исключительно по воде. Причем на лодке не только подплывали к дому, но и заплывали в него, оставляя судно в первом помещении. Второе было глубже и просторнее, общая же площадь дома не превышала 7 кв. м.

Жилье могло быть стационарным или переносным. И даже передвижным. Отправляясь на дальние рыбные промыслы, ханты, манси, селькупы и другие народности вместе с семьями плыли на вместительных лодках с каютами, устроенными из жердей, бересты или досок. В этих же лодках и спали. Долганы и другие оленеводы Таймыра жили в балках — каркасных строениях, поставленных на полозья. Покрывали их оленьими шкурами, которые прятали под парусину или брезент. Интерьер был незамысловат: двухъярусные койки, столик и железная печка. Такой дом перевозили упряжкой из пяти — семи оленей, и был он зимним.

Береста, шкуры и немного браги

Деление на сезонные жилища тоже традиционно для Сибирского региона. При этом в зимнее время обычно жили несколькими семьями, до 100 человек в одном доме! Летом же предпочитали селиться обособленно. Семья ханты-рыбака в течение года могла располагаться в четырех разных домах: зимой в лесу — в полуземлянке или срубе, весной — в дощатом доме на сваях, летом — в доме из жердей, а осенью — в чуме.

Чумы, кстати, были распространены почти у всех народов Сибири и в общих чертах походили друг на друга. Каркас их состоял в среднем из 25–50 наклонных шестов, которые, перекрещиваясь, принимали форму конуса. Несмотря на довольно внушительные размеры (диаметр 3–8 м), чум собирали и разбирали всего за полчаса. Притом что традиционно это делали женщины! Летом чумы покрывали заготовленной с весны берестой, которую для большей гибкости варили в ухе. Тоджинцы-скотоводы покрывали чумы корой лиственницы, укладывая ее, как черепицу. На это уходило 30–40 кусков. Зимой чумы крыли оленьими шкурами, мехом внутрь и наружу. Мех могли подстригать, чтобы в него не забивался снег. Внутренние шкуры женщины выколачивали ежедневно. При бережном обращении верхнее покрытие служило лет 20, нижнее — 5. На чум средних размеров требовалось порядка 20 шкур. При переезде их брали с собой, оставляя остов на месте. Но там, где леса было мало, жилище перевозили полностью.

Всевозможные шалаши тоже напоминали чумы, правда, конструкция иных делала их более похожими на небольшие стационарные домики. У орочей, нанайцев и удэгейцев шалаш напоминал двускатную крышу, поставленную прямо на землю. Сверху ее покрывали еловой корой и берестой, боковые стены закладывали землей. Вход всегда располагали с подветренной стороны и обращали его к реке. Охотничьи шалаши западносибирских шорцев тоже были не совсем обычными. Их опорой и центром служил раскидистый кедр или пихта, тщательно отобранные мужчинами по приходе в тайгу. Дерево, предварительно сбрызнутое брагой, объявляли покровителем охотников, дарующим защиту и удачу в промысле.

Зачем солить юрту-часы?

Еще одним общим для многих народов типом жилища была юрта. Остов ее составляли деревянные решетки, поставленные по кругу. Обычно их было пять, у богатых семей это число увеличивалось до восьми — десяти. Решетки были подвижными, что позволяло растягивать их или сдвигать, регулируя высоту постройки. Верхняя часть юрты имела форму усеченного конуса. Ее образовывали жерди из гибких пород дерева, одним концом воткнутые в решетки, а другим — в специальный круг диаметром до 1 м. Получившееся сверху отверстие служило источником света и дымоходом. Снаружи юрту покрывали войлоком, не пропускавшим дождь, ветер и холод. Для лучшего сбережения войлок пропитывали раствором из кислого молока, табака и соли и хорошо просушивали. В жаркую погоду его края поднимали, и юрта проветривалась сквозь решетчатые стенки. Стягивая войлок на вершине купола, регулировали температуру внутри. Зимой юрту ставили на дощатый пол и накрывали двумя слоями войлока.

Кстати, место для юрты выбирали солнечное, потому что вся хозяйственная и бытовая деятельность ее жильцов была связана с круговоротом солнца. С помощью юрты они даже могли определять время! Когда солнце поднималось на длину повода коня, первый луч освещал внутренний круг дымохода. На высоте аркана он перескакивал к изголовью женской кровати. Далее освещал первую буфетную стойку и к обеду достигал второй. К 4 ч падал на кадку с айраном, потом перебегал на кадку с кормом для животных у двери и вскоре исчезал из юрты. Это означало, что наступала пора загонять скот и доить коров. Собирали и разбирали юрту за час-два, при этом она была компактна и помещалась на нескольких повозках.

Якутский балаган с коровьим навозом

Многие сибирские народы (эвенки, якуты, коряки, ительмены, алтайцы, хакасы, тувинцы и пр.) уже в XIX в. сооружали некое подобие русских изб. Но и без того деревянные дома были явлением частым. Из бревен был сложен балаган якутов, вытянутое в длину зимнее жилище. Только бревна в нем располагались не горизонтально, а почти вертикально, с небольшим наклоном к центру постройки. Для тепла стены балагана обмазывали глиной, смешанной с коровьим навозом. Окошки в таком доме были маленькими, закрывали их льдом, слюдой, рыбьим пузырем или последом теленка. Крышей служил настил из тонких бревен, который утепляли корой, дерном и землей. С северной стороны к балагану пристраивали хлев, а перед входом устраивали навес и сени.

Канны для нанайцев

Бревенчатый дом манси — нор-кол — имел двускатную крышу, но фундамента у него не было. А потому для нижних венцов использовали лиственницу, практически не подверженную гниению. Весь остальной дом собирали из сосны или кедра. Жилище это было невысоким — в семь — одиннадцать венцов. Еще меньше была зимняя срубная полуземлянка хантов — в шесть — десять венцов, то есть не выше 2 м. Она тоже не имела фундамента и потолка. Крыша могла быть одно-, двускатной или уплощенной; ее покрывали берестой и засыпали землей. Для устройства такого жилья рыли яму размером 6?4 м и глубиной до 1 м. Землю из раскопа не вынимали, а утрамбовывали ее вдоль стен — так получались просторные нары, которые впоследствии стали обшивать досками. А вот нанайцы с помощью земляных лежанок отапливали свое жилище — фанзу. Нары, или, по-другому, канны, представляли собой широкую кирпичную или глинобитную скамью, внутри которой были устроены специальные каналы для отведения теплого воздуха от нескольких печек. В канны поступал и дым, который потом выводился в высокую трубу из дуплистого дерева, установленную в стороне от жилья.

Часто постройки народов Севера, Сибири и Дальнего Востока выглядели весьма оригинально и даже привлекательно. Но какими бы красивыми и необычными они ни были, их хозяева о внешнем благообразии думали в последнюю очередь и практически никогда их специально не украшали. Эти дома, часто небольшие, темные, без окон и внутренних перегородок — замечательный пример максимально эффективного использования местных ресурсов и высшей степени приспособления к суровым жизненным условиям. А еще уважения и благодарности к природе и окружающей среде.

Эксперты посчитали, сколько будет стоить провести Новый год в загородном доме недалеко от Москвы.

В России могут запустить субсидированную ипотеку на деревянные дома.

Подпишитесь на еженедельную новостную рассылку и получайте самые важные новости недвижимости за прошедшую неделю от экспертов рынка

К сожалению, ни одного комментария не найдено.


Рис. 1. Таблица классификации жилищ


Рис. 2, 3. Крепление верхних концов несущих жердей (эвенки)


Рис. 4. Крепление верхних концов несущих жердей (тофалары) (сборы автора, фото И.В. Кайкова, 1989)


Рис. 5. Жерди для просушки одежды


Рис. 6. Крой кожаной покрышки чума (эвенки)


Рис. 7. Берестяные покрышки (эвенки)


Рис. 8. Зимняя фиксация покрышки чума внешним рядом жердей (эвенки)


Рис. 9. Вход в чум (отворот мягкой покрышки, эвенки)


Рис. 10. Вход в чум (жесткая рама с поворачивающейся дверью, эвенки)


Рис. 11. Остов бурятской юрты


Рис. 12. Остов жилища эвенов


Человечество занимается строительством с глубокой древности. Среди известных строений первое место, вероятно, принадлежит жилищу. Данное предположение основано на той главной цели, которую люди преследовали во все времена, – защитить свое тело от холода и влаги. Второе место занимают разнообразные хозяйственные постройки, принцип установки которых практически не отличается от выработанных приемов при создании жилищ.

Наиболее яркое представление о приемах строительства различных сооружений дает сибирский этнографический материал рубежа XIX–XX веков. Информация по различным традиционным сооружениям имеется в научной литературе, посвященной истории этносов. Наш экскурс построен на тофаларских [Мельникова, 1994], эвенкийских [Василевич, 1969], эвенкских [Кочешков, Самар, Туголоуков, 1997] и бурятских [Попов, 1961] материалах.

На степных (тундровых) просторах, при дефиците дерева, родилось жилище, которое по форме относят к круглым сооружениям с прямыми стенками, круглым основанием и усеченно-конической крышей, – юрта. Толщина жердей, из которых собирают остов юрт, составляет 4–5 см. Очаг также занимает центральное место. В отличие от чумов, пространство, через которое выходит дым костра (дымник), на ночь закрывается кошмой или деревянной крышкой. Таким жилищем пользовались буряты. Подобное жилище у эвенов не имеет специального устройства для перекрытия дымника.

Общим для всех названных конструкций является сборно-разборный характер и ременный крепеж деталей. Рассмотрим подробнее каждую конструкцию.

Для сооружения остова чума необходимо от 30 (летний) до 60 (зимний) жердей 5–6-метровой длины. Каждая жердь тщательно ошкуривается, то есть снимается кора, ветки, срезаются все сучки, и заглаживается. Снятие коры необходимо для долгого служения остова (под корой процесс гниения древесины ускоряется). Обрезание сучков (особенно сухих мелких) обеспечивает гладкую поверхность, необходимою для сохранения целостности набрасываемого на остов покрытия (покрышки) – из ровдуги (дымленой кожи) зимой и берестяной летом. Комлевая (прикорневая) часть каждой жерди слегка приостряется. В каждом остове имеются 2–3 несущие жерди, являющиеся его основой.

Зафиксировано несколько вариантов постановки остова чума – каждый этнос обладал своим способом. Тофалары, тувинцы и якуты ставят чум следующим образом. Одна жердь (центральная) загодя выбирается с развилкой (желательно неширокой) на тонком конце. Такую развилку создает крупная ветка, которую в процессе ошкуривания не удаляют, а тщательно обрабатывают, срезая все лишнее вокруг. Вторая (и третья) жердь более длинная относительно остальных. Тонкими концами они вкладываются в развилку центральной вершины, при этом комлевые концы раздвигаются до нужного диаметра. Так создается основа замка для закрепления тонких концов остальных жердей. Диаметры оснований чумов составляют 3–4 метра, в зависимости от сезона года. Остальные жерди укладываются по кругу (рис. 4), причем в начале с обязательным вводом верхнего тонкого конца в основу замка, затем с толчком приостренного комлевого – в землю. В собранном остове центральная жердь (с развилкой) занимает несколько иное положение относительно других: она располагается внутри круглого основания. В случае отсутствия жерди с естественной развилкой в комлевой части одной из жердей вырезают сквозной прямоугольный паз.

Эвенки, эвены, а также якуты используют ряд других способов. Так, вместо развилки на комлевом конце прожигают отверстие, в которое вдергивают ровдужный ремешок, его концы связывают (рис. 2). В образовавшуюся петлю вставляют тонкий конец второй (третьей) несущей жерди. Другим распространенным способом является уплощение комлевого конца жерди (языковидная форма). Затем по одной (продольной) линии прожигаются несколько отверстий (1–3). Острый тонкий конец второй несущей жерди вставляется в одно из них, при этом он имеет несколько (2–3) диаметров, ступенчато увеличивающихся по направлению к комлю (рис. 3). Третий способ самый простой. Тонкие концы 3–4-х жердей связывают ремешком, комлевые раздвигают до нужного диаметра. В образовавшийся замок укладывают остальные жерди.

Над костром (параллельно основанию) располагается жердь (таган), на которую подвешиваются костровые (таганные) крюки необходимые для размещения котлов. Жердь (таган) крепится при помощи двух колец из ивовых (черемуховых, березовых) прутьев следующим образом. Тонкий длинный прут скручивается в несколько оборотов вокруг четырех соединенных пальцев руки (начало с толстого конца). Тонкий конец прута закручивается поперек основных витков, фиксируя их, превращая в единое овальной формы кольцо. В начале петля набрасывается на одну из жердей остова через ее комлевый конец и поднимается по ней на необходимый уровень. Затем в нее вводится конец таганной жерди. Вторая петля набрасывается на другую жердь остова, расположенную диаметрально противоположно относительно первой, в которую вводится другой конец таганной жерди. Закрепленная таким образом параллельно земле жердь придает дополнительную жесткость остову. В качестве заменителя растительного материала для изготовления петли используется ровдужный ремешок. Над таганной жердью (или под углом к ней на одном уровне) располагается дополнительно вторая (рис. 5), для просушки одежды, обуви, других вещей. Способ крепления подобен вышеописанному.

Как уже сказано, в зимний период остов закрывался покрышкой, сшитой из кожи, предварительно, для приобретения водоупорных свойств, продымленной. Для одной покрышки необходимо было забить 6–7 оленей. Ее крой представляет трапецию. К углам пришиваются ремешки, при помощи которых она крепится к жердям остова (рис. 6). В случае отсутствия шкур остов покрывали широкими пластинами лиственничной коры. В летний период чумы закрывали берестяными полотнищами (6 и более штук). Одно полотнище прямоугольной формы шьется сухожильными нитками из кусков бересты, предварительно вываренной в щелочной воде (с добавлением золы). На жерди остова они укладываются ярусно, первоначально нижние, затем верхние. Такой прием не позволяет попадать дождевой воде внутрь помещения. Поверх любой покрышки укладывается второй ряд жердей, которые фиксируют ее (рис. 7). В зимний период внешний ряд укладывается плотнее из большего числа жердей (рис. 8).

В чуме нет окон. Свет проникает через дымник – пространство в верхней части сооружения, не закрытое покрышкой. Дымник многофункционален. Помимо его основного предназначения – выводить дым и пропускать дневной свет, он также выполняет роль солнечных часов, работающих, естественно, исключительно в солнечные дни. По двигающемуся лучу солнца и освещающему в разные периоды дня конкретные жерди остова люди условно определяли время суток.

Вход в жилище-чум имеет несколько вариантов. Наиболее простой представлен отворачивающимся углом мягкой покрышки (рис. 9). Другим вариантом является деревянная рама трапециевидной формы, которая вставляется между жердями остова (рис. 10). К ее продольной стороне крепится дверь – такая же рама, но меньших размеров, обтянутая шкурой, либо просто шкура. Дверная рама закрепляется при помощи двух шипов, верхнего и нижнего. Шипы помещаются в углубления, вырезанные на поперечных планках внешней рамы.

В таежной полосе, где дерева всегда в достатке, коренное население не разбирало остовы чумов. Отдельной горкой на стоянке складывались верхние жерди, фиксирующие покрышку. В любой момент прибывшая на место стоянки семья могла, накинув покрышку, быстро обустроиться. Такие остовы до сих пор стоят на бескрайних просторах горной тайги Восточного Саяна и Средне-Сибирского плоскогорья. А в степных и тундровых условиях жилища при перекочевках разбирались и перевозились на новое место. Если позволяли условия и рядом имелись необходимые деревья, семья выбирала из всего комплекта только несущие жерди (вместе с таганной).

Покрышкой для бурятской юрты служат кошмы, выполненные из сбитой овечьей шерсти. Существуют определенные правила в последовательности покрытия остова, заключающиеся в том, чтобы края кошм накладывались друг на друга. Сначала закрывают подветренную сторону, затем наветренную. Кошмы удерживаются на вертикальных решетчатых стенках при помощи волосяных конских веревок, которыми в два-три горизонтальных ряда опоясывают жилище с внешней стороны. В последнюю очередь укладываются кошмы на перекрытие свода, с соблюдением того же правила. При этом их края должны свисать на стенки. Кошмы крепятся волосяными веревками, которые прижимают их к перекрытию. Одна из веревок фиксирует свисающие на стенки их края. В завершении поверх дымника набрасывается отдельная кошма, которая ремешком или веревкой соединена с шестом, находящимся внутри помещения. При его помощи хозяйка открывает (закрывает) дымник. Очаг, в отличие от описанного в чуме, не имеет таганной жерди, посуда ставится на три камня-валуна, между которыми разводится костер.

Очень похожее сооружение имеют эвены. Оно сочетает в себе две описанные конструкции – чума и юрты. Несущими являются две пары жердей, каждая из которых сцеплена в развилку, либо посредством сквозного отверстия в одной из них. Эти пары ставятся крестообразно, так, что прикомлевые их части на поверхности почвы фиксируют углы условного квадрата. К двум жердям прикрепляется одна горизонтальная, являющаяся таганом. Так же как и при установке несущих жердей чума, таганная жердь играет роль дополнительной сцепки. Затем по кругу устанавливается стенка в виде очень редкой решетки, образованной из коротких жердей. Их комлевые концы имеют сквозные отверстия, через которые продернут ремень. В последнюю очередь закрепляются жерди свода, которые тонким концом заводятся в замок, созданный верхними концами несущих жердей, а утолщенным концом фиксируются при помощи короткой палочки, соединяющей перекрещенные вершины жердей, образующих боковую решетку (рис. 12).

Покрышками на остов являются оленьи шкуры (в зимний период) или дымленая кожа (ровдуга). Для их создания необходимо забить 10–12 оленей. На морском побережье в качестве покрытия пользуются рыбьей кожей. Пропитанная жиром, она более светлая и не пропускает влагу.

С проникновением в Сибирь русского населения появился иной материал, который с удовольствием стали использовать вместо традиционных покрышек. Прежде всего, следует назвать брезент. Как и ровдуга он не пропускает влагу, такой же тяжелый, как и шкуры. Однако при наличии брезента отпадала необходимость (на какое-то время) забивать оленей. Вторая половина XX столетия познакомила этносы с еще одним видом материала, но не обладающим прочностью, – полиэтиленом. В тайге Восточного Саяна мы неоднократно видели остовы чумов, покрытые прозрачной пленкой. Действительно, всем хороша пленка. В таком жилище светло, тепло, сухо, но срок ее годности очень короток, не хватает даже на один месяц.

Внутреннее устройство каркасного жилища

Работая в разные сезоны года на территории Тофаларии, мне довелось убедиться на собственном опыте, что человечество придумало действительно уникальную конструкцию, хрупкую на вид, но очень удобную в действии. Она закрывает от ветра, дождя и снега. В ней можно высушить абсолютно мокрую одежду и даже пуховые спальники. Здесь вдоль наклонных стен равномерно распределяется тепло костра и уютно шуршат, потрескивая, угольки. Отсюда не хочется выходить в непогоду. А в ясную ночь между жердями дымника в чум заглядывают звезды. И если в течение долгой зимней ночи поддерживать огонь, то температура внутри жилища не будет опускаться ниже +10° С.

Традиционное жилище (и каркасное в том числе) в культуре этносов являло собой не только островок спасения, который согревал. Оно аккумулировало представления об окружающем мире и было его уменьшенной копией, другими словами – моделью.

Таким образом, по вертикали жилище отражало трехчастную Модель Мира. Располагаясь зачастую входом на юг (или восток), оно условно внутри делилось на две части – восточную и западную (северную и южную). Это значит, что при его установке задействовалась горизонтальная четырехчастная система Модели Мира, соответствующая сторонам света. Каждое из направлений семантически соответствовало определенному понятию:

– восток: утро, весна, молодость, начало;

– юг: день, лето, зрелость, тепло;

– запад: вечер, осень, старость, конец;

– север: ночь, зима, смерть, холодно.

Таким образом, становится понятным долговременность существования каркасного жилища, ибо в его основе лежит не только функциональное действие (удобство, комфортность в использовании), но и духовная сторона, связанная с определением места человека в окружающем его пространстве.

Василевич Г.М. Эвенки: историко-этнографические очерки (XVIII – начало XX в.). – Л. : Наука, 1969.

Кочешков Н.В., Самар А.П., Туголоуков В.А. История и культура эвенов: историко-этнографические очерки. – СПб : Наука, 1997.

Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. – Новосибирск : Наука, 1988.

Мельникова Л.В. Тофы: историко-этнографический очерк. – Иркутск, 1994.

Попов А.А. Жилище // Историко-этнографический атлас Сибири. – М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1961. – С. 131–226.

текст, фото Лариса Мельникова

журнал "проект байкал/project baikal"
№21 2009 год стр. 159-163

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции