Золотуха это инфекционное заболевание

Самая актуальная и полезная информация родителям о детях и их правльному воспитанию

Золотуха у взрослых, симптомы и лечение

Сама по себе золотуха у взрослых встречается крайне редко, чаще всего золотухой заболевают дети возрастом до десяти лет. Но если всё же, если взрослый заболеет, то симптомы будут выражаться ярче, и сама болезнь может походить сложнее. Золотуха относится к категории кожных заболеваний, которые проявляются вследствие неправильного обмена питательных веществ в организме человека. Существует несколько факторов, при наличии которых может развиться золотуха у взрослых.

Заболеть ею не так уж и просто, только при удачном слиянии нескольких факторов можно ожидать появления этой болезни. Такие решающие факторы, как неправильное и нерациональное питание, неподходящие бытовые условия для организма определенного человека, общая слабость организма, например, впоследствии другого заболевания. Но одним из главных и решающих факторов, которые могут привести к заболеванию золотухой является наследственность, если ваши кровные родственники обладают предрасположенностью к золотухе, то вполне вероятно, что у вас она тоже есть.

Также, в большинстве случаев болезнью страдают люди, родители которых болели тяжелыми формами разнообразных заболеваний, серьезно увеличивается возможность заболеть золотухой, если ребенок вырос на искусственном питании, в таком случае он не перенимает у матери иммунитет к большинству заболеваний, в том числе и к золотухе.

Симптомы и признаки золотухи

Золотуха за ухом

Само по себе заболевание золотуха – это кожное заболевание, которое может, проявляется в нескольких местах на теле. Чаще всего золотуха появляется за ушами, но возможно её появление на части головы, которая покрыта волосами, также могут наблюдаться очаги на лице и других частях тела. Не стоит недооценивать серьезность заболевания, потому как запущенная форма золотуха может дать серьезное осложнение, и стать причиной даже туберкулеза. Золотуха проявляется в виде сыпи и золотистых очагов воспаления. Если снять золотистую корочку, то под ней можно обнаружить ровную поверхность красного цвета с возможными выделениями, это означает что воспалительный процесс идет полным ходом, и нужно незамедлительно приступать к лечению.

Золотуха вызывает у больного очень сильный зуд в области воспаления, но чесать воспаленные места нельзя ни в коем случае, потому как это приведет к быстрому распространению сыпи и очагов воспаления по телу. При появлении таких симптомов необходимо незамедлительно обратится к врачу и пройти полное медицинское обследование, потому как это заболевание имеет схожие симптомы с болезнью под названием стоматит.

Как упоминалось раньше, существует заболевание под названием стоматит, которое иногда путают с золотухой. Но стоматит чаще всего распространяется на внутреннюю полость рта и другие слизистые оболочки, внешне она напоминает золотуху, но на коже проявляется крайне редко. Как причины заболевания, так и способы лечения сильно отличаются, поэтому для уверенности необходимо посетить доктора.

Головной фавус (парша) – это ещё одно заболевание, которое часто путают с золотухой. Основное отличие этих болезней состоит в том, что шелушение должно быть бледновато-серым, неправильной формы и вызывать сильный зуб у взрослого. При золотухе волосы остаются здоровыми, чего нельзя сказать о головной парше. Для уверенности можно сравнить симптомы болезни с фото, которые представлены, но лучше идти к врачу, который точно определит диагноз.

Как лечить золотуху

Если вы обнаружили золотуху у себя или ребенка, то лечение стоит начинать незамедлительно, потому как данное заболевание может дать осложнения и вызвать туберкулез. Первым делом нужно кардинально изменить рацион больного, потому как это первая причина заболевания. Далее необходимо максимально улучшить бытовые условия проживания больного, это так же играет очень важную роль во всем процессе лечения. Следует начать употреблять продукты с высоким содержанием всех групп витаминов. Очень полезными являются овсяные каши, следует ежедневно принимать в больших количествах морковный сок и сок репы, очень действенными показали себя чай из листьев черной смородины, а так же желудевый кофе и блюдо, изготовленные из крапивы.

Так же существенно ускорит процесс выздоровления ежедневное принятие рыбьего жира в жидком виде, вполне достаточно будет одной столовой ложки в сутки. После прохождения медицинского осмотра врач назначит препараты, которые будут приводить в норму процесс обмена веществ в организме больного, но также можно использовать вспомогательные средства, такие как баня, разнообразные массажи и сауны, все, что нормализует обмен веществ и процесс кровообращения в организме больного.

Золотуха у взрослых – борьба народными средствами

Мы настоятельно рекомендуем начинать любое лечение только после консультации у врача, на приеме вы можете поинтересоваться у врача, можно ли начинать лечение тем или иным препаратом, который советуют использовать народные целители, и не будет ли это наносить вред здоровью. Ниже наведено несколько примеров отваров и настоек, которыми народные целители рекомендуют лечить золотуху.

Первый настой, который советуют народные лекари – это настой из золототысячника. Вам необходимо взять одну часть зoлoтотысячника зонтичного, одну часть шишек хмеля, такую же часть травы череды, одну часть корневища пырея ползучего, а так же часть цветков календулы лекарственной. Полученную сухую смесь тщательно перемешать и измельчить, затем поместить в термос, залить одним стаканом кипятка и настаивать в течение 4 часов. Затем полученный отвар необходимо остудить и процедить через марлю.

Детям необходимо принимать отвар по 2 – 3 десертные ложки, три раза в день, взрослому необходимо выпить стакан отвара за три раза в течение дня, за полчаса до приема пищи. Очень важно в отвар не добавлять сторонних ингредиентов, потому как они могут вступить в нежелательную реакцию с остальными ингредиентами.

Многие народные знахари и даже профессиональные врачи рекомендуют такие обыкновенные настойки и отвары, которые можно найти на любом огороде:

Специальный настой, который изготовлен из травы фиалки трехцветной, благодаря наличии в нем специального эфирного масла. Этот настой приобрел популярность как антибактериальный и противовоспалительный лекарственный настой, который широко используется не только в народе, но и в традиционной медицине. Этот настой необходимо залить кипятком, который кипятился в течение 20 минут, и настоять два часа. Необходимо принимать по одной столовой ложке детям, три – четыре раза в сутки. Взрослому больному выпить за четыре подхода, в течение суток, перед приемом пищи.

Листья мать-и-мачехи, настоянные в кипятке, каротиноиды, которые находятся в данном растении в большом количестве, вместе с дубильными маслами, помогают успокоить даже самый сильный воспалительный процесс, действуя на саму причину его происхождения. Взрослому выпить стакан настоя в течение дня, ребенку принимать по одной столовой ложке четыре раза в день до еды.

Отвар из листьев лекарственной вербены, отвар широко известен своим лечебным действием против атеросклероза и золотухи. Засушенные листья необходимо залить стаканом кипятка, и варить на водяной бане в течение десяти – пятнадцати минут. Принимать взрослым и детям по две столовые ложки три – четыре раза в сутки.

Ванны против золотухи

При лечении болезни золотуха у взрослых и детей, широко применяются ванны из лекарственных растений, потому как таким путем лекарственные растения быстрее проникают к очагу заболевания. Существует насколько самых популярных растений для приема лечебных ванн, вот некоторые из них:

1. Отвар из корней аира болотного.
2. Горячая ванна со свежего отвара фиалки трехцветной.
3. Тонизирующая ванна с добавлением коры из дуба.
4. Бодрящая ванна с добавлением эфирных масел чайного дерева.
5. Расслабляющая ванна из простого отвара можжевельника, желательно использовать плоды.
6. Ванна с отвара цветков ромашки аптечной.
7. Ванна с добавлением отвара из листьев грецкого ореха.

При таком заболевании больному рекомендуется намазывать очаги свежим соком листьев лопуха обыкновенного, сок этого растения способствует быстрому заживлению и снятию воспаления с участков проявления болезни. Точно таким же способом применяется сок из свежих листьев дурнишника обычного, или же сок корней ириса.

Медикаментозное решение проблемы золотухи

Чаще всего золотуха у взрослых имеет общие симптомы с туберкулезом, и проявляется в виде сыпи на лимфатических узлах и в области шеи. Так как возбудителем золотухи является туберкулезная инфекция, соответственно и курс лечения проходит тяжело и длительно. Само лечение заключается в длительном курсе приема антибиотиков, весь курс может длиться около года. Самыми популярными препаратами, которые используются для полного курса лечения, являются: этамбутол, пиразинамид, изониазид, рифампицин. Если же природа заболевания иная, то и курс лечения гораздо короче, и само заболевание проходит легче, и препараты используются совершенно иные, и даже более того, если золотуха у взрослого находится на начальных стадиях, то существует вероятность, излечиться при помощи мазей. Но большинство врачей всё же рекомендуют пройти полный курс приема антибиотиков, потому как данное заболевание может иметь схожие симптомы со стоматитом, лечение которого производится только антибиотиками.

Какой бы тип лечения вы не выбрали, необходимо в первую очередь пройти полное обследование у врача, и сдать все требуемые анализы.

Веселая масленица для детей — организовать ее вам поможет студия “Е-Праздник” в Екатеринбурге.

Золотуха, скрофулёз — устаревшее название, соответствующее современным представлениям об экссудативном диатезе и/или наружном туберкулёзе (кожи, слизистых, лимфоузлов). В связи с несовершенством медицинских методов диагностики ранее за золотуху принимали самые различные заболевания, связанные с поражением кожи, лица, шеи и даже глаз. В настоящее время в связи с качественным улучшением медико-санитарных и гигиенических мер скрофулёз встречается довольно редко (чаще всего в детско-подростковом возрасте), однако ранее болезнь, известная со времён Античности, согласно источникам Средних веков и Нового времени, во многих регионах была распространённой хронической болезнью.

Содержание

Описание


При болезни наблюдались поверхностные язвочки с мягкими краями, зернистым, легко кровоточащим дном, окружённым ободком инфильтрата, в зоне которого отчётливо выявляются бугорки; иногда воспалительные явления становятся более выраженными, очаг покрывается корками, при инфицировании — гнойными. Часто язвенные формы встречаются на слизистых или на участках кожи, граничащих с ними, а также на шее и лице больного (наиболее распространённая локализация) [4] . Заболевание редко бывает смертельным, хотя оставляет на теле заметные следы в виде рубцов [5] [6] .


Так как здоровая кожа человека является неблагоприятной средой для жизнедеятельности палочки Коха и в связи с улучшением санитарно-гигиенических мер, туберкулёз кожи в настоящее время встречается довольно редко, чаще всего им болеют дети и подростки. Развитию инфекции способствуют различные иммунные и сосудистые нарушения, гормональные дисфункции, нарушения обмена веществ, неблагоприятные социальные и бытовые факторы (плохое питание, курение, алкоголизм и т. п.) [4] .

Болезнь поражает кожные покровы, слизистые оболочки, кости, суставы, отдельные органы чувств и особенно лимфатические железы (опухание их, переходящее часто в нагноение). При этом на коже выступают самые разнообразные сыпи, лишаи, экземы, гнойнички. Наиболее характерное проявление болезни проявляется в поражении лимфатических желез, костей, подкостницы и суставов. Железы первоначально припухают, воспаляются, увеличиваются в объёме, становятся болезненными, нагнаиваются, при этом образуются большей или меньшей величины нарывы, вскрывающиеся наружу — так называемые золотушные язвы. После их заживления остаются стянутые, обезображивающие лучистые рубцы (на шее они могут даже ограничивать её движения): рубцы неровные, с сосочкообразными выступами и характерными мостиками из сохранившихся остатков нормальной кожи [7] [8] . Часто эти нарывы надолго сохраняются в виде больших узловатых опухолей, причём болезнь захватывает всё большее и большее число желез, так что, сливаясь вместе, они образуют на шее опухоль величиной с кулак.

Исторические сведения




Народ зовёт
Её тут немощью. Угодник Божий —
Король с ней производит чудеса.
Я сам бывал свидетелем нередко,
С тех пор как в Англии. Не знаю, чем
Он вымолил у Неба эту силу.
Но золотушных в язвах и прыщах,
Опухших, гнойных и неизлечимых
Он лечит тем, что молится за них
И вешает монетку им на шею.
Я слышал, будто этот чудный дар
Останется в роду его.

— У. Шекспир. Макбет. Акт 4, сцена 3; перевод Б. Л. Пастернака.


В начале XVI века королевское чудо в государствах, расположенных на обоих берегах Ла-Манша, переживает пору своего расцвета. В этот период к французским королям из династии Валуа больные шли тысячами, причём это относилось не только к их подданным, но и к больным из соседних исторических государств: Испании, Португалии, Италии, Германии, Швейцарии, Нидерландов [2] . Короли Людовик XIII, Людовик XIV совершали этот обряд в дни всех великих празднеств. То же можно сказать и о английских королях династии Стюартов.



В конечном счёте это возрождение архаического обряда, поднятого на смех философами предыдущего столетия, было признано неуместным представителями почти всех партий, за исключением нескольких фанатичных ультрароялистов. Накануне коронации и, следовательно, до того, как Карл Х принял окончательное решение насчет возложения рук, Шатобриан, если верить его „Замогильным запискам“, занёс в свой дневник следующие слова: „Руки, способной исцелять золотуху, нынче на свете нет“.

Предполагается, что обращение королей с целью повышения своего авторитета среди своих подданных именно к этой болезни было вызвано особенностями её протекания. Болезнь характеризуется ритмичностью и относительной мягкостью — за периодами обострения и рецидива болезни обычно наступали периоды её некоторого ослабления, что способствовало вере в этот ритуал [10] .


Если кому-то показалось, что он нечаянно взял пищу табуированными руками, он усаживался перед вождём и, взяв его за ногу, прижимал её к своему животу, чтобы находящаяся в желудке пища не причинила ему вреда и не привела к распуханию и смерти. Итак, золотуха рассматривалась на острове Тонга как результат принятия пищи табуированными руками. Можно предположить, что страдающие золотухой лица прибегали к прикосновению к царственной ноге как к лекарству от болезни. Напрашивается очевидная аналогия с древним английским обычаем излечивать больных золотухой прикосновением руки короля. Это позволяет допустить, что своим названием — „королевская болезнь“ — золотуха как у англичан, так и у тонганцев обязана верованию, что ею заражались (и от неё вылечивались) путём контакта с его королевским величеством.

— Джеймс Фрэзер. Золотая ветвь [20]

На распространённость проявлений болезни, относимых к золотухе в России XIX века и позднее, указывает частое упоминание и описание её в художественной литературе (М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, В. В. Вересаев, А. И. Куприн, М. М. Зощенко) [3] .

При лечении золотухи в России XIX века рекомендовалось пребывание на воздухе, особенно на берегу моря, морские купания, устранение чрезмерных умственных занятий, хорошее обильное питание, внутрь — рыбий жир, йодистое железо и пр. Местное лечение, часто хирургическое, зависело от рода и степени поражения отдельных органов [7] .

Микобактериальный шейный лимфаденит
Синонимы Золотухи, scrophula, зоб, зло короля

Золотухи шеи
Специальность Инфекционное заболевание

Микобактериальные шейки лимфаденит , также известный как золотухе , относится к лимфаденит шейных лимфатических узлов , связанным с туберкулезом , а также нетуберкулезными (атипичной) микобактерий .

содержание

болезнь

Золотухи это термин , используемый для лимфаденопатиой шеи, как правило, в результате инфекции в лимфатических узлах , известных как лимфаденит . Это может быть вызвано туберкулезными или нетуберкулезными микобактерий . Около 95% случаев золотухи у взрослых вызваны микобактерий туберкулеза , чаще всего в ослабленном иммунитете пациентами (около 50% случаев рака шейки туберкулезной лимфаденопатии). В иммунокомпетентных детях, золотуха часто вызываются атипичный микобактериями ( Mycobacterium scrofulaceum ) и другими нетуберкулезными микобактерий (НТМ). В отличии от взрослых случаев, только 8% случаев у детей являются туберкулезным.

При резком снижении туберкулеза во второй половине 20 - го века, золотуха стала менее распространенным заболеванием у взрослых, но остается распространенными среди детей. С появлением СПИДА , однако, показал всплеск, и в настоящее время страдает около 5% от сильно ослабленного иммунитета пациентов.

диагностика

Диагноз обычно выполняются игла аспирационной биопсии или эксцизионной биопсией массы и гистологической демонстрацией окрашенных кислотоустойчивых бактерий в случае инфекции микобактерий туберкулеза ( Циля-Нильсен ), или культурой НТМА , используя специфический рост и окрашивание методы.

Классическая гистологическая картина золотухи особенность caseating гранулемы с центральным бесклеточным некрозом (творожистый некроз) , окруженным гранулематозным воспалением с многоядерными гигантскими клетками . Несмотря на то, туберкулезный и нетуберкулезной лимфаденит морфологический идентичен, картина несколько отличается от других причин бактериального лимфаденита.

лечение

Прогноз

При адекватной терапии, клинической ремиссии практически 100%. В НТМ инфекций, с адекватным хирургическим лечением, клиническая ремиссия больше, чем 95%. Рекомендуются, чтобы лицо, в тесном контакте с больным человеком, например, членами семьи, пройти тестирование на туберкулез.

история

Слово происходит от средневекового латинского золотухи , уменьшительное от Scrofa , означающего расплода свинью .

В средние века считалось , что королевское прикосновение , прикосновение к государю Англии или Франции, может вылечить болезни из - за божественное право монархов . Генрих VI Англии , как утверждается, вылечили девочку с ней. Поэтому золотухи были также известны как зло короля . С 1633 года Книга общей молитвы в англиканской церкви содержится церемония для этого, и это было традиционным для монарха (короля или королевы) представить прикоснулся человека монету - как правило, ангел , золотая монета значение которой варьировала от приблизительно 6 шиллингов до 10 шиллингов. В Англии эта практика продолжалась до начала 18 - го века, и была продолжена по Jacobite претенденток до исчезновения Дома Стюарта со смертью самозванца Генри IX . Король Генрих IV Франции , как сообщается , как часто трогательные и исцеления целых 1500 особей в то время.

Травник Калпепер (1616-1654), как утверждается, пролечили его дочь за золотухи с меньшей чистотела , и вылечить ее в течение недели.

В 18 - м веке, Элизабет Пирсон, ирландский травник, предложил лечение золотухи с участием трав и припарки и экстракт овоща, и в 1815 году, сэр Джерард Noel представил ходатайство в Палату общин , защищающую ее лечение. В 19 веке в Соединенных Штатах, патент медицина Swaim в Panacea рекламировали вылечить золотухи.

В 1768 году англичанин Джон Морли подготовил справочник под названием Эссе о природе и лечении Scrophulous расстройств, которые обычно называют Зло короля . Книга начинается с перечислением типичных симптомов и признаков , как далеко продвинулась болезнь. Затем он идет в деталь с рядом примеров, описывающих конкретный случай пациента, различных обработок , используемых и их эффективности. Сорок второй выпуск был напечатан в 1824 году.

В 1924 году французский историк Марк Блох написал книгу об истории королевского прикосновения: The Royal Touch: Священная монархия и золотухи в Англии и Франции (оригинал на французском языке).

Итак, совершенно точно мы можем утверждать следующее: Роберт Благочестивый, второй король из династии Капетингов, слыл среди своих дружинников чудотворцем, способным исцелять больных; его преемники унаследовали от него эту способность; однако, передаваясь из поколения в поколение, этот династический дар постепенно видоизменялся, или, вернее, конкретизировался: в умах укоренилась идея, что возложение рук короля помогает не от всех болезней, но исключительно от одной из них, впрочем весьма распространенной, – а именно золотухи; полностью эта трансформация совершилась в царствование Филиппа I, который приходился Роберту родным внуком.

Таким образом, нам удалось с большим или меньшим правдоподобием описать, как возник во Франции обряд исцеления золотухи посредством возложения королевских рук. Остается лишь понять происхождение – в прямом смысле слова – этого обряда, то есть объяснить, как получилось, что в королях стали видеть врачевателей-чудотворцев. Однако сейчас еще не время производить эти разыскания. Дело в том, что феномен королевского чуда принадлежит Англии в такой же мере, что и Франции; изучая его происхождение, нельзя уделять внимание лишь одной из этих стран, пренебрегая другой. Если нас интересует, отчего целительный обряд возник во Франции в некий определенный момент, не раньше и не позже, то попытаться дать ответ мы можем лишь после того, как выясним, когда тот же обряд появился в Англии; в противном случае у кого-то может возникнуть подозрение, что французские короли просто-напросто подражали своим соперникам с другого берега Ла-Манша. Если же нас интересует понятие о королевской власти, выражением которого является целительный обряд, то оба народа, и французский и английский, исходили из одних и тех же коллективных представлений. Следовательно, прежде всего нам следует подвергнуть английские источники тому же критическому рассмотрению, какому мы только что подвергли источники французские.

В конечном счете ни мыслителям эпохи Возрождения, ни их ближайшим преемникам так и не удалось дать королевскому чуду удовлетворительное объяснение. Ошибка их заключалась в том, что они не умели правильно поставить проблему. Они слишком плохо знали историю человеческих обществ, чтобы определить, насколько велика сила коллективных иллюзий; сегодня мы осведомлены об этой удивительной силе куда лучше. Старая история, так мило рассказанная некогда Фонтенелем, повторяется в обществе вновь и вновь. Сущность ее заключается в следующем: у одного мальчика в Силезии вырос во рту золотой зуб; ученые предложили тысячу объяснений этого чуда; наконец кто-то решил заглянуть в чудесную челюсть и обнаружил, что к обычному зубу ловко приделан кусочек золотой фольги.

Больше того. Конечно, во времена расцвета монархической веры набожные подданные французских и английских королей ни за что бы не согласились с утверждением, что короли эти никогда и никого не вылечили; однако с мыслью, что исцеляются, даже после нескольких возложений рук, далеко не все больные, и французы, и англичане соглашались по большей части вполне охотно.


Мы нынче судим о чуде слишком прямолинейно. Нам кажется, что если уж какой-то человек получил свыше сверхъестественный дар, значит, он может пользоваться этим даром постоянно. Напротив, наши набожные предки, для которых чудеса были делом привычным, смотрели на вещи куда более просто; они не требовали от чудотворцев, будь то короли или святые, покойники или люди здравствующие, постоянной готовности к исполнению чудесной миссии.

В конце концов, золотуху недаром нарекли королевской болезнью: короли излечивали именно ее.


Монахини из богадельни святого Маркуля, весьма благонамеренные, однако, пожалуй, чересчур неосторожные, решили проследить за дальнейшей судьбой всех больных, над которыми был совершен обряд. Всего таких было 120 или 130 человек. Из них выздоровело восемь больных, причем насчет троих из этих восьми свидетельства весьма ненадежны. Цифра ничтожно мала: трудно допустить, чтобы пропорция всегда была именно такой.

По всей вероятности, ошибка монахинь заключалась в том, что они слишком поторопились. Пять первых случаев исцеления – единственные, которые могут считаться подтвержденными совершенно точно, – были засвидетельствованы через три с половиной месяца после церемонии; после этого, насколько можно судить, сведений уже никто не собирал. Между тем следовало бы вести наблюдения дальше. Продолжай монахини наблюдать за больными, над которыми 31 мая 1825 г. был совершен чудотворный обряд, они, по всей вероятности, констатировали бы новые исцеления. Терпение прежде всего: люди тех набожных столетий, когда в обществе повсеместно царила вера, помнили это мудрое правило очень твердо.

В самом деле, не стоит думать, будто больные всегда требовали от королей немедленного исцеления. Никто не ожидал, что язвы зарубцуются, а опухоли рассосутся тотчас после прикосновения чудотворной королевской руки. Мгновенные исцеления совершал, по словам агиографов, Эдуард Исповедник. Из королей, царствовавших в более близкие к нам времена, сходные подвиги приписывали Карлу I: так, рассказывали, что некая девушка, из-за золотухи переставшая видеть левым глазом, тотчас после совершения обряда прозрела – хотя и не до конца. В повседневной жизни, однако, подобной стремительности никто не требовал.

С другой стороны, нередко результат чудотворного обряда оставался лишь частичным. Судя по всему, больные безропотно принимали полуудачи, а вернее сказать, мнимые удачи. 25 марта 1669 г. два врача из Оре в Бретани, не моргнув глазом, выписали удостоверение об исцелении человеку, который, страдая золотухой, удостоился королевского прикосновения, а затем, для вящей надежности, совершил паломничество в Корбени, вследствие чего все его язвы затянулись – кроме одной. Современный ученый в этом случае констатировал бы: исчезли некоторые проявления болезни, но не сама болезнь; она по-прежнему таится в организме страждущего, готовая нанести ему новые удары.

Разумеется, составлявший эту бумагу священник и не подозревал, что из нее можно сделать выводы, неблагоприятные для монарха. Твердую веру не так легко смутить. Я уже упоминал выше некоего жителя городка Веллс в графстве Сомерсет; человек этот, которого звали Кристоф Лоуэл, в 1716 г. отправился к Претенденту в Авиньон и, говорят, был Претендентом вылечен; исцеление это вызвало огромный восторг в якобитских кругах и положило начало злоключениям историка Карта; между тем мы можем утверждать совершенно точно, что бедняга Лоуэл заболел вновь, отправился, исполненный веры, вторично искать помощи у своего государя и умер в дороге. Наконец, следует учитывать и рецидивы иного рода, которые медицина ушедших столетий была вообще почти неспособна распознать.

Одним словом, выздоравливала – зачастую не полностью или временно – только часть больных, причем в большинстве случаев выздоровление наступало спустя много дней, а порой и месяцев после совершения обряда.

Меж тем вспомним, что, собственно говоря, представляла собою болезнь, которую якобы умели чудесным образом исцелять короли Франции и Англии. В те времена, когда короли выказывали свой чудотворный дар, врачи не располагали ни четкой терминологией, ни надежными методами для установления диагноза. Достаточно познакомиться со старинными трактатами, такими, например, как трактат Ричарда Уайзмена, чтобы убедиться, что золотухой тогдашние врачи зачастую называли великое множество различных заболеваний, в том числе и весьма безобидных; заболевания эти спустя какое-то – порой довольно короткое – время проходили сами собой. Впрочем, оставим в стороне эту мнимую золотуху и будем рассматривать только золотуху подлинную, имеющую туберкулезную природу; ведь среди больных, являвшихся за исцелением к королю, большинство страдало именно ею. Золотуха – болезнь, которую вылечить нелегко; у больных, даже если они кажутся выздоровевшими, часто случаются рецидивы, и порой несчастным до конца жизни так и не удается окончательно справиться с этим недугом. Однако та же самая золотуха – болезнь, которая, временно отступая, легко создает у больных иллюзию полного выздоровления, ибо внешние ее проявления: опухоли, фистулы, нагноения, – часто проходят сами собой, с тем чтобы вскоре появиться вновь на том же либо на другом месте.

Если подобное временное выздоровление или (вещь, разумеется, редкая, но не совершенно невозможная) полное избавление от болезни наступало через некоторое время после того, как над больным был совершен целительный обряд, этого оказывалось уже вполне достаточно для оправдания веры в чудотворную власть королей. Набожным подданным французских и английских королей большего, как мы видели, и не требовалось. Вероятно, никому бы в голову не пришло узреть в таком исцелении чудо, если бы люди не были заранее приуготовлены к тому, что от королей следует ожидать чудес. Однако – стоит ли об этом напоминать? – именно этого от них все и ожидали. Народное сознание не расставалось с верою в священный характер королевской власти, унаследованной от древнейших времен и подкрепляемой обрядом помазания и всем богатством монархических легенд, которыми очень умело пользовались иные хитроумные политики, впрочем, сами разделявшие всеобщие предрассудки. Между тем не бывает святых, не совершающих чудесных деяний; не бывает священных особ или вещей, не наделенных сверхъестественной мощью; да и вообще, разве в том чудесном мире, в котором существовали – а точнее, думали, что существуют, – наши предки, могло отыскаться хоть одно явление, которое нельзя было бы объяснить причинами, выходящими за рамки естественного порядка вещей?

Во Франции при династии Капетингов и в Англии при нормандской династии нашлись государи, которые однажды вздумали – а может быть, им это подсказали их советники? – укрепить свой весьма зыбкий престиж, выступив в роли чудотворцев. Убежденные в том, что их сан и происхождение сообщают им святость, государи эти, очевидно, считали подобные притязания вполне естественными. Вскоре короли заметили, что страшная болезнь подчас проходит от прикосновения их руки, которую все подданные почти единодушно почитали священной. Как же могли они не обнаружить между этими двумя событиями причинно-следственную связь и не усмотреть в подобном исцелении – подлинном или мнимом – искомое чудо? Вера в чудо возникла потому, что все этого чуда ожидали. Вера в чудо обрела долгую жизнь по этой причине, а также потому, что последующие поколения верили свидетельствам предыдущих, которые, как им представлялось, были основаны на опыте и потому казались неопровержимыми. Что же до случаев, – по всей видимости, весьма многочисленных, – когда августейшим пальцам не удавалось изгнать болезнь, о них очень скоро забывали. Таков счастливый оптимизм набожных душ.

Итак, трудно увидеть в вере в королевское чудо что-либо, кроме плода коллективного заблуждения – впрочем, куда более безобидного, чем все другие заблуждения, которыми так богата история человечества. Английский врач Карр еще при Вильгельме Оранском пришел к заключению, что, как бы мы ни оценивали действенность возложения рук, одно преимущество этого способа лечения неоспоримо: вреда он не приносит, чем выгодно отличается от многих других лекарств, которые старинная фармакопея предлагала золотушным. Возможность прибегнуть к этому чудесному врачеванию, повсеместно считавшемуся весьма эффективным, наверняка уберегла иных больных от процедур куда более опасных. В этом смысле мы, пожалуй, вправе сказать, что не один несчастный был обязан государю своим спасением.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции