Занятие по безопасности в доу клещевой энцефалит

Новости о детях

Цель: закрепление знаний у воспитанников о лесных клещах, о профилактике клещевого энцефалита

- Что такое клещевой энцефалит? (Ответы детей)
- Клещевой энцефалит – острое заболевание людей, протекающее с воспалением центральной нервной системы. Возбудителем и переносчиком его является мельчащий организм из группы вирусов – это лесной клещ. Передача вируса от клеща человеку происходит при укусах, которые наносят в основном только самки клещей. Устроившись на самом концу ветки или травинки, клещ вытягивает вперед переднюю пару ног, где у него расположены органы обоняния. Поводя ими в воздухе, ждет, пока кто-нибудь не пройдет мимо. При приближении к нему в плотную зверька, птицы или человека клещ прицепляется к жертве передними ногами. Перебравшись на человека, клещ ползет вверх, пока не доберется до открытых участков кожи. Чаще всего клещ присасывается на спине, груди, голове, реже на других участков тела. Укус клещей почти всегда безболезнен. Однако на второй и третий день место укуса становится болезненным. Через 6-15 дней после присасывания клеща начинается заболевание: повышается температура, появляется головная боль, тошнота и рвота. Иногда перед началом болезни бывает общее недомогание, потеря аппетита, плохой сон. Клещевой энцефалит может привести к частичной или полной инвалидности. Возникновение заболевания часто зависит от длительности присасывания зараженного клеща. Чем раньше присосавшийся клещ будет замечен и снят с тела, тем меньше опасности заразиться.

- Как правильно удалить клеща? (Ответы детей)
- Если на теле обнаружен присосавшийся клещ, его необходимо снять, предварительно смазав любым маслом. Снимать клеща нужно осторожно, потягивая его тело влево или вправо, постепенно освобождая хоботок. Если хоботок оторвался и остался в теле, его удаляют иглой, предварительно конец иглы нужно прожечь и остудить. Место укуса прижигают раствором йода или протирают спиртом.
Скажите, какие правила нужно соблюдать, чтобы оградить себя от укуса клеща? (Ответы детей)
- Для того чтобы предохранить себя от нападения и укусов клещей необходимо соблюдать следующие правила:
а) при посещении леса следует надевать специальную одежду – комбинезон с капюшоном;
б) брюки необходимо заправлять в сапоги, рубаху в брюки и туго затягивать широким поясом;
в) ткань костюма должна быть плотной, гладкой;
г) после посещения леса необходимо самоосмотры или взаимоосмотры одежды и тела.
В нашей стране ежегодно прививают людей от укуса клеща. Введение вакцины под кожу человека создает устойчивый иммунитет к вирусу клещевого энцефалита. Прививки должны, начаты за 1-1,5 месяца и закончены не позднее, чем за 2 недели до направления людей в лес. Прививки проводят весной в течение марта и апреля, но еще лучше начинать их зимой. Для того чтобы в организме выработались защитные средства против клещевого энцефалита, очень важно проводить прививки точно по инструкции, не нарушая указанных там сроков.

- У вас имеются тесты. Вам необходимо ответить на вопросы и выбрать правильные ответы. Время 5 минут.
Тест.
1) Что такое клещевой энцефалит?
- обыкновенное насекомое;
- заразный вирус;
- острое заболевание людей.
2) Когда происходит нападение клещей на человека?
- каждый день;
- когда заходишь в лес.
3) Какой период времени самый опасный для человека?
- все месяца года;
- октябрь;
- апрель;
- конец мая;
- первая половина июня.
4) На какие места кожи чаще всего присасывается клещ?
- на все участки кожи;
- на руки;
- на спину;
- на голову;
- на грудь;
- за уши.
5) Какие признаки заболевания обнаруживаются при укусе клеща?
- повышение температуры;
- головная боль;
- тошнота;
- рвота;
- нет никаких симптомом;
- плохой сон;
- потеря аппетита.
6) Как правильно удалить клеща?
- резко вытащить;
- сначала смазать маслом, а затем удалить;
- вынимать осторожно, чтобы ничего не осталось.
7) Чем необходимо обработать укус клеща?
- не обрабатывать;
- раствором йода;
- протереть спиртом.
8) Чтобы не подвергаться укусу клеща в лесу необходимо:
- не ходить в лес;
- носить специальную одежду, которая плотно прилегает к телу;
- тщательно осматриваться после леса.

- Ребята, теперь я предлагаю вам поменяться работами и проверить друг друга. Правильно ли выполнено задание.

- Молодцы. Я надеюсь, что полученные знания вам обязательно пригодятся в жизни.


Скачать:

Вложение Размер
kleshchi.docx 17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Задачей взрослого является формирование безопасного поведения детей. Необходимо приучать ребёнка к неукоснительному выполнению определенных правил.

C наступлением первых теплых дней после зимы, хочется естественно пообщаться с пробуждающейся природой. Но посещение парка, леса весной и в начале лета сопряжено с высоким риском быть укушенным клещом, а это черева-то заражением таких опасных болезней, как клещевой энцефалит и боррелиоз.

Как происходит заражение клещами:

Находясь на ветках или траве, при приближении животного или человека клещи могут прицепиться к нему, а потом добраться до открытых участков кожи, чаще всего - шея, волосистая часть головы, спина, подмышечные и паховые области и др.

Слюна клеща содержит обезболивающее вещество, поэтому укус его безболезнен, и длительное время незаметен. Вместе со слюной зараженные клещи передают в кровь человека или животного не только вирус клещевого энцефалита, но в некоторых случаях спирохеты, которые вызывают заболевание, клинически сходные с клещевым энцефалитом– клещевой бруцеллез.

Лучшая защита от клещей — это соблюдение техники безопасности:

1. Не рекомендуется без особой надобности залезать в непроходимые чащи низкорослого кустарника (малина, ольха, орешник и т.д.)

2. Перемещаясь по лесной дороге, не срывайте веток (этим действием, вы стряхиваете на себя с основного куста N-ое количество клещей)

3. Ноги должны быть полностью прикрыты (не рекомендуются шорты)

4. Спортивные штаны, трико (желательно с гладкой поверхностью) должны быть заправлены в носки.

5. Обязательно наличие головного убора (кепка, платок)

6. Длинные волосы желательно спрятать под головной убор.

7. После похода по лесу, необходимо проверить (стряхнуть) как верхнюю одежду, так и нижнее бельё.

8. Осмотреть всё тело.

9. Обязательно расчесать волосы мелкой расчёской. Если вы обнаружили ползущего клеща, его необходимо сжечь. Клещи очень живучи, раздавить его невозможно

Если вас или ребенка укусил клещ, постарайтесь как можно скорее обратиться в травмпункт. Там насекомое удалят и проверят, не опасно ли оно, не является ли разносчиком инфекции. Если показаться врачу нет возможности, удалите клеща самостоятельно. Извлекать паразита нужно пинцетом или специальными приспособлениями, делая выкручивающие движения и стараясь не повредить брюшко и хоботок. Помните, если дернуть быстро, велика вероятность, что верхняя половина туловища клеща останется внутри кожи, что чревато воспалением и нагноением.

Как удалить присосавшегося клеща в домашних условиях?

1. Тело клеща осторожно смазывают маслом, и оставляют на 15-20 минут
2. Затем необходимо сделать из прочной нити петлю и затянуть ее у основания хоботка клеща.
3. Придерживая кожу пальцами, покачивая клеща, постепенно вытягивать его, растягивая концы нити в стороны. Можно захватить клеща пинцетом или обернутыми чистой марлей пальцами как можно ближе к его ротовому аппарату и, держа строго перпендикулярно поверхности укуса, повернуть тело клеща вокруг оси, извлечь его из кожных покровов
4. Место укуса необходимо смазать 70% спиртом, 5% йодом, зеленкой или одеколоном.
5. Если клещ удален, а его головка осталась в коже, то нужно обратиться в поликлинику для лечебной помощи. Если обратиться нет возможности, то нужно обработать место 5% йодом и извлечь как занозу.
6. Клещей, снятых с тела, необходимо поместить в пузырек (в крайнем случае сжечь или залить кипятком). Не следует давить их пальцами, т.к. если клещ заражен, то вирус может попасть в организм человека через слизистые носа, глаз и незначительно поврежденную кожу.
7. После контакта с клещами обязательно вымыть руки с мылом.
8. Для определения зараженности клеща необходимо (в пузырьке, банке) доставить его в лабораторию.

Клещи считаются одними из наиболее опасных насекомых в нашей полосе. Дело в том, что они являются переносчиками инфекционных заболеваний: клещевого энцефалита и боррелиоза. Эти вирусные инфекции поражают спинной и головной мозг. Заболевания протекают тяжело, с высокой температурой, судорогами и могут приводить к различным осложнениям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В 2014 году в Ростовской области отмечается крайне неблагополучная эпедемическая обстановка по природно-очаговым инфекциям, в том числе Крымской геморрагической лихорадке. Переносчиками возбудителей п.

У каждого из нас появляется желание вырваться за пределы города, притронуться к просыпающейся весенней природе, насладиться теплыми летним солнцем. Однако прогулка в лес весной или ранним летом может .

Информация о клещах.

Клещи! Как уберечь ребенка? Отправляясь на пикник, в поход или просто на прогулку в парк, помни: у клещей уже начался первый период активности. И продлится он до середины мая. С наступлением жары ситу.

каждого из нас появляется желание вырваться за пределы города, притронуться к просыпающейся весенней природе, насладиться теплыми летним солнцем. Однако прогулка в лес весной или ранним летом мо.

У каждого из нас появляется желание вырваться за пределы города, притронуться к просыпающейся весенней природе, насладиться теплыми летним солнцем. Однако прогулка в лес весной или ранним летом может .


Закрепление знаний у воспитанников о лесных клещах, о профилактике клещевого энцефалита

Скачать:

Вложение Размер
kleshchi.docx 22.05 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО

Подготовила и провела:

21 мая 2019 год

Цель : закрепление знаний у воспитанников о лесных клещах , о профилактике клещевого энцефалита

1) Закрепить и расширить знание детей о лесных клещах , о профилактике клещевого энцефалита

2) Развивать практические навыки детей по оказание первой помощи при укусе клеща .

3) Воспитывать умение безопасного поведения в лесу.

- Ребята, как вы знаете нападение клещей на человека наблюдается ежегодно, начиная с конца апреля. Больше всего отмечается в конце мая и первой половине июня. Посещение парка, леса весной и в начале лета сопряжено с высоким риском быть укушенным клещом , очень важно знать, что клещи концентрируются на лесных дорожках и тропах, поросших по обочинам травой. Здесь их во много раз больше, чем в окружающем лесу. Исследования показали что, клещей привлекает запах животных и людей, которые постоянно используют эти дорожки при передвижении по лесу это черева-то заражением таких опасных болезней, как клещевой энцефалит и боррелиоз.

- Во первых врага надо знать в лицо : вот так выглядит клещ !

Клещи подстерегают свою добычу, сидя на концах травинок, былинок, торчащих вверх палочек и веточек.

При приближении потенциальной жертвы клещи принимают позу активного ожидания : вытягивают передние лапки и поводят ими из стороны в сторону. На передних лапках располагаются органы, воспринимающие запахи (орган Галлера) . Таким образом клещ определяет направление на источник запаха и изготавливается к нападению на прокормителя.

Обосновавшись на животном, клещ выбирает место для питания. В большинстве случаев это область головы и шеи, там, где животное не может достать зубами и уничтожить паразита. Затем он погружает свои ротовые части (так называемый хоботок) в кожу и, прорезая ее, добирается до подкожных кровеносных сосудов, откуда и сосет кровь. Надежно закрепиться ему помогают зубчики на хоботке, направленные назад, и первая порция слюны, которая быстро затвердевает и приклеивает ротовые органы к коже, подобно цементу.

Особенно опасен клещ тем , что его очень трудно заметить из-за микроскопических размеров голодного насекомого, такой клещ размером не больше макового зернышка. Сам клещ – это крошечное существо буро-коричневого оттенка, а личинка и вовсе трудно различима невооруженным глазом. Присосавшись к телу человека, молодая личинка насыщается примерно за двое суток, взрослая же особь, может оставаться на теле до 12 дней и вырасти до размеров шарика диаметром в 2 см.

Когда клещ попадает на одежду человека, он начинает двигаться в поисках места для присасывания, особенно клещам нравятся подмышечные впадины, паховые складки, шея, ушные раковины и кожа головы. Если клещ не был замечен сразу, то неприятные ощущения начинают беспокоить лишь примерно через 1-2 суток, а проявляются они в виде тянущей легкой боли, которая возникает из-за начинающегося воспалительного процесса в месте укуса. Сама ранка, которая остается после клещевого укуса чешется и может долго не заживать.

Физминутка :движения по тексту.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели

Бабочки летали,крыльями махали.

Дружно мы похлопаем, ножками потопаем!

Хорошо мы погуляли, но немножечко устали!

Цикл развития клещей :

Личинки нападают на мелких лесных зверьков и птиц, присосавшись, они сосут кровь 3-4 дня, затем покидают своих прокормителей и уходят в лесную подстилку. Там они линяют, превращаясь в следующую фазу развития – нимф, которые крупнее и имеют уже четыре пары конечностей.

Перезимовав, нимфы аналогичным образом выходят на "охоту", но выбирают себе жертвы покрупнее : белок, бурундуков, зайцев, ежей. Напитавшаяся нимфа через год превращается либо в самку, либо в самца.

Таким образом, цикл развития клеща длится минимум три года, а может затягиваться на четыре-пять лет. За это время клещи питаются всего три раза, при этом из тысяч личинок поучается всего несколько десятков взрослых особей, остальным выжить не удается.

Для человека опасны только взрослые самки и самцы, в то время как личинки и нимфы угрозы не представляют.

При обнаружении присосавшегося клеща нужно обратиться в медицинское учреждение. Если же приходится удалять его самостоятельно , нужно не повредить его и стараться не оборвать хоботок.

Вот, что говорит уважаемый Роспотребнадзор о том, как надо удалять клещей :

o захватить клеща пинцетом или обернутыми чистой марлей пальцами как можно ближе к его ротовому аппарату и, держа строго перпендикулярно поверхности укуса, повернуть тело клеща вокруг оси , извлечь его из кожных покровов;

o место укуса продезинфицировать любым пригодным для этих целей средством (70%-й раствор спирта, 5%-й йод, одеколон) ;

o после извлечения клеща необходимо тщательно вымыть руки с мылом;

o в случае отрыва головки или хоботка клеща (случайно или во время его удаления) на коже остается черная точка, которую необходимо обработать 5%-м раствором йода и оставить до естественной элиминации;

o клеща поместить в емкость с увлажненной водой салфеткой или просто травинкой и по возможности живым доставить в лабораторию для его идентификации и возможной инфицированности возбудителями природно-очаговых инфекций ( клещевой энцефалит , клещевой иксодовый боррелиоз ).

Хранение и доставка клещей с соблюдением вышеуказанных условий возможны только в течение двух суток.

Вы также можете купить, так называемые, акарицидные препараты, убивающие клещей , только в этом случае помните, что их попадание на кожу недопустим.

Желательно поход с ночевкой в палатках отложить до самых жарких месяцев, когда клещи менее активны . Но в любом случае растительность вокруг палатки, а также под ней лучше всего выжечь.

Придя из леса, обязательно осматривайте свое тело и одежду, а также домашних питомцев, которые прогуливались с вами на предмет притаившихся кровососов.

Употреблять в пищу только кипячёное молоко!

Прививка от клещевого энцефалита

Идеальным способом защиты можно считать только прививку от клещевого энцефалита , которая делается в три этапа. Начинать вакцинацию лучше всего зимой или ранней весной, для того, чтобы к моменту активности насекомых в организме успел выработаться иммунитет. Промежуток времени между первой и второй прививкой должен быть от 1 до 7 месяцев (лучше не меньше 5-7 месяцев) . Третью прививку делают через год после того, как сделали первую. Ревакцинацию нужно проводить каждые три года. Существует также экстренная вакцинация, проводящаяся весной и летом, которая проходит в два этапа (через две недели после первой делают вторую прививку) .

Противопоказание к прививке от клещевого энцефалита только одно – это индивидуальная непереносимость яичного белка.

Воспитатель : Ребята будьте осторожны , когда идете на природу!А сейчас мы с вами возьмем бумагу и нарисуем клещей .

Безопасность

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ( ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ВОСПИТАННИКОВ:

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Определить, правильно или неправильно ведет себя че­ловек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка со взрослым или сверс­тником в некоторых случаях можно оценить положитель­но — как стремление отстоять себя и право на свое мнение, поступок.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком — только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффектив­ным. Тем не менее, необходимо выделить такие правила

по­ведения, которые дети должны выполнять неукоснитель­но, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объясне­ния детям этих правил, а затем следить за их выполнением.

Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на ули­це и дома, поэтому главной задачей взрослых является сти­мулирование развития у них самостоятельности и ответствен­ности. В связи с этим традиционные формы обучения, приня­тые в дошкольных образовательных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уде­лять организации различных видов деятельности, направлен­ных на приобретение детьми определенного навыка поведе­ния, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь при­менять в реальной жизни, на практике.

Определяя основное содержание и направление разви­тия детей, составители программы оставляют за каждым дошкольным учреждением право на использование различ­ных форм и методов организации обучения с учетом инди­видуальных и возрастных особенностей детей, социокультур­ных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.

Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии — это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и пред­ставления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и вы­брать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).

Заключительный раздел программы содержит основ­ные принципы ее реализации, рекомендации по планированию работы педагогов и специалистов дошкольного уч­реждения с воспитанниками, а также предложения по вза­имодействию с родителями.

Основные разделы программы

Первый раздел программы:

касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в детском саду.

1.1. 0 несовпадении приятной внешности и добрых на­мерений.

1.2.Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.

1.3.Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.

1.4.Ребенок и другие дети, в том числе подростки.

1.6.Ребенок как объект сексуального насилия.

Второй раздел программы:

Всегда ли общение с природой несет пользу? Что дает самой природе деятельность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что все в мире взаимосвязано.

2.1.В природе все взаимосвязано.

2.2.Загрязнение окружающей среды.

2.3.Ухудшение экологической ситуации.

2.4.Бережное отношение к живой природе.

2.6.Контакты с животными.

2.7.Восстановление окружающей среды.

Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Можете ли вы спокойно оставить ребенка дома? Умение грамотно обращаться с окружающими ребенка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. А тем временем мы, взрослые, стараемся воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности.

О том, как себя вести на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту поведает ребятам третий раздел ОБЖ.

3.1. Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.

3.2. Открытое окно, балкон как источники опасности.

3.3. Экстремальные ситуации в быту.

Как сберечь и приумножить здоровье ребенка? Что делать и чего стоит избегать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность приносила только радость? Четвертый раздел программы рассказывает ребятам об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнит о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе, и важности своевременного обращения к врачу.

Взрослея, человек становится все более ответственным за сохранение и укрепление собственного здоровья. Однако здоровые привычки закладываются именно в детстве, поэтому есть необходимость уделять особое внимание охране здоровья и физическому воспитанию в этом возрасте.

4.1. Здоровье — главная ценность человеческой жизни.

4.2. Изучаем свой организм.

4.3. Прислушаемся к своему организму.

4.4. О ценности здорового образа жизни.

4.5. О профилактике заболеваний.

4.6. О навыках личной гигиены.

4.7. Забота о здоровье окружающих.

4.8. Поговорим о болезнях.

4.9. Инфекционные болезни.

4.10. Врачи — наши друзья.

4.11. О роли лекарств и витаминов.

4.12. Правила оказания первой помощи.

Ответственность за этот аспект лежит на взрослых – родителях, которые в силах помочь ребятам разрешить без потерь конфликтные ситуации и преодолеть негативные эмоциональные последствия страхов, драк, ссор.

Содержание пятого раздела

5.1. Психическое здоровье.

5.2. Детские страхи.

5.3.Конфликты и ссоры между детьми.

Раздел шестой помогает ребятам познакомиться с основными правилами дорожного движения для водителей, пешеходов, велосипедистов, рассказывает о работе ГАИ и учит, что делать, если ребенок потерялся.

6.1. Устройство проезжей части.

6.3.Дорожные знаки для водителей и пешеходов.

6.4.Правила езды на велосипеде.

6.5. О работе ГИБДД.

6.7.Правила поведения в транспорте.

6.8.Если ребенок потерялся на улице.

Курс ОБЖ для дошколят нацелен на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки. На занятиях по ОБЖ дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на нее, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребенок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.

Дополнительные пособия, используемые в ДОУ по формированию основ безопасности у дошкольников

· Азбука безопасности (серия книг) А. Иванов.

· Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная пресса, 2010. -48 с.

· Беседы о правилах пожарной безопасности. Шорыгина Т. –М.: ТЦ Сфера, 2009. -64 с.

· Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лнт.– М.: Т.Ц. Сфера,

· Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. Храмцова Т.Г. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

· Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 24 с.

· Правила дорожного движения: система обучения дошкольников. Авт.-сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С.Александрова. – Волгоград: Учитель, 2010. -219 с.

· Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников. Кононова И.В. – 2-е изд. – М.: Айрис –пресс, 2007. -128 с.

Официальный сайт МКДОУ - детский сад "Чебурашка"

Все права защищены

При использовнии материалов ссылка на сайт обязательна


  • Безопасность
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Клещи- способы защиты и меры безопасности.

Клещ – способы защиты и меры безопасности.

Профилактика укусов клещей

Как правильно одеться, чтобы не стать жертвой клеща. Находясь в местах обитания клещей, избегайте темных тонов в одежде, т.к. клещей труднее заметить на темном фоне. Заправляйте верхнюю одежду в штаны, а штаны в носки. Если нет капюшона – наденьте головной убор.

Проводите профилактический осмотр своей одежды каждые 15 минут, а на привалах по возможности делайте более тщательную проверку, осматривая голову и тела, в особенности выше пояса, клещи чаще всего присасываются именно там.

Пользуйтесь средствами химической защиты от клещей.

После того, как придете домой, снимите одежду вне жилого помещения и тщательно ее осмотрите, обратив особое внимание на складки, швы, карманы.

Оказание первой помощи

При обнаружении клеща на теле необходимо:

  • удалить его пинцетом, ухватитесь за него как можно ближе к коже и медленно вытягивайте (см.рисунок)
  • Если под рукой нет пинцета, используйте перчатки, целлофановую обертку или кусок бумаги, чтобы защитить ваши пальцы.
  • удалив клеща, сразу же вымойте руки;
  • не пытайтесь выжечь клеща из кожи, не смазывайте его бензином или лаком для ногтей и не старайтесь проколоть его булавкой
  • если вам не удалось вытащить клеща, или его челюсти застряли в коже, обратитесь к врачу;
  • вытащив клеща из кожи, поместите его в чистый пенициллиновый пузырек и отправьте на анализ в лабораторию больницы им. Н.В.Соловьева (г. Ярославль. Загородный сад д.11.)
  • промойте поврежденное место укуса на коже водой с мылом.

Памятка для населения

Клещевой вирусный энцефалит и меры его профилактики

Клещевой энцефалит – острое инфекционное вирусное заболевание, с преимущественным поражением центральной нервной системы. Последствия заболевания: от полного выздоровления до нарушений здоровья, приводящих к инвалидности и смерти.

Возбудитель болезни (арбовирус) передается человеку в первые минуты присасывания зараженного вирусом клеща вместе с обезболивающей слюной

Как можно заразиться?

  • при посещении эндемичных по КЭ территорий в лесах, лесопарках, на индивидуальных садово-огородных участках,
  • при заносе клещей животными (собаками, кошками) или людьми – на одежде, с цветами, ветками и т. д. (заражение людей, не посещающих лес),
  • при употреблении в пищу сырого молока коз (чаще всего), овец, коров, буйволов, у которых в период массового нападения клещей вирус может находиться в молоке. Поэтому в неблагополучных территориях по клещевому энцефалиту необходимо употреблять этот продукт только после кипячения. Следует подчеркнуть, что заразным является не только сырое молоко, но и продукты, приготовленные из него: творог, сметана и т.д.,
  • при втирании в кожу вируса при раздавливании клеща или расчесывании места укуса.

Какие основные признаки болезни?

Для заболевания характерна весенне-осенняя сезонность, связанная с периодом наибольшей активности клещей. Инкубационный (скрытый) период длится чаще 10-14 дней, с колебаниями от 1 до 60 дней.

Болезнь начинается остро, сопровождается ознобом, сильной головной болью, резким подъемом температуры до 38-39 градусов, тошнотой, рвотой. Беспокоят мышечные боли, которые наиболее часто локализуются в области шеи и плеч, грудного и поясничного отдела спины, конечностей. Внешний вид больного характерен – лицо гиперемировано, гиперемия нередко распространяется на туловище.

Кто подвержен заражению?

К заражению клещевым энцефалитом восприимчивы все люди, независимо от возраста и пола.

Наибольшему риску подвержены лица, деятельность которых связана с пребыванием в лесу – работники леспромхозов, геологоразведочных партий, строители автомобильных и железных дорог, нефте- и газопроводов, линий электропередач, топографы, охотники, туристы. Горожане заражаются в пригородных лесах, лесопарках, на садово-огородных участках.

Как можно защититься от клещевого энцефалита?

Заболевание клещевым энцефалитом можно предупредить с помощью неспецифической и специфической профилактики.

Неспецифическая профилактика включает применение специальных защитных костюмов (для организованных контингентов) или приспособленной одежды, которая не должна допускать заползания клещей через воротник и обшлага. Рубашка должна иметь длинные рукава, которые у запястий укрепляют резинкой. Заправляют рубашку в брюки, концы брюк – в носки и сапоги. Голову и шею закрывают косынкой.

Для защиты от клещей используют отпугивающие средства – репелленты, которыми обрабатывают открытые участки тела и одежду.

Перед использованием препаратов следует ознакомиться с инструкцией.

Каждый человек, находясь в природном очаге клещевого энцефалита в сезон активности насекомых, должен периодически осматривать свою одежду и тело самостоятельно или при помощи других людей, а выявленных клещей снимать.

Меры специфической профилактики клещевого энцефалита включают:

  • профилактические прививки против клещевого энцефалита проводятся лицам отдельных профессий, работающим в эндемичных очагах или выезжающих в них (командированные, студенты строительных отрядов, туристы, лица, выезжающие на отдых, на садово-огородные участки), жителям эндемичных территорий;
  • серопрофилактику (непривитым лицам, обратившимся в связи с присасыванием клеща на эндемичной по клещевому вирусному энцефалиту территории, а также при получении положительного результата исследования клеща на вирус клещевого энцефалита).

Все люди, выезжающие на работу или отдых в неблагополучные территории, должны быть обязательно привиты.

Где и как можно сделать прививку от клещевого энцефалита?

В Российской Федерации зарегистрированы несколько вакцин против клещевого вирусного энцефалита. Прививку от клещевого энцефалита можно сделать в поликлиниках , медсанчастях, здравпунктах учебных заведений после консультации врача.

Следует запомнить, что завершить весь прививочный курс против клещевого энцефалита необходимо за 2 недели до выезда в неблагополучную территорию.

Что делать и куда обращаться, если Вы не привиты и находились на опасной неблагополучной по клещевому энцефалиту территории и произошло присасывание клеща?

Не привитым лицам проводится серопрофилактика – введение человеческого иммуноглобулина против клещевого энцефалита в течение 96 часов после присасывания клещей и обращения в медицинские организации.

Как снять клеща?

Лучше это сделать у врача в травматологическом пункте в поликлинике по месту жительства или любом травматологическом пункте

Снимать его следует очень осторожно, чтобы не оборвать хоботок, который глубоко и сильно укрепляется на весь период присасывания.

При удалении клеща необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • захватить клеща пинцетом или обернутыми чистой марлей пальцами как можно ближе к его ротовому аппарату и держа строго перпендикулярно поверхности укуса повернуть тело клеща вокруг оси, извлечь его из кожных покровов,
  • место укуса продезинфицировать любым пригодным для этих целей средством (70% спирт, 5% йод, одеколон),
  • после извлечения клеща необходимо тщательно вымыть руки с мылом,
  • если осталась черная точка (отрыв головки или хоботка) обработать 5% йодом и оставить до естественной элиминации.

Прививки и исследование клеща

Управление Роспотребнадзора по Ярославской области напоминает, что единственным надежным способом профилактики клещевого энцефалита является вакцинация. Профилактические прививки против клещевого энцефалита в Ярославской области делаются бесплатно в поликлиниках, ФАПах по месту жительства. В настоящее время для иммунизации детей используется вакцина: Энцепур детский, Энцепур взрослый(для детей старше 12 лет), ФСМЕ – джуниор. Для иммунизации взрослого населения используется вакцина сухая ФГУП им. М.П. Чумакова, ЭнцеВир. Противопоказанием к иммунизации, помимо общих для всех вакцин, является аллергия на куриные яйца, прививки допустимы через 2 недели после родов. Перед каждой прививкой человека должен осмотреть врач (терапевт, педиатр) он и дает допуск на прививку. Оптимальные сроки начала прививок против клещевого энцефалита сентябрь – октябрь, тогда к началу сезона человек будет защищен от инфекции.

Если Вас всё – таки укусил клещ, то для своевременного проведения профилактического лечения рекомендуется исследовать клеща.

В Ярославской области исследования клещей проводят:

Прием клещей: понедельник – пятница. 8ч.00. – 16.ч. 30, суббота – воскресенье 8ч.30- 16.ч.00 .

- лаборатория г. Рыбинска (г. Рыбинск, ул Солнечная, дом 39) , исследование проводит на 2 вида возбудителей(вирус клещевого энцефалита, боррелии).

Время приема клещей на исследование: понедельник – пятница 8ч.00-15ч.00, суббота – воскресенье 8.ч.00- 13ч. 00.

- лаборатория г. Ростова (г.Ростов, Перовский переулок, дом 19),

время работы 9.ч.00-16ч.00, суббота .-воскресенье 9ч.00-13ч.00, исследования проводят на 2 вида возбудителей(вирус клещевого энцефалита, боррелии).

2. Исследования проводит лаборатория ГУЗ ЯО Клинической больницы скорой медицинской помощи им. Н.В. Соловьева ( г. Ярославль, Загородный сад, д. 11) на 4 вида возбудителя, время работы лаборатории : понедельник – воскресенье 7ч.30- 19ч. 30

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции