Упражнения по инфекционным болезням

Использование тестирования и решение ситуационных задач в обучении специальным дисциплинам обеспечивает объективность оценивания знаний студентов, кроме того, способствует развитию логического мышления, стимулирует познавательную активность, позволяет оперативно корректировать обучение, ведет к улучшению качества организации учебного процесса.

Задания данного учебно-методического пособия могут быть использованы преподавателем для проведения текущего и оперативного тест-контроля знаний студентов; рубежного тест-контроля знаний студентов; итогового тест-контроля знаний студентов; тренингового (обучающего) тестирования; тренингового (обучающего) решения ситуационных задач; контроля остаточных знаний.

Вид тестового контроля определяется целями тестирования – получение информации об уровне знаний студентов на определенном этапе обучения.

Текущее и оперативное (диагностическое) тестирование проводится преподавателем для выявления исходного уровня готовности студентов к дальнейшему обучению, проверки качества усвоения знаний по определенным темам, разделам программы дисциплины.

Рубежное тестирование проводится по окончании модуля, семестра, учебного года. Его целью является определение степени освоения студентами области знаний и умений (уровня компетентности) по части программы курса.

Итоговое тестирование проводится по всей программе учебной дисциплины с целью проверки уровня готовности к аттестационным испытаниям. Результаты итогового тестирования являются необходимым условием допуска к государственным аттестационным испытаниям.

Тренинговое тестирование является разновидностью самостоятельной работы студентов, используется преподавателем как обучающая технология для самостоятельной отработки студентами темы, типа заданий и т.д.

Контроль остаточных знаний проводится не позднее 6-и месяцев с момента сдачи зачета/экзамена по дисциплине.

Тесты по всему материалу курса используются в качестве контрольно-методического обеспечения и являются оценочными средствами, с помощью которых на этапе рубежного или итогового испытания оценивается усвоение студентом материала, его степень обученности определенным учебным действиям.

Тестирование решает проблему однозначности и воспроизводимости оценки знаний. Наличие эталонов правильных ответов подразумевает одинаковые для всех студентов критерии оценки, что позволяет сравнивать учебные достижения в группах. Кроме того, результаты текущего и рубежного тестирования являются не только объективными показателями освоения студентами темы, раздела, дисциплины, но и показателем качества работы преподавателя.

Тестирование знаний студентов проводится в письменном виде. При тестировании студенту задается 10 вопросов. Каждый вопрос содержит 4 варианта ответов, один из которых является правильным. Время на выполнение одного тестового задания в процессе контроля может быть ограничено 0,75 – 1 минутой (т.е. 45 сек – 1 мин), либо устанавливается по усмотрению преподавателя.

Тестовые задания по эпизоотологии и инфекционным болезням предназначены для самостоятельной работы студентов и представляют собой перечень вопросов, используемых при тестировании с вариантами ответов (правильный ответ при этом не обозначен). Студенту следует выбрать правильный вариант ответа, опираясь на собственные знания или специальную литературу.

В учебно-методическом пособии представлены задания на уровни усвоения знаний, умений учащихся.

Действенность теста определяется статистическим методом. При проведении тестирования для оценки правил выполнения тестовых заданий используется количественный критерий – коэффициент усвоения К, который вычисляется по формуле:

где, а – количество правильно выполненных учащимися существенных заданий;

р – общее число существенных заданий в тесте.

Величина 1 – 0,8 свидетельствует о высокой действенности тестов. Если же коэффициент усвоения К достигает 0,8, то действенность теста считается удовлетворительной, при значениях менее 0,7 она считается неудовлетворительной.

Если провести формирование коэффициента усвоения по трем интервалам в диапазоне от 0,7 до 1,0, то их можно соотнести по 5-балльной шкале.

Кроме того, при оценивании тестовых заданий преподаватель имеет возможность самостоятельно начислять баллы за каждый ответ, например, за правильное выполнение заданий – 1 балл, за частично выполненное задание – 0,5 балла, за неправильный ответ – 0 баллов. В данном случае, перевод баллов по пятибалльной шкале выполняется аналогично приведенному выше примеру.

Вид учебной работы

Аудиторные занятия (всего)

Самостоятельная внеаудиторная работа

36 (в том числе 33-подготовка к экзамену)

Введение в специальность.

Вирусные гепатиты А, Е.

Вирусные гепатиты В, С, D.

ПТИ. Вирусные диареи.

Дифференциальная диагностика синдрома желтухи.

Иксодовый клещевой боррелиоз.

Неотложные состояния в практике врача-инфекциониста.

Неотложные состояния в практике врача-инфекциониста.

Диагностика заболеваний, протекающих с синдромом лихорадки.

Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с менингеальным синдромом.

9 семестр:

Устройство инфекционного стационара. Организация оказания медицинской помощи инфекционным больным. Клинические синдромы в инфектологии. Курация больных.

Холера. Гиповолемический шок.

Пищевые токсикоинфекции. Вирусные диареи.

Дифференциальная диагностика синдрома диареи.

Вирусные гепатиты А, Е.

Вирусные гепатиты В, D, С. Острая печёночная энцефалопатия.

Хронические вирусные гепатиты и реабилитация больных вирусными гепатитами.

Лептоспироз, инфекционный мононуклеоз.

Дифференциальная диагностика синдрома желтухи.

10 семестр:

Дифтерия. Дифференциальная диагностика катарально-респираторного синдрома.

Менингококковая инфекция. Дифференциальная диагностика менингеального синдрома.

Клещевой энцефалит. Иксодовый клещевой боррелиоз.

Геморрагические лихорадки. ГЛПС

Сепсис. Дифференциальная диагностика заболеваний с синдромом лихорадки.

Сибирская язва. Дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний с синдромом сыпи.

Чума, туляремия. Дифференциальная диагностика синдрома лимфаденопатии.

Неотложные состояния в клинике инфекционных болезней.

Предэкзаменационный тестовый контроль по курсу инфекционных заболеваний.

Тема самостоятельной внеаудиторной работы

Оформление студенческой истории болезни.

Лихорадка Западного Нила.

Крымская геморрагическая лихорадка, Аргентинская ГЛ, Боливийская ГЛ.

1.Атлас инфекционных болезней : учеб. пособие /под ред. В.И.Лучшева, С.Н.Жарова, В.А. Никифорова. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2009. - 224 с.

2. Инфекционные болезни: национальное руководство / под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1056 с.

3. Казанцев А.П. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней: рук. Для врачей /В.А. Казанцев. – М.: МИА, 2013. – 496 с.

3.Тропические болезни и медицина болезней путешественников /А. М. Бронштейн.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2014. - 528 с.

5. ВИЧ-инфекция и СПИД. Национальное руководство : науч. изд. /гл. ред. В.В.Покровский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 608 с.

Основная литература:

1.Инфекционные болезни: учеб. для студентов мед. вузов /под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – 2 – е изд.,перераб. и доп. - М.:ГЭОТАР - Медиа, 2011.-704 с.: ил.

2. Инфекционные болезни и эпидемиология [Электронный ресурс] : учебник / Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. -

Дополнительная литература:

1.Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" № 323-ФЗ : федер. закон. - Москва : Проспект, 2015. - 96 с.

2.ВИЧ-инфекция и СПИД. Национальное руководство : науч. изд. /гл. ред. В.В.Покровский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 608 с.

3. Инфекционные болезни: национальное руководство /под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1056 с.

4. Казанцев А.П. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней: рук. Для врачей /В.А. Казанцев. – М.: МИА, 2013. – 496 с.

5.Острые кишечные инфекции: Рук-во /Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов, Н.Г. Кулагина и др. – 2-е изд. Перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012. – 400 с.

6.Тропические болезни и медицина болезней путешественников /А. М. Бронштейн.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 528 с.

7. Ющук Н.Д. Вирусные гепатиты. Клиника, диагностика, лечение /Н.Д.Ющук, Е.А.Климова и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.-160с.

9. Сепсис : учеб. пособие для вузов / И. Л. Миронов ; Челяб. гос. мед .акад.; каф.инфекционных болезней и эпидемиологии. - Челябинск : [б. и.], 2008. - 92 с.

10. Вирусные гепатиты : учеб. пособие для студ. / Л.И. Ратникова, И.Л. Миронов, Н.Н. Лаврентьева, А.Б. Конькова-Рейдман и др. - Челябинск : ЮУГМУ, 2013. - 86 с.

11. Конькова-Рейдман А.Б. Природно-очаговые клещевые трансмиссивные инфекции Южного Урала : учеб. пособие / А. Б. Конькова-Рейдман. - Челябинск : ЮУГМУ, 2014. - 100 с.

12. Лаврентьева Н.Н. Гельминтозы: учеб. пособие / Н. Н. Лаврентьева. - Челябинск : Челябинская государственная медицинская академия, 2011. - 64 с.

13. Миронов И.Л. Организация и проведение комплекса первичных мероприятий в случаях выявлений больного с инфекцией, на которую распространяется действие международных медико-санитарных правил : учеб. пособие для вузов / И. Л. Миронов ; Челяб. гос. мед. акад.; Каф. инфекционных болезней и эпидемиологии. - Челябинск : [б. и.], 2008. - 28 с.

14. Тестовые задания и клинические задачи по инфекционным болезням : учеб. пособие для вузов /под ред. Л.И.Ратниковой ; Южно-Уральский гос. мед. ун-т; Каф. инфекционных болезней. - Челябинск : ЮУГМУ, 2015. - 144 с.

5. Электронный каталог НБ ЮУГМУ

Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии


З аведующий кафедрой – Дмитрий Анатольевич Лиознов ,
доктор медицинских наук.

Ответственные:

- за учебную работу: Надежда Васильевна Сабадаш, доцент, к.м.н.
тел.: (812) 338-70-58

- за научную работу: Тамара Васильевна Антонова, профессор, д.м.н.
тел.: (812) 338-70-58

Кафедра расположена по адресу:

Учебная часть: корпус №21, 3 этаж

Клинические базы: Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина, ул. Миргородская, д. 3, отделение №24, 3 этаж. КИБ Боткина-Север, Пискарёвский пр. 49, учебный корпус, 7 этаж.

История кафедры инфекционных болезней

Цели и задачи кафедры, направление деятельности

Основной целью кафедры является обучение студентов, интернов, клинических ординаторов и врачей навыкам и компетенциям в диагностике, терапии и профилактике инфекционных болезней и основам эпидемиологии. В зависимости от уровня подготовки (додипломный, последипломный, повышение квалификации) применяются различные образовательные технологии.

Научные интересы кафедры сосредоточены на изучении патогенеза, совершенствования диагностики, прогноза и терапии инфекционных заболеваний, протекающих на измененном преморбидном фоне, прежде всего, острых кишечных инфекций и гемоконтактных инфекций (вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции).

Содержание дисциплины, учебные программы

Педагогический процесс на кафедре включает преподавание инфекционных болезней у взрослых и детей, общей и частной эпидемиологии. Преподавание проводится на 5 и 6 курсах лечебного и педиатрического факультетов, факультета спортивной медицины и факультета иностранных учащихся, 5 курсе стоматологического факультета и на 2 курсах факультета высшего сестринского образования.

В соответствии с учебной программой цикл инфекционных болезней включает:

  1. Неотложные состояния при инфекционных заболеваниях.
  2. Гемоконтактные инфекции (вирусные гепатиты и ВИЧ-инфекция). Избранные вопросы.

Положение

СНО кафедры

Последипломная подготовка

  • Обучение в клинической ординатуре по инфекционным болезням.
  • Ежегодно на кафедре проходят обучение 4-5 клинических ординатора.
  • Проводятся циклы повышения квалификации и теоретического усовершенствования [А1]по инфекционным болезням
  • Подготовка научных и научно-педагогических кадров аспирантуре и докторантуре по специальности 14.01.09 – инфекционные болезни.
  • Обучение в интернатуре, клинической ординатуре, аспирантуре осуществляется на бюджетной и договорной основе.

Клинические базы кафедры

Занятия со студентами и клиническими ординаторами проводятся на следующих базах:

Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина (Миргородская ул., д. 3, 14 корпус, 3 этаж)

Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина Север (Пискарёвский пр., д. 49, учебный корпус, 7 этаж)

Детская городская клиническая больница №5 им. Н.Ф. Филатова (Бухарестский пр., д. 134)

Отделение хронических вирусных инфекций ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова (ул. Л. Толстого, д. 6/8, 21 корпус)

Научная деятельность

Основные темы научных исследований на кафедре:

  1. Стабилизация ремиссии и профилактика распространения ВИЧ-инфекции у больных с синдромом зависимости от опиатов и алкоголя.
  2. Роль метаболических нарушений и генетических факторов в прогрессировании хронического гепатита С.
  3. Совершенствование диагностики и лечения инфекционных заболеваний, протекающих в условиях измененной реактивности организма.

Штат кафедры :

  1. Станевич Оксана Владимировна – старший лаборант.
  2. Сенчик Евгения Феликсовна – старший лаборант, к.м.н.
  3. Тукациер Татьяна Вениаминовна – специалист по уч.-метод. работе 1 кат.

Штат лаборатории хронических вирусных инфекций НИЦ при кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии

Руководитель лаборатории – Лиознов Д.А.



Кафедра инфекционных болезней

Обучающие циклы ДПО для врачей будут проходить в электронном формате.

Сканкопии путевок, документов для регистрации присылайте на электронную почту E.Romanova@szgmu.ru.

Вопросы по проведению цикла можно задавать

Романовой Елене Сергеевне

по телефону 717-60-51

Адрес: ул. Миргородская, д.3,

Клиническая инфекционная больница имени С.П. Боткина, корпус 3, 4 этаж.

Режим работы: 9:00 - 16:12 (пн-сб)

  • Республиканская клиническая инфекционная больница в Усть-Ижоре (гл.врач Воронин Е.Е.)
  • ДНК ЦИБ ФМБА РФ (директор Лобзин Ю.В.)

Основные направления деятельности

Кафедра инфекционных болезней Северо-западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова ведет обучение по четырем основным направлениям:

  • инфекционные болезни для врачей клинического профиля;
  • клиническая лабораторная диагностика инфекционных болезней для врачей-лаборантов, вирусологов, иммунологов, врачей станций переливания крови и других;
  • тропическая медицина, включая эпидемиологические особенности, вопросы клиники, диагностики и лечения паразитарных заболеваний;
  • инфекционные болезни для студентов лечебного, медико-профилактического, иностранного и стоматологического факультетов.

Основной базой кафедры остается - исторически определенная - Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина. Кроме того, преподавание ведется в:

  • Республиканской клинической инфекционной больнице в Усть-Ижоре (главный врач – профессор кафедры Воронин Е.Е.)
  • ДНК ЦИБ ФМБА РФ
  • Военно-морской госпиталь

Кафедральным коллективом были подготовлены и изданы пособия Инфекционные болезни для студентов 5 курса университета, по дифференциальной диагностике при инфекционных заболеваниях для студентов 6 курса; подготовлено к изданию два пособия Основные синдромы инфекционных заболеваний и Инфекционные болезни для студентов, обучающихся по программе ФГОС 3. В 2013-14 годах 7 учебных пособий были утверждены УМО. Коллектив кафедры постоянно обновляет учебно-методические материалы, разработаны главы в учебно-методическое пособие для преподавателей ВУЗов РФ в рамках работы с УМК по инфекционным болезням РФ. Ежегодно издаются 6-8 учебных пособий для врачей.

Профессорско-преподавательский состав кафедры


Заведующий кафедрой, академик РАН, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки РФ Лобзин Юрий Владимирович

Сотрудники кафедры - главные специалисты МЗ РФ и Комитета по здравоохранению г. СПб и Ленинградской области; члены РАН, сотрудники, имеющие почетные звания.

Нечаев В.В. – заслуженный работник высшей школы

ПилипенкоВ.В.- начальник Управления по организации стационарной медицинской помощи взрослому населению, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения Комитета по Здравоохранению правительства Санкт-Петербурга

Васильев В.В. - заместитель главного внештатного инфекциониста Комитета здравоохранения Санкт-Петербурга


Слева направо: доцент Погромская М.Н., ассистент Осиновец О.Ю., ассистент Филипович О.М., доцент Антонов В.М., доцент Токин И.И.,профессор Степанова Е.В., доцент Демиденко Т.П., профессор Нечаев В.В., доцент Старцева Г.Ю., профессор Пилипенко В.В., ассистент Аникина О.В., профессор Воронин Е.Е., доцент Романова Е.С., профессор Кузнецов Н.И., доцент Клур М.В., доцент Федуняк И.П., доцент Блескина Т.Н., Сакра А.А., ассистент Ровный В.Б., доцент Гаврилова Е.П ., доцент Кирпичникова Г.И., заведующий кафедрой, профессор Лобзин Ю.В., доцент Гришанова Г.И ., профессор Васильев В.В.

Методические и иные документы, разработанные кафедрой для обеспечения образовательного процесса

  1. Реактивные артриты, ассоциированные с хламидийной инфекцией.
  2. Менингококковая инфекция.
  3. Хронические вирусные гепатиты и перекрестный синдром.
  4. Инфекции, на которые распространяются международные медико-санитарные правила. Часть I. Общие принципы санитарной охраны территорий. Холера, чума, желтая лихорадка.
  5. Инфекции, на которые распространяются международные медико-санитарные правила. Часть II. Общие принципы санитарной охраны территорий. Геморрагические лихорадки.
  6. Инфекционно-токсический шок.
  7. Диагностика и профилактика заболеваний TORCH-комплекса.
  8. Острая почечная недостаточность при инфекционных заболеваниях.
  9. Основы консультирования больных ВИЧ-инфекции.
  10. Приверженность терапии у больных ВИЧ-инфекцией.
  11. Психологическое сопровождение больных ВИЧ-инфекцией.
  12. Токсоплазмоз,
  13. Хламидийная инфекция,
  14. Цирроз в исходе хронических вирусных гепатитов,
  15. Иммунитет. Иммунодефициты. Лабораторная диагностика нарушений иммунной регуляции.
  16. Антиретровирусная терапия у детей на современном этапе.
  17. Дифференциальная диагностика основных синдромов инфекционных заболеваний: учебное пособие для студентов 6 курса лечебного факультета.
  18. Клиника, диагностика и лечение наиболее часто встречающихся гельминтозов человека.
  19. Дегидратационный синдром при инфекционных заболеваниях.
  20. Терапия вирусных гепатитов: учебное пособие для врачей.
  21. Диагностика, лечение и профилактика некоторых врожденных инфекций
  22. Грипп и другие острые респираторные вирусные инфекции у взрослых
  23. Дифференциальная диагностика диарей в практике врача инфекциониста
  24. Клещевой энцефалит: диагностика, лечение, профилактика
  25. ВИЧ-инфекция: этиопатогенез и лабораторная диагностика
  26. Геморрагические лихорадки Ласа, Марбург и Эбола. Мероприятия при выявлении больного заболеванием, на которое распространяются международные медико-санитарные правила
  27. Дифференциальная диагностика желтух при некоторых инфекционных заболеваниях
  28. Врожденные инфекции у детей: алгоритмы диагностики и прогноза развития
  29. Герпесвирусные инфекции, вызываемые нейро-тегментальнотропными вирусами (HSV-I,II и VZV)
  30. Герпесвирусные инфекции, вызываемые лимфотропными вирусами (EBV, CMV, HHV-6, HHV-7, HHV-8)
  31. Перинатальные аспекты герпетических инфекций
  32. Иммунопрофилактика основных инфекционных заболеваний
  33. Современные методы лабораторной диагностики вирусных инфекций
  34. Сочетанные инфекции: ВИЧ-инфекция, туберкулез и вирусные гепатиты
  35. Малярия
  36. Бактериальные менингиты

В мае 1921 года по приказу правительства на базе медицинского факультета 2-го Петроградского государственного университета (бывшего Психоневрологического института), преобразованного в марте 1920 года в самостоятельный ВУЗ, получивший название Государственный институт медицинских знаний (ГИМЗ) – в последующем Ленинградский санитарно-гигиенический институт имени И.И. Мечникова (ЛСГМИ, СПбГМА) - была основана кафедра инфекционных болезней. Организовал и возглавил кафедру выдающийся ученый Николай Константинович Розенберг. Клинической базой стала крупнейшая в России инфекционная больница имени С.П. Боткина.

В тяжелые годы голода и эпидемий сыпного тифа и холеры Н.К. Розенберг смог организовать на кафедре не только учебный процесс, но и научно-исследовательскую работу. Патология брюшного тифа и скарлатины, учение об иммунитете, ацидозе и обмене веществ у инфекционных больных, изучение особенностей иммунитета при оспе, работа по клинике и профилактике гриппа, исключительная работа о динамике септического процесса - вот далеко не полный перечень работ, выполненный Розенбергом и его учениками. Учебник Н.К. Розенберга по инфекционным болезням, монография “Сыпной тиф” не потеряли актуальности и в настоящее время.

1 сентября 1924 года в Государственном Клиническом институте для усовершенствования врачей (в последующем – ГИДУВ, СПбМАПО) под руководством Н.К. Розенберга была организована кафедра инфекционных болезней, задачей которой была целенаправленная подготовка врачей-инфекционистов. В первые годы существования кафедра давала необходимый уровень знаний по инфекционным болезням терапевтам и педиатрам. Раз в неделю врачи слушали лекции Н.К. Розенберга. Два раза в неделю на базе больницы им. С.П. Боткина под руководством Ф.М. Пастернацкого проходили 4-х часовые практические занятия у постели больных.

В 1928 году кафедру, преподающую инфекционные болезни студентам (ЛСГМИ) возглавил Стефан Валерианович Висковский, а руководить кафедрой инфекционных болезней ГИДУВа был избран Кузьма Петрович Глухов. Кафедры разрабатывали новые научные направления, укрепляя и расширяя знания по специальности инфекционные болезни. Под руководством С. В. Висковского продолжалось развитие патофизиологического направления научных исследований в клинике инфекционных болезней. На кафедре ГИДУВа изучались свойства возбудителей инфекционных болезней, состояние иммунитета и разрабатывались методы специфической терапии. Написанная К.П. Глуховым монография “Инфекционные желтухи” положила начало изучению проблемы вирусных гепатитов. С 1931 года кафедрой стали проводиться циклы усовершенствования для врачей-инфекционистов.

В годы Великой Отечественной войны кафедры не прекращали своей работы. С.В. Висковский был призван в ряды Красной армии и назначен главным эпидемиологом Ленинградского фронта. К.П. Глухов был членом консультационного бюро Санотдела фронта. Одновременно на кафедрах велась научно-исследовательская работа по эпидемиологическим особенностям сыпного тифа, дизентерии и дифтерии, фаготерапии и фагопрофилактике кишечных инфекций - военная обстановка сама диктовала направление развития и работы.

С 1955 года студенческую кафедру инфекционных болезней (ЛСГМИ) возглавлял профессор В.В. Космачевский, в 1922 году впервые в России диагностировавший и описавший болезнь содоку. Им были предложены оригинальные методики лечения малярии, скарлатины, лямблиоза, тифов. В этот период на кафедре начал работать К.Г. Капетанаки, внедривший в медицинскую практику энзимные тесты, что позволило осуществлять раннюю диагностику вирусных гепатитов и упростило дифференциальную диагностику. Именно К.Г. Капетанаки являлся основоположником нового научного направления кафедры - изучения патогенеза вирусных гепатитов.

1952 - 1975 год - в ГИДУВе кафедрой заведовал Петр Иванович Стрелов. Основным научным направлением кафедры являлись кардиологические нарушения при инфекционных заболеваниях. П.И. Стрелов в 1952 г. организовал первый в стране кишечный кабинет в поликлинике, который явился прообразом кабинетов инфекционных заболеваний

Под руководством П.И. Стрелова было выполнено 4 докторские диссертации и 5 кандидатских. Причем все доктора наук стали заведующими кафедрами:

Олег Арсентьевич Дунаевский – заведующий кафедрой, а затем ректор Калининского мединститута;

Дмитрий Викторович Полешко – Минского мединститута;

Алексей Федорович Подлевский – Ленинградского санитарно-гигиенического мединститута (ЛСГМИ);

Тамара Вячеславовна Жернакова – сменила П.И. Стрелова на должности заведующего кафедрой Лен ГИДУВа.

В течение 10 лет руководства кафедрой Т.В. Жернакова изменила направление научных исследований. Совместно с НИИ гематологии и переливания крови сотрудники кафедры начали изучение системы гемостаза при различных заболеваниях – гриппе, болезни Брилля, вирусных гепатитах, псевдотуберкулезе. Результаты научных исследований были отражены в монографии “Геморрагический синдром при инфекционных заболеваниях”

Алексей Федорович Подлевский, возглавив кафедру инфекционных болезней ЛСГМИ, продолжил научное направление исследований по изучению особенностей вирусных гепатитов, а также клиники и диагностики гриппа, сальмонеллеза, псевдотуберкулеза, кампилобактериоза. Было разработано положение о кабинете инфекционных заболеваний поликлиник. На смену ученикам П.И. Стрелова к руководству кафедрами инфекционных болезней ЛСГМИ и ГИДУВа пришли соответственно Тамара Васильевна Сологуб и Аза Гасановна Рахманова.

Научно-исследовательская работа коллектива под руководством Т.В. Сологуб была направлена на расшифровку этиологической структуры гемоконтактных вирусных гепатитов, выяснение эпидемиологических клинических, морфологических и иммуносерологических особенностей. Благодаря разработкам кафедры и усилиям Т.В. Сологуб было начато обязательное обследование доноров плазмы, беременных женщин, пациентов отделения гемодиализа и других лиц высокого риска инфицирования на HCV-инфекцию.

В соответствии с приказом МЗ РСФСР от 11. 07. 1988. в ЛСГМИ им. И.И. Мечникова для подготовки иностранных студентов из развивающихся стран по специальности медико-профилактическое дело была создана кафедра тропической медицины и гигиены жарких стран. Возглавил кафедру профессор Виталий Владимирович Нечаев. Основными научными направлениями кафедры тропической медицины являлись изучение проявлений эпидемического процесса социально значимых инфекций, а также разработка алгоритма эпидемиологического надзора за сочетанными инфекциями. В 1996 году кафедра была превращена в курс тропической медицины и влилась в состав кафедры инфекционных болезней ЛСГМИ.

А.Г. Рахманова, как главный инфекционист Санкт-Петербурга, явилась инициатором перестройки работы инфекционной больницы им. С.П.Боткина, которая стала крупным многопрофильным центром с реанимационным, инфекционно-хирургическим, акушерско-гинекологическим, консультационно-поликлиническим отделениями и отделением гемокоррекции.

Основным научным направлением деятельности кафедры под руководством А.Г. Рахмановой стало изучение клинико-патогенетических особенностей течения, новых методов диагностики, этиопатогенетической терапии вирусных гепатитов, ВИЧ/CПИД инфекции, вторичных заболеваний и других актуальных инфекций (дифтерии, кишечных инфекций и др.).

В 2001 году на посту заведующего кафедрой инфекционных болезней СПб МАПО А.Г. Рахманову сменил академик РАМН, профессор Юрий Владимирович Лобзин, который продолжил развитие и совершенствование преподавания по специальности инфекционные болезни, сохраняя статус кафедры, как одной из ведущих кафедр страны по подготовке кадров. Ежегодно проводилось 20-30 циклов общего и тематического усовершенствования и 3-5 выездных циклов в разные регионы страны, в том числе сертификационных для инфекционистов и врачей лаборантов. Более 700 врачей ежегодно проходили обучение на кафедре.

12 октября 2011 года произошло объединение СПб МАПО и СПбГМА им. И.И. Мечникова в государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова). В результате объединились в своем составе кафедра, ведущая преподавание на последипломном уровне и кафедры Тропической медицины и Инфекционных болезней, ведущие преподавание на додипломном уровне. Возглавил объединенную кафедру академик РАН, заслуженный деятель науки РФ, профессор, д.м.н. Юрий Владимирович Лобзин.

  • Главная
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Профилактика инфекционных заболеваний
  • ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ: Здоровый образ жизни как профилактика гриппа и ОРВИ
  • Грипп – острая вирусная инфекция дыхательных путей, характеризующаяся поражением слизистых оболочек верхних дыхательных путей, лихорадкой, интоксикацией, а также нарушением деятельности сердечно - сосудистой и нервной систем.

    Это единственная острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ), влекущая за собой серьезные осложнения, которые не только нарушают работу нашего организма, но и опасны для жизни.

    Единственный надежный способ защиты от гриппа – вакцинация. Но, не все группы людей проходят вакцинацию по тем или иным причинам (аллергическая реакция на белок куриного яйца, сильная реакция на предыдущее введение вакцины, иммунодефицитные состояния, острая инфекция и др.). Для людей, имеющих противопоказания к проведению вакцинации против гриппа, основными мерами профилактики являются соблюдение правил личной гигиены и соблюдение принципов здорового образа жизни.

    Здоровый образ жизни способствует сохранению и укреплению здоровья.

    Ведение здорового образа жизни , как важное составляющее профилактики гриппа и ОРВИ для каждого человека, способствует повышению устойчивости организма к инфекционным заболеваниям.

    · оптимальный режим труда и отдыха;

    · правильное (сбалансированное и качественное) питание;

    · двигательная активность: занятия физкультурой и спортом, закаливание;

    · соблюдение правил личной гигиены;

    · психогигиена, умение управлять своими эмоциями;

    · отказ от вредных привычек (алкоголь, табачные изделия, наркотические средства)

    Оптимальный режим труда и отдыха должен предусматривать достаточное время для сна, трудовой деятельности, отдыха и приёма пищи.

    Регулярные физические упражнения, тренировки способствуют укреплению иммунной системы, позволяя организму адекватно отвечать на воздействие респираторных вирусов.

    Нерациональное питание, дефицит белков, жиров, витаминов и микроэлементов является причиной вторичных иммунодефицитных состояний и благоприятным условиям для инфицирования вирусами гриппа и ОРВИ.

    Употребляйте в пищу темно-зеленые, красные и желтые овощи и фрукты, содержащие антиоксиданты, витамины А, С, Е и бета-каротин.

    Вредные привычки становятся причиной многих серьезных заболеваний, оказывают отрицательное воздействие на иммунитет и способствуют возникновению респираторных инфекций.

    Люди, которые регулярно испытывают стресс, как правило, имеют ослабленный иммунитет, поэтому чаще заболевают и чаще испытывают осложнения инфекционных заболеваний.

    Курильщики более склонны к респираторным заболеваниям и испытывают более частые простуды.

    Меры профилактики гриппа в разгар эпидемии:

    · после каждой поездки в общественном транспорте, по приходу домой, необходимо тщательно вымыть руки. Если возможности вымыть руки нет, – при себе рекомендуется иметь антибактериальные влажные салфетки или антибактериальный гель.

    · не следует прикасаться грязными руками к лицу, слизистым оболочкам рта, носа.

    · избегайте мест скопления людей.

    · если вы почувствовали недомогание, первые признаки заболевания уже появились – в общественных местах используйте маску для того, чтобы исключить распространение инфекции среди людей. Благодаря маске здоровый человек может защититься от заражения, посещая общественные места в разгар эпидемии.

    · если вы все - таки заболели, воздержитесь от посещения работы, оставьте дома заболевшего ребенка. Это не только снизит возможность распространения инфекции, но и уменьшит вероятность развития осложнений, в том числе опасных для жизни.

    Придерживайтесь здорового образа жизни. Правильное питание, сон, физические упражнения способствуют формированию устойчивость к инфекционным заболеваниям.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции