Укрепление здоровья как профилактика инфекционных заболеваний
Грипп – острая вирусная инфекция дыхательных путей, характеризующаяся поражением слизистых оболочек верхних дыхательных путей, лихорадкой, интоксикацией, а также нарушением деятельности сердечно - сосудистой и нервной систем.
Это единственная острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ), влекущая за собой серьезные осложнения, которые не только нарушают работу нашего организма, но и опасны для жизни.
Единственный надежный способ защиты от гриппа – вакцинация. Но, не все группы людей проходят вакцинацию по тем или иным причинам (аллергическая реакция на белок куриного яйца, сильная реакция на предыдущее введение вакцины, иммунодефицитные состояния, острая инфекция и др.). Для людей, имеющих противопоказания к проведению вакцинации против гриппа, основными мерами профилактики являются соблюдение правил личной гигиены и соблюдение принципов здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни способствует сохранению и укреплению здоровья.
Ведение здорового образа жизни , как важное составляющее профилактики гриппа и ОРВИ для каждого человека, способствует повышению устойчивости организма к инфекционным заболеваниям.
- оптимальный режим труда и отдыха;
- правильное (сбалансированное и качественное) питание;
- двигательная активность: занятия физкультурой и спортом, закаливание;
- соблюдение правил личной гигиены;
- психогигиена, умение управлять своими эмоциями;
- отказ от вредных привычек (алкоголь, табачные изделия, наркотические средства)
Оптимальный режим труда и отдыха должен предусматривать достаточное время для сна, трудовой деятельности, отдыха и приёма пищи.
Регулярные физические упражнения, тренировки способствуют укреплению иммунной системы, позволяя организму адекватно отвечать на воздействие респираторных вирусов.
Нерациональное питание, дефицит белков, жиров, витаминов и микроэлементов является причиной вторичных иммунодефицитных состояний и создает благоприятные условия для инфицирования вирусами гриппа и ОРВИ.
Употребляйте в пищу темно-зеленые, красные и желтые овощи и фрукты, содержащие антиоксиданты, витамины А, С, Е и бета-каротин.
Вредные привычки становятся причиной многих серьезных заболеваний, оказывают отрицательное воздействие на иммунитет и способствуют возникновению респираторных инфекций. Курильщики более склонны к респираторным заболеваниям и испытывают более частые простуды.
Люди, которые регулярно испытывают стресс, как правило, имеют ослабленный иммунитет, поэтому они чаще заболевают и у них чаще развиваются осложнения инфекционных заболеваний.
Меры профилактики гриппа в разгар эпидемии:
- после каждой поездки в общественном транспорте, по приходу домой, необходимо тщательно вымыть руки. Если возможности вымыть руки нет, – при себе рекомендуется иметь антибактериальные влажные салфетки или антибактериальный гель.
- не следует прикасаться грязными руками к лицу, слизистым оболочкам рта, носа.
- избегайте мест скопления людей.
если вы почувствовали недомогание, первые признаки заболевания уже появились, – в общественных местах используйте маску, для того, чтобы исключить распространение инфекции среди людей. Благодаря маске здоровый человек может защититься от заражения, посещая общественные места в разгар эпидемии.
- если вы все - таки заболели, воздержитесь от посещения работы, оставьте дома заболевшего ребенка. Это не только снизит возможность распространения инфекции, но и уменьшит вероятность развития осложнений, в том числе опасных для жизни.
Повестка дня на XXI век
Основа для деятельности
6.10. Достижения в области разработки вакцин и химиотерапевтических препаратов позволили взять под контроль многие инфекционные заболевания. Однако по-прежнему существует много серьезных инфекционных заболеваний, для борьбы с которыми необходимы экологические меры контроля, особенно в области водоснабжения и санитарии. К таким заболеваниям относятся холера, желудочно-кишечные заболевания, лейшманиоз, малярия и шистозомоз. Во всех этих случаях экологические меры, принимаемые либо в рамках системы оказания первичной медицинской помощи, либо вне рамок сектора здравоохранения, являются неотъемлемым компонентом общих стратегий борьбы с заболеваниями, включая санитарное просвещение и личную гигиену, а в некоторых случаях — единственным их компонентом.
6.11. С учетом того, что к 2000 году количество лиц, инфицированных ВИЧ, возрастет, согласно оценкам, до 30–40 млн. человек, социально-экономические последствия этой пандемии будут, как ожидается, разрушительными для всех стран, особенно для женщин и детей. Хотя прямые затраты на здравоохранение будут весьма существенными, они будут незначительными по сравнению с косвенными затратами, вызванными этой пандемией, в первую очередь затратами, которые связаны с потерей дохода и снижением производительности труда рабочей силы. Такая пандемия будет препятствовать развитию сектора услуг и промышленности, приведет к значительному увеличению затрат на подготовку и переподготовку кадров. В наиболее серьезном положении окажется сельскохозяйственный сектор, где производство является весьма трудоемким.
Цели
6.12. В результате обширных консультаций на различных международных форумах, в которых принимали участие практически все правительства, соответствующие учреждения Организации Объединенных Наций (включая ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, ЮНЕСКО, ПРООН и Всемирный банк) и некоторые неправительственные организации, был сформулирован ряд целей. Эти цели (включая перечисленные ниже, но не ограничиваясь ими) рекомендуются для реализации всеми странами там, где это применимо, при надлежащем учете конкретной ситуации в каждой стране с точки зрения сроков, стандартов, приоритетов и наличия ресурсов и с учетом культурных, религиозных и социальных аспектов в условиях уважения свободы, достоинства и личных ценностей, а также с учетом этических соображений. Дополнительные цели, которые имеют самое непосредственное отношение к конкретным условиях каждой страны, необходимо включить в национальные планы действий каждой страны (План действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы 1 ). Такие планы действий на национальном уровне должны координироваться и контролироваться внутри сектора общественного здравоохранения. Некоторые основные цели включают:
a) ликвидацию к 2000 году ришты (дракункулеза);
b) ликвидацию к 2000 году полиомиелита;
c) обеспечение к 2000 году эффективной борьбы с онхоцеркозом (речной слепотой) и проказой;
d) к 1995 году сократить количество смертельных случаев от кори на 95 процентов и понизить число случаев заболевания корью на 90 процентов по сравнению с предиммунизационным уровнем;
e) с помощью непрерывных усилий обеспечить санитарно-гигиеническое просвещение и всеобщий доступ к безопасной питьевой воде и к услугам санитарии при удалении нечистот, сократив тем самым в значительной степени количество случаев заболеваний, вызванных употреблением воды, таких, как холера и шистозомоз, и сократить:
i) к 2000 году количество смертельных случаев от диареи среди детей в развивающихся странах на 50–70 процентов;
ii) к 2000 году количество случаев заболеваний диареей среди детей в развивающихся странах по меньшей мере на 25–50 процентов;
f) к 2000 году осуществить всеобъемлющие программы по сокращению количества смертельных случаев в результате острых респираторных заболеваний среди детей в возрасте до пяти лет по меньшей мере на одну треть, в частности в странах с высоким уровнем детской смертности;
g) обеспечить к 2000 году 95 процентам детского населения мира доступ к соответствующему лечению от острых респираторных заболеваний в рамках общин на уровне оказания первичной специализированной медицинской помощи;
h) разработать к 2000 году программы по борьбе с малярией во всех странах, где эта болезнь представляет собой серьезную проблему для здоровья, и не допустить ее переноса в районы, где эндемическая малярия отсутствует;
i) осуществить к 2000 году программы борьбы в тех странах, где паразитарные инфекционные заболевания человека носят эндемический характер, и обеспечить общее сокращение числа случаев заражения шистозомозом и другими триматодными инфекционными заболеваниями соответственно на 40 и 25 процентов по сравнению с подобными показателями за 1984 год, а также значительное сокращение числа случаев, степени распространенности и интенсивности заболеваний филяриатозом;
j) мобилизовать и объединить национальные и международные усилия в деле борьбы со СПИДом в целях предотвращения инфекции и сокращения воздействия инфекции ВИЧ на человека и общество;
k) сдерживать вспышки туберкулеза с особым упором на сложные формы этого заболевания, ресистентные к антибиотикам;
l) ускорить исследования по созданию улучшенных вакцин и в максимально возможной степени расширить использование вакцин при профилактике заболеваний.
Деятельность
6.13. Правительству каждой страны в соответствии со своими национальными планами в области здравоохранения, приоритетами и целями следует рассмотреть возможность разработки национального плана действий в области здравоохранения при надлежащей международной помощи и поддержке, включая, как минимум, следующие компоненты:
i) осуществить программы с целью выявления обусловленных ухудшением состояния окружающей среды рисков, которые являются причиной инфекционных заболеваний;
ii) создать на основе эпидемиологических данных системы мониторинга с целью обеспечения надлежащего прогнозирования возникновения, распространения или обострения инфекционных заболеваний;
iii) разработать программы вмешательства, включая меры, соответствующие принципам глобальной стратегии по борьбе со СПИДом;
iv) создать вакцины для предупреждения инфекционных заболеваний;
b) информирование общественности и санитарное просвещение:
проводить просветительскую работу и распространять информацию о рисках, связанных с эндемическими инфекционными заболеваниями, и осуществлять деятельность по повышению уровня информированности об экологических методах борьбы с инфекционными заболеваниями, с тем чтобы дать возможность общинам играть определенную роль в борьбе с инфекционными заболеваниями.
c) межсекторальное сотрудничество и координация:
i) направить опытных работников в области здравоохранения в соответствующие сектора, такие, как планирование, жилищное строительство и сельское хозяйство;
ii) разработать руководящие принципы для эффективной координации деятельности в областях профессиональной подготовки, оценки рисков и развития технологии борьбы с заболеваниями;
iii) снизить восприимчивость женщин и их детей к инфекции ВИЧ;
d) контроль за экологическими факторами, влияющими на распространение инфекционных заболеваний:
применять соответствующие методы предотвращения инфекционных заболеваний и борьбы с ними, включая водоснабжение и контроль за санитарией, контроль за загрязнением воды, контроль за качеством продовольствия, комплексную борьбу с переносчиками заболеваний, сбор и удаление бытовых отходов и экологически обоснованные методы ирригации;
e) система первичной медико-санитарной помощи:
i) укрепить программы профилактики с особым упором на обеспечение достаточного и сбалансированного питания;
ii) укрепить программы ранней диагностики и улучшить потенциал для принятия мер в области ранней диагностики/лечения;
f) оказание содействия проведению исследований и разработке методологии:
i) активизировать и расширять многодисциплинарные исследования, включая целенаправленную деятельность по ослаблению воздействия и экологическому контролю тропических заболеваний;
ii) провести исследования в области подавления инфекции с целью создания надежной эпидемиологической основы для разработки политики в области контроля и оценки эффективности альтернативных подходов;
iii) провести исследования среди населения и работников здравоохранения с целью определения влияния культурных и социальных факторов, а также факторов поведения на политику в области борьбы с заболеваниями;
g) разработка и распространение технологии:
i) разработать новые виды технологий для эффективной борьбы с инфекционными заболеваниями;
ii) содействовать проведению исследований с целью определения путей оптимального распространения результатов проводимых исследований;
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
6.14. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993–2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 4 млрд. долл. США, в том числе около 900 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом на безвозмездных или льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Научно-технические средства
6.15. Меры по профилактике заболеваний и борьбе с ними должны включать проведение исследований в области эпидемиологических, социальных и экономических факторов, что необходимо для разработки более эффективных национальных стратегий в области комплексной борьбы с инфекционными заболеваниями. Эффективные методы экологического контроля должны быть приспособлены к местным условиям развития.
с) Развитие людских ресурсов
6.16. Национальные и региональные учреждения, занимающиеся вопросами подготовки кадров, должны способствовать применению широких межсекторальных подходов к профилактике инфекционных заболеваний и борьбе с ними, включая подготовку в области эпидемиологии и организацию деятельности по профилактике заболеваний и борьбе с ними на уровне общин, иммунологию, молекулярную биологию и применение новых вакцин. Следует разработать учебные материалы по вопросам здравоохранения для их использования специалистами, работающими в общинах, и обучения матерей методам профилактики и лечения кишечно-желудочных заболеваний на дому.
d) Создание потенциала
6.17. Сектору здравоохранения следует подготовить надлежащие данные по распространению инфекционных заболеваний, а также создать организационную инфраструктуру для осуществления сотрудничества с другими секторами в области профилактики инфекционных заболеваний, ослабления их воздействия и ликвидации их последствий путем проведения мероприятий по охране окружающей среды. Следует обеспечить, чтобы в этом были заинтересованы должностные лица, отвечающие за разработку политики и принятие решений, чтобы была мобилизована помощь со стороны специалистов и общества, а общины участвовали в создании потенциала для проведения самостоятельных мероприятий.
Роспотребнадзор
Профилактика инфекционных заболеваний как основа здорового образа жизни
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это деятельность, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей. Основой формирования здорового образа жизни является профилактика, в том числе и профилактика инфекционных заболеваний.
С целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Челябинской области проводится ряд профилактических мероприятий, в том числе по:
- усилению контроля за поддержанием требуемых уровней охвата профилактическими прививками детей и взрослых в декретированных возрастах в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
- внедрению эпиднадзора за инфекционными и паразитарными заболеваниями в Челябинской области;
- совершенствованию комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по борьбе и инфекциями, связанными с оказанием медицинской помощи;
- реализации профилактических мероприятий в целях снижения интенсивности распространения ВИЧ-инфекции на территории Челябинской области в соответствии с Государственной стратегией противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 г. и Планом по ее реализации;
- реализации комплекса мероприятий по предупреждению завоза особо опасных болезней, дальнейшей стабилизации ситуации по заболеваемости природно-очаговыми и общими для человека и животных болезнями;
- обеспечению оперативного реагирования и своевременного проведения мероприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера, в том числе при проведении массовых культурных и спортивных мероприятий.
На протяжении последних лет в области ежегодно получают прививки более 2 млн. человек, в 2017 году в связи с увеличением объемов вакцинации против гриппа зарегистрировано 2,792 млн. случаев иммунизации. Прививки проводились против 25 инфекций, в том числе против 12 – в рамках Национального календаря профилактических прививок и 13 – по эпидемическим показаниям.
Для своевременного выявления и лечения больных туберкулезом организовано ежегодное профилактическое обследование населения. В 2017 году увеличился охват населения области профилактическими осмотрами на туберкулез: осмотрено 2519610 человек – 75,7% населения против 74,4% в 2016 году. Флюорографическим методом осмотрено всего 1972195, взрослых 1884709 – 71,8% и 87486 подростка – 94,6%. Отмечено увеличение охвата детей профилактическими осмотрами – 89,7% против 82,2% в 2016 году.
С целью выявления ВИЧ-инфицированных ежегодно обследуется на ВИЧ-инфекцию 29% населения. За 2017 год обследовано на ВИЧ-инфекцию 1023601 человек. Выявлено 5394 ВИЧ-инфицированных российских граждан – 0,53% от числа обследованных, 0,16% от населения Челябинской области.
Проводится профилактическое обследование населения на паразитарные заболевания (гельминтозы, в том числе на энтеробиоз). Ежегодно обследуется около 30% населения области, пораженность в последние годы составляет около 0,6%.
Проводится разъяснительная работа среди населения по мерам профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний, своевременности обращения за медицинской помощью пострадавших, необходимости профилактической вакцинации населения, в том числе профессиональных групп риска. Организовано гигиеническое обучение декретированных групп населения по вопросам соблюдения требований санитарных правил с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения.
Системно проводимый комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий позволил обеспечить стабильную эпидемиологическую ситуацию в Челябинской области. По итогам 2017 г. в сравнении с 2016 г. отмечено значительное снижение заболеваемости по 24 (вирусный гепатит А, сальмонеллез, дизентерия, ротавирусная инфекция, ветряная оспа, менингококковая инфекция, гонорея, острые вирусные гепатиты В и С, туберкулез, аскаридоз, токсокароз, описторхоз, внебольничные пневмонии и др.) и стабилизация по 9 инфекциям из 63 зарегистрированных нозологических форм.
Вопросы здорового образа жизни, профилактики (предупреждения) заболеваний и факторов риска их развития в федеральном законе Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
2) охрана здоровья граждан (далее — охрана здоровья) — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;
4) медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
5) медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;
6) профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;
10) медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;
21) качество медицинской помощи — совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Статья 4. Основные принципы охраны здоровья
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей
4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья
Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:
1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;
4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 3. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья
Статья 14. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья
2. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), относятся:
1) проведение единой государственной политики в сфере здравоохранения, разработка и реализация программ формирования здорового образа жизни и других программ в сфере охраны здоровья, реализация мер по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, оказанию медицинской помощи, санитарно-гигиеническому просвещению;
Статья 16. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся:
2) разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения;
8) организация осуществления мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации;
9) организация осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий, медицинская помощь населению которых оказывается в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона) в сфере охраны здоровья относятся:
6) реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;
Статья 19. Право на медицинскую помощь
5. Пациент имеет право на: 2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья. 2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Глава 5. Организация охраны здоровья
Статья 29. Организация охраны здоровья
1. Организация охраны здоровья осуществляется путем: 2) разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения;
Статья 30. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни
1. Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, в том числе в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, программы иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям. 2. Профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни. 3. Формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.
Статья 33. Первичная медико-санитарная помощь
1. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Статья 34. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь
1. Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Статья 39. Лечебное питание
1. Лечебное питание — питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи. 2. Лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке. 3. Специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма.
Статья 40. Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение
1. Медицинская реабилитация — комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество. 3. Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. 4. Санаторно-курортное лечение направлено на: 1) активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления;
Статья 46. Медицинские осмотры, диспансеризация
1. Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. 2. Видами медицинских осмотров являются: 1) профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов; 2) предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу или учебу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению; 3) периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, учащихся, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового, учебного процесса на состояние здоровья работников, учащихся, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, продолжению учебы; 4) предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения; 5) послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. 3. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в отношении отдельных категорий граждан могут проводиться углубленные медицинские осмотры, представляющие собой периодические медицинские осмотры с расширенным перечнем участвующих в них врачей-специалистов и методов обследования. 4. Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 48. Врачебная комиссия и консилиум врачей
2. Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Статья 51. Права семьи в сфере охраны здоровья
1. Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на консультации без взимания платы по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации и обследования в медицинских организациях государственной системы здравоохранения в целях предупреждения возможных наследственных и врожденных заболеваний у потомства.
Статья 64. Экспертиза качества медицинской помощи
1. Экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
Статья 67. Проведение патолого-анатомических вскрытий
3. По религиозным мотивам при наличии письменного заявления супруга или близкого родственника (детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных братьев и родных сестер, внуков, дедушки, бабушки), а при их отсутствии иных родственников либо законного представителя умершего или при волеизъявлении самого умершего, сделанном им при жизни, патолого-анатомическое вскрытие не производится, за исключением случаев: 5) смерти: а) связанной с проведением профилактических, диагностических, инструментальных, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятий, во время или после операции переливания крови и (или) ее компонентов;
Статья 71. Клятва врача
1. Лица, завершившие освоение основной образовательной программы высшего медицинского образования, при получении документа о высшем профессиональном образовании дают клятву врача следующего содержания: "Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
Статья 79. Обязанности медицинских организаций
2. Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, наряду с обязанностями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, также обязаны: 3) обеспечивать проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и на раннее их выявление; 4) проводить пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения.
Читайте также: