Трудовые мигранты в россии и инфекции


Приезжих из стран ближнего зарубежья российские медики относят к группе повышенного риска: большинство мигрантов не вакцинированы. В ряде государств наблюдается явный дефицит вакцин. При устройстве на работу гастарбайтеров проверяют лишь на ВИЧ и гепатит. При этом мигранты часто трудятся в сфере услуг – водителями, продавцами, курьерами. Все они контактируют с большим количеством людей и могут стать источниками заражения. Корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич оценила масштабы вирусной угрозы.

Таксисты, официанты, курьеры, дворники, приехавшие на работу в Россию из-за рубежа, – все они потенциально могут оказаться очагом инфекции. Живут они скученно, в не самых комфортных условиях, работают под большой нагрузкой. Но главное – подавляющее большинство из них не делали прививок. Корь – инфекция летучая, передается на расстоянии. Потому ею в момент эпидемии трудовые мигранты достаточно легко заражаются и передают другим, предупреждает врач-иммунолог, доктор медицинских наук Владислав Жемчугов.

ЖЕМЧУГОВ : В России все хорошо с вакцинацией. И нужно 95% вакцинированных, чтобы эпидемия не распространялась. Но вот эти приезжие – они, прошу прощения, разводят этот процент, как водой. Особенно в крупных городах, где их больше. Невакцинированные люди – это не только питательная среда, но и постоянно поддерживаемый источник заражения.

Во многих странах, с которыми мы постоянно обмениваемся миграционными потоком, не вакцинируют ни детей, ни взрослых: где-то сознательно, а где-то, как, например, в Средней Азии или на Украине, просто нет на это ресурсов, говорит доцент кафедры инфекционных болезней у детей Российского национального исследовательского университета имени Пирогова Алексей Ртищев.

РТИЩЕВ : Вероятность и риск заражения корью поддерживает как раз неблагоприятная обстановка, которая наблюдается в окружающих нас странах. Это прежде всего Украина и Грузия, а также некоторые страны Западной Европы. Тем не менее после завоза сюда корь может распространяться среди групп непривитых – как детей, так и взрослых.

Уже заболев, мигранты не очень спешат к докторам. Во-первых, есть риск потерять работу, во-вторых, особо некуда обращаться, если не оформлен договор добровольного страхования. Единственный способ – вызвать неотложку. Но это – уже в самом крайнем случае, говорит директор программ "Международный альянс. Трудовая миграция" Сергей Болдырев.

БОЛДЫРЕВ : Как правило, они обращаются или там, где они живут, либо к соотечественникам – врачам той же национальности – может, они уже и граждане России, но их тоже привлекают. Потому что ОМС на них не распространяется, а ДМС они не оформляют. Потому они пользуются, чем бог пошлет. Многие сидят дома, к ним приходят навещать – болезнь распространяется.

Может ли человек, имеющий инфекционное заболевание, работать в нашей стране? Безусловно, нет. Перед тем как получить разрешение на работу (в случае с приезжими из дальнего зарубежья) или патент (для гастарбайтеров из стран ближнего зарубежья), они проходят обследование. Без справки, подтверждающей, что у него отсутствуют инфекционные заболевания, трудового мигранта к работе не допустят. И даже не выдадут документ. Но в перечне таких болезней нет кори, ветрянки, свинки, коклюша и других болезней, передающихся от человека к человеку по воздуху. Стоп-лист включает ВИЧ, гепатит, туберкулез, проказу и психические расстройства. С ними на работу не примут. Но ведь приезжий может заболеть другими опасными болезнями уже в процессе работы, говорит профессор Государственного университета управления, почетный работник ФМС Владимир Волох.

ВОЛОХ : На период получения разрешительных документов у этого гражданина есть необходимый медицинский документ. Но время идет. Разрешение на работу и патент выдаются сроком на год, и в этот период он может заболеть различными заболеваниями. На мой взгляд, если работодатель принимает на работу этого человека, он должен следить, чтобы состояние его здоровья не угрожало окружающим.

Решение здесь только одно: вакцинация от самых распространенных инфекций. Причем до приезда в Россию. Пока такое требование при приеме на работу мигрантам не выдвигают. Отсюда – высокие риски. В случае вспышки инфекций гастарбайтеров прививают в России нашими вакцинами. Пока это – самый действенный способ остановить эпидемию.

Теневой рынок гастарбайтеров – это мощная и разветвленная инфраструктура, влияние которой нельзя игнорировать

Об авторе: Владимир Александрович Волох – профессор Государственного университета управления, доктор политических наук, член Общественного совета при МВД РФ;Николай Викторович Курдюмов – президент Союза экспертов и консультантов в сфере трудовой миграции, член Экспертно-консультативного совета по вопросам миграции при ГУВМ МВД РФ.


Фото агентства городских новостей "Москва"

Пандемия коронавирусной инфекции в Российской Федерации и все, что с ней связано, обозначили проблемы и в миграционной сфере. В период ежегодных пиковых потоков трудовых мигрантов в РФ считаем важным предложить ряд мер, связанных с регулированием пребывания и трудовой деятельности мигрантов, прежде всего из государств с безвизовым порядком въезда в нашу страну. Они составляют большую часть трудовой миграции.

Сегодня на российском рынке труда с участием иностранных работников произошло значительное сокращение рабочих мест. Как правило, трудовые мигранты не имеют никаких финансовых накоплений, позволяющих пережить кризисный период, и они вынуждены искать любую работу. Как следствие – резкий рост теневой занятости при демпинге зарплаты. Безработица и нелегальная трудовая деятельность, как правило, способствуют росту правонарушений, создают угрозу общественной безопасности, влекут развитие антисанитарных условий в быту, что крайне нежелательно в условиях пандемии.

Понятно, что в период развития пандемии российские государственные структуры и работодатели не могут предложить действенные меры по содействию в трудоустройстве мигрантов. Но после преодоления пика пандемии и по мере открытия и возобновления деятельности предприятий такие меры необходимо оперативно предпринять. Эти меры, с одной стороны, должны быть направлены на помощь мигрантам в легальном трудоустройстве, а с другой стороны – противостоять развитию теневых сервисов по содействию мигрантам в теневой занятости и других теневых услугах в период кризиса. Следует отметить, что до кризиса теневой рынок труда мигрантов охватывал значительную часть всего миграционного сообщества, то есть он представляет собой мощную и разветвленную инфраструктуру, влияние которой нельзя игнорировать.

Помимо проблем, связанных с неурегулированным правовым статусом и теневой трудовой деятельностью мигрантов, развитие рынка нелегального труда мигрантов может негативно отразиться и на занятости российских граждан. Они не смогут конкурировать с трудовыми мигрантами в связи с демпингом зарплат.

Следует отметить, что государство в лице МВД России уже немало сделало, приняв оперативно ряд мер по продлению пребывания иностранных граждан на период кризиса в целях недопущения роста числа неурегулированных мигрантов. В развитие мер по содействию в правовом урегулировании статуса мигрантов предлагаем на законодательном уровне закрепить возможность изменения иностранными гражданами цели визита в РФ через получение новой (продление действующей) визы или новой миграционной карты.

В целях минимизации теневого рынка труда целесообразно также принять меры по упрощению получения или продления патента для мигрантов из безвизовых государств, работающих в России. Считаем возможным хотя бы временно ввести режим оформления патентов иностранным гражданам, находящимся в Российской Федерации свыше 30 дней, распространив его на тех, на кого не распространяется административное выдворение вследствие нарушения сроков пребывания в Российской Федерации. Учитывая, что оформление патента для тех, кто находится в РФ более 30 дней, возможно только со штрафом, предложили бы временно отменить эти штрафы для мигрантов, оформляющих патент в период кризиса.

Другой мерой, востребованной для трудовых мигрантов и заинтересованных в них работодателей, могло бы стать устранение ограничения срока действия патента, предполагающее трудовую деятельность иностранного гражданина в течение двух лет без выезда из Российской Федерации.

Такое решение значительно упростит жизнь трудовым мигрантам, минимизирует количество их контактов с органами власти, разгрузит и позволит оптимизировать работу профильных государственных структур, тем самым минимизирует возможное участие посредников в этой сфере. В то же время стабилизируется уплата фиксированных авансовых платежей, исчезнет необходимость осуществлять перерывы в работе и уплате соответствующих платежей в целях оформления нового документа и искусственного выезда и въезда в Российскую Федерацию.

К сожалению, за прошедшие годы государственным структурам и бизнесу так и не удалось выстроить механизм эффективного организованного/легального содействия в трудоустройстве мигрантов. Опросы мигрантов показывают, что в подавляющем большинстве они при трудоустройстве пользуются советами и услугами своих соотечественников. Организованный набор также показал свою неэффективность, причем, что важно, он скомпрометировал себя в среде работодателей.

На федеральном уровне совместными усилиями представителей Минтруда РФ, МВД, объединений российских работодателей и экспертного сообщества в целях разработки указанных мер и координации работы по их внедрению целесообразно сконцентрироваться на следующих мерах:

– поддержка регионов в реализации проектов организованного содействия в трудоустройстве востребованных работников из числа иностранных граждан;

– обеспечение преференциями работодателей, привлекающих трудовых мигрантов в организованном режиме;

– реализация механизмов сопровождения заинтересованными работодателями и объединениями работодателей процессов отбора и предвыездной подготовки за рубежом востребованных работников, особенно в условиях пиковых объемов миграционных потоков.

Другими словами, все предлагаемые нами меры направлены прежде всего на развитие легального рынка труда иностранных работников при соблюдении приоритета трудоустройства для российских граждан.

Все предлагаемые меры носят как оперативный, так и перспективный характер в части регулирования российского рынка труда с участием иностранных работников. Их выполнение, на наш взгляд, будет способствовать осуществлению поручений от 6 марта 2020 года президента РФ по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы.

Памятка о порядке продления действия визы и срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства ,
а также об особенностях осуществления ими трудовой деятельности в период действия принимаемых Правительством Российской Федерации мер по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19

В связи с проводимыми Правительством Российской Федерации мероприятиями по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, а также закрытием иностранными государствами своих границ и отменой международного сообщения иностранные граждане и лица без гражданства (далее – иностранные граждане) зачастую не имеют возможности покинуть территорию Российской Федерации по окончании разрешенного срока временного пребывания. В целях обеспечения законности нахождения иностранному гражданину необходимо в возможно короткий срок лично обратиться с мотивированным заявлением (в произвольной форме) о продлении срока действия визы или срока временного пребывания в ближайшее подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту своего нахождения[1].

Представление каких-либо иных документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина возможности своевременно покинуть территорию Российской Федерации, не требуется.

При обращении иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию на основании визы, срок действия имеющейся у него визы, независимо от цели въезда в Российскую Федерацию, будет продлен до девяноста дней с возможностью неоднократного продления до устранения обстоятельств, препятствующих выезду иностранного гражданина из Российской Федерации.

Одновременно с заявлением о продлении срока действия визы представляется документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, визовая анкета с фотографией.

При обращении иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию на основании визы, после истечения срока ее действия срок временного пребывания в Российской Федерации будет продлен до девяноста дней с возможностью неоднократного продления на срок до девяноста дней (до устранения обстоятельств, препятствующих выезду иностранного гражданина из Российской Федерации).

После прекращения обстоятельств, препятствующих своевременному выезду из Российской Федерации, такому иностранному гражданину для выезда из Российской Федерации будет необходимо обратиться в подразделение по вопросам миграции для оформления транзитной визы.

При обращении иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в соответствии с международными договорами Российской Федерации о краткосрочных безвизовых поездках для отдельных категорий граждан (например, в целях туризма), срок временного пребывания в Российской Федерации будет продлен до девяноста дней с возможностью неоднократного продления на срок до девяноста дней (до устранения обстоятельств, препятствующих выезду иностранного гражданина из Российской Федерации).

После прекращения обстоятельств, препятствующих своевременному выезду из Российской Федерации, такому иностранному гражданину для выезда из Российской Федерации будет необходимо обратиться в подразделение по вопросам миграции для оформления транзитной визы.

При обращении иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, срок временного пребывания в Российской Федерации будет продлен до девяноста дней с возможностью неоднократного продления на срок до девяноста дней (до устранения обстоятельств, препятствующих выезду иностранного гражданина из Российской Федерации).

Одновременно с заявлением о продлении срока временного пребывания представляется документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, и его копия (все страницы, которые содержат информацию об иностранном гражданине и (или) имеют отметки о пересечении Государственной границы Российской Федерации либо иного государства).

После принятия решения о продлении срока временного пребывания в миграционной карте иностранного гражданина проставляется соответствующая отметка о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации.

В случае, если миграционная карта при въезде в Российскую Федерацию не выдавалась, а также в случае ее порчи или утраты иностранному гражданину необходимо заявить об этом в подразделение по вопросам миграции для получения дубликата миграционной карты.

В случае окончания срока действия имеющегося патента, в том числе переоформленного, иностранный гражданин также может обратиться за оформлением нового патента без необходимости выезда из Российской Федерации. В данном случае представляется миграционная карта, выданная ему при последнем въезде.

Работодатели, привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, которым необходимо получение разрешения на работу, могут подать документы для оформления разрешения на привлечение и использование иностранных работников и (или) разрешений на работу таким работникам, а также получить указанные документы только в случае подтверждения нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации на законных основаниях.

[2] Под местом пребывания понимается жилое или иное помещение, в котором иностранный гражданин фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

____________________________________

ПАМЯТКИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ COVID-19

С целью проведения широкой разъяснительной работы среди граждан зарубежных государств, находящихся на территории Российской Федерации, в том числе трудовых мигрантов, в МВД России подготовили памятку о способах профилактики коронавирусной инфекции, в которой рекомендации экспертов в области здравоохранения переведены на 7 языков: таджикский, азербайджанский, армянский, киргизский, узбекский, китайский и английский.

Памятка будет опубликована в мессенджерах и социальных сетях, а в печатном виде распространена полицейскими в регионах среди приезжих граждан. Распространение памяток положительно скажется на уровне информированности людей о пандемии, в доступной форме напомнит иностранцам об индивидуальной профилактике, которую особенно необходимо соблюдать в настоящий период. Напоминаем, что в связи с введенными ограничительными мерами иностранные граждане могут продлить срок временного пребывания на территории Российской Федерации.


Мигранты являются наиболее уязвимой группой по заражению инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП). Уязвимость – понятие, которое касается тех, кто в силу различных обстоятельств лишен возможности защищаться от социальных инфекций и их последствий, и создается комплексом экономических, культурных, социальных, поведенческих факторов, а именно, группы населения, пользующиеся наименьшими правами (дети, в том числе, дети-сироты), с дестабилизированной культурой (распавшиеся семьи, безработные, мигранты) и с высоким риском заражения ИППП [5]. Исследователи указывают, что заболеваемость социальными инфекциями среди мигрантов превышает показатели автохтонного населения. Так по данным S.A. Strathdee et al. (2008) эпидемия ВИЧ-инфекции в Тихуане (Калифорния, граница Мексики и США) была вызвана преимущественно мигрантами, среди которых заболеваемость ИППП, включая сифилис, превышала показатели заболеваемости местных жителей [20]. По данным E.J. Mmbaga et al. (2008) в Килиманджаро (Танзания) ВИЧ-инфекция была обнаружена: у 3,7 % мигрантов-мужчин и лишь у 1,8 % местных жителей, у женщин: у 14,5 % и 9,2 % соответственно [15]. При обследовании 590 мигрантов мужчин в возрасте 20-49 лет (Лахора, Пакистан) ИППП выявлены у 3,2 %. Только 10 % мигрантов использовали презерватив при случайных половых связях [11]. H.R. Barrett (2010) сообщили о низком уровне знаний о методах профилактики ИППП и последствиях инфицирования среди эфиопского и Эритрейского иммигрантского сообщества, живущего в Уэст-Мидлендсе (Великобритания), что способствовало незащищенным сексуальным контактам [8]. D.C. Rodríguez еt al. (2010) отмечают, что одним из факторов риска заражения ИППП среди мигрантов было частое использование алкоголя при половых контактах, что обусловлено уменьшением чувства опасности заражения инфекциями с половым путем передачи [18]. G. Webber et al. (2010) при опросе 20 мигрантов, работниц фабрики в Камбодже выявили, что лишь некоторые женщины настаивали на использовании партнерами презерватива, в то время как большинство избегали обсуждать эту тему [22]. W. Wang еt al. (2010) показали, что мигранты достоверно чаще в сравнении с местными жителями прибегают к коммерческим секс-услугам [21]. При обследовании мигрантов (Непал) у 11 из 137 мужчин была диагностирована ВИЧ-инфекция (8 %) и у 30 мужчин (22 %) – сифилис. Больные указывали на связи с разными партнерами, включая связи с женщинами, занимающимися коммерческим сексом [17].

По данным авторов, трудовые мигранты, приезжающие в другую страну в определенные сезоны года, также способствуют развитию эпидемии ВИЧ-инфекции. Проведено изучение заболеваемости 1958 городских рабочих, 1909 сельских рабочих, и 4452 мигрантов, проживающих в Чжэцзяне (Восточный Китай). В результате обследования обнаружен сифилис у 15 городских рабочих и 20 мигрантов. Причем 47,0 % мигрантов не желали покупать медицинскую страховку. Авторы указывают на необходимость разработки программ по медицинскому обслуживанию незастрахованных мигрантов и малоимущих городских жителей [13].

S. Ruan et al. (2008) выделяют следующие факторы риска ВИЧ-инфекции: незащищенное гомосексуальные связи, коммерческий секс, заболеваемость сифилисом, связи с разными партнерами, низкие знания о ВИЧ-инфекции и статус мигранта [19]. L.B. Moyer et al. (2008) указывают на низкий уровень знаний мигрантов, временно проживающих в Сан-Диего, Калифорнии, Эль-Пасо и Техас о факторов риска ВИЧ-инфекции и ИППП [16].

J.A. Martin et al. (2006) при обследовании 2781 мигрантов (Западная Австралия) обнаружили у 25 % положительный скрининговый тест на туберкулез, у 5 % выявили HBsAg, и у 5 % – положительные серологические реакции на сифилис, причем мигранты из Африки (района Сахары) имели более высокий показатель заболеваемости большинства социальных инфекций [14].

Высокая распространенность ИППП у мигрантов была показана в исследовании J. Amo et al. (2005). При обследовании 734 женщин вирус папилломы человека был обнаружен у 39 %; из них у 61 % женщин из Восточной Европы, 42 % – Эквадора, 39 % – Колумбии, 29 % Африканских стран [10]. При обследовании 834 южноафриканских женщин ВИЧ-инфекция была выявлена у 37,1 %, причем с более высокой распространенностью среди женщин мигрантов (46,0 %). Обнаружена прямая корреляционная связь между выявлением ВИЧ-инфекции и статусом мигранта, молодым возрастом, использованием алкоголя, обнаружением сифилиса и гонореи [23]. J. Hermez еt al. (2010) указали, что у мигрантов достоверно чаще диагностируются ВИЧ-инфекция, туберкулез и ИППП [12]. C.S. Camlin еt al. (2010) у мигрантов в Сан Франциско установили зависимость обнаружения ВИЧ-инфекции от числа сексуальных партнеров [9].

Другие исследователи также указывают на факторы риска, влияющие на рост заболеваемости сифилисом среди трудовых мигрантов: повышенный уровень рискованного поведения, смена половых партнеров, обращение к секс-услугам, более низкий уровень информированности об ИППП, в том числе за счет лингвистических барьеров [1].

Исследователями выявлен высокий удельный вес поздних форм сифилиса среди данного контингента (27,1 %). Высокая заболеваемость сифилисом среди трудовых мигрантов обусловлена ограничением доступа к медицинским услугам и профилактическим программам на бесплатной основе. Авторы указывают, что механизмы надзора за ИППП в фокусных группах должны быть простыми, постоянно действующими и контролируемыми. Они должны обеспечивать соблюдение прав человека, объединяться с программами по ВИЧ/СПИД и интегрироваться в общую систему здравоохранения [7].

Исследователи выделяют следующие пути профилактики ИППП у мигрантов в России: совершенствование миграционного законодательства в России, государственное регулирование миграционных потоков; разработка федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для жизни и адаптации мигрантов, медицинской помощи, учет культурных, национальных особенностей, взаимное сотрудничество органов здравоохранения, Роспотребнадзора, миграционной службы, работодателей, общественных организаций, органов правопорядка, национальных диаспор, внедрение методов санитарно-просветительной работы в местах проживания и работы мигрантов [5].

Л.А. Таишева (2009) в исследовании отметила, что факторами уязвимости мигрантов к ИППП/ВИЧ-инфекции в республике Татарстан являются не столько потенциальная дискриминация и маргинализация, административные и языковые барьеры для получения информации и медицинской помощи этого контингента с ИППП, сколько провокация более рискованного поведения. По мнению автора, одной из первоочередных задач является налаживание эффективных форм гигиенического воспитания и образования мигрантов [4].

Таким образом, анализ литературы свидетельствует, что мигранты являются группой риска по заболеваемости ИППП. Оторванность от семьи и привычной жизни, неустроенность и постоянный стресс провоцирует более рискованное поведение, освобождения от прежних социальных норм. Этим факторам риска сопутствует низкий уровень знаний об ИППП. Вышеуказанное свидетельствует о необходимости разработки эффективных методов профилактики, которая невозможна без детального исследования меняющихся аспектов эпидемиологической ситуации в той или иной территории, с определением региональных особенностей распространенности ИППП и поведенческих рисков среди мигрантов.

МОСКВА, 20 апреля. /ТАСС/. Генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева предлагает рассмотреть вопросы об обеспечении мигрантов в России медицинским лечением и об оказании им минимальной социальной помощи. При этом она считает, что предложение приравнять мигрантов к гражданам РФ для получения пособий по безработице необходимо обсуждать отдельно, сообщила она в понедельник ТАСС.

Чупшева ранее направила письмо председателю правительства России Михаилу Мишустину с предложенным комплексом мер поддержки в условиях коронавируса в сфере рынка труда и занятости. В частности, предлагалось на время пандемии приравнять мигрантов к гражданам России для получения пособия по безработице (и ряда других льгот и выплат) и мер в области поддержки занятости. В письме отмечалось, что аналогичная мера введена в Португалии - на время борьбы с коронавирусом и его последствиями 580 тыс. мигрантов приравняли к гражданам страны.

"С момента начала карантина АСИ вместе с экспертами подготовило и направило в правительство четыре пакета предложений - по поддержке малого и среднего бизнеса, системы образования, социальной сферы и по стабилизации рынка труда. Очевидно, что проблема мигрантов, оставшихся без работы, существует, и в рамках подготовки пакета по рынку труда мы не могли обойти ее стороной. Однако предложение по выплате им пособий по безработице - лишь одна из идей, которую необходимо обсуждать и просчитывать. Считаю, что можно рассмотреть также возможность создания дополнительной полевой медицинской инфраструктуры, где можно будет пройти диагностику и лечение, а также подумать о минимальной социальной помощи мигрантам", - сказала Чупшева.

Позиция экспертов

Общественный омбудсмен по правам предпринимателей в сфере соблюдения трудового законодательства Дмитрий Порочкин сообщил ТАСС, что поддерживает инициативу АСИ о приравнивании мигрантов к гражданам России на время пандемии.

"Трудовые мигранты относятся к самым незащищенным слоям общества. Лишившись дохода в связи с закрытием большей части предприятий, они не могут ни вернуться домой, ни обеспечить себе достойное существование. Всем известно, основную часть заработка они отправляют за границу и не имеют никаких накоплений. В сложившейся ситуации, мы считаем, важно поддержать мигрантов, как это делается в других странах, и не допустить роста преступности среди них", - отметил он.

Омбудсмен напомнил, что меры поддержки уже принимаются. Например, сейчас автоматически продлеваются рабочие патенты. "Но нужно их расширить. Встав на биржу труда, иностранцы не только смогут получать пособие, но и найти работу. Сейчас высокий спрос на курьеров службы доставки, рабочих по дезинфекции объектов и так далее. Важно предусмотреть возможность сдачи теста на коронавирус, чтобы не допустить распространения инфекции в местах проживания мигрантов, которые, часто не имея медицинской страховки, не могут обратиться за медицинской помощью", - добавил Порочкин.

Проректор Высшей школы экономики, директор Института социальной политики Лилия Овчарова сказала ТАСС, что мигранты в РФ в основном заняты в строительстве, розничной торговле, транспортных услугах, услугах населению и сельхозработах.

"Все эти сектора находятся в состоянии временного простоя и, к сожалению, предложить мигрантам пока ничего не смогли. Правда, я должна отметить, что указ 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции", который был подписан президентом РФ, - это большой прогресс с точки зрения защиты их прав. Но он все же не дает возможности получить им какие-то доходы", - уточнила Овчарова.

Президент России Владимир Путин ранее подписал указ о временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции. В соответствии с документом иностранным гражданам с 15 марта по 15 июня не нужно продлевать документы о временном пребывании (включая продление виз) в России, сроки постановки на учет по месту пребывания, сроки временного и постоянного проживания (включая продление вида на жительство), сроки действия разрешений на работу, патентов и иных разрешительных документов.

Пособия по безработице

В марте Путин поручил правительству увеличить максимальное пособие по безработице до уровня МРОТ, то есть до 12 130 рублей. Граждане, потерявшие работу после 1 марта и обратившиеся в службу занятости, в апреле - июне будут получать пособия по безработице в максимальном размере.

В России с 9 апреля действуют правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, позволяющие подавать заявление в центр занятости дистанционно через портал "Работа в России". Правила исключают необходимость предоставления трудовой книжки и справки о среднемесячном заработке от предыдущего работодателя. Упрощенный порядок введен до 31 декабря 2020 года.

Роль миграционных потоков в развитии эпидемии ВИЧ-инфекции в
Российской Федерации и на постсоветском пространстве
The Role of Migration Flows in Development of HIV Epidemic
inthe Russian Federation and Post-Soviet Territories

По материалам доклада Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Суздаль, декабрь 2007 г.
By the materials of the Rospotrebnadzor report
made in Suzdal in December 2007


Лариса ДЕМЕНТЬЕВА
заместитель начальника отдела организации надзора
за ВИЧ/СПИДом в Российской Федерации
Larisa DEMENTYEVA
Deputy head of HIV/AIDS control department
of Russian Federation

Миграция – это акция в ответ на бедность
Вклад миграционных потоков в перенос и развитие инфекционных заболеваний в мире признан всеми странами. Ежедневно границы России пересекают 2 миллиона человек.
По данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом среди иностранцев, приехавших в Россию до 2005 года, ежегодно выявлялось 800–900 ВИЧ-инфицированных. Всего за период с 1987 по 2007 год выявлено 9 337 ВИЧ-инфицированных иностранных граждан.

Трудовая миграция
По данным Федеральной миграционной службы, в 2006 году иностранная рабочая сила на территорию Российской Федерации привлекалась из 138 государств. Официально зарегистрированная численность иностранной рабочей силы, привлеченной в экономику России, — 1 014 013 человек. За первое полугодие 2007 года ФМС было выдано 2 миллиона разрешений на работу. Половозрастной состав иностранных работников: доля мужчин в 2005–2006 гг. составляла 85%; 67% – люди в возрасте 18–39 лет.




Проблемы внешних трудовых мигрантов в стране временого пребывания

  1. Потенциальная маргинализация, дискриминация и эксплуатация в пути и во время пребывания в чужой стране.
  2. Потенциальные барьеры для получения информации и медицинской помощи.
  3. Административные барьеры (особенно для нелегальных мигрантов).
  4. Культурные и языковые барьеры.
  5. Законодательные ограничения для въезда и пребывания ВИЧ+.
  6. Провокация более рискованного поведения, связанная с разделением с семьей и постоянными партнерами, ощущением освобождения от прежних социальных норм.


Влияние привлечения использования иностранных работников
на росийский рынок труда

По прогнозам демографов, депопуляция населения России не закончится до середины XXI века, поэтому рабочая сила будет нужна. Тем более, что трудовая деятельность, которой занимаются мигранты, обычно не привлекательна для коренного населения.
По данным Федеральной миграционной службы, удельный вес легальных работников-мигрантов в 2006 году составлял 1,5% от численности занятых в экономике Российской Федерации, в 2005 году эта величина составляла 1%. Однако если по официальным данным доля иностранной рабочей силы составляет 1,5%, то с учетом незаконной трудовой миграции она доходит до 10–22%.
В ближайшем и отдаленном будущем большую часть внешних трудовых мигрантов составят выходцы из стран Центральной Азии. Трудовые мигранты из Украины, Молдовы, Республики Беларусь и стран Балтии сориентированы в своих устремлениях на работу в страны Евросоюза, где больше платят за работу.
Приток мигрантов из Китая будет возрастать. Сегодня в Китае насчитывается 120–150 миллионов мигрантов, работающих за пределами страны. Какая часть из них в России, сказать трудно. Реальными данными о выявлении ВИЧ-инфекции среди китайцев, работающих в России, мы не располагаем. По данным китайских коллег, в их стране обследуется на ВИЧ-инфекцию ежегодно около 1 миллиона человек из 1 миллиарда населения, т. е. 0,1%.
ВИЧ-инфицированные, депортированные на родину, не горят желанием получить возможность лечения ВИЧ-инфекции в обмен на раскрытие своего ВИЧ-статуса, так как это связано с раскрытием конфиденциальной, стигматизирующей их информации. Соответственно, они не информируют своих близких, жен и подруг, не используют средства защиты при половых контактах. Возрастает число ВИЧ-инфицированных женщин, соответственно растет риск рождения ВИЧ-инфицированных детей. Таким образом, вероятность передачи ВИЧ-инфекции в популяцию возрастает.
Вместе с тем, при низких заработках на родине, эти люди будут стремиться любыми путями вернуться в Россию, чтобы заработать деньги на содержание семьи (либо в качестве нелегального мигранта, либо купив необходимые для регистрации документы в России). Таким образом, вряд ли удастся полностью перекрыть въезд ВИЧ-инфицированных мигрантов в Россию.

Migration is an action responding poverty. Negative effect of migration flows on the soread of communicable diseases is acknowledged by all countries.
Everyday 2 million people cross the borders of the Russian Federation.
According to the Federal scientific and methodological center on HIV/AIDS treatment and prevention data, annually some 800-900 cases of HIV infection were revealed among the foreign newcomers. Total number of registered cases of HIV among immigrants in 1987–2007 is 9,337.
Division of foreign employees by sex and age: share of men in 2005-2006 constituted 85%; 67% are people from 18 to 39 years old.
Migrants are prone to risky behavior; the risk of sexual transmission of infection among immigrants is much higher than it is among stationary population. Season workers returning to the CIS countries will contribute to the spread of HIV in these countries.

  1. Elaborate and introduce prevention programs among immigrants in the framework of the National priority healthcare project 2008
  2. Develop coordination with CIS countries in this issue
  3. Draw public attention to the problem

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции