Течение и исходы инфекционных болезней

Инфекция в переводе с латинского обозначает заражение. К инфекционным заболеваниям относятся те, которые развиваются как ответная реакция организма на внедрение и размножение болезнетворных микроорганизмов. Характерной и отличительной особенностью инфекционной болезни является способность возбудителя распространяться в окружении заболевшего и вызывать новые случаи заболеваний. Поэтому инфекционные болезни называют заразными.

Сущность инфекционного заболевания составляет инфекционный процесс — результат противоборства организма больного и внедрившихся микроорганизмов. В ходе развития инфекционного процесса происходят нарушения строения и функции пораженных органов и систем организма, что приводит к расстройствам нормальной жизнедеятельности человека.

Характер развития инфекционного процесса, особенности течения заболевания и исходы болезни определяют следующие факторы:

Болезнетворные свойства (патогенность) возбудителя: а) его вирулентность (способность проникать через защитные барьеры организма человека); б) его репродуктивность (способность интенсивно размножаться в тканях инфицированного организма); в) его токсигенность (способность выделять бактериальные яды или токсины).

Защитный потенциал организма человека или его восприимчивость к инфекционному началу, который зависит от: а) резистентности или невосприимчивости к инфекции в результате врожденного или приобретенного иммунитета; б) реактивности, состояния системы защитных сил организма.

Условия среды обитания, определяющие возможность взаимодействия макро- и микроорганизма.

Возбудители, которые могут вызвать инфекционный процесс, называются патогенными, а это свойство — патогенностью. Степень патогенности конкретного возбудителя оценивается как вирулентность, поэтому говорят о высокой или слабой вирулентности патогенных микробов. Возбудителями инфекционных заболеваний являются бактерии, вирусы, риккетсии (сыпной тиф), микроскопические грибы, простейшие.

Место проникновения инфекционного начала в организм человека называется входными воротами. Ими могут являться:

Чтобы человек заболел, то есть, чтобы возник инфекционный процесс, необходима соответствующая инфекционная доза, разная у разных возбудителей и разная для каждого человека. Например, минимальные дозы для туляремии — 15 живых палочек, сибирской язвы — 6000, дизентерии — 500 миллионов микробных клеток.

Инфекционный процесс всегда носит специфический характер, то есть зависит от вида возбудителя. Холерный вибрион может привести только к развитию холеры, вирус гриппа вызывает грипп, дизентерийная палочка приводит к возникновению дизентерии, вирус кори — к кори и т. д.

В процессе динамического развития практически любого инфекционного заболевания можно выделить характерные периоды:

Инкубационный или латентный (скрытый) период болезни, который продолжается от момента заражения до появления первых признаков заболевания (грипп — от нескольких часов до 3 дней, СПИД — годы).

Продромальный период болезни (предвестники). В этот период преобладают общие для всех болезней симптомы: общее недомогание, повышение температуры, головная боль, общая слабость, состояние дискомфорта. В конце продромального периода при некоторых инфекционных заболеваниях появляются специфические симптомы (сыпь при кори или скарлатине).

Клинический период болезни (разгар болезни), когда симптоматика болезни развернута наиболее полно, и специфические признаки болезни проявляются наиболее ярко; апогей инфекционного процесса.

Исход инфекционного заболевания: а) выздоровление, б) летальный исход, в) хроническая форма, г) выздоровление с остаточными явлениями перенесенного заболевания или с его осложнениями, д) бактерионосительство.

По остроте течения инфекционные болезни подразделяются на: 1) острые: грипп, корь, скарлатина, ветряная оспа и др.; 2) хронические: малярия, туберкулез и др.

Многие инфекции имеют острую и хроническую формы: дизентерия, бруцеллез и др. Различают также латентное (скрытое) течение, когда возбудитель, размножаясь, находится длительное время в организме и не вызывает клинических симптомов болезни. Иногда эту форму болезни называют бессимптомной инфекцией.

Бактерионосительство — особая форма взаимоотношения между микроорганизмом и человеком. Чаще наблюдается в период после выздоровления от инфекции. Характерно, что микроб в организме имеется, а признаков болезни нет. Здоровое бактерионосительство — это когда вообще никаких признаков болезни не развивается, несмотря на внедрение болезнетворного микроорганизма.

Смешанная инфекция — это заражение несколькими болезнетворными возбудителями (корь и скарлатина, дизентерия и брюшной тиф).

Вторичная инфекция — это когда, например, после вирусной инфекции (грипп) развивается воспаление легких, вызванное бактериальной флорой.

Очаговая инфекция, например, фурункул, язва сифилитическая, туберкулез могут быть локализованы. Если инфекция распространяется по всему организму, говорят о генерализации процесса (например, от фурункула возникает сепсис).

Реинфекция — повторное заражение тем же видом микроба, но уже после полного выздоровления от предыдущего заражения. Течение болезни легче, так как имеется иммунитет.

Рецидив — это возврат болезни, обострение при хроническом ее течении.

Ремиссия — период относительного благополучия при хроническом течении заболевания между рецидивами.

Каждая из форм инфекционного процесса имеет свою клиническую и эпидемиологическую значимость. Например, латентная (скрытая) инфекция и здоровое бактерионосительство имеют чрезвычайно важное эпидемиологическое значение, так как в этих случаях больные обычно не обращаются за лечением и длительное время служат активным источником заражения для здоровых.

Человека, перенесшего инфекционное заболевание, в период выздоровления называют реконвалесцентом.

Причины обострений и рецидивов заболевания:

нарушение режима или диеты, предписанных врачом;

активизация возбудителя, вызвавшего основное заболевание (реинфекция) вследствие снижения сопротивляемости организма;

новое заражение другим типом возбудителя данной болезни (суперинфекция) при общении с людьми, зараженными данной инфекционной болезнью;

наслоение посторонней микробной флоры (вторичная инфекция) вследствие нарушения гигиенических требований при уходе за больными;

недостаточная напряженность сформировавшегося иммунитета после ранее перенесенной инфекции.

На течение инфекционного процесса и на выраженность основных проявлений заболевания оказывают влияние формы распространения возбудителя в организме:

Бактериемия и вирусемия — процесс распространения возбудителя с током крови по органам и тканям, или генерализация инфекции. Этот процесс может привести к сепсису;

Септицемия (сепсис) — наполнение микробами многих органов и тканей (сибирская язва, гноеродные кокки). Для сепсиса характерна одна и та же клиническая картина при разных микробах. Септический компонент в течение инфекционного заболевания может значительно отягощать течение и прогноз, например, сальмонеллезной, стафилококковой и менингококковой инфекций.

Септикопиемия — это сепсис, приводящий к образованию гнойных очагов в различных органах и тканях.

Токсинемия приводит к отравлению организма токсинами, которые вырабатывает возбудитель, и развитию симптомов интоксикации. Клинические признаки интоксикации обусловлены токсическим поражением центральной нервной системы (головная боль, головокружение, тошнота, рвота, судороги, потеря сознания и пр.), системы дыхания (одышка, удушье, остановка дыхания), кровообращения (тахикардия, брадикардия, повышение или снижение артериального давления, коллапс), выделения (полиурия, анурия, диспепсия и др.). Токсический компонент определяет тяжесть течения столбняка, ботулизма, гриппа, дифтерии и др. инфекционных заболеваний.

Макроорганизм обладает целой серией защитных механизмов против воздействия вредных агентов, которые объединяются общим термином — реактивность и как ее следствие — резистентность, т.е. устойчивость.

Резистентность оказывает решающее значение в возникновении, течении и исходе инфекционного заболевания. Резистентность снижается от голодания, недостатка витаминов, физического и умственного переутомления, охлаждения и т.д., а повышается в результате устранения вредных факторов труда, организации отдыха и быта, укрепление наследственного и приобретенного иммунитета.

Таким образом, возникновение инфекционного процесса и формы его течения в каждом конкретном случае определяются результатом противоборства между патогенным возбудителем и человеческим организмом. Исходами этого противоборства могут быть:

а) гибель возбудителя,

б) возникновение инфекционного процесса (болезнь);

Каждое из заболеваний имеет свои особенности, поэтому в одних случаях прививки, в первую очередь, направлены на снижение смертности от заболевания, в других случаях –на предотвращение опаснейших осложнений и на формирование условий для легких форм протекания болезней. В итоге можно на одну чашу весов положить несомненную пользу прививок в виде предотвращения заражения опасными инфекционными заболеваниями, а на другую большой риск развития опасных осложнений от заболевания или летальных исходов. В данной таблице наглядно показано какова сегодня возможность заразиться той или иной болезнью, можно ознакомиться с осложнениями, которое вызывает каждое заболевание, процентом летальных исходов от болезни и количественными показателями эффективности прививки от заражения и получения осложнений.

Пневмония, бронхит, плеврит, эмфизема легких, гнойный отит. В особо тяжелых случаях – пневмоторакс, ателектаз легких, кровоизлияния в мозг и другие органы, разрывы мышц живота и барабанных перепонок, выпадение прямой кишки и др. В детском возрасте – ложный круп, бронхоэктатическая болезнь.

Частота осложнений болезни: 1/10 – воспаление легких, 20/1000 – судороги, 4/1000 поражение головного мозга (энцефалопатия)

Пневмония. Дети младшего возраста - ложный круп, стоматиты. Чаще у взрослых – менингиты, менингоэнцефалиты и полиневриты. Редко – коревой энцефалит

Вероятность получить осложнения – 30%. (слепота, энцефалит, диарея, тяжёлые инфекции дыхательных путей)! Из них 1/1000 – энцефалит,

Пневмония, отит, артрит, ангина, реже тромбоцитопеническая пурпура. Крайне редко (в основном у взрослых) – энцефалиты, менингоэнцефалиты и энцефаломиелиты. Наиболее опасное осложнение - краснушный (наподобие коревого) энцефалит (воспаление мозга), его частота составляет 1:5000-1:6000 случаев.

При краснухе у беременных возможно формирование разнообразно пороков развития плода (катаракта, глухота, порок сердца, микроцефалия, гепатит, пневмония, менингоэнцефалит, анемия и др.) У беременных женщин приводит к спонтанным абортам (10-40%), мертворождению (20%), гибели новорожденного (10-20%)

Печеночно-клеточный рак, цирроз печени, острая печеночная энцефалопатия (печеночная кома

хронические инфекции развиваются у 80-90% детей, инфицированных в течение первого года жизни;

хронические инфекции развиваются у 30-50% детей, инфицированных в возрасте до шести лет;

Серозный менингит, менингоэнцефалит (в редких случаях), орхит и эпидидимит, оофорит, острый панкреатит

У 20-30 % заболевших мальчиков- подростков и взрослых мужчин воспаляются яички (орхит), у девушек и женщин в 5% вирус эпидемического паротита поражает яичники (оофорит). Оба этих осложнения могут стать причиной бесплодия.

Панкреатит (воспаление поджелудочной железы) регистрируется в качестве осложнения приблизительно в 4% случаев заболевания паротитом,

вирус эпидемического паротита может вызвать воспаление оболочек головного мозга (менингит) у 1 из 200-5000 заболевших, очень редко в процесс вовлекается ткань головного мозга, тогда развивается паротитный энцефалит (воспаление оболочек и вещества головного мозга).

Приобретенная нейросенсорная глухота, вызванная паротитом, является одной из основных причин глухоты в детстве, которая проявляется у 5 на 100 000 больных паротитом.

ОРЗ, отиты, синуситы, бронхиты, внебольничные пневмонии, менингит

Особой тяжестью отличается пневмококковый менингит, частота которого составляет около 8 на 100 тыс. детей до 5 лет. В среднем около 83% случаев пневмококкового менингита наблюдаются среди детей в возрасте младше 2-х лет.

Одним из осложнений также является задержка нервно-психического развития у детей. От 8,7% до 52% случаев пневмонии наблюдается среди младенцев в возрасте младше 6 месяцев.

Пневмококковые отиты отличаются большей тяжестью, склонностью к перфорации барабанной перепонки. Пневмококковый отит является самой частой причиной снижения слуха у детей.

Одной из самых неприятных и редко диагностируемых форм болезни специалисты считают пневмококковую бактериемию, которую, ежегодно у нас в стране переносят более 3 тысяч детей. Статистика впечатляет: в промышленно развитых странах случаи смерти от пневмококковой инфекции регистрируются, в основном, у пациентов пожилого возраста, среди которых летальность при пневмонии с бактериемией составляет 10- 20%, а при пневмококковой бактериемии – до 60%.

Заболевание Летальность Перечень осложнений Защита, которую дает прививка (от заражения и получения осложнений)
Туберкулез 38% (вторая по значимости причина смертности от инфекционного агента (после ВИЧ инфекции) возбудителем туберкулеза инфицированы 2 млрд. человек — треть населения нашей планеты. ежегодно умирает от туберкулёза более 1,5 млн. человек,каждые 15 сек - одна смерть, больные туберкулезом в 9% инфицированы вирусом ВИЧ туберкулезный менингит,легочное кровотечение, туберкулезный плеврит, туберкулезные пневмонии, распространение туберкулезной инфекции на другие органы и системы (милиарный туберкулез) у детей раннего возраста, развитие легочно-сердечной недостаточности 65- 78%
Дифтерия 20% взрослые, 10% дети Инфекционно-токсический шок, миокардиты, моно- и полиневриты, включая поражения черепных и периферических нервов, полирадикулоневропатию, поражения надпочечников, токсический нефроз (в зависимости от формы 20-100%) 80-90%
Столбняк 17 - 25% (при современных методах лечения), 95% у новорожденных Асфиксия, пневмония, разрывы мышц, переломы костей, компрессионные деформации позвоночника, инфаркт миокарда, остановка сердца, мышечные контрактуры и параличи III, VI и VII пар черепных нервов. Столбняк новорожденных может осложнять сепсис. 98%
Коклюш 0,3% 92%
Корь болезнь ответственна за 20% всех детских смертей 99%
Грипп (сезонный) По данным ВОЗ гриппом ежегодно заболевает 20-30% детей и 5-10% взрослых, a умирает or гриппа от 250 до 500 тыс. человек (летальность 0,1-1,5%). Ранние – острый геморрагический отек легких, ИТШ, серозные менингиты, арахноидиты, менингоэнцефалиты, энцефалопатии, отек мозга. Осложнения, вызванные вторичной бактериальной флорой – пневмония; синусит и отит (в основном у детей), бронхит, миозит, пиелоцистит, пиелонефрит иммунокомплексного генеза, миокардит, перикардит, криптогенный сепсис. 60-80%
Гемофильная инфекция типа b/ Хиб 10% (от 1 до 40%) Неврологические осложнения (локальные и генерализованные), гнойный менингит, отит, мастоидит, пневмония, эпиглоттит, артрит и др. 99%
Краснуха 0,01-1% 99%
Гепатит А 1- 30% Обострения воспалительных процессов в желчных путях (холецистит, холангит, дискинезии), развитие вторичных инфекций (пневмонии и др.). Крайне редко – острая печеночная энцефалопатия 94%
Гепатит В 0,5-1% 86%
Полиомиелит 5 - 10% Осложнения связаны с поражением двигательных нейронов продолговатого мозга, моста и передних рогов спинного мозга с развитием вялых парезов и параличей: расстройства дыхания, ателектазы легких, пневмонии, миокардиты. При бульбарном варианте – острое расширение желудка, желудочно-кишечное кровотечения, прободение, непроходимость кишечника 90-100%
Паротит 0,5—1,5% 99%
Ветряная оспа 0,01% Осложнения ветряной оспы регистрируются с частотой 5–6%,. 30% осложнений – неврологические, 20% – пневмонии и бронхиты, 45% – местные осложнения, сопровождающиеся образованием рубцов на коже. У 10-20% переболевших вирус ветряной оспы пожизненно остается в нервных ганглиях и в дальнейшем вызывает другое заболевание, которое может проявиться в более старшем возрасте - опоясывающий лишай или герпес 96%
Пневмококк очень высока. 1,6 миллионов, из них – детей до 5 лет - 1, 2 млн чел (в довакцинальный период). Статистика впечатляет: в промышленно развитых странах случаи смерти от пневмококковой инфекции регистрируются, в основном, у пациентов пожилого возраста, среди которых летальность при пневмонии с бактериемией составляет 10- 20%, а при пневмококковой бактериемии – до 60%. 73-90%
Вирус папилломы человека / РШМ 52%. В мире больны РШМ 2,3 млн чел. Около 300 тыс. женщин умирают каждый год. Около 300 тыс. женщин умирают каждый год. В Европе примерно у 33,500 женщин диагностируется рак шейки матки каждый год и 15,000 женщин (40 в день) умирает от этого заболевания. В России ежегодно умирает от РШМ более 6 тыс. женщин Рак шейки матки, рак вульвы и влагалища гортани, прямой кишки, полового члена 72-90%
Ротавирусная инфекция 2,5-3%. По данным ВОЗ, от этого заболевания в мире ежегодно умирает от 1 до 3 млн детей. Почечная недостаточность (из-за обезвоживания), сердечно-сосудистая недостаточность, дисбактериоз кишечника (и заселение кишечника патогенными микроорганизмами), на фоне сниженного иммунитета при сопутствующих инфекциях (например, гепатит) может закончится летальным исходом. 93%
Менингококковая инфекция 5%-10% пациентов умирает через 24-48 часов после появления симптомов Инфекционно-токсический шок, синдром острого отека и набухания мозга, острая почечная недостаточность, сердечно-сосудистая недостаточность, острая надпочечниковая недостаточность (синдром Уотерхауса-Фридериксена) ??

Задать вопрос специалисту

Вопрос экспертам вакцинопрофилактики

Ребенку 1 г 10 мес. В 6 мес. была сделана прививка Инфанрикс-Гекса, две недели назад прививка корь-краснуха-паротит. Ребенок начал ходить в детский сад, сейчас узнала, что в группе есть дети, которым некоторое время назад сделали живую вакцину от полиомиелита.

Представляет ли пребывание с такими детьми опасность для моего ребенка?

Когда и какую можно сделать прививку от полиомиелита нам сейчас? У меня выбор: поставить комплексную АКДС Инфанрикс или только полиомиелит, можно ли сделать прививку от полиомиелита через две недели после Приорикса?

Отвечает Харит Сусанна Михайловна

Для защиты от любых форм полиомиелита ребенок должен иметь как минимум 3 прививки. При вакцинации других детей живой оральной вакциной против полиомиелита непривитые или не полностью привитые дети высаживаются из детского сада на 60 дней для предупреждения развития вакциноассоциированного полиомиелита.

Нет, через 2 недели вы не можете начать прививки, интервал между прививками не меньше 1 месяца. Вам нужно сделать как минимум 2 прививки против полиомиелита прежде, чем ребенок будет защищен от этой инфекции. Т.е если ребенок привит дважды, то только через 1 месяц после последней прививки выработается достаточный иммунитет. Лучше привиться 2-х кратно с интервалом в 1,5 месяца АКДС+ ИПВ(Пентаксим, ИнфанриксГекса), через 6-9 месяцев делается ревакцинация. АКДС+ИПВ/ОПВ(Пентаксим). Прививка против гепатита В у вас пропала, но если вы будете прививаться ИнфанриксГекса дважды с интервалом в 1,5 месяца, 3ю прививку против гепатита В можно сделать через 6 месяцев от первой. Рекомендую сделать полный курс вакцинации, поскольку ребенок посещает детский сад (организованный коллектив) и практически не имеет никакой защиты от опасных и тяжелых инфекций.

У меня вопрос несколько общего характера, но обращаюсь к вам, так как до сих пор не смог получить на него внятного ответа. Кому, на ваш взгляд, может быть выгодна кампания по дискредитации вакцинации и, в особенности, детской? Я не прошу, конечно же, назвать конкретных виновников, мне интереснее понять, какие стороны могут быть в этом заинтересованы? Или же это процесс спонтанный, сродни невежеству, не нуждающемуся в подпитке?

Мои знакомые врачи предполагают, что информационные вбросы о вреде прививок могут (в теории) заказывать производители лекарств, поскольку тем выгоднее, чтобы человек шёл в аптеку за рекламируемым по ТВ препаратом, а не делал прививку у врача. Но это было бы справедливо для вакцины (к примеру) от гриппа (по ТВ хватает рекламы противогриппозных препаратов). А как же тогда быть с вакциной БЦЖ, вакциной от гепатита? Такие-то препараты по ТВ не рекламируют. С такой же логикой можно было бы предположить, что "заинтересованная сторона" - производители вегетарианских товаров и витаминов, которые предлагают пичкать ими детей едва ли не с первых дней жизни, но и эта теория тоже представляется мне спорной. А вы что считаете по этому поводу?

Отвечает Полибин Роман Владимирович

Это вопрос, который, к сожалению, не имеет точного ответа, можно лишь предполагать. Понять мотивацию людей, выступающих против вакцинопрофилактики - метода, доказавшего свою безопасность и эффективность для профилактики инфекционных и, на сегодняшний день, некоторых неинфекционных болезней, достаточно сложно.

Существуют общества, фонды "антивакцинальщиков", которые зарабатывают на этом рейтинг, в т.ч. с использованием интернет-технологий (например посещаемость, просмотры сайтов, сообщения в форумах), а возможно и деньги. Возможно это лоббирование интересов со стороны гомеопатов, т.к. большинство гомеопатов высказываются негативно в отношении вакцинации, рекомендуя заменить эпидемиологически обоснованный метод – вакцинацию, на недоказанный - гомеопатию.

Моей дочери 13 лет и она не болела ветряной оспой. Хотим сделать прививку, правильно ли мы поступаем?

Отвечает Харит Сусанна Михайловна

Да, чем старше ребенок, тем, к сожалению, больше вероятность тяжелого течения ветряной оспы, А так как это девочка, то нужно подумать и о том, что если заболевают ветряной оспой во время беременности, то это приводит к тяжелой патологии плода.

Можно ли взрослому привиться от ротавируса, если каждый год болею этим, нет желчного пузыря, спасибо!

Отвечает Харит Сусанна Михайловна

Нет, смысла в вакцинации для взрослых нет. Взрослые не болеют очень тяжело, а задача вакцины против ротавируса – предотвратить тяжелые формы заболевания с обезвоживанием у младенцев. Потом на протяжении всей жизни все равно заболевания возможны, но в легкой форме. Возможно стоит поговорить с гастроэнтерологом о профилактических мерах, например, лечении биопрепаратами.

У нас медотвод до 3 лет. Родились недоношенными,повышен. ВЧД, ВПК, ОАК, дмжп, дмпп . В роддоме получили гепатит в и после бцж и манту в 1 год и все. После всего увиденного болезней страшных боимся получать прививки. Когда мы собирались получить прививки от кори в тот момент столько детей стали инвалидом (есть дети дальних родственников возраст начиная год и старшекласники). При наших болячках можно ли нам делать прививки? Какие анализы сдавать перед прививкой?

Отвечает Полибин Роман Владимирович

Для ребенка, особенно при наличии указанных состояний опасны не прививки, а инфекции. Для проведения вакцинации обязателен осмотр врача перед прививкой, клинический анализ крови, при необходимости – общий анализ мочи и осмотр врача специалиста, у которого наблюдается ребенок с имеющимися заболеваниями.

Что делает эта прививка? Как решается проблема с заражением столбняком.

Отвечает Харит Сусанна Михайловна

Прививка против столбняка защищает от развития заболевания. Заражение столбняком происходит путем попадания спор бактерий, находящихся в загрязненных землей предметах, в поврежденные ткани. Споры столбнячной палочки истребить невозможно, поэтому проблема с заболеванием решается путем плановой вакцинации.

Подскажите пожалйста, как лучше и более аргументировано ответить на мнение студента-медика и вообще любого медработника: "я не делаю прививку от гриппа, потому что не известно какой вирус будет в этом эпидсезон, а прививку от гриппа разрабатывают летом, когда еще на знают актуальные штаммы будущей эпидемии". Другими словами какая вероятность в % того, что тривакцина от гриппа, которой ппививают осенью "перекроет" актуальные штаммы вируса в наступающем эпидсезоне зимой с учетом того, что возможно появление одного или нескольких новых штаммов. Буду также благодарен, если Вы сбросите ссылки на первоисточники таких данных, чтобы мои слова были более убедительны.

Отвечает Полибин Роман Владимирович

Главными аргументами в необходимости профилактики гриппа являются сведения о высокой контагиозности, тяжести, многообразии осложнений этой инфекции. Грипп чрезвычайно не только для групп риска, но и для здоровых людей среднего возраста. Такое частое осложнение как пневмония протекает с развитием РДС и летальностью, достигающей 40%. В результате гриппа могут развиваться синдром Гудпасчера, Гийена-Барре, рабдомиолиз, синдром Рейе, миозит, неврологические осложнения и т.д. Причем среди умерших и лиц с тяжелыми осложнениями привитых людей не наблюдается!

Информацию о системе Глобального Надзора за гриппом можно найти на официальном сайте ВОЗ или сайте Европейского Региона ВОЗ.

Направления и специальности обучения

1.2. Задачи изучения дисциплины:

  • изучение общих закономерностей развития инфекционных заболеваний с акцентом на клинические патологические синдромы;
  • изучение эпидемических особенностей различных инфекционных заболеваний;
  • освоение принципов и методов клинической и лабораторной диагностики инфекционных болезней;
  • освоение принципов этиотропной и патогенетической терапии инфекционных болезней;
  • изучение правил выписки инфекционных и принципов диспансерного наблюдения за переболевшими инфекционными заболеваниями;
  • освоение принципов проведения профилактических и противоэпидемиологических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.

1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоения которых необходимо для получения базисных знаний при изучении инфекционных болезней

  • Микробиология: разделы общей микробиологии, специальной микробиологии, санитарной микробиологии, иммунологии, вакцины и сывороток.
  • Патологическая физиология: аллергия, адаптация, шок, свертывающая и антисвертывающая система крови, иммунитет и иммунопатология.
  • Патологическая анатомия: патоморфология инфекционных заболеваний.
  • Фармакология: средства этиотропной и патогенетической терапии инфекционных заболеваний.
  • Пропедевтика внутренних болезней: методика клинического обследования больного, методы лабораторных исследований.
  • Гигиена, гигиена питания, коммунальная гигиена: санитарно-гигиенические требования к условиям проживания, питания и пр.
  • Реаниматология: печеночная недостаточность, почечная недостаточность, острая дыхательная недостаточность, инфекционно-токсический и гиповолемический шок, отек и набухание головного мозга, ДВС - синдром.
  • Неврология: семиотика нервных болезней, клиническая и лабораторная диагностика менингитов и энцефалитов.
  • Дерматология: характеристика экзантем.
  • Офтальмология: поражение органа зрения при инфекционных болезнях.
  • Отоларингология: поражение ЛОР-органов при инфекционных болезнях.
  • Хирургические болезни: острая хирургическая патология органов брюшной полости, анаэробная инфекция.
  • Акушерство и гинекология: инфекционные заболевания репродуктивной сферы у женщин, внутриутробные инфекции плода.
  • Организация здравоохранения: структура медицинской службы, анализ показателей заболеваемости.
  1. Содержание дисциплины

2.1. Лекционный курс посвящен наиболее актуальным и сложным проблемам инфекционной патологии и включаем новейшие достижения отечественной и мировой науки в области этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клиники, диагностики, терапии и профилактики инфекционных заболеваний. Все лекции читаются по единому плану. Краткое содержание лекций изложено в конспектах.

2.2. Практические занятия проводятся согласно тематическому плану. Конечной целью обучения на кафедре является подготовка врачей, хорошо знающих клинику инфекционных заболеваний, владеющих методами их диагностики и дифференциальной диагностики, умеющих оказать неотложную помощь и назначить рациональную терапию больному с учетом его возраста и тяжести заболевания, а также освоивших специфическую профилактику, обеспечивающую дальнейшее снижение инфекционной заболеваемости населения и комплекс противоэпидемических мероприятий в очаге, предупреждающий возникновение и распространение инфекционных заболеваний. На занятиях поднимаются вопросы медицинской этики и деонтологии, правовых, морально-этических и профессиональных особенностей работы врача при выявлении острого инфекционного заболевания (лечение больного на дому, показания к госпитализации, карантинные мероприятия и др.).

Изучение каждой нозологической формы острого инфекционного заболевания включает:

  • историю изучения заболевания, приоритет отечественной науки;
  • общую характеристику болезни, ее классификационное положение и место в структуре инфекционной заболеваемости населения;
  • этиология, свойства возбудителя, имеющие эпидемиологическое значение: механизм развития и проявления эпидемического процесса;
  • основные фазы патогенеза, патоморфологические изменения в различных системах;
  • клиническую систематику, особенности клинических проявлений в возрастном аспекте;
  • течение, исходы, последствия болезни, возможные осложнения: основы ранней диагностики;
  • основные и вспомогательные методы лабораторных исследований, их диагностическую ценность;
  • особенности клиники, течения и диагностики инфекционного заболевания у возраста;
  • лечение больного в домашних условиях, организация стационара на дому;
  • лечение инфекционного больного в условиях стационара;
  • показания для госпитализации, порядок ее проведения;
  • неотложную терапию на догоспитальном этапе и в стационаре;
  • катамнестическое наблюдение и диспансеризацию после инфекционного заболевания;
  • систему профилактики и противоэпидемических мероприятий по борьбе с заносом в коллектив и распространении инфекции;
  • эффективность противоэпидемических мероприятий;
  • особенности эпидемической диагностики и системы эпидемического надзора;
  • основы иммунопрофилактики, порядок и сроки проведения профилактических прививок;
  • течение поствакцинального периода;
  • этику взаимоотношений с родителями и родственниками больного;
  • задачи Российского здравоохранения в борьбе за дальнейшее снижение заболеваемости.

Перечень практических знаний и умений, приобретаемых студентами при прохождении дисциплины

В течение учебного года преподаватели проводят открытые практические занятия для всех сотрудников кафедры с оформлением методических разработок и новых методических материалов.

Учебно-воспитательная работа на кафедре направлена на формирование этических, деонтологических и общечеловеческих ценностей у студентов. В начале каждого цикла преподавателями проводится беседа по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в инфекционном стационаре, правилам общения с больными и персоналом, ознакомление с правилами внутреннего распорядка на кафедре, в отделениях больницы и поликлиниках.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции