Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях нервной системы


4. Сестринский процесс при менингитах …………………………………….9

Инфекционные заболевания нервной системы подразделяются на две основные группы—бактериальные и вирусные.

Пути проникновения возбудителей инфекции в центральную нервную систему разнообразны:

- непосредственное заражение оболочек и самого головного и спинного мозга при травматических поражениях черепа и позвоночника, когда нарушается целость твердой мозговой оболочки;

- внутричерепное или внутрипозвоночное осложнение при воспалениях придаточных полостей носа или уха;

- через межпозвоночные отверстия в полость внутрипозвоночного канала, в эпидуральную клетчатку, спинной мозг и его оболочки.

Основными путями проникновения бактерий и вирусов в центральную нервную систему являются лимфогенный (из очагов, расположенных вблизи от головного и спинного мозга) и гематогенный (из отдаленных очагов).

Менингиты — это воспалительные заболевания мозговых оболочек.

Различают несколько видов менингитов: вирусный, гнойный, токсический менингит.

Вирусное поражение мозговых оболочек возможно при кори, гриппе, свинке (эпидемический паротит) и других инфекционных вирусных заболеваниях.

Гнойный менингит бывает первичный, тогда оболочки поражаются специфическим микробом — менингококком, или вторичным, тогда инфекция попадает в мозговые оболочки из очагов инфекции в самом организме или при травме черепа (абсцесс мозга).

Воспаление может развиться также при поражении оболочек токсическими веществами (ацетон, дихлорэтан и другие промышленные яды). Наиболее часто встречаются менингококковый и вторичные гнойные менингиты, на третьем месте гриппозный менингит.

Менингиты классифицируются по этиологии, по характеру воспалительного процесса (серозные, гнойные), причем гнойные менингиты в подавляющем большинстве носят бактериальный характер, а серозные - вирусный, однако последние могут быть и бактериальными (туберкулезный, лептоспирозный и др.). По патогенезу выделяют первичные и вторичные менингиты

Серозные менингиты — группа заболеваний, включающая различные по этиологии поражения мозговых оболочек, характеризующиеся серозным типом их воспаления. Серозные менингиты играют большую роль в патологии людей. Это связано с тяжестью клинического течения заболевания у ряда больных и сравнительно значительным их распространением среди населения. Считается, что в основе этого заболевания лежит воспаление мягкой мозговой оболочки и сосудистого сплетения мозга.

Наиболее часто поражаются дети от 3-х до 6 лет, у детей школьного возраста восприимчивость к данным вирусам снижается, а взрослые болеют крайне редко. Дети до 6 месяцев не болеют совсем, т. к. они находятся под защитой врожденного иммунитета, полученного от матери. Выявлена летне-сезонная заболеваемость.

Гнойный менингит, т. е. гнойно-воспалительное поражение оболочек головного мозга могут вызывать менингококки, пневмококки, стрептококки, палочки Афанасьева - Пфейфера, а также (реже) стафилококки, сальмонеллы, синегнойные палочки, палочки Фридлендера.

Основные патоморфологические изменения при гнойном менингите затрагивают мягкую и паутинную оболочки с частичным вовлечением в процесс вещества головного мозга. Наиболее часто встречается менингит менингококковой природы.

Источником заражения является больной человек. Инфекция передается капельным путем. Индекс контагиозности невысок и составляет около 0,5%.

Менингококковая инфекция регистрируется преимущественно зимой и весной, что связывают с более тесным общением людей в закрытых помещениях, снижением общей неспецифической резистентности организма. Периодически, через 10-15 лет отмечаются эпидемические подъемы данной инфекции. Особенно часто заболевание встречается у детей в возрасте от 2 месяцев до 5 лет. Развитию гнойного менингита в этом возрасте способствуют недоношенность, искусственное вскармливание, перинатальная патология или любое другое заболевание, повышающее проницаемость гематоэнцефалитического барьера.

Вторичный менингит развивается как осложнение инфекционного заболевания или заболеваний внутренних органов. Возбудителями вторичного менингита могут быть кокковая, палочковая инфекция и вирусы. Вторичный менингит бывает двух видов: гнойный и серозный. Стафилококки, стрептококки, пневмококки, кишечная палочка вызывают вторичный гнойный менингит; вирусы свинки, ветряной оспы, туберкулезная палочка — вторичный серозный менингит. На фоне основного заболевания отмечается внезапное ухудшение состояния с клинической картиной, сходной с гнойным менингитом. Серозный менингит имеет более легкое течение и благоприятный исход.

Так как возбудитель инфекции проникает в желудочковую систему мозга через хореоидальные сплетения, то в результате любой менингит, независимо от этиологии, в первой стадии представляет собой хореоидит и вентрикулит. По мере проникновения возбудителя в субарахноидальное пространство и в связи с тем, что цереброспинальной жидкости больше всего на основании мозга, заболевание переходит во вторую стадию – базилярности, а затем в стадию конвекситальнототального менингита. Существует зависимость между вирулентностью возбудителя и временем прохождения перечисленных стадий: чем выше вирулентность, тем быстрее будет менингит носить характер тотального. Если возбудитель менее вирулентен, либо инфекционный процесс носит хронический характер, менингит может протекать в стадии базилярности (туберкулезный и сифилитический).

Инфекция, попадая в хореоидальные сплетения, приводит к воспалительному процессу, в результате чего повышается секреторная активность оболочек мозга и возникает гидроцефалия, которая приводит к явлениям ишемии. Другим фактором, способствующим развитию гидроцефалии, является слипчивый процесс, приводящий к нарушению циркуляции СМЖ, а также вызывающий ущемление черепных нервов на основании мозга.

Все менингиты, при которых имеют место клинически выраженные менингеальные явления, всегда сопровождаются признаками энцефалита. Возникновение последнего обусловлено тремя факторами: анатомическая близость мозгового вещества к оболочкам, некоторая общность их сосудистой системы, ранимость клеток коры головного мозга.

К истинным менингеальным симптомам относятся:

головная боль, перкуторная болезненность черепа;

тошнота, рвота, изменения ритма сердца, нарушения функции кишечника.

Лечение больных той или иной формы менингита следует начинать на догоспитальном этапе. Перед транспортировкой целесообразно ввести седативные препараты и анальгетики, а также, если нет признаков обезвоживания, лазикс; при подозрении на бактериальный менингит - пенициллин в дозе 3-4 млн. ЕД в/м, так как большинство бактериальных менингитов вызывается чувствительной к нему флорой. При наличии судорог необходимы противосудорожные препараты.

В стационаре лечение проводится по следующим направлениям:

этиотропная терапия; лечение и профилактика развития отека мозга; дезинтоксикация; индивидуальная терапия.

При лечении используются максимальные дозы антибиотиков, что особенно важно при применении антибиотиков, плохо проникающих через ГЭБ, поэтому необходимо строго придерживаться принятых рекомендаций. Особое внимание необходимо при назначении антибиотиков детям.

Основным путем введения антибиотиков является в/в. По показаниям (вторичный бактериальный менингит на фоне сепсиса, особенно полимикробного, гнойные осложнения черепно-мозговых травм и операций и др.) можно сочетать в/в и эндолюмбальное введение. Эндолюмбально вводятся только антибиотики, плохо проникающие в СМЖ (аминогликозиды, ванкомицин). Препараты могут быть использваны в виде моно - или комбинированной терапии. Показанием для смены препаратов является отсутствие положительной клинико-лабораторной динамики состояния пациента или появление признаков нежелательного действия препарата.

Поскольку менингококковая инфекция распространяется воздушно-капельным путем, и больные заразны в течение первых суток лечения антибиотиками, контактировавшим с ними лицам показана профилактическая антибактериальная терапия. Ее рекомендуют обязательно проводить: членам семьи, детям и персоналу дошкольных учреждений, медицинским работникам, проводившим реанимационные мероприятия. Если возбудитель чувствителен к сульфаниламидам, то назначают сульфадиазин (сульфазин) внутрь в течение 2 сут (взрослым – 1 г каждые 12 ч, детям 1–12 лет – 0,5 г каждые 12 ч, детям до 1 года – 0,5 г/сут).

Если чувствительность возбудителя неизвестна, либо он устойчив к сульфаниламидам, назначают рифампицин внутрь в течение 2 сут (взрослым –600 мг каждые 12 ч, детям старше 1 мес – 10 мг/кг каждые 12 ч, детям до 1 мес – 5 мг/кг каждые 12 ч). Поскольку как рифампицин, так и миноциклин обладают выраженными побочными эффектами (диспепсия, головокружение), их применяют только при высокой вероятности заболевания. При беременности они противопоказаны.

Важный способ массовой профилактики — иммунизация против менингококковой инфекции. Обо всех подтвержденных случаях менингита сообщают в санитарно-эпидемиологическую службу.

Лицам, контактировавшим с больным особенно тесно (половые партнеры, медработники, на слизистую которых попали выделения больного), назначают прокаинбензилпенициллин 6 раз по 600 тыс МЕ внутримышечно каждые 8 ч с последующим переходом на феноксиметилпенициллин (пенициллин V) по 500 мг каждые 8 ч в течение 8 суток.

Детям до 6 лет, проживающим вместе или находившимся в тесном контакте с больным менингитом, вызванным H. influenzae, назначают рифампицин внутрь в дозе 20 мг/кг 1 раз в сут на протяжении 4 суток.

Если зараженные заболевают, то обычно – в первые 4 сут. после того, как заболел тот, от кого они заразились. Поэтому профилактику у контактировавших лиц начинают немедленно после установления диагноза, не дожидаясь результатов определения чувствительности к антибиотикам у больного.

Для лечения и профилактики отека мозга проводят плановую дегидратацию с использованием таких препаратов, как лазикс, урегид, диакарб. В тяжелых случаях назначают дексазон в дозе до 0,25 мг/кг массы в сутки. Дегидратация должна сочетаться с введением жидкости перорально, через зонд и внутривенно в объемах, достаточных для поддержания нормоволемии. Важное значение имеет оксигенотерапия путем ингаляции кислородно-воздушной смеси, по показаниям - ИВЛ.

Целесообразно использование препаратов, улучшающих мозговой кровоток, антиоксидантов, антигипоксантов, ноотропов; если имеются показания, применяют противосудорожные средства.

4. Сестринский процесс при менингите

Одним из важнейших моментов терапии менингитов является организация правильного режима для больного. Больным менингитом в начале заболевания необходимо создать абсолютный покой. Лишний осмотр, шум, крик, яркий свет раздражают их. Медицинская сестра круглосуточно наблюдает за больным, осуществляя комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, профилактику пролежней.

В первые дни заболевания больные обычно отказываются от еды. Не следует заставлять их есть насильно. Жидкость нужно давать в виде компотов, сладкого чая с лимоном, фруктовых и овощных соков. В начале болезни желательно слегка не досаливать пищу, гак как ионы натрия способствуют отечному синдрому.

При выраженных гипертензионном синдроме и менингеальных явлениях следует провести люмбальную пункцию с выведением до 5—8 мл спинномозговой жидкости, что обычно приносит больному облегчение. Такая пункция называется лечебно-диагностической: позволяет точно установить характер менингита и после удаления 5-8 миллилитров жидкости больной чувствует улучшение (уменьшение головной боли и тошноты, так как снижается внутричерепное давление).

Кроме того, осуществляются обычные дегидратационные мероприятия: назначение 25% раствора сернокислой магнезии внутримышечно (2—7 мл в зависимости от возраста больного).

Выписка из стационара производится после полного регресса менингеальной и общемозговой симптоматики, санации цереброспинальной жидкости, а при менингококковой инфекции - после получения отрицательных результатов бактериологического исследования носоглоточной слизи. В неосложненных случаях длительность госпитализации составляет около 20 дней.

Сестринский процесс должен включать в себя обсуждение с пациентом и его близкими всех возможных проблем, с которыми он может столкнуться вследствие своего заболевания, а также оказание помощи в их решении, естественно в пределах сестринской компетенции.

Медицинская сестра рассказывает больному о подготовке к диагностическим процедурам, о процессе лечения и целесообразности тех процедур и манипуляций, которым он подвергается, о соблюдении рациональной диеты.

Пациенту важно объяснить также:

1) цель приёма назначенного лекарственного средства;

2) потенциальные побочные эффекты и действия больного в случае их

3) время и способ приёма лекарственного препарата;

4) правила хранения лекарственного препарата;

5) продолжительность лечения;

6) последствия в случае несоблюдения режима лечения.

Установлено, что эпидемические подъемы заболеваемости энтеровирусными инфекциями регистрируются преимущественно в промышленных центрах, где создаются предпосылки быстрого распространения инфекции. Поэтому надо знать основные профилактические мероприятия, которые будут способствовать снижению заболеваемости, предотвращению распространения заболеваний, а также предупреждению последствий, связанных с осложнениями течения серозного менингита (нарушение гемодинамики головного мозга и др.).

В случае регистрации менингита в трудовых коллективах необходима изоляция заболевших, осуществление тщательного медицинского наблюдения за контактными, проведение термометрии, выявление признаков поражения центральной нервной системы.

В очагах менингита на период вспышки при введении режима текущей дезинфекции необходимо учитывать устойчивость энтеровирусов во внешней среде. Неэффективны в отношении энтеровирусов препараты аммония. Обеззараживание поверхностей способны обеспечить препараты, содержащие глютаровый альдегид.

В случае применения хлорсодержащих препаратов необходимо, чтобы содержание свободного хлора было в концентрации не ниже 0,5 мг/л.

— При обеззараживании воздуха закрытых помещений эффективно воздействие ультрафиолетового облучения.

— Необходимо усилить контроль за водно-питьевым режимом, за приемом пищи, уделять внимание личной гигиене, а также проводить мероприятия по борьбе с мухами и т. д.

После выписки больные должны находиться под наблюдением невропатолога. Вопросы восстановления трудоспособности, возможности обучения, посещения детских коллективов решаются индивидуально. Обычно необходимость в амбулаторном лечении и освобождении от работы сохраняется около 1 месяца.

Актуальные вопросы эпидемиологии и инфекционных болезней. / Н. А.

Сайт СТУДОПЕДИЯ проводит ОПРОС! Прими участие :) - нам важно ваше мнение.

ТЕМА: СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ№ 2

Классификация нейроинфекций

Нейроинфекции по течению разделяют на:

острые:

– воспаление оболочек головного мозга (менингит);

– воспаление вещества головного мозга (энцефалит);

– воспаление вещества спинного мозга (миелит);

– воспаление серого вещества спинного мозга (полиомиелит).

хронические:

Клинические проявления нейроинфекции

Клинические проявления нейроинфекций складываются из множества симптомов и симптомокомплексов (синдромов), условно разделяемых на специфические и неспецифи­ческие.

Специфические проявления – это те осо­бенности заболевания, которые отличают один вид нейроинфекции от другого и определяются биологическими свойствами возбудителя ин­фекции. Для каждого из них характерны осо­бые способы передачи и распространения ин­фекции, специфичная способность поражать определенные ткани и органы или определен­ные отделы нервной системы, особый характер поражения различных тканей.

К числу неспецифических проявлений ней­роинфекций относят синдромы, проявляющи­еся одинаково при различных инфекциях, т.е. общие.

Общеинфекционный синдром характерен для многих инфекци­онных заболеваний как нервной системы, так и других органов и проявляется следующими симптомами:

– повышение температуры тела;

– катаральные явления (покраснение и боли в горле, нас­морк);

– диспептические расстройства (боли в животе, жидкий стул).

Выраженность этих проявлений зависит от остроты инфекционно­го процесса: при острых инфекциях они выражены в большей степе­ни, чем при хронических и вялотекущих. У детей младшего возраста общеинфекционный синдром обычно значительно ярче, чем у взрос­лых и пожилых больных.

Наиболее тяжелая форма общеинфекционного синдрома – нейротоксический синдром, нейротоксикоз. В его клинической картине, наряду с высокой температурой, отмечаются:

– нарушения деятельности нервной системы;

Нарушения нормального функционирования центральной не­рвной системы при нейротоксикозе могут проявляться:

– расстройством сознания: психомоторным возбуждением или, напротив, торможением различной выраженности — от легкой спутанности сознания до комы;

– расстройством психики: бред, галлюцинации, неадекват­ное поведение;

Наиболее часто судорожный синдром встречается при нейро­инфекциях у детей раннего возраста, что связано с большей воз­будимостью незрелой нервной системы. Как правило, судороги у ребенка случаются при самой высокой температуре. Для их предуп­реждения следует своевременно принимать необходимые меры для снижения температуры тела.

При прогрессировании нейротоксикоза нарушаются витальные функции.

Одна из значимых причин развития нейротоксикоза у инфекци­онного больного — обезвоживание. Лица с гипертермией, в первую очередь дети и пожилые люди, теряют много жидкости с потом, ак­тивно выделяющимся для охлаждения тела, жидким стулом, рвот­ными массами и с выдыхаемым воздухом. Необходимо помнить при уходе, особенно за больными детьми и больными с расстройством сознания: таким пациентам требуется значительно больший объем жидкости, чем здоровому человеку. Следует обращать внимание на признаки, свидетельствующие об обезвоживании:

– кожа становится сухой и горячей;

– язык высыхает и становится шершавым. Обезвоживание приводит к уменьшению количества выделяемой мочи, а следовательно, к ограничению удаления из организма токси­ческих веществ и усилению токсикоза. При уходе за больными с ней- роинфекцией и гипертермией нужно следить за объемом жидкости, получаемой с питьем, едой, инфузионно, и за объемом выделяемой мочи, обязательно фиксировать эти данные в истории болезни.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

сп при инфекционных заболеваниях

Скачать:

Вложение Размер
sestrprotsess_infektsionn_uhod.ppt 135.5 КБ
sestrprotsess_infektsionn_uhod.ppt 135.5 КБ

Подписи к слайдам:

План Понятие ухода, его составляющие. 2.Особенности ухода за инфекционными больными. 3. Уход за кожными покровами и слизистыми оболочками. 4. Уход при нарушении функции пищеварения. 5. Сестринский процесс: определение, этапы. 6. Сестринское обследование: субъективное и объективное. 7. Проблемы пациента. Сестринский диагноз. 8. Планирование сестринского ухода. 9. Реализация плана ухода. Виды сестринских вмешательств. 10. Оценка сестринских вмешательств.

Основные составляющие ухода: Общее состояние больного его самочувствие; 2. Состояние кожи и слизистых; 3. Состояние основных функций организма: пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, мочевыделительной, нервной и т.д. 4. Личная гигиена; 5. Участие в лабораторном обследовании пациента; 6. Выполнение простейших физиотерапевтических действий: постановка горчичников и т.д.

При осуществлении ухода медицинская сестра должна учитывать: основные клинические проявления, осложнения, особенности течения инфекционных заболеваний; место проведения сестринского процесса и ухода (стационар или поликлиника, на дому) требования инфекционной безопасности; изменение социального статуса пациента, связанное с его изоляцией или потенциальной угрозой для общества; - степень осознания пациентом необходимости следовать режиму дня, диете, ограничению общения, необходимости выполнения процедур; - отношение пациента, а также членов его семьи к своему заболеванию; - желание и готовность пациента к самообслуживанию; - наличие и доступность медицинской помощи и финансовых средств.

Особенности ухода за инфекционными больными. Изоляция больных в боксах и полубоксах. Ограничение контактов (отсутствие общих столовых, комнат отдыха, свиданий с родственниками). Проведение физиотерапевтических процедур в палатах. Проведение очаговой (текущей и заключительной) дезинфекции у постели больного. Строгое соблюдение лечебно-охранительного режима.

Лечебно-охранительный режим Это комплекс мероприятий, направленных на восстановление и сохранение состояния физического и психического покоя пациента, необходимый для скорейшего выздоровления пациента

виды больничных режимов строгий постельный, при котором больному запрещается даже самостоятельно двигаться в постели и менять положение тела; постельный, при котором больной не должен самостоятельно приподниматься, садиться и вставать; полупостельный, при котором больной должен большую часть суток находиться в постели и ему разрешается вставать только для посещения туалета или приема пищи; общий, при котором больной в зависимости от желания и самочувствия может лежать, сидеть, ходить.

Персонал обслуживающий инфекционных больных обязан приходя на работу снимать личную одежду, обувь и надевать спецодежду; - размещать домашнюю одежду и спецодежду в разных шкафах; - при возникновении очага ООИ и работе в нем, проходить санитарную обработку; - периодически обеззараживать свой шкаф; - во время ухода за больными следить за чистотой рук (ногти должны быть коротко подстрижены) и спецодежды, осуществлять первый (социальный) и второй (гигиенический) уровни обработки рук; - при наличии на руках порезов, ссадин, а также при работе связанной с приготовлением мазков, разборкой белья - надевать перчатки; - при входе в боксы для больных с воздушно-капельной инфекцией надевать маски; -

При уходе за инфекционными больными запрещается: садиться на кровать больных; появляться в отделении без спецодежды; - выходить в спецодежде за пределы инфекционной больницы; - надевать верхнюю одежду на спецодежду; - уносить спецодежду домой; - появляться в буфете или столовой в спецодежде; - принимать пищу в коридорах, палатах; - переходить из одного отделения в другое или входить в боксы, палаты без особой на то надобности.

Уход при нарушении функции пищеварения Инфекционным больным в зависимости от характера, тяжести и периода болезни назначают различные пищевые рационы. Используют следующие столы (диеты) лечебного питания: № 2,4.5.13.15.

Условия назначения питьевого режима: - легкая или среднетяжелая форма заболевания; - подогрев жидкостей (на водяной бане) до температуры 38-40 С; - прием жидкости небольшими порциями (глотками); - контроль суточного диуреза.

Сестринский процесс это научный систематический метод организации и практического осуществления медицинской сестрой своих обязанностей по обслуживанию пациентов. Его цель: поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма

Сестринский процесс 1) обследование пациента; 2) диагностирование состояния пациента – выявление проблем пациента (установление сестринского диагноза); 3) планирование профессиональной помощи, направленной на удовлетворение нарушенных потребностей пациента; 4) реализация плана сестринских вмешательств; 5) оценка полученных результатов.

Квалифицированная медицинская сестра должна: - обладать профессиональной компетентностью; - иметь навыки наблюдения, общения; - уметь анализировать полученные данные и интерпретировать их в сестринские диагнозы; - соблюдать конфиденциальность; - уметь создать доверительные отношения с пациентом, его родственниками; - объяснять необходимость и ход каждого элемента ухода и получать на это согласие пациента; - в случае необходимости, привлечь помощь других медицинских специалистов.

Основные потребности пациента (по Маслоу) Самовыражение Достижение Состоятельность Личное отличие Самоуважение и уважение окружающих Поощрение Уважение Самоуважение Успех Владение имуществом

Основные потребности пациента (по Маслоу) Социальные потребности Одобрение Понимание Любовь Привязанность Семья и друзья

Основные потребности пациента (по Маслоу) Безопасность Помощь Одежда Защита Надежность Кров

Основные потребности пациента (по Маслоу) Физиологические потребности Воздух Пища Вода Выделение продуктов жизнедеятельности Сон Движение Прикосновение Секс

Этапы сестринского обследования: Первый этап сестринского процесса заключается в сестринском обследовании - это сбор информации о состоянии здоровья пациента и ее анализ.. Методы обследования, необходимые для сбора информации, могут быть субъективными , объективными , дополнительными .

Этапы сестринского обследования: Субъективный метод - это беседа, из которой медицинская сестра узнает сведения о самочувствии, ощущениях, реакциях, тех или иных потребностях, которые человек описывает сам, или члены его семьи, сопровождающие медработники Данные эпиданамнеза в ряде случаев позволяют установить вероятные сроки инкубационного периода, определить характер противоэпидемических мероприятий

Объективные данные медицинская сестра получает в результате его осмотра, наблюдения и обследования: 1) Общее состояние (от удовлетворительного до тяжелого). 2) Выражение лица (живое, вялое, безучастное, тоскливое, страдальческое и т. д.), мимика, одутловатость, гиперемия и т. д. 3) Масса тела. 4) Положение в постели (активное, пассивное, вынужденное и т. д.). 5) Состояние кожи и видимых слизистых (цвет, тургор, влажность, дефекты, отеки и т. д.). Осмотр кожных покровов и видимых слизистых оболочек следует проводить при естественном или приближенном к нему освещении, полностъю раздев пациента. 6) Состояние лимфатических узлов, доступных для пальпации (болезненность, подвижность, размер). 7) Костно-мышечная система (деформации скелета, суставов, атрофия мышц и т. д.).

8) Дыхание (ЧДЦ, боли при дыхании, кашель, изменение голоса, одышка, аускультация органов дыхания и т. д.). 9) Сердечно-сосудистая система (АД, характеристика пульса, аускультация сердца и т. д.). 10) Органы пищеварения: - (состояние аппетита); - осмотр полости рта (состояние языка, зубов); - глотание; - характер рвотных масс; - характер стула (цвет, консистенция, запах, объем, наличие патологических примесей); - живот (увеличение в объеме, болезненность, напряжение, пальпация). - 11) Мочевыделительная система: характер мочи (цвет, прозрачность, количество и т. д.); - симптом Пастернацкого. 12) Нервная система: - характер головной боли; - сон; - нарушение походки, парезы, параличи, тремор и т. д.

13) Органы чувств: (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). 14) Психическое состояние пациента: - состояние сознания (сохранено, нарушено). 15) Вербалъные формы поведения: - манера говорить (быстро, медленно, тяжело, обрывками и т. д.); - голос (тихий, громкий); - логично ли строится рассказ; 16) Невербальные формы выражения: - зрительный контакт (смотрит ли пациент Вам в лицо, или мимо Вас и т.п.); - мимика (маскообразное лицо и т.п.); - позиция (пациент сидит, стоит, ходит во время беседы, принимает ли, с вашей точки зрения, живое участие в происходящем); - моторика (импульсивная, скованная, замедленная, активная и т.п.)-

17) Настроение (оценка пациентом жизненной ситуации в целом): - печальное (плачет и т.п.); - мрачное (пациент выражает неблагоприятное отношение к своей ситуации); - энергичное (пациент выражает благоприятное отношение к своей ситуации); - веселое (пациент выражает радость своей ситуации). 18) Чувства (оценка пациентом определенных явлений внешнего мира): - недобрые (выражает злость к чему-либо); - тревожные (реагирует со страхом); - ранимые; - беспокойные (нетерпеливо реагируют на что-либо); - озабоченные (беспокоится об определенных вещах).

19) Ориентация: - время (знает ли пациент, который час, какое число, месяц, год, сколько ему лет); - личность (знает ли пациент, кто он и каковы функции медсестры); - выясняя социально-экономические данные о пациенте, медсестра обращает внимание на: - семейное положение и отношения в семье, - социально-экономические условия, - отношение к госпитализации в инфекционный стационар.

Этапы сестринского процесса Второй этап сестринского процесса - диагностирование состояния пациента, определение на основании обследования проблем пациента и установление сестринского диагноза.

Сестринский диагноз – состояние здоровья пациента (нынешнее или потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства медицинской сестры.

Отличия сестринского диагноза от врачебного - врачебный диагноз определяет болезнь, а сестринский – ответные реакции организма в связи с болезнью; - врачебный диагноз остается неизменным, сестринский – меняется по мере того, как изменяется реакция организма на болезнь; - врачебный диагноз предполагает лечение в рамках врачебной практики, сестринский – сестринские вмешательства в рамках её компетенции и практики; - врачебный диагноз связан с патофизиологическими изменениями в организме , сестринский – с представлениями пациента о состоянии его здоровья.

По приоритетности проблемы классифицируют на: - первичные, связанные с риском для жизни и здоровья и требующие неотложной помощи; - промежуточные, не представляющие опасности для здоровья пациента, поэтому они могут быть отсрочены на какое-то время; - вторичные - это те проблемы, которые не имеют отношения к прогнозу заболевания.

Сестринский диагноз это клиническое суждение медицинской сестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответ ной реакции пациента на болезнь и свое состояние, с желательным указанием: топологии, локализации, суждения.

Банк сестринских проблем (сестринских диагнозов) А). Биологические: - нарушение комфортного состояния из-за тенезмов и болей в животе; - нарушение опорожнения кишечника - частый стул; - головная боль из-за бессонницы; - головная боль, связанная с интоксикацией; - нарушение комфортного состояния из-за озноба; - нарушение комфортного состояния вследствие жара; - нарушение аппетита из-за поражения ЖКТ; - нарушение адекватного питания из-за тошноты и рвоты;

- отсутствие аппетита, связанное с нежеланием принимать блюда определенной диеты; - отсутствие аппетита, связанное с поражением ЖКТ; - тошнота, предшествующая рвоте; - снижение массы тела из-за…, - изменение кожных покровов в перианальной области, вследствие частых загрязнений и травматизации; - нарушение опорожнения кишечника - диарея; - нарушение комфортного состояния из-за рвоты; - нарушение комфортного состояния из-за тошноты; - постоянная тошнота, связанная с интоксикацией; - обезвоживание из-за частых водянистых испражнений; - снижение массы тела из-за обезвоживания;

- жажда из-за потери жидкости с рвотой и поносом; - дискомфорт из-за ощущения урчания и переливания жидкости в животе; - дефицит самоухода; - невозможность самостоятельной смены белья; - нарушение сна из-за частых дефекаций; - невозможность самостоятельного прием пищи и жидкости; - дискомфорт из-за необходимости осуществлять физиологические оправления в постели; - невозможность самостоятельно осуществлять личную гигиену в области гениталий и ануса; - слабость из-за потери большого количества жидкости за короткий срок;

- риск развития пролежней; - изменение кожных покровов в перианальной области вследствие частых фекальных загрязнений; - не понимает необходимости постельного режима; - не понимает необходимости в приеме большого количества жидкости; - желтуха, связанная с инфекционным поражением печени; - нарушение комфортного состояния из-за чувства тяжести в эпигастрии; - нарушение комфортного состояния из-за болей в правом подреберье; - чувство тяжести в правом подреберье из-за увеличения печени; - слабость, обусловленная интоксикацией

Б).Психологические и социальные: - трудности психологической адаптации к условиям инфекционного стационара; - подавленность настроения, обусловленная заболеванием; - потеря возможности общаться вследствие заболевания; - потеря заработка; - возможность утраты работы (для декретированных лиц);

- раздражительность из-за неудовлетворенной потребности спать и отдыхать; - дефицит общения из-за осиплости голоса; - дефицит общения из-за изоляции; - невозможность заниматься любимым занятием; - нарушение комфортного состояния из-за отсутствия свежей прессы.

Этапы сестринского процесса Планирование сестринского ухода – это третий этап сестринского процесса. Планирование сестринской помощи заключается в: - определении целей (ожидаемый результат) для каждой проблемы; - определении характера и объема сестринского вмешательства, необходимого для достижения поставленных целей.

Определяя цели, сестра обязательно указывает а) конкретные действия, с помощью которых она планирует достичь результата; в) дату ожидаемого результата.

Этапы сестринского процесса На четвертом этапе сестринского процесса медицинская сестра приступает к реализации намеченного плана, каждое действие которого должно быть документировано в сестринской истории пациента, в листе динамического наблюдения.

Виды сестринских вмешательств 1) независимые действия , осуществляемые медицинской сестрой, в соответствии с ее самостоятельными профессиональными решениями без назначений и указаний врача. К независимым относятся действия по наблюдению за реакцией на лечение и адаптацией пациента к болезни, оказанию доврачебной помощи, осуществлению мероприятий по личной гигиене, профилактике внутри-больничной инфекции, организации досуга. В нашем примере - действия 1-6.

Виды сестринских вмешательств 2) зависимые действия медицинской сестры заключаются в выполнении назначений врача (действие 7). 3) взаимозависимые действия медицинская сестра осуществляет в сотрудничестве с другими работниками, родственниками пациента с целью оказания помощи, ухода. К ним относятся действия медсестры по подготовке и участию в инструментальных исследованиях (ректороманоскопия, УЗИ, ФГС, рентген-исследования, и др.), в консультировании: инструктора ЛФК, диетолога, психолога и др. (действие 8).

Этапы сестринского процесса Заключительным - пятым этапом сестринского процесса является оценка реакции пациента на сестринские вмешательства , эффективности и качества сестринской помощи, которая включает в себя: - сравнение достигнутого результата с запланированным; - ответную реакцию пациента на вмешательство.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции