Рабочие тетради по инфекционным заболеваниям


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2


ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПМ 02. Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Раздел 4. МДК 02.01 Сестринский уход при инфекционных заболеваниях

Специальность 060501 Сестринское дело

Сроки прохождения учебной практики: _________________________

Руководитель практики: __________________

Зам. директора по УР

Рабочая тетрадь составлена для студентов 4 курса специальности 060501 Сестринское дело для организации работ по прохождению учебной практики по ПМ 02. Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах, раздел 4. МДК 02.01 Сестринсий уход при инфекционных заболеваниях.

Материал рабочей тетради составлен в соответствии с рабочей программой ПМ 02. Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах и рабочей программой учебной практики для специальности 060501 Сестринское дело и включает в себя следующие виды работ:

1. Обработка и систематизация информационного материала.

2. Изучение алгоритмов манипуляций.

3. Решение тестовых заданий.

4. Решение ситуационных задач.

5. Составление плана бесед.

6. Ведение отчётной документации (дневник, рабочая тетрадь).

для студентов по работе с рабочей тетрадью

В рабочей тетради предложены задания, которые помогут Вам формировать следующие профессиональные компетенции:

Наименование результата освоения практики

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

Вести утвержденную медицинскую документацию

Осуществлять реабилитационные мероприятия

Оказывать паллиативную помощь

При выполнении видов работ нужно придерживаться следующих рекомендаций:

При составлении меню детям различного возраста Вам необходимо внимательно изучить информационный материал по питанию детей. Для выполнения тестовых заданий нужно повторить информационный материал, материал в учебнике. Для решения ситуационных задач необходимо прочитать внимательно задание, ознакомиться с приложениями, повторить информационный материал. При составлении алгоритма манипуляции Вам необходимо повторить последовательность действий при их выполнении. Для составления кроссворда Вам необходимо ознакомиться с приложением, повторить информационный материал

6. Для составления отчетной документации по выполненным работам за каждый день практики необходимо:

- выполнить все запланированные на каждый день задания и получить оценку в рабочей тетради;

- затем заполнить дневник и получить в нем оценку за ведение дневника.

Оценка работы студентов в рабочей тетради за каждый день учебной практики складывается из совокупности баллов, полученных за выполнение различных видов работ в соответствии с нижеприведенным рейтингом:

- за верный ответ на выполненное задание выставляется от 1 до 5 баллов.

Если Вы набрали от 38 до 40 баллов,

то получаете оценку 5 (отлично)! Вы блестяще выполнили все задания.

Если Вы набрали от 34 до 37 баллов,

то получаете оценку 4 (хорошо). Повторите вопросы, вызвавшие затруднения.

Если Вы набрали от 31 до 33 баллов,

то получаете оценку 3 (удовлетворительно) Обратитесь к преподавателю за разъяснением неясных вопросов.

Если Вы набрали ниже 31 баллов,

Увы! Вы не справились с поставленными задачами. Изучите теоретический материал и выполните задания снова.

Оценка за ведение дневника выставляется ежедневно руководителем практики согласно следующим критериям:

- если студент правильно описал задания к видам работ и имеются полные отзывы (указаны причины успеха или затруднений, и запланировано домашнее задание) соответствующие этим видам работ, то ставится оценка - 5; - если студент правильно описал задания к видам работ и имеются не полные отзывы (не указаны причины успеха или затруднений, или не запланировано домашнее задание) соответствующие этим видам работ, то ставится оценка - 4; - если студент неточно описал задания к видам работ и имеются не полные отзывы (не указаны причины успеха или затруднений, и не запланировано домашнее задание) соответствующие этим видам работ, то ставится оценка - 3; Затем подсчитывается средний балл по всей учебной практике в соответствии с таблицей:

Общий средний балл

Оценка из рабочей тетради

Оценка из дневника

Если Ваш общий средний балл:

Рекомендации к составлению кроссворда

Цель составления кроссворда - закрепление знаний медицинской терминологии; умение четко, грамотно сформулировать задание по нахождению адекватного профессионального термина.

Алгоритм составления кроссворда:

На данном этапе предлагается использовать следующий алгоритм.

1. Составьте перечень слов по выбранной теме. Проанализируйте соответствующие теме параграфы учебника. При необходимости используйте дополнительные источники (книги, журналы, интернет).

1. В традиционных кроссвордах не используются прилагательные, слова, которые пишутся с дефисом, однокоренные слова.

2. Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе, множественное число допускается только тогда, когда оно обозначает единственный предмет.

3. В тематических кроссвордах, этими правилами можно пренебречь (при необходимости).

2. Составьте к каждому слову текстовое определение.

Оно должно в описательной или вопросительной форме (первый вариант более предпочтителен) указывать слово, являющееся ответом.

Определения должны содержать достаточно информации для разгадывания слова и раскрывать его с наименее известной стороны, а также должны быть верными, лаконичными, исключающими двоякое толкование.

3. Составьте сетку кроссворда.

Способ 1. Составьте сетку кроссворда, используя бумагу в клетку.

Способ 2. Составьте сетку кроссворда, вычерчивая и заполняя таблицу в приложении Excel или Word.

1. В каждую клетку кроссворда вписывается одна букв.

2. Каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается чёрной клеткой или краем фигуры.

3. Слова должны быть записаны в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа.

4. Пронумеруйте сетку кроссворда.

Номера расставляйте, двигаясь по сетке кроссворда сверху вниз, слева направо. Номер записывайте в той клетке, с которой начинается слово.

5. Продумайте и выполните оформление кроссворда.

Способ 1. Раскрасьте кроссворд, выделив в его сетке определённые клетки каким-либо цветом, или изобразите линии сетки цветом.

Способ 3. Поместите различные изображения (фотографии, рисунки, формулы и т. п.) в оставшиеся между сеткой кроссворда места и вокруг неё.


Для организации аудиторной и неаудиторной СРС обучающихся по

ПМ 01. Диагностическая деятельность

МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин

Диагностика детских болезней

ПМ02. Лечебная деятельность, МДК 02.04. Лечение пациентов детского возраста

Скачать:

Вложение Размер
novaya_tetrad_.docx 624.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПМ 01.Диагностическая деятельность

МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин

Диагностика детских болезней,

ПМ 02. Лечебная деятельность

МДК 02.04. Лечение пациентов детского возраста

Учебно-методическое пособие для обучающихся

специальности 31.02.01.(060101) Лечебное дело

Задание №1. ДИФТЕРИЯ, КОЛЮШ ……………………………………………. 4

Задание №2. ДИФТЕРИЙНЫЙ КРУП ……………………………………….…. 7

Задание №5. ШИФРОГРАММА ………………………………………………. 13

Задание №7. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РАЗЛИЧНЫХ ОРВИ ………………17

Задание №9. ВНУТРИУТРОБНЫЕ ИНФЕКЦИИ ……………………………….20

Задание №10. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИЙ ……………………………………………………………………..21

Задание №11 ДИАГНОСТИКА ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИЙ . 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………..29

Рабочая тетрадь по разделу «Диагностика и лечение ифекцион-

Пропедевтика клинических дисциплин, Диагностика детских болезней ,

ПМ 02. Лечебная деятельность, МДК 02.04. Лечение пацинтов детского

возраста разработана с целью оказания помощи в овладении

теоретическими знаниями и практическими умениями по данному разделу.

Умение правильно общаться с пациентом, проводить субъективное и объективное обследование помогут поставить предварительный диагноз, своевременно оказать неотложную помощь, решать тактические вопросы на ФАПе.

В рабочей тетради предложены разнообразные по содержанию и уровню сложности задания. Правильно выполненные задания помогут успешно изучить дисциплину, знания и умения пригодятся при обследовании и курации пациента по любой клинической дисциплине.

Предлагаемое учебно-методическое пособие для обучающихся дополняет лекционный материал и учебник, поможет более глубокому усвоению материала и наиболее эффективному использованию учебного времени, отведенного на практические занятия.

Задание №1. ДИФТЕРИЯ, КОЛЮШ (cоставление алгоритма)

- составить алгоритмы манипуляций;

- работать с дополнительной литературой;

-предупреждать возможные осложнения при введении противодифтерийной сыворотки.

Вам предложена самостоятельная работа, посвященная одному из самых опасных инфекционных заболеваний взрослых и детей, - дифтерии. Основным препаратом, применяемым при лечении дифтерии, служит противодифтерийная сыворотка.

Введение противодифтерийной сыворотки представляет определенные сложности, поэтому работа над алгоритмом ее введения, безусловно, необходима.

  1. Внимательно прочитайте текст лекции и материал учебника.
  2. Подберите дополнительную учебную литературу по детским инфекционным заболеваниям.
  3. Заполните пробелы в алгоритме манипуляции.
  4. При необходимости проконсультируйтесь с преподавателем.

Противодифтерийную сыворотку применяют для_____________________________

Каждое введение сывороточного препарата должно быть зафиксировано в карте стационарного больного (форма №_______), с обязательным указанием дозы, способа и времени введения, серии, срока годности, названия института, изготовившего препарат.

Сыворотку выпускают в ампулах по ________АЕ и _________АЕ. К ней приложена разведенная сыворотка (__________________________).

Сыворотку вводят по методу__________________________, преполагающему определение индивидуальной чувствительности к чужеродному белку лошадиной сыворотки, так как при введении сывороточных препаратов возможны осложнения в виде____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для проведения манипуляции необходимо приготовить:

  1. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. ________________________________________________________________________________________________________________________________
  10. Перчатку, маску, фартук;
  11. Емкости для дезинфекции использованного материала.

Этапы проведения манипуляции

  1. Получить информированное согласие пациента на проведение данной манипуляции:____________________________________________________

  1. Поставить на инструментальный столик все необходимое. Проверить сыворотку_________________________________________________________

  1. Выполнить 1-ю пробу, для чего:

А) вскрыть в условиях асептики ампулу с_________________сывороткой;

Б) набрать в шприц объемом 1 мл 0,2 мл___________________сыворотки;

В) надеть на шприц иглу для внутрикожного введения, выпустить воздух и избыток сыворотки в колпачок,______________________________________________________

Г) ввести_____________________________0,1 мл разведенной сыворотки;

Д) в течение________мин необходимо наблюдать за местной и общей реакцией: проба отрицательная, если___________________________________, в этом случае выполнить 2-ю пробу.

4. Для выполнения 2-й пробы необходимо:

А) вскрыть в условиях асептики ампулу с_____________________сывороткой;

Б) набрать в шприц объемом 1 мл 0,2 мл_______________________сыворотки, иглу оставить в ампуле и накрыть ее марлевой салфеткой (вскрытую ампулу с неразведенной сывороткой хранят не более ____________);

В) надеть иглу для подкожного введения, выпустить воздух и избыток сыворотки в колпачок;

Г) обработать кожу плеча в средней трети двумя шариками со спиртом в направлении от центра к периферии;

Д) ввести__________________0,1 мл неразведенной сыворотки, обработать место инъекции шариком со спиртом;

Е) при отсутствии местной и общей реакции через_________мин ввести лечебную дозу сыворотки.

5. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

6. Подогреть ампулу с_________________________сывороткой до температуры 36-37°С.

7. Набрать в шприц объемом не менее 5 мл_________________________сыворотку в назначенном количестве.

8. Обработать кожу ягодицы двумя шариками со спиртом.

9. Ввести _____________________________назначенную дозу сыворотки, место инъекции обработать шариком со спиртом.

10. Провести дезинфекцию использованного оборудования и материалов.

11. Вымыть и просушить руки.

12. Сделать соответствующую запись, указав____________________________

Задание №2. ДИФТЕРИЙНЫЙ КРУП

- Оценить современные достижения науки в области борьбы с дифтерией;

«…После памятного наводнения еще росла трава, но она зловеще поредела. День за сумрачным днем небо затягивали тучи, а дождь все не шел. Неутихающий жгучий ветер никак не давал сберечь тепло. В ледяных спальнях ложились в постель, в ледяных спальнях вставали по утрам, терпеливо ждали, пока мать плеснет немножко горячей воды из огромного чайника, всегда стоящего наготове, чтобы умыванье не превращалось в пытку, от которой зубы поневоле выбивают дробь.

Однажды маленький Хэл начал хрипеть и кашлять, ему становилось все хуже. Фиа смешала горячей травы с золой, сделала из этой каши припарку ему на грудь, но он дышал все также мучительно трудно. Поначалу она не слишком тревожилась, но шли часы, малыш угасал на глазах, и она уже просто не знала, что делать, а Мэгги сидела около братишки и, ломая руки, без конца твердила про себя молитвы. В шесть вечера, когда вернулся Пэдди, хриплое дыхание Хэла слышно было даже с веранды и губы стали синие.

Пэдди тотчас кинулся в Большой дом, к телефону, но доктор, живший за сорок миль, как раз уехал к другому больному. Запалили на сковородке немного серы и держали над нею Хэла – быть может, от сильного кашля вылетит из гортани пленка, которая медленно душит его…но в груди у него не было сил ее вытолкнуть. Он совсем посинел, дышал судорожно, прерывисто. Мэгги держала братишку на руках и молилась, у нее сердце разрывалось, больно было смотреть, как несчастный малыш борется за каждый вздох. Растерянная, перепуганная, Мэгги прижимала к себе содрогающееся тельце, пытаясь помочь Хэлу дышать.

В полночь Пэдди высвободил неподвижное тело из рук Мэгги и тихонько уложил на подушки. Девочка мгновенно открыла глаза – она задремала было, убаюканная затишьем, оттого что Хэл больше не бился в судорогах.

- Ему лучше, папочка! – сказала она.

Пэдди покачал головой; казалось, он ссохся и постарел, свет лампы попал на изморозь, серебрящуюся у него в волосах и на подбородке, в отросшей за неделю щетине.

- Нет, Мэгги, Хэлу не лучше в том смысле, как ты думаешь, но он успокоился. Бог взял его, и он больше не страдает.

- Папа хочет сказать, что Хэл умер, - ровным голосом сказала Фиа.

- Нет, папочка, нет! Не умер! Не может быть! Но малыш, утонувший в подушках, был мертв. Мэгги поняла это с первого взгляда, хотя никогда прежде не видела смерти. Будто не ребенок лежит, а кукла.

Мэгги опустилась на стул, сложила руки на коленях. Так и застал девочку отец Ральф, когда привез врача. Мэгги молча показала им в сторону коридора, но не пошла за ними. И очень скоро священнику удалось, как он жаждал после звонка Мэрри Карсон, подойти наконец к Мэгги, побыть с нею, согреть маленькую Золушку семейства Клири толикой душевного тепла, отданного только ей одной. Он сильно сомневался, чтобы хоть кто-то еще понимал, как много значил для нее Хэл.

Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

  1. Какой диагноз поставил бы маленькому Хэлу врач? Уточните локализацию процесса.
  2. В глотке эпителий многослойный, дифтерийные пленки связаны с ним очень плотно, в гортани и трахее эпителий однослойный, соответственно пленки легко отделяются. Подумайте, может ли развиться круп при локализации процесса в зеве? Почему?
  3. Если бы врач приехал вовремя, что он мог сделать?
  4. Знаете ли вы, какая опасность подстерегала врачей, оказывавших помощь при дифтерийном крупе?
  5. Почему в наше время дифтерийный круп встречается редко?

Инструкция: обведите кружком правильный ответ.

1.Симптомы дифтерии зева:

А) гиперемия слизистой полости рта, творожистые, легко снимающиеся шпателем, налеты;

Б) гиперемия слизистой зева, на миндалинах и дужках блестящие сероватого цвета пленки, плотно спаянные с подлежащими тканями;

В) гиперемия слизистой зева, отечность миндалин, в лакунах неправильной формы выпот;

Г) гиперемия слизистой зева, мелкие белесоватые пятнышки, окруженные венчиком гиперемии.

2. Дифтерия гортани проявляется клиническими симптомами:

А) вирусного крупа;

В) истинного крупа;

3. Основной метод лечения дифтерии – применение:

Г) специфической антитоксической сыворотки.

  1. В противоэпидемиологические мероприятия в очаге дифтерии включены:

А) карантин 7 дней, ежедневный осмотр, опрос, термометрия, бактериологическое исследование кала;

Б) карантин 21 день, ежедневный осмотр зева, глаз, кожи, термометрия;

В) карантин 35 дней, ежедневный осмотр, термометрия, бактериологическое исследование кала;

Г) карантин 7 дней, ежедневный осмотр, термометрия, осмотр оториноларинголога 1 раз в 3 дня, бактериологическое исследование слизи зева, носа на наличие ВL.

  1. Дифтерийный круп развивается:

6. Тяжелые формы дифтерии бывают у:

А) привитых детей;

Б) непривитых детей;

7. Симптомы коклюша:

А) сухой лающий кашель, осиплость голоса, одышка с затрудненным вдохом;

Б) приступообразный кашель с репризами, апноэ, вязкой прозрачной слизью, иногда с рвотой;

В) упорный кашель с отхождением большого количества слизисто-гнойной мокротой, субфибрилитет;

Г) приступообразный мучительный сухой кашель, одышка с затрудненным выдохом.

8. В противоэпидемические мероприятия в очаге коклюша включены:

А) карантин 14 дней, ежедневный осмотр, термометрия, 2-кратное бактериологическое исследование слизи зева на палочку Борде-Жангу;

Б) карантин 21 день, ежедневный осмотр зева, глаз, кожи, термометрия;

В) карантин 7 дней, ежедневный осмотр, термометрия, бактериологическое исследование кала;

Г) карантин 7 дней, ежедневный осмотр, термометрия, бактериологическое исследование слизи из носа, зева на палочку Леффлера.

9. Коклюш наиболее опасен для детей в возрасте:

10. Инкубационный период коклюша:

11. Спазматический период характеризуется:

А) спазмом сосудов;

В) приступом спазматического кашля;

12. Типичная форма коклюша имеет стадии:

- Систематизировать знания по детским по детским инфекционным заболеваниям;

- развивать клиническое мышление для совершенствования профессиональной подготовки.

Вашему вниманию предложена самостоятельная работа, посвященная детским инфекциям, сопровождающимся сыпью. Эта работа поможет вам разобраться в разнообразии различных сыпей. Когда все графы таблицы будут заполнены, вы получите наглядный и компактный конспект, который хорошо запоминается.

  1. Внимательно прочитайте текст лекции и материал учебника.
  2. Заполняйте каждую предложенную графу таблицы. Рекомендуется полностью заполнить все графы таблицы, посвященные одному заболеванию, а затем уже переходить к следующему заболеванию.

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

СП при инфекционных заболеваниях.

специальность 34.02.01.Сестринское дело (базовая подготовка)

Рабочая тетрадь по профессиональному модулю ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринский уход при инфекциях) для специальности Сестринское дело базовой подготовки СПО составлена в соответствии ФГОС СПО.

Цели рабочей тетради:

- обобщение и повторение теоретического материала и формирование у студентов практических профессиональных умений участия в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах для освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности;

– подготовка будущей медицинской сестры к умению осуществлять сестринский уход за пациентами при инфекциях при различных заболеваниях и состояниях.

Студент должен знать:

Способы передачи инфекции в медицинском учреждении;

Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции.

Группы риска ВБИ: пациенты хирургических, урологических, реанимационных отделений и т.д.

Резервуары возбудителей ВБИ: руки персонала, инструментарий, оборудование, лекарственные средства и т.д.

Стандартные меры предосторожности: обращение с бельем, отходами,

В результате освоения обучающийся должен уметь:

- проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;

- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

-проводить мониторинг жизненно-важных функций организма;

-выполнять назначения врача;

-соблюдать санитарно-эпидемиологический процесс;

-вести утвержденную медицинскую документацию.

Методические указания по оформлению рабочей тетради.

Практические занятия в рабочей тетради по ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях ((Сестринский уход при инфекциях) оформляются студентом в рабочей тетради

Приступая к работе с рабочей тетрадью, следует изучить вопросы учебного материала, используя литературу, указанную по каждой теме, изучить конспекты лекций, ознакомиться с условиями выполнения самостоятельной внеаудиторной работы, ответить на вопросы для самоподготовки.

По мере выполнения работы студенты представляют результаты преподавателю на проверку.

Преподаватель исправляет, дополняет и выставляет оценку в соответствии с критериями.

Данная Рабочая тетрадь облегчает работу студента на практических занятиях, позволяет экономить время и более глубоко изучить учебный материал и оценить уровень собственных знаний и умений.

Материал рабочей тетради включает в себя следующие виды работ:

Обработка и систематизация информационного материала.

Изучение алгоритмов манипуляций.

Решение тестовых заданий.

Решение ситуационных задач.

Составление плана бесед.

В ходе выполнения заданий рабочей тетради студент выполняет самостоятельную внеаудиторную работу, отвечает на вопросы, решает тестовые задания, ситуационные задачи, необходимые для формирования компетенций (ПК и ОК) :

Материал рабочей тетради включает в себя следующие виды работ:

Обработка и систематизация информационного материала.

Изучение алгоритмов манипуляций.

Решение тестовых заданий.

Решение ситуационных задач.

Составление плана бесед.

Задание 1. Решение ситуационных задач

Каждому обучающемуся предлагается решить задачу с проблемной ситуацией.

В родильном доме Х у матери, являющейся носителем вируса гепатита В, родился ребенок, у которого в крови также выявлены антигены к вирусу гепатита В.

Является ли данный случай ВБИ? Ответ обоснуйте.

В родильном доме Х у здоровой матери родился мальчик массой 3440 г, длиной 52 см. При осмотре патологии не выявлено. Через 3 дня после у родов у новорожденного появились признаки конъюнктивита.

Является ли данный случай ВБИ? Ответ обоснуйте.

Вспышка острой кишечной инфекции возникла в городской клинической больнице. В хирургическом отделении больницы зарегистрировано 11 случаев заболевания острой кишечной инфекцией, 10 заболевших. Прием в хирургическое отделение приостановлен.

В отделении проведена тщательная дезинфекция. Причиной вспышки заболевания стало нарушение правил дезинфекции и санитарно-противоэпидемического режима.

Является ли данный случай ВБИ? Ответ обоснуйте.

В хирургическом отделении 39-й больницы зарегистрировано заболевание сальмонеллезом у больного после операции. За ним ухаживала родственница и кормила его сырыми яйцами, поскольку ему была показана жидкая питательная пища.

По версии врачей, именно эта родственница и стала разносчицей инфекции в больнице. Сальмонеллезом заразились еще 8 человек. Когда у первого пациента появились признаки кишечной инфекции, перевести его из реанимации не было возможности: после операции он нуждался в интенсивной медицинской помощи.

Является ли данный случай ВБИ? Ответ обоснуйте.

В городской больнице № 1 возникла вспышка острой кишечной инфекции. Заболели 19 пацинтов и 3 сотрудника больницы. Было установлено, что в больнице сейчас проводится ремонт, и это повлекло грубые нарушения в технологии приготовления и раздачи пищи.

Является ли данный случай ВБИ? Ответ обоснуйте.

Всего пострадало не менее 10 человек.

Является ли данный случай ВБИ? Ответ обоснуйте.

Жертвами вспышки кишечной инфекции стали 67 пациентов городской психиатрической больницы. 8 из них находятся в состоянии средней тяжести, 19 госпитализированы, остальные проходят курс лечения на месте. Возможная причина возникновения инфекции - употребление в пищу хранящихся с нарушением правил творожных пудингов. Проверка показала также, что некоторые повара пищеблока переболели дизентерией в скрытой форме и могли стать виновниками происшедшего.

Является ли данный случай ВБИ? Ответ обоснуйте.

Задание 2. Дайте определение терминам

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы


Ph.D., научный сотрудник, Global HIV Vaccine Enterprise, эксперт РСМД

Оспа, полиомиелит, корь и чума стали редкостью в современном мире. Однако инфекционные болезни не исчезли – изменился их характер и причины распространения. Высокая мобильность и старение населения в развитых странах, увеличение доли хронических и латентных инфекций, биотерроризм, отказ от официальной медицины – эти и другие факторы будут определять эпидемиологическую ситуацию в мире в ближайшее время. Некоторые из проблем очевидны уже сейчас, другие – непредсказуемы, но к грядущим изменениям можно подготовиться и предотвратить множественные болезни и смерти.

Оспа, полиомиелит, корь и чума стали редкостью в современном мире. Однако инфекционные болезни не исчезли – изменился их характер и причины распространения. Высокая мобильность и старение населения в развитых странах, увеличение доли хронических и латентных инфекций, биотерроризм, отказ от официальной медицины – эти и другие факторы будут определять эпидемиологическую ситуацию в мире в ближайшее время. Некоторые из проблем очевидны уже сейчас, другие – непредсказуемы, но к грядущим изменениям можно подготовиться и предотвратить множественные болезни и смерти.


Современный мир мобилен, как никогда раньше. Путешествуют многие, часто и в самые отдаленные уголки планеты. Вместе с людьми путешествуют и инфекционные болезни. Эпидемиология перестает быть локальной и требует наблюдения не только за эндемичными инфекциями, но и за патогенами, которые ранее считались экзотическими. Это глобальная проблема. Россия должна научиться быстро и эффективно определять и контролировать ввозимые инфекции. Каждые 3–4 месяца в мире регистрируется появление нового патогена или возврат старого патогена с новыми свойствами [1]. Например, вирус лихорадки Западного Нила, попавший в Нью-Йорк из Северной Африки в 1999 г. и распространившийся по всем штатам, эволюционировал в более патогенный штамм.

Миграция представляет особую проблему для эпидемнадзора. Наибольший поток мигрантов идет в Россию с юга – из среднеазиатских республик и из Китая. Отсталость медицинских служб в некоторых из этих государств приводит к тому, что вместе с мигрантами в Россию попадают патогены, распространение которых у нас было эффективно прекращено (например, полиомиелит). К тому же нелегальные мигранты часто живут в антисанитарных условиях и не имеют доступа к квалифицированной медицинской помощи. Это способствует распространению среди них инфекций, которые затем неизбежно распространяются на все население. Оптимальным решением проблемы было бы предотвращение нелегальной миграции. Но до тех пор, пока эта проблема не решена, в интересах России организовать систему предоставления нелегальным мигрантам базовой медицинской помощи и осуществлять такие превентивные меры, как вакцинация.


В последние 50–70 лет борьба с хроническими и латентными инфекциями приобретает все большее значение для здравоохранения. Связано это с тем, что острые инфекции (за некоторыми исключениями) проще контролировать имеющимися средствами. Жизненные стратегии патогенов, вызывающих острые инфекции, не рассчитаны на борьбу с иммунным ответом: они либо покидают хозяина до того, как против них сработают защитные механизмы, либо приводят его к смерти. Поэтому вакцины против таких патогенов разрабатывать проще, и они более эффективны, чем вакцины против патогенов, вызывающих хронические инфекции. Эпидемнадзор за такими инфекциями тоже более простой, поскольку инкубационный период у них короткий, а симптомы острые. В этом плане показательно сравнение эпидемий атипичной пневмонии и ВИЧ.

Коронавирус, вызывающий тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС), был очень быстро обнаружен после его попадания в человеческую среду. Короткий инкубационный период и острые симптомы инфекции позволили отследить его распространение и принять необходимые карантинные меры, которые остановили эпидемию прежде, чем она охватила весь мир. Эпидемия ВИЧ началась еще в 1960-х годах, но была обнаружена лишь двадцать лет спустя [2]. Длительный инкубационный период (6–8 лет) позволил вирусу распространиться по всему миру, поскольку не только врачи, но и сами зараженные долгое время не подозревали о своей инфекции. Более того, ВИЧ прекрасно адаптирован к избеганию иммунного ответа, что существенно затрудняет разработку вакцины против него.

Эпидемиология перестает быть локальной и требует наблюдения не только за эндемичными инфекциями, но и за патогенами, которые ранее считались экзотическими.


Прогресс медицины в XX веке привел к значительному снижению количества и степени тяжести инфекционных болезней. Как ни парадоксально, этот успех привел и к тому, что общество стало меньше беспокоиться о вакцинации и меньше доверять официальной медицине. Благоприятная эпидемиологическая обстановка ведет к переоценке пользы и рисков от вакцин: если раньше к ним относились как к защите от распространенных инфекций, то сейчас – как к ненужному риску. В крайних случаях речь идет о полном отказе от вакцинации, отказе от официальной медицины и использовании непроверенных или неэффективных средств. Распространение лженауки и так называемых альтернативных средств уже сейчас является серьезной проблемой (вспомним недавнюю вспышку коклюша в Калифорнии), и в ближайшем будущем ситуация, скорее всего, не изменится. Парадоксальность проблемы заключается также в том, что, если первоначально Интернет создавался для обмена информацией между учеными, то в последнее время он стал основным источником распространения шарлатанства и нигилизма. К сожалению, не имеющие соответствующего образования пользователи сети зачастую не способны отличить квалифицированный совет доктора или ученого от дезинформации. Отслеживая появление и распространение новых антинаучных теорий, научные сообщества и Минздрав могут противодействовать им, предоставляя полноценную информацию из квалифицированных источников.

Единственный способ подготовиться к инфекционным кризисам, которые неизбежно произойдут в XXI веке, – подготовить специалистов, способных распознать новую болезнь, оценить эпидемиологическую обстановку, разработать превентивные меры и новые лекарства.

Приобретение микроорганизмами резистентности к лекарствам – процесс неизбежный. Он может быть отсрочен и замедлен, но не остановлен. Резистентность уже сейчас является проблемой для туберкулеза, малярии, стафилококковых инфекций и многих других болезней. Разработка новых лекарств сложна, дорогостояща и занимает много времени. Более строгий контроль над лекарствами необходим для того, чтобы ограничить их неправильное использование.

Широко известна проблема, связанная с добавлением низких концентраций антимикробных препаратов в корм в животноводстве. По непонятным пока причинам такие добавки ускоряют рост животных, однако подобное использование этих препаратов способствует появлению и распространению резистентности.

Резистентность касается не только лекарств, но и вакцин. Иммунный ответ, вызванный вакцинацией, фокусируется на определенных мишенях в вирусах и бактериях, специфичных для штаммов, используемых при изготовлении вакцин. Микробы, циркулирующие в популяции, адаптируются к этому иммунному ответу и эволюционируют в сторону изменения атакуемых мишеней. Классический пример подобной эволюции – ежегодное изменение вируса гриппа. Способность быстро мутировать и эволюционировать является внутренним свойством микроба, и разные виды обладают этой способностью в разной степени. Сегодня стандартный подход к данной проблеме заключается в разработке новых вакцин, атакующих изменившийся штамм, как это делается для вируса гриппа. Однако в результате накопления знаний в будущем появится возможность создавать универсальные вакцины: либо атакующие неизменные части микроба, либо вызывающие иммунный ответ очень широкого спектра действия.

Благоприятная эпидемиологическая обстановка ведет к переоценке пользы и рисков от вакцин: если раньше к ним относились как к защите от распространенных инфекций, то сейчас – как к ненужному риску.

За последние сто лет продолжительность жизни в развитых странах существенно выросла и, скорее всего, будет расти и дальше. Стареющее население создает целый ряд проблем для эпидемконтроля. С возрастом теряется иммунитет, приобретенный в результате вакцинации или естественных инфекций. При этом ревакцинация стандартными вакцинами часто неэффективна и не ведет к выработке нужного иммунного ответа. Фармацевтические компании работают над вакцинами, предназначенными специально для стареющих людей. Ослабление иммунного ответа ведет также к большей подверженности инфекционным заболеваниям и к реактивации латентных инфекций. Так, перенесенная в детстве ветрянка проявляет себя в виде очень болезненного опоясывающего герпеса. Для предотвращения этой болезни была разработана вакцина, предназначенная для людей старше шестидесяти лет.


Попытки использовать инфекционные агенты в качестве оружия известны, но до сих пор ни одна из них не привела к серьезной эпидемии. Использование американскими колонистами зараженных одеял с целью вызвать распространение оспы среди индейцев представляло собой эксперимент, который не увенчался большим успехом: на фоне естественного распространения вируса эти попытки были каплей в море [3]. Всем известна история с рассылкой в США спор антракса по почте, но и там массового заражения не произошло – пострадали лишь отдельные люди. Тем не менее нельзя исключить возможность успешного намеренного распространения патогена в будущем. Ученый, имеющий опыт работы с инфекционными агентами, при желании может незаметно произвести существенное количество вируса или бактерии и продумать эффективные методы их распространения. Биотехнологический инвентарь становится все доступнее, и в принципе сейчас можно создать биолабораторию даже в гараже [4].

Контроль над ключевыми инструментами и реактивами, необходимыми для подобной работы, возможен и нужен, но полностью устранить угрозу биотерроризма он не позволяет. Поэтому необходимо заранее готовиться к подобному сценарию. Следует не запрещать, а поддерживать исследования возможности применения инфекционных агентов в качестве оружия. Эти исследования позволят оценить, какие инфекционные агенты могут быть использованы в подобных целях, каковы могут быть каналы их распространения и какие превентивные меры следует принять. Например, сейчас многие страны сохраняют у себя запасы вакцины от оспы. Однако неизвестно, насколько широк спектр действия этой вакцины, и насколько сложно модифицировать вирус оспы для того, чтобы вакцина стала неэффективной.


Несмотря на успехи биомедицинского предотвращения инфекционных болезней, они продолжают оставаться угрозой для современного общества. Целый ряд важных социальных и экономических перемен влияет на эпидемиологическую обстановку в России и во всем мире. К некоторым из них можно и нужно подготовиться. Однако в долгосрочном плане наиболее эффективным подходом будут инвестиции в научно-образовательный комплекс, способный производить и трудоустраивать специалистов в разных областях науки.

1. Jones K.E. et al. Global Trends in Emerging Infectious Diseases // Nature. 2008. 451. P. 990–993.

2. Worobey M. et al. Direct Evidence of Extensive Diversity of HIV-1 in Kinshasa by 1960 // Nature. 2008. 455. P. 661–664.

3. Ewald P.W. Plague Time: How Stealth Infections Cause Cancer, Heart Disease, and Other Deadly Ailments. Free Press, 2000.

4. Garage biology // Nature. 2010. 467. P. 634.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции