Профилактика инфекционных заболеваний в период эпидемии


Что такое грипп?

Грипп — это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Эпидемии гриппа случаются каждый год обычно в холодное время года. По количеству случаев в мире грипп и ОРВИ занимают первое место, удельный вес в структуре инфекционных заболеваний достигает 95%.

Грипп и ОРВИ, постепенно подрывая здоровье, сокращают на несколько лет среднюю продолжительность жизни человека. При тяжелом течении гриппа часто возникают необратимые поражения сердечно-сосудистой системы, дыхательных органов, центральной нервной системы, провоцирующие заболевания сердца и сосудов, пневмонии, трахеобронхиты, менингоэнцефалиты. Распространенными осложнениями после гриппа являются риниты, синуситы, бронхиты, отиты, обострение хронических заболеваний, бактериальная суперинфекция. В ослабленный гриппом организм часто внедряется бактериальная инфекция (пневмококковая, гемофильная, стафилококковая). Наибольшие жертвы грипп собирает среди пожилых групп населения, страдающих хроническими болезнями. Смерть при гриппе может наступить от интоксикации, кровоизлияний в головной мозг, легочных осложнений (пневмония), сердечной или сердечно-легочной недостаточности.


Что такое ОРВИ? В чём отличие от гриппа?

Вирус гриппа очень легко передается. Самый распространенный путь передачи инфекции — воздушно-капельный. Также возможен и бытовой путь передачи, например через предметы обихода. При кашле, чихании, разговоре из носоглотки больного или вирусоносителя выбрасываются частицы слюны, слизи, мокроты с болезнетворной микрофлорой, в том числе с вирусами гриппа. Вокруг больного образуется зараженная зона с максимальной концентрацией аэрозольных частиц. Дальность их рассеивания обычно не превышает 2 — 3 м.

Симптомы гриппа

Обычно грипп начинается остро. Инкубационный (скрытый) период, как правило, длится 2 — 5 дней. Затем начинается период острых клинических проявлений. Тяжесть болезни зависит от общего состояния здоровья, возраста, от того, контактировал ли больной с данным типом вируса ранее. В зависимости от этого у больного может развиться одна из четырех форм гриппа: легкая, среднетяжелая, тяжелая, гипертоксическая.


Профилактика гриппа и ОРВИ подразделяется на неспецифическую и специфическую.

Способы неспецифической профилактики:

1. Личная гигиена.

Иначе говоря, множество заболеваний связано с немытыми руками. Источник, как и прежде, больной человек. Избегать в этот период необходимо рукопожатий. После соприкосновений с ручками дверей, туалета, поручнями в общественных местах, обработать руки антисептиком или тщательно их вымыть. Не трогайте грязными, немытыми руками нос, глаза, рот.


2. Промываем нос.

Даже если вы не умеете этого делать, пришла пора учиться. Сейчас многие доктора советуют увлажнять или промывать в период эпидемий нос. Это можно сделать при помощи солевого раствора (на литр воды 1 ч.ложка соли) или специальными соляными спреями, коих в аптеках множество.

3. Одеваем маски.

Причем одевать как раз стоит ее на больного человека, чтобы исключить попадание в пространство крупных частиц слюны при кашле и чихании, мелкие же частицы она не задерживает.

4. Тщательная уборка помещений. Вирус любит теплые и пыльные помещения, поэтому стоит уделить время влажной уборке и проветриванию.

5. Избегайте массовых скоплений людей. В этот период лучше воздержаться от походов в театры, цирки, кафе и прочие места, где могут оказаться инфицированные люди и где шанс подцепить вирус высок.

6. Другие методы, к которым можно отнести сбалансированное питание и здоровый образ жизни, занятие физкультурой, прогулки и многое другое.

Всемирная организация здравоохранения считает вакцинацию единственной социально и экономически оправданной мерой борьбы с гриппом. Вакцинация на 90 % снижает заболеваемость, на 60 % снижает госпитализацию.

Основным методом специфической профилактики против гриппа является активная иммунизация — вакцинация, когда в организм вводят частицу инфекционного агента. Вирусы (его части), содержащиеся в вакцине, стимулируют организм к выработке антител (они начинают вырабатываться в среднем через две недели), которые предотвращают размножение вирусов и инфицирование организма. Вакцинацию лучше проводить осенью, поскольку эпидемии гриппа, как правило, бывают между ноябрем и мартом.

Профилактика инфекционных заболеваний в школе

Каждый школьник должен соблюдать следующие правила личной гигиены.

1. Ежедневно совершать утренний туалет.

2. Тщательно мыть руки перед приемом пищи и после каждого посещения туалета.

3. Не брать в рот посторонние предметы: ручку, карандаш и др.; при чтении книг не слюнявить пальцы.

4. Содержать свое рабочее место в чистоте и порядке.

5. Принимать пищу только в специально отведенных для этого местах (при их наличии) и др.

Существует также ряд мер профилактики инфекционных и других видов заболеваний, выполнение которых должно контролироваться учителем и администрацией школы. В этих целях:

регулярно проветриваются учебные помещения;

ежедневно проводится влажная уборка классов и коридоров школы;

проверяется наличие сменной обуви у учеников, особенно в осенний и весенний периоды;

проводится противобактериальная обработку туалетов;

соблюдается гигиеническая чистота пищеблоков;

осуществлятся контроль продуктов питания.

Инфекционные заболевания вызываются болезнетворными микроорганизмами, вирусами, грибами и передаются от зараженного человека или животного здоровому. Для возникновения инфекционных болезней необходимо наличие возбудителя, объекта заражения (человек или животное) и факторов передачи инфекции (различные элементы окружающей среды). Возбудители кишечных инфекций: дизентерии, сальмонеллеза, брюшного тифа и др.— распространяются через воду, пищевые продукты, грязные руки, посуду и т. д.; возбудители воздушно-капельных инфекций: гриппа, кори, коклюша, дифтерии и др.— попадают от больного к здоровому через воздух при разговоре, кашле, чиханье; грибковые заболевания кожных покровов передаются,, при непосредственном контакте здоровых с больным человеком или животным. Такие болезни, как возвратный тиф, малярия, энцефалит, бешенство и др., передаются через кровососущих насекомых (вши, комары, клещи, москиты) или при укусе больными животными. Источниками инфекционных болезней в организованных детских коллективах являются больные или носители инфекции (дети или обслуживающий персонал). Для предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди детей и подростков необходимы: своевременное выявление больных и носителей инфекции, изоляция их от здоровых и затем лечение; исключение контакта здоровых с загрязненными предметами (посуда, игрушки и другие предметы обихода); строгое соблюдение санитарно-гигиенического и санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях и дома. При поступлении детей в детское учреждение при них обязательно должны быть заключение педиатра о состоянии здоровья ребенка, результаты лабораторных исследований и заключение эпидемиолога об отсутствии в течение двух предшествующих недель контактов с инфекционными больными. Ежедневно при приеме детей в учреждение медицинская сестра или педагог опрашивает родителей о состоянии здоровья детей. При подозрении на заболевание ребенка изолируют до установления причины плохого самочувствия. При выявлении инфекционного заболевания должны быть немедленно приняты меры по предупреждению распространения инфекции. Каждый медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра), обнаруживший инфекционного больного или подозрительного на инфекционное заболевание, обязан заполнить карту экстренного извещения и направить ее в районную или городскую СЭС; в организованном детском коллективе — поставить в известность руководство учреждения. Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. Педагоги ежедневно отмечают в журналах отсутствующих детей и сообщают об этом медицинскому работнику учреждения для выяснения причин отсутствия ребенка. По указанию эпидемиолога проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение распространения инфекции среди организованных детских коллективов. В зависимости от характера инфекции и способа ее передачи может предусматриваться карантин, дезинфекция, вакцинация и др. или комплекс предупредительных мероприятий. Кроме того, принимаются все меры для контроля за всеми контактными детьми и персоналом, проводятся обследования по выявлению носительства и т. д. Как правило, медицинский персонал учреждения принимает участие в эпидемиологическом обследовании, проводимом эпидемиологом, санитарным врачом или их помощниками. Медицинский персонал детских и подростковых учреждений поддерживает также тесный контакт с эпидемиологом и санитарным врачом тех районов, на территории которых находятся детские учреждения и куда направляются дети на отдых, с целью получения от них сведений об эпидемиологической обстановке в данных районах. Среди профилактических мероприятий важное место занимает формирование невосприимчивости организма детей и создание у них иммунитета к различным болезням путем проведения предохранительных прививок, закаливающих процедур и других оздоровительных мероприятий. Невосприимчивость организма к инфекционным болезням достигается применением препаратов специфической профилактики (вакцины, сыворотки, Y-глобулин), а также использованием химиопрепаратов (антибиотики, сульфаниламиды и пр.). В настоящее время в качестве основных средств специфической профилактики широко применяются вакцины, на введение которых организм формирует специфический иммунитет к соответствующей инфекции. Организацию и проведение профилактических прививок осуществляет медицинский персонал детских и подростковых учреждений. Вакцинация детей проводится как в плановом порядке (обязательные прививки), так и по эпидемиологическим показаниям. Плановые прививки предусмотрены приказами и инструкциями Министерства здравоохранения СССР. Прививки по эпидемиологическим показаниям проводятся по решению Министерства здравоохранения СССР, союзных республик, территориальных органов и учреждений здравоохранения.

Профилактика дизентерии в школе – одна из необходимых мер локализации заболевания. При выявлении больного дизентерией ребенка нужна его немедленная изоляция и обследование лиц, находившихся в непосредственном контакте с ним. Проводится дезинфекция школьных помещений: классной комнаты, пищеблока, туалета, вестибюля, спортзала и др. Сотрудников общепита обследуют на бациллоносительство. Переболевшие дизентерией дети посещают занятия только после разрешения врача.

К мерам предотвращения появления и распространения дизентерии в школе относят:

соблюдение чистоты учебных помещений;

выполнение правил хранения и торговли пищевыми продуктами;

содержание в порядке общественных туалетов;

своевременное опорожнение мусорных ящиков;

строгий контроль за личной гигиеной школьников;

правильную организацию питьевого режима в школе;

ознакомление учащихся и их родителей с симптомами и опасностью дизентерии.

Профилактика вирусного гепатита в школе включает следующие мероприятия.

В медицинские пункты передаются сведения об отсутствии учащихся на занятиях.

Учебное заведение оповещается обо всех случаях заболеваний учащихся и их семей.

Учащиеся, пропустившие занятия в школе более трех дней, допускаются к урокам только с разрешения врача.

Ведется разъяснительная работа с учащимися и их родителями об опасности, симптомах и мерах профилактики вирусного гепатита.

Осуществляется строгий контроль за работниками школы, особенно работниками общепита.

Строго проверяется соблюдение санитарно-гигиенических требований, правил перевозки и хранения продуктов питания и др.

В случае появления в школе заболевших вирусным гепатитом принимаются дополнительные меры.

Проводится активная работа по выявлению заболевших, у которых отсутствуют симптомы заболевания.

Обо всех случаях заболевания сообщается в санитарно-эпидемические службы.

Проводится дезинфекция всех помещений школы (особенно туалетов).

В случае необходимости объявляется карантин.

В предупреждении заболеваемости гепатитом В основную роль играют санитарные меры, направленные на предотвращение инъекционного заражения, в первую очередь – при проведении массовых профилактических прививок. Возбудитель гепатита В устойчив к физическим и химическим факторам, он теряет свою активность только при стерилизации паром под давлением или при кипячении. Также необходим постоянный контроль со стороны учителей и родителей за соблюдением ребенком необходимых норм и правил личной гигиены.

Профилактика гриппа и орви.

Мероприятия по профилактике гриппа в общеобразовательных учреждениях проводятся в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

При повышенном уровне заболеваемости гриппом для большей разобщенности детей рекомендуется:

отменить кабинетную систему образования, при этом учащиеся остаются в одной классной комнате;

отменить уроки, во время которых учащиеся из нескольких классов должны находиться вместе;

отменить мероприятия, во время которых учащиеся из нескольких классов или школ находятся вместе в больших группах в тесном контакте;

на каждой перемене проветривать классные комнаты в отсутствии детей и заканчивать проветривание на 30 минут до прихода детей;

проводить уроки на улице (вне помещений).

Если уровень заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) продолжает расти, по решению органов осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор проводится приостановление учебного процесса в классе или школе. Возобновление обучения после приостановления учебного процесса в классе или школе должно сопровождаться усилением санитарно-противоэпидемических мер в общеобразовательном учреждении. Неспецифическая и специфическая профилактика гриппа К основным методам защиты населения от гриппа относят: вакцинопрофилактику с использованием различных типов вакцин в предэпидемический период; неспецифическую профилактику гриппа с использованием медицинских иммунобиологических и других препаратов; экстренную профилактику заболеваний в период эпидемий гриппа. Для специфической профилактики сезонного гриппа используют гриппозные вакцины отечественного и зарубежного производства, приготовленные из эпидемически актуальных штаммов вирусов A(H1N1), A(H3N2) и В, зарегистрированные на территории Российской Федерации в установленном порядке в соответствии с инструкциями по их применению. В рамках Национального календаря прививок иммунизация против сезонного гриппа в Российской Федерации проводится ежегодно следующим категориям населения: детям, посещающим дошкольные учреждения, учащимся 1-11 классов, студентам высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений; взрослым, работающим по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образовательных учреждений, транспорта, коммунальной сферы и др.), взрослым старше 60 лет.

В связи с пандемией гриппа типа А(H1N1)09 ВОЗ рекомендует проведение вакцинопрофилактики:

Лицам, подверженным повышенному риску заражения: - детям дошкольного возраста, посещающим ДОУ; - школьникам; - медицинским работникам; - работникам сферы обслуживания, транспорта, учебных заведений; - воинским контингентам.

Лицам, предрасположенным к развитию осложнений после гриппа: - детям до 5 лет, но особенно детям до 2 лет; - лицам от 65 лет и старше; - беременным женщинам; - лицам, у которых имеются следующие заболевания: рак; заболевания сердца и крови; хронические заболевания лёгких; диабет; болезни печени, почек; неврологические и нейромышечные расстройства; ослабленная иммунная система (включая больных СПИДом).

Неспецифическая профилактика гриппа включает использование медицинских иммунобиологических, противовирусных химиопрепаратов, интерферонов и других препаратов, разрешенных к применению и зарегистрированных на территории Российской Федерации в установленном порядке, в соответствии с инструкциями по их применению.

Санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия предусматривают: формирование здорового образа жизни у населения, соблюдение распорядка дня, полноценное питание с включением в рацион свежих овощей и фруктов, витаминных препаратов;

проведение закаливающих процедур, физические упражнения, игры, прогулки на свежем воздухе;

оздоровление условий труда и быта и другие.

В любом деле важно начало. Очень значимо, с каким настроем ребенок войдет в учебный год. Задача родителей - помочь детям встретить перемены позитивно и в хорошем здравии.

СОБЛЮДАЙТЕ ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ! УМЕЙТЕ ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ. ПОМНИТЕ! ЗДОРОВЬЕ - БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ!



  • Внимание, ЗДОРОВЬЕ!
  • Профилактика Инфекционных заболеваний

Профиллактика ГРИППа и ОРВИ

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОРВИ И ГРИППА У ДЕТЕЙ

ОРВИ
С целью обеспечения сезонной профилактики ОРВИ и гриппа необхо¬димо проводить следующие мероприятия:

Обеспечение соблюдения правил личной гигиены, в том числе:
– соблюдение режима дня (достаточный сон, прогулки на свежем воздухе, избегать физических и умственных перегрузок);
– избегать как переохлаждений, так и перегревания детей, особен¬но младшего возраста;
– регулярно и тщательно мыть руки с мылом;
– использовать индивидуальные или одноразовые полотенца;
– во время кашля и чихания прикрывать рот и нос одноразовыми платками
Проведение регулярного проветривания и влажной уборки помещения, в котором находится ребенок и квартиры в целом
Проведение закаливающих мероприятий (обливание ног водой комнатной температуры на ночь; для детей младшего возраста – пребывание без одежды в условиях комнатной температуры при отсутствии сквозняков в течение не¬скольких минут перед кормлением)
Проведение неспецифической профилактики простудных заболеваний
При первых признаках заболевания:
– Изолировать ребенка от других детей (членов семьи)
– Вызвать врача
– Исключить пребывание ребенка в организованном коллективе
Памятка для детей по профилактике гриппа и ОРВИ.

ГРИПП
Грипп, вызываемый постоянно изменяющимся вирусом, протекает как респираторное заболевание, передается от человека к человеку преимущественно воздушно-капельным путем, а также через руки, которыми мы прикрываем нос и рот вовремя чихания и кашля.
Большинство людей в мире, инфицированных этим вирусом, переболевают в лёгкой и средне-тяжелой форме, однако были отмечены и тяжелые случаи заболевания с летальным исходом.
Симптомы гриппа:
– повышенная температура, кашель, боль в горле, ломота в теле, головная боль, озноб и усталость, изредка – рвота и понос.
Особенности течения гриппа:
-У взрослых болезнь, как правило, начинается внезапно с резкого повышения температуры, головной боли, мышечных и суставных болей.
-У детей грипп протекает по-разному: одни становятся вялыми, много спят, другие – беспокойными, раздражительными, температура повышается до 37 – 38 градусов, отмечается затрудненное дыхание.
У детей до 5 лет вероятность развития тяжелого заболевания, в том числе пневмонии, выше, чем у детей старшего возраста.
Существует тенденция развития более тяжелой степени гриппа у детей с хроническими заболеваниями.
Вирус гриппа заразен!
Чтобы воспрепятствовать распространению вируса гриппа, необходимо:
– Сделать прививку против гриппа, так как вакцина является наиболее эффективным средством профилактики.
– Проводить влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств.
– Регулярно проветривать помещение.
– Научить детей часто мыть руки с мылом в течение 20 секунд. Родители тоже должны выполнять эту процедуру, что послужит хорошим примером для детей.
– Научить детей кашлять и чихать в салфетку или руку. Родители тоже должны выполнять эту процедуру, что послужит хорошим примером для детей. Научить детей не подходить к больным ближе, чем на полтора – два метра.
– Заболевшие дети должны оставаться дома (не посещать дошкольные и образовательные учреждения).
– Воздержаться от посещения мест скопления людей.
Соблюдайте правила борьбы с вирусом гриппа, требуйте выполнения их окружающими. Этим Вы будете содействовать быстрейшей ликвидации вспышки гриппа!

ПОМНИТЕ!
Самое эффективное средство против вируса гриппа – это вакцинация!
Соблюдайте правила борьбы с гриппом, требуйте выполнения их окружающими.
Этим Вы будете содействовать быстрейшей ликвидации вспышки гриппа!


В истории человечества известно много эпидемий, уносящих жизни огромного количества людей во всем мире. Во время эпидемий умирали целые нации. Одними из самых страшных эпидемий были эпидемии оспы, известные еще с давних времен (450 г до н.э. – 1977 г.). В 1976 году эпидемия оспы унесла жизни около 2 миллионов людей. В связи с этим Всемирная Организация Здравоохранения приняла решение о массовой вакцинации, благодаря чему, в 1977 году был отмечен последний случай заражения данной инфекцией. В настоящее время оспа как заболевание ликвидирована.

1916 год – эпидемия полиомиелита в Европе и США. За один год в США полиомиелитом заразились 27 тысяч человек.

1017-1921 гг. – эпидемия сыпного тифа, в этот период в России погибло около 3 миллионов человек.

1921-1923гг. – эпидемия чумы в Индии. Погибло около 1 миллиона человек.

Вторая эпидемия полиомиелита поразила мир в 1950 году. Тогда и была изобретена вакцина. В СССР первую массовую иммунизацию провели в Эстонии, там заболеваемость была самой высокой. С тех пор прививка введена а Национальный календарь прививок.

В 1952 году насчитывалось 58000 случаев заболевания полиомиелитом в США. Одна треть была парализована, более 3000 человек умерло.


Эпидемия холеры на Гаити в 2010 году убила 4,5 тысячи человек.

В последние годы наблюдается эпидемия кори. Причина эпидемии – низкий охват прививками. По данным ВОЗ в Европейском регионе заболело корью более 37 тысяч человек, среди которых имелись летальные исходы.

Одной из страшных эпидемий на сегодняшний день является лихорадка Эбола. Уровень смертности от данного заболевания по данным ВОЗ составляет 90%.

На сегодняшний день наиболее эффективным способом борьбы с инфекционными заболеваниями стала специфическая профилактика, успешно защищающая человека от таких инфекций как туберкулез, грипп, коклюш, дифтерия, столбняк, полиомиелит и другие.

Специфическая профилактика проводится путем иммунизации различных групп населения.

Иммунизация – это процесс, благодаря которому человек приобретает иммунитет, или становится невосприимчивым к инфекционной болезни, обычно, путем введения вакцины. Вакцины стимулируют собственную иммунную систему организма к защите человека от соответствующей инфекции или болезни(ВОЗ).

Ежегодно иммунизация позволяет предотвращать от 2 до 3 миллионов случаев смерти от инфекционных заболеваний.

Цели специфической профилактики:

улучшение качества и увеличение продолжительности жизни человека;

снижение смертности и инвалидизации от инфекционных болезней;

предупреждение, ограничение распространения и ликвидация инфекционных болезней.

Задачи специфической профилактики:

Индивидуальная защита прививаемых.

Создание популяционного иммунитета.

Специфическая профилактика направлена на повышение устойчивости организма к инфекциям путем создания искусственного иммунитета.

Различают активный и пассивный искусственный иммунитет. Активный иммунитет создается с помощью вакцин, пассивный — с помощью препаратов, содержа­щих антитела против какого-либо возбудителя.

Вакцина – биологически активный медицинский препарат, содержащий антиген для выработки иммунного ответа, который защищает привитого от соответствующего инфекционного заболевания.

Для создания искусственного иммунитета используется несколько групп вакцин:

вакцины из тел убитых микробов;

химические вакцины, приготовленные из определенных компонентов бактериальных клеток;

анатоксины, изготовленные из бактериальных экзотоксинов.

13 мая 1988 г. на 41-й сессии Всемирной организации здравоохранения принята резолюция, в которой всем странам мира предлагалось координировать свои действия, чтобы добиться искоренения полиомиелита.

На территории России вакцинация проводится в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Национальный календарь профилактических прививок – это схема обязательных прививок, осуществляемых в определенном возрасте детям и взрослым, которая позволяет наиболее полноценно защитить человека от инфекции. Он предусматривает проведение массовой иммунизации против основных инфекционных болезней: туберкулеза, полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка, кори, краснухи, эпидемического паротита, вирусного гепатита В, гриппа, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и др.

На территории России все прививки, включенные Национальный календарь профилактических прививок, осуществляются во всех государственных и муниципальных организациях здравоохранения бесплатно и с согласия родителей.

В последние годы в России в рамках национального календаря по эпидемическим показаниям активно иммунизируют от таких заболеваний как туляремия, чума, бруцеллез, сибирская язва, бешенство, лептоспироз, желтая лихорадка, клещевой энцефалит, лихорадка Ку, холера, менингококковая инфекция, брюшной тиф, вирусный гепатит А, корь, шигеллезы, дифтерия, эпидемический паротит, полиомиелит, пневмококковая инфекция, ротавирусная инфекция, ветряная оспа, гемофильная инфекция. Вакцинации по эпидемическим показаниям подлежат лица, проживающие в неблагополучных по инфекционным заболеваниям регионах, контактные лица очагов заболевания, лица, подлежащие призыву на военную службу. Часто источниками инфекции становятся иммигранты из неблагополучных по инфекционным заболеваниям стран, туристы.

Что такое инфекционные заболевания

Сколько времени существует человечество, столько же сопровождают его инфекционные болезни. Инфекционные заболевания - это обширная группа нозологических форм болезней, вызывают их специфические возбудители, эти заболевания заразны, после их перенесения, как правило, формируется специфический иммунитет. Инфекционные болезни по распространенности занимают второе-третье место среди прочих болезней в мире. По данным ВОЗ, примерно 33 % людей умирает от инфекционных болезней. Каждая инфекция имеет своего определённого возбудителя. Развитию инфекционной болезни способствуют три главных компонента:

  • источник инфекции
  • пути передачи инфекции
  • восприимчивость организма к инфекции

Инфекционный процесс имеет три стадии

  • взаимодействие микроорганизма с эпителием
  • преодоление факторов иммунной защиты
  • токсической действие

По характеру возбудителя инфекционные болезни подразделяются на болезни, вызванные: бактериями, бактериальными токсинами, вирусами, микоплазмой, хламидиями, паразитами, грибками, гельминтами.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Различают три главные среды обитания возбудителей инфекционных заболеваний:

  • человек (антропонозные инфекции),
  • животные (зоонозные инфекции),
  • окружающая среда (сопорозные инфекции).

По типу механизма передачи инфекции болезни подразделяются на:

  • кишечные инфекции
  • инфекции дыхательных путей
  • трансмиссивные инфекции
  • инфекции наружных покровов

С момента проникновения возбудителя в организм до появления первых симптомов должно пройти определенное время. Этот временной промежуток носит название инкубационный период. В зависимости от вида заболевания его продолжительность может быть разной. Когда появляются первые симптомы заболевания наступает продроманный период. В этот период наблюдается слабость, недомогание, головная боль, незначительное повышение температуры тела. Затем следует период разгара, когда симптомы максимально выражены, его длительность в зависимости от инфекции может быть различной. Далее напутает угасание клинических проявлений и затем следует стадия выздоровления (если инфекция не смертельна).

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Профилактика инфекционных заболеваний

Как уже было сказано выше инфекции всегда сопровождали и будут сопровождать человечество. На смену одним инфекциям будут приходить другие. Возбудители, как и все другое на земле подвержены эволюции. На сегодняшний день ситуация с борьбой с инфекционными заболеваниями обстоит намного лучше, чем десятки, и тем более сотни лет назад. Но на сегодняшний день профилактика инфекционных заболеваний не теряет свою актуальность.

Профилактика – это комплекс мер, который направлен на борьбу с распространением инфекции.

За общую профилактику в основном отвечает государственные структуры. Государство должно обеспечить должный материальный уровень благосостояния граждан, необходимый уровень медицинского обеспечения.

За специальную профилактику несет ответственность лечебно-профилактические и санитарно-эпидемиологические учреждения.

По механизму влияния на причину инфекционного заболевания профилактика может быть специфической и неспецифической.

Специфическая профилактика инфекционных заболеваний

Считается что специфическая профилактика самый эффективней способ борьбы с распространением инфекционных болезней. Суть этой профилактики заключается в создании иммунитета к возбудителю болезни в организме человека. Такую профилактику также подразделяют на три категории:

Активная профилактика предполагает под собой вакцинацию.

Вакцинация – это введение в организм человека ослабленных (либо мертвых) возбудителей болезни для того что бы сформировать иммунный ответ к заболеванию.

Вакцины в свою очередь подразделяются на:

  • живые – в этом случае в организм вводят ослабленные живые антигены возбудителей
  • инактивированные – в этом случае вводят убитые антигены
  • молекулярные вакцины – в этом случае вводят анатоксин бактерий или вирусов
  • генно-инженерные – в этом случае вводятся антигены, которые были получены методом генной-инженерии
  • синтетическая вакцина – в этом случае вводят искусственно полученные звенья антигена.

Так же все вакцина можно поделить на:

  • моновакцины, то есть те, в составе которых только один антиген, они защищают от одной болезни
  • поливакцины, то есть те, в составе которых несколько антигенов, они защищаю от нескольких болезней.

Пассивная профилактика заключается в введении уже готовой сыворотки иммуноглобулина. То есть в организм попадает уже готовый иммунный ответ к заболеванию, такая профилактика используется в случаях эпидемии, когда ждать пока выработаются собственные антитела нет времени.

Активно-пассивная иммунизация заключается в смешивании двух предыдущих методов. При этом в организм вводят и готовые антитела для того что бы защитить организм непосредственно в данный момент и антигены, под воздействием которых вскоре будет сформирован свой иммунитет.

Неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний

Неспецифическая профилактика – это комплекс мероприятий, который помогает остановить распространение инфекции.

В первую очередь этот вид профилактики направлен на выявление и изоляцию заболевших. Карантин – это комплекс мер направленный на изоляции больных, контактных и носителей от здоровых людей.

К неспецифической профилактике также относят комплекс гигиенических мер. Например, частое мытье рук, использование медицинских масок и перчаток при уходе за больными, проветривание и кварцевание помещений, избегание мест большого скопления людей.

Очень важно повышать неспецифическую сопротивляемость организма. Для этого рекомендуется рациональной питание, богатое витаминами, микро- и макроэлементами, соблюдение режима труда и отдыха, полноценный сон, регулярные занятия физической культурой и спортом, систематические прогулки на свежем воздухе, закаливание организма, отказ от вредных привычек.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции