Проекты по обж инфекционные заболевания

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • сформировать знания о причинах высокой смертности;
  • обеспечить усвоение учащимися проблемы долголетия связанными с инфекционными заболеваниями;
  • продолжать развивать навыки совместной работы в группе, умение высказывать собственное мнение;
  • формировать навыки работы с игровыми элементами, видеофрагментами, иллюстративными материалами;
  • формировать культуру здоровья на уроках биологии;
  • воспитывать культуру речи учащихся;
  • воспитать экологическую культуру и мышление учащихся.
  • вести словарную работу, пополнять словарный запас;
  • соблюдать сурдопедагогические цели.

Тип урока: конференция.

Вид урока: урок с применением компьютера (с использованием мультимедиа-средств обучения)

Оборудование: компьютер, иллюстративный материал, игровые элементы, видеосюжеты, таблицы, иллюстрации,

I. Работа по слухо-зрительному восприятию речи (словарная работа с материалом прошлого урока).

Учитель: На прошлом занятии мы начали изучать тему болезней человека. Сейчас вспомним и повторим основные термины к уроку.

II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы урока

Учитель: Наверное, потому, что мы мало имеем информации и данных по этому вопросу. Сегодня мы попытаемся приоткрыть тайную дверь в царство инфекций.

– Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, а урок-конференция. На нашей конференции сегодня присутствуют врачи, советники при Всемирной организации здравоохранения, народный целитель – представители, изучающие различные аспекты медицины.
Мы попытаемся понять причину возникновения инфекций, их распространение, а также методы борьбы с ними.

III. Основная часть

Учитель: Человек рождается, живёт, взрослеет с мыслью, что жизнь бесконечна. В более взрослом возрасте мы понимаем, что это далеко не так. Существует много болезней способных унести жизнь как пожилого, так совсем юного организма. Почему это происходит и с чем связано мы и попытаемся разобраться сегодня.
– Сейчас перед нами выступит советник ВОЗ и расскажет нам о статистике средней продолжительности жизни.

Советник ВОЗ: На планете Земля, как известно, существует много стран. У каждой страны существуют свои показатели, как рождаемости, смертности, так и средней продолжительности жизни .

  • Подолжительность жизни в странах СНГ и некоторых странах Европы.
  • Рождаемость, смертность и естественный прирост в странах СНГ. Слайды 3-4.

Учитель: Что же является причиной такой печальной статистики?

Учитель: Что же это за болезни, способные уносить жизни людей? Почему сейчас, в мирное время, каждый год от различных заболеваний умирают более 18 млн. человек, причем большая часть – дети? На эти вопросы нам постарается ответить специалист.

Врач-инфекционист: Да, это верно, существует множество болезней, способных лишить жизни человека, среди них: сердечно-сосудистые, онкологические заболевания. Не малую роль в этой печальной статистике играют инфекционные болезни. Слайд

Учитель: А что же означает само слово – инфекция? Что скрывается под этим понятием?

Врач-инфекционист: Инфекция – заражение живых организмов микроорганизмами. Слайд 8.
Инфекции бывают бактериального, вирусного происхождения, а также вызванные простейшими. Слайд 9.

Инфицирование простейшими (словарная работа к уроку).

Бактериальные: (строение бактерии) слайд 13.

– шаровидные – кокки;
– палочковидные – бациллы;
– извитые формы – спириллы.

Вирусные – это инфекции, возбудителями которых являются неклеточные формы жизни – вирусы (строение вируса) слайд 15.

Слайд: (вирус ОРВИ, полиомиелит, СПИДа) слайды 16, 17, 18.

Вирусолог:Вирусы – это опасные и коварные внеклеточные частицы, которые не имеют ни клеточной оболочки, ни клеточных структур. Вирус – это нить ДНК или РНК (генетический материал), окружённый капсидом. Вне организма вирус не размножается и не подаёт признаков жизни, но стоит ему попасть в организм человека, животного или растения, как капсид вируса растворяется и он начинает свою жизнедеятельность. Слайд 20.

Учитель: (работа со словарём к уроку) Из рассказа врача, мы можем судить о том, что вирусы и многие бактерии и правда очень опасны. Какие же существуют пути распространения инфекций?

Врач-инфекционист: слайд 21. Все инфекции можно разделить на следующие группы:

– инфекции верхних дыхательных путей;
– инфекции нижних дыхательных путей;
– кишечные инфекции;
– мочеполовые инфекции;
– кожные инфекции.

Учитель: Каким же образом эти частицы попадают в организм?

Врач-инфекционист: слайд 22. Путей распространения существует несколько, это:

– воздушно-капельный (ОРВИ, туберкулёз и др.)
– через укусы насекомых, животных (малярия, бешенство, энцефалит)
– грязные руки, немытые продукты питания, нечистоты (гепатиты)
– кровь, слизистые оболочки (СПИД).

Учитель: Итак, ребята, обратим внимание и запомним причины возникновения болезней.
И всё же, почему человек заболевает? Что является причиной того, что одни люди переносят болезни в лёгкой форме, другие – в тяжёлой форме, а некоторые люди вообще не болеют? Ваше мнение – почему так происходит? (Учащиеся обсуждают вопрос и приходят к выводу, что, по всей видимости, должна быть какая-то защита).
– Что же это за защита? Попросим рассказать об этом врача иммунолога.

Иммунолог: Эта защита называется иммунитетом. А изучает его отдельная наука иммунология. Слайд 23

Иммунология – наука о защитных реакциях организма, направленных на сохранение его структурной и функциональной целостности и биологической индивидуальности.

Иммунология зародилась, как наука по борьбе с инфекциями во второй половине 19-го и начале 20-го века. Совсем недавно, всего каких-нибудь 100-150 лет назад люди буквально вымирали от эпидемий инфекционных болезней. Например, во время русско-японской войны сражения останавливались, так как войска с обеих сторон вымирали от дизентерии Григорьева-Шига, которая протекает по типу холеры, с кровавым поносом. И то, что мы сейчас чувствуем себя достаточно благополучно, это всё результаты достижений иммунологии.
В 19-м веке стало понятно происхождение очень многих болезней. Было открыто, что микроорганизмы, простейшие, гельминты, вирусы и микоплазмы (открыты позже), способны вызывать болезни. А отвечают за иммунитет специальные клетки крови.
Как мы уже знаем, кровь человека состоит из: плазмы, эритроцитов, тромбоцитов, а также лейкоцитов. За обезвреживание чужеродных тел в крови и организме в целом, отвечают специальные клетки лейкоцитов – лимфоциты. Именно лимфоциты и отвечают за иммунитет организма. Форменные элементы крови. Слайд24.

Учитель: Теперь мы знаем – что бы не болеть, необходимо иметь крепкое здоровье, как сказал врач сильный иммунитет против инфекций. Но как же укрепить организм, что бы быть жизнерадостным и работоспособным?
На этот вопрос существует два противоположных мнения, мнение врача-терапевта и мнение врача, занимающегося нетрадиционной медициной, а также гомеопатией.

Врач-терапевт: Действительно, на сегодняшний день существует много инфекционных болезней, распространяющихся по всему миру. Поражают они как взрослый, так и детский организм, а особенно детский, так как дети имеют слабый иммунитет. Поэтому я вижу единственный выход – вакцинация населения. Болезни легче предупреждать, нежели потом лечить. Слайд 25

Врач-гомеопат: То, что болезни, вызванные инфекциями, необходимо предотвращать, я согласен, а вот вопрос вакцинации – спорный вопрос.
Бактерии, существуют как в окружающей среде, так и в организме человека, но они не должны вызывать болезни. И наша задача помочь организму, укрепив свои силы, самому бороться с инфекциями. А помощниками в этом являются только растения и животные, то, что нам дарует сама природа. Вакцинация же не является панацеей. Слайд 26

IV. Обобщение

Учитель: Вопрос вакцинации и требует детального рассмотрения и изучения, поэтому мы рассмотрим его на следующих занятиях. А сейчас подытожим результаты сегодняшней конференции. Слайд 27.

– Что же представляет собой инфекция?
– Какие пути распространения инфекций существуют?
– Что является основным в защите организма от инфекций?

V. Заключениеслайд 28: Заканчивается наше занятие. Многие вопросы мы обсудили, но многие остались не раскрытыми. На следующих занятиях мы продолжим их изучение. А сейчас сделайте выводы для себя

  • сегодня я ознакомился с …
  • эта тема мне была …
  • больше всего понравился материал …
  • непонятным осталось …

Домашним заданием будут ответы на следующие вопросы:

– влияет ли образ жизни и культура поведения на долгожительство?
– какой вы видите профилактику:

а) кишечных инфекций;
б) половых инфекций, СПИДа.


Данную презентацию использую на уроке в 10 классе

Скачать:

Вложение Размер
infektsionnye_zabolevaniya.ppt 1.87 МБ

Подписи к слайдам:

Основные инфекционные заболевания и их профилактика

Учебные вопросы Понятие о инфекционных заболеваниях Механизм передачи инфекции Профилактика инфекционных заболеваний

Отличие инфекционных болезней от обычных заболеваний Их вызывает болезнетворные микроорганизмы. Видимые лишь с помощью микроскопа Передаются от зараженного организма здоровому Каждая заразная болезнь вызывается определенным микробом - возбудителем

Виды микроорганизмов, влияющих на организм человека Сапрофиты – безвредные для человека микроорганизмы. Попадая в организм человека, они никогда не вызывают заболеваний Условно-патогенные микробы . Попадая в организм человека, они до поры до времени не вызывают серьезных изменений. Но если организм человека ослаблен, то эти микробы быстро превращаются в опасные для здоровья Болезнетворные (патогенные) микроорганизмы . Попадая в организм человека и преодолевая его защитные барьеры, вызывают развитие инфекционного заболевания

Группа инфекционных заболеваний Краткая характеристика Инфекции, входящие в группу Кишечные инфекции Возбудитель выделяется с фекалиями или мочой. Факторами передачи служат пища, вода, почва, мухи, грязные руки, предметы бытовой обстановки. Заражение происходит через рот. Брюшной тиф, паратиф А и Б, дизентерия, холера, пищевые токсикоинфекции и др. Инфекции дыхательных путей, или воздушно-капельные инфекции Передача осуществляется воздушно-капельным или воздушно-пылевым путем. Грипп, корь, дифтерия, скарлатина, натуральная оспа и др. Кровяные инфекции Возбудитель передается через укусы кровососущих насекомых (комары, клещи, вши, москиты и др.) Сыпной и возвратный тиф, малярия, чума, туляремия, клещевой энцефалит и др. Зоонозные инфекции Болезни, передающиеся через укусы животных Бешенство Контактно-бытовые Болезни передаются при непосредственном контакте здорового человека с больным, при котором возбудитель инфекции переходит на здоровый орган. Фактор передачи отсутствует Инфекционные кожно-венерологические заболевания, передающиеся половым путем (сифилис, гонорея, хламидиоз и др.)

Фекально-оральный Этим путем передаются все кишечные инфекции. Микроб с калом, рвотными массами больного попадает на пищевые продукты, воду, посуду, а затем через рот в желудочно-кишечный тракт здорового человека Жидкостный Характерен для кровяных инфекций. Переносчиками этой группы заболеваний служат кровососущие насекомые: блохи, вши, клещи, комары и т.п. Контактный или контактно-бытовой Этим путем происходит заражение большинством венерических заболеваний при тесном общении здорового человека с больным Зоонозные Переносчиками зоонозных инфекций служат дикие и домашние животные. Заражение происходит при укусах или при тесном контакте с больными животными. Воздушно-капельный Этим путем распространяются все вирусные заболевания верхних дыхательных путей. Вирус со слизью при чихании или разговоре попадает на слизистые верхних дыхательных путей здорового человека. Основные пути передачи инфекции и их характеристика

Инфекции дыхательных путей передаются воздушно капельным путем Распространение капелек слизи и слюны, содержащих возбудителей инфекционных заболеваний, при кашле и чиханье больного.

Кишечные инфекции распрастроняются через продукты, воды

Кровяные инфекции – через укусы кровососущих насекомых

Инфекция наружных покровов – контактный путь.

Соблюдение личной гигиены – уменьшает риск заболеваний

Проводятся профилактические прививки

Своевременно изолировать больных

Проводят дезинфекцию. Обеззараживание квартиры и предметов, находящихся в ней.

Ответить на вопросы Чем характеризуются инфекционные болезни? В чем заключается механизм передачи инфекции дыхательных путей? Какое значение имеет личная гигиена? Профилактика инфекционных заболеваний.

Домашнее задание Составить инструкцию поведения при распространении инфекционных болезней (эпидемиях)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка содержит материал по профилактике инфекционных заболеваний. Расчитан на 2 урока. В материале информация для учителя, опорные конспекты и карты - задания для учащихся.

Презентация для урока ОБЖ в 10 классе. Можно использовать на уроках биологии для 8,9, 10 классов, а так-же для проведения классных часов по данной теме. В презентации показана роль микроорганизмов для.

Тема Кишечные инфекционные заболевания и их профилактика. Цель урока: Ознакомить учащихся с основными видами кишечных инфекционных заболеваний, мероприятиями по профилактике. Задач.

Урок ОБЖ в 10 классе.

план-конспект урока по теме: "Инфекционные заболевания и их парофилактика" для учащихся 8-9 классов.

Конспект урока по социально - бытовой ориентировке.

Презентация предназначена для проведения урока по теме: "Инфекционные заболевания". Помимо общих вопросов, приведен материал по таким заболеваниям как туберкулез, ветряная оспа, грипп.

Скачать:

Вложение Размер
infektsionnye_zabolevaniya.ppsx 1.68 МБ

Подписи к слайдам:

Инфекционные заболевания и профилактика их лечения.

История выявления инфекционных заболеваний Инфекционные болезни известны человечеству еще с глубокой древности. Эпидемиями охватывались огромные территории, включая целые государства и народы. Недаром инфекционные болезни получили название “моровых болезней”. Профилактика инфекционных болезней и борьба с ними во все времена и у всех народов представляли собой самую серьезную общественную проблему. Следует подчеркнуть, что инфекционный процесс – один из самых сложных в природе биологических процессов, а инфекционные болезни являются грозными разрушительными факторами для человеческого общества, наносящими ему колоссальный экономический ущерб. Эйфория 50-70-х годов нашего столетия по поводу успешной борьбы с инфекциями и полной ликвидации части из них оказалась преждевременной. Лишь одну инфекционную болезнь – натуральную оспу – можно считать условно ликвидированной на планете, поскольку, несмотря на почти двадцатилетний срок отсутствия ее официальной регистрации, вирус заболевания сохраняется в ряде лабораторий, а прослойка непривитых людей весьма значительна и постоянно возрастает. С другой стороны, увеличивается число новых, ранее неизвестных науке инфекций. Ведь достаточно напомнить, что если в 50-х годах насчитывалось около тысячи инфекционных болезней, то в настоящее время их более 1 200, отсюда возникновение новых заболеваний (СПИД, болезнь Лайма, легионеллез и др.) как для специалистов, так и для нашего общества в целом. В 2010 году в нашей стране в результате значительного ухудшения социальных условий жизни населения, инфекционная заболеваемость имела тенденцию к росту. Конечно, этому способствовали неблагополучие с системами водоснабжения, канализации, запоздалое выявление источников инфекции, позднее обращение к своему врачу и тому подобное.

Классификация инфекционных болезней На биологическом принципе разделения возбудителей инфекций основана статическая классификация инфекционных болезней. Группировка болезней по возбудителю открывает возможности более целенаправленного воздействия на причину болезни. Однако при выявлении больных, уходе за инфекционными больными обращается особое внимание на пути передачи инфекции, способы заражения человека, а также методы предотвращения рассеивания инфекции. В этой связи используется классификация инфекционных болезней, основанная на путях передачи инфекции (по эпидемиологическому принципу).

Выделяют 5 групп инфекционных болезней Кишечные инфекции (фекально-оральный путь распространения, заражение через рот) Инфекции дыхательных путей (воздушно-капельный – аэрозольный путь распространения, заражение через дыхательные пути) Кровяные инфекции трансмиссивные (передача возбудителя через переносчиков – комары, блохи, клещи и др.) Кровяные инфекции нетрансмиссивные (заражение при инъекциях, переливании крови, плазмы и т.п.) Инфекции наружных покровов (контактный путь распространения, заражение через кожу или слизистые оболочки).

В нашей стране обязательной регистрации подлежат заболевания >туберкулезом, >брюшным тифом, >паратифом А, >сальмонеллезом, >бруцеллезом, >дизентерией, >вирусными гепатитами, >скарлатиной, >дифтерией, >коклюшем, >гриппом, >корью, >ветряной оспой, >сыпным тифом, >малярией, >энцефалитами, >туляремией, >бешенством, >сибирской язвой, >холерой, >ВИЧ-инфекцией и др.

Стадии инфекционных заболеваний инкубационный период — период от момента проникновения инфекционного агента в организм человека до появления пер­вых предвестников заболевания. Возбудитель в этот период обычно не выделяется в окружающую среду, и больной не представляет эпидемиологической опасности для окружающих; продромальный период — проявление первых неспецифических симптомов заболевания, характерных для общей интоксикации макроорганизма продуктами жизнедеятельности микроорга­низмов и возможным действием бактериальных эндотоксинов, освобождающихся при гибели возбудителя; они также не вы­деляются в окружающую среду (хотя при кори или коклюше больной в этот период уже эпидемиологически опасен для ок­ружающих); период разгара заболевания — проявление специфических сим­птомов заболевания. При наличии в этом периоде развития за­болевания характерного симптомокомплекса клиницисты на­зывают такое проявление заболевания манифестной инфекцией, а в тех случаях, когда заболевание в этот период протекает без выраженных симптомов, — бессимптомной инфекцией. Этот пе­риод развития инфекционного заболевания, как правило, со­провождается выделением возбудителя из организма, вследст­вие чего больной представляет эпидемиологическую опасность для окружающих; период исходов .

Эпидемический процесс Эпидемический процесс - распространение заразных болезней путем формирования цепи последовательно возникающих эпидемических очагов; является основным объектом, изучаемым эпидемиологией. Эпидемический процесс возникает и поддерживается только при наличии и взаимодействии трех его факторов (звеньев): источника возбудителей инфекции (инвазии), механизма передачи возбудителей, восприимчивости населения к данной инфекции (инвазии). Источниками возбудителей инфекции (инвазии) являются при антропонозах зараженные люди (больные и носители возбудителей), при зоонозах - зараженные животные (больные и носители возбудителей).

Эпидемический процесс Различают три фазы механизма передачи возбудителей: выделение возбудителей в окружающую среду, пребывание в ней и проникновение в новый восприимчивый организм. Передача возбудителей инфекции может происходить: контактно-бытовым, капельным (воздушно-капельным, воздушно-пылевым), фекально-оральным (водным, пищевым ), трансмиссивным путем; кроме того, возможны так наз. вертикальный (от матери к плоду через планцету ) и искусственный (инструментальный, лабораторное заражение) механизмы передачи . Выделяют также факторы передачи возбудителей (предметы обихода, игрушки, вода, почва, пищевые продукты и др. ). Восприимчивость к инфекции (инвазии) определяется неспецифической резистентностью организма, которая зависит от уровня глобулинов, лизоцима, интерферона и других показателей, и специфическим иммунитетом, формирующимся после вакцинации или болезни.

Туберкулез Название туберкулёз произошло от слова tuberculum, что в переводе с латинского языка означает "бугорок". Данный недуг является широко распространённым общим инфекционным заболеванием, причиной которого становятся микобактерии туберкулёза. В большинстве случаев поражает лёгкие, но встречается и в других органах и тканях. Возбудитель передаётся воздушно-капельным путём во время разговора, чихания, кашля больного.

Эпидемиология туберкулеза Распространённость туберкулёза на 100000 населения. По данным Всемирной Организации Здравоохранения третья часть всего населения Земли, что составляет примерно 2 миллиарда людей, являются инфицированными микобактериями туберкулёза. На данный момент ежегодная заболеваемость туберкулёзом во всём мире в среднем составляет 9 миллионов человек, из которых 3 миллиона погибают от его осложнений. Туберкулёз встречается в любом возрасте, но по данным многочисленных исследований, наибольшее количество зарегистрированных случаев приходится на возрастную категорию от 18 до 27 лет. Распространённость туберкулёза и его клинические проявления очень разнообразны. Многих интересует вопрос: почему же одни инфицированные лица заболевают туберкулёзом, а другие нет. Оказывается, что заболеваемость зависит как от условий окружающей среды, так и от индивидуальных характеристик организма.

Факторы риска туберкулеза Факторы риска: Низкий общий доход Пребывание в тюрьме Пребывание в следственном изоляторе Употребление наркотиков Финансовая нестабильность Недостаток пищи Употребление в пищу непастеризованного молока Безработица Недостаток жилой площади Совместное проживание с родственником, больным туберкулёзом Злоупотребление алкоголем Курение (особенно более двух пачек в день) Сахарный диабет Миграция населения

Пути и способы заражения туберкулезом В большинстве случаев источником заболевания является больной человек. Заражение происходит только при длительном, прямом и тесном контакте с больным туберкулёзом. Существует несколько путей передачи заболевания: Воздушно-капельный Алиментарный (через пищеварительный тракт) Контактный Внутриутробное заражение

Ветряная оспа Ветряная оспа , острое инфекционное заболевание, сопровождающееся лихорадкой и характерными пузырьковыми высыпаниями на коже. Заболевают преимущественно дети в возрасте до 10 лет. После перенесения В. о. иммунитет сохраняется на всю жизнь. Возбудитель В. о. — фильтрующийся вирус, который передаётся от больного здоровому, главным образом, воздушно-капельным путём (с мелкими брызгами слюны при кашле, разговоре, чихании). Развивающаяся циркуляция вируса в крови ( вирусемия ) обусловливает его проникновение в различные участки кожи, где и образуются сначала красные пятнышки, слегка приподнятые над уровнем кожи, превращающиеся затем в пузырьки. Инкубационный период (время от заражения до появления первых признаков болезни) — от 11 до 21 сут . Вслед за повышением температуры до 39—39,5° С, которая держится 5—7 сут , на различных участках тела, в зеве и на слизистой оболочке носоглотки появляется сыпь. Образующиеся пузырьки наполнены прозрачной жидкостью и окружены тонким красным ободком. В дальнейшем пузырьки лопаются, их содержимое подсыхает и образует корки. Характерны повторные высыпания и многообразие сыпи. Наряду с пятнышками и пузырьками могут появляться корочки. Сыпь располагается на лице, волосистой части головы, туловище, иногда конечностях, включая ладони и подошвы. Характерны повторные высыпания и многообразие сыпи. Наряду с пятнышками и пузырьками могут появляться корочки.

Ветряная оспа Сыпь располагается на лице, волосистой части головы, туловище, иногда конечностях, включая ладони и подошвы. Осложнения при В. о. чрезвычайно редки (главным образом у ослабленных детей); развиваются при внесении гнойной инфекции при расчесывании сыпи (импетиго, абсцессы и др.). Профилактика : заболевший может передать инфекцию начиная с последних суток инкубационного периода (за 1—2 сут до появления первых высыпаний) по 5-е сутки с момента последнего высыпания пятен. На всё это время всякие контакты здоровых не болевших детей с больным запрещаются, так как заразительность В. о. очень велика. Не болевшие дети, бывшие в контакте с заболевшим, подвергаются карантину (на дому) или разобщению сроком на 21 ст , если точно установлен день контакта, детей изолируют с 11 сут после контакта по 21. Поскольку есть достаточные доказательства идентичности вируса В. о. и опоясывающего лишая , следует оберегать не болевших В. о. детей от контакта с больными опоясывающим лишаем.

Распространение гриппа К гриппу восприимчивы все возрастные категории людей. Источником инфекции является больной человек с явной или стёртой формой болезни, выделяющий вирус с кашлем,чиханьем и т. д. Больной заразен с первых часов заболевания и до 3—5-х суток болезни. Характеризуется аэрозольным (вдыхание мельчайших капель слюны, слизи, которые содержат вирус гриппа) механизмом передачи и чрезвычайно быстрым распространением в виде эпидемий и пандемий . Эпидемии гриппа, вызванные серотипом А, возникают примерно каждые 2—3 года, а вызванные серотипом В — каждые 4—6 лет. Серотип С не вызывает эпидемий, только единичные вспышки у детей и ослабленных людей. В виде эпидемий встречается чаще в осенне-зимний период. Периодичность эпидемий связана с частым изменением антигенной структуры вируса при пребывании его в естественных условиях. Группами высокого риска считаются дети, люди преклонного возраста, беременные женщины, люди с хроническими болезнями сердца, лёгких.

Профилактика гриппа Традиционным способом предупреждения заболевания гриппом является вакцинация . Она осуществляется соответствующей ведущему штамму противогриппозной вакциной и содержит, как правило, антигены трех штаммов вируса гриппа, которые отбираются на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения. Предложена вакцина для профилактики гриппа в форме живой, убитой (инактивированной), субъединичной вакцины. Вакцинация особенно показана в группах риска — дети, пожилые люди, больные с хроническими заболеваниями сердца и лёгких, а также врачи. Обычно осуществляется, когда эпидемиологический прогноз свидетельствует о целесообразности массовых мероприятий (обычно в середине осени). Возможна и вторая прививка в середине зимы. Эффективность вакцинации зависит от того, насколько создателям удается предсказать циркулирующие в данном эпидемиологическом сезоне штаммы. Помимо вакцинации для экстренной профилактики гриппа и острой респираторной вирусной инфекции применяется интраназальное введение интерферона . Данный метод используется при опасении заболеть после контакта с больными респираторной инфекцией, в период эпидемического подъема заболеваемости. При этом интерферон блокирует репликацию вирусов в месте их внедрения в полости носа. Однако, для того, чтобы интерферон вызвал клеточный ответ, требуется экспозиция интерферона клетке около 4 часов, поэтому эффективность данного метода профилактики невелика. В качестве не специфической профилактики в помещении, где находится больной гриппом, проводится влажная уборка с применением любого дезинфицирующего средства, обладающего вирулицидным действием. Для дезинфекции воздуха используется ультрафиолетовое облучение, аэрозольные дезинфекторы и каталитические очистители воздуха. Чихающие и кашляющие больные опасны для окружающих. Профилактика гриппа обязательно должна включать удаление их из общественных мест (путём призывов быть сознательными).

Как предупредить инфекционное заболевание Мероприятия, направленные на профилактику инфекционных заболеваний, называются противоэпидемическими. Противоэпидемические мероприятия – совокупность рекомендаций, обеспечивающих предупреждение инфекционных заболеваний среди отдельных групп населения, снижение заболеваемости и ликвидацию отдельных инфекций. Описано много методов профилактики инфекционных заболеваний. Из них можно выделить четыре основных: - ограничение контактов; - иммунизация; - химиопрофилактика инфекций: применение лекарственных препаратов для предотвращения заражения и размножения возбудителя; - повышение сопротивляемости человека к инфекционному заболеванию.

Ограничение контактов Ограничение контакта сводится к изоляции больных и инфицированных лиц. Это реально в условиях дома, семьи, где проводятся в основном режимно -ограничительные мероприятия.В ряде случаев необходимо наблюдение за контактными лицами (обсервация) и даже введение карантина В отношении части больных может оказаться необходимой госпитализация. Каждый человек должен помнить, что при появлении первых признаков инфекционного заболевания необходимо немедленно обратиться за медицинской помощью. Утаивание инфекционного заболевания наносит вред, иногда непоправимый, не только заболевшему, но и окружающим. Вспышка инфекционного заболевания может вывести из строя родственников и целый коллектив на работе. Изолированный инфекционный больной перестает быть источником инфекции в коллективе. Выявление бактерионосителей среди окружающих проводится специальной службой. Уклонение от медицинского обследования должно рассматриваться как грубое нарушение мероприятий по борьбе с заразными заболеваниями.

Химиопрофилактика инфекций С целью предупреждения некоторых заболеваний проводится профилактическое применение антибиотиков или химиопрепаратов. Примером может служить профилактика реинфекции при ангине, когда больным после курса пенициллина вводят бициллин-5, что предупреждает осложнение ревматизмом. Употребление мефлохина целесообразно при выезде в климатические зоны, где распространена малярия. Эффективной химиопрофилактикой гриппа является применение ремантадина. Антибиотики не эффективны при профилактическом использовании с целью предупреждения бактериальных осложнений при гриппе, других острых респираторных заболеваниях, вирусных болезнях с высыпаниями на коже (корь, краснуха, ветряная оспа и др.).

Повышение сопротивляемости организма Устойчивость организма к различным инфекциям повышает: строгое соблюдение правил личной гигиены, рациональное и полноценное питание, витаминизация, применение по показаниям адаптогенов, дозированные физические нагрузки и постоянное закаливание организма.

Иммунизация Что касается личной профилактики, то самым надежным способом предупреждения инфекционной болезни является своевременная иммунизация . Необходимо повысить специфическую сопротивляемость организма к тем или иным возбудителям, т. е. воздействовать на иммунитет. Иммунизация может быть активной и пассивной . Иммунитет к инфекционным заболеваниям вырабатывается в период естественного выздоровления инфекционного больного или при искусственном введении здоровому человеку вакцины. Цель активной иммунизации состоит в том, чтобы вызвать специфический иммунный ответ на определенный инфекционный агент – введенную вакцину. Вакцины производятся из убитых или ослабленных микроорганизмов, вызывающих легкие формы заболевания. При снижении иммунитета вакцину можно вводить повторно. Последующее воздействие того же агента приводит к быстрому повышению резистентности с образованием необходимых иммунных клеток. При некоторых заболеваниях создание вакцин пока не осуществлено (сальмонеллез, заразный насморк, СПИД и др.). Пассивная иммунизация – это введение готовых антител (белков-иммуноглобулинов, образующихся в ответ на введение микроорганизмов или их части-антигена), полученных от человека или животного после активной иммунизации. Иммунитет после пассивной иммунизации непродолжительный.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции