Проблемы инфекционных заболеваний у детей




Профилактика инфекционных заболеваний у детей


Инфекционные болезни являются неотъемлемой частью нашей жизни, на протяжении всей истории существования человечества они формировались, изменялись и менялись вместе с ним. Одни заболевания и возбудители инфекций сменялись другими, наряду с чем возникали новые проблемы их профилактики. На настоящий момент риск заражения различными инфекционными заболевания остаётся достаточно высоким, а распространение болезни порой принимает глобальные масштабы, поэтому на сегодняшний день проблема проведения профилактических мероприятий заболеваний по-прежнему актуальна.

Профилактика инфекционных заболеваний в целом представляет собой ряд мероприятий, направленных на снижение факторов риска или предотвращение заболевания населения различными болезнями и поддержание высокого уровня здоровья населения.

Наиболее восприимчивым и открытым для различных вирусов и инфекций является детский организм в силу ещё недостаточно развитого иммунитета и низкой сопротивляемости организма вирусно-микробным атакам. Чаще всего подвергаются воздействию инфекций дыхательная и пищеварительная системы ребёнка. При этом чем младше ребёнок, тем больше риск заражения или развития различных осложнений болезни.

Профилактика инфекционных заболеваний у детей делится на два вида: специфическую и неспецифическую.

Специфическая профилактика, подразумевающая проведение специальных медицинских мероприятий, бывает двух видов:

- пассивная, т.е. профилактика заболеваний путём введения в организм уже готовых иммунных сывороток, глобулинов и других специальных компонентов, повышающих защитные силы организма;

- активная, т.е. профилактика заболеваний путём стимуляции выработки в организме иммунных тел путём введения вакцины.

В настоящее время профилактические прививки или иммунопрофилактика является основным способом предотвращения различных инфекционных заболеваний у детей. Но в то же время прививки являются предметом непрекращающихся споров, как среди медиков, так и среди родителей. Главной причиной споров являются возможные осложнения после проведения вакцинации у детей.

Естественно, не существует абсолютно безопасных вакцин. Любое вмешательство в наш организм несёт определённые последствия или ответные реакции. Однако эти реакции считаются нормальными, если они наблюдаются у большинства привитых и с определённым постоянством после проведения той или иной вакцины. Такие реакция могут быть местными, проявляющимися в виде покраснения, уплотнения или болезненности места введения вакцины, или общими, которые характеризуются общим ухудшением самочувствия, появление головной боли, недомогания, повышения температуры тела. Такие реакции проходят в течение 1-4 дней.

Однако в редких случаях реакция на прививку может отличаться от остальных и тогда речь заходит о поствакцинальном осложнении у привитого ребёнка. Причиной может послужить особенности отдельного организма. Поэтому, чтобы избежать осложнений после проведения вакцинации, необходимо обратить внимание на ряд условий:

- перед проведением прививки ребёнка должен осмотреть врач, чтобы исключить наличие насморка, сыпи, температуры и других признаков болезней;

- если у ребёнка имеется предрасположенность к аллергическим реакциям необходимо за 1-2 дня до и после прививки принимать антигистаминные препараты, однако назначить их должен лечащий врач;

- необходимо соблюдать график проведения прививок и интервалы между вакцинами.

Отношение к прививкам и иммунопрофилактике в целом является делом индивидуальным, и каждая отдельная семья вправе решать, делать ли прививки своим детям или нет. Однако следует знать, что от некоторых болезней, таких как, например, корь, краснуха, полиомиелит такой же действенной защиты ещё не придумано.

Независимо от отношения к вакцинации существуют некоторые правила проведения неспецифической профилактики инфекционных заболеваний у детей.

Главным правилом профилактики различных заболеваний является соблюдение личной гигиены. С самого детства нужно приучать ребенка мыть руки перед едой и после туалета, иметь личное полотенце и зубную щётку. Необходимо проводить закаливание ребёнка, чаще бывать с ним на свежем воздухе, правильно питаться и следить за физическим развитием ребёнка. Все эти меры значительно повышают шансы детского организма при борьбе с вирусами и микробами.

Необходимо тщательно следить за чистотой в помещениях, где находятся дети, контролировать температуру, как можно чаще проветривая помещение. Самой оптимальной температурой для детей является 18-20°C, а духота и сухой воздух лишь способствуют размножению вирусов.

Для профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта не рекомендуется использовать сырую воду из-под крана, лучше позаботиться о наличии в доме кипячёной или покупной воды, которая будет храниться в надежно закрытой посуде. Овощи и фрукты перед употреблением необходимо тщательно мыть, а лучше даже обдавать кипятком.

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дети, инфекционисты, эпидемиология, педиатрия, кафедра, кишечные инфекции, прививки, паротит

В нашей стране в структуре детской заболеваемости лидирующие позиции занимают инфекции. Поэтому главной задачей деятельности кафедры инфекционных заболеваний у детей Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета (СПбГПМУ) с момента ее образования является обучение будущих педиатров диагностике и лечению инфекционных болезней у детей разного возраста, а также подготовка специалистов в области инфекционной патологии как для амбулаторно-поликлинического звена, так и высококвалифицированной стационарной помощи 1, 2 .

Кафедра инфекционных заболеваний у детей была сформирована в 1930 г. на базе инфекционно-профилактического отделения Ленинградского научно-практического института охраны материнства и младенчества. Основным направлением деятельности этого отделения была разработка мероприятий для профилактики внутрибольничных инфекций, а также инфекционных болезней в организованных детских коллективах. Создателем и руководителем инфекционно-профилактического отделения стал Михаил Георгиевич ДАНИЛЕВИЧ, который и возглавил первую самостоятельную кафедру детских инфекций в России.

С 1925 г. основной базой для клинической и научно-исследовательской работы служила Василеостровская детская инфекционная больница, где впервые были созданы специализированные отделения, опыт работы которых перенимали врачи всей России. Здесь же проводилась практическая подготовка педиатров – первичная специализация по детским инфекционным болезням и усовершенствование по различным разделам детской инфекционной патологии.

Интенсивные научные исследования кафедры осуществлялись по трем направлениям: изучение этиологии и эпидемиологии детских инфекционных заболеваний, клинические проблемы и разработка профилактических мероприятий. В своих работах сотрудники кафедры освещали этиологическую и эпидемиологическую роль стрептококка, эпидемическое значение носительства инфекционных агентов, рассматривали патогенез и механизмы защиты при инфекционных заболеваниях (скарлатина, дифтерия, коклюш), анализировали методы специфического лечения и профилактики. Так, понимая перспективность серопрофилактики кори, сотрудники кафедры наладили процесс изготовления сыворотки из крови реконвалесцентов и сами вводили ее контактным детям. Особое внимание уделялось изучению кишечных инфекций, в частности распространенной в те годы бактериальной дизентерии. По результатам исследований были разработаны конкретные мероприятия, внедрение которых в практику здравоохранения позволило значительно снизить частоту осложнений и летальность от инфекционных болезней среди детей.

В 1932 г. кафедра включилась в подготовку врачей-педиатров со студенческой скамьи на базе медицинского учебного заведения, получившего в 1935 г. название Ленинградского педиатрического медицинского института. Сотрудники кафедры начали разработку программ преподавания курса детских инфекций студентам. В то же время началась подготовка научных кадров в области детских инфекций – активно функционировало студенческое научное общество, выпускники института продолжали обучение в аспирантуре.

Важнейшим событием в жизни кафедры стало строительство и открытие на территории института в 1935–1936 гг. инфекционной клиники, в разработке проекта которой принимал участие М.Г. Данилевич. Клинические исследования, проводимые на базе инфекционной и карантинной клиник, включали изучение возрастных особенностей течения инфекционных процессов, вопросов диагностики и специфического лечения. В частности, были разработаны методы специфического лечения скарлатины и коклюша, а работы по профилактике кори легли в основу комплекса современных противоэпидемических мероприятий при данной инфекции. Главным направлением оставалось изучение проблемы внутрибольничного инфицирования детей и создание системы мероприятий для его предотвращения. Профессором М.Г. Данилевичем было создано принципиально новое учение о перекрестной инфекции, а разработанная им система профилактики до настоящего времени является основой организации противоэпидемической работы в стационарах.

Возглавив первую в стране специализированную кафедру, М.Г. Данилевич способствовал выделению учения о детских инфекционных болезнях в самостоятельную отрасль медицины. Он сформулировал научно-исследовательскую программу, содержащую фундаментальные направления научной работы кафедры, которые сохраняются и сегодня. Важнейшее из них – комплексное изучение инфекционных болезней у детей и разработка научно обоснованных подходов к оценке возрастных особенностей патогенеза, клинических симптомов, осложнений, лечения и профилактики детских инфекций.

В послевоенные годы штат кафедры детских инфекций пополнился бывшими членами студенческого научного общества, клиническими ординаторами и аспирантами. Кафедра и клиника детских инфекций стали центром научно-исследовательской, учебной, лечебной и противоэпидемической работы в Ленинграде по проблеме детских инфекций.

М.Г. Данилевич – крупный ученый, талантливый клиницист, замечательный человек, превосходный преподаватель. Он возглавлял кафедру 26 лет. За это время было опубликовано свыше 200 научных работ, из них четыре учебника, восемь монографий, шесть сборников научных трудов, защищены три докторские и 36 кандидатских диссертаций.

Осуществлялась активная работа по изучению вирусных гепатитов: подробно описана клиника заболевания у детей различных возрастных групп, разработаны критерии тяжести и диагностики. Благодаря катамнестическому наблюдению обоснована необходимость диспансеризации реконвалесцентов вирусных гепатитов.

Результаты фундаментальных исследований, посвященных течению и активной профилактике кори и коклюша, легли в основу современного календаря профилактических прививок, а изучение поствакцинальных осложнений при прививках против натуральной оспы у детей сыграло важную роль в ликвидации этой инфекции. Особого внимания заслуживает впервые проведенное на кафедре комплексное исследование псевдотуберкулеза у детей вместе со специалистами Военно-медицинской академии и противочумной станции.

Многолетняя работа кафедры под руководством А.Т. Кузьмичевой отражена в выступлениях на конференциях и съездах детских врачей, публикациях. В частности, изданы учебник по детским инфекциям, пять сборников научных трудов, защищены три докторские и 20 кандидатских диссертаций.

С 1973 г. на протяжении 13 лет кафедрой руководила Галина Александровна ТИМОФЕЕВА. Многоплановые исследования того периода направлены на изучение сочетанных бактериальных и вирусно-бактериальных инфекций, которые легли в основу учения о сочетанных инфекциях. Особое внимание уделялось возрастным особенностям инфекционной патологии, началось изучение неспецифической реактивности и гормональных сдвигов при разных формах инфекций у детей. Полученные результаты позволили совершенствовать лечебные и профилактические мероприятия, резко снизить летальность и количество осложнений, организовать работу диагностических отделений.

Приоритетными стали определение механизмов и путей инфицирования при вирусных гепатитах, особенно у новорожденных, выявление клинико-лабораторных параллелей, изучение осложнений и разработка схем терапии гепатитов у детей разного возраста.

Особое внимание уделялось клинической картине, диагностике, дифференциальной диагностике и лечению респираторных инфекций у детей раннего возраста. В исследованиях показано, что острые респираторные инфекции в этом возрасте, как правило, имеют сочетанную вирусно-бактериальную (преимущественно вирусно-стафилококковую) этиологию. Благодаря научно-исследовательской работе сотрудников в патогенетической терапии коклюша начали использовать седуксен, что позволило избежать нежелательных эффектов аминазина.

Началась большая работа по изучению патогенеза и клиники сочетанных, затяжных и хронических форм кишечных инфекций у детей разного возраста, совершенствованию этиопатогенетической терапии. Материалы по интенсивной терапии острых кишечных инфекций экспонировались как стендовая литература на ВДНХ в Москве.

В этот период расширялась не только клиническая база для улучшения клинической подготовки будущих врачей, но и научная тематика кафедры. Совместно с научно-исследовательским институтом детских инфекций изучались клинические формы и последствия эпидемического паротита, разрабатывались схемы противовирусной терапии.

В 1985–1997 гг. кафедру возглавлял доцент Анатолий Степанович МАРТЫНКИН. В тот период научные исследования сотрудников кафедры были направлены на разработку и совершенствование методов диагностики, дифференциальной диагностики и катамнестического наблюдения за реконвалесцентами инфекционных заболеваний. Кафедра стала городским научно-методическим центром по изучению инфекционного мононуклеоза, псевдотуберкулеза и стрептококковой инфекции у детей. В связи с эпидемическим подъемом заболеваемости дифтерией в начале 1990-х гг. сотрудники кафедры и клиники срочно разработали дифференциально-диагностические критерии дифтерии, ангин и инфекционного мононуклеоза.

Под руководством А.С. Мартынкина проводилось углубленное изучение патогенетических аспектов острых стенозов гортани при острых респираторных вирусных инфекциях, сформулированы клинико-лабораторные критерии степеней стеноза, определены иммунологические и генетические факторы, предрасполагающие к формированию респираторных аллергозов и развитию рецидивирующих форм стенозов, изменена лечебная тактика – перешли на ингаляционный способ введения лекарственных препаратов. Результаты работ по изучению состояния иммунной и эндокринной систем при эпидемическом паротите и коклюше, катамнестического наблюдения реконвалесцентов позволили разработать схемы диспансерного наблюдения и программы реабилитации детей, перенесших эти инфекции.

Кафедра продолжала поддерживать тесную связь с практическим здравоохранением. Доцент кафедры В.Г. Саргаева много лет работала в должности главного детского инфекциониста Ленинграда. Сотрудники кафедры оказывали консультативную помощь при лечении тяжелых и неясных больных в различных стационарах города, читали лекции для врачей разных специальностей. По заданию Министерства здравоохранения РСФСР и детского фонда сотрудники кафедры выезжали в командировки для чтения лекций и выполнения практической работы в Киргизию, Дагестан и Узбекистан.

Работа кафедры в эти годы отражена в многочисленных публикациях, методических пособиях для студентов, рекомендациях для врачей, сборниках научных трудов. Получено восемь авторских свидетельств о рационализаторских предложениях (два из них всесоюзного значения), защищены одна докторская и 15 кандидатских диссертаций.

С 1997 г. кафедрой руководит профессор Владимир Николаевич ТИМЧЕНКО. Под его руководством сотрудники кафедры инфекционных заболеваний у детей успешно продолжают исследования своих учителей, которые отличались широтой интересов и глубиной знания проблемы. В настоящее время основными научными направлениями являются эпидемиология и медико-социальная значимость инфекционных болезней в педиатрии, изучение клинико-иммунологических особенностей инфекционных болезней у детей различного возраста, особенности течения инфекционных заболеваний у детей с перинатальной ВИЧ-инфекцией, внедрение в практическое здравоохранение высокотехнологичных методов диагностики, оптимизация и разработка схем терапии с использованием новых лекарственных средств, проблемы профилактики и реабилитации реконвалесцентов инфекционных болезней 3–7 . Результаты работы регулярно озвучиваются на научных конференциях и конгрессах. Сотрудники кафедры неоднократно награждались дипломами за победы в конкурсах молодых ученых.

Профессор В.Н. Тимченко, являясь главным специалистом по детским инфекционным болезням в Северо-Западном федеральном округе России и Санкт-Петербурге, проводит важную общественную работу по организации специализированной помощи детскому населению региона. Сотрудники кафедры участвуют в работе инфекционной комиссии при Комитете здравоохранения администрации Санкт-Петербурга, проводят экспертную оценку качества оказания медицинской помощи в лечебных учреждениях города и области, участвуют в разработке медико-экономических стандартов и национальных клинических рекомендаций по лечению детей с инфекционной патологией. На кафедре ежемесячно проводятся тематические семинары с врачами-инфекционистами детских поликлиник города, читаются лекции для врачей детских поликлиник, оказывается консультативная помощь тяжелым и диагностически неясным больным из различных медицинских учреждений города.

Кафедра инфекционных заболеваний у детей занимает достойное место среди выпускающих кафедр Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Обучение проводится на базе многопрофильных клиник и детских поликлиник города и направлено в первую очередь на активную самостоятельную деятельность студентов и приобретение практических навыков будущих врачей. Особое внимание на кафедре уделяется воспитанию подрастающего поколения. Студенческое научное общество кафедры детских инфекций всегда было одним из многочисленных и активных. Члены общества самостоятельно ведут исследовательскую работу, участвуют в клинических обходах, выступают с докладами на заседаниях и конференциях.

Одновременно на кафедре осуществляется послевузовская подготовка специалистов по инфекционным болезням, где проходят обучение врачи из Санкт-Петербурга, регионов России и иностранных государств.

Как и прежде, сегодня преподаватели объединены общим профессиональным делом. Они обобщают опыт и продолжают развивать славные традиции кафедры. По ходатайству сотрудников с 1 апреля 2010 г. кафедра носит имя ее основателя и первого руководителя – профессора Михаила Георгиевича Данилевича.


Санкт-Петербургское
Государственное Бюджетное Учреждение Здравоохранения
"Детская городская поликлиника №8"

191123 г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 73.

Режим работы учреждения:
Понедельник – Пятница: с 08.00 до 20.00.
Выходные, праздничные дни: с 09.00 до 15.00.


  • ГлавнаяНовости
  • Общие принципы профилактики заболеваний новорожденных

Сохранение здоровья новорожденных и детей грудного возраста относится к приоритетным направлениям профилактической работы службы здравоохранения. Квалифицированная медицинская помощь во время беременности, при родах и в постнатальный период (сразу же после родов) способна предупредить осложнения для матери и новорожденного ребенка и позволяет выявлять и устранять проблемы на ранней стадии.


На долю новорожденных приходится 40% всех случаев смерти детей в возрасте до пяти лет. Большинство всех случаев смерти в неонатальный период (75%) происходят на первой неделе жизни, а 25-45% из них – в течение первых 24 часов. Основными причинами смерти новорожденных служат преждевременные роды и низкая масса тела при рождении, инфекции, асфиксия (недостаток кислорода при рождении) и родовые травмы. На долю этих причин приходится почти 80% случаев смерти в этой возрастной группе. Поэтому, ВОЗ и ЮНИСЕФ в настоящее время рекомендуют проводить патронажные визиты квалифицированными работниками здравоохранения на дому в течение первой недели жизни новорожденного, что будет способствовать улучшению показателей выживаемости. В особых случаях новорожденным детям, например с низкой массой тела при рождении, рожденным от ВИЧ-инфицированных матерей или больным от рождения, требуется дополнительная помощь, и они должны направляться в стационар.

В предотвращении заболеваний детей в возрасте до года огромное значение имеет не только уровень здравоохранения, но и правильный родительский уход.

У новорожденного все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, и поэтому даже незначительные изменения условий окружающей среды могут привести к тяжелым нарушениям важнейших жизненных процессов. Все это диктует необходимость создания особых условий и специального ухода за новорожденными.

Инфекционные и неинфекционные заболевания кожи новорожденных

Все заболевания кожи новорожденных условно можно разделить на три группы:

Первая группа – это болезни, присущие исключительно младенцам первых дней жизни и никогда не встречающиеся у людей других возрастов.

Вторая группа – это кожные проблемы у новорожденных, спровоцированные неправильным уходом.

Третья – болезни гнойничкового характера, вызванные бактериями.

Для периода новорожденности характерны такие поражения кожи, которые не встречаются в другие периоды жизни ребенка.

Потница – это неинфекционные заболевания кожи новорожденного, связанное с дефектами ухода за ребенком. Потница возникает при повышении температуры тела ребенка или при чрезмерном его укутывании. Особого лечения не требуется, главное — устранение причины избыточного потоотделения. Ребенку делают гигиенические ванны со слабо-розовым раствором марганцовокислого калия.


Еще одна необходимая профилактическая мера — воздушные ванны, особенно они полезны в жаркую погоду.

Дело в том, что кожа ребенка имеет свои особенности. Во-первых, она очень нежная и поэтому больше подвержена любым заболеваниям, а во-вторых, сальные и потовые железы еще не работают в полную силу.

Отдельно взятая потница у новорожденных — состояние не угрожающее здоровью ребенку. Но ребенок будет чесаться и может занести инфекцию в мельчайшие ранки от расчесов и тогда риск развития воспалительного процесса будет велик.

Опрелость — это заболевание кожи новорожденного ребенка, возникшее в местах избыточного трения, на участках, длительно подвергавшихся воздействию мочи и кала, в складочках кожи.


Раздражение появляется на наиболее чувствительных участках кожи, которые к тому же часто бывают влажными (в паху). Пот, моча и кал являются питательной средой для размножения микроорганизмов, которые и вызывают воспаление. Нередко возникновение опрелостей провоцируют вещества, входящие в состав памперсов, одноразовых салфеток и других предметов гигиены. К появлению опрелостей на коже новорожденных склонны младенцы с избыточным весом, эндокринной патологией, близко расположенными к коже сосудами (сосудистая сеточка у таких малышей просвечивает через тонкую, нежную кожу).

Для профилактики этих кожных заболеваний у новорожденных необходимо подмывать ребенка после каждого туалета, регулярно менять подгузники, смазывать проблемные участки стерильным растительным маслом или кремами, проводить воздушные ванны.


Заживление пупочной ранки происходит в течение не­скольких недель. Чаще всего лечение начинается своевременно и проводится в домашних условиях. Подробную инструкцию о том, как лечить омфалит дает врач-педиатр или участковая медсестра

Гнойный омфалит требует срочного обращения к врачу!

Воспалительный процесс дна пупочной ранки, кожи и подкожной клетчатки вокруг пупка, пупочных сосудов, вызванный стафилококком или другими бактериями, с появлением гнойного отделяемого.

Пеленочный дерматит — раздражение, возникающее на коже ягодиц при действии на кожу различных неблагоприятных факторов. Пеленочный дерматит регистрируется у 35-50% всех детей первого года жизни. Чаще он развивается в возрасте от 3 до 12 месяцев. Это кожное заболевание у грудных детей встречается в основном у младенцев с аллергической настроенностью, у малышей, находящихся на искусственном вскармливании.

  • Частая смена мокрых пеленок – сухая кожа менее подвержена воспалению, а мокрый и теплый подгузник – место, где идеально размножаются бактерии, становящиеся причиной пеленочного дерматита;
    • При каждой возможности делать ребенку воздушные ванны. Давая коже свободно дышать, не забывая, что эта процедура очень хороший метод профилактики пеленочного дерматита. Чем чаще, тем лучше.
    • Каждый раз, меняя малышу пеленки и подгузники использовать специальные защищающие, подсушивающие или увлажняющие средства по уходу за кожей малышей;
    • И никогда не забывайте тщательно осматривать на предмет прогрессирования заболевания. Ведь пеленочный дерматит, если не будет должного ухода, может перерасти в серьезное кожное заболевание, лечение которого у грудничков провести непросто.

Пиодермия

Кожное заболевание гнойничкового характера часто оказывается результатом неправильного или недостаточного ухода за ребенком. Кожные покровы с остатками молочной смеси, пота, молока, мочи и кала становятся лучшим местом возникновения возбудителей пиодермии – стрептококков и стафилококков. Требует срочного обращения к врачу.


Кожа – это естественный покров барьер между организмом и внешней средой. Кожа выполняет функции защиты организма от неблагоприятных воздействий. Но кожа новорожденного эти функции выполняет не в полном объеме, и поэтому подвергается кожным заболевания.

У новорожденных лечение кожных заболеваний должно проходить только под наблюдением доктора, так как некоторые кожные высыпания могут являться симптомом различных опасных для жизни болезней. Поэтому необходимо устранять в первую очередь причину образования кожных болезней у новорожденных.

В 1969 году в Куйбышевском медицинском институте был открыт педиатрический факультет. До этого события медицинский институт готовил педиатров в рамках лечебного факультета на кафедре детских болезней, где и преподавался курс детских инфекционных заболеваний. Однако с открытием педиатрического факультета возникла острая необходимость в подготовке врачей педиатров по проблемам инфекционных болезней у детей и в сентябре 1972 года была образована кафедра детских инфекций как самостоятельное подразделение педиатрического факультета.

Основателем кафедры и ее бессменным заведующим на протяжении 25 лет стала доктор медицинских наук, профессор Любовь Константиновна Брюханова. Самарскому государственному медицинскому университету Любовь Константиновна посвятила более 40 лет учебно-педагогической, научной, врачебной деятельности, являясь одной из наиболее авторитетных, опытных и энциклопедически образованных педагогов ВУЗа. Она прошла путь от студента до профессора, доктора медицинских наук, заведующего одной из выпускающих кафедр. Клиницист высокого класса, человек, наделенный всеми качествами и способностями для исследовательской деятельности, профессор Брюханова стала прекрасным организатором научной работы сотрудников кафедры.




Профессор Е. С. Гасилина. Коллектив кафедры

В эти годы на кафедре преподавали высококвалифицированные специалисты и педагоги: доценты: к. м. н. И. Л. Калугин, к. м. н. Г. А. Фокеев; ассистенты: д. м. н. С. А. Дворецкая, к. м. н. И. Ю. Богоявленская, И. Г. Ямщикова, А. В. Аронова, С. М. Китайчик, Т. В. Шимдт, В. М. Сафронова, Г. К. Привалова, С. М. Сергеева.

Становление научной школы начато профессором Л. К. Брюхановой, продолжено талантливым ученым д. м. н., профессором В. А. Кельцевым (заведовал кафедрой с 1998 по 2003 г.), профессорами Е. С. Гасилиной (заведует кафедрой с 2003 г.), Г. В. Санталовой.

На кафедре обучаются студенты 5-го и 6-го курса педиатрического факультета, 5-го курса лечебного и медико-профилактического факультетов, курсанты ИПО. Ежегодно свои знания обновляют практические врачи.

Под руководством зав. кафедрой Е. С. Гасилиной организовываются и проводятся дни детского инфекциониста по наиболее актуальным проблемам детских инфекций. Сотрудники кафедры принимают участие в организации и проведении клинических и патологоанатомических конференций.

Научная деятельность кафедры касается проблемы влияния на здоровье детей инфекционной патологии. Изучаются клинико-иммунологические, патогенетические аспекты вирусных гепатитов и менингококковой инфекции, иммунология инфекционных заболеваний, проблема персистирующих и медленных инфекций, ВИЧ-инфекции в детском возрасте. В настоящее время основным направлением деятельности кафедры является разработка новых технологий и оптимизация лечения инфекционных заболеваний у детей. Работа проводится совместно с ведущими научно-исследовательскими институтами Москвы и Санкт-Петербурга. Результаты исследований докладываются на международных конференциях симпозиумах, съездах инфекционистов, научно-практических конференциях широко публикуются в ведущих медицинских журналах.

В работе кафедры большое внимание уделяется научному содружеству с практическим здравоохранением. Зав кафедрой, доценты ежедневно проводят консультации в лечебных учреждениях г. Самары, Тольятти, выезжают в областные лечебные учреждения. Ассистенты ведут больных в качестве лечащих врачей, клинические ординаторы и интерны систематически дежурят в качестве вторых врачей.

Сотрудники кафедры проводят лечебную и консультативную работу в Самарском центре по персистирующим инфекциям и паразитарным инвазиям у детей, на базе ГБУЗ СО ГБ № 5 г. Самары.

Научные исследования, проводимые под эгидой служения практическим целям здравоохранения, позволяют существенно влиять на качественные показатели здоровья детей и снижение уровня младенческой смертности в области.

На кафедре постоянно издаются учебно-методические пособия по разным аспектам детских инфекционных заболеваний, которыми пользуются не только студенты и курсанты, но и врачи лечебно-профилактических учреждений города и области. Разрабатываются медико-экономические стандарты оказания помощи детям с инфекционными заболеваниями. Профессор и доцент являются экспертами МЗ Самарской области, участвуют в экспертизе и разборах клинических случаев по проблеме детских инфекций в МЗ и СР Самарской области и Департаменте здравоохранения г. о. Самары. Профессор Е. С. Гасилина — член экспертной группы МЗ Российской Федерации, проводит экспертизу летальных случаев из других регионов страны.

На кафедре детских инфекций применяются формы контроля знаний:

  • текущий контроль знаний студентов осуществляется во время учебного процесса преподавателями, определяется рейтинг на основе: а) разбора больных; б) тестирования; в) решения ситуационных задач;
  • заключительный контроль проводится в конце цикла на последнем занятии в виде: а) защиты студентами историй болезни; б) контрольной работы по основным разделам детской инфектологии;
  • итоговый контроль проводится в конце обучения в виде: а) междисциплинарного экзамена; б) государственного экзамена по педиатрии с детскими инфекциями.

На кафедре внедряются инновационные технологии обучения — методика деловых игр, методика малых групп. Для улучшения наглядности образования используется пакет макротаблиц, пакеты дидактического материала, созданные для каждой темы учебного плана, которые включают микротаблицы, рисунки, схемы, фотографии.

Используемые в лечебной работе инновационные технологии оказания медицинской помощи (лекарственные препараты, приборы, оборудование и др.), разработанные сотрудниками кафедры:

1. антигомотоксический подход к ведению инфекционных больных;

2. применение в практике понятия синдром параинфекционного дисгомеостаза у детей с персистирующими инфекциями;

3. использование разработанных многофакторных математических моделей в оценке состояния инфекционных больных;

4. применения в практике дополнительно выделенного отсроченного быстро прогрессирующего варианта (ОБПВ) перинатальной ВИЧ-инфекции;

5. использование способа определения ОБПВ.

6. использование клинико-патогенетического обоснования альбуминотерапи детей с серозным энтеровирусным менигитом для персонализации терапии. В частности применение понятий малого и большого патогенетических кругов при серозном менингите

Для активных, целеустремленных и мотивированных на успех студентов, желающих углубить и расширить свои знания и принять участие в научно-исследовательской работе существует студенческий научный кружок. На заседаниях кружка читаются реферативные доклады по актуальным вопросам медицины, о жизни виднейших ученых, проводится клинический разбор больных. Ежегодно кружковцы принимают участие в Студенческой научной конференции, занимают призовые места. Традиционно студенты из СНК остаются проходить клиническую интернатуру или ординатуру на кафедре.

На современном этапе кафедра реализует перспективное направление — внедрение инновационных технологий в диагностику и лечение больных.

ГБУЗ СО Самарская городская поликлиника № 1. Детское отделение. Адрес: 443115, г. Самара, ул. Молодежная, 4, тел.: (846) 240-64-10.

Заведующий кафедрой
Доктор медицинских наук, профессор Гасилина Елена Станиславовна
Адрес
443029, г. Самара, ул. Ново-Садовая, 222 (846) 994-75-38

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции