Приказы по инфекционному кабинету в украине


Бесплатная горячая линия юридической помощи


  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава СССР от 23.09.81 N 1000 (ред. от 22.12.89) "О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АМБУЛАТОРНО - ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ"


Приложение N 21. ПОЛОЖЕНИЕ О КАБИНЕТЕ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

1. Кабинет инфекционных заболеваний является структурным подразделением городской поликлиники.

2. На должность врача кабинета инфекционных заболеваний назначается квалифицированный врач - инфекционист, получивший специальную подготовку по инфекционным болезням.

3. Врач кабинета инфекционных заболеваний подчиняется руководству поликлиники. Методическое руководство кабинетами инфекционных заболеваний осуществляется главными внештатными инфекционистами и оргметодотделами инфекционных больниц.

4. Кабинет инфекционных заболеваний должен иметь помещения и оборудование, обеспечивающие его деятельность.

5. Основными задачами кабинета инфекционных заболеваний являются:

- обеспечение своевременного и раннего выявления инфекционных больных;

- проведение организационно - методической работы и обеспечение квалифицированной консультативной помощи по диагностике и лечению больных инфекционными и паразитарными заболеваниями в амбулаторно - поликлинических учреждениях;

- изучение и анализ динамики инфекционной заболеваемости и смертности, разработка и осуществление мероприятий по повышению качества и эффективности диагностики, лечения и профилактики инфекционных заболеваний.

6. В соответствии с этими задачами врач кабинета инфекционных заболеваний осуществляет:

- систематическую работу по повышению знаний врачей - специалистов, ведущих амбулаторный прием, по вопросам клиники, ранней диагностики, лечения и диспансеризации инфекционных заболеваний, организуя конференции по разбору всех случаев несвоевременно выявленных больных инфекционными заболеваниями или необоснованно направленных в кабинет инфекционных заболеваний;

- консультацию врача - терапевта участкового по обследованию больных, подозреваемых на инфекционное заболевание, и о порядке направления их для постановки окончательного диагноза в кабинете инфекционных заболеваний;

- консультативную помощь больным в поликлинике и на дому с целью уточнения диагноза, назначение лечебно - профилактических мероприятий и решения вопроса о госпитализации;

- дополнительные (лабораторные и др.) исследования инфекционных больных;

- лечение инфекционных больных в поликлинических условиях и долечивание реконвалесцентов после выписки из стационара;

- контроль за полным клиническим и бактериологическим выздоровлением инфекционных больных с использованием методов инструментального и лабораторного исследования (ректороманоскопия, дуоденальное зондирование и др.);

- анализ работы по проведению профилактических прививок у взрослых;

- диспансерное наблюдение и санацию реконвалесцентов, больных с хроническими инфекционными заболеваниями, бактерио- и паразитоносителей;

- учет больных инфекционными заболеваниями, бактерионосителей, паразитоносителей на основании экстренных извещений об инфекционных заболеваниях, направленных в СЭС;

- анализ динамики инфекционной заболеваемости и смертности, качества и эффективности диагностических и лечебных мероприятий, диспансеризации, противорецидивного лечения в районе деятельности городской поликлиники;

- проведение пропаганды медицинских знаний по профилактике инфекционных заболеваний.

7. Кабинет инфекционных заболеваний проводит свою работу в тесной взаимосвязи с врачами - терапевтами участковыми и другими врачами - специалистами поликлиники, а также с санитарно - эпидемиологической станцией.

8. Врач кабинета инфекционных заболеваний принимает участие в составлении комплексного плана, проведении лечебно - оздоровительных мероприятий, направленных на снижение заболеваемости населения и работников прикрепленных промышленных предприятий, строительных организаций и автотранспортных предприятий.

9. Врач кабинета инфекционных заболеваний систематически повышает свою квалификацию на курсах усовершенствования, а также путем участия в научно - практических конференциях и работе соответствующего научного медицинского общества.

10. Врач кабинета инфекционных заболеваний обязан:

- проводить экспертизу временной нетрудоспособности в соответствии с положением об экспертизе временной нетрудоспособности;

- качественно и своевременно вести медицинскую документацию, установленные учетно - отчетные формы и составлять отчет о своей деятельности.

Начальник Главного управления
лечебно - профилактической помощи
И.В.ШАТКИН

Приложение N 22
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 23.09.1981 г. N 1000

Кабинет инфекционных заболеваний (КИЗ) — структурное подразделение поликлиники по оказанию специализированной помощи инфекционным больным. Работа КИЗ регламентирована рядом официальных документов — приказ Минздрава Российской Федерации № 220 от 17.09.93 г. (приложение № 6 “Положение о кабинете инфекционных заболеваний”), приказ МЗМП РФ № 100 от 18.04.95 г. и др. Организация основных разделов работы врача КИЗ подробно изложена в методических рекомендациях “Организация работы кабинетов инфекционных заболеваний” (МЗ РСФСР, 1983), где также представлены общие вопросы работы КИЗ, учетные и отчетные медицинские документы по инфекционным болезням, табель оснащения КИЗ, обязанности должностных лиц поликлиники по борьбе с инфекционными болезнями на участке, примерный план работы врача КИЗ на год.

Штаты кабинета инфекционных заболеваний устанавливаются в зависимости от объема работы в соответствии с числом врачей, среднего и младшего медицинского персонала, положенным учреждению по штатному расписанию, из расчета 0,2 должности врача-инфекциониста, медицинской сестры и санитарки на 10 тыс. взрослого городского населения.

В поликлинике в составе КИЗ может функционировать дневной гельминтологический стационар. В этих случаях должности КИЗ могут быть увеличены администрацией поликлиники на величину мощности штатов дневных гельминтологических стационаров.

Допускается дифференцированный подход к определению врачебных должностей в КИЗ в зависимости от дислокации последних. В этих случаях определение расчетной величины врачебных должностей КИЗ в той или иной поликлинике производится по следующей методике. Соответствующий дислокации КИЗ показатель (табл. 22) умножают на численность обслуживаемого населения и делят на 10 000.

Полученный таким образом результат и есть искомая численность врачебных должностей. При этом итоговые цифры 0,113—0,37 округляют до 0,25; цифры от 0,38 до 0,62 округляют до 0,5; цифры от 0,63 до 0,87 округляют до 0,75; свыше 0,86 округляются до 1,0.

Врач КИЗ непосредственно подчиняется главному врачу поликлиники и является фактически его заместителем по вопросам организации оказания медицинской помощи инфекционным больным. Методическое руководство работой КИЗ осуществляется главным инфекционистом и оргметодотделом территориальной инфекционной больницы (либо центра по профилактике и борьбе с инфекционными болезнями в крупных городах). На должность врача КИЗ назначается врач-инфекционист, получивший специальную подготовку (усовершенствование, ординатура и др.).

КИЗ должен иметь помещения и оборудование, обеспечивающие его деятельность. В частности, должен размещаться не менее, чем в двух комнатах (обязательно наличие туалета) с раздельным изолированным выходом, необходимость которого обусловлена правилами противоэпидемического режима. Основными задачами КИЗ являются:

обеспечение раннего активного выявления инфекционных больных, оказание им неотложной помощи и их своевременная госпитализация в инфекционный стационар;

квалифицированная диагностика, обследование и лечение в амбулаторно-поликлинических условиях больных инфекционными и паразитарными заболеваниями, не требующими обязательной госпитализации;

реабилитация и диспансеризация переболевших инфекционными болезнями в условиях поликлиники;

проведение организационно-методической работы (анализ инфекционной заболеваемости, уровня диагностики, качества лечения, разбор ошибок диагностики, летальных исходов);

участие в профилактической работе (мероприятия в очагах, контроль за осуществлением плана прививок, санитарно-просветительная работа).

Для врача КИЗ работа с больными должна составлять не менее 65% рабочего времени (нагрузка 3 человека на 1 час приема), организационно-методическая работа — не более 25%, прочие виды работ — не более 10% рабочего времени. Для консультации на дому на одного больного выделяется до 1 часа.

Целесообразно рабочий день поделить по видам работ, выделяя для каждого из них фиксированные часы. В графике работы необходимо предусмотреть чередование утренних и вечерних часов приема посетителей, что позволяет полнее удовлетворять потребность населения в данном виде медицинской помощи. В часы, отведенные для работы с больными, целесообразно также выделять время для приема пациентов с острыми инфекциями (консультативно-диагностический прием), а также для приема реконвалесцентов и диспансерного контингента. Несмотря на условность такого деления, желательно указывать время приема последних категорий, ориентируя их на конец приема.

Врач КИЗ проводит свою работу по плану, составляемому с учетом эпидемиологической обстановки и выводов, вытекающих из анализа деятельности врача кабинета за предыдущий год. В плане, как правило, предусматриваются следующие разделы: организационно-методическая работа, лечебно-диагностическая работа, диспансерная работа, санитарно-просветительная работа.

КИЗ проводит свою работу не только в тесной взаимосвязи с инфекционной больницей, но и с территориальным центром санитарно-эпидемиологического надзора. В этой связи врач КИЗ принимает участие в разработке комплексных планов мероприятий по борьбе с инфекционными болезнями и контроле за их выполнением.

Кроме того, врач КИЗ обязан проводить экспертизу временной нетрудоспособности в соответствии с положением об экспертизе, а также качественно и своевременно вести медицинскую документацию, утвержденные учетно-отчетные формы и составлять отчет о своей деятельности.

Большая, многообразная, сложная и ответственная работа врача КИЗ по диагностике, лечению, диспансеризации и профилактике инфекционных болезней требует постоянного повышения квалификации путем участия в научно-практических конференциях, работе научного медицинского общества, а также на курсах усовершенствования 1 раз в 3—5 лет.

В рамках педиатрической службы Приказом МЗ РФ № 220 (приложение № 7) предусматрено положение о кабинете профилактики инфекционных заболеваний детской городской поликлиники (центральной районной больницы). На должность врача кабинета профилактики инфекционных заболеваний назначают педиатра, имеющего специальную подготовку по вопросам инфекционной патологии и иммунопрофилактики.

В ряде крупных городов и регионов Российской Федерации, неблагополучных по инфекционной заболеваемости, где продолжается рост заболеваемости дифтерией во всех возрастных группах на фоне недостаточного охвата профилактическими прививками, а также увеличивается заболеваемость и летальность от шигеллеза и других инфекций, в целях улучшения медицинской помощи инфекционным больным решением Комитетов по здравоохранению возможно введение вместо КИЗ отделений инфекционно-паразитарных заболеваний и иммунопрофилактики в поликлиниках для взрослых (ОИПЗ). В этом случае в штат отделения включаются: врач-инфекционист — заведующий отделением; врач-инфекционист с подготовкой по клинической (инфекционной) иммунологии, три медсестры (одна из них патронажная), одна санитарка. На должность заведующего отделением назначается врач-инфекционист, получивший специальную подготовку не ниже 1-й квалификационной категории. Он назначается заместителем главного врача поликлиники по вопросам инфекционной патологии. Кроме того, усиление профилактической направленности работы достигается введением в штат лечебно-профилактических учреждений врача-эпидемиолога (в стационаре), а также врача-иммунолога, врача-эпидемиолога и помощника эпидемиолога (в амбулаторно-поликлинических учреждениях). По результатам вакцинопрофилактики в ОИПЗ производится выдача сертификатов о профилактических прививках по установленной форме.

Как может работать такая система на практике



С сегодняшнего дня, с 17 марта, власти Киева закрывают заведения торговли за исключением продуктовых и хозяйственных магазинов, аптек и АЗС. Так столица продолжает борется с возможным распространением коронавируса.

Кроме того, накануне президент Володиимр Зеленский призвал правительство запретить междугороднее и межобластное транспортное сообщение, а также закрыть метрополитен с 12 часов 18 марта.

Прежде всего следует помнить, что за нарушение режима карантина как граждане, так и должностные лица могут нести ответственность:

  • гражданско-правовую,
  • дисциплинарную,
  • административную,
  • уголовную.

Сейчас наиболее актуальным для общественности является понимание оснований и порядка привлечения именно к административной и уголовной ответственности.

Статья 42 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает привлечение к административной ответственности в виде штрафа за нарушение санитарных правил и норм (СанПиН).

Его размер зависит от лица, которое привлекают к ответственности:

  • для граждан предусмотрен штраф от 17 до 204 грн,
  • для должностных лиц – от 102 до 425 грн.

На что стоит обратить внимание:

  1. Орган, который имеет право привлекать к ответственности

  • главный государственный санитарный врач Украины и его заместители, главные государственные санитарные врачи Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, главные государственные санитарные врачи водного, железнодорожного, воздушного транспорта, водных бассейнов, железных дорог и их заместители, главные государственные санитарные врачи районов, городов, районов в городах, линейных подразделений и объектов водного, железнодорожного, воздушного транспорта, Министерства обороны Украины, Министерства внутренних дел Украины, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере защиты государственной границы, Службы безопасности Украины, соединений, частей и подразделений и их заместители,
  • врачи-гигиенисты, врачи-эпидемиологи органов государственной санитарно-эпидемиологической службы.

А теперь самое интересное. Госсанэпидслужба, которая имеет право привлекать к ответственности, была ликвидирована в марте 2017 года. Тогда Правительство решило, что дальнейшее функционирование службы нецелесообразно, поскольку выполнение ее функций обеспечивают МОЗ, Гоструда и Госпродспоживслужба.

Поскольку в КоАП не были внесены соответствующие изменения, привлечение лица к административной ответственности за нарушение санитарных норм представляется иллюзорным.

После того как мировое сообщество перешло к беспрецедентным мерам защиты населения, Украина решила отреагировать восстановлением деятельности Санитарно-эпидемиологических станций (СЭС). Очевидно, что Минздрав, Гоструда и Госпродпотребслужба все же не могут обеспечить надлежащее исполнение всего спектра функциональных обязанностей ликвидированной службы.

Первым шагом стало назначение главного государственного санитарного врача Украины, которым стал Виктор Ляшко, врач по образованию. В дальнейшем речь идет о восстановлении всей службы, а это значит, что ст. 42 КоАП понемногу начнет оживать.

В соответствии со ст. 32 этого закона Госсанэпидслужбу (которая ликвидирована) возглавляет руководитель центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, который по должности является главным государственным санитарным врачом Украины

  1. Стаття 42 КоАП является бланкетной нормой, то есть отсылает к профильному законодательству

Нарушение санитарных норм является очень широким понятием, которое включает в себя целый ряд законодательных норм, государственных санитарных правил, в том числе и ограничения, устанавливаемые во время режима карантина.

  • невыполнение требований о приостановлении образовательного процесса;
  • проведение массовых мероприятий, в которых принимает участие более 200 человек (для Киева – более 60 человек).

Кроме того, могут быть расценены как нарушение санитарных правил неповиновение медикам или пограничникам, работающим на контрольно-пропускных пунктах, отказ от медицинского освидетельствования.

Законодательство Украины предусматривает уголовную ответственность за нарушение СанПиН о предотвращении инфекционных заболеваний и массовых отравлений.

Нарушение правил и норм, установленных с целью предупреждения эпидемических и других инфекционных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и борьбы с ними, если такие действия повлекли или заведомо могли повлечь распространение этих заболеваний,

  • наказывается штрафом до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (н.м.д.г) или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 3 лет.

Те же действия, если они привели к гибели людей или иным тяжким последствиям, -

  • наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.

Такая ответственность предусмотрена ст. 325 Уголовного кодекса Украины (УК).Если рассматривать возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, нарушающих санитарные правила и нормы о предотвращении такого инфекционного заболевания, как коронавирусная инфекция COVID-19, для анализа следует учитывать следующее.

Правила и нормы о предотвращении инфекционных заболеваний и отравления и борьбе с ними содержат ряд законов, постановлений Кабинета Министров Украины, приказов и инструкций Минздрава Украины, а также международные соглашения.

Речь идет о государственных санитарные нормах и правилах, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правилах и нормах, санитарно-эпидемиологических правилах и нормах, противоэпидемических правилах и нормах, гигиенических и противоэпидемических правилах и нормах, государственных санитарно-эпидемиологических нормативах, санитарных регламентах – обязательных для исполнения нормативно-правовых актах центрального органа исполнительной власти в области здравоохранения, устанавливающих медицинские требования безопасности к среде жизнедеятельности и отдельным его факторам.

Нарушением требований, установленных соответствующими правилами, нормами, нормативами и регламентами, могут быть:

  • неотстранение от работы или иной деятельности лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, а также игнорирование карантинных мероприятий;
  • несоблюдение особых условий и режимов труда, учебы, передвижения по территории Украины;
  • нарушение установленных временных ограничений, касающихся транспортного сообщения с другими странами, въезда в Украину иностранцев и лиц без гражданства, ввоз в Украину пищевых продуктов, продовольственного сырья, животных, других грузов, товаров и предметов, которые могут быть факторами передачи инфекции, и т. д.

Статья УК предусматривает наличие двух признаков, нарушение которых может быть основанием для привлечения к ответственности, – установлены правила и последствия их нарушения.

  • Предметом данного преступления являются факторы передачи возбудителей инфекционных болезней, объекты среды жизнедеятельности человека, которыми могут быть – воздух, пищевые продукты, предметы быта и т. д.
  • Нарушение правил, установленных с целью предотвращения эпидемических и других заболеваний и борьбы с ними, если эти действия повлекли или заведомо могли повлечь распространение этих заболеваний, является объективной стороной этого преступления.
  • Среди прочих, деяния, за которые предусмотрена ответственность по ст. 325 УК Украины, могут быть в форме непринятия карантинных мероприятий и обсервации находившихся в контакте с больными, незакрытие ввоза и вывоза пассажиров в отдельную местность, неподчинение распоряжению о госпитализации и т. д.

Преступление будет считаться оконченным с момента наступления последствий – распространения эпидемических и других заболеваний или создания угрозы причинения таких последствий.

Важным в этой ситуации является то, что считать распространением эпидемического заболевания можно увеличение количества случаев заболевания на одну и ту же инфекционную болезнь.

Субъект данного преступления – специальный. Это лица, в служебные и профессиональные обязанности которых входит выполнение предусмотренных законодательством норм и правил, установленных в целях предупреждения эпидемических и других инфекционных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний и борьбы с ними.

К таким лицам относятся работники санитарно-эпидемиологической службы, других органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления, должностные лица предприятий, учреждений и организаций, физические лица – предприниматели и т. д.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности в нарушении соответствующих правил, и неосторожности распространения заболеваний и умыслом в угрозе их распространения.

Умышленное распространение эпидемии с целью ослабления государства (диверсия) квалифицируется по ст. 113 УК.

Гибель людей либо иные тяжкие последствия создают квалифицированные виды этого преступления. Под гибелью людей следует понимать смерть хотя бы одного человека.

К иным тяжким последствиям могут быть отнесены: крупный экологический или материальный ущерб, возникновение массовых беспорядков и тому подобное.

После введения карантина по всей Украине возникает вопрос, может ли лицо не явиться на следственное действие, аргументируя это тем, что сейчас в стране эпидемия и оно не хочет подвергать свою жизнь и здоровье опасности?

В соответствии со ст. 135 Уголовно-процессуального кодекса Украины (УПК) лицо вызывают к следователю, прокурору путем вручения повестки о вызове, направления ее по почте, электронной почте или факсу, осуществления вызова по телефону или телеграммой.

Согласно же ст. 138 УПК Украины уважительной причиной неявки лица на вызов являются обстоятельства непреодолимой силы, к которым как раз и относятся эпидемия и тяжелая болезнь либо пребывание в учреждении здравоохранения в связи с лечением.

То есть после получения повестки о вызове на следственное действие необходимо сообщить следователю, что вы не можете явиться в связи эпидемией в стране или сообщить, что вы находитесь в учреждении здравоохранения на карантине.

Как уже сообщалось, Кабинет Министров Украины 11 марта принял постановление, которым запретил проведение всех массовых мероприятий, в которых участвуют более 200 человек. Киевская городская государственная администрация также ввела ограничения на проведение массовых мероприятий, в которых участвуют более чем 60 человек.

И теперь возникает проблема: фиксация количества лиц во время массовых мероприятий никоим образом не регламентирована. Также не указано, каким образом предусмотрено фиксировать количество человек. Считать по одному или ссылаться на количество присутствующих, которые, например, указаны в регистрационном списке?

Но даже регистрационные списки во время мероприятия точно не указывают правильное количество присутствующих. Поэтому возникают вопросы, как фиксировать присутствующих лиц и как проверить их истинное количество.

Также целесообразно создать определенные нормы в законодательстве, которые определяли бы критерии того, что является массовым мероприятием, а что нет.

Можем сказать, что в Украине действительно предусмотрена ответственность за нарушение санитарных правил и норм. Но отсутствие правового механизма делает невозможным привлечение большинства лиц к административной, а тем более к уголовной ответственности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции