Приемы саморегуляции при стартовой лихорадке

Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК

Шишенко Галина Александровна, кандидат педагогических наук,доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Екатеринбургского филиала Уральского государственного университета физической культуры

УДК 796/799

Введение. Развитие современной художественной гимнастики характеризуется быстрым ростом технической сложности и трудности соревновательных программ, где требуется высокая концентрация, выносливость, эмоциональная стабильность, артистичность, чувство ритма, точность, координация и высокий уровень самоконтроля. Все это требует психологической подготовки, особенно юных гимнасток. Одной из важнейших проблем психологической подготовки юных спортсменок является поддержание на оптимальном уровне психической работоспособности.

Современный спорт предъявляет серьезные требования к организму спортсмена, которые выражаются как в больших тренировочных нагрузках с одной стороны, так и в постоянных эмоциональных стрессах – с другой.

Изучив состояние проблемы в психолого-педагогической литературе (Акимова Л.Н., Герон Э., Белкин А.П., Джамгаров Т.Т., Горская Г.Б., Некрасов В.П., Пуни А.Ц., и др.) можно сделать вывод, что методам саморегуляции, на наш взгляд, уделяется незначительное внимание, недостаточно и методик, касающихся регуляции предстартового психического состояние гимнасток, особенно 10-12 лет.

Предстартовые состояния, такие как предстартовая лихорадка, стартовая апатия, боевая готовность и психическое напряжение, часто возникают задолго до соревнований и способны истощать нервную систему спортсмена, чего следует избегать.

В настоящее время в спорте высших достижений используются методы саморегуляции, с помощью которых психическое состояние и психомоторика спортсмена оптимизируются им самим, но применение этих методик не всегда оправданно для спортсменок 10-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Для саморегуляции предстартовых состояний необходимо разработать методы саморегуляции, с помощью которых психическое состояние и психомоторика гимнасток 10-12 лет улучшилась бы.

Психологическая подготовка к соревнованию должна начинаться с того момента, когда гимнастка узнает о возможности или необходимости своего участия в соревновании.

Обстановка на соревнованиях всегда новая, но известная заранее. Физическая и психологическая нагрузки в период соревнований, у гимнасток, большие. Помимо этого, необходимо учитывать условия спортивной деятельности, предъявляющей высокие требования к психике, которая у молодых спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой, не устойчива (полностью не сформирована).

Психическое напряжение ведет к грубым техническим (движения телом, работа предметом) и артистическим (хореография, музыка) ошибкам в исполнении гимнасткой своей программы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка каждой гимнастки к соревнованиям есть важный и обязательный этап уже в возрасте 10-12 лет.

Психологическая готовность к соревнованиям будет определяться: спокойствием, уверенностью, боевым духом, т.е. спокойной боевой уверенностью спортсменки.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что предложенное нами исследование является актуальным.

Цель исследования – разработать экспериментальную методику регулирования предстартовых состояний спортсменок 10-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой, путем включения психической саморегуляции, что позволит повысить уровень результативности соревновательной деятельности гимнасток.

Объект исследования – учебно-тренировочный и соревновательный процесс спортсменок 10-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой, выступающих по индивидуальной программе.

Предмет исследования – эмоционально-волевая саморегуляция предстартовых состояний спортсменок 10-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой, выступающих по индивидуальной программе.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
  2. Проанализировать общепринятую методику саморегуляции предстартовых состояние спортсменок 10-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
  3. Разработать экспериментальную методику саморегуляции предстартовых состояний спортсменок 10-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
  4. Дать практические рекомендации.

Гипотеза исследования, предполагается, что разработанная методика, включающая: психотехнические методы саморегуляции, идеомоторную тренировку с применением самоприказов и прогрессивную мышечную релаксацию Э. Джекобсона, позволит снизить уровень ситуативной тревожности у гимнасток перед ответственными соревнованиями.

Методы и организация исследования

Для решения поставленной проблемы мы использовали следующие методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, тестирование, на основе Шкалы Дж.Тейлора, идеомоторная тренировка с применением самоприказов, мышечная релаксация Э. Джекобсона, психотехнические методы саморегуляции, наблюдение.

Весь процесс исследования был разделен на три этапа.

  • На первом этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме и наблюдение за тренировочным процессом юных гимнасток.
  • На втором этапе проводилось тестирование, с целью определения уровня тревожности гимнасток перед ответственным стартом.

Тестирование проводилось на основе Шкалы Дж.Тейлора, построенной на основе Миннесотского многопрофильного опросника, для оценки общего уровня тревожности. Эта шкала может применяться до и после соревнований.

  • На третьем этапе, на основании второго была разработана экспериментальная методика регулирования предстартовых состояний спортсменок 10-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой, путем включения психической саморегуляции, которая содержит:

- психотехнические методы саморегуляции;

- идеомоторную тренировку с применением самоприказов;

- прогрессивную мышечную релаксацию Э. Джекобсона.

Психотехнические методы саморегуляции

  • Индивидуальная разминка перед выступлением гимнастки. От характера разминки зависит психологическая готовность.
  • Дыхательные упражнения, применяемые в разном ритме, с различным соотношением продолжительности вдоха, выдоха и паузы между ними.
  • Успокаивающий массаж, применяемый при стартовой лихорадке для снижения возбуждения спортсмена. Продолжительность – 7-10 минут, прекращается за 15-20 минут до выступления гимнастки. Используется поглаживание, потряхивание и встряхивание мышц. Успокаивающий массаж может применяться за сутки до старта, если гимнастка чрезмерно взволнована.

Идеомоторная тренировка с применением самоприказов

Метод идеомоторной тренировки с применением самоприказов включает в себя четыре этапа.

Примечание. Продолжительность второго этапа составляет три-четыре недели.

Четвертый этап. Постепенное сокращение времени идеомоторной проработки каждого вида программы гимнастки до 1,30 минут.

Прогрессивная мышечная релаксация Э. Джекобсона

Гимнасткам экспериментальной группы был предложен упрощенный вариант, который пригоден для самостоятельного освоения этого метода.

Упрощенный вариант включает в себя три этапа.

Первый этап. Состоит из последовательного напряжения и расслабления различных мышечных групп в положении лежа на спине.

Второй этап. В положении сидя или стоя напрячь и расслабить мышцы, не участвующие в поддержание тела в вертикальном положении. Последовательность упражнений произвольная.

Третий этап. Путем самонаблюдения установить, какие группы мышц напрягаются в стрессовых ситуациях на тренировке, на соревнованиях, перед выступлением. Затем посредством локальной релаксации напряжения мышц научиться предупреждать отрицательные эмоции, предстартовые состояния.

Результаты исследования

До применения экспериментальной методики уровень психологической готовности гимнасток экспериментальной группы оказался низким и составил 65%. После применения экспериментальной методики уровень психологической готовности составил – 77,6%, у гимнасток контрольной группы, работавших по общепринятой методике уровень психологической готовности превысил исходный (66%) на 4%.

Идеомоторная тренировка с применением самоприказов способствовала ускорению автоматизации технических навыков, сокращению количества срывов элементов и потерь предмета за счет целенаправленной настройки на выполнение упражнения, что способствовало повышению психической и физической работоспособности в экспериментальной группе на 6%, в контрольной на 3%.

Прогрессивная мышечная релаксация Э. Джекобсона позволила снизить уровень физической и психической напряженности в экспериментальной группе на 9%, что существенно ускорило процесс восстановления юных гимнасток после тренировок, в контрольной на 4%.









РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНА ВО ВРЕМЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА.

Аннотация: Коррекция психологического и функционального состояния спортсмена является неотъемлемой частью любого тренировочного процесса.

Многие спортсмены с годами тренировок и выступлений выбирают для себя различные способы саморегуляции, которые позволяют им справиться с предстартовым волнением.

Эти способы, в большинстве случаев, являются неэффективными, так как приносят лишь временное облегчение. В результате постоянного напряжения возникают нервные срывы, которые ведут к снижению физического, психологического и эмоционального тонуса, а так же нарушению сна и режима питания, которые в свою очередь ведут к снижению результативности выступлений.

Психологическая подготовка позволяет создать такое состояние, при котором происходит наибольшее использование физической и технической подготовленности.

Подготовка к соревнованию вызывает у спортсмена психо-эмоциональное напряжение. Переживание спортсменом предстоящего выступления, настройка на показ предельного на данный момент результата может приводить к тому, что эмоциональный компонент начинает занимать все более весомое место как регулятор поведения спортсмена.

Для достижения наилучших результатов следует применять различные приемы саморегуляции, такие как: музыкотерапия, арт-терапия.

Ключевые слова: саморегуляция, психологическая подготовка, психо-эмоциональное напряжение, разминка, дыхательные упражнения, массаж, музыкотерапия, психокоррекция, арт-терапия.

REGULATION PSYCHO-EMOTIONAL ATHLETE DURING COMPETITION PERIOD.

Okuneva D.M., Tcyganok T.V., Sungurova A.V.

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk .

Abstract: Correction of psychological and functional condition of an athlete is an integral part of any training process.

Many athletes through the years of training and performances choose different ways of self-regulation, which enable them to cope with pre-race jitters. These methods in most cases turn out not to be effective as they give only temporary relief. As a result of constant tension nervous breakdowns occur, which lead to a decrease in physical, psychological and emotional tone, as well as disrupted sleep patterns and eating disorders which in turn lead to a drop in performance.

Psychological preparation can create a state in which physical and technical competencies are being used to the maximum.

Preparing for the competition causes psycho-emotional tension in an athlete. The athlete’s pre-performance anxiety, focusing on peak performance at the time may lead to the fact that the emotional component is beginning to take a more important place as a regulator of an athlete’s behaviour.

For best results, different methods of self-regulation are necessary, such as music therapy, art therapy.

Keywords: self-regulation, psychological training, psycho-emotional tension, warm-up exercises, breathing exercises, massage, music therapy, psycho-correction, art therapy.

Коррекция психологического и функционального состояния спортсмена является неотъемлемой частью любого тренировочного процесса. Каждый тренер не раз замечал, что спортсмен, выступая на соревнованиях, допускает много ошибок и не делает даже половину тех элементов, которые прекрасно выполнял на тренировках. При этом наблюдается очень сильное волнение, переживание. Спортсмен становиться неуправляемым или наоборот, заторможенным. В некоторых случаях наблюдаются психосоматические реакции, такие как: тошнота, боль в животе, повышение температуры, жалобы на головную боль. В большинстве случаев многие из этих симптомов свидетельствуют о повышенной предстартовой тревожности, или предстартовом волнении спортсмена [5].

Подготовка к соревнованию вызывает у спортсмена психо-эмоциональное напряжение. Переживание спортсменом предстоящего выступления, настройка на показ предельного на данный момент результата может приводить к тому, что эмоциональный компонент начинает занимать все более весомое место как регулятор поведения спортсмена. Вследствие этого эмоциональное возбуждение, которое обычно проявляется у спортсмена незадолго до соревнований и во время их, из-за стойкой и инерционной доминанты становится постоянным (устойчивым) состоянием. На этом фоне выполнение стандартной нагрузки и дает высокую реактивность, выражающуюся в том, что на прежнюю нагрузку организм реагирует более расточительно, большими вегетативными сдвигами.

Спортсмен может настраиваться на предстоящие соревнования несколько недель, но чем ближе будет наступать день старта, тем сильнее будет проявляться эмоциональный фон. Непосредственно перед принятием старта во многих видах спорта осуществляется настрой на максимальную мобилизацию скоростно-силовых возможностей. Такая мобилизация зависит от целевой установки, имеющейся у спортсмена. Установка на безусловное выполнение задачи и преодоление всех трудностей обеспечивает мобилизацию и успешное выступление в соревнованиях большинства

Для достижения наилучших результатов следует применять различные приемы, такие как:

Разминка – комплекс физических и интеллектуальных упражнений и приемов, направленных на подготовку физических и психических функций организма к предстоящей напряженной работе. Она благоприятно влияет на формирование оптимального предстартового состояния. В разминку включают различные физические упражнения соответствующие индивидуальным особенностям спортсмена и предстартовому состоянию, в котором он находится. Данные упражнения помогают регулировать психические процессы спортсмена.

2. Дыхательные упражнения, которые направлены для улучшения предстартового состояния. Для уменьшения предстартового волнения спортсмен выполняет глубокий вдох и медленный выдох в спокойном темпе. При стартовой апатии выполняются частые вдохи и резкие выдохи в быстром темпе [1].

3. Массаж – является наиболее важным, но в то же время простым, доступным и вместе с тем эффективным средством снятия утомления, повышение работоспособности во всех видах спорта [4].

Разминочный массаж проводится с учетом состояния спортсмена. Активизирует обменные процессы в мышцах, улучшает кровообращение. Успокаивающий массаж применяется в случае предстартовой лихорадки. Снимает чрезмерное возбуждение нервной системы, нормализует деятельность внутренних органов перед соревнованиями. Возбуждающий массаж (тонизирующий) помогает вывести спортсмена из состояния предстартовой апатии. Данный массаж повышает возбудимость центральной нервной системы, снимает состояние вялости, несобранности, способствует интенсивной разминке и настрою на выступление[6].

4. Переключение тренером внимания спортсмена на объекты, которые не связанны с предстоящим стартом. Если тренер замечает у спортсмена признаки стартовой лихорадки, то ему необходимо: не давать смотреть старты соревнований других участников; отвести спортсмена подальше от места, где проходят соревнования и находится большое количество участников. Если же тренер наблюдает признаки стартовой апатии, то ему необходимо: прибавить спортсмену уверенности в своих силах, обеспечить просмотр стартов у других участников, проанализировать их ошибки. Так же необходимо поднять спортсмену настроение и вернуть волю к победе. Для того чтобы спортсмен показал наилучший спортивный результат ему необходимо находиться в хорошем психологическом настрое. Спортсмен во время соревнований постоянно подвергается высоким нервно-психическим нагрузкам и роль психологической подготовки в данный момент очень важна [2].

Выступление на крупных соревнованиях требует от спортсменов высокого психологического комфорта, а так же оптимизацию психического состояния и активизацию процесса восстановления. Данный эффект возможен после получения приятных впечатлений. Он может быть достигнут с помощью искусства, благодаря которому негативные эмоции могут перейти в положительные.

Арт-терапия, как метод психотерапии, использующий для психокоррекции художественные приемы творчества, наиболее эффективными из которых являются: рисование, лепка, музыка, фотография и многое [4]. Арт-терапия помогает спортсмену расширить кругозор и повысить уверенность в себе, включая в себя множество форм, методов, направлений и приемов. Каждый спортсмен перед предстоящими соревнованиями находится в определенном психологическом состоянии и для того чтобы оградить его от негативного влияния стресса подбираются разные картины, соответствующие состоянию спортсмена. Живопись благоприятно влияет на психику спортсмена, и помогают оптимизировать потенциальные возможности.

Музыкотерапию многие ученые считают естественной и наиболее древней формой эмоциональной коррекции состояния. Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Существует 2 формы музыкотерапии: пассивная и активная. Во время пассивной музыкотерапии прослушиваются произведения, которые соответствуют психологическому состоянию человека. Активная музыкотерапия отличается от пассивной тем, что люди непосредственно сами принимают участие. Они не просто слушают различные музыкальные произведения, но еще сами играют на музыкальных инструментах, хлопают в ладоши, поют. Цель данной терапии заключается в том, что человек должен испытать определенное эмоциональное переживание, благодаря которому происходит решение тех или иных проблем. Дополнительными средствами музыкотерапии могут быть гипноз, дыхательные упражнения, аутотренинг.

Физические упражнения хорошо сочетаются с музыкотерапией, так как от занятия спортсмен должен получать удовольствие, чтобы не возникло разрыва между психической и физической деятельностью. Для спортсменов музыка играет большую роль. Она помогает справиться с различными переживаниям, стрессами, заставляет отвлечься, заглушая различные шумы, создаваемые другими спортсменами. Музыка способствует положительному настрою на предстоящий старт. Она должна обладать высоким техническим качеством, и играть с определенной громкостью. Важно подбирать музыку, которая бы вызывала только положительные эмоции. Не рекомендуется выбирать резкую, громкую музыку, которая способствовала бы негативным мыслям и тревоге.

К выбранной музыкальной композиции есть ряд требований:

не должна быть слишком известной,

не должна нести в себе конкретного содержания.

данное произведение должно исполняться на не известном слушателю языке .

Спортсмены меньше устают и выполняют больший объем нагрузки во время прослушивания музыки на тренировке нежели на тренировках без музыкального сопровождения.

Установлено, что одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психоэмоциональное состояние спортсмена к соревнованию, которое формируется в процессе психологической подготовки. Психологическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.). В результате установлено, что постоянная психологическая нагрузка не только во время соревнований, но и при подготовке к ним, приводит к состоянию "психологического выгорания", которое приводит к резкому снижению физического и психологического ресурса и ухудшению спортивных результатов. Музыка же положительно влияет на общую мобилизацию спортсмена и направлена на активизацию и повышение внутренних возможностей организма и стрессоустойчивости, устранение психоэмоционального напряжения; оптимизацию психоэмоционального состояния, обретения уверенности в своих силах, преодоление страха, внутренней тревоги и других негативных состояний, а также преодоление психосоциальных проблем.

Список литературы

1.Бирюков A.A. Средства восстановления работоспособности спортсменов/А.А. Бирюков, К.А. Кафаров. М.: Физкультура и спорт, 1981.- 165 с.

2.Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы Арт-терапии.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.- 456 с.

3.Буровых А.Н. Методика комплексного подхода к использованию средств восстановления спортивной работоспособности/А.Н. Буровых. М.: Физкультура и спорт, 1979. - 44 с.

4.Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте/ В.Г Волков, М.: Физкультура и спорт, 1977. - 24 с.

5. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие. - М.: Академия, 2008. – 137 с.

6.Джульетта Алвин, Эриел Уорик Музыкальная терапия для детей с аутизмом.


Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 18.04.2016 2016-04-18

Статья просмотрена: 9666 раз

Спортсмен отлично подготовлен к выступлению, плодотворные тренировки, но на соревнованиях происходит не что иное, как полная несобранность: глупые ошибки, отсутствие техники и как итог — поражение. Любые соревнования являются стрессом для спортсмена. Боязнь сильного соперника вызывает неуверенность в себе, а это, в свою очередь, ведет к закрепощению мышц, к ограничению деятельности, а порой и к полной бездеятельности. На сегодняшний день, спорт стал борьбой нервов. И победил тот, у кого они крепче. Не все спортсмены пребывают в одинаковом физическом и психологическом состоянии перед стартом. Этот период называется предстартовым или стартовым состоянием — реакция спортсмена, которая сопровождается усилением и мобилизацией всех вегетативных функций, наступающая перед началом соревнований. Оно связано с особенностями переживания своего будущего участия в соревнованиях и проявляется по-разному. У спортсменов из-за индивидуально-психологических особенностей, опыта выступлений, состояния перед стартом имеют различную интенсивность.

Важной особенностью этих состояний является уровень эмоционального возбуждения, который может способствовать повышению или же снижению результативности.

Предстартовое состояние может наступать задолго до самих соревнований, но наступает неизбежно. У кого-то это возникает за несколько недель, дней или же в последние минуты перед выходом. На деле же это проявляется в настройке спортсмена на состязание. Мысли и разговоры о предстоящем мероприятии вызывают изменения физиологических функций, которые сопровождают действия во время соревнований и отсутствуют, когда организм находится в полном покое. Всем уже известны разновидности эмоций, характеризующих это состояние: полная или боевая готовность, стартовая лихорадка и стартовая апатия.

Стартовая лихорадка проявляется в слишком сильном возбуждении нервной системы. Физиологические изменения в этом случае очень велики по сравнению с предстоящей работой. Начинают дрожать руки; случается, что дрожь охватывает все тело.

Стартовая лихорадка из-за сильного возбуждения становится причиной плохой координации движений, фальстартов, неудачного выступления.

Боевая готовность — идеальная форма стартового состояния. Физиологические сдвиги положительно влияют на интенсивность работы, психологически это проявляется в уверенном ожидании старта, в стремлении одержать победу.

Стартовая апатия — торможение, которое наступает после чрезмерного возбуждения. Это обратная сторона лихорадки, которая характеризуется неуверенностью спортсмена в своих силах и победе, появлением желания не выходить на старт. Все эти состояния способны вносить изменения в функциональных системах спортсмена, например, дыхательной, сердечно-сосудистой или же желез внутренней секреции.

Рассмотрим подробнее эти состояния.

Очень сильное переживание и волнение, то есть излишнее возбуждение на фоне эмоционально-волевой сферы характеризуют предстартовую лихорадку спортсмена.

Ее можно определить по следующим признакам: чрезмерное волнение, возбуждение, паника, которые в значительной степени дезорганизуют спортсмена; неустойчивость эмоций, резко сменяющих одна другую и противоположных по содержанию; расстройства внимания; невозможность сосредоточиться. Причиной этого становится полное отсутствие контроля над нервной системой. У спортсмена появляется чувство страха, он сам начинает прогнозировать себе плохой итог соревнования. Многие это так же называют неуравновешенной психической активностью. Обычно такое состояние замечает тренер или же другие спортсмены, но бывает так, что люди, не имеющие отношение к спорту, могут понять, что спортсмен чрезмерно взволнован, если результат на лицо: глаза постоянно бегают, горят, частое моргание, брови сдвинуты, сжаты губы, напряжение челюстных мышц, потирание ладоней, озабоченное выражение лица, подавленный вид. Но внутри самого спортсмена происходит следующее: значительное учащение пульса, учащение дыхания, повышается не только давление, но и потливость, может охватить озноб и дрожь все тело. Так же притупляется восприятие всего вокруг, так как мысли сконцентрированы на одном, повышенная нервозность и раздражение влияет на настроение спортсмена, неустойчивость внимания. Все эти признаки предстартовой лихорадки можно назвать общим случаем, но в зависимости от самого спортсмена, какие-то признаки могут проявляться в большей степени. Например, если человек изначально сам по себе тревожный, то с наступлением ответственного соревнования чувство страха, волнения и т. п. будут выражены наиболее ярко, чем у других людей, которые в обычной жизни более спокойны и сдержанны. С другой стороны, проявлению этих признаков могут служить и сами соревнования, точнее их уровень. То есть степень предстартовой лихорадки может зависеть и от важности выступления. В совокупности признаков предстартовой лихорадки у спортсмена может начаться бессонница, отсутствовать аппетит и раздражимость будет проявляться значительно ярче. Вообще, состояние предстартовой лихорадки ведет к интенсивному преждевременному расходу энергетических возможностей спортсмена и, в случае если оно затягивается, переходит в свою противоположность — стартовую апатию.

Золотой серединой между предстартовой апатией и лихорадкой является состояние боевой готовности. В таком состоянии спортсмен должен выступить особенно хорошо. Его предпосылкой служит пик спортивной формы. Поэтому, если спортсмен недостаточно подготовлен, то боевая готовность вряд ли наступит. Помимо этого, такое состояние возникает при полном осознании важности предстоящей задачи, в понимании ответственности и стремлении одержать победу. Спортсмен с нетерпением ждет начала состязания, которое дает ему только положительные эмоции. Он полностью собран, внимание сконцентрировано только на одной задаче, способен быстро анализировать, оценивать, делать некоторые выводы и принимать решения. Такое предстартовое состояние помогает участнику соревнований одержать победу.

Одним из средств регуляции таких состояний является наставление тренера. Контакт наставника и подопечного имеет большое значение. Спортсмен не всегда сам способен оценить обстановку вокруг. У него обычно возникает чувство страха, тревоги, неуверенности и т. д. Он всегда ждет от тренера поддержки и совета. В таких случаях словесная мотивация не так важна, как само присутствие тренера на соревнованиях, что уменьшает чувство тревоги и страха участника состязания. Отношения между тренером и спортсменом во время соревнований значительно отличаются от отношений во время тренировок. Поэтому во время ответственного мероприятия наставник должен быть максимально корректен и внимателен. Спортсмены могут очень резко реагировать на замечания тренера вследствие своего эмоционального напряжения. Если тренер хочет действительно помочь своему подопечному, он должен давать конкретные советы, учитывая всю индивидуальность спортсмена.

Характер предстартового состояния зависит от многого. Но, так или иначе, все они влияют на исход соревновательной деятельности.

Методы измерения психических состояний

Методы измерения психических состояний можно условно разделить на четыре группы.

I. Оценка эмоциональных состояний.

II. Оценка состояния эмоциональной напряженности и эмоциональной устойчивости.

III. Оценка состояния нервно-психического напряжения.

IV. Цветовой тест Люшера.

I. Измерение эмоциональных состоянийпроводится по трем основным аспектам (эмоциональному, физиологическому, поведенческому) и в их взаимосвязи. Для спортивной практики наиболее ценным является изучение взаимосвязи эмоциональных реакций и эффективности тренировочной и соревновательной деятельности.

Для измерения эмоциональных состояний в период интенсивной физической и эмоциональной нагрузок используется методика САН. Методика разработана сотрудниками Санкт-Петербургской военно-медицинской академии. Каждая буква в названии анкеты обозначает определенное состояние человека: С - самочувствие, А - активность, Н - настроение. Особый интерес представляет изучение эмоциональных состояний в период соревновательной деятельности.

Изучение состояния тревожности, которое возникает в связи со значимыми соревновательными ситуациями, производится при помощи шкалы самооценки Спилбергера.

Влияние соревновательных нагрузок на эмоциональное состояние и успешность деятельности спортсмена определяется с помощью опросника Фрестера "Стресс-симптом-тест".

Влияние условий соревнований можно оценить и методом наблюдения за тем, насколько условия соревнований благоприятны для спортсмена. Условия ощущаются как комфортные или воспринимаются как психологический дискомфорт. Условия конкретных соревнований оцениваются в 5-балльной шкале, вариант которой представлен в таблице 2.

Экспресс-оценка эмоциональных состояний спортсмена определяется с помощью "градусника" состояний, предложенного Юрий Яковлевичем Киселевым. "Градусник" представляет собой шкалу, состоящую из 10 делений (схема 5) или из 100 делений (в этом случае можно сразу выявить процентное соотношение).

Спортсмену предъявляется данная шкала, на которой он должен сделать отметку уровня состояния, которое он испытывает в данный момент. Измеряются следующие показатели: 1) самочувствие; 2) настроение; 3) желание тренироваться; 4) удовлетворенность тренировочным процессом; 5) отношения с друзьями; 6) отношения с тренером; 7) спортивные перспективы (на данное соревнование); 8) готовность к соревнованиям.

Тест занимает минимум времени, и с его помощью можно измерить любые компоненты предстартового, соревновательного и послесоревновательного состояния.

II. Выявление состояния напряженностиосуществляется преимущественно путем оценки трех сопровождающих его компонентов: внешних (телесных) проявлений эмоций, вегетативных физиологических реакций и устойчивости психических и психомоторных процессов. Эмоциональная устойчивость оценивается как способность выполнять заданную деятельность при эмоциогенных воздействиях, при эмоциональном напряжении.

III. Оценка состояния нервно-психического напряженияможет быть проведена путем учета ряда проявлений со стороны нервно-психической, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, дыхательной, выделительной систем, опорно-двигательного аппарата и других органов и функций организма с помощью опросника НПТ ("Признаки нервно-психического напряжения").

Самому спортсмену, а также тренеру в оценке нервно-психического напряжения после комплексного воздействия соревновательных, тренировочных физических и эмоциональных нагрузок можно ориентироваться на следующие относительно простые диагностические признаки.

1. Пропадает желание продолжать тренировки и участвовать в соревнованиях (подсознательная сигнализация о неблагоприятном состоянии организма).

2. Резко ухудшается аппетит (без выявления заболевания).

3. Резко ухудшается сон (длительное засыпание, беспокойный сон, сюжетные сны с просыпанием и др.)

4. Повышение частоты пульса в покое против обычного (более чем на 6-8 ударов/мин) без какой-либо нагрузки и без выявления какого-либо заболевания.

5. Увеличение обычного времени восстановления частоты пульса после небольшой стандартной нагрузки, например после 15 приседаний невосстановление частоты пульса через 3 мин, хотя обычно хватало 2,5-3 мин (при условии, что никакого заболевания не выявлено).

IV. Цветовой тест Люшера

Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Поскольку эмоциональное отношение к цвету может отражаться в его сознательном выборе, или безразличии к нему, или в негативной оценке, то оно используется в психодиагностике.

Тест Люшера основан и на предположении о том, что выбор цвета нередко отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние. Надо сразу сказать, что интерпретация показателей этого теста весьма сложна и противоречива. В то же время тест Люшера может быть рекомендован как дополнительная методика изучения наличного состояния, особенно одних и тех же лиц при многократном их обследовании.

Способы коррекции психических состояний

Спорт связан с большими физическими и психическими нагрузками, которые могут стать причиной травм, заболеваний, конфликтов, всевозможных нарушений в деятельности и поведении спортсменов. Ответственность за сохранение телесного и психического здоровья спортсмена несет не только он сам, но и тренер. Негативные отклонения в состоянии, поведении, развитии учеников, которые не удается предупредить в процессе обучения и воспитания, приходится устранять, исправлять, корректировать. Это основное назначение психокоррекции в спорте.

Связь между воспитание, обучением и психокоррекцией можно выразить в форме парадокса: в ходе воспитания и обучения педагог совершает педагогические ошибки, а в процессе психокоррекции он их исправляет.

Психологическая коррекция может касаться негативных психических процессов, состояний и свойств спортсмена, его мотивации и стиля деятельности, отношений в спортивной команде. Мы рассмотрим лишь те технологии, которые связаны с проблемой психических состояний спортсменов и их регуляции.

Каждый спортсмен, спортивная команда и тренеры заинтересованы в успешном выступлении на соревнованиях. Способность произвольно управлять своим психическим состоянием развивается у спортсменов по мере накопления соревновательного опыта, роста спортивного мастерства и в результате приобретения психологических знаний о регуляции и саморегуляции состояний.

С формированием личности спортсмена и приобретением им соревновательного опыта тесно связано и развитие способности к саморегуляции психических состояний. Нелепо требовать хорошей саморегуляции от подростка 11-12 лет, хотя его спортивные результаты уже интересуют тренеров и публику. Лишь после 7-8 лет систематических занятий спортом у человека вырабатывается устойчивый индивидуальный стиль саморегуляции своих состояний, формируются стабильность и надежность соревновательной деятельности.

Обучение спортсмена саморегуляции должно происходить в процессе соревнований и в общении с соперниками, но долг тренера, психолога, учителя помощь ему. Тогда он быстрее и продуктивнее овладеет искусством самонастройки.

Приведем классификацию приемов регуляции психических состояний спортсмена.

Во-первых, это регуляция извне (тренером, психологом):

различные виды внушения, включая гипноз;

Во-вторых, это саморегуляция предрабочих или послерабочих (т. е. преимущественно эмоциональных) состояний в тренировке и соревнованиях:

изменение направленности сознания (переключение, отключение и др.);

контроль и регуляция соматических и вегетативных проявлений эмоций (тонуса мышц, дыхания и т. п.);

комплексные методы (аутогенная, психорегулирующая, психомышечная тренировка и др.).

В-третьих, это саморегуляция собственно рабочих (преимущественно волевых) состояний в тренировке и соревнованиях:

приемы самоорганизации волевого усилия (контроль за техникой, дыханием, расслаблением мышц и др.);

приемы самомобилизации волевого усилия (самоубеждение, самовнушение, самоприказы).

В-четвертых, это саморегуляция кризисных состояний:

приемы внеситуативной саморегуляции;

приемы надситуативной регуляции;

приемы ситуативной саморегуляции.

Все приемы регуляции и саморегуляции очень широко описаны в литературе, в том числе и учебной, поэтому здесь представлены не будут. Менее известные приемы регуляции рассмотрим ниже в связи с коррекцией кризисных состояний.

Основными мерами коррекции монотонии и психического пресыщения являются: смена упражнений, введение творческих заданий; изменение условий; использование музыки; изменение темпа работы (включая его увеличение); варьирование двигательных установок.

Развитие состояния хронического психического перенапряжения ставит под сомнение возможность продолжения спортивной деятельности в целом, поэтому наступление этого состояния необходимо предотвратить.

В качестве наиболее общих мер предупреждения хронического психического перенапряжения спортсменов рекомендуются: индивидуализация не только физических нагрузок, но и процесса восстановления спортсмена (средств и методов) на базе индивидуальной психодиагностики; оптимизация общения в трудные периоды тренировочного процесса (например, спортсмену важно объяснить его состояние и оказать эмоциональную поддержку); организация специальных психологических тренингов для обучения спортсменов приемам саморегуляции неблагоприятных психических состояний.

Из психических состояний спортсмена, связанных с соревнованиями, коррекция требуется в отношении "стартовой лихорадки", "стартовой апатии", а также послесоревновательной фрустрации.

Сложились три основных подхода к коррекции "стартовой лихорадки" и "апатии".

Первый делает акцент на наблюдение за спортсменом и управление его состоянием извне, социальную поддержку, исключение психотравмирующего воздействия соперников или зрителей, проведение разминки с учетом исходного состояния, внушение, нацеленное на коррекцию мотивации и т. п.

Второй подход предполагает предварительное обучение спортсменов приемам саморегуляции эмоциональных состояний и стимулирование к их применению в предсоревновательной ситуации.

И третий состоит в обучении спортсменов качественному выполнению соревновательных упражнений на фоне неблагоприятных психических состояний. Состояние не всегда можно отрегулировать, и это не должно быть поводом для паники. В тренировке спортсмен часто выполняет соревновательные упражнения на фоне тяжелых психический состояний, а значит, в принципе, может сделать это и в соревновательной ситуации. Тренеру вместе со спортсменом нужно лишь продумать, что может стать причиной срыва и проконтролировать именно эти факторы.

Как помочь спортсмену пережить состояние фрустрации? Здесь спортсмен больше нуждается в сопереживании и поддержке, а также грамотном анализе неудачного выступления. Анализируя весь ход соревнований, важно акцентировать внимание спортсмена на том, какой опыт приобретен им благодаря данному поражению.

По сути, состояние фрустрации является ситуативным "кризисом неудачи". Поэтому для ее преодоления важно владеть приемами саморегуляции кризисных состояний.

Приемы (механизмы) внеситуативной саморегуляции (сон, успокаивающие препараты, переключение и отвлечение внимания и др.) нацелены на "забывание" психотравмирующей ситуации, "отключение" от нее, что позволяет снять остроту эмоциональной реакции.

Надситуативная саморегуляция изменяет отношение к психотравмирующей ситуации (снижает ее значимость) за счет изменения точки отсчета и выхода за рамки ситуации. Умение "подняться над ситуацией, взглянуть на поражение философски - значит рассмотреть его не как непоправимую трагедию, а как момент развития, как звено в цепи многих удач и неудач, которыми заполнена деятельность любого спортсмена.

Ситуативная саморегуляция характеризуется изменением представления о ситуации, ведущим к уменьшению ее психотравмирующего влияния. Именно ситуативную саморегуляцию, которая основана на отрицании, подавлении, вытеснении, изоляции и других приемах, обычно называют психологической защитой, которая позволяет личности стабилизировать свое состояние.

В технологии снятия (коррекции) психологического барьера можно выделить три принципиальных момента.

Первый. Объяснить спортсмену, что с ним происходит, показать психологический характер причин неудачи, создать установку на снятие барьера.

Второй. Изменить отношение спортсмена к психотравмирующей ситуации. Это основная и самая трудная часть. Негативное отношение к ситуации может быть весьма устойчивым, и поэтому изменить его только словами (например, уговаривая спортсмена не бояться) очень трудно, а зачастую невозможно. Требуется создать прецедент успеха в данной ситуации через воздействие на состояние и поведение спортсмена.

Третий момент. Закрепить уверенное положительное отношение к ситуации, переведя ее в разряд обычных.

Таким образом, залог успеха в психокоррекционной работе - это взаимная поддержка спортсмена и тренера, их реальное сотрудничество.

Рекомендуемые темы для обсуждения

1. Психодиагностика психических состояний в спорте.

2. Психорегуляция психических состояний в спортивной деятельности.

Алексеев А.В. Себя преодолеть. - М.: ФиС, 1978.

Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Медицина, 1947.

Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность /Под ред. О.Г. Газенко, И.М. Фейгенберг. - М.: Наука, 1990.

Возрастные психологические особенности детей школьного возраста и их учет в процессе воспитания / ГДОИФК. - Л., 1988.

Вяткин Б.А. Диагностика и регулирование психического состояния спортсмена в соревнованиях. Учебное пособие. - Пермь, 1974.

Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта.- М., 1986.

Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. - М.: МГУ, 1982.

Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М., 1987.

Клименко В.В. Психомоторные способности юного спортсмена. - К.: Здоровье, 1987.

Кретти Б.Д. Психология в современном спорте. - М., 1978.

Любомирский Л.Е. Управление движениями у детей и подростков. -М.: Педагогика, 1974.

Марищук В.Л., Блудов Ю.М. , Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец.03.03 "Физ. культура" . - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1990.

Некрасов В.П., Худадов Н.А., Пиккенхайн Л., Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1985.

Основы и методы регуляции и саморегуляции психических состояний спортсмена: Лекция для студентов ГЦОЛИФКа. - М., 1989.

Попов А.Л. Спортивная психология. Учебное пособие для спортивных вузов. - М., 1998.

Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях// Словарь-справочник/ Сост. Е.Н. Сурков. Под. общ. ред. В.У. Агеевца. - СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. 1996.

Психология спорта высших достижений: Учебное пособие для ин-тов физ. культуры /Под ред. А.В. Родионова. - М.: ФиС, 1979.

Психология физического воспитания и спорта /Под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни. - М.,1979

Психология: Учебник для студентов ИФК /Под ред. В.М. Мельникова. - М.: ФиС, 1987.

Психология: Учебник для техникумов физ. культуры / Под ред. А.Ц. Пуни. - М.: ФиС, 1984.

Психомоторика /Под ред. Б.А. Ашмарина, Е.П. Ильина. - Л., 1976.

Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. -М.: ФиС, 1959.

Регуляция психических состояний спортсменов в период подготовки к соревнованиям: Методические рекомендации /ГДОИФК. - Л, 1988.

Рудик П.А. Психология : Краткий курс. - М.: ФиС., 1967.

Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учебное пособие. - СПб.: Издательство "Центр карьеры", 1999.

Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. - М.: ФиС, 1984.

Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. - М.: ФиС, 1975.

Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: ФиС, 1972

Черникова О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. - М.: ФиС, 1980.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции