Понятие о серотерапии и серопрофилактике инфекционных заболеваний

Серотерапия (от лат. serum - сыворотка и терапия), лечение человека или животных иммунными сыворотками, специфическими иммуноглобулинами, гамма-глобулинами, лечебными вакцинами, бактериофагами.

Серотерапия использует препараты специфического действия, направленных на конкретный вид возбудителя.

Начало применения иммунных сывороток датировано 1884 годом, когда были открыты возбудители дифтерии и столбняка, и разработаны технологии получения противодифтерийной и противостолбнячной сывороток. В последствие стали использоваться иммуноглобулины, полученные из сыворотки крови переболевших (вакцинированных) доноров.

Антитоксические сыворотки состоят из антитоксинов (специфических антител против токсинов, нейтрализующих действие токсинов, вырабатываемых возбудителем) и дозируются антитоксическими единицами - АЕ. К антитоксическим сывороткам относятся:

  • противодифтерийная сыворотка;
  • противостолбнячная сыворотка;
  • противоботулиническая сыворотка;
  • противогангренозная сыворотка.

Антибактериальные сыворотки содержат антитела против бактерий.

Как правило, сыворотки вводятся внутримышечно, и, лишь в отдельных случаях - внутривенно.

Поскольку токсин, вырабатываемый возбудителем, в течение 1-3 дней находится в свободном состоянии, циркулируя с кровью, то именно в этот период применение сыворотки наиболее эффективно. В дальнейшем токсины связываются с клетками и тканями, что делает задачу их обезвреживания более сложной. Чем раньше с момента заболевания введена сыворотка, тем эффективнее лечение.

Иммуноглобулины и гамма-глобулины имеют высокую концентрацию антител, лишены балластных белков, лучше проникают в ткани организма. На сегодня в лечебной практике существуют иммуноглобулины против следующих распространенных инфекций:

  • натуральная оспа;
  • грипп;
  • корь;
  • клещевой энцефалит;
  • стафилококковая инфекция;
  • сибирская язва;
  • лептоспироз;
  • коклюш.

Осложнения серотерапии

Анафилактический шок - может развиться сразу после введения гетерологической сыворотки или гамма-глобулина.

Сывороточная болезнь - может развиться спустя 5-12 суток после введения препарата, и длится 6-12 дней, как правило, с благоприятным исходом. У больного наблюдается лихорадка, отек слизистых, лимфаденит, пятнисто-папулезная сыпь, зуд, возможен радикулит, неврит, синовит. В последнее время сывороточная болезнь встречается довольно редко, что связано с использованием высокоочищенных сывороток.

Во избежание вышеуказанных осложнений, необходимо придерживаться следующих обязательных правил перед использованием гетерологических сывороток и гамма-глобулинов:

  • Сыворотка вводится внутримышечно в ягодицу или область верхней трети передненаружной поверхности бедра.
  • Перед первым введением сыворотки в обязательном порядке ставится кожная проба с сывороткой, разведенной в соотношении 1:100 (красная маркировка ампулы), объемом 0,1 мл, которая вводится внутрикожно в сгибательную поверхность предплечья.
  • Через 20 минут смотрится реакция организма на пробу, которая считается отрицательной в случае, если диаметр отека в месте введения не превышает 1 см.
  • В случае отрицательной пробы, сыворотку (синяя маркировка ампулы) вводят подкожно в область средней трети плеча в объеме 0,1 мл. При отсутствии местной (общей) реакции через 45 минут вводится внутримышечно назначенная доза сыворотки, предварительно подогретая до 36°C.
  • Максимальный объем сыворотки, вводимой в одно место, не должен превышать 10 мл.
  • Больной, получивший сыворотку, должен находиться под наблюдением врача не менее1 часа.
  • В случае положительной пробы, или в случае развития реакции на подкожное введение 0,1 мл сыворотки, препарат применяют только по жизненным показаниям. При развитии анафилактического шока введение сыворотки проводится под наркозом.

Правила вскрытия и хранения ампул с сывороткой:

  • Вскрытая ампула хранится при температуре 20°C не более 1 часа, закрытая стерильной салфеткой.
  • Вскрытая ампула с сывороткой, разведенной в соотношении 1:100 хранению не подлежит.
  • Препарат в ампулах непригоден для использования в следующих случаях:
    • если нарушена целостность ампулы;
    • если нарушена маркировка ампулы;
    • если произошли изменения физических свойств препарата: цвет, прозрачность, наличие хлопьев;
    • если срок годности препарата подходит к концу;
    • если были нарушены правила хранения препарата.

Место проведения прививок должно быть оборудовано средствами противошоковой терапии.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 259 126
  • КНИГИ 595 787
  • СЕРИИ 22 300
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 557 721

Итак, серотерапия… С этим словом связано не только великое открытие — получение иммунных сывороток, которые оказались чудесным лекарством, вооружившим врачей в борьбе с рядом тяжелых инфекционных болезней.

Появилось и другое направление в медицине — серопрофилактика, ибо иммунные сыворотки стали средством не только лечения, но и предупреждения инфекций. Наконец, медицина обогатилась методами серодиагностики. С помощью иммунных сывороток успешно распознаются многие инфекционные заболевания.

Первым триумфом серотерапии явилось получение противодифтерийной сыворотки. Это событие произошло в конце XIX столетия, когда почти одновременно ученые разных стран (Я. Ю. Бардах в России, Э. Беринг в Германии и Э. Ру во Франции) получили этот препарат из крови разных животных. Теперь для получения противодифтерийной сыворотки усиленно и длительно иммунизируют крупных животных — лошадей, вводя им обезвреженный дифтерийный токсин — анатоксин. После иммунизации у лошади берут несколько литров крови, а после свертывания ее выделяют жидкую часть — сыворотку, содержащую большое количество защитных веществ — антител-антитоксинов, способных обезвреживать дифтерийный токсин. До получения противодифтерийной сыворотки статистика неумолимо регистрировала смерть почти каждого второго ребенка, заболевшего тяжелой дифтерией с осложнениями.

В наше время успехи серотерапии дифтерии столь велики, что случай смерти ребенка от этой болезни является чрезвычайным происшествием и объясняется какими-либо особыми обстоятельствами.

Огромную роль в борьбе с грозными раневыми инфекциями — столбняком и газовой инфекцией сыграли противостолбнячная и противогангренозная сыворотки, а в лечении ботулизма — тяжелейшего пищевого отравления, вызванного ядом бацилл ботулизма, — противоботулиническая сыворотка.

Наряду со столь замечательными результатами стали выявляться и некоторые отрицательные стороны иммунных сывороток, когда развивается так называемая сывороточная болезнь. Длится она от нескольких часов до нескольких дней. Появляются отек и болезненность в месте введения сыворотки, может повыситься температура. Больного начинает беспокоить мучительный зуд, появляется сыпь на коже, припухают суставы. Степень сывороточных реакций бывает разной и зависит от ряда индивидуальных причин: различной чувствительности и возраста больного, а также от дозы сыворотки и наличия в ней балластных (чужеродных) белков, Надо сказать, что успехи науки в очистке и концентрации сывороток улучшили их качество. Так, благодаря удалению ненужных белковых фракций и концентрации антител-антитоксинов лечебные дозы сыворотки вводятся в меньшем объеме.

Итак, сывороточная болезнь — это результат повышенной чувствительности организма человека к чужеродному белку. Ведь лечебные сыворотки получены от искусственно иммунизированных животных — лошадей. Когда сыворотка вводится впервые, наступает состояние повышенной чувствительности — сенсибилизация к чужеродному белку. Это состояние может продолжаться долго, при повторном же введении сыворотки и возникает сывороточная болезнь.

Сделаны были попытки заменить лошадиные сыворотки человеческими. Конечно, это был выход из положения, ибо человеческие сыворотки, полученные, например, из крови иммунизированных людей, содержат антитела и не вызывают побочных реакций, но появилась новая опасность — возможность заражения больных инфекционным гепатитом, и человеческие сыворотки перестали применять.

Новым, более высоким этапом в развитии лечения и профилактики инфекционных болезней явилось получение препаратов — гамма-глобулинов.

Гамма-глобулин представляет собой определенную белковую фракцию сыворотки крови. Связь антител с гамма-глобулинами установил А. Тизелиус. Получение гамма-глобулинов позволило еще более сконцентрировать количество антител и вводить препарат в значительно меньшем объеме, но вместе с тем с еще большим эффектом.

Значение этого направления в производстве лечебных и профилактических препаратов очень велико, ибо гамма-глобулины имеют большие преимущества перед цельными сыворотками. Одним из них является снижение способности вызывать сывороточную болезнь, даже если гамма-глобулины получаются из лошадиной иммунном сыворотки. О гамма-глобулинах, полученных из человеческой иммунной сыворотки, и говорить не приходится. Они не вызывают побочных реакций и безвредны в отношении инфекционного гепатита. В процессе выделения; гамма-глобулиновой фракции из белков сыворотки или плазмы удаляется и вирус гепатита, если он мог быть, в сыворотке отдельных людей, которые перенесли это: заболевание.

Итак, огромный научный и практический интерес; представляют гамма-глобулины, полученные из сыворотки и плазмы крови людей. Для этой цели широко используют плацентарную кровь рожениц, а также кровь доноров, особенно иммунизированных против ряда инфекционных болезней. Нельзя не отметить, что благородная роль доноров, дающих свою кровь для лечения и спасения больных и раненых, сочетается с большой пользой и для своего здоровья. К примеру, если доноры иммунизируются против гриппа, то, становясь сами защищенными против гриппа, они дают возможность с помощью противогриппозного гамма-глобулина, получаемого из сыворотки их крови, лечить больных и осуществлять профилактику гриппа. То же самое можно сказать и в отношении иммунизации против широко распространенных заболеваний, вызываемых стафилококками и другими болезнетворными бактериями и вирусами.

В СССР большой вклад в создание гамма-глобулинов против различных инфекционных заболеваний, получаемых из плазмы крови человека, внесли ученые Центрального ордена Ленина института гематологии и переливания крови С. В. Скуркович, Т. В. Голосова и Г. Ф. Папко с сотрудниками.

Пастер создает новые методы и новые вакцины

Бешенство — роковое заболевание, от которого не было спасения. Каждому человеку, укушенному бешеным животным, грозила неминуемая смерть. До получения Пастером вакцины против бешенства из каждых 100 человек, укушенных и заболевших бешенством, погибали все 100. Пастеровские прививки явились поистине величайшим благодеянием для всех тех, кому угрожала гибель от бешенства. Идеей Пастера являлось использование микробов против микробов. Это была простая, но поистине гениальная идея. Он прекрасно знал о вакцине Дженнера, высоко ценил это великое открытие и мужество Дженнера в борьбе за него. Вместе с тем коровья оспа была безопасной для человека. Пастер же имел дело с вирулентными микробами, способными вызвать заболевание и смерть. Такой страшной вирулентностью обладали возбудители бешенства, гнездившиеся в мозгу бешеных животных, с которыми Пастеру пришлось экспериментировать. Задача была очень сложной: возбудитель бешенства еще даже не был открыт.

Можно было признать опыты неудачными, старую культуру выбросить и все начинать сначала, но ученый этого не сделал. Неужели время привело к изменению вирулентности культуры и потому микробы, постарев, стали безвредными? Какое действие они будут оказывать на кур? Ученый решил попробовать заразить свежей вирулентной культурой тех кур, которым были введены эти ослабленные микробы, и посмотреть, что произойдет.











    Историография Тема эпидемий в Древней Руси начинает подыматься исследователями с XIX в. Однако скудость источников этого пери.



    Оспа была описана еще за 4 тыс. лет до н.э. в египетском папирусе


    Под 1115 г. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов упоминает мор в конях в дружине Мстислава в Новгороде, «А в.


    Медики обычно ставят диагноз пятая болезнь при наличии определенной сыпи, после ряда вопросов об истории болезни, а также после .


    Клиническая диагностика ЦМВИ представляет большие трудности и окончательный диагноз не может быть установлен без лабораторного п.


    I. Иммунный ответ при инфекционных заболеваниях. Иммунный ответ — это реакция на чужеродный антиген, которая приводит к накоплен.


    Серодиагностика паразитарных заболеваний малоинформативна, поскольку не позволяет отличить острую инфекцию от ранее перенесенной.


    Designed by:
    Joomla Templates


    Осложнения при серотерапии инфекционных больных могут быть двух видов – анафилактический шок и сывороточная болезнь.

    Шок развивается сразу после введения сыворотки или гамма-глобулина.

    Сывороточная болезнь развивается спустя 5–12 дней после введения препарата. Клинически она проявляется лихорадкой, отеком слизистых оболочек, лимфаденитом, пятнисто-папулезной сыпью и зудом в местах экзантемы; возможны радикулиты, невриты, синовиты. Заболевание длится около 6–12 дней, прогноз обычно благоприятный. Иногда реакция на сыворотку может быть только в месте ее введения в виде отека, гиперемии без повышения температуры тела. В последние годы в связи с использованием высокоочищенных сывороток и полученных из них иммуноглобулинов и гамма-глобулинов это осложнение встречается редко.

    Во избежание осложнений (особенно анафилактического шока) в ответ на введение гетерологичных сывороток и гамма-глобулинов необходимо неукоснительное соблюдение соответствующих правил.

    Сыворотку вводят внутримышечно в область верхней трети передненаружной поверхности бедра или в ягодицу.

    Перед первым введением сыворотки в обязательном порядке ставят кожную пробу с сывороткой, разведенной в отношении 1:100 (ампула маркирована красным цветом), для определения чувствительности к белкам сыворотки животного. Сыворотку, разведенную в соотношении 1:100, вводят в объеме 0,1 мл внутрикожно в сгибательную поверхность предплечья. Учет реакции проводят через 20 мин. Пробу считают отрицательной, если диаметр отека и(или) покраснения, появляющегося на месте введения, меньше 1 см. Пробу считают положительной, если отек и(или) покраснение достигают в диаметре 1 см и более.

    При отрицательной кожной пробе сыворотку (ампула маркирована синим цветом) вводят в объеме 0,1 мл подкожно в область средней трети плеча. При отсутствии местной или общей реакции через 45+15 мин вводят внутримышечно назначенную дозу сыворотки, подогретой до температуры 36±1 °С. Максимальный объем препарата, вводимого в одно место, не должен превышать 8±2 мл. Больной, получивший сыворотку, должен находиться под наблюдением врача в течение 1 ч.

    При положительной кожной пробе, а также в случае развития реакций на подкожное введение 0,1 мл сыворотки препарат применяют только по жизненным показаниям. Для гипосенсибилизации сыворотку, разведенную в соотношении 1:100, вводят подкожно в объеме 0,5, 2, 5 мл с интервалами 15–20 мин, затем с теми же интервалами вводят подкожно 0,1 и 1 мл неразведенной сыворотки и в случае отсутствия реакции вводят назначенную дозу сыворотки. Одновременно с началом гипосенсибилизации больному вводят средства противошоковой терапии. В случае появления симптомов анафилактического шока на одну из вышеуказанных доз введение сыворотки проводят под наркозом.

    Вскрытие ампул и. процедуру введения препарата проводят при строгом соблюдении правил асептики и антисептики. Вскрытую ампулу с сывороткой хранят, закрыв стерильной салфеткой при температуре 20±2 °С не более 1 ч. Вскрытая ампула с сывороткой, разведенной в соотношении 1:100, хранению не подлежит.

    Непригоден препарат в ампулах с нарушенной целостностью или маркировкой, при изменении физических свойств (цвет, прозрачность, наличие неразбивающихся хлопьев), при истекшем сроке годности, при неправильном хранении.

    Место проведения прививок должно быть обеспечено средствами противошоковой терапии.

    Все сказанное в полной мере относится к правилам введения гетерологичныхгамма-глобулинов.

    Бактериофаготерапия. С использованием бактериофагов в терапии инфекционных болезней связывали большие надежды. В пробирке бактериофаги обладают ярко выраженной способностью разрушать бактерии. Однако в клинике их использование пока не даетожидаемых результатов. Это связано с наличием большого числа фаготипов одного и того же возбудителя, что требует подбора индивидуального фага. Кроме того, на введение бактериофага организм отвечает выработкой антифаговых антител. Тем не менее в ряде случаев фаготерапия является ценным подспорьем в комплексной терапии некоторых инфекций, в первую очередь кишечных.

    Бактериофаги выпускают в сухом, таблетированном виде (брюшнотифозный, дизентерийный, сальмонеллезный) с кислотоустойчивым покрытием и в форме свечей (дизентерийный), а также в жидком виде – брюшнотифозный (во флаконах), стафилококковый, колипротейный, стрептококковый и др. (в ампулах). Жидкие бактериофаги можно вводить перорально, в клизмах, подкожно и внутримышечно, применять для обкалывания гнойных очагов, введения в гнойные полости, в виде полосканий, орошений, примочек, для смачивания тампонов и т.п.

    Все бактериофаги используются как одновременно с антибактериальными препаратами, так и самостоятельно, в частности для долечивания и санации бактериовыделителей. Длительность фаготерапии составляет 5–7 дней, при необходимости курс лечения повторяют. Противопоказаний к назначению фагов нет. Применяется фаготерапия в основном в педиатрической практике.

    Интерферонотерапия. Интерфероны рассматриваются в настоящее время как факторы неспецифической резистентности и как факторы, обладающие регуляторным воздействием на иммунную систему организма. Интерфероны как препараты характеризуются универсальной противовирусной активностью и, будучи этиотропными средствами, специфическими они считаться не могут. Тем не менее они с большим или меньшим успехом используются в лечении больных некоторыми вирусными инфекциями (грипп, герпетическая инфекция, вирусные энцефалиты, аденовирусные болезни и др.). Кроме естественных интерферонов, получаемых из лейкоцитов и фибробластов, в последние годы широкое применение нашли(генофероны, или клональные) интерфероны , получаемые методом генной инженерии. Наряду с местным использованием нативного или частичного очищенного интерферона все шире применяется внутримышечное, внутривенное введение, введение особо очищенных препаратов в спинномозговой канал (реоферон). К интерферонотерапии примыкает способ терапии (и профилактики) вирусных инфекций путем индукции собственных интерферонов организма человека. Среди интерфероногенов следует назвать хорошо известные препараты из группы стимуляторов ЦНС, адаптогенов – настойки заманихи, аралии, левзеи, родиолы розовой, женьшеня, элеутерококка, китайского лимонника. Созданы также синтетические интерфероногены, которые в настоящее время проходят клинические испытания.

    Вакцинотерапия. В основе лечебного действия вакцин лежит принцип специфической стимуляции защитных сил организма. Введение антигенного раздражителя усиливает фагоцитоз, способствует выработке специфических антител. Для вакцинотерапии используются убитые вакцины, отдельные антигены, анатоксины. Наиболее эффективны аутовакцины, приготовленные из штамма возбудителя, выделенного от больного. Вакцинотерапия показана в период затихания острых проявлений болезни, при затяжном или хроническом течении заболевания (бруцеллез, туляремия, дизентерия) и реже в разгар инфекции (брюшной тиф), обычно в сочетании с антибиотикотерапией. У лиц, получающих в остром периоде болезни антигенные препараты, наблюдается нарастание титров антител и уровня иммуноглобулинов. Вакцины оказывают и гипосенсибилизирующее действие. В последние годы интерес к вакцинотерапии падает, что связано главным образом с созданием современных иммуномодулирующих средств и препаратов иммунокорригирующего действия.

    Химиотерапия. Химиотерапия играет в большинстве случаев решающую роль в общем комплексе лечебно-профилактических мероприятий в инфекционной практике. Нельзя не согласиться с тем, что достигнутые успехи в борьбе с массовыми инфекционными болезнями были во многом связаны с использованием химиотерапевтических препаратов, в частности антибиотиков. Именно благодаря их применению стали возможными случаи выздоровления больных легочной чумой, резко снизилась летальность при таких заболеваниях, как брюшной тиф, сыпной тиф, менингококковая инфекция и др.

    Число известных химиотерапевтических средств, включая антибиотики, нарастает скаждым годом. Описано более 2000 антибиотиков, у 200 из них детально изучен механизм действия. В повседневной практике врачи общей практики и врачи стационаров применяют не более 50 препаратов с антибактериальным действием. Широкое их использование выявило ряд нежелательных последствий: повсеместное нарастание антибиотикорезистентности и полирезистентности микроорганизмов и их селекцию, повреждение некоторых органов и систем при химиотерапевтическом вмешательстве (например, угнетение в ряде случаев функции иммунной системы), развитие неспецифической сенсибилизации, нарушение сложных экологических отношений в биоценозе больного и увеличение частоты эндогенных, смешанных инфекций, а также суперинфекций. Проблема преодоления отрицательных последствий антибиотикотерапии решается путем создания новых, более совершенных, высокоэффективных и нетоксичных препаратов и разработки способов коррекции побочных эффектов лучших из имеющихся антибактериальных средств с последующим рациональным их использованием всоответствии с основными принципами химиотерапии.


    практических занятий для студентов 2 курса фармацевтического факультета

    на весенний семестр 2012 – 2013 учебного года

    ИНФЕКЦИЯ И ИММУНИТЕТ

    ЗАНЯТИЕ 1. Инфекция. Инфекционный процесс. Факторы неспецифической резистентности организма.

    1. Современное представление об инфекционном процессе. Динамика развития инфекционного процесса.

    2. Формы инфекционного процесса.

    3. Роль микроорганизмов в инфекционном процессе. Понятие о патогенности и вирулентности.

    4. Факторы патогенности микробов.

    5. Роль условно-патогенных микроорганизмов в патологии человека

    6. Понятие о неспецифической резистентности организма человека.

    7. Клеточные факторы неспецифической резистентности. Понятие о фагоцитозе. Фазы фагоцитарного процесса. Завершенный и незавершенный фагоцитоз.

    8. Гуморальные факторы резистентности: комплемент, лизоцим, нормальные антитела.

    Самостоятельная работа студентов

    1. 1.Изучение факторов патогенности на демонстрационном материале (капсула, плазмокоагулаза, гиалуронидаза, лецитиназа, гемолизины).

    2. Изучение мазков с картиной завершенного и незавершенного фагоцитоза.

    3. Оформление протокола занятия.

    ЗАНЯТИЕ 2. Иммунитет и его разновидности. Антигены. Антитела.

    1. Виды иммунитета (видовой, приобретенный, естественный, искусственный, активный, пассивный).

    2. Антибактериальный иммунитет и пути его формирования.

    3. Антитоксический иммунитет.

    4. Понятие об антигенах. Физико-химические свойства антигенов. Полноценные и неполноценные антигены.

    5. Антигенная структура бактериальной клетки. О-, Н-, Ви-, К - антигены бактерий.

    Понятие об антителах. Классы иммуноглобулинов, их структура, активные центры.

    Самостоятельная работа студентов

    1.Изучение строения антител по таблицам.

    ЗАНЯТИЕ 3. Серологические реакции.

    1. Серологические реакции и их практическое применение.

    2. Реакция агглютинации, ее разновидности. Цель и техника постановки.

    3. Получение и применение диагностикумов и агглютинирующих сывороток.

    4. Реакция непрямой гемагглютинации. Получение и применение эритроцитарных диагностикумов.

    5. Реакция преципитации. Цель и техника постановки. Реакция преципитации в геле.

    Самостоятельная работа студентов

    1. Учет развернутой реакции агглютинации с целью обнаружения антител в сыворотке больного.

    2. Учет реакции непрямой гемагглютинации методом парных сывороток.

    3. Постановка реакции преципитации с целью определения видовой принадлежности крови.

    4. Оформление протокола занятия.

    ЗАНЯТИЕ 4. Противовирусный иммунитет. Серологические реакции.

    1. Противовирусный иммунитет и его особенности.

    2. Серологические реакции для обнаружения вирусных антигенов и противовирусных антител.

    3. Реакция гемагглютинации и торможения гемагглютинации. Цель и техника постановки.

    4. Реакция вирусной нейтрализации.

    6. РИФ. Получение и применение люминесцирующих сывороток.

    Самостоятельная работа студентов

    1. Учет РГА и РТГА при гриппе с целью идентификации выделенного вируса.

    2. Учет РТГА при гриппе с целью обнаружения противовирусных антител методом парных сывороток.

    3. Учет реакции вирусной нейтрализации с целью обнаружения антител в крови больного полиомиелитом (метод цветных проб).

    4. Изучение диагностических препаратов для постановки РТГА, реакции вирусной нейтрализации.

    5. Изучение тест - системы ИФА.

    6. Оформление протокола занятия.

    ЗАНЯТИЕ 5. Биологические препараты для специфической профилактики, терапии и диагностики инфекционных заболеваний.

    1. Вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний. Типы вакцин.

    2. Живые вакцины. Основные методы получения аттенуированных вакцин, требования к ним.

    3. Убитые корпускулярные вакцины, этапы их получения. Лечебные вакцины.

    4. Химические вакцины. Принцип их получения. Роль адъювантов в повышении иммуногенности препаратов.

    5. Анатоксины, их получение и применение. Ассоциированные вакцины.

    6. Генно-инженерные вакцины. Получение, применение.

    7. Методы контроля вакцин. Проверка их стерильности, безвредности и иммуногенности. Хранение вакцинных препаратов.

    8. Способы введения вакцин. Побочные действия вакцин. Противопоказания к вакцинации.

    9. Серотерапия и серопрофилактика инфекционных заболеваний. Иммунные сыворотки и иммуноглобулины.

    10. Антитоксические сыворотки, их получение, методы очистки и применение.

    11. Иммуноглобулины. Получение гомологичных и гетерологичных иммуноглобулинов.

    12. Контроль сывороточных препаратов.

    13. Методика введения гетерологичных сывороток и иммуноглобулинов.

    14. Фаги. Получение, применение.

    Самостоятельная работа студентов

    1. Изучение демонстрационных наборов различных видов вакцин, антитоксических сывороток, иммуноглобулинов и фагов.

    ЗАНЯТИЕ 6. Аллергия. Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов.

    1. Аллергия. Типы аллергических реакций.

    2. Понятие о гиперчувствительности немедленного типа (ГНТ). Роль ГНТ в развитии побочных эффектов серотерапии инфекционных заболеваний.

    3. Анафилаксия. Меры профилактики анафилактического шока при лечении больных антитоксическими сыворотками или гетерологическими иммуноглобулинами.

    4. Сывороточная болезнь. Меры профилактики.

    5. Атопические реакции. Лекарственная аллергия.

    6. Понятие о гиперчувствительности замедленного типа (ГЗТ), условия ее возникновения и роль в инфекционном процессе. Реализация механизмов ГЗТ в нестерильном иммунитете.

    7. Механизмы кожных аллергических реакций. Аллергены как диагностические препараты. Получение, применение.

    Самостоятельная работа студентов

    1. Реферативные доклады по теме занятия.

    2. Изучение диагностических препаратов (аллергенов).

    ЗАНЯТИЕ 7. Контрольное занятие по разделу >.

    ЗАНЯТИЕ 8. Патогенные кокки.

    1. Группа гноеродных кокков, их таксономическое положение.

    2. Стафилококки, Морфологические и биологические свойства, признаки патогенности стафилококков. Патогенез стафилококковых инфекций.

    3. Стрептококки. Биологическая характеристика. Виды стрептококков и их дифференциальные признаки. Значение стрептококков в патологии человека.

    4. Методы лабораторной диагностики стафилококковых и стрептококковых заболеваний.

    5. Менингококки. Биологические свойства. Патогенез и лабораторная диагностика менингококковой инфекции. Специфическая профилактика менингита.

    6. Гонококки. Биологические свойства. Патогенез гонореи. Лабораторная диагностика острой и хронической гонореи. Специфическая терапия гонореи.

    Самостоятельная работа студентов

    1. Бактериоскопия готовых мазков-препаратов из чистых культур стафилококков, стрептококков и менингококков.

    2. Бактериоскопия готовых препаратов гноя из уретры больных гонореей.

    3. Изучение посевов патогенных кокков на плотные и жидкие питательные среды.

    4. Определение патогенных свойств стафилококков по способности продуцировать плазмокоагулазу, гуалуронидазу, лецитиназу, гемолизины.

    5. Определение чувствительности к антибиотикам выделенных штаммов стафилококков и стрептококков по готовым посевам.

    6. Изучение диагностических, профилактических и лечебных препаратов, применяемых при кокковых инфекциях.

    7. Оформление протокола занятия.

    ЗАНЯТИЕ 9. Кишечная группа бактерий. Возбудители эшерихиозов, брюшного тифа, паратифов, сальмонеллезов.

    1. Таксономическое положение и общая характеристика кишечной группы бактерий.

    2. Морфологические, биологические свойства и антигенная структура эшерихий.

    3. Патогенез эшерихиозов.

    4. Лабораторная диагностика эшерихиозов.

    5. Морфологические, культурально-биохимические свойства сальмонелл.

    6. Антигенная структура сальмонелл. Классификация Кауфмана-Уайта.

    7. Патогенез брюшного тифа, паратифов, сальмонеллезов.

    8. Лабораторная диагностика брюшного тифа, паратифов, сальмонеллезов.

    9. Препараты, применяемые для лечения, профилактики, диагностики эшерихиозов, брюшного тифа, сальмонеллезов.

    10. Оформление протокола занятия.

    Самостоятельная работа студентов

    1. Бактерископия готовых мазков из чистых культур эшерихий, сальмонелл брюшного тифа.

    2. Изучение характеристики роста эшерихий и сальмонелл на МПА и дифференциально-диагностических средах Эндо, Левина, Плоскирева, Ресселя.

    3. Составить схему микробиологической диагностики эшерихиозов и сальмонеллезов.

    4. Изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики и диагностики эшерихиозов, брюшного тифа, сальмонеллезов.

    5. Оформление протокола занятия.

    ЗАНЯТИЕ 10.Кишечная группа бактерий. Возбудители бактериальной дизентерии, холеры.

    1. Классификация, морфологические и культурально-биохимические свойства возбудителей дизентерии.

    2. Патогенез и лабораторная диагностика дизентерии. Лечение и профилактика.

    3. Морфологические и биологические свойства возбудителя холеры.

    4. Патогенез, лабораторная диагностика холеры. Экспресс диагностика холеры. Специфическая профилактика.

    Самостоятельная работа студентов

    1. Составить схему микробиологической диагностики шигеллезов и холеры.

    2. Бактериоскопия готовых мазков из чистой культуры шигелл и холерного вибриона.

    3. Изучение характера роста шигелл на МПА, дифференциально-диагностических средах и холерного вибриона на щелочном агаре.

    4. Изучение бактериальных препаратов, применяемых для лечения, профилактики и диагностики шигеллезов, холеры.

    5. Оформление протокола занятия.

    ЗАНЯТИЕ 11. Возбудители ботулизма, столбняка, газовой гангрены и дифтерии.

    1. Таксономическое положение патогенных анаэробов, их общие признаки, распространение в природе.

    2. Клостридии газовой гангрены, их характеристика и отличительные свойства.

    3. Патогенез и лабораторная диагностика газовой гангрены. Специфическая профилактика и терапия.

    4. Клостридии столбняка, биологические свойства. Патогенез и лабораторная диагностика столбняка. Специфическая профилактика и терапия.

    5. Клостридии ботулизма, биологические свойства. Патогенез и лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и терапия.

    6. Таксономия, морфологические и биологические особенности возбудителя дифтерии. Определение токсигенности штаммов дифтерийных коринебактерий.

    7. Патогенез и лабораторная диагностика дифтерии. Специфическая профилактика и терапия дифтерии.

    Самостоятельная работа студентов

    1. .Микроскопия готовых микропрепаратов возбудителей газовой гангрены, столбняка, ботулизма.

    2. Изучение роста C. perfringens на среде Кита-Тароцци, Вильсона-Блера, Цейсслера и молоке.

    3. Бактериоскопия мазков из чистой культуры дифтероидов.

    4. Определение токсигенности дифтерийной палочки реакцией преципитации в геле.

    5. Изучение диагностических, профилактических и лечебных препаратов, применяемых при дифтерии, газовой гангрене, ботулизме, столбняке.

    6. Оформление протокола занятия.

    ЗАНЯТИЕ 12. Возбудители туберкулеза и бруцеллеза.

    1. .Таксономическое положение, особенности морфологических и биологических свойств микобактерий туберкулеза.

    2. Патогенез и лабораторная диагностика туберкулеза. Специфическая профилактика.

    3. Таксономическое положение и биологическая характеристика бруцелл.

    4. Патогенез и лабораторная диагностика бруцеллеза. Специфическая профилактика.

    Самостоятельная работа студентов

    1. Бактериоскопия мазков, приготовленных из мокроты больного с подозрением на туберкулез легких, окрашенных по методу Циля-Нильсона.

    2. Микроскопия готового препарата с микрокультурой, приготовленной по методу Прайса.

    3. Изучение питательной среды Левенштейна-Йенсена для культивирования микобактерий.

    4. Бактериоскопия готовых мазков из чистой культуры бруцелл.

    5. Учет результатов реакции Райта с парными сыворотками больного с подозрением на бруцеллез.

    6. Изучение бактерийных препаратов, применяемых для диагностики, профилактики и лечения туберкулеза и бруцеллеза.

    7. Оформление протокола занятия.

    ЗАНЯТИЕ 13. Патогенные спирохеты. Возбудители сифилиса,

    лептоспироза, клещевого боррелиоза.

    1. Таксономическое положение и общая характеристика спирохет.

    2. Возбудитель сифилиса, его характеристика.

    3. Патогенез и лабораторная диагностика сифилиса.

    4. Возбудитель лептоспироза, его биологическая характеристика.

    5. Патогенез, лабораторная диагностика лептоспироза. Специфическая профилактика и лечение.

    6. Возбудитель клещевого боррелиоза, его характеристика.

    7. Патогенез и лабораторная диагностика клещевого боррелиоза.

    Самостоятельная работа студентов

    1. Микроскопия готового мазка из гнойного отделяемого уретры больного сифилисом.

    2. Учет осадочных реакций Канна и Закса-Витебского с целью диагностики сифилиса.

    3. Разбор диагностических, профилактических, лечебных препаратов применяемых при лептоспирозе.

    4. Оформление протокола занятия.

    ЗАНЯТИЕ 15. Возбудители вирусных инфекций. Ортомиксовирусы и паромиксовирусы.

    1. Методы лабораторной диагностики вирусных инфекций.

    2. Таксономическое положение вируса гриппа, морфология, антигенная структура и методы культивирования.

    3. Патогенез и лабораторная диагностика гриппа. Экспресс диагностика гриппа.

    4. Специфическая профилактика и терапия гриппа.

    5. Возбудитель кори. Характеристика.

    6. Патогенез и лабораторная диагностика кори.

    7. Возбудитель паротита. Патогенез заболевания и лабораторная диагностика.

    8. Специфическая профилактика кори и паротита.

    Самостоятельная работа студентов

    1. Учет РГА для индикации вируса в носоглоточном смыве больного гриппом и РТГА для идентификации вируса гриппа.

    2. Учет РТГА с парными сыворотками больного гриппом.

    3. Учет РТГА с парными сыворотками больного корью.

    4. Учет РСК с парными сыворотками больного паротитом.

    5. Изучение препаратов для диагностики, профилактики, лечения гриппа, кори, паротита.

    6. Оформление протокола занятия.

    ЗАНЯТИЕ 16. Арбовирусы и энтеровирусы.

    1. Общая характеристика и классификация арбовирусов.

    2. Вирус клещевого энцефалита. История открытия. Заслуги отечественных ученых в открытии клещевого энцефалита.

    3. Биологическая характеристика вируса клещевого энцефалита.

    4. Патогенез клещевого энцефалита.

    5. Лабораторная диагностика клещевого энцефалита.

    6. Специфическая профилактика и лечение клещевого энцефалита.

    7. Вирус полиомиелита, его характеристика.

    8. Патогенез, лабораторная диагностика и специфическая профилактика полиомиелита.

    Самостоятельная работа студентов

    1. Изучение ЦПД вирусов клещевого энцефалита и полиомиелита на культуру клеток.

    2. Учет РТГА в парных сыворотках больного клещевым энцефалитом.

    3. Изучение тест-системы ИФА для диагностики вируса клещевого энцефалита.

    4. Учет реакции нейтрализации методом цветной пробы для обнаружения вируснейтрализующих антител в парных сыворотках больного полиомиелитом.

    5. Изучение препаратов, применяемых для диагностики, профилактики, лечения клещевого энцефалита и полиомиелита.

    6. Оформление протокола занятия.

    ЗАНЯТИЕ 17. Возбудители вирусных инфекций. Вирусы гепатитов.

    1. Таксономическое положение, морфология, антигенная структура, культивирование вирусов гепатитов и ВИЧ-инфекции.

    2. Патогенез и лабораторная диагностика гепатита А.

    3. Патогенез и лабораторная диагностика гепатита В.

    4. Патогенез и лабораторная диагностика гепатита С.

    5. Специфическая профилактика гепатита А и гепатита В.

    6. Патогенез ВИЧ-инфекции. Механизм заражения. Группы повышенного риска. Клинические проявления ВИЧ-инфекции.

    7. Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции. Проблемы лечения и профилактики.

    Самостоятельная работа студентов

    1. Изучение тест-системы ИФА для диагностики гепатитов.

    2. Изучение тест-системы ИФА для диагностики ВИЧ-инфекции.

    3. Изучение иммуноблоттинга по таблицам.

    4. Изучение препаратов, применяемых для профилактики гепатита В.

    ЗАНЯТИЕ 18. Возбудители вирусных инфекций. ВИЧ-инфекция. Грпес вирусы.

    1. Таксономическое положение, морфология, антигенная структура, культивирование ВИЧ.

    2. Патогенез ВИЧ-инфекции. Механизм заражения. Группы повышенного риска. Клинические проявления ВИЧ-инфекции.

    3. Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции. Проблемы лечения и профилактики.

    4. Герпесвирусы. Классификация. Характеристика. Патогенез. Лабораторная диагностика.

    Самостоятельная работа студентов

    1. Изучение тест-системы ИФА для диагностики ВИЧ-инфекции.

    2. Изучение иммуноблоттинга по таблицам.

    Проверка и оценка практических навыков студентов.

    1. , . медицинская микробиология, иммунология и вирусология. С-П, 2008.

    2. .А. Воробьев, , . Микробиология. М. 1994.

    5. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии. Томск. 2003.

    6. Руководство к практическим занятиям по микробиологии. Томск. 2004.

    Всего 17 занятий по 2 часа.

    Зав. кафедрой микробиологии СГМУ Профессор_________

  • Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции