Как провести эпидрасследование инфекционных заболеваний
Управление Роспотребнадзора по Самарской области сообщает, что организация и проведение эпидемиологических расследований (обследований) при возникновении инфекционных заболеваний, в частности, острых кишечных инфекций, регламентированы следующими нормативно-правовыми актами:
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу.
В соответствии со ст. 50. Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ):
1. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок; беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
2. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:
- об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований;
- о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;
- о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.10.2013 N 53 "Об утверждении СП 3.1.1.3108-13 "Профилактика острых кишечных инфекций":
6.3. Эпидемиологическое расследование эпидемического очага ОКИ проводится органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, с целью установления границ очага, выявления возбудителя ОКИ и его источника, лиц, подвергшихся риску заражения, определения путей и факторов передачи возбудителя, а также условий, способствовавших возникновению очага. Целью эпидемиологического расследования является разработка и принятие мер по ликвидации очага и стабилизации ситуации.
6.4. Эпидемиологическое расследование включает осмотр (эпидемиологическое обследование) очага, сбор информации (опрос) у пострадавших, лиц, подвергшихся риску заражения, персонала, изучение документации, лабораторные исследования. Объем и перечень необходимой информации определяется специалистом, отвечающим за организацию и проведение эпидемиологического расследования.
6.5. В ходе эпидемиологического расследования формулируется предварительный и окончательный эпидемиологический диагноз, на основе которого разрабатываются меры по локализации и ликвидации очага. Эпидемиологическое расследование завершается составлением акта эпидемиологического расследования с установлением причинно-следственной связи формирования очага установленной формы.
В соответствии с "МУ 3.1.3114/1-13. 3.1. Эпидемиология. Профилактика инфекционных болезней. Организация работы в очагах инфекционных и паразитарных болезней. Методические указания" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.10.2013):
4.1. Эпидемиологическое расследование очага инфекционных (паразитарных) болезней складывается из обязательных последовательных этапов:
- эпидемиологическое обследование очага (выездная и документарная проверки);
- выработка рабочей гипотезы;
- разработка и организация адекватных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- оценка эффективности и контроль проводимых мероприятий;
- прогнозирование ситуации в очаге.
4.2. Эпидемиологическое обследование очага - это комплекс мероприятий, направленный на выявление источника возбудителя инфекции, путей и факторов его передачи, выявления восприимчивых лиц, подвергшихся риску заражения. Целью эпидемиологического обследования является определение характера и объема противоэпидемических мероприятий.
4.2.4. Осмотр очага необходим для выявления нарушений санитарного законодательства и гигиенических нормативов при размещении, организации работы, обеспечении технологических процессов и др. с целью выявления условий, способствующих возникновению очага.
Мероприятия, проводимые в рамках эпидемиологического расследования, всегда являются выездной проверкой.
Осмотр очага включает:
- визуальное обследование помещений;
- осмотр производственных цехов и общественных учреждений;
- обследование технологического оборудования;
- осмотр мест водопользования;
- обследование коммунальных сетей, начиная с мест водозабора;
- осмотр мест земляных работ и т.д.
6.18. В случае, если по результатам эпидемиологического расследования предполагается пищевой путь реализации механизма передачи инфекции, принимаются меры по временному приостановлению деятельности объекта, с которым связана групповая заболеваемость, или временному отстранению персонала, связанного с приготовлением и реализацией пищевых продуктов, предполагаемых в качестве фактора передачи инфекции (до получения результатов лабораторных исследований).
В соответствии со ст. 27.16 КоАП РФ при выявлении административного правонарушения, создающего угрозу жизни и здоровью людей с целью предотвращения непосредственной угрозы применяется временный запрет деятельности, о чем составляется протокол и направляется в суд.
Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
В соответствии со ст. 27.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Срок прекращения деятельности определяется судом, а не должностным лицом, направившим протокол о временном запрете деятельности.
11. Противоэпидемические мероприятия
Противоэпидемические мероприятия представляют собой комплекс мер, проводимых при потенциальной угрозе возникновения и распространения ротавирусной инфекции (при наличии предпосылок и предвестников эпидемического неблагополучия), а также в эпидемических очагах при возникновении единичных и групповых заболеваний.
11.1.1. При выявлении предпосылок эпидемического неблагополучия (обнаружение Рота-Аг при плановом мониторинге из ООС, аварии на сетях водоснабжения и канализации, ухудшение качества питьевой воды, повышение заболеваемости ОКИ на соседних территориях, особенно в холодный период года, и т.д.) проводят:
- внеплановый отбор проб питьевой воды;
- оценку санитарного состояния системы водоснабжения и канализования;
- анализ заболеваемости на территории ОКИ;
- усиление надзора за системой водоснабжения, объектами пищевой промышленности, общественного питания и торговли, содержания территории, соблюдению режима детских организованных коллективов и лечебно-профилактических учреждений;
- организуют гигиеническое обучение работников детских учреждений в целях более раннего выявления больных;
- активизируют разъяснительную работу среди населения;
- разрабатывают план противоэпидемических мероприятий на случай эпидемического подъема заболеваемости;
- организуют взаимодействие с учреждениями здравоохранения на территории.
11.1.2. При выявлении предвестников эпидемического неблагополучия по РВИ (регистрация случаев заболеваний ОКИ, число которых превышает среднемноголетний уровень в холодный период года, регистрация небольших эпидемических очагов ОКИ с групповой заболеваемостью в течением (водная диарея), в первую очередь среди детей до 1 года, проводится:
- оперативный анализ заболеваемости острыми кишечными инфекциями на территории с оценкой детских организованных коллективах, регистрация случаев ОКИ с тяжелыми клиническими ситуациями и прогнозом;
- внеплановый отбор проб с ООС (питьевой воды, в том числе водопроводной, расфасованной в емкости и др., пищевых продуктов, которые можно рассматривать в качестве факторов передачи инфекции, смывов с оборудования в помещениях организованных коллективов и т.д.);
- введение в действие плана санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при РВИ;
- эпидемиологическое расследование в очагах ОКИ и организация адекватных противоэпидемических мероприятий.
11.2.1. Эпидемиологическое расследование очагов инфекционных заболеваний, в том числе РВИ, проводят органы и учреждения, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, независимо от ведомственной принадлежности.
11.2.2. По результатам эпидемиологического обследования очага РВИ разрабатывается план противоэпидемических мероприятий, который согласовывается с руководителем учреждения, органами исполнительной власти (при необходимости), здравоохранения, другими заинтересованными организациями и ведомствами.
11.2.3. В целях локализации очага РВИ проводится комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на основании результатов предварительного эпидемиологического расследования по трем направлениям - в отношении источника инфекции, путей передачи инфекции и восприимчивого организма.
В отношении источника инфекции:
- проводится изоляция больного в домашних условиях или госпитализация по клиническим и эпидемиологическим показаниям;
- изоляция больных с легкими формами РВИ проводится в течение 7 дней, после чего переболевший может быть допущен в организованный коллектив (в том числе детский) на основании справки врача о выздоровлении без дополнительного вирусологического обследования;
- за лицами, подвергшимися риску заражения, устанавливается медицинское наблюдение сроком на 7 дней; в этот период особое внимание уделяется выполнению гигиенических мероприятий - тщательному мытью рук; при уходе за больными детьми и пожилыми людьми - обработке рук спиртсодержащими кожными антисептиками; своевременной замене нательного и постельного белья, проветриванию помещений;
- организуется отбор материала от больных и проб из объектов окружающей среды (питьевая вода, пищевые продукты, смывы с упаковок молочной продукции и т.д.) для вирусологического исследования; перечень объектов и количество проб определяется специалистом-эпидемиологом, отвечающим за организацию эпидемиологического обследования очага; для лабораторного обследования больных отбираются пробы фекалий;
- из числа лиц, подвергшихся заражению в очаге, на РВ обследуются только лица с признаками ОКИ;
- в целях установления причин и условий формирования эпидемического очага ОКИ при подозрении на РВИ в конкретном учреждении, лабораторному обследованию на РВ подлежит декретированный персонал учреждения (сотрудники пищеблока и др.) по решению специалиста, отвечающего за проведение эпидемиологического расследования и организацию противоэпидемических мероприятий; в случае подтверждения наличия РВ в клиническом материале, контактные или декретированные лица направляются к врачу, который после проведенного осмотра и, при необходимости, дополнительных клинических исследований устанавливает диагноз;
- в случае установленного вирусоносительства (выделение вируса без клинических проявлений) лица из числа декретированных групп не допускаются к основной работе в течение 7 дней от момента отбора материала для исследования на РВ.
В отношении путей передачи инфекции:
- приостанавливается деятельность пищеблоков, предприятий общественного питания (в случае рабочей гипотезы о возможности реализации пищевого пути передачи инфекции), бассейнов и т.д. - в зависимости от ситуации и с учетом возможности реализации путей передачи инфекции;
- в учреждениях (организованных коллективах) вводится строгий питьевой режим, по возможности с бутилированной водой и одноразовой посудой, на пищеблоках учреждений временно запрещается приготовление блюд без повторной термической обработки;
- проводятся заключительная и текущая дезинфекция в помещениях учреждения (пищеблок, групповые в детских учреждениях, санитарные узлы), в остальных помещениях осуществляется профилактическая дезинфекция, при необходимости - дезинсекция, а также обеззараживание содержимого выгребных ям, мусоросборников и т.д.;
- особое внимание уделяется гигиене рук и использованию одноразовых полотенец и салфеток; в домах для престарелых, инвалидов и др. для обработки рук используют дезинфицирующие салфетки; обеззараживают посуду, нательное и постельное белье; при заключительной дезинфекции - камерное обеззараживание постельных принадлежностей;
- проводится ревизия коммунальных сетей, в случае неудовлетворительного санитарного состояния - ликвидация аварии, очистка и дезинфекция;
- вводится режим гиперхлорирования водопроводной воды (при распространении в населенных пунктах);
- из розничной продажи изымаются пищевые продукты, в пробах которых (в смывах с упаковок или поверхностей) обнаружен Рота-Аг;
- устраняются нарушения требований санитарного законодательства, выявленные в ходе внеплановых мероприятий по надзору.
В отношении восприимчивого организма:
- устанавливается медицинское наблюдение за контактными, лабораторное обследование назначается по клиническим и эпидемиологическим показаниям;
- в эпидемических очагах РВИ возможно использование средств профилактики по схеме в соответствии с инструкцией по применению препарата;
- организуется и проводится гигиеническое воспитание и обучение.
11.3.1. При возникновении заболеваний РВИ в стационаре объем проводимых мероприятий зависит от количества случаев на отделениях и результатов эпидемиологической диагностики (причины, границы очага, источник и путь распространения инфекции).
11.3.2. Для купирования очага РВИ, в дополнение к указанным выше мерам, осуществляется организация следующих противоэпидемических мероприятий:
- закрытие отделения на прием новых больных;
- запрещение перевода детей, находившихся в контакте с больным РВИ, на другие отделения;
- вводится режим "закрытого" бокса (проведение текущей дезинфекции 2 раза в сутки растворами дезинфицирующих средств и в концентрациях, разрешенных к применению в присутствии пациентов, организация питания детей непосредственно в боксе, обеззараживание посуды в боксе дезинфицирующими средствами с моющими свойствами в плотно закрывающейся емкости);
- неукоснительное соблюдение персоналом требований по гигиене рук, включающих обработку кожными антисептиками после любых контактов с пациентами, их одеждой, постельными принадлежностями, дверными ручками боксов и палат, прочих предметов, потенциально контаминированных РВ;
- использование дезинфицирующих средств, в инструкциях по применению которых имеется информация об их активности в отношении ротавирусов или более устойчивых к дезинфектантам энтеровирусов;
- необходимо регулярное проветривание помещений и обеззараживание воздуха с помощью установок (в том числе рециркуляторного типа), разрешенных для применения в присутствии пациентов;
- после выписки пациента проводится заключительная дезинфекция с камерным обеззараживанием постельных принадлежностей (при отсутствии водонепроницаемых чехлов-наматрасников, позволяющих проводить обработку растворами дезинфектантов), обеззараживание воздуха;
- замена уборочного инвентаря на вновь приобретенный;
- проведение лечебных процедур (перевязки, физиотерапия и др.) для контактных и больных РВИ в последнюю очередь;
- однократное обследование персонала и контактных детей на ротавирусы;
- наблюдение за контактными в течение 7 дней от даты последнего контакта с источником инфекции (составление списков контактных лиц, осмотр врача и опрос о состоянии здоровья, осмотр стула, измерение температуры тела 2 раза в день);
- обучение среднего и младшего медицинского персонала, а также работников пищеблока.
11.3.3. В целях профилактики заноса РВИ в детские стационары рекомендуется при плановой госпитализации детей в возрасте до 5 лет проводить лабораторное обследование на РВ при наличии клинических и эпидемиологических показаний.
Планируя отдых, не стоит забывать, что эпидемиологическая ситуация в мире по ряду инфекционных болезней остается напряженной. Перед поездкой в Африку, Центральную и Южную Америку, страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока рекомендуется сделать профилактические прививки против заболеваний распространенных в этих регионах и получить соответствующие сертификаты о сделанных прививках. Перед поездкой необходимо проконсультироваться с врачом о противопоказаниях и сроках проведения вакцинации.
В целях профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний необходимо соблюдать меры предосторожности, чтобы не допустить заражения и последующего развития заболевания:
- употреблять для еды только ту пищу, в качестве которой вы уверены;
- употреблять для питья только гарантированно безопасную воду и напитки (питьевая вода и напитки в фабричной упаковке, кипяченая вода). Нельзя употреблять лед, приготовленный из сырой воды;
- мясо, рыба, морепродукты должны обязательно подвергаться термической обработке;
- желательно не пользоваться услугами местных предприятий общественного питания и не пробовать незнакомые продукты, не покупать еду на рынках и лотках, не пробовать угощения, приготовленные местными жителями;
- в случае необходимости приобретать продукты в фабричной упаковке в специализированных магазинах;
- овощи и фрукты мыть безопасной водой и обдавать кипятком;
- перед едой следует всегда тщательно мыть руки с мылом;
- при купании в водоемах и бассейнах не допускать попадания воды в рот;
- в целях защиты от укусов насекомых рекомендуется применять средства, отпугивающие и уничтожающие насекомых (репелленты и инсектициды), а также в помещениях обязательно засетчивать окна и двери;
- в случае обнаружения присасывания клещей, следов укусов кровососущих насекомых, появления высыпаний или любых других кожных проявлений немедленно обратиться к врачу.
Гепатит А Прививка против гепатита А (как и против брюшного тифа) актуальна для туристов, планирующих выезд в теплые страны и курорты — начиная от Крыма, заканчивая Турцией, Египтом, Кипром и Испанией. Инфекция передается фекально-оральным путем, с зараженными продуктами и водой; заболевание длится 1 месяц; лечение требует жестких диетических ограничений; процент летальности и осложнений невелик. Чтобы всю поездку не гадать: есть или не есть это блюдо, пить или не пить эту воду, купаться или не купаться в этом водоеме, имеет смысл за 2-3 недели сделать прививку. Для защиты на 1 год будет достаточно одной прививки.
Бешенство Таиланд, Индия, Китай, Вьетнам — любителям азиатского колорита рекомендуется подумать о прививке против бешенства. Главным переносчиком вируса в этих странах являются собаки, являющиеся всеобщими любимцами местного населения. Согласно статистике, из 100 собак в Таиланде 3-4 больны бешенством. Инфекция довольно распространена в Южной Америке. Бешенство — это то заболевание, шутки с которым плохи, поскольку эта инфекция и по сей день является 100% летальным заболеванием. Профилактическая вакцинация состоит из 3 доз, вводимых по графику 0-0-7-21 (или 28) день. То есть думать о прививке против бешенства следует не позднее, чем за месяц до поездки. Такая вакцинация защищает от бешенства на 3 года.
Менингококковая инфекция Вакцинация против менингококковой инфекции является обязательной только при посещении Саудовской Аравии (включая совершение Хаджа). Для защиты необходима всего одна доза вакцины, которая защищает от инфекции на 3-5 лет.
Малярия Очаги распространения находятся в Африке, Центральной и Южной Америке, странах Юго-Восточной Азии, Океании, на Аравийском полуострове. Заболевание передается малярийным комаром. Профилактика: применение всех возможных мер по защите от комаров, применение противомалярийных препаратов, химиопрофилактика малярии, которую начинают за неделю до отъезда в зону риска, продолжают весь период пребывания и 1 месяц после возвращения домой. Очаги распространения находятся в Африке, Центральной и Южной Америке, странах Юго-Восточной Азии, Океании, на Аравийском полуострове. Заболевание передается малярийным комаром. Профилактика: применение всех возможных мер по защите от комаров, применение противомалярийных препаратов, химиопрофилактика малярии, которую начинают за неделю до отъезда в зону риска, продолжают весь период пребывания и 1 месяц после возвращения домой.
Холера Заболевания холерой отмечаются в странах на Африканском, Американском и Азиатском континентах, очаги заражения распространены в странах Юго-Восточной Азии, Афганистане, Пакистане, Индии, зафиксированы в Крыму и в южных областях Украины. Заражение происходит через грязные руки, пищу, воду, мух и связано с попаданием холерного вибриона через рот в кишечник. Поэтому профилактикой этого заболевания является личная гигиена: нужно тщательно мыть руки, не допускать попадания воды в рот при купании, не употреблять сырую воду и т.д.
Желтая лихорадка Опасное, неизлечимое и коварное заболевание, распространенное на Африканском континенте и в Южной Америке, передающееся с укусами определенных видов комаров. Летальность среди взрослых достигает 60%. Для въезда в некоторые страны перечисленных регионов требуется прививка, в ряде стран она является обязательной. Его симптомы, осложнения и показатели летальности напоминают конго-крымскую лихорадку — поражение нервной системы, кровоизлияния во внутренние органы и головной мозг.
Множество стран требуют действующего сертификата международного образца от туристов, приезжающих из эндемичных регионов или стран, в которых имеются такие регионы, или тех, кто транзитом посещал такие регионы. Некоторые страны требуют сертификат от всех туристов, включая транзитных. Вакцинация проводится за 10 дней до въезда в неблагополучную страну, иммунитет от прививки сохраняется на 10 лет.
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав организацию противоэпидемической работы отмечаю, что в 2009-2010 гг. в Российской Федерации определилась тенденция по увеличению общего числа эпидемических очагов. В течение 2000-2008 гг. регистрировалось от 600 до 1200 вспышек инфекционных и паразитарных болезней от 5-ти случаев с числом пострадавших в среднем около 13 тысяч человек. В прошедшем 2009 году было зарегистрировано 1684 эпидемических очага с вовлечением более 43 тысяч человек. По оперативным данным за 9 месяцев текущего 2010 года число зарегистрированных эпидемических очагов и количество пострадавших в них людей превысило среднемноголетние показатели более чем в 2 раза.
Рост числа очагов обусловлен в первую очередь неблагополучной эпидемиологической обстановкой, связанной с острыми кишечными инфекциями в Российской Федерации, сложившейся в 2010 году.
Превышение среднемноголетних уровней заболеваемости населения острыми кишечными инфекциями явилось следствием активной циркуляции вирусов - возбудителей гастроэнтеритов. В условиях аномально жаркого лета уменьшение дебита водоисточников, нарушение правил хранения и обработки пищевых продуктов привели к обострению эпидемической ситуации. Только за летний период острые кишечные инфекции стали причиной 70% всех зарегистрированных очагов инфекционных болезней.
В связи с жаркой засушливой погодой осложнилась ситуация по болезням, общим для человека и животных. За летний период в стране зарегистрировано 22 случая сибирской язвы среди людей, с начала года отмечается рост бруцеллеза на 18,5%, очаги которого наблюдаются в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.
В связи с реализацией Роспотребнадзором новой законодательной базы государства по защите малого и среднего бизнеса уменьшилось количество надзорных мероприятий, запланированных на 2010 год. При этом 73,3% эпидемических очагов возникли в учреждениях (на предприятиях), плановые мероприятия по надзору в отношении которых проводились более 2-х лет назад или не проводились вообще в связи с недавним открытием.
Оперативное реагирование на внезапный рост биологических опасностей на отдельных территориях, а также работа по выявлению и установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний является одним из важнейших направлений деятельности Роспотребнадзора по обеспечению биологической безопасности Российской Федерации.
В целях оптимизации учета и анализа эпидемических очагов, возникающих на территории Российской Федерации, издано постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.02.2009 N 11 \"О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера\" (далее Постановление), а также введена доработанная учетная форма ведомственного статистического наблюдения 23-09 \"Сведения о вспышках инфекционных и паразитарных болезней\" (далее ф.23-09). В указанных документах значительно расширен спектр нозологии, что позволяет упорядочить регистрацию возникающих очагов и проводить их полноценный ретроспективный анализ.
С принятием Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ \"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля\" повышаются требования к проведению проверок с целью установления причинно-следственной связи формирования эпидемического очага (эпидемиологическое расследование): грамотное оформление документов, четкая формулировка эпидемиологического диагноза, основанного на объективной доказательной базе с учетом результатов лабораторных исследований и эпидемиологического анализа.
Повышаются требования к проведению лабораторных исследований в очаге инфекционной (паразитарной) болезни, которые должны быть оформлены и выполнены строго в соответствии с действующими нормативными методическими документами. Широкое внедрение новых современных методов исследования в лабораторной сети Роспотребнадзора позволили в течение последних 3-х лет в целом уменьшить число нерасшифрованных средних и крупных эпидемических очагов с 14% в 2007 году до 7% в 2009 году. Принимаются активные меры по дооснащению лабораторий центров гигиены и эпидемиологии современным оборудованием для иммуноферментного и молекулярно-генетического анализов. Так, в настоящее время 85 лабораторий ФГУЗ \"Центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации\" и 23 филиала центров имеют оборудование для проведения полимеразной цепной реакции (ПЦР) по конечной точке и в \"реальном времени\".
Анализ организации противоэпидемической работы показал, что часто существующие отчетные документы по работе в очагах не отражают в полном объеме возникшую ситуацию, что не позволяет четко определить причинно-следственную связь формирования эпидемического неблагополучия. При этом, при возбуждении уголовных дел по материалам эпидемиологического расследования очагов инфекционных и паразитарных болезней, возникает необходимость в назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы, что приводит к более длительному рассмотрению дел и откладывает принятие решений по наказанию виновных лиц.
В целях совершенствования работы по установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, упорядочения учетно-отчетной документации в существующем правовом поле, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999.г. N 52-ФЗ \"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения\" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21, ст. 29; N 27, ст., 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 44, ст. 4984, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17), Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ \"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля\" (в редакции федеральных законов от 28.04.2008 N 60-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 22.04.2010 N 65-ФЗ, 26.04.2010 N 66-ФЗ, от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ), в соответствии с пп. 5.4, 5.5, 5.6, 5.8 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 \"Об утверждения положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека\" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2899; 2006, N 22, ст. 2337; N 52 (3 ч. ), ст. 5587; 2008, N 40, ст. 4548; N 46, ст. 5337; 2009, N 30, ст. 3823; N 33, ст. 4081; 2010, N 9, ст. 960), п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 \"О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации\" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 21, ст. 2023; 2006, N 13, ст. 1409; 2008, N 12, ст. 1130, N 23, ст. 2713, N 24, ст. 2867; N 50, ст. 5946; 2009, N 6, ст. 738, N 10, ст. 1224; N 18 (2 ч. ), ст. 2248), Международными медико-санитарными правилами (2005 г.), постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.02.2009 N 11 \"О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера\" (зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2010 N 13745), постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.03.2010 N 21 \"О профилактике острых кишечных инфекций\" (зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2010 N 16959) постановляю:
1. Утвердить форму акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи (далее - Акт) (Приложение).
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
2.1. Проводить заседания санитарно-противоэпидемических комиссий в случае регистрации очагов инфекционных и паразитарных болезней на курируемой территории с участием заинтересованных ведомств с целью координации взаимодействия в ходе проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
2.2. По ликвидации чрезвычайной ситуации в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера (эпидемического очага) проводить заседание санитарно-противоэпидемической комиссии для заслушивания Акта и оценки действий органов исполнительной власти и заинтересованных ведомств.
3. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
3.1. Принять меры по внедрению современных методов лабораторной диагностики в лечебно-профилактических учреждениях.
3.2. Обеспечить качественный сбор эпидемиологического анамнеза у больных инфекционными и паразитарными болезнями.
3.3. Обеспечить своевременную передачу информации о регистрации случаев инфекционных и паразитарных болезней в территориальные органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
3.4. В ходе проведения противоэпидемических мероприятий повысить ответственность должностных лиц лечебно-профилактических учреждений при организации медицинского осмотра и медицинского наблюдения за лицами, подвергшимися риску заражения, при назначении и соблюдении схем постэкспозиционной (экстренной) профилактики, по соблюдению правил выписки инфекционных больных из стационара и проведению диспансерного наблюдения.
3.5. Обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в инфекционных стационарах, принять меры по соблюдению в них требований нормативных методических документов.
3.6. При выставлении окончательных диагнозов больным из очагов инфекционных и паразитарных болезней рекомендовать использовать практику врачебных консилиумов с участием специалистов, осуществляющих эпидемиологический надзор.
3.7. Совместно с руководителями Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации организовать обучение специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам клиники и диагностики инфекционных и паразитарных болезней, порядке проведения медицинского осмотра и наблюдения в эпидемических очагах, правилам выписки больных из стационаров.
4. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
4.1. Обеспечить качество проведения эпидемиологических расследований с установлением причинно-следственной связи в очагах инфекционных и паразитарных болезней.
4.2. Взять на контроль дооснащение лабораторий ФГУЗ \"Центр гигиены и эпидемиологии\" в субъекте Российской Федерации современным оборудованием, обеспечить взаимодействие с референс-центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней.
4.3. Акт эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи составлять в течение 10-ти дней после завершения комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очаге (вместо окончательного донесения, предусмотренного приложением N 1 к постановлению Главного государственного санитарного врача от 24.02.2009 N 11 \"О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера\" (зарегистрирован в Минюсте России 10.04.2010 N 13745).
4.4. Акт представлять в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в органы прокуратуры и руководителю учреждения (организации), в связи с действиями которого произошло формирование эпидемического очага. В случае регистрации эпидемического очага на территории населенного пункта при невозможности установить причинно-следственную связь с конкретным учреждением (организацией) Акт представляется в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
4.5. В рамках эпидемиологического расследования обеспечить взаимодействие с заинтересованными органами исполнительной власти и ведомствами.
4.6. Взять на контроль санитарно-техническое состояние лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь больным инфекционными и паразитарными болезнями.
4.7. Принять участие в плановой подготовке специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам проведения медицинского наблюдения, постэкспозиционной (экстренной) профилактики в эпидемических очагах, правилам выписки инфекционных больных из стационаров, организации диспансерного наблюдения.
4.8. Обеспечить участие специалистов, осуществляющих эпидемиологический надзор, во врачебных консилиумах по установлению окончательных диагнозов в эпидемических очагах.
5. Главным врачам ФГУЗ \"Центр гигиены и эпидемиологии\" в субъектах Российской Федерации:
5.1. Обеспечить соблюдение требований нормативных методических документов по организации работы лабораторий, в том числе требований по биологической безопасности.
5.2. Своевременно принимать меры по дооснащению лабораторий современным оборудованием и внедрением новых методов исследования с целью повышения качества работы в эпидемическом очаге.
5.3. Обеспечить отбор проб для лабораторных исследований, документальное оформление результатов анализов и экспертизы в соответствии с требованиями нормативных методических документов.
5.4. Принять меры по обучению специалистов современным методам лабораторных исследований с целью обеспечения индикации и идентификации возбудителей инфекционных и паразитарных болезней.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Читайте также: