Письмо по мониторингу инфекциям

Полный текст:

Актульность. Эпидемиологическая безопасность в акушерских стационарах - важнейший компонент обеспечения качества оказания медицинской помощи. Эпидемиологический мониторинг является современной технологией выявления потенциального риска внутрибольничного инфицирования и снижения частоты инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП).

Цель - оценка эффективности эпидемиологического мониторинга в системе профилактике ИСМП.

Материалы и методы. Методом проспективного наблюдения изучены исходы пребывания в учреждении родовспоможения 1188 новорожденных. Эффективность эпидемиологического мониторинга оценивалась по критериям: 1) идентификация риска развития ИСМП в момент его появления; 2) идентификация и удаление источника риска до развития случаев ИСМП; 3) отсутствие случаев ИСМП, ассоциированных с выявленным риском; 4) отсутствие возбудителя в больничной среде. Всего изучено 25 предполагаемых факторов передачи возбудителей ИСМП. Исследовано 1234 смыва с объектов больничной среды на общую микробную обсе-мененность, 267 проб материалов на стерильность, 27 проб готовых молочных смесей.

Результаты и обсуждение. В период проспективного эпидемиологического наблюдения у 27 новорожденных в течение 14 дней выявлена не встречавшаяся ранее колонизация кишечника Pseudomonas aeruginosa без каких-либо клинических признаков инфекции, показатель колонизации составил 22,73 на 1000 новорожденных [95% ДИ 14,26 -31,20]. В качестве фактора передачи выявлено жидкое мыло для обработки рук медицинских сотрудников, контаминированное в процессе производства. Исключение фактора передачи предотвратило инфицирование и развитие случаев ИСМП.

Выводы. Эпидемиологический мониторинг позволил своевременно идентифицировать риск ИСМП, удалить источник риска, предупредить развитие и распространение во внешней среде, формирование госпитального клона.

Татьяна Петровна Желнина - кандидат медицинских наук, доцент кафедры эпидемиологии.

650023, Кемерово, пр. Октябрьский 61-296. +7(3842) 2-39-68-12

Елена Борисовна Брусина - доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедры эпидемиологии.

650023, Кемерово, пр. Октябрьский 61-296, +7 (3842) 2-559-15

3. Чикина О.Г., Благонравова А.С. Риски развития инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, при выхаживании новорожденных с экстремально низкой и очень низкой массой тела //Медицинский Альманах. 2017. Т. 49, № 4. С. 46-53.

4. Благонравова А.С., Шкарин В.В., Алексеева И.Г. и др. Проблема обеспечения безопасности новорожденных и родильниц в учреждениях Нижнего Новгорода и Нижегородской области//Эпидемиология и инфекционные болезни. 2010. № 5. С. 9-14.

5. Брусина Е.Б., Барбараш О.Л. Управление риском инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (риск-менеджмент) //Медицинский Альманах. 2015. Т. 40, № 5. С. 22-25.

6. Светличная Ю.С., Колосовская Е.Н., Кафтырева Л.А. и др. Микробиологический мониторинг в системе эпидемиологического надзора за госпитальными инфекциями//Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2014. Т. 74, № 1. С. 9-14.

7. Брайко Н.И., Брусина Е.Б., Зуева Л.П. и др. Общее содержание и ключевые компоненты эпидемиологической безопасности медицинской деятельности // Поликлиника. 2015. № 1-3. С. 12-16.

8. Желнина Т.П., Борзова Н.В. Микробиологический мониторинг в обеспечении эпидемиологической безопасности работы современного стационара//Инфекционные болезни. 2015. Т. 13, № S1. С. 127.

10. Брико Н.И., Фельдблюм И.В., Зуева Л.П. и др. Организация и проведение эпидемиологического наблюдения и микробиологического мониторинга в учреждениях родовспоможения. Федеральные клинические рекомендации. М.; 2015.83 с.

13. Брусина Е.Б., Зуева Л.П., Ковалишена О.В. и др. Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи: современная доктрина профилактики. Часть 2. Основные положения//Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2018. № 6. С. 4-10.

14. Бабаев С.Ю., Руина О.В., Митрофанова Н.Н. и др. Сравнительный мониторинг антибиотикорезистентности микрофлоры многопрофильных стационаров в городах Пенза и Нижний Новгород//Медицинский Альманах. 2016. Т. 43, № 3. С. 67-70.

15. Гордеев А.Б., Любасовская Л.А., Родченко Ю.В. и др. Генетический полиморфизм госпитальных штаммов Staphylococcus epidermidis, выделенных у новорожденных отделения реанимации и интенсивной терапии//ВестникРГМУ. 2017. № 1. С. 26-33.

16. Маркович Н.И., Сергевнин В.И., Сармометов Е.В. и др. Вспышка синегнойной инфекции среди новорожденных в отделении реанимации и интенсивной терапии //Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2010. Т. 52, № 3. С. 5-10.

17. Плоткин Л.Л., Молчанова И.В., Чумаков П.Г. и др. Инфекция, вызванная Acinetobacter baumannii, в отделениях реанимации и интенсивной терапии многопрофильного госпиталя // Вестник анестезиологии и реаниматологии. 2017. Т. 14, № 6. С. 22-27.

18. Blanc D.S., Gomes Magalhaes B, Abdelbary M., et al. Hand soap contamination by Pseudomonas aeruginosa in a tertiary care hospital: no evidence of impact on patients //J Hosp Infect. 2016. Vol. 93, N 1. P. 63-67.

19. Caetano J.A., Lima M.A., Di Ciero Miranda M., et al. Identification of bacterial contamination in liquid soap for hospital use // Rev Esc Enferm USP. 2011. Vol. 45, N 1. P. 153-160.

20. Брусина Е.Б. Эпидемиология инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, вызванных возбудителями группы сапронозов//Эпидемиология и Вакцинопрофилактика. 2015. Т. 81, № 2. С. 50-57.

21. Merchant S., Proudfoot E.M., Quadri H.N., et al. Risk factors for Pseudomonas aeruginosa infections in Asia-Pacific and consequences of inappropriate initial antimicrobial therapy: A systematic literature review and meta-analysis // Journal of Global Antimicrobial Resistance. 2018. N 14. P. 33-44.



Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Приложение N 7
к приказу Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
от 17 марта 2008 г. N 88

Положение
о Референс-центре по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней

См. Положение о Референс-центре по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней, утвержденное приказом Роспотребнадзора от 1 декабря 2017 г. N 1116

О деятельности референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней см. письмо Роспотребнадзора от 6 апреля 2009 г. N 01/4324-9-32

1. Общие положения

1.1. Референс-центр по лабораторной диагностике и мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней (далее Центр) создается на базе научно-исследовательских учреждений для оказания консультативно-методической и практической помощи органам и учреждениям Роспотребнадзора и учреждениям здравоохранения субъектов Российской Федерации и идентификации возбудителей инфекционных и паразитарных болезней.

1.2. Создание и ликвидация Центра осуществляется в соответствии с приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в установленном порядке.

1.3. Назначение руководителя Центра согласовывается с Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

1.4. Центр руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и настоящим положением.

1.5. Центр осуществляет свою работу во взаимодействии с региональными центрами, научно-исследовательскими институтами, органами и учреждениями Роспотребнадзора, Всемирной организацией здравоохранения и другими учреждениями.

1.6. Центр ежегодно представляет отчет о своей деятельности в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Порядок, сроки и форма представляемой информации устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

2. Задачи Центра

2.1. Идентификация и изучение биологических, молекулярно-генетических, биохимических характеристик возбудителей инфекционных и паразитарных болезней, в том числе культур с атипичными свойствами и вновь выявленных возбудителей.

2.2. Оказание практической помощи при проведении лабораторных исследований по установлению этиологических факторов инфекционных и паразитарных болезней с тяжелым и атипичным клиническим течением, а также при расследовании вспышек.

2.3. Разработка новых диагностических препаратов и методик лабораторной диагностики инфекционных и паразитарных болезней.

2.4. Подготовка предложений по внесению изменений в нормативные и методические документы, регламентирующих проведение лабораторной диагностики и мониторинга инфекционных и паразитарных болезней, а также обеспечение биологической безопасности при проведении диагностических исследований с патогенными биологическими агентами.

2.5. Оказание консультативно-методической помощи по проведению лабораторных исследований и мониторинга органам и учреждениям Роспотребнадзора и учреждениям здравоохранения в субъектах Российской Федерации.

2.6. Анализ состояния лабораторной диагностики и мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней.

2.7. Повышение профессиональной подготовки специалистов органов и учреждений Роспотребнадзора и учреждений здравоохранения по вопросам лабораторной диагностики при наличии соответствующих разрешительных документов.

2.8. Информирование территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора, региональных Центров и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о выявлении новых возбудителей инфекционных и паразитарных болезней.

2.9. Направление в Государственные коллекции штаммов микроорганизмов и возбудителей паразитарных болезней в установленном порядке.

3.1. Получать информацию от ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора о состоянии инфекционной и паразитарной заболеваемости, лабораторной диагностики в целом по стране и по отдельным субъектам Российской Федерации.

3.2. Вносить предложения по совершенствованию организации работы микробиологических лабораторий, методов и средств диагностики.

3.3. Участвовать в организации работ по внешнему контролю качества лабораторной диагностики, а также в международных программах контроля качества лабораторных исследований и мониторинга за инфекционными и паразитарными болезнями по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 июня 2010 г. № 01/9620-0-32 “О взаимодействии территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора с Референс-центром по мониторингу за бактериальными менингитами”

Ежегодно рядом субъектов Российской Федерации в Центр представляется информация о заболеваемости МИ и ГБМ в соответствии с единой формой персонифицированного учета больных, разработанной и внедренной Центром. Обработка специалистами Центра полученных углубленных данных о заболеваемости наряду с данными формы № 2 федерального государственного статистического наблюдения, позволяет проводить многофакторный эпидемиологический анализ случаев заболеваний МИ и ГБМ, определять наиболее неблагополучные территории, выявлять группы риска и готовить рекомендации по совершенствованию эпидемиологического надзора за менингококковой инфекцией и гнойными бактериальными менингитами. Аналитический материал, подготовленный Центром, направляется во все регионы страны для использования в работе.

Анализ заболеваемости менингококковой инфекцией в Российской Федерации, проведенный Центром, показал, что несмотря на продолжающийся межэпидемический период, заболеваемость регистрируется практически повсеместно за исключением некоторых субъектов (республики Тыва, Калмыкия, Ингушетия, Чеченская Республика, Чукотский и Ненецкий автономные округа), где в течение 2-3 последних лет генерализованные формы менингококковой инфекции (ГФМИ) не регистрировались.

По данным формы № 2 федерального государственного статистического наблюдения за последние 3 года (с 2007 по 2009 гг.) число ГФМИ в целом по Российской Федерации снизилось с 2246 (1,58 на 100 тыс. населения) до 1795 (1,26 на 100 тыс. населения), а число летальных исходов уменьшилось с 293 (0,21 на 100 тыс. населения) до 239 случаев (0,17 на 100 тыс. населения). Снижение заболеваемости ГФМИ за указанный период отмечено в большинстве (54-62%) субъектов Российской Федерации, вместе с тем на отдельных территориях уровни заболеваемости генерализованными формами менингококковой инфекции превышают средний показатель по стране в 2 и более раз.

Так, в Астраханской области, Еврейской автономной области и Хабаровском крае в 2008-2009 гг. зарегистрированы наиболее высокие показатели заболеваемости ГФМИ - от 2,35 до 8,2 на 100 тыс. населения при среднефедеральном уровне - 1,3-1,5 на 100 тыс. населения. При этом в Астраханской области и Хабаровском крае устойчиво высокие показатели заболеваемости отмечаются на протяжении последних восьми лет наблюдения, в связи с чем для всесторонней оценки степени напряженности эпидемического процесса менингококковой инфекции в этих субъектах требуется углубленный анализ.

Результаты обработки данных, поступивших в Центр в порядке взаимодействия с 47 субъектами страны (опорными базами Центра), показали, что абсолютное число случаев генерализованных форм менингококковой инфекции и гнойных бактериальных менингитов составило за 2008 год - 2641, из которых 1455 случаев - генерализованные формы менингококковой инфекции, а 1186 случаев - гнойные бактериальные менингиты не менингококковой этиологии (вызванные пневмококками, гемофильной палочкой типа b и другими возбудителями).

ГФМИ чаще болели дети в возрасте до 15 лет (66,8% от общего числа заболевших), при этом на детей до 5 лет приходилось более половины всех случаев заболеваний (52,3%). Контингентами наибольшего риска определены неорганизованные дети, доля которых от общего числа заболевших составила 45,5%, на долю организованных детей пришлось 14,8%, учащихся - 12,9%. Общий удельный вес взрослых в структуре ГФМИ составил 33%.

Отмечено увеличение числа заболевших ГФМИ среди взрослого населения, особенно подростков и молодых взрослых, что является неблагоприятным прогностическим признаком в отношении менингококковой инфекции.

Показатель летальности ГФМИ в среднем по Российской Федерации составил 11,3% (от 6,3% в субъектах Центрального до 16,4% в субъектах Приволжского федерального округа), а при прочих менингитах - 10,8% (от 3,1% в субъектах Дальневосточного до 20,8% в субъектах Приволжского федерального округа). Среди умерших от ГФМИ преобладали дети до 15 лет, с пиком летальности среди детей до 5 лет (62,2%), и взрослые в возрасте 45 лет и старше (16,5%).

Изучение Центром серогрупповой характеристики менингококков, циркулирующих в субъектах Российской Федерации, представивших данные за 2008 год, выявило увеличение по сравнению с предыдущим годом доли менингококков серогруппы А с 36,1% до 46,7% и снижение доли менингококков серогруппы В и С до 22,5% и 15,2% соответственно. При этом, по-прежнему, остается высокой доля штаммов с неустановленной серогруппой - 14,6%, что свидетельствует о существующих в регионах недостатках в организации лабораторной диагностики менингококковой инфекции.

Ведущее место в структуре бактериальных менингитов не менингококковой этиологии заняли пневмококковые менингиты (ПМ), доля которых составила 41%, вместе с тем, данные о выявлении ПМ поступили в Центр только из 25 субъектов Российской Федерации. Всего за 2008 год выявлено 149 случаев ПМ. Наиболее часто случаи пневмококкового менингита регистрировались в г. Москве (47 сл.), Челябинской области (15 сл.), Новосибирской области (15 сл.), Республике Татарстан (9 сл.), Краснодарском крае (7 сл.).

Пневмококковыми менингитами (ПМ) чаще болели взрослые (74%), особенно в возрастной категории 45-64 года (31%) и 25-44 года (23%). Доля детей до 5 лет составляла 15% от общего числа заболевших. Тяжелое течение заболевания чаще отмечалось среди старших возрастных групп, где показатели летальности достигали 30%. В среднем по стране уровень летальности при ПМ составил 18%. По результатам анализа установлено, что наиболее высокий риск заболевания ПМ существует для неработающих, пенсионеров, рабочих и неорганизованных детей, что необходимо учитывать при проведении профилактических мероприятий.

Гемофильные менингиты, обусловленные возбудителем H. influenzae типа b (ХИБ-менингиты) регистрировались во всех федеральных округах страны, но данные о заболеваемости ХИБ-менингитами в Центр представили только 22 субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, ограниченный охват субъектов Российской Федерации, взаимодействующих с Центром, не позволяет в полной мере оценить общую картину заболеваемости ХИБ-менингитами по стране.

Данные официальной статистики (форма № 2 федерального государственного статистического наблюдения) также не отражают достоверную картину распространенности гемофильной инфекции. Несмотря на введение с 2006 года официальной регистрации гемофильной инфекции, ежегодно в стране регистрируется только 85-115 случаев заболеваний в 14-19 субъектах Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Тамбовская, Тульская, Ярославская, Ленинградская, Кировская, Нижегородская, Саратовская, Свердловская, Челябинская, Новосибирская Мурманская области, республики Башкортостан, Коми, Татарстан, Бурятия). Показатель заболеваемости гемофильной инфекцией в целом по Российской Федерации в 2009 году составил 0,08 на 100 тыс. населения.

Специальные исследования по изучению распространенности ХИБ-инфекции, проведенные Центральным НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора в ходе выполнения пилотного проекта при поддержке Фонда Вишневской-Ростроповича, установили, что несмотря на выраженные региональные различия, при условии адекватной лабораторной диагностики ХИБ-менингит в Российской Федерации выявляется повсеместно.

По расчетным данным в целом по России ежегодное число случаев заболеваний ХИБ-менингитом составляет не меньше 300; другими инвазивными формами гемофильной инфекции (эпиглоттитом, сепсисом и другими) - не менее 200; ХИБ-пневмонией - около 10 тысяч случаев (не менее 150 на 100 тыс. детей моложе 5 лет).

С учетом позиции Всемирной организации здравоохранения о приоритетности иммунизации в системе профилактики гемофильной инфекции, Роспотребнадзором разработаны методические рекомендации по вопросам эпидемиологии и профилактики гемофильной инфекции (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 31.03.2010 МР3.3.1.0001-10).

Анализ состояния лабораторной диагностики ГФМИ и ГБМ, проведенный Центром, показал, что несмотря на некоторое увеличение суммарного показателя расшифровки заболеваний (с 36 до 40%), уровень его остается низким и составляет в некоторых регионах немногим более 30%. Процент лабораторного подтверждения генерализованных форм менингококковой инфекции выше (47%), чем гнойных бактериальных менингитов не менингококковой этиологии (31%).

Низкий уровень лабораторной диагностики не позволяет исчерпывающе оценить эпидемиологическую обстановку и достоверно определить основные индикаторные показатели напряженности эпидемического процесса ГФМИ и ГБМ. Отсутствие этиологического диагноза в значительной мере обуславливает ошибки в тактике лечения, затрудняет проведение адекватных профилактических и противоэпидемических мероприятий, в связи с чем в субъектах Российской Федерации необходимо совершенствование организационных и методологических основ лабораторной диагностики ГФМИ и ГБМ.

В целях координации работы и оказания консультативной помощи по вопросам лабораторной диагностики ГФМИ и ГБМ на территории Приморского края в 2010 году создан и начал функционировать Региональный Центр по лабораторной диагностике и мониторингу за менингококковой инфекцией и бактериальными менингитами (в г. Владивостоке). Работа по организации аналогичных центров в других регионах страны будет продолжена в 2011-2012 гг.

В большинстве субъектов Российской Федерации практически не осуществляется микробиологический мониторинг за биологическими свойствами возбудителей МИ и ГБМ, в том числе за их антибактериальной устойчивостью, серотиповой/серогрупповой принадлежностью, не проводится определение молекулярно-генетических характеристик выделенных штаммов и надзор за распространением наиболее опасных клонов. Решение указанных задач возможно и необходимо в тесном взаимодействии с Референс-центром по мониторингу за бактериальными менингитами в соответствии с возложенными на него функциями.

Учитывая изложенное, в целях совершенствования надзора за бактериальными менингитами в субъектах Российской Федерации во взаимодействии с Референс-центром по мониторингу за бактериальными менингитами:

1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Принять меры по улучшению организационных и методологических основ лабораторной диагностики менингококковой инфекции и гнойных бактериальных менингитов в субъектах Российской Федерации.

1.2. Организовать систематическую переподготовку специалистов лечебно-профилактических учреждений, лабораторной сети и врачей-эпидемиологов по вопросам эпидемиологии, диагностики и профилактики менингококковой инфекции и гнойных бактериальных менингитов.

2.1. Обеспечить представление в Референс-центр по мониторингу за бактериальными менингитами (111123 г. Москва, ул. Новогиреевская 3а, ФГУН ЦНИИЭ) информации о всех выявленных случаях заболевания бактериальными менингитами в соответствии с формами приложения 1 - ежегодно в срок до 15 марта следующего за отчетным года.

2.2. Информировать Референс-центр по мониторингу за бактериальными менингитами о всех случаях летальных исходов от менингококковой инфекции и при возникновении групповой заболеваемости ГФМИ среди населения для оказания методической и практической помощи.

2.3. Организовать направление выделенных культур менингококков, пневмококков, гемофильных палочек тип b, секционного материала от больных с летальным исходом при подозрении на заболевание ГФМИ, а также клинического материала от больных ГФМИ при групповых случаях заболеваний в лабораторию Референс-центра по мониторингу за бактериальными менингитами для изучения биологических и генетических свойств в соответствии с приложениями 2 и 3.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Астраханской области и Хабаровскому краю совместно с органами управления здравоохранением в Астраханской области и Хабаровском крае:

рассмотреть вопрос о возможности привлечения специалистов Референс-центра по мониторингу за бактериальными менингитами для проведения углубленного анализа эпидемиологической ситуации по МИ и ГБМ, включая участие в выборочных проверках стационарных лечебных учреждений, оказывающих медицинскую помощь больным МИ и ГБМ, по организации работы лабораторий по диагностике бактериальных менингитов.

4.1. Обеспечить участие специалистов Референс-центра по мониторингу за бактериальными менингитами в семинарах по вопросам эпидемиологии, лабораторной диагностики и профилактики менингококковой инфекции и гнойных бактериальных менингитов, организуемых в субъектах Российской Федерации для специалистов лечебно-профилактических учреждений, лабораторной сети и врачей-эпидемиологов.

4.2. Обеспечить оказание консультативной помощи субъектам Российской Федерации по вопросам эпидемиологического надзора, диагностики и организации профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах МИ и ГБМ.

4.3. Принять участие в выборочных проверках лабораторий по диагностике бактериальных менингитов лечебных учреждений, оказывающих медицинскую помощь больным МИ и ГБМ (по согласованию).

4.4. Представлять в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека срок до 1 июля следующего за отчетным года аналитические материалы по результатам ежегодного эпидемиологического надзора за менингококковой инфекцией и гнойными бактериальными менингитами во взаимодействии с опорными базами Референс-центра по мониторингу за бактериальными менингитами.

Приложение: на 5 л. в 1экз.

Руководитель Г.Г. Онищенко

Регион ФИО Пол Возраст Адрес Социальный статус Дата заболевания Дата обращения Дата госпитализации Первичный диагноз Окончательный диагноз Выделен возбудитель Исход
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Название (края, обл, АО, респ.) Иванова Д.Г Ж 45 Населенн. пункт Р 20.02.02 22.02.02 22.02.02 Синусит ГБМ S.pneumoniae В
Название (края, обл., АО, респ.) Ветров Г.В М 22 Населенн. пункт С 18.01.02 21.02.02 22.02.02 Отит ГБМ н/э н/о В
Пол: - мужской - м - женский - ж Возраст: 1 год-число без букв (пример: 23) Адрес: населенный пункт, где зарегистрирован случай заболевания Социальный статус : - Рабочий - Р - Служащий - С - Учащийся - У - Организованный (ребенок) - О - Не организованный (ребенок) - Н/О - Пенсионер - П - Не работающий - Н/Р - Не известно - Н/И Первичный диагноз: диагноз установленный в ЛПУ Окончательный диагноз: - Гнойный бактериальный менингит - ГБМ - Гнойный бактериальный менингит не ясной этиологии - ГБМ н/э Выделен возбудитель: - Вид выделенного микроорганизма (пример : S.aureus) - Не определен - н/о - Материал не исследовался - Х* Исход заболевания: 1) выздоровление - В 2) смерть - С 3) не известен - НИ ___________________________________________________ * - дополнения, внесенные в 2003 году

исследование клинического материала
от больного генерализованной формой менингококковой инфекции

исследование секционного материала
от больного генерализованной формой менингококковой инфекции

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 июня 2010 г. N 01/9620-0-32 "О взаимодействии территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора с Референс-центром по мониторингу за бактериальными менингитами"

Обзор документа

На базе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора был создан Референс-центр по мониторингу за бактериальными менингитами. Цель - повысить качество и эффективность эпиднадзора за менингококковой инфекцией (МИ) и гнойными бактериальными менингитами (ГБМ).

Сообщается, что, по данным Центра, несмотря на продолжающийся межэпидемический период, заболеваемость регистрируется практически повсеместно (исключение - Тыва, Калмыкия, Ингушетия, Чечня, Чукотский и Ненецкий автономные округа).

В 2007-2009 гг. число случаев генерализованных форм (ГФ) МИ в целом по России снизилось с 2 246 (1,58 на 100 тыс. населения) до 1 795 (1,26 на 100 тыс. населения), количество летальных исходов - с 293 (0,21 на 100 тыс. населения) до 239 (0,17 на 100 тыс. населения). Однако на отдельных территориях уровни заболеваемости ГФМИ превышают средний показатель по стране в 2 раза и более.

ГФМИ чаще болели дети в возрасте до 15 лет (66,8%). При этом отмечается увеличение числа заразившихся взрослых. Это неблагоприятный прогностический признак.

Также отмечается низкий уровень лабораторной диагностики. В большинстве регионов практически не осуществляется мониторинг за биологическими свойствами возбудителей МИ и ГБМ.

В связи с изложенным дан ряд поручений руководителям региональных органов управления здравоохранением и управлений Службы, главврачам Центров гигиены и эпидемиологии, директору ЦНИИ.

В частности, необходимо принять меры по улучшению организационных и методологических основ лабораторной диагностики МИ и ГБМ. Целесообразно организовать систематическую переподготовку специалистов ЛПУ, лабораторной сети и врачей-эпидемиологов по вопросам эпидемиологии, диагностики и профилактики указанных заболеваний.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой, вызванной распространением коронавирусной инфекции COVID-19, рекомендуется:

  1. Высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

обеспечить закрепление кураторов из числа руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за каждой стационарной организацией социального обслуживания и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее – Организация) в целях установления персонального контроля за деятельностью указанных Организаций на период проведения противоэпидемических мероприятий.

  1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования:

2.1. Обеспечить организацию круглосуточного медицинского наблюдения за состоянием здоровья проживающих в Организации граждан, в том числе несовершеннолетних, с проведением ежедневной термометрии (2 раза в сутки) и опроса о состоянии здоровья, а также организацию оказания им своевременной медицинской помощи.

2.2. Ограничить круг лиц, имеющих доступ в Организацию, работниками Организации, работниками служб, обеспечивающих функционирование Организации, представителями негосударственных организаций (с учетом требований п. 3.9.) а также представителями органов исполнительной власти.

2.3. Обеспечить разработку и утверждение комплекса принимаемых мер в случае выявления факта заболевания коронавирусной инфекцией COVID-2019 проживающих в Организации граждан, в том числе несовершеннолетних, и работников Организации.

2.4. Обеспечить в надлежащем объеме работников Организации, работников служб, обеспечивающих функционирование Организации, средствами индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчатки, кожными антисептиками в соответствии с действующими требованиями.

2.5. Предусмотреть возможность на основании приказа Организации временного перемещения на весь период до завершения мероприятий, связанных с осложнением эпидемиологической ситуации по коронавирусной инфекции COVID-2019:

  • проживающих в Организациях граждан (при их информированном письменном согласии), кроме несовершеннолетних граждан, находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на сопровождаемое проживание в негосударственных организациях социального обслуживания, являющихся поставщиками социальных услуг, в которых обеспечено выполнение комплекса мероприятий по недопущению распространения заболеваний коронавирусной инфекцией COVID-2019, по перечню, утвержденному соответствующим органом исполнительной власти региона;
  • проживающих в Организации граждан, в том числе несовершеннолетних, (при их информированном письменном согласии) в семьи законных представителей (при их письменном согласии и обязательстве обеспечить выполнение в домашних условиях комплекса мероприятий по недопущению распространения заболеваний коронавирусной инфекцией COVID-2019);
  • проживающих в Организациях граждан, в том числе несовершеннолетних, (при их информированном письменном согласии) к родственникам или иным лицам, с которыми у граждан, в том числе несовершеннолетних, имеются устойчивые личные отношения (при их письменном согласии и обязательстве обеспечить выполнение в домашних условиях комплекса мероприятий по недопущению распространения заболеваний коронавирусной инфекцией COVID-19).
  1. Руководителям Организаций:

3.1. Обеспечить на входе в Организацию:

  • контроль температуры тела всех входящих в Организацию лиц с применением аппаратов для измерения температуры тела бесконтактным или контактным способом (электронные, инфракрасные термометры, переносные тепловизоры) с обязательной дезинфекцией приборов для контактного применения после каждого использования способом протирания рекомендованными для этих целей средствами;
  • условия для мытья рук или обработки их спиртосодержащими кожными антисептиками.

3.2. Не допускать в Организацию лиц, имеющих признаки респираторных инфекций (повышенная температура, кашель, насморк), а также лиц, прибывших из регионов с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией по коронавирусной инфекции COVID-2019, или находившихся в контакте с заболевшими данным заболеванием.

3.3. Обеспечить мониторинг состояния здоровья сотрудников Организации и других лиц, допущенных к уходу за проживающими, с измерением температуры тела по показаниям в течение рабочего дня и незамедлительным отстранением от работы лиц с признаками острых респираторных инфекций.

3.4. Обеспечить круглосуточное медицинское наблюдение за состоянием здоровья проживающих в Организации граждан, в том числе несовершеннолетних, с проведением ежедневной термометрии (2 раза в сутки) и опроса о состоянии здоровья, а также организацию оказания им своевременной медицинской помощи.

3.5. Запретить проведение в Организации всех массовых мероприятий.

3.6. В период ограничительных мероприятий по новой коронавирусной инфекции обеспечить допуск в коллектив вновь поступающих на проживание граждан, в том числе несовершеннолетних, после прохождения ими необходимой временной изоляции (обсервации) на срок 14 дней, обеспеченной в Организации.

3.7. Обеспечить эпидемиологическую безопасность среды в Организации, соблюдение воздушно-теплового режима, режима проветривания и обеззараживания воздуха, проведение регулярной уборки и профилактической дезинфекции в помещениях, соблюдение работниками Организации и проживающими в Организации гражданами, в том числе несовершеннолетними, правил респираторной гигиены, рекомендаций медицинских работников, минимизацию рисков передачи сезонных респираторных инфекций от одного человека к другому.

3.8. Обеспечить оказание психологической помощи и поддержки проживающим в Организации гражданам, в том числе несовершеннолетним, в целях профилактики стрессовых ситуаций (в том числе силами негосударственных организаций, оказывавших до начала ограничительных противоэпидемических мероприятий профессиональную помощь работникам Организации в оказании психологической помощи и поддержки проживающим в Организации гражданам, в том числе несовершеннолетним);

3.9. Предусмотреть возможность дистанционного общения проживающих в Организациях граждан, в том числе несовершеннолетних, при их желании, с их родными, близкими, друзьями, находящимися вне указанных Организаций, а также обеспечить свободу использования проживающими в Организациях гражданами, в том числе несовершеннолетними, личных электронных средств связи (телефонов, планшетов, компьютеров) с организацией их регулярной дезинфекции.

3.10. Утвердить список представителей негосударственных организаций, оказывавших до начала ограничительных противоэпидемических мероприятий профессиональную помощь работникам Организации в уходе за проживающими в Организации гражданами, в том числе несовершеннолетними, и обеспечить на его основе допуск представителей негосударственных организаций в Организацию с соблюдением мероприятий, предусмотренных п.п. 3.1.-3.3.

3.10. Организовать прогулки проживающих в Организации граждан на территории Организации с соблюдением всех необходимых мер эпидемиологической безопасности и мер социального дистанцирования.

3.11. Организовать обучение проживающих в Организации граждан, в том числе несовершеннолетних, работников Организации и других лиц, допущенных к уходу за проживающими, мерам личной профилактики сезонных респираторных инфекций и новой коронавирусной инфекции COVID-2019, обеспечить информирование о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены.

3.12. Питание проживающих организовать преимущественно в жилых помещениях с соблюдением требований к мытью и дезинфекции посуды в предприятиях общественного питания.

3.13. Обеспечить в столовых и иных помещениях для приема пищи проживающими и персоналом, санитарных комнатах и санузлах Организации бесперебойное наличие условий для мытья рук с мылом и бумажных полотенец (салфеток), либо дезинфицирующих средств для рук в дозаторах (салфеток). Использование электрополотенец запрещается.

3.14. Обеспечить проживающих в Организации граждан, в том числе несовершеннолетних, при наличии показаний, соответствующим индивидуальным потребностям абсорбирующим бельем.

3.15. Обеспечить режим ежедневного позиционирования, высаживания, профилактики аспирации при кормлении, недопущения кормления в положении лёжа с целью профилактики внебольничной застойной пневмонии у маломобильных, проживающих в Организации граждан.

3.16. Обеспечить соблюдение проживающими в Организации гражданами, в том числе несовершеннолетними, режима дня, графика выполнения лечебных, реабилитационных, учебных и иных мероприятий, дневной занятости и других жизненно необходимых мероприятий с соблюдением принципа максимального их проведения в жилых помещениях или при использовании рекреационных зон по графику с соблюдением мер социального дистанцирования.

3.17. Предусмотреть, при наличии возможности, перемещение работников Организации из дома до работы и обратно без использования общественных видов транспорта.

С учетом высокой социальной значимости данного вопроса просим ситуацию держать на личном контроле.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции