Пищевые инфекции и пищевые отравления урок


Презентация для профессии "Повар, кондитер"

Дисциплина - "Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены"

Скачать:

Вложение Размер
Презентация "Основные пищевые инфекции и пищевые отравления" 1.09 МБ

Подписи к слайдам:

Патогенные микроорганизмы Болезнетворные ( патогенные) - Микроорганизмы, вызывающие заболевания человека. Инфекционные болезни — группа болезней, вызываемых пато­генными микроорганизмами. заразность формирование иммунитета циклическое течение реакции организма на возбудитель инкубационный период

Источники инфекции Больной человек и живот­ное (через кал, мочу, мокроту) Бактерионоситель ( человек , в организ­ме которого есть болезнетворные микробы, но сам он остается практически здоровым) Патогенные микробы передаются через почву, воздух, воду, предметы, пищу, насекомых и грызу­нов Патогенные микробы проникают в организм человека через дыхательные органы, рот, кожу и другими путями

И нкубационный (скрытый) период – время от момента проникновения микробов в организм человека до проявления болезни Иммунитет - невосприимчивость к тем или иным инфекционным заболеваниям. Е стественный (врожденный или приобретенный после болезни ) И скусственный ( создаваемый прививками ) Пищевые ин­фекционные заболевания – заболевания, возникающие у человека от микробов, попав­ших в организм с пищей (или водой ) О стрые кишечные инфекции (болеют только люди ) Зоонозы - передаются человеку от больных животных

Острые кишечные инфекции Заболевание Возбудитель Инкубационный период Оптимальная температура развития Условия уничтожения Пути заражения Дизенте рия Дизентерийная палочка 2-5 дней 37 0 С 60 0 С через 10-15 мин Грязные руки, фрукты, вода, молочные продукты, готовая пища обсемененные дизентерийной палочкой Брюшной тиф Палочка брюшного тифа 7-23 дня 37 0 С 60 0 С через 15-20 мин Вода, пищевые продукты и блюда обсемененные палочкой брюшного тифа Холера Холерный вибрион 2-6 дней 37 0 С Кипячение 1 мин, в кислой среде мгновенно Вода, пищевые продукты с холерным вибрионом Эпидемический гепатит Фильтрующийся вирус 14 дней – 6 месяцев 37 0 С Кипячение 30-40 мин Грязные руки, зараженные вода и пища Сальмонеллез Сальмонеллы - микробы, палочки 3-5 часов 37 0 С 70-75 0 С через 30 мин Животные, почва, вода, затем пища, обсемененная сальмонеллами

Зоонозы Заболевание Возбудитель Инкубационный период Оптимальная температура развития Условия уничтожения Пути заражения Бруцел лез Бруцелла - бактерия в форме мелкой палочки (выживает 8-60 дней) 4-20 дней 37 0 С Тепловая обработка Молоко и молочные продукты, мясо больных животных Туберку лез Туберкулезная палочка (выживает до 2 мес) 3-12 недель 37 0 С Кипячение в течение 10 мин Сырое молоко, молочные продукты, мясо больных животных, человек (воздушно-капельный, контактный путь) Сибирс кая язва Бацилла (споры в почве сохраняются до 10 лет) 2-3 дня 37 0 С Больных животных уничтожают Молоко, мясо больных животных, контакт с ними и продуктами животноводства (шерсть, кожа) Ящур Фильтрующийся вирус (выживает до 2 мес) 4-8 дней 37 0 С Тепловая обработка, обработка слабыми органическими кислотами Молоко, мясо больных животных

Глистные заболевания Глистные заболевания (гельминтозы) возникают у человека в результате поражения организма глистами (гельминтами), яйца или личинки которых попали с пищей, приготовленной с нару­шением санитарных правил Глисты — простейшие черви, паразитирующие в различных органах и тканях человека К руглые , плоские, кольчатые О т нескольких миллиметров до нескольких метров Мелкие глисты поражают: печень, легкие, мышцы, сердце, мозг, крупные паразитируют в кишечнике П рояв­ляются у человека в виде похудания, малокровия, задержки роста и умственного развития у детей

Пищевые отравления . Пищевые отравления - острые заболевания, возни­кающие от употребления пищи, содержащей ядовитые для орга­низма вещества Возникают у людей быстро и длятся несколько дней (иногда могут закончиться смертель­ным исходом) С имптомы болез­ни: боли в животе, тошнота, рвота, повышение температуры тела, понос, головокружение В зависимости от причины заболевания: - микробного (бактериальные и микотоксикозы) происхождения - немик­робного происхождения

Пищевые отравления бактериального происхождения Возникают от употребления пищи, содержащей живых микробов или их яды Живые микробы Я ды, накопившимися в пище в про­цессе жизнедеятельности микробов К ишечная палочка, гнилостная палочка (протея) Ботулизм, стафилококковое отрав­ление

Пищевые отравления бактериального происхождения Отравление условно-патогенными микробами ( кишечная па­лочка, гнилостная палочка) - нарушение правил личной гигиены - нарушение санитарных правил приготовления и хранения пищи - антисанитарное содержание рабочих мест, цеха, кухонного инвентаря и посуды отравления возникают только при сильном загрязнении продуктов этими микробами обитают в желудочно-кишечном трак­те человека и животных, широко распространены в природе

Пищевые отравления бактериального происхождения Палочка ботулинуса погибает при t 80°С в течение 15 мин, споры погибают при t 120 °С в течение 20 мин ( стерилизация) Ботулизм. Отравление пищей, содержащей сильнодействующий яд (токсин) микроба — ботулинуса В стречается в почве, в морском иле, воде, в кишечнике рыб и животных Происходит отравление мозга. Может наступить смерть от расстройства дыхания О бразование углекислого газа и водорода (бомбаж банки) Не изменяется качество продукта, лишь легкий запах про­горклого масла Отравление возникает в тече­ние суток после приема зараженной пищи

Пищевые отравления бактериального происхождения Стафилококковое отравление. В озникает в результате употребления пищи, содержащей токсин золотистого стафи­лококка Заболевание возникает спустя 2-4 ч после приема зара­женной ядом пищи Яд обезвреживается кипячением при t 100°С в течение 1,5-2 ч Длится отравление 1-3 дня, смертельных случаев не бывает Золотистый стафилококк погибает при t 70°С в течение 30 мин Ш ироко распространен в природе; много на инфицирован­ных ранах человека и животных

микотоксикозы отравления, в результате по­падания в организм человека пищи, пораженной ядами микро­скопических грибов Эрготизм - пищевое отравление спорыньей (гриб паразитирует на колосьях ржи и пшеницы). Поражение нервной системы, нарушение кровообращения Фузариотоксикозы. Отравления в резуль­тате потребления продуктов из зерна, перезимовавшего в поле или увлажненного и заплесневевшего (ангина или психическое расстройство) Афлатоксикоз – отравление ядами микроскопических грибов (арахис и продуктов из пшеницы, ржи, ячменя, риса, увлажнившиеся и заплесневев­шие в процессе хранения)

Спорынья Фузариоз Афлатоксин

Вопросы для повторения Каковы причины обсеменения пищевых продуктов кишечной па­лочкой? В каких случаях кишечная палочка вызывает пищевые отравления? Что такое ботулизм и чем он опасен? Каковы меры предупреждения ботулизма? Как предупредить стафилококковое отравление? Каковы санитарные правила обработки проросшего картофеля?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме:Пищевые инфекции. Пищевые отравления.

Презентация урока на тему: "Пищевые инфекции и отравления" по дисциплине ОП.05 "Микробиология, гигиена и санитария" для специальности 110401 "Агрономия", урок рассчитан на 4 часа.

Острые экзогенные отравления. Занятие 1.

Презентация по пищевой химии на тему:" Влияние воды на протекание коллоидно-химических реакций пищевых систем".

Первая помощь при острых отравлениях.

применяется на уроках по предмету Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены".


Образовательная : формировать представление о микроорганизмах, их воздействии на пищевые продукты, развивать умения и навыки безопасной работы, соблюдение правил санитарии и гигиены, профилактики пищевых отравлений и инфекций, выяснить последствия их несоблюдения;

развивающая : способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, развитию речи учащихся, их самостоятельности;

воспитательная : способствовать формированию и развитию трудовых качеств личности.

-учащиеся самостоятельно, используя информацию из учебника, интернета определяют полезные и вредные микроорганизмы;

-учащиеся знакомятся с источниками и путями проникновения болезнетворных микробов в организм человека;

-учащиеся определяют, что может привести к пищевому отравлению, признаками пищевого отравления, способами профилактики инфекций;

- оказание первой помощи при пищевых отравлениях;

Научиться соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с пищевыми продуктами.

Скачать:

Вложение Размер
Микроорганизмы 25.93 КБ
Микроорганизмы презентация 1.7 МБ

Предварительный просмотр:

Технология Класс 7. Урок №2. Дата 06.09 2016г.

Правила гигиены, санитарии, безопасной работы.

Образовательная : формировать представление о микроорганизмах, их воздействии на пищевые продукты, развивать умения и навыки безопасной работы, соблюдение правил санитарии и гигиены, профилактики пищевых отравлений и инфекций, выяснить последствия их несоблюдения;

развивающая : способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, развитию речи учащихся, их самостоятельности;

воспитательная : способствовать формированию и развитию трудовых качеств личности.

- учащиеся самостоятельно, используя информацию из учебника, интернета определяют полезные и вредные микроорганизмы;

- учащиеся знакомятся с источниками и путями проникновения болезнетворных микробов в организм человека;

- учащиеся определяют, что может привести к пищевому отравлению, признаками пищевого отравления, способами профилактики инфекций;

- оказание первой помощи при пищевых отравлениях;

Научиться соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с пищевыми продуктами.

Методы обучения : словесные, наглядные, практические, репродуктивные, метод проектов.

Формы организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Словарная работа : микроорганизмы, инфекция, пищевые отравления.

Тип урока : комбинированный использованием новых информационных технологий.

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

3. Актуализация знаний учащихся.

Что за невидимые помощники, которые вызывают полезные людям превращения?

4. Изучение нового материала . Словесно - иллюстративный рассказ.

Однажды голландский естествоиспытатель Антон Левенгук (1632 - 1723), собственноручно шлифовавший линзы и собиравший простейшие микроскопы, с удивлением обнаружил в дождевой капле воды мельчайшие живые организмы - микроорганизмы, или микробы.

Микроорганизмы – организмы, не различимые невооруженным взглядом. К ним относятся грибы, простейшие, бактерии, вирусы.

Микроорганизмы находятся буквально везде: в почве, воде, воздухе, в организме и на поверхности тела человека и животных, на растениях, различных предметах, в пищевых продуктах. Причем, не только находятся, но и играют важную роль в круговороте веществ в природе. Вот хотя бы одна цепочка: микробы разлагают все отмершее и умершее: растения и тела животных, — превращая их в почву. А та снова рождает и питает новые поколения растений, они в свою очередь питают собой животных, те дают пищу человеку.

Задание: по ходу работы группы заполняют предложенную форму, предварительно ознакомившись с материалом учебника и в карточках, предлагают правила профилактики пищевых инфекций.

1-я гр . Полезные микроорганизмы: а) дрожжи – одноклеточные пекарские грибки.

Микроорганизмы получили широкое распространение в кулинарии в процессе приготовления теста (процесс брожения), что повышает выход (количество) готовой выпечки и ее качество; также они применяются в виноделии для ускорения выделения соков из плодов и ягод;

б ) молочнокислые бактерии - без применения микроорганизмов невозможно производство кисломолочных продуктов, квашеные овощи заквашиваются тоже этими бактериями, синтезируя витамины В 1, В 2, В 3, В 6 и В 9 ;

в) кефирный грибок – совместное существование микроорганизмов, но сохраняются не более 2-х недель, поэтому йогурты с большими сроками хранения менее полезны;

в) микроорганизмы используются в спиртоваренной промышленности при получении дрожжей, в медицинской промышленности при производстве лекарств.

Впрочем, не все микроорганизмы приносят человеку пользу. Пищевые продукты – прекрасная питательная среда для развития микроорганизмов. Во влажной среде, содержащей питательные вещества, при благоприятных условиях начинают размножаться микробы, вызывая разложение составных частей пищевых продуктов, в результате чего они становятся непригодными к потреблению (особенно быстро происходит размножение микроорганизмов в мясе, рыбе, молоке яйцах, жирах, овощах и плодах.

2-я гр . Вредные микроорганизмы: а) плесневелые грибы – появляются на сладостях, мясе и сыре, развиваются в теплой и влажной среде. Жара и солнечный свет убивают их.

б) дрожжевые грибки - размножаются на пищевых продуктах, содержащих влагу и сахар, продукты начинают бродить. Содержание их в холоде убивает грибки.

в) сальмонеллы - палочки, вызывающие тяжелые отравления, трудно распознаваемы, т. к. не изменяют вид, цвет и вкус блюд. Для профилактики сальмонеллеза сырые и готовые продукты режут на отдельных разделочных досках, сырые яйца тщательно моют.

в) ботулинус – вызывает ботулизм, тяжелое пищевое отравление, проявляется во вздутии консервных банок; Способ борьбы – воздействие

г) золотистый стафилококк – вызывает ангину, воспалительные процессы, гнойнички. Не изменяет вкус, цвет, запах продукта. Для профилактики соблюдают личную гигиену и хранят при +2- 4 о С.

3-я гр. Внешние факторы, влияющие на развитие микроорганизмов .

Возбудители пищевых инфекций устойчивы к различным воздействиям и длительно сохраняются во внешней среде: в водопроводной воде - до 3 месяцев, на овощах и фруктах - от 5 до 14 недель. Молоко, бифштексы, котлеты, студень, салаты — являются наиболее благоприятной средой для возбудителей пищевых инфекций, в них микробы могут размножаться при температуре 20—40°С.

Как люди, изменяя внешние факторы, подавляют развитие микроорганизмов?

  • Температура. Оптимальная температура для размножения микроорганизмов 20…25°С. Низкая (6…20°С и высокая (45…50°С) температуры замедляют или прекращают рост микроорганизмов.
  • Влажность. Продукты, содержащие большое количество влаги, быстро портятся, т.к. в воде хорошо растворяются питательные для микроорганизмов вещества. Если в продукте уменьшить количество влаги, то продлится срок его хранения.
  • Кислотность среды. Большинство микроорганизмов не выносят повышенной кислотности. Поэтому при консервировании овощей, их квашении и мариновании микроорганизмы погибают под воздействием молочной или уксусной кислоты.
  • Микроорганизмы погибают под влиянием повышенной концентрации соли и сахара. Вот почему долго хранятся соленые рыба и мясо, различные джемы, варенья, повидло.
  • Биологические факторы. Фитонциды – вещества содержащиеся в луке, чесноке, хрене, убивают многие болезнетворные микробы.

4-я гр. Пищевые отравления – заболевания, возникающие в результате употребления пищи, инфицированной определенными видами микроорганизмов или содержащей токсические вещества(ботулизм, стафилококк, сальмонеллы, др. При попадании в организм болезнетворных микробов в нем развивается болезнь.

Немикробные пищевые отравления — отравления продуктами, ядовитыми по своей природе.

Симптомы : боль в области живота, рвота, понос, головная боль, головокружение, резкая слабость, в тяжелых случаях потеря сознания.

Необходимо выяснить, какой продукт стал причиной отравления,
и сделать его недоступным для других.

Если пострадавший в сознании, нужно промыть ему желудок: дать выпить три-четыре стакана бледно-розового раствора марганцовокислого калия (марганцовки) и вызвать рвоту, надавливая на корень языка пальцем или ложкой.

После промывания желудка рекомендуется приготовить раствор активированного угля: 20-30 таблеток залить стаканом холодной кипяченой воды, размешать до кашеобразного состояния и дать выпить пострадавшему.

Через два-три часа повторно промыть желудок. Промывание желудка следует повторить два-три раза (если порекомендует врач).

Учащиеся выполняют упражнения на расслабление мышц шейного отдела позвоночника, кистей рук и упражнения для глаз.

Затем каждая группа докладывает о своей работе ( кратко) и все вместе составляют правила предупреждения пищевых инфекций:

Есть общие правила , при соблюдении которых можно избежать или предупредить пищевые инфекции.

1. Перед приемом и приготовлением пищи обязательно мойте руки с мылом.

2. При приготовлении пищи пользуйтесь только инструментами и приспособлениями с соответствующей маркировкой.

3. После работы тщательно убирайте рабочее место.

4. Инвентарь и посуду храните в строго отведенном месте.

5. Не допускайте совместного хранения сырья и готовой продукции.

6. Не употребляйте в пищу продукты с истекшим сроком хранения и сомнительного происхождения.

7. Соблюдайте правила и сроки хранения продуктов.

8. Применяйте достаточную тепловую обработку пищевых продуктов.

9. Если продукты не требуют дальнейшей тепловой обработки, тщательно промойте их теплой, а затем горячей водой.

10. Не допускать наличия мух, тараканов, грызунов.

11. Использовать только мясо, прошедшее ветеринарно-санитарный контроль, имеющее клеймо.

12. Куриные яйца перед использованием мыть.

13. Все баночные консервы хранить в холодильнике, и проверять их на бомбаж (вздутие консервной банки).

14. Тщательно очищать картофель и удалять глазки.

15. Использовать безопасную посуду.

Вопросы для повторения:

1. Что такое микроорганизмы? Какие полезные и вредные воздействия они оказывают на пищевые продукты?

3. Назовите источники и пути проникновения болезнетворных микроорганизмов в организм человека.

Задание : Из предложенных вариантов ответов на вопросы исключить неверные

1 . Вопрос : В каких процессах участвуют полезные микроорганизмы ?

Ответы: Квашение, брожение, плесневение .

2. Вопрос : Болезнями грязных рук являются.

Ответы: Ангина, дизентерия, гепатит, ОРЗ .

3. Вопрос: Переносчиками пищевых инфекций могут быть:

Ответы: Больные, мухи, блохи, грызуны.

4. Вопрос: Признаками пищевого отравления являются:

Ответы: Рвота, чихание, резкая слабость, насморк, понос.

5. Как правильно оказать 1-ю доврачебную помощь при пищевом отравлении?

Ответ: Дать сладкий чай, активированный уголь, вызвать рвоту, вызвать врача.

8.Рефлексия. Что мы делали на уроке? Что у нас получилось сразу? Над чем мы размышляли ? Что надо з апомнить ? Как я оценива ю свою работу?

9. Домашнее задание § 1, знать профилактику пищевых инфекций; проверить с родителями аптечку и сроки годности лекарств, содержимое холодильника (инд.)

Подписи к слайдам:

Пищевые отравления можно разбить на три группы 1 . Микробные - не передаются от больного человека здоровому, и имеют только пищевой путь передачи. 2 . Немикробного происхождения - могут быть вызваны: ядовитыми грибами и растениями, соланином (проросший картофель), ядовитыми примесями к пищевым продуктам, Нитратами и нитритами. Неуточненного происхождения – химические вещества могут попасть в продукты из окружающей среды.

Какие действия предпринять при пищевом отравлении? 1. В ызвать врача, а до его прихода оказать первую доврачебную помощь пострадавшему; Изъять продукт ставший причиной отравления; Промыть желудок пострадавшему бледно-розовым р-м марганцовки ( дать выпить 3-4 стакана ), вызвать рвоту ( надавливая на корень языка черенком ложки ). Дать пострадавшему активированный уголь . Через 2-3 ч повторно промыть желудок и повторить этот процесс 2-3 раза.

Какова профилактика заболеваний? соблюдаем санитарно-гигиенические требования : Перед приемом и приготовлением пищи обязательно мыть руки с мылом . При приготовлении пищи пользоваться инструментами и приспособлениями с соответствующей маркировкой. После работы тщательно убирать рабочее место. Инвентарь и посуду хранить в строго отведенном месте. Не допускать совместного хранения сырья и готовой продукции. Не употреблять в пищу продукты с истекшим сроком хранения и сомнительного происхождения. Соблюдать правила и сроки хранения продуктов. Применять достаточную тепловую обработку пищевых продуктов. Если продукты не требуют дальнейшей тепловой обработки, тщательно промыть их теплой, а затем горячей водой.

Пищевые отравления и их предупреждение.

Цель: развивать знания о гигиене пищеварительной системы на основе знакомство с основными пищевыми отравлениями и мерами по их предупреждению; актуализировать знания о глистных заболеваниях, значении профилактических прививок; продолжить формировать умения работы в группе, обобщать, делать выводы, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование : учебник, таблицы, рисунки, дополнительная литература

Тип урока : комбинированный

Термины и понятия : стафилококковый токсикоз, ботулизм, гепатит, холера, дизентерия , сальмонеллез, рациональное питание, правила питания, гельминтоз.

2.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .

-Каким изменениям подвергается пища, передвигаясь по желудочно- кишечному тракту, на различных этапах пищеварения?

В результате обсуждения данного вопроса с демонстрацией таблицы учащиеся делают обобщение:

-ротовая полость- апробация, смачивание, обеззараживание пищи, измельчение, расщепление углеводов;

-пищевод-продвижение пищи в желудок;

-желудок-механическая переработка, обеззараживание пищи, расщепление белков и эмульгированных жиров;

-12-перстная кишка - расщепление белков, жиров и углеводов под действием поджелудочного сока и желчи;

-тонкий кишечник - расщепление белков и углеводов, избирательное всасывание питательных веществ в кровь и лимфу;

-тонкий кишечник-всасывание воды, формирование каловых масс, переваривание клетчатки, синтез витаминов.

3.Изучение нового материала.

1.Болезни желудочно-кишечного тракта.

/Работа в группах/

Изучить желудочно- кишечные инфекции, глистные инвазии и выявить меры по их предупреждению по плану: заболевание, признаки, причины, профилактика.

Над решением данного задания учащиеся работают в течение 7 минут.

1 группа рассматривает пищевые отравления,

2 группа- желудочно-кишечные инфекции: ботулизм и сальмонеллез,

3 группа- желудочно- кишечные инфекции: холеру и дизентерию,

4 группа- глистные инвазии.


Вывод по результатам проведенной работы:

1.Пищевое отравление может вызываться различными микроорганизмами, чаще всего это сальмонеллы, дизентерийная палочка, палочка ботулизма, холерный вибрион.

2.Попадая в организм, бактерии выделяют яд, который вызывает острое воспаление слизистой желудка, тонкой и толстой кишок. Симптомы: тошнота, рвота, боли в животе, головная боль, иногда судороги.

3.Инфекция передается через зараженные пищевые продукты- мясо, рыбу, молоко, салаты и т. д.

4.Наряду с желудочно- кишечными инфекциями часто встречаются и глистные заболевания, иногда протекающее так же остро, как и инфекционные. Признаки: отсутствие аппетита, похудание, схваткообразные боли в животе, тошнота, рвота, дисфункция кишечника, нарушение сна, повышение нервозности.

5.Избежать пищевые отравления и глистные инвазии можно, соблюдая правила личной гигиены, режим и сроки хранения продуктов, технологию приготовления пищи.

2.Первая помощь при отравлениях.


Составление памятки по правилам питания- 5 минут (в тетради)

Основные правила питания:

-пища должна иметь привлекательный вид, приятный запах и вкус,

-умеренность в еде,

-есть не торопясь. Тщательное пережевывание пищи способствует лучшей ее механической обработке,

-соблюдение правил личной гигиены.

4.Обобщение и систематизация изученного материала.

1.Как предупредить пищевые отравления?

2.Какой вред человеку приносят мухи?

3.Почему нельзя есть плохо проваренное и прожаренное мясо?

4.Какие меры первой помощи надо оказать больному до прихода врача при подозрении на пищевое отравление?

Правильное питание – одна из основ здорового образа жизни! Правильное рациональное питание позволяет сохранить и укрепить здоровье, предупредить многие заболевания и решить существующие проблемы со здоровьем.

5.Подведение итога урока.

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Материал разработан и подготовлен учителем

МБОУ ХТЛ г. Кирова Вахреневой В. П.

Объект проектирования: правила безопасного питания

Концептуальная основа: употребление в пищу недоброкачественных продуктов и не соблюдение санитарно – гигиенических норм приводит к неблагоприятным последствиям.

Техники и технологии:

- опережающее введение домашнего задания;

- элементы проблемного обучения;

Межпредметные связи : биология, химия, ОБЖ.

- ознакомить учащихся с основными инфекциями, бактериями и симптомами пищевых отравлений;

- сформировать навыки определения доброкачественности продуктов.

- формировать у учащихся аналитические навыки при выборе и использовании продуктов питания.

- формировать навыки соблюдения правил личной гигиены, как источника здоровья.

- усвоить знания о правилах гигиены и применять их на практике;

- научиться выбирать доброкачественные продукты;

- научиться оказывать первую помощь при отравлении.

Тип урока: комбинированный

Структурные элементы урока

2. Актуализация знаний учащихся о пищевых отравлениях.

4. Усвоение новых знаний. Беседа учителя с введением проблемных вопросов.

5. Первичное закрепление знаний. Практическая работа по выбору доброкачественных продуктов и консервов из предложенного ассортимента.

8. Домашнее задание.

Прогнозируемый результат: знание у чащиеся причин, симптом, последствий пищевых отравлений и умение оказать первую помощь.

2.2. Профилактика пищевых отравлений (дополнительный материал к урокам раздела).

Пищевое отравление: симптомы, лечение, профилактика.

Плесневые грибы. Это простейшие микроорганизмы, появляющиеся, подобно растительности, на продуктах, в первую очередь на мясе, сыре и сладостях. Для роста им требуется влажность, тепло, темнота, питательная среда и воздух. Под действием жары и солнечного света они погибают. Плесень может расти и там, где мало влаги. Плесневые грибы вызывают пищевые отравления (микотоксикозы). Они могут находиться в продуктах переработки хлебных злаков, заплесневевших фруктах и овощах, не прошедших тепловую обработку. Для профилактики микотоксикозов продукты следует хранить при низкой температуре и влажности.

Дрожжевые грибки. Это одноклеточные микроорганизмы, размножающиеся на продуктах, содержащих сахар и влагу. Продукты с большим содержанием жидкости и небольшим сахара вследствие этого подвержены брожению, в результате которого вырабатывается спирт. Разрушаются дрожжи при нагревании (кипячении). Холод предотвращает их рост.

Бактерии. По отношению к пище различают два вида бактерий: полезные, использующиеся при изготовлении кисломолочных продуктов, и вредные, вызывающие порчу продуктов и, как следствие, пищевые отравления.

На пищевые продукты бактерии могут попасть следующим образом:

- с грязных поверхностей;

- с гноящихся язв, порезов и ожогов;

- с потоком воздуха;

- от домашних животных;

- от насекомых, птиц и грызунов;

- с пищевых отходов.

Кишечная палочка - обитает в кишечнике человека, птиц и животных. Долго сохраняется на предметах, в воде и почве. Погибает при температуре +60 градусов за 15 минут.

Протейная палочка - гнилостная бактерия. Погибает при нагревании до +65 градусов в течение 30 минут. Попадает в готовую пищу при употреблении ножей и разделочных досок, использовавшихся для сырых продуктов.

Палочка перфингенс - обитает в воде, почве и на пищевых продуктах. Не развивается в кислой среде. Устойчива к нагреванию. Быстро размножается в прошедших тепловую обработку продуктах.

Сальмонеллы - вызывают тяжелые пищевые отравления. Легко переносят низкие температуры, не размножаются в кислой среде и плохо - в соленой. Мгновенно погибают при температуре +100 градусов. Сальмонеллы не меняют вкус, запах и внешний вид блюд.

Золотистый стафилококк - находится в воздухе и на теле человека. Вызывает воспалительные процессы, заболевания кожи и ангину. В пищевых продуктах выделяет много токсинов. Погибает при +80 градусах за 30 минут, а образовавшийся яд устойчив к нагреванию до +100 градусов в течение 1,5-2 часов.

Ботулинус - вызывает самое тяжелое пищевое отравление - ботулизм. Обитает в кишечнике человека, рыб, птиц, животных, в почве и водоемах, на фруктах и овощах. Яд ботулинуса сохраняется при консервировании, мариновании, солении и замораживании. Разрушается при кипячении за 15 минут.

Размножение бактерий. Благоприятными условиями для размножения бактерий являются влажность, тепло и подходящая питательная среда. Из одной бактерии за 6 часов может получиться миллион! Чаще всего пищевые отравления вызывают бульоны, супы, соусы, мясные и молочные продукты, пироги, яйца, а также повторно подогретая пища и подвергшиеся ручной обработке продукты. (12)

Симптомы пищевого отравления

Все пищевые отравления по причине их возникновения можно условно разделить на две группы.

Собственно пищевое отравление – это отравление заведомо ядовитыми продуктами (грибы, ягоды, семена растений) или токсичными химическими веществами.

Пищевая токсикоинфекция (ПТИ) – это пищевое отравление у ребенка, возникающее при употреблении пищи, населенной болезнетворными микроорганизмами и их токсинами. ПТИ встречается довольно часто, отличается коротким инкубационным периодом (несколько часов) и острым течением. Заболевание, как правило, длится 2-3 дня и не заразно для окружающих.

Чаще всего симптомы пищевого отравления у детей появляются внезапно. Заболевание начинается с тошноты, рвоты и болей в животе. В тяжелых случаях рвота может наблюдаться до 15 и более раз в сутки. Затем присоединяется понос (диарея). Каловые массы могут приобретать водянистый характер и содержать примеси крови, зелени и слизи. В легких случаях общее самочувствие ребенка обычно не страдает, но порой признаки пищевого отравления у детей прогрессируют. Человек становится вялым, капризным, у него повышается температура. Самые грозные симптомы пищевого отравления у людей - это проявления обезвоженности организма (следствие обильной рвоты и поноса. Появляется бледность кожи, учащенный пульс и дыхание, снижение артериального давления, сухость во рту. Человек редко и мало мочится, да и моча у него темная, концентрированная. При самом серьезном течении заболевания возможны такие признаки пищевого отравления, как инфекционно-токсический шок.

Лечение пищевого отравления

Можно на сутки взять ответственность на себя. Но если лечение пищевого отравления у детей в домашних условиях не приводит к улучшению, то, не сомневаясь, вызывать неотложку. Необходимо знать, что пищевое отравление у ребенка это не повод для самолечения антибиотиками. Прием противорвотных и противодиарейных препаратов не нужен. Рвота и понос - защитные реакции, с помощью них организм избавляется от микробов и их токсинов. В большинстве случаев достаточно ограничиться диетой, правильным вводно-солевым режимом и приемом различных сорбентов. Разумеется, обязательной госпитализации подлежит тяжелое течение заболевания с выраженным обезвоживанием.

Питьевой режим при пищевом отравлении. Необходимо восполнять потерю жидкости и электролитов. Вода, некрепкий чай, рисовый отвар, настой шиповника и различные водно-солевые растворы. Поить надо часто и малыми порциями (даже если отказывается) - каждые 10 - 15 минут по глоточку. Дети должны получать 150 мл на килограмм веса. Такой водно-солевой нужно соблюдать пока не прекратятся рвота и понос.

Диета при пищевом отравлении – это и путь к выздоровлению, и лечение пищевого отравления у детей. На 4-6 часов стоит вообще отказаться от приема пищи (не забывать про питье). Пищевой режим должен быть щадящий. Пища должна быть жидкой, полужидкой и протертой. Кормить ребенка нужно дробно (до 8 раз в день) и малыми порциями. Нужно быть осторожным со сладким, цельным молоком и свежим хлебом, чтобы не провоцировать бродильные процессы в кишечнике. Минимум жиров. Каши на воде или на молоке, разбавленном водой, протертые овощные супы и отварное мясо, сухарики и вчерашний хлеб, а также кисломолочные продукты. В течение еще пары-тройки недель после выздоровления питание должно быть особым – готовить пищу на пару, исключить жареное и жирное, пряности и черный хлеб, сырые овощи и фрукты. Польза соков, для здоровья неоспорима, но со свежевыжатыми соками нужно немного подождать. Обратить внимание! Нарастание симптомов обезвоженности, а тем более шока – это состояния, требующие неотложной специализированной медицинской помощи!

Профилактика пищевого отравления.

Таблица 1. Режим хранения сырья, полуфабрикатов и готовых блюд (41)

Мясо и мясопродукты охлажденные и мороженые

Масло сливочное, маргарин, сыры, яйца

Мясные крупнокусковые полуфабрикаты

Мясные порционные полуфабрикаты

Мясные панированные полуфабрикаты

Мясной фарш натуральный, вырабатываемый предприятиями торговли

Котлеты, бифштексы рубленые мясные, рыбные, из птицы, готовые

Мясо, печень жареные

Студень мясной, мясо заливное

Мясо птицы охлажденное

Мясо птицы замороженное

Мясо птицы жареное

Колбасы вареные мясные или из птицы высшего сорта

Колбасы вареные мясные или из птицы I и II сортов

Сосиски и сардельки мясные

Буженина, бекон, мясо прессованное

Торты и пирожные:

с белковым кремом или фруктовой отделкой

с масляным кремом

с кремом из сливок или заварным

Винегреты, салаты в незаправленном виде

Супы заправочные, пюреобразные, бульоны

Супы заправочные и молочные с макаронными изделиями

Овощные, крупяные, мясные, рыбные готовые блюда

Инфекция или инфекционный процесс (от латинского слова infectio – заражать , загрязнять ) – это совокупность явлений , возникающих и развивающихся в организме при внедрении и размножении в нем болезнетворных микроорганизмов.

Заражение пищевыми инфекциями происходит при употреблении в пищу зараженных болезнетворными микроорганизмами продуктов питания , продуктов с истекшим сроком годности , а также при несоблюдении правил личной и санитарной гигиены .

Знания человека об особенностях распространения микроорганизмов помогают предупредить инфекционные болезни и даже ликвидировать некоторые из них . К заболеваниям ,передающимся через пищу ,относятся брюшной тиф , дизентерия , холера , сальмонеллез , инфекционный гепатит и другие , которые можно охарактеризовать следующими основными признаками : боль в области живота , рвота , понос , головная боль , головокружение , резкая слабость ,в тяжёлых случаях потеря сознания .

Возбудители пищевых инфекций устойчивы к различным воздействиям и длительно сохраняются во внешней среде , например в водопроводной воде – до 3 месяцев , на овощах и фруктах от 5 до 14 недель . Пищевые продукты , особенно молоко ,рубленные изделия : бифштексы , котлеты , студень , салаты – являются наиболее благоприятной средой для возбудителей пищевых инфекций ,в них микробы могут размножаться при температуре 20-40 о С.

Пищевые отравления выделяют в отдельную группу пищевых заболеваний. Их можно разделить на три группы : микробные , немикробные и неуточнённого происхождения .

Микробные пищевые отравления не передаются от больного человека к здоровому , а имеют только пищевой путь передачи .

Немикробные пищевые отравления – отравления продуктами , ядовитыми по своей природе.

Среди этой группы наиболее часто наблюдаются отравления грибами , а также пищевые отравления вызванные примесями химических веществ , которые связаны с повышенным содержанием в продуктах пищевых добавок и примесей попавших в продукты из оборудования , инвентаря ,тары , упаковочных материалов , а также примесей , попавших в продукты из окружающей среды.

Отравления могут быть вызваны нитратами и нитритами , используемыми в качестве пищевых добавок при производстве колбасных изделий (для фиксации розового цвета) или в качестве консервантов при изготовлении сыров и брынзы . Нитраты накапливаются также в овощах и бахчевых культурах из-за применения азотных и азотистых удобрений . Отравления примесями , попадающими в продукты из материала посуды , оборудования ,тары , возможны при использовании инвентаря не по назначению , посуды , изготовленной из материалов не соответствующих гигиеническим требованиям.

Из окружающей среды в продукты питания могут попасть вредные химические вещества , которые вызывают пищевые отравления . В пищевые продукты как растительного , так и животного происхождения ,могут попасть пестициды (ядовитые химикаты), используемые в сельском хозяйстве для защиты растений от сорняков и вредителей.

Есть группа правил , при строгом соблюдении которых можно избежать или предупредить пищевые инфекции .

1. Перед приемом и приготовлением пищи обязательно мойте руки с мылом .

2. При приготовлении пищи пользуйтесь только инструментами и приспособлениями с соответствующей маркировкой .

3. После работы тщательно убирайте рабочее место .

4. Инвентарь и посуду храните в строго отведенном месте .

5. Не допускайте совместного хранения сырья и готовой продукции.

6. Не употребляйте в пищу продукты с истекшим сроком хранения и сомнительного происхождения.

7. Соблюдайте правила и сроки хранения продуктов.

8. Применяйте достаточную тепловую обработку пищевых продуктов.

9. Если продукты не требуют дальнейшей тепловой обработки , тщательно промойте их теплой , а затем и горячей водой.

Если вы сталкиваетесь все-таки с признаками пищевых отравлений , необходимо вызвать врача , но до его прибытия вам надо правильно оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.

1) Необходимо выяснить , какой продукт стал причиной отравления , и по возможности изъять его.

2) Если пострадавший в сознании , промыть ему желудок : дать выпить 3-4 стакана бледно-розового раствора марганцовокислого калия (марганцовки) и , надавливая на корень языка пальцем или черенком ложки , вызвать у него рвоту.

3) После промывания желудка рекомендуется дать активированный уголь (карболен): 20-30 таблеток заливают стаканом холодной кипячёной воды ,помешивая доводят до кашеобразного состояния и дают выпить пострадавшему .

4) Через 2-3 часа повторно промывают желудок . Промывание желудка следует повторить 2-3 раза .

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции