Перечень вопросов по инфекционным болезням



Кафедра инфекционных болезней

Обучающие циклы ДПО для врачей будут проходить в электронном формате.

Сканкопии путевок, документов для регистрации присылайте на электронную почту E.Romanova@szgmu.ru.

Вопросы по проведению цикла можно задавать

Романовой Елене Сергеевне

по телефону 717-60-51

Адрес: ул. Миргородская, д.3,

Клиническая инфекционная больница имени С.П. Боткина, корпус 3, 4 этаж.

Режим работы: 9:00 - 16:12 (пн-сб)

  • Республиканская клиническая инфекционная больница в Усть-Ижоре (гл.врач Воронин Е.Е.)
  • ДНК ЦИБ ФМБА РФ (директор Лобзин Ю.В.)

Основные направления деятельности

Кафедра инфекционных болезней Северо-западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова ведет обучение по четырем основным направлениям:

  • инфекционные болезни для врачей клинического профиля;
  • клиническая лабораторная диагностика инфекционных болезней для врачей-лаборантов, вирусологов, иммунологов, врачей станций переливания крови и других;
  • тропическая медицина, включая эпидемиологические особенности, вопросы клиники, диагностики и лечения паразитарных заболеваний;
  • инфекционные болезни для студентов лечебного, медико-профилактического, иностранного и стоматологического факультетов.

Основной базой кафедры остается - исторически определенная - Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина. Кроме того, преподавание ведется в:

  • Республиканской клинической инфекционной больнице в Усть-Ижоре (главный врач – профессор кафедры Воронин Е.Е.)
  • ДНК ЦИБ ФМБА РФ
  • Военно-морской госпиталь

Кафедральным коллективом были подготовлены и изданы пособия Инфекционные болезни для студентов 5 курса университета, по дифференциальной диагностике при инфекционных заболеваниях для студентов 6 курса; подготовлено к изданию два пособия Основные синдромы инфекционных заболеваний и Инфекционные болезни для студентов, обучающихся по программе ФГОС 3. В 2013-14 годах 7 учебных пособий были утверждены УМО. Коллектив кафедры постоянно обновляет учебно-методические материалы, разработаны главы в учебно-методическое пособие для преподавателей ВУЗов РФ в рамках работы с УМК по инфекционным болезням РФ. Ежегодно издаются 6-8 учебных пособий для врачей.

Профессорско-преподавательский состав кафедры


Заведующий кафедрой, академик РАН, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки РФ Лобзин Юрий Владимирович

Сотрудники кафедры - главные специалисты МЗ РФ и Комитета по здравоохранению г. СПб и Ленинградской области; члены РАН, сотрудники, имеющие почетные звания.

Нечаев В.В. – заслуженный работник высшей школы

ПилипенкоВ.В.- начальник Управления по организации стационарной медицинской помощи взрослому населению, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения Комитета по Здравоохранению правительства Санкт-Петербурга

Васильев В.В. - заместитель главного внештатного инфекциониста Комитета здравоохранения Санкт-Петербурга


Слева направо: доцент Погромская М.Н., ассистент Осиновец О.Ю., ассистент Филипович О.М., доцент Антонов В.М., доцент Токин И.И.,профессор Степанова Е.В., доцент Демиденко Т.П., профессор Нечаев В.В., доцент Старцева Г.Ю., профессор Пилипенко В.В., ассистент Аникина О.В., профессор Воронин Е.Е., доцент Романова Е.С., профессор Кузнецов Н.И., доцент Клур М.В., доцент Федуняк И.П., доцент Блескина Т.Н., Сакра А.А., ассистент Ровный В.Б., доцент Гаврилова Е.П ., доцент Кирпичникова Г.И., заведующий кафедрой, профессор Лобзин Ю.В., доцент Гришанова Г.И ., профессор Васильев В.В.

Методические и иные документы, разработанные кафедрой для обеспечения образовательного процесса

  1. Реактивные артриты, ассоциированные с хламидийной инфекцией.
  2. Менингококковая инфекция.
  3. Хронические вирусные гепатиты и перекрестный синдром.
  4. Инфекции, на которые распространяются международные медико-санитарные правила. Часть I. Общие принципы санитарной охраны территорий. Холера, чума, желтая лихорадка.
  5. Инфекции, на которые распространяются международные медико-санитарные правила. Часть II. Общие принципы санитарной охраны территорий. Геморрагические лихорадки.
  6. Инфекционно-токсический шок.
  7. Диагностика и профилактика заболеваний TORCH-комплекса.
  8. Острая почечная недостаточность при инфекционных заболеваниях.
  9. Основы консультирования больных ВИЧ-инфекции.
  10. Приверженность терапии у больных ВИЧ-инфекцией.
  11. Психологическое сопровождение больных ВИЧ-инфекцией.
  12. Токсоплазмоз,
  13. Хламидийная инфекция,
  14. Цирроз в исходе хронических вирусных гепатитов,
  15. Иммунитет. Иммунодефициты. Лабораторная диагностика нарушений иммунной регуляции.
  16. Антиретровирусная терапия у детей на современном этапе.
  17. Дифференциальная диагностика основных синдромов инфекционных заболеваний: учебное пособие для студентов 6 курса лечебного факультета.
  18. Клиника, диагностика и лечение наиболее часто встречающихся гельминтозов человека.
  19. Дегидратационный синдром при инфекционных заболеваниях.
  20. Терапия вирусных гепатитов: учебное пособие для врачей.
  21. Диагностика, лечение и профилактика некоторых врожденных инфекций
  22. Грипп и другие острые респираторные вирусные инфекции у взрослых
  23. Дифференциальная диагностика диарей в практике врача инфекциониста
  24. Клещевой энцефалит: диагностика, лечение, профилактика
  25. ВИЧ-инфекция: этиопатогенез и лабораторная диагностика
  26. Геморрагические лихорадки Ласа, Марбург и Эбола. Мероприятия при выявлении больного заболеванием, на которое распространяются международные медико-санитарные правила
  27. Дифференциальная диагностика желтух при некоторых инфекционных заболеваниях
  28. Врожденные инфекции у детей: алгоритмы диагностики и прогноза развития
  29. Герпесвирусные инфекции, вызываемые нейро-тегментальнотропными вирусами (HSV-I,II и VZV)
  30. Герпесвирусные инфекции, вызываемые лимфотропными вирусами (EBV, CMV, HHV-6, HHV-7, HHV-8)
  31. Перинатальные аспекты герпетических инфекций
  32. Иммунопрофилактика основных инфекционных заболеваний
  33. Современные методы лабораторной диагностики вирусных инфекций
  34. Сочетанные инфекции: ВИЧ-инфекция, туберкулез и вирусные гепатиты
  35. Малярия
  36. Бактериальные менингиты

В мае 1921 года по приказу правительства на базе медицинского факультета 2-го Петроградского государственного университета (бывшего Психоневрологического института), преобразованного в марте 1920 года в самостоятельный ВУЗ, получивший название Государственный институт медицинских знаний (ГИМЗ) – в последующем Ленинградский санитарно-гигиенический институт имени И.И. Мечникова (ЛСГМИ, СПбГМА) - была основана кафедра инфекционных болезней. Организовал и возглавил кафедру выдающийся ученый Николай Константинович Розенберг. Клинической базой стала крупнейшая в России инфекционная больница имени С.П. Боткина.

В тяжелые годы голода и эпидемий сыпного тифа и холеры Н.К. Розенберг смог организовать на кафедре не только учебный процесс, но и научно-исследовательскую работу. Патология брюшного тифа и скарлатины, учение об иммунитете, ацидозе и обмене веществ у инфекционных больных, изучение особенностей иммунитета при оспе, работа по клинике и профилактике гриппа, исключительная работа о динамике септического процесса - вот далеко не полный перечень работ, выполненный Розенбергом и его учениками. Учебник Н.К. Розенберга по инфекционным болезням, монография “Сыпной тиф” не потеряли актуальности и в настоящее время.

1 сентября 1924 года в Государственном Клиническом институте для усовершенствования врачей (в последующем – ГИДУВ, СПбМАПО) под руководством Н.К. Розенберга была организована кафедра инфекционных болезней, задачей которой была целенаправленная подготовка врачей-инфекционистов. В первые годы существования кафедра давала необходимый уровень знаний по инфекционным болезням терапевтам и педиатрам. Раз в неделю врачи слушали лекции Н.К. Розенберга. Два раза в неделю на базе больницы им. С.П. Боткина под руководством Ф.М. Пастернацкого проходили 4-х часовые практические занятия у постели больных.

В 1928 году кафедру, преподающую инфекционные болезни студентам (ЛСГМИ) возглавил Стефан Валерианович Висковский, а руководить кафедрой инфекционных болезней ГИДУВа был избран Кузьма Петрович Глухов. Кафедры разрабатывали новые научные направления, укрепляя и расширяя знания по специальности инфекционные болезни. Под руководством С. В. Висковского продолжалось развитие патофизиологического направления научных исследований в клинике инфекционных болезней. На кафедре ГИДУВа изучались свойства возбудителей инфекционных болезней, состояние иммунитета и разрабатывались методы специфической терапии. Написанная К.П. Глуховым монография “Инфекционные желтухи” положила начало изучению проблемы вирусных гепатитов. С 1931 года кафедрой стали проводиться циклы усовершенствования для врачей-инфекционистов.

В годы Великой Отечественной войны кафедры не прекращали своей работы. С.В. Висковский был призван в ряды Красной армии и назначен главным эпидемиологом Ленинградского фронта. К.П. Глухов был членом консультационного бюро Санотдела фронта. Одновременно на кафедрах велась научно-исследовательская работа по эпидемиологическим особенностям сыпного тифа, дизентерии и дифтерии, фаготерапии и фагопрофилактике кишечных инфекций - военная обстановка сама диктовала направление развития и работы.

С 1955 года студенческую кафедру инфекционных болезней (ЛСГМИ) возглавлял профессор В.В. Космачевский, в 1922 году впервые в России диагностировавший и описавший болезнь содоку. Им были предложены оригинальные методики лечения малярии, скарлатины, лямблиоза, тифов. В этот период на кафедре начал работать К.Г. Капетанаки, внедривший в медицинскую практику энзимные тесты, что позволило осуществлять раннюю диагностику вирусных гепатитов и упростило дифференциальную диагностику. Именно К.Г. Капетанаки являлся основоположником нового научного направления кафедры - изучения патогенеза вирусных гепатитов.

1952 - 1975 год - в ГИДУВе кафедрой заведовал Петр Иванович Стрелов. Основным научным направлением кафедры являлись кардиологические нарушения при инфекционных заболеваниях. П.И. Стрелов в 1952 г. организовал первый в стране кишечный кабинет в поликлинике, который явился прообразом кабинетов инфекционных заболеваний

Под руководством П.И. Стрелова было выполнено 4 докторские диссертации и 5 кандидатских. Причем все доктора наук стали заведующими кафедрами:

Олег Арсентьевич Дунаевский – заведующий кафедрой, а затем ректор Калининского мединститута;

Дмитрий Викторович Полешко – Минского мединститута;

Алексей Федорович Подлевский – Ленинградского санитарно-гигиенического мединститута (ЛСГМИ);

Тамара Вячеславовна Жернакова – сменила П.И. Стрелова на должности заведующего кафедрой Лен ГИДУВа.

В течение 10 лет руководства кафедрой Т.В. Жернакова изменила направление научных исследований. Совместно с НИИ гематологии и переливания крови сотрудники кафедры начали изучение системы гемостаза при различных заболеваниях – гриппе, болезни Брилля, вирусных гепатитах, псевдотуберкулезе. Результаты научных исследований были отражены в монографии “Геморрагический синдром при инфекционных заболеваниях”

Алексей Федорович Подлевский, возглавив кафедру инфекционных болезней ЛСГМИ, продолжил научное направление исследований по изучению особенностей вирусных гепатитов, а также клиники и диагностики гриппа, сальмонеллеза, псевдотуберкулеза, кампилобактериоза. Было разработано положение о кабинете инфекционных заболеваний поликлиник. На смену ученикам П.И. Стрелова к руководству кафедрами инфекционных болезней ЛСГМИ и ГИДУВа пришли соответственно Тамара Васильевна Сологуб и Аза Гасановна Рахманова.

Научно-исследовательская работа коллектива под руководством Т.В. Сологуб была направлена на расшифровку этиологической структуры гемоконтактных вирусных гепатитов, выяснение эпидемиологических клинических, морфологических и иммуносерологических особенностей. Благодаря разработкам кафедры и усилиям Т.В. Сологуб было начато обязательное обследование доноров плазмы, беременных женщин, пациентов отделения гемодиализа и других лиц высокого риска инфицирования на HCV-инфекцию.

В соответствии с приказом МЗ РСФСР от 11. 07. 1988. в ЛСГМИ им. И.И. Мечникова для подготовки иностранных студентов из развивающихся стран по специальности медико-профилактическое дело была создана кафедра тропической медицины и гигиены жарких стран. Возглавил кафедру профессор Виталий Владимирович Нечаев. Основными научными направлениями кафедры тропической медицины являлись изучение проявлений эпидемического процесса социально значимых инфекций, а также разработка алгоритма эпидемиологического надзора за сочетанными инфекциями. В 1996 году кафедра была превращена в курс тропической медицины и влилась в состав кафедры инфекционных болезней ЛСГМИ.

А.Г. Рахманова, как главный инфекционист Санкт-Петербурга, явилась инициатором перестройки работы инфекционной больницы им. С.П.Боткина, которая стала крупным многопрофильным центром с реанимационным, инфекционно-хирургическим, акушерско-гинекологическим, консультационно-поликлиническим отделениями и отделением гемокоррекции.

Основным научным направлением деятельности кафедры под руководством А.Г. Рахмановой стало изучение клинико-патогенетических особенностей течения, новых методов диагностики, этиопатогенетической терапии вирусных гепатитов, ВИЧ/CПИД инфекции, вторичных заболеваний и других актуальных инфекций (дифтерии, кишечных инфекций и др.).

В 2001 году на посту заведующего кафедрой инфекционных болезней СПб МАПО А.Г. Рахманову сменил академик РАМН, профессор Юрий Владимирович Лобзин, который продолжил развитие и совершенствование преподавания по специальности инфекционные болезни, сохраняя статус кафедры, как одной из ведущих кафедр страны по подготовке кадров. Ежегодно проводилось 20-30 циклов общего и тематического усовершенствования и 3-5 выездных циклов в разные регионы страны, в том числе сертификационных для инфекционистов и врачей лаборантов. Более 700 врачей ежегодно проходили обучение на кафедре.

12 октября 2011 года произошло объединение СПб МАПО и СПбГМА им. И.И. Мечникова в государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова). В результате объединились в своем составе кафедра, ведущая преподавание на последипломном уровне и кафедры Тропической медицины и Инфекционных болезней, ведущие преподавание на додипломном уровне. Возглавил объединенную кафедру академик РАН, заслуженный деятель науки РФ, профессор, д.м.н. Юрий Владимирович Лобзин.

Направления и специальности обучения

1.2. Задачи изучения дисциплины:

  • изучение общих закономерностей развития инфекционных заболеваний с акцентом на клинические патологические синдромы;
  • изучение эпидемических особенностей различных инфекционных заболеваний;
  • освоение принципов и методов клинической и лабораторной диагностики инфекционных болезней;
  • освоение принципов этиотропной и патогенетической терапии инфекционных болезней;
  • изучение правил выписки инфекционных и принципов диспансерного наблюдения за переболевшими инфекционными заболеваниями;
  • освоение принципов проведения профилактических и противоэпидемиологических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.

1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоения которых необходимо для получения базисных знаний при изучении инфекционных болезней

  • Микробиология: разделы общей микробиологии, специальной микробиологии, санитарной микробиологии, иммунологии, вакцины и сывороток.
  • Патологическая физиология: аллергия, адаптация, шок, свертывающая и антисвертывающая система крови, иммунитет и иммунопатология.
  • Патологическая анатомия: патоморфология инфекционных заболеваний.
  • Фармакология: средства этиотропной и патогенетической терапии инфекционных заболеваний.
  • Пропедевтика внутренних болезней: методика клинического обследования больного, методы лабораторных исследований.
  • Гигиена, гигиена питания, коммунальная гигиена: санитарно-гигиенические требования к условиям проживания, питания и пр.
  • Реаниматология: печеночная недостаточность, почечная недостаточность, острая дыхательная недостаточность, инфекционно-токсический и гиповолемический шок, отек и набухание головного мозга, ДВС - синдром.
  • Неврология: семиотика нервных болезней, клиническая и лабораторная диагностика менингитов и энцефалитов.
  • Дерматология: характеристика экзантем.
  • Офтальмология: поражение органа зрения при инфекционных болезнях.
  • Отоларингология: поражение ЛОР-органов при инфекционных болезнях.
  • Хирургические болезни: острая хирургическая патология органов брюшной полости, анаэробная инфекция.
  • Акушерство и гинекология: инфекционные заболевания репродуктивной сферы у женщин, внутриутробные инфекции плода.
  • Организация здравоохранения: структура медицинской службы, анализ показателей заболеваемости.
  1. Содержание дисциплины

2.1. Лекционный курс посвящен наиболее актуальным и сложным проблемам инфекционной патологии и включаем новейшие достижения отечественной и мировой науки в области этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клиники, диагностики, терапии и профилактики инфекционных заболеваний. Все лекции читаются по единому плану. Краткое содержание лекций изложено в конспектах.

2.2. Практические занятия проводятся согласно тематическому плану. Конечной целью обучения на кафедре является подготовка врачей, хорошо знающих клинику инфекционных заболеваний, владеющих методами их диагностики и дифференциальной диагностики, умеющих оказать неотложную помощь и назначить рациональную терапию больному с учетом его возраста и тяжести заболевания, а также освоивших специфическую профилактику, обеспечивающую дальнейшее снижение инфекционной заболеваемости населения и комплекс противоэпидемических мероприятий в очаге, предупреждающий возникновение и распространение инфекционных заболеваний. На занятиях поднимаются вопросы медицинской этики и деонтологии, правовых, морально-этических и профессиональных особенностей работы врача при выявлении острого инфекционного заболевания (лечение больного на дому, показания к госпитализации, карантинные мероприятия и др.).

Изучение каждой нозологической формы острого инфекционного заболевания включает:

  • историю изучения заболевания, приоритет отечественной науки;
  • общую характеристику болезни, ее классификационное положение и место в структуре инфекционной заболеваемости населения;
  • этиология, свойства возбудителя, имеющие эпидемиологическое значение: механизм развития и проявления эпидемического процесса;
  • основные фазы патогенеза, патоморфологические изменения в различных системах;
  • клиническую систематику, особенности клинических проявлений в возрастном аспекте;
  • течение, исходы, последствия болезни, возможные осложнения: основы ранней диагностики;
  • основные и вспомогательные методы лабораторных исследований, их диагностическую ценность;
  • особенности клиники, течения и диагностики инфекционного заболевания у возраста;
  • лечение больного в домашних условиях, организация стационара на дому;
  • лечение инфекционного больного в условиях стационара;
  • показания для госпитализации, порядок ее проведения;
  • неотложную терапию на догоспитальном этапе и в стационаре;
  • катамнестическое наблюдение и диспансеризацию после инфекционного заболевания;
  • систему профилактики и противоэпидемических мероприятий по борьбе с заносом в коллектив и распространении инфекции;
  • эффективность противоэпидемических мероприятий;
  • особенности эпидемической диагностики и системы эпидемического надзора;
  • основы иммунопрофилактики, порядок и сроки проведения профилактических прививок;
  • течение поствакцинального периода;
  • этику взаимоотношений с родителями и родственниками больного;
  • задачи Российского здравоохранения в борьбе за дальнейшее снижение заболеваемости.

Перечень практических знаний и умений, приобретаемых студентами при прохождении дисциплины

В течение учебного года преподаватели проводят открытые практические занятия для всех сотрудников кафедры с оформлением методических разработок и новых методических материалов.

Учебно-воспитательная работа на кафедре направлена на формирование этических, деонтологических и общечеловеческих ценностей у студентов. В начале каждого цикла преподавателями проводится беседа по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в инфекционном стационаре, правилам общения с больными и персоналом, ознакомление с правилами внутреннего распорядка на кафедре, в отделениях больницы и поликлиниках.

При проведении промежуточной аттестации (экзамена) учитываются результаты текущей успеваемости в течение семестра и применяется балльно-рейтинговая система, утвержденная Положением Казанского ГМУ о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Итоговая (рейтинговая) оценка слагается из оценок по модулям (максимум 100 баллов за модуль), текущей оценки (максимум 10 баллов), оценки, полученной на экзамене (максимум 100 баллов).

Время начала экзамена согласно расписанию, составленному кафедрой, группами и деканатом.

На экзамен студент должен явиться согласно расписанию со своей группой, при себе иметь вторую обувь, халат, шапочку, маску, фонендоскоп, резиновые перчатки, авторучку, зачетную книжку.В ходе экзамена не разрешается пользоваться телефонами, планшетами, учебниками и другими справочными и методическими материалами.

У ассистента кафедры студент получает экзаменационные листы для выполнения экзаменационных заданий, на которых регистрируется ФИО, номер группы, дата и время получения заданий, также заполняется оценочная карта студента, в которой будут фиксироваться оценки, полученные студентом в ходе экзамена, а также итоговая оценка за экзамен.

Экзамен состоит из следующих видов заданий:

1. Тестовые задания, включающие 30 вопросов по всем разделам дисциплины, пройденным в течение 10-12 семестров (перечень экзаменационных вопросов представлен на образовательном портале). На выполнение заданий студенту дается 30 минут.

Критерии оценки: Максимальное количество – 30 баллов. Минимальное количество баллов для зачета теста - 21.

2. Экзамен у постели больного.

На осмотр больного и подготовку к ответу студенту дается 30 минут.

Критерии оценки:максимальная оценка 40 баллов:

- сбор анамнеза и осмотр - 10 баллов,

-формулировка диагноза и его обоснование - 10 баллов,

- план обследования и интерпретация результатов -10 баллов,

- план лечения с указанием доз препаратов - 10 баллов).

3. Ситуационная задача по инфекционным заболеваниям детского возраста с 5 вопросами.Студент должен письменно сформулировать и обосновать диагноз, составить план обследования, лечения и противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции.

Критерии оценки: максимальная оценка - 30 баллов (6 баллов за каждый правильный ответ)

Максимальная оценка за экзамен - 100 баллов .

При проведении промежуточной аттестации (экзамена) учитываются результаты текущей успеваемости в течение семестра и применяется балльно-рейтинговая система, утвержденная Положением Казанского ГМУ о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Итоговая (рейтинговая) оценка слагается из оценок по модулям (максимум 100 баллов за модуль), текущей оценки (максимум 10 баллов), оценки, полученной на экзамене (максимум 100 баллов).

Время начала экзамена согласно расписанию, составленному кафедрой, группами и деканатом.На экзамен студент должен явиться согласно расписанию со своей группой, при себе иметь зачетную книжку, ручку. В ходе экзамена не разрешается пользоваться телефонами, планшетами, учебниками и другими справочными и методическими материалами. Для проведения расчетов студентам предоставляются калькуляторы.

У лаборанта/ассистента кафедры студент получает экзаменационные задания и экзаменационный лист для выполнения экзаменационных заданий, на котором регистрируется ФИО, номер группы, дата и время получения заданий, также заполняется оценочная карта студента, в которой будут фиксироваться оценки, полученные студентом в ходе экзамена, а также итоговая оценка за экзамен и окончательный рейтинг по Дисциплине.На выполнение заданий и подготовку к ответу студенту дается 40 минут.

Экзамен состоит из следующих видов заданий:

1. Билет, включающий 2 вопроса из 80 по всем разделам дисциплины, пройденным в течение 8 и 9 семестров (перечень экзаменационных вопросов представлен на образовательном портале и на странице кафедры).

2 вопрос – неотложные состояния у детей и помощь при них или заболевания детского возраста (этиология, патогенез, клиника, диагностика и лечение), пройденные в течение 8 и 9 семестров.

На билет студент отвечает устно, в экзаменационном листе должны быть зафиксированы тезисы устного ответа по представленным вопросам.

90-100 баллов – отвечает на поставленный вопрос в полной мере, дано верное толкование терминов, рассмотрены ключевые вопросы, согласно современным научным позициям, диагностика и лечение заболеваний с учетом актуальных стандартов и федеральных рекомендаций.

80-89 баллов – отвечает на поставленный вопрос в полной мере, дано верное толкование терминов, ключевые вопросы темы рассмотрены частично или диагностика и лечение заболеваний не в полной мере соответствуют современным подходам и федеральным рекомендациям.

70-79 баллов – отвечает на поставленный вопрос, но не в полной мере, дано верное толкование терминов, ключевые вопросы темы рассмотрены частично или диагностика и лечение заболеваний не в полной мере соответствуют современным подходам и федеральным рекомендациям.

0-69 баллов – не отвечает на поставленный вопрос, неверно истолкованы термины, не затронуты ключевые вопросы темы, не знает современные подходы и федеральные рекомендации к диагностике и лечению заболеваний

.2. Ситуационная задача по заболеваниям детского возраста, пройденным за 8 и 9 семестры – студент должен письменно сформулировать и обосновать диагноз, составить план лечения.

Оценка- только предварительный диагноз – без учета клинической формы и определения тяжести и т.д. согласно рабочей классификации - 4. Ситуационная задача по инфекционным заболеваниям детского возраста – студент должен письменно сформулировать и обосновать диагноз, составить план лечения

Оценка- только предварительный диагноз – без учета клинической формы и определения тяжести и т.д. согласно рабочей классификации - станция 2 – инфекции детского возраста (преподаватели кафедры детских инфекций) – включает устные и письменные ответы на задание 4.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра инфекционных болезней и фтизиатрии с курсом ДПО

Проректор по учебной деятельности

___________________ А.Б. Ходжаян

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Год начала подготовки

Инфекционные болезни

31.05.01 Лечебное дело

Медицинская и организационно-управленческая деятельность врача-лечебника

Всего часов - 216

аудиторные занятия: - 96

практические занятия - 78

Самостоятельная работа - 120

экзамен 11 семестр

зачет 9 семестр

Цель освоения дисциплины – формирование знаний, умений, навыков и компетенций, развитие клинического мышления, воспитание нравственности и других качеств личности, необходимых в деятельности врача-лечебника.

Задачи освоения дисциплины:

- знать теоретические и практические аспекты расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации инфекционного больного;

- знать стандарты медицинской помощи по инфекционным заболеваниям;

- знать современные лабораторные и инструментальные методы обследования, используемые в клинической практике для более точной диагностики симптомов и синдромов основных инфекционных заболеваний;

- уметь провести физикальное исследование инфекционного больного.

- уметь использовать субъективные, объективные и функциональные методы исследования инфекционного больного;

- уметь использовать клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи инфекционным больным и больным туберкулезом;

- владеть практическими навыками работы с информационными ресурсами, организацией научных исследований;

- владеть правилами написания истории болезни инфекционного больного;

- владеть порядком оказания медицинской помощи инфекционным больным;

- владеть навыками диагностики неотложных состояний и оказания (экстренной) и первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина относится к базовой части Блока I ОПОП, ее изучение осуществляется в 9-11 семестрах.

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки,

формируемые следующими дисциплинами:

Знания, умения и навыки, полученные при изучении данной дисциплины необходимы для успешного освоения следующих дисциплин

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных

с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Коды и содержание

Планируемые результаты обучения

Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок

1.Уметь оценивать свои потребности, необходимые для продолжения обучения и выполнения профессиональной деятельности

1.Владеть навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления

готовность к ведению медицинской документации

1.Знать ведение типовой отчетно-учетной документации в медицинских организациях

1.Уметь заполнять историю болезни. Выписать рецепт.

1. Владеть правильным ведением медицинской документации

готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза,

результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-

анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания

1.Знать патогенез инфекционных болезней, их

2. Знать основные методы лабораторной и инструментальной диагностики, при-меняемые в

1.Уметь определить статус пациента с инфекционным заболеванием.

2. Уметь наметить объем

инфекционного больного в соответствии с прогнозом болезни для уточнения диагноза и получения

1.Владеть интерпретацией результатов

лабораторных, инструментальных методов диагностики

способность к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами

1. Знать клиническую картину течения и возможные

осложнения наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

2. Знать методы клинического, лабораторного, инструментального обследования инфекционных больных при конкретных

нозологических формах с учетом круга дифференцируемых заболеваний.

3. Знать специфические методы

диагностики инфекционных больных

1. Уметь оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему

объема неотложной и плановой помощи.

2 Уметь наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза и получения

достоверного результата в соответствии с прогнозом болезни

3. Владеть алгоритмом развернутого клинического

2. Владеть интерпретацией результатов

лабораторных, инструментальных методов диагностики.

готовность к оказанию медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях,

состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих

экстренной медицинской помощи

1.Знать основные принципы лечения инфекционных болезней и реабилитацию больных.

2. Знать показания к госпитализации инфекционного больного.

3. Знать специфическую и неспецифическую профилактику инфекционных болезней.

1. Уметь оценить

состояние пациента для принятия решения о

необходимости оказания ему медицинской помощи.

3. Владеть основными врачебными

диагностическими и лечебными мероприятиями при неотложных состояниях.

готовность к участию во внедрении новых методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан

1. Знать новые методы и методики диагностики и лечения

инфекционных болезней в типичной форме у различных групп населения.

1.Уметь обосновать показания к избранному методу лечения с учетом современных этиотропных и патогенетических средств

оценками эффективности внедрения новых методов и методик .

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем ( по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Наименование разделов дисциплины

Контактная аудиторная работа обучающихся

с преподавателем в академических часах,

Самостоятельная работа, в том числе консультации

Клинические практические занятия

Контроль самост. работы

Самостоятельная работа, в том числе индивидуальные консультации и контроль самост. работы (акад.час)

Раздел 1. Общие вопросы

Раздел 2. Частные вопросы

Промежуточная аттестация: зачет

ИТОГО 72 часа, ЗЕТ 2

6

30

36

Раздел 2. Частные вопросы

ИТОГО 72 часа, ЗЕТ 2

6

24

2

34

Раздел 3. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней

Промежуточная аттестация: экзамен

ИТОГО 72 часа, ЗЕТ 2

6

24

2

40 (6+34)

Итого по дисциплине

18

78

4

2

114

Часов 216

Зач.ед. 6

96

120

Раздел I. Общие вопросы инфекционной патологии

Тема 1. Место инфекционных болезней в патологии человека и системе здравоохранения. Учение об общей патологии инфекционных болезней

Тема 2 Принципы диагностики инфекционных болезней. Основы рациональной терапии инфекционных больных.

Тема 3. Реабилитация и диспансеризация. Принципы профилактики инфекционных болезней

Раздел II. Частные вопросы инфекционной патологии

Тема 4. Сальмонеллезы .

Тема 5. Шигеллезы.

Тема 7. Пищевые токсикоинфекции.

Тема 8. Иерсиниозы.

Тема 10. Риккетсиозы.

Тема 11. Столбняк.

Тема 12. Менингококковая инфекция.

Тема 13. Дифтерия.

Тема 14. Стрептококковая инфекция(рожа, скарлатина).

Тема 16. Системный клещевой боррелиоз (болезнь Лайма).

Тема 17. Сибирская язва.

Тема 18. Лептоспироз.

Тема 19. Бруцеллез.

Тема 20. Амебиаз.

Тема 21. Малярия.

Тема 22. Трематодозы, нематодозы, цестодозы.

Тема 23.Грипп, ОРВИ, птичий грипп.

Тема 24. Герпесвирусные инфекции.

Тема 25. Геморрагические лихорадки.

Тема 26. Вирусные гепатиты.

Тема 27. ВИЧ – инфекция и оппортунистические заболевания.

Тема 28.Энтеровирусные инфекции.

Раздел III. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней.

Тема 29. Синдром желтухи в клинике инфекционных болезней.

Тема 30. Диарейный синдром в клинике инфекционных болезней.

Тема 31. Менингеальный синдром в клинике инфекционных болезней.

Тема 32. Лимфоаденопатия в клинике инфекционных болезней.

Тема 33. Поражение ротоглотки в клинике инфекционных болезней.

Тема 34. Синдром пневмоний в клинике инфекционных болезней.

Тема 34. Синдром пневмоний в клинике инфекционных болезней.

Тема 36. Лихорадочный синдром в клинике инфекционных болезней.

Тема 37. Артралгический синдром в клинике инфекционных болезней.

Тема 38. Неотложные состояния в клинике инфекционных болезней.

5. Виды контроля: текущий(зачет 9-й семестр), промежуточный (экзамен в 11 семестре)

6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

1. Основная литература

2. Инфекционные болезни и эпидемиология [Текст] : учеб. / В. И. Покровский, С. Г. Пак, Н. И. Брико, Б. К. Данилкин. - 3-е изд.,испр. и доп. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 1008 с.

4.Инфекционные болезни [Текст] : учеб.для вузов / под ред. Н. Д. Ющука, Ю. Я. Венгерова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 704 с.

2. Дополнительная литература:

2.Лабораторная диагностика инфекционных болезней [Текст] : справ. / под ред. В. И. Покровского, М. Г. Твороговой, Г. А. Шипулина. - М. : БИНОМ, 2014. - 648 с.

3.Крымская геморрагическая лихорадка (клиника, диагностика, лечение, организация медицинской помощи) [Текст] : учеб. пособие для врачей- инфекционистов, реаниматологов, врачей общей практики / сост.: И. В. Санникова, М. В. Титоренко, Л. В. Ртищева [и др.]. - Ставрополь :Изд- во СтГМУ, 2015. - 76 с.

4.Актуальные вопросы острых кишечных инфекций [Текст] : учеб.-метод. пособие для студ., клин. ординаторов, интернов, курсантов ИПДО и врачей общ. практ. / сост.: П. Н. Попов, Л. В. Ртищева, Л. И. Ткаченко. - Ставрополь : Изд-во СтГМУ, 2013. – 83 с.

5.ВИЧ-инфекция: диагностика, лечение, профилактика : учеб. пособие[Текст] / сост. А.Д. Антоненко, Б.А. Хапаев. - Ставрополь :СтГМА, 2010. - 32 с.

6.Антоненко, А.Д. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней : учеб.пособие [Текст] / А.Д. Антоненко. - Ставрополь : Изд-во СтГМА, 2010. – 80 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции