Конспект урока основные инфекционные заболевания их классификация и профилактика


план-конспект урока по теме: "Инфекционные заболевания и их парофилактика" для учащихся 8-9 классов

Скачать:

Вложение Размер
plan_uroka_infekts_zabolev.docx 24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Источники возбудителей инфекционных заболеваний. Меры профилактики. Эпидемии.

Цель: изучить разнообразие инфекционных заболеваний, выявить источники передачи возбудителей, применять знания для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

Задачи: 1)формировать понятия: возбудителей инфекционных заболеваний, профилактика, эпидемия, иммунитет, бациллоноситель

2) воспитывать научное мировоззрение, коммуникативность, толерантность;

3) развивать умения и навыки: сравнивать, работать с дополнительными источниками информации, выделять гланое, применять знания для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков

I .Объявление темы постановка, задач

Сегодня мы поговорим еще об одном факторе, влияющим на наше здоровье, работоспособность, хорошее настроение, желание творить и радоваться жизни. Речь пойдет о следующих оргнизмах, которые врываются в нашу жизнь, вносят изменения в наши планы..

Посмотрите на этот список, что вы можете о них сказать?

- бацилла Люффнера, которая является причиной развития дифтерии;

- сальмонелла, которая вызывает развитие сальмонеллеза;

-бацилла антрацис, которая является причиной сибирской язвы;

- бледная трепонему, которая вызывает сифилис;

- гонококки, которые являются пусковым моментом для возникновения гонореи.

Итак, тема нашего урока …..

II. Актуализация опорных знаний.

К какому царству живого мира относятся эти организмы? Чем отличаются Вирусы и Микроорганизмы? Какие заболевания они вызывают?

. III. Изучение новых знаний, умений и навыков

Инфекционные заболевания — это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов Для того, чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание, он должен обладать вирулетностью , то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие.

- Какие виды иммунитета вы знаете? (врожденный, приобретенный)

- Что входит в иммунную систему?

К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим - селезёнка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани.

Иммунитетом называют способность человека бороться с инфекционными заболеваниями. К инфекционным заболеваниям относят болезни, причиной возникновения которых являются различные микроорганизмы,грибы, вирусы, паразитические черви, насекомые.

Одной из особенностей инфекционных заболеваний является наличие инкубационного периода , то есть периода от времени заражения до появления первых признаков. Длительность этого периода зависит от способа заражения и вида возбудителя и может длиться от нескольких часов до нескольких лет (последнее бывает редко). Место проникновения микроорганизмов в организм называют входными воротами инфекции. Для каждого вида заболевания имеются свои входные ворота. (рот, кожа и т. д.)

На сегодняшний день медикам известны около 1200 различных инфекций, в той или иной мере опасных, поскольку не все они изучены до конца и не от всех из них существует средство спасения. Есть такие инфекционные заболевания, причины возникновения которых не совсем ясны, а лечение осложнено тем, что лекарства от болезни еще не были созданы.

Пути передачи инфекции.

Инфекционые болезни делятся на четыре группы в зависимости от места локализации инфекции, грибка, вируса или паразита:

- кишечные инфекции
- инфекции кожных покровов и слизистых оболочек
- инфекции дыхательных путей
- инфекции крови.
Возбудитель кишечных инфекций (дизентерия, холера, брюшной тиф, инфекционные гепатиты, ботулизм) выделяется во внешнюю среду с фекалиями, рвотными массами. В организмы здоровых людей возбудитель кишечных инфекций попадает с зараженной водой и пищей, с немытыми руками или при помощи мух.

Возбудитель инфекций дыхательных путей (коклюш, дифтерия, корь, ОРВИ ) выделяется во внешнюю среду при кашле, при отхождении мокроты, при чихании и просто с выдыхаемым воздухом.

Возбудитель инфекций крови (лейшманиоз, флеботомная лихорадка, малярия, энцефалит (клещевой и комариный), чума, лихорадка, тиф) обитает в крови членистоногих. Здоровый человек заражается при укусах членистоногих: клещей, комаров, слепней, блох, вшей, мух, мошек и мокрец.

Возбудитель инфекций кожных покровов и слизистых оболочек (венерические заболевания, сибирская язва, рожа, чесотка, трахома) проникает в организм здорового человека через ранения и другие повреждения кожи. А также через слизистые оболочки. Здоровый человек заражается данными инфекциями при половых контактах с больными людьми, при бытовых контактах (использование полотенец и постельных принадлежностей, белья), при ослюнении и укусах зараженных животных, при ссадинах и царапинах, и попадании на поврежденные участки кожи зараженной почвы.

IV Обобщение и систематизация новых знаний, умений и навыков.


Основные задачи данного урока СБО: Познакомить обучающихся с видами инфекционных заболеваний, источниками передачи и вооружить знаниями, необходимыми для укрепления здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
infektsionnye_zabolevaniya._profilaktika.docx 47.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока СБО в 10 классе

" Инфекционные заболевания. Причины возникновения. Профилактические меры"

1. Познакомить обучающихся с видами инфекционных заболеваний, источниками передачи.

2.Закрепить имеющиеся знания по личной гигиене и продолжить познания в области медицины.

1.Формировать умение делать небольшие выступления, умение сравнивать, анализировать и обобщать;

2.Вооружить учащихся знаниями, необходимыми для укрепления здоровья.

1. Воспитывать потребность соблюдения санитарно-гигиенических навыков,

ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация в программе Power Point, словарные слова, кроссворды, карандаши.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: рассказ с элементами беседы, работа в парах, самостоятельная работа с раздаточным материалом, демонстрация презентации, сообщения учащегося

Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о личной гигиене. Что это такое? (Уход за собой).

Слайд 1: Закрепление пройденного материала: Я предлагаю вам небольшой тест по этой теме. Вам нужно закончить фразу.

1. Ежедневный душ поможет очистить кожу от ….

А) От пыли и пота

Б) От соли и пищи

А) Перед едой и туалетом

Б) Перед игрой и занятиями спортом

3. Ухаживая за ногтями их нужно …..

А) Полировать и покрывать лаком

Б) Мыть и стричь

А) После каждого приема пищи

Б) Два раза в день

5. Чистота тела – это первая защита от ….

Б) Животных и насекомых

Что происходит с теми, кто не ухаживает за собой? (болеют)

Вступительное слово учителя

Слайд 2: Мы часто говорим о заразных болезнях.

В медицине такие болезни называют инфекционными.

Слайд 3: В переводе с латинского, слово инфекция означает — заражение )

Инфекционные заболевания - это заболевания, которые возникают в результате проникновения в организм человека болезнетворных микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибка).

Слайд 5: В передаче возбудителей участвуют несколько основных факторов: воздух, вода, пищевые продукты, почва, предметы обихода, живые переносчики.
Как вы думаете, как по воздуху могут распространяться болезни?

Воздух служит фактором передачи, так называемой капельной инфекции. В воздух возбудители попадают с каплями слизи при чихании, кашле и разговоре, а затем оседают на окружающие предметы. После высыхания капель слизи и мокроты возбудители попадают в пыль и проникают с вдыхаемым воздухом в организм здорового человека.

Что нужно делать в таком случае?

Что можете сказать о воде, как передаче возбудителей?

В воду возбудители попадают различными путями: при спуске в водоемы сточных вод канализации, с талыми и дождевыми водами, при неправильном устройстве и содержании колодцев, попадании в воду трупов грызунов. Передача инфекции происходит при питье зараженной воды, при использовании ее в хозяйственных нуждах, купании.

Как защититься от таких инфекций

Как можно заразиться через продукты?

Передача возбудителей через пищевые продукты имеет большое значение, т.к. в них возбудитель не только сохраняется, но и размножается. В пищу возбудители попадают через грязные руки больного или носителя инфекции, через мух, грызунов, через мясо, молоко и другие продукты от больного животного, при неправильной перевозке, хранении и приготовлении пищевых продуктов.

В почве, также живут возбудители. Они попадают с выделениями человека и животных, с различными отбросами. Почва является местом обитания и размножения паразитов. Из почвы возбудители попадают на пищевые продукты, в воду и различные объекты в окружении человека.

Ну, и конечно, насекомые, животные, птицы, которые также могут быть переносчиками разных инфекций.

Слайд 6: Поэтому по локализации возбудителя в организме человека, путям передачи и способам его выделения во внешнюю среду выделяют 5 групп инфекционных болезней.

Сейчас мы рассмотрим все группы и послушаем небольшие сообщения о некоторых заболевания.

Слайд 7: Инфекции дыхательных путей (воздушно-капельный путь распространения). Заражение здорового человека происходит при попадании заразных частиц слизи в дыхательные пути

Слайд 8: Это грипп, коклюш, корь, ветряная оспа.

Сообщения детей о коклюше, кори.

Слайд 9: Кишечные инфекции. Возбудитель живет в кишечнике и выделяется во внешнюю среду с испражнениями, они способны вызвать заболевание здорового человека в том случае, если попали в его организм через рот вместе с пищевыми продуктами, водой, либо занесены грязными руками. Иначе говоря, для кишечных инфекций характерен фекально-оральный механизм передачи.

Слайд 10: Такими являются: холера, дизентерия, сальмонеллёз.

Сообщения детей о дизентерии, ботулизме.

Слайд 11: Кровяные инфекции делятся на 2 группы:

- когда передача возбудителя происходит через переносчиков - комары, блохи, клещи и др.). Возбудители проникают в кровь при укусе блохами, комарами, вшами, клещами.

Сообщения детей о малярии.

Слайд 12: Кровяные инфекции , когда заражение происходит при инъекциях, переливании крови. Это ВИЧ-инфекция, гепатит В и С.

Г епатит С - это инфекционное заболевание печени, вызываемое вирусом гепатита С , который попадает в кровь человека.

Источник инфекции больной человек или вирусоноситель.
Заражение вирусом гепатита С возможно в следующих ситуациях:
- при использовании наркоманами одного шприца для внутривенного введения наркотических веществ;
- при выполнении пирсинга и татуировок инструментами, загрязненными кровью больного или носителя инфекции;
- при совместном использовании бритв, маникюрных принадлежностей, зубных щеток;
- при переливании препаратов крови

- половой путь передачи

- передача инфекции от инфицированной матери к плоду (инфицирование происходит при родах )

Слайд 13: Инфекции наружных покровов распространяются контактным путем, заражение происходит через кожу или слизистые оболочки

Слайд 14: Это герпес, ветряная оспа, лишай, сибирская язва, столбняк).

Слайд 15: Переносчиками инфекций являются также дикие и домашние животные. Заражение происходит при укусах или тесном контакте с больным животным. Одним из них является БЕШЕНСТВО.

Из истории – Эпидемия

Слайд 16: Случается так, что инфекционные болезни широко распространяются среди людей, значительно превышают свой уровень на данной территории. Возникает повальная болезнь или эпидемия.

Слайд 17: Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа.

Слайд 18: Релаксация:

Давайте и мы попробуем предупредить болезни, которые нас окружают. А для этого проведем небольшой точечный массаж.

2. Парные точки по краям крыльев носа.

3.Парные точки в височных ямках.

4. Парные точки в областях козелка уха.

Важным в предохранении от инфекционных заболеваний является постоянное соблюдение профилактических мер предупреждения заражения или проще сказать профилактика заболеваний

Слайд 19: Профилактика – это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболевания.

Сегодня вы много узнали об инфекционных болезнях, способах их передачи. А теперь попробуйте сами выделить из материала урока, что же не нужно или наоборот нужно делать, чтобы не заразиться инфекционными болезнями.

- Соблюдение гигиенических и санитарных норм (мытье рук перед едой и после туалета; тепловая обработка пищевых продуктов, кипячение воды).

- Уничтожение насекомых и грызунов, больных животных.

- Соблюдение этических норм. (половые контакты)

- Вакцинация населения (прививки)

И еще одну меру профилактики вы выделите из стихотворения.

Заболел один мальчишка,

А затем другой за ним,

В нашем классе почему-то

У друзей температура,

Пьют лекарства разные,

И меня к ним не пускают –

Все боятся, что инфекция

Только я не опасаюсь,

Потому что закаляюсь:

Ноги мою холодной водой,

Пью витамины, хожу босиком.

Если ж говорить серьезно,

Заразиться все же можно.

Какие меры профилактики вы услышали? (карантин)

Слайд 20: Что такое карантин?

Это комплекс мероприятий, предотвращающих распространение инфекции:

- изоляция уже заболевших людей.

- тщательная дезинфекция(обработка) места жительства.

- выявление контактов с больными.

- Какие болезни называются инфекционными?

- Чем они вызываются?

А теперь свои знания вы покажите, отгадав кроссворд

  1. Кишечная инфекция, заболевание грязных рук.
  2. Заболевание от употребления недоброкачественных продуктов.
  3. Обработка всех предметов и жилья, которыми пользовался инфекционный больной.
  4. Инъекция (укол) от инфекционного заболевания для выработки иммунитета.
  5. Вирусное заболевание, поражающее печень.
  6. Массовое заболевание населения инфекционными болезнями.
  7. Инфекционное кожное заболевание, вызывающее сильный зуд.

Если затрудняетесь ответить, можно использовать слова для справок:

Ботулизм, Дизентерия, Чесотка, Прививка, Эпидемия, Гепатит, Дезинфекция.

Ответы: 1.Дезинтерия. 2.Ботулизм. 3. Дезинфекция. 4. Прививка. 5.Гепатит. 6.Эпидемия. 7. Чесотка.

Итог урока: На какую серьезную тему мы с вами сегодня поговорили?

Я желаю вам крепкого здоровья! А чтобы оно было, давайте по очереди продолжим фразу: Я не заболею инфекционными заболеваниями, потому что буду… или потому что не буду …. Выполнять меры профилактики.

1.Кишечная инфекция, заболевание грязных рук.

2.Заболевание от употребления недоброкачественных продуктов.

3.Обработка всех предметов и жилья, которыми пользовался инфекционный больной.

4.Инъекция (укол) от инфекционного заболевания для выработки иммунитета.

5.Вирусное заболевание, поражающее печень.

6.Массовое заболевание населения инфекционными болезнями.

7.Инфекционное кожное заболевание, вызывающее сильный зуд.

Слова для справок:

Ботулизм, Дизентерия, Чесотка, Прививка, Эпидемия, Гепатит, Дезинфекция.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной работе содержится конспект урока и презентация.

Тема урока: Возникновение земледелия и скотоводства.Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что ското­водство и земледелие - величайшие открытия челове­чества, котор.

Цель: способствовать формированию у обучающихся знаний об инфекционных заболеваниях и мерах их предупрежденияЗадачи:· образовательные: .

Конспект урока по социально - бытовой ориентировке.

Технологическая карта урока по ОБЖ в 7 классе "Инфекционные заболевания".

Каждый из вас хоть когда-нибудь болел, и чаще всего это происходило из-за различного рода инфекций. Сегодня мы познакомимся с инфекционными болезнями и с методами борьбы с ними. Инфекционные болезни – это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями, такими как болезнетворные бактерии, вирусы или простейшие грибки.


Профилактика инфекционных болезней – это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний или устранение факторов риска.


Инфекционная болезнь возникает вследствие внедрения в организм человека одного из вышеупомянутых возбудителей и вступления их во взаимодействие с клетками и тканями организма.

Большинству болезней свойственна периодичность развития. Таким образом, различают следующие периоды болезни: инкубационный, то есть, скрытый, когда возбудители уже находятся в организме, но нет никаких внешних признаков их деятельности; начальный, то есть период проявления внешних признаков заболевания; период основных проявлений, то есть разгар болезни, наиболее тяжёлое состояние организма; и, наконец, угасание симптомов, то есть, выздоровление.

Периоды развития большинства инфекционных болезней


Существует классификация основных инфекционных болезней по преимущественно поражаемым возбудителем органам, путям поступления, передачи и способам его выделения во внешнюю среду.

Классификация инфекционных болезней


Различают кишечные инфекции, инфекции дыхательных путей, кровяные инфекции и инфекции наружных покровов. Профилактика подразумевает проведение предупредительных мероприятий, направленных на повышение иммунитета организма человека, для поддержания или выработки его невосприимчивости к инфекционным болезням.


Существует два основных вида иммунитета: врождённый и приобретённый. Врождённый иммунитет передаётся по наследству вместе с другими генетическими признаками. Приобретённый иммунитет, по наследству не передаётся; он вырабатывается в результате перенесённой болезни или вакцинации (вакцинация – это, как раз и есть пример профилактического мероприятия). В свою очередь приобретённый иммунитет может быть активным или пассивным. Под активно приобретённым иммунитетом подразумевается перенесение определённой болезни или вакцинации. Пассивно приобретённый иммунитет может быт создан искусственным путём посредством введения в организм антител, полученных от переболевших той или иной болезнью или прошедших вакцинацию.


Однако такой иммунитет не сохраняется надолго: как правило, на три-четыре недели, в то время как активно приобретённый иммунитет может сохраниться на всю жизнь, например, к таким болезням как корь или ветрянка.

Чтобы следить за здоровьем, полезно иметь хотя бы общие понятия об иммунной системе. Иммунная система – это совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа и защиту организма от агентов, обладающих чужеродными свойствами и нарушающих постоянство состава и свойств внутренней среды организма. Иммунная система мобилизует организм на борьбу с патогенным микробом или вирусом. Попав в тело человека, микроб-возбудитель начинает размножаться и, вместе с тем, выделять токсины. В какой-то момент концентрация этих токсинов становится критичной, и проявляется реакция организма. Иммунная система мобилизует лейкоциты, которые вырабатывают активные химические комплексы, называемые антителами. Именно антитела нейтрализуют активность токсинов, вирусов и бактерий.


Сопровождается такая борьба с микробами, как правило, повышенной температурой и учащённым пульсом; именно поэтому мы чувствуем недомогание во время болезни.

Давайте подведём итоги нашего урока. Инфекционные болезни – это патологическое состояние человеческого организма, вызванное болезнетворными микробами. Иммунная система человека мобилизует организм на борьбу с микробами. Замечено, что люди, ведущие здоровый образ жизни менее подвержены инфекционным болезням и более успешно их переносят.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ОБЖ (10 КЛАСС)

ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием и содержанием здорового образа жизни и его составляющими.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

I. Вступительная часть

II. Основная часть

- объявление темы и цели занятия

- объяснение нового материала :

Инфекционные болезни — это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями:

Профилактика инфекционных болезней — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, улучшение условий труда, быта и отдыха населения охрану окружающей среды.

Непосредственной причиной возникновения инфекционной болезни является внедрение в организм человека болезнетворных возбудителей и вступление их во взаимодействие с клетками и тканями организма.

Иногда возникновение инфекционной болезни может быть вызвано попаданием в организм, главным образом с пищей, токсинов болезнетворных возбудителей. Основные инфекционные болезни, которым подвержен организм человека, приведены в таблице.

Классификация основных инфекционных болезней человека

Ботулизм, бруцеллез, сальмонеллез

Инфекции дыхательных путей

Ветряная оспа, грипп, дифтерия, коклюш, корь, краснуха, оспа натуральная, скарлатина

Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, орнитоз

Возвратный тиф эпидемический (вшивый), окопная лихорадка, сыпной тиф

Брюшиный тиф эндемический, возвратный тиф клещевой, желтая лихорадка, туляремия, клещевой энцефалит, комариный энцефалит, чума

Инфекции наружных покровов

Вирусный гепатит В, вирусный гепатит С, вирусный гепатит D, ВИЧ-инфекция, гонорея, рожа, сифилис, трахома

Бешенство, сап, сибирская язва, столбняк, ящур

Тяжесть течения, клинические особенности и исход инфекционной болезни в большой степени зависят от состояния организма человека, его физиологических особенностей и состояния иммунной системы. Люди, ведущие здоровый образ жизни, менее подвержены инфекционным болезням и более успешно их переносят.

Большинству инфекционных болезней свойственна цикличность развития. Различают следующие периоды развития болезни: инкубационный (скрытый), начальный, основных проявлений болезни и угасания симптомов болезни (выздоровление).

Инкубационный период - это промежуток времени от момента заражения до появления первых клинических симптомов заражения.

Для каждой инфекционной болезни существуют определенные пределы продолжительности инкубационного периода, которые могут составлять от нескольких часов (при пищевых отравлениях) до одного года (при бешенстве) и даже нескольких лет. Например, инкубационный период при бешенстве составляет от 15 до 55 дней, но может иногда затянуться до года и больше.

Начальный период сопровождается общими проявлениями инфекционной болезни: недомоганием, часто ознобом, повышением температуры тела, головной болью, иногда тошнотой, т. е. признаками болезни, не имеющими сколько-нибудь четких специфических особенностей. Начальный период наблюдается не при всех болезнях и длится, как правило, несколько суток.

Период основных проявлений болезни характеризуется возникновением наиболее существенных и специфических симптомов данной болезни. В этот период может наступить смерть больного или, если организм справился с действием возбудителя, болезнь переходит следующий период — выздоровление.

Период угасания с имптомов болезни характеризуется постепенным исчезновением основных симптомов. Клиническое выздоровление почти никогда не совпадает с полным восстановлением жизнедеятельности организма.

Выздоровление может быть полным, когда все нарушенные функции организма восстанавливаются, или неполным, если сохраняются остаточные явления.

Для своевременной профилактики инфекционных заболеваний ведется регистрация их возникновения. В нашей стране обязательной регистрации подлежат все инфекционные заболевания, в том числе туберкулезом, брюшным тифом, паратифом А, сальмонеллезом, бруцеллезом, дизентерией, вирусными гепатитами, скарлатиной, дифтерией, коклюшем, гриппом, корью, ветряной оспой, сыпным тифом, малярией, энцефалитами, туляремией, бешенством, сибирской язвой, холерой, ВИЧ-инфекцией и др.

ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Профилактика подразумевает проведение оздоровительных мероприятий, направленных на повышение иммунитета организма человека для поддержания его невосприимчивости к инфекционным болезням.

Иммунитет - это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим антигенными свойствами.

Такими агентами могут быть бактерии, вирусы, некоторые ядовитые вещества растительного и животного происхождения и другие продукты, чужеродные для организма.

Иммунитет обеспечивается комплексом защитных реакций организма, благодаря которым поддерживается постоянство внутренней среды организма.

Различают два основных вида иммунитета: врожденный и приобретенный .

Врожденный иммунитет передается по наследству, как и другие генетические признаки. (Так, например, есть люди, невосприимчивые к чуме рогатого скота.)

Приобретенный иммунитет возникает в результате перенесенной инфекционной болезни или после вакцинации. (Вакцинация - метод создания активного иммунитета против инфекционных болезней путем введения в организм человека специальных препаратов из ослабленных живых или убитых микроорганизмов — вакцин).

Приобретенный иммунитет по наследству не передается. Он вырабатывается лишь к определенному микроорганизму, попавшему в организм или введенному в него. Различают активно и пассивно приобретенный иммунитет.

Активно приобретенный иммунитет возникает в результате перенесенного заболевания или после вакцинации. Он устанавливается через 1-2 недели после начала заболевания и сохраняется относительно долго - годами или десятками лет. Так, после кори остается пожизненный иммунитет. При других инфекциях, например при гриппе, активно приобретенный иммунитет сохраняется относительно недолго - в течение 1 года - 2 лет.

Пассивно приобретенный иммунитет может быть создан искусственно - путем введения в организм антител (иммуноглобулинов), полученных от переболевших какой-либо инфекционной болезнью либо вакцинированных людей или животных. Пассивно приобретенный иммунитет устанавливается быстро (через несколько часов после введения иммуноглобулина) и сохраняется непродолжительное время, в течение 3—4 недель. (* Антитела - иммуноглобулины, синтезируемые в организме в ответ на воздействие антигена, нейтрализуют активность токсинов, вирусов, бактерий)

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ ИММУННОЙ СИСТЕМЕ

Иммунная система — это совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа и защиту организма от агентов, обладающих чужеродными свойствами и нарушающих постоянство состава и свойств внутренней среды организма.

К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим - селезенка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани.

Иммунная система мобилизует организм на борьбу с патогенным микробом, или вирусом. В теле человека микроб-возбудитель размножается и выделяет яды - токсины. Когда концентрация токсинов достигнет критической величины, проявляется реакция организма. Она выражается в нарушении функций некоторых органов и в мобилизации защиты. Болезнь чаще всего проявляется в повышении температуры, учащении пульса и в общем ухудшении самочувствия.

Иммунная система мобилизует специфическое оружие против возбудителей инфекции - лейкоциты, которые вырабатывают активные химические комплексы - антитела.

1. Инфекционные болезни — патологическое состояние человеческого организма, вызванное болезнетворной микрофлорой.

2. Причинами инфекционных заболеваний являются не только вирусы, но и многочисленные и разнообразные микроорганизмы.

3. У человека имеется иммунная система, которая мобилизует организм на борьбу с патогенным возбудителем и его токсинами.

4. Большинству инфекционных болезней свойственна цикличность развития.

5. Люди, ведущие здоровый образ жизни, менее подвержены инфекционным болезням и более успешно их переносят.

Профилактика инфекционных болезней

Для профилактики заболевания инфекционными болезнями большое значение имеет иммунизация-специфическая профилактика инфекционных болезней.

Различают иммунизацию активную, основанную на введении вакцин или антитоксинов, и пассивную, при которой вводят иммунную сыворотку или иммуноглобулины, а также пассивно-активную, когда вначале вводят иммунную сыворотку, а затем вакцину или антитоксин.

Иммунизация вакцинами и антитоксинами в качестве планового профилактического мероприятия более эффективна, чем иммунизация сывороточными препаратами, так как обеспечивает защиту на более длительный срок.

Иммунизация включает в себя проведение профилактических прививок, которые регламентируются календарем их проведения. В календаре отражены две группы прививок.

В первую группу входят прививки против туберкулеза, полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка, кори и др. Против перечисленных болезней независимо от эпидемической обстановки проводится иммунизация всех детей в определенные сроки после рождения.

Ко второй группе отнесены прививки против брюшного тифа, бруцеллеза, сибирской язвы, холеры, чумы. Прививки проводят на территориях, на которых создалась напряженная и угрожающая эпидемическая обстановка, и не только лицам с высокой степенью заражения, по и всему населению.

III. Закрепление материала:

- Какие инфекционные заболевания возникают наиболее часто на территории РФ?

- Что такое иммунитет?

V. Домашнее задание:

1. Из таблицы выберите инфекционные заболевания, наиболее часто возникающие в регионе вашего проживания.

2. Определите меры индивидуальной профилактики для каждого заболевания.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции