Патологическая анатомия при инфекционных заболеваниях

Особое внимание следует обратить на условие возникновения инфекции, взаимодействие макро– и микроорганизма, реактивность организма, а также компенсаторно–приспособительные процессы, развивающиеся при инфекционных болезнях. Важно также усвоить понятие о бактерионосительстве, эндогенных и экзогенных инфекциях, знать особенности условий их возникновения и патогенез. Нужно представлять взаимосвязь местных и общих патоморфологических изменений при инфекционных болезнях и их диагностическое значение.

1. Патогенез инфекционных и инвазионных заболеваний

1.1. Место проникновения возбудителя в организм носит название ворота инфекции. Воротами инфекции могут быть:

  1. Пищеварительный тракт;
  2. Через поврежденную кожу (при травмах, укусах насекомых и т.п.);
  3. Легкие с выдыхаемым воздухом;
  4. Слизистые оболочки мочевыводящих и половых органов и др.

Первичный комплекс это когда из ворот инфекции возбудитель попадает по лимфатическим путям в регионарный лимфоузел. Он может быть полным и неполным. Полным он называется тогда, когда изменения находят и в воротах инфекции и регионарном лимфоузле. Обычно это наблюдается при массивности инфекта, или вирулентности его, или ослабленной резистентности. Неполным первичный комплекс называют тогда, когда в воротах инфекции изменений нет, а изменения находят только в регионарных лимфоузлах. В практике первичный комплекс как правило неполный.

1.2. Возбудитель из ворот инфекции по лимфатическим путям попадает в регионарный лимфоузел. В регионарном лимфоузле происходит реакция организма на нахождение возбудителя и на этой стадии организм может инактивировать возбудитель и сформировать иммунитет, организм без каких либо клинических признаков выздоравливает.

1.3. Если возбудитель размножается и распространяется дальше, то происходит прорыв наружного барьера и генерализация инфекционного процесса, что сопровождается температурой и появлением клинических признаков болезни, возбудитель размножается в крови. На этой стадии возбудитель может быть уничтожен, защитными клеточными и гуморальными факторами неспецифического и специфического иммунитета. Организм животного выздоравливает, формируется иммунитет. Если выздоровления не происходит, то происходит прорыв внутреннего защитного барьера организма.

1.4. Возбудитель прорывает барьер регионарных лимфоузлов органов и размножается в органах и тканях. При этом размножается возбудитель на биохимически близком к нему субстрате. Отсюда возбудители классифицируются на дермотропные, например ящур; пневмотропные, такие как туберкулез крупного рогатого скота и т.д. На стадии локализации возбудителя в органах или тканях происходят патологические изменения в них. На этой стадии тоже идет борьба организма с возбудителямми. 1. Неспецифические факторы клеточные и гуморальные в органах и тканях нейтрализуют инфекцию, одновременно начинают образовываться специфические факторы иммунной защиты (клеточные и гуморальные т.е.антитела или JgG, JgA, JgM.). На этой стадии организм может выздоравливать и сформироваться специфический иммунитет. Но органы и ткани остаются с повреждениями. Функция их снижена. 2. Развитие патологоанатомического процесса на стадии повреждения органов и тканей, особенно, жизненно важных может произойти смерть животного. 3. Развитие патологического процесса в органах или тканях заключается в слейдующем: развивается состояние организма, когда он не может уничтожить организм больного животного, тогда для уменьшения интоксикации со стороны некроза вокруг него образуется соединительно–тканная капсула, которая резко уменьшает интоксикацию. Этот вариант патологического процесса называется переход в хроническую форму заболевания. В свежих случаях эта капсула розово–красного цвета, в старых – серо–белого цвета.

2. Патологическая анатомия инфекционных
болезней животных

Наличие в организме возбудителя еще не указывает на наличие инфекционной болезни, для любой инфекционной болезни есть комплекс общих и местных изменений. Посмертная диагностика инфекционных болезней животных основана на выявлении общих изменений, характеризующих инфекцию вообще и комплекса местных изменений, типичных для каждой инфекционной болезни.

Местные изменения определенных тканей и органов типичны для каждой инфекционной болезни (например, воспаление кишечника при колибактериозе и сальмонеллезе, поражения матки и тканей плода при бруцеллезе). комплекс местных изменений дает возможность определить предположительный диагноз на конкретную болезнь.

К местным изменениям –относятся:

  1. альтеративные (атрофические, дистрофические и некротические), так, при тяжелом течении инфекции, токсических формах ее и в сенсибилизированном организме преобладающими являются дистрофические изменения,
  2. воспалительные процессы,
  3. пролиферативные процессы, так при хронических инфекциях на первый план выступают пролиферативные процессы, проявляющиеся гиперплазией ряда органов (селезенки, лимфатических узлов и др.).

Наиболее закономерны при инфекционных болезнях воспалительно–пролиферативные процессы, нередко с образованием гранулем, типичных для отдельных болезней.

Характер местных изменений и степень их выраженности зависят от:

  1. вида возбудителя,
  2. состояния организма животного.

Локализация местных изменений различная, зависит:

  1. от способа (путей) заражения, примером зависимости локализации от путей заражения могут служить сибиреязвенные карбункулы, развивающиеся в коже, кишечнике или в легких,
  2. тропизма возбудителя болезни к определенным органам и тканям. Тропизм особенно выражен при вирусных инфекциях, например ящурные афты локализуются в местах репродукции вируса – в эпителии кутанного типа (слизистая губ, ротовой полости и др.), вирус бешенства – в центральной нервной системе, ганглиозных клетках головного мозга и т. п.
  3. гематогенной или лимфогенной эмболии,
  4. от предшествующей сенсибилизации. При ряде инфекционных болезней местные изменения возникают в результате предшествующей сенсибилизации, иммуноморфологической перестройки (эндокардиты и полиартриты при роже свиней, гломерулонефриты при инфекционной анемии и др.),
  5. повреждения и нарушения функции того или иного органа, например, при чрезмерной функциональной деятельности органов (тяжелые поражения миакарда при перегрузке больного ящуром животного и др.).

Общие изменения – характеризуют инфекционную болезнь, связаны с реакциями систем организма на повреждение.

К обшим изменениям, характеризующим инфекционный процесс, относят:

  1. расстройства крово– и лимфообращения,
  2. гиперплазию селезенки, лимфатических узлов,
  3. дистрофические и некротические изменения,
  4. катаральное воспаление слизистых оболочек,
  5. поражение кожных покровов,
  6. иммунологические сдвиги.

2.1. Расстройства крово– и лимфообращения

Сосудистые (гемодинамические) расстройства возникают вследствие:

А) действия возбудителя и его токсинов на стенку сосудов,

Б) нарушения нервной регуляции сердечно–сосудистой системы в связи с поражениями сердца и его иннервационного аппарата, а так же поражении сосудодвигательных центров или нервов.

Кровоизлияния, имеют наибольшее диагностическое значение. Они встречаются при всех острых и многих хронических болезнях. Особенно выражены кровоизлияния, сопровождающиеся отеком соединительнотканной клетчатки при септических бактериальных и вирусных заболеваниях, когда на вскрытии можно наблюдать картину геморрагического диатеза. Кровоизлияния при инфекционных болезнях – результат диапедеза эритроцитов. При аллергическом течении инфекции стенка сосудов подвергается фибриноидному некрозу. Часто развиваются воспаления сосудов (васкулиты), сопровождающиеся тромбозом сосудов, например при перипневмонии крупного рогатого скота, чуме свиней.

При упадке сердечной деятельности возникает застойная гиперемия, вследствие чего появляются отеки подкожной и межмышечной клетчатки, интерстициальной соединительной ткани, легких, головного и спинного мозга, а также скопление транссудата в серозных полостях. Серозное или катаральное воспаление конъюнктивы, слизистой оболочки верхних дыхательных путей, желудочно–кишечного тракта и др. также имеет связь с застойной или рефлекторно возникающей артериальной гиперемией. При вирусных инфекциях преобладают клеточно–пролиферативные реакции в эндотелии и адвентиции сосудов, диапедезные кровоизлияния.

2.2. Гиперплазию селезенки, лимфатических узлов

Увеличение объема лимфатических узлов и селезенки – закономерный признак инфекционных болезней.

А) Лимфатические узлы быстро реагируют на изменения белкового и клеточного состава, а также на попадание в лимфу из тканевой жидкости различных токсинов, продуктов клеточного распада и инфекционных возбудителей. При генерализованных и септических инфекциях характерными изменениями в них являются серозный или серозно–геморрагический отек, воспалительные и гиперпластические процессы.

Наиболее сильное увеличение лимфатических узлов наблюдают в зоне первичного комплекса, а также в узлах, регионарных локализации основных патологических процессов.

При кишечных инфекциях, например при паратуберкулезном энтерите крупного рогатого скота, сильнее реагируют брыжеечные и портальные, а при респираторных (туберкулез легких и др.) – преимущественно подчелюстные, заглоточные и бронхопульмональные узлы.

Наряду с изменениями лимфатических узлов для многих септических инфекций характерны гиперпластические реакции всей лимфоидной ткани, особенно в миндалинах, пейеровых бляшках и солитарных фолликулах кишечника.

Б) Селезенка наиболее сильно реагирует при острых септических инфекциях (сибирская язва, кокковый сепсис и др.). В основе изменений селезенки лежат: депонирование в ней крови (переполнение синусов красной пульпы кровью); пролиферативно–клеточные реакции, потеря тонуса трабекулярного аппарата и аутолитические процессы.

При раздражении вагуса или симпатических нервов изменяется тонус гладкой мышечной ткани селезенки, снижается тонус трабекул, что приводит к депонированию ее кровью.

При ряде инфекционных болезней наблюдают "септическую" селезенку или спленомегалию.

а) сильно увеличенная,

б) мягкая и дряблая,

в) пульпа ее размягчена,

г) при сильно выраженном аутолизе с поверхности разреза стекает дегтеобразная масса, обнажая трабекулярный аппарат (сибирская язва).

При подостро и хронически – протекающих инфекционных болезнях характерны:

а) гиперплазия фолликулов,

б) пролиферация ретикулоэндотелиальных клеток красной пульпы,

в) селезенка в той или иной степени увеличена в объеме,

г) плотной консистенции,

д) на разрезе имеет зернистый вид и более светлую окраску (например, при хронической форме инфекционной анемии лошадей).

Слабо или совсем не реагирует селезенка у новорожденных и истощенных животных даже при сепсисе (асептическая селезенка), а так же при молниеносном течении болезни, при токсикоинфекциях (столбняк, бутулизм), при микотических и многих вирусных инфекциях селезенка может оставаться в норме. Так как у них гиперпластические процессы в органах иммунной системы слабо или совсем не выражены и преобладают альтеративные и сосудисто–экссудативные процессы.

2.3. Дистрофические и некротические изменения

Дистрофически–некротические процессы вызываются токсическими продуктами жизнедеятельности патогенных возбудителей, а также непосредственным повреждающим действием их на ткани организма, которые обуславливают общие нарушения обмена веществ и трофические расстройства.

А) При септических заболеваниях, токсикоинфекциях и в сенсибилизированном организме дистрофические процессы особенно отчетливо выражены. На вскрытии их обычно находят в печени, почках, сердечной и скелетной мускулатуре.

Б) При хронических инфекциях часто развиваются амилоидоз и гиалиноз.

В) Некоторые инфекционные болезни протекают с нарушениями пигментации, в связи с повышенным распадом эритроцитов (сепсис, инфекционная анемия лошадей, пироплазмидозы) возникает гемосидероз печени и других органов, желтухи.

Некрозы– особенно закономерны при гиперергическом течении болезни.

  1. прямые, обусловленные непосредственным действием на ткани возбудителя и его токсинов (некробактериоз и др.),
  2. циркуляторные (инфаркты), связанные с сосудистыми расстройствами (рожа, чума свиней и др.),
  3. трофические – при поражении трофических нервов и вегетативных центров нервной системы (лептоспироз, стахиоботриотоксикоз).

Воспалительные процессы Как правило, инфекционные болезни протекают с развитием воспалительных процессов, различных по виду (экссудативные, альтеративные, пролиферативные), течению (острые, подострые, хронические) и реактивности (нормергические, гиперергические, гипорергические).

Воспалительные процессы являются выражением:

  1. первичной реакции организма на воздействие возбудителя (первичный аффект),
  2. генерализации возбудителя,
  3. тропизма возбудителя (типичные местные воспалительные процессы),
  4. повышенной чувствительности к возбудителю отдельных органов и тканей (гломерулит, эндокардит, эндоартериит и др.),
  5. Поражение кожных покровов,

При ряде инфекционных болезней развиваются изменения кожи в виде эритемы, экзантемы, папулезной сыпи, крустозной экземы и др., которые имеют важное диагностическое значение.

  • иммунологические сдвиги – возникают в процессе развития любой инфекционной болезни.
  • Связаны с механизмами клеточного (Т–лимфоциты) и гуморального (антитела) иммунитета, направленные на разрушение и элиминацию возбудителя: циркулирующие в крови антитела образуются в ответ на раздражение в клетках иммунной системы (В–лимфоциты–плазмоциты).

    В организме животного происходит пролиферация и трансформация клеток лимфоидной ткани. По мере развития процесса наступает плазматизация органов лимфатической системы. В плазматических клетках появляются гамма–глобулины и антитела, ретикулярные клетки обладают высокой фагоцитарной активностью и могут трансформироваться в макрофаги. В строме органов также находят клеточные пролифераты состоящие из лимфоидныех клеток, гистиоцитов, плазмацитов, эпителиоидных, гигантских клеток. Диффузные клеточные пролифераты, служат морфологическим проявлением иммунных реакций.

    В последние годы вследствие изменившихся условий кормления и содержания животных, широкого применения антибиотиков и других препаратов, различных вакцин изменилась иммунологическая реактивность животных, что влияет на клинико–анатомическое проявление инфекционных болезней – патоморфоз – стойкие изменения заболеваемости, смертности, клинического проявления и патоморфологии ряда болезней под влиянием изменившихся факторов среды.

    Например, появление атипичной формы чумы свиней, обширные некрозы печени при паратифе поросят.

    Правильный диагноз в этих случаях может быть установлен только на основе детального анализа результатов вскрытия, клинических данных, лабораторных исследований с учетом эпизоотической ситуации хозяйства, а также условий содержания, кормления и эксплуатации животных.


    ПРИНЦИПЫ ПОСМЕРТНЫХ ДИАГНО­СТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ И ИЗУЧЕНИЯ РЕАКТИВНО­СТИ МАКРООРГАНИЗМА

    Глава 1. Посмертная диагностика ин­фекционных болезней

    Глава 2. Посмертное изучение реак­тивности макроорганизма (совместно с В. А. Цинзерлингом)

    Глава 3. Основные методики окраски (обработки) мазков и срезов тканей для выявления различных микроорганизмов

    Выявление возбудителей с по­мощью световой микроскопии. Выявление возбудителей с помо­щью люминесцентной микроскопии

    ОСОБЕННОСТИ ИНФЕКЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СВОЙСТВ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ

    Глава 4. Заболевания, вызываемые вирусами

    Заболевания, вызываемые РНК- вирусами семейства Orthomyxoviri-

    Заболевания, вызываемые РНК- вирусами семейства Paramyxoviri-

    Заболевания, вызываемые РНК- вирусами семейства Picornaviridae(совместно с В. А. Цинзерлингом)

    Инфекции Коксаки и ECHOЗаболевания, вызываемые РНК- вирусами семейства TogaviridaeКраснуха (совместно

    с В. А. Цинзерлингом)

    Арбовирусные энцефалиты и энцефаломиелиты . .

    Геморрагические лихорадки Заболевания, вызываемые РНК- вирусами семейства Rhabdoviridae

    Заболевания, вызываемые РНК- вирусами семейства RetroviridaeВИЧ-инфекция (совместно

    Заболевания, вызываемые ДНК- вирусами семейства AdenoviridaeАденовирусная инфекция . . Заболевания, вызываемые ДНК- вирусами семейства HerpesviridaeПростой герпес (совместно

    с М. Г. Индиковой)

    Заболевания, вызываемые ДНК- вирусами семейства Poxviridae. .

    Прочие заболевания, вызываемые вирусами (совместно с В. А. Цинзер­лингом)

    Глава 5. Заболевания, вызываемые бактериями

    Заболевания, вызываемые грамотрицательными палочками се­мейства Enterobacteriaceae. . Сальмонеллезы (совместно с Б. М. Ариэлем) Брюшной тиф Паратифы . . Шигеллезы . Дизентерия

    Кишечная колиинфекция Другие формы эшерихиозов

    Клебсиеллез легких Другие формы клебсиеллезов

    Заболевания, вызываемые гра- мотрицательными палочками се­мейства Vibrionaceae

    Заболевания, вызываемые грамотрицательными палочками

    Синегнойная инфекция (сов­

    местно с И. Н. Красногорским)

    Заболевания, вызываемые грамотрицательными палочками се­мейства Spirochaetaceae.

    Заболевания, вызываемые грамотрицательными палочками се­мейства Legionellaceae

    Заболевания, вызываемые грамотрицательными палочками се­мейства Spirillaceae

    Заболевания, вызываемые обра­зующими эндоспоры палочками се­мейства Bacillaceae

    Заболевания, вызываемые актиномицетами и родственными орга­низмами .

    грамположительными бактерия­ми семейства MycobacteriaceaeТуберкулез (совместно

    Заболевания, вызываемые другими микобактериями Заболевания, вызываемые грам­положительными бактериями семейства Actinomycetaceae.

    Заболевания, вызываемые грамполо­жительными бактериями семейства

    Заболевания, вызываемые группой ко-

    Заболевания, вызываемые палочками с неясным положением в систематике

    Бруцеллез (совместно с Б. М. Ариэлем) Туляремия (совместно с Б. М. Ариэлем) Заболевания, вызываемые грамполо­

    жительными кокками семейства Micro-

    Стафилококковая инфекция . Стафилококковая пневмония Стафилококковая желудочно-кишечная

    Другие формы стафилококковой ин­фекции

    Заболевания, вызываемые грамполо­жительными кокками семейства Strep-

    Стрептококковая пневмония Другие формы стрептококковой инфек­ции

    Другие формы пневмококковой ин­фекции

    Заболевания, вызываемые грамотрицательными кокками семейства Neisseria- сеае (совместно с В. А. Цинзерлингом) Менингококковая инфекция .

    Глава 6. Заболевания, вызываемые микроорганизмами с неустоявшимся по­ложением в систематике

    Заболевания, вызываемые микроорга­низмами семейства Rickettsiaceae(рик-

    Заболевания, вызываемые микроорга­низмами семейства Chlamydiaceae(хла-

    Заболевания, вызываемые микроорга­низмами семейства Mycoplasmataceae(микоплазмозы)

    Глава 7. Заболевания, вызываемые грибами (микозы)

    Заболевания, вызываемые грибами

    Другие глубокие микозы

    Заболевания, вызываемые грибами

    Заболевания, вызываемые грибами класса Phycomycetes

    Глава 8. Заболевания, вызываемые простейшими

    Заболевания, вызываемые простейши­ми класса Sporozoa

    Заболевания, вызываемые простейши­ми класса Zoomastigophora

    Заболевания, вызываемые прочими

    Глава 9.-Сочетанные инфекции

    Сочетанные инфекции при локализации в органах дыхания (совместно

    с В. Ф. Мельниковой)

    Экспериментальные респираторные ин­фекции

    Сочетанные инфекции при локализации в головном мозге (совместно с В.А.-

    Вирусно-бактериальные инфекции на

    Сочетанные инфекции при локализации в желудочно-кишечном тракте (сов­местно с Г. В. Шастиной

    Сочетанные поражения желудочно- кишечного тракта на секционном мате­риале

    Сочетанные поражения червеобразного отростка при аппендиците .

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНФЕК­ЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ЛОКАЛИЗА­ЦИИ И НЕКОТОРЫХ СВОЙСТВ МА­КРООРГАНИЗМА

    Глава 10. Особенности развития ин­фекционных процессов в органах дыха­ния

    Глава 11. Особенности развития ин­фекционных процессов в органах пище­варительной системы (совместно с В. А. Цинзерлингом)

    Глава 12. Особенности развития ин­фекционных процессов в ЦНС (совмест­но с В. А. Цинзерлингом)

    Глава 13. Особенности развития ин­фекционных процессов в сердечно­сосудистой системе (совместно с В. А. - Цинзерлингом)

    Глава 14. Особенности развития ин­фекционных процессов в мочеполовой системе (совместно с В. А. Цинзерлинго-

    Глава 15. Особенности органов им­мунной системы при инфекционных забо­леваниях (совместно с В. А. Цинзерлин­гом и Е.Д. Поповой)

    Глава 16. Особенности развития ин­фекционных процессов в последе (сов­местно с В. Ф. Мельниковой)

    Глава 17. Особенности морфологиче­ских проявлений внутриутробных инфек­ций и их последствий

    Глава 18. Особенности морфологиче­ских проявлений и патогенеза сепсиса .

    Глава 19. Диссеминированное внутри- сосудистое свертывание крови при ин­фекционных болезнях (совместно с Ю. Н. Анисимовой)

    Рекомендации по изучению дисциплины

    Рекомендации для: Клиническая интернатура (Инфекционные болезни) - Инфекционные болезни

    Целью обучения инфекционным болезням студентов 5 (9, 10 семестры) и 6 (12 семестр) курсов является формирование знаний, умений и практических навыков необходимых:

    - для ранней диагностики инфекционных заболеваний в условиях поликлиники и на дому,

    - для проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий на догоспитальном этапе и при лечении инфекционных больных на дому,

    - для диагностики неотложных состояний и оказания врачебной помощи инфекционным больным на догоспитальном этапе

    - для дифференциальной диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

    Задачами подготовки студентов следует считать:

    - обучение распознаванию инфекционного заболевания при осмотре больного, выделению ведущих симптомов и синдромов, определению тяжести течения инфекционного процесса;

    - обучение составлению алгоритма диагностики и дифференциальной диагностики;

    - обучение выбору оптимальных методов лабораторного и инструментального обследования при подозрении на инфекционное заболевание;

    - обучение проведению полного объема лечебно-профилактических мероприятий при лечении на дому больных с нозологическими формами, предусмотренными Квалификационной характеристикой врача общей практики по специальности лечебное дело;

    - обучение оказанию первой врачебной помощи при возникновении неотложных состояний у инфекционных больных.

    Успешное изучение данного курса возможно только при наличии у студента знаний и умений по следующим разделам ранее изученных дисциплин:

    - биология с генетикой (возбудители дальневосточных гельминтозов),

    - биологическая химия (обмен билирубина, виды желтух)

    - микробиология, вирусология, иммунология (возбудители инфекционных болезней человека и животных, методы диагностики микроорганизмов)

    - патологическая анатомия (изменения внутренних органов при инфекционных заболеваниях),

    - пропедевтика внутренних болезней (правила обследования больного, аускультация, пальпация, перкуссия, клинические и биохимические лабораторные исследования),

    - клиническая фармакология (антибиотики, химиопрепараты, противовоспалительные средства, глюкокортикостероидные гормоны, противошоковые препараты),

    - клинические дисциплины (терапия, хирургия, гинекология, урология, кожные болезни – полный курс),

    - эпидемиология (источники инфекции, пути распространения, восприимчивый контингент, противоэпидемические мероприятия при инфекционных болезнях).

    Наиболее важными разделами данной дисциплины для понимания последующих дисциплин являются:

    - для госпитальной терапии – дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся синдромами лихорадки, диареи, желтухи, артралгии, катаральным синдромом,

    - для госпитальной хирургии – дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся синдромами желтухи, абдоменалгии, диареи.

    Для успешного изучения дисциплины "Инфекционные болезни" студенту рекомендуется использовать при подготовке следующую литературу:

    1. Шувалова, Е. П. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Е. П. Шувалова [и др.] ; под ред. Е.П.Шуваловой. – М. : Медицина, 2001 – 656 с. Аннотация: Учебник по курсу инфекционных болезней для студентов медицинских ву-зов. Изложены основы патогенеза, клиники, диагностики и дифференциальной диагностики, лечения, и профилактики большинства известных человечеству инфекционных болезней. Учебник необходим для изучения всех тем учебной программы.

    2. Шувалова, Е. П. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Е. П. Шувалова [и др.] ; под ред. Е.П.Шуваловой. – М. : Медицина, 2005 – 696 с.

    3. Ющук, Н. Д. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Н. Д. Ющук, Ю. Я. Венгеров. – М. : Медицина, 2003. – 544 с. Аннотация: Руководство по курсу инфекционных болезней для студентов медицинских вузов. Изложены основы патогенеза, клиники, диагностики и дифференциальной диагностики, лечения, и профилактики большинства известных инфекционных болезней. Руководство необходимо для изучения всех тем учебной программы.

    4. Инфекционные болезни и эпидемиология [Текст] : учебник / В. И. Покровский [и др.] ; под ред. В. И. Покровского. – М. : Медицина, 2002.

    5. Лобзин, Ю. В. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Ю. В. Лобзин. – СПб. : СпецЛит, 2001.

    6. Инфекционные болезни [Текст] : методические указания к практическим занятиям по инфекционным болезням для студентов 5 курса лечебного факультета (2-ое изд. пере-раб.) / Г. С. Ковальский [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – Часть 1. – 80 с.

    7. Инфекционные болезни [Текст] : методические указания к практическим занятиям по инфекционным болезням для студентов 5 курса лечебного факультета (2-ое изд. пере-раб.) / Г. С. Ковальский [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – Часть 2. – 101 с.

    8. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней и терапевтическая тактика на врачебном участке [Текст] : учебное пособие / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2004. – 96 с. Аннотация: Учебное пособие составлено для изучения разделов учебной программы 12 семестра и включает алгоритмы диагностического поиска при основных синдромах в клинике инфекционных болезней, а также первые действия врача общей практики при обнаружении основных инфекционных заболеваний.

    9. Освоение практических умений по инфекционным болезням [Текст] : руководство для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2005. – 70 с. Аннотация: В руководстве для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов, необходимом для более полного усвоения материала учебной программы по курсу инфекционных болезней (9 и 10 семестры), в сжатом виде представлены основные умения, которыми должны владеть студенты по окончанию курса инфекционные болезни. Знание основных закономерностей изменения лабораторных показателей, характерных для ряда заболеваний, облегчит студентам подготовку к экзаменам.

    10. Ковальский, Г. С. Ситуационные задачи по курсу инфекционных болезней : практикум для студентов лечебного и педиатрического факультетов [Текст]. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – 70 с. Аннотация: Сборник задач по курсу инфекционных болезней предназначен для самостоятельной работы студентов при изучении разделов учебной программы 9, 10 и 12 семестров. На основании эпидемиологической ситуации, клинических и лабораторных данных студент должен установить диагноз и ответить на ряд предложенных вопросов (предполагаемые пути передачи инфекции, вариант течения заболевания, возможные осложнения, лечебная и противоэпидемическая тактика врача).

    1. Дрейзин Р.С., Астафьев Н.В. Острые респираторные заболевания. - М.: Медицина,1991.

    2. Зубик Т.М. и соавт. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. - М., 1999.

    3. Лобзин Ю.В., Казанцев А.П. Руководство по инфекционным болезням. - СПб., 1996.

    4. Покровский В.В. и соавт. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика и лечение. - М., 2000.

    5. Покровский В.И., Иванов К.С. (ред.). Руководство по клинической диагностике, лечению опасных инфекционных болезней. - М., 1994.

    6. Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. - СПб., 1993.

    7. Турьянов М.Х. и соавт. Дифтерия. - М., 1996.

    8. Хазанов А.И. (ред.). Функциональные диагностика (справочник), 1994.

    9. Черкасский Б.Л. Инфекционные и паразитарные болезни человека. Справочник эпидемиолога. - М., 1996.

    10. Ющук Н.Д. и соавт. Диагностика и дифференциальная диагностика острых кишечных инфекций. - М., 1998.

    11. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. (ред.). Заразные болезни человека. Справочник. - М., 1997.

    12. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. (ред.). Патогенетические основы лечения острых инфекционных заболеваний. - М., 1999

    14. Инфекционные болезни [Текст] : руководство для самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2005. – 60 с. Аннотация: в представленном руководстве собраны важнейшие сведения о ряде инфекционных заболеваний, которые не разбираются студентами на практических занятиях, но в то же время представляющих определенный интерес в плане дифференциальной диагностики с широко распространенными заболеваниями. По каждой нозологической форме представлены сведения об этиологии, эпидемиологии, патогенезе, клинике, диагностике и лечении. Руководство поможет студентам в изучении дифференциальной диагностики основных синдромов в клинике инфекционных болезней по всем разделам учебной программы (9,10,12 семестры).

    18. Анисимова, Н. И. Учебно-методическое пособие для преподавателей к практическим занятиям по курсу инфекционных болезней (специальности лечебное дело и педиатрия) / Н. И. Анисимова, Я. А. Журавлев. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2007. – 85 с. Аннотация: предлагаемое учебно-методическое пособие для преподавателя указывают основные средства, методы обучения, способы и режим учебной деятельности в клинике инфекционных болезней. При разработке пособия авторы учитывали Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, обучающихся на кафедре инфекционных болезней.

    19. Визуальная диагностика инфекционных заболеваний [Электронный ресурс] : методические рекомендации к обучающей компьютерной программе для студентов 5 курса. / Г. С. Томилка [и др.]. Аннотация: данный методический материал содержит основные рекомендации и пояснения при работе с электронным ресурсом, банк которого составляет более 250 фотографий, посвященных наиболее известным и распространенным инфекционным заболеваниям.

    21. Лабораторные методы диагностики в клинике инфекционных болезней [Электронный ресурс] : обучающе-контролирующая компьютерная программа для студентов 6 курса. / Г. С. Томилка [и др.]. Аннотация: компьютерная программа позволяет обучить и осуществить контроль правильности усвоения материала по основным закономерностям изменений лабораторных показателей, характерных для ряда инфекционных и неинфекционных заболеваний.

    Ресурсы ИНТЕРНЕТ, рекомендуемые для изучения дисциплины:

    В результате изучения дисциплины "Инфекционные болезни" студент должен знать:

    - сущность инфекционного процесса в свете современных представлений,

    - этиологию, эпидемиологию, патогенез, клиническую картину и классификацию распространенных инфекционных болезней,

    - варианты течения основных инфекционных болезней,

    - клиническую диагностику инфекционных заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных их вариантов течения,

    - основные правила лабораторного обследования инфекционных больных,

    - современные методы специфической диагностики инфекционных болезней,

    - клинику характерных осложнений и неотложных состояний при инфекционных болезнях,

    - правила оказания первой помощи при неотложных состояниях, возникающих при инфекционных заболеваниях,

    - принципы лечения инфекционных болезней (этиотропная, патогенетическая, симптоматическая терапия),

    - принципы профилактики инфекционных болезней и основы прививочного дела,

    - эпидемиологию и профилактику внутрибольничных инфекций,

    - особенности течения инфекционных заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста, лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом, беременных,

    - правила выписки на работу больных, перенесших инфекционные заболевания,

    - основы диспансеризации больных, перенесших инфекционное заболевание.

    Сту дент должен уметь:

    - проводить обследование инфекционного больного (сбор анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация),

    - оценивать дифференциально-диагностическую значимость симптомов и синдромов, характерных для инфекционных болезней,

    - заподозрить инфекционное заболевание,

    - проводить медицинскую сортировку,

    - определить показания для госпитализации,

    - составлять план необходимого лабораторного и инструментального обследования,

    - осуществлять забор патологических материалов от больного,

    - интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования больного,

    - провести дифференциальную диагностику с неинфекционными заболеваниями,

    - установить клинический диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10,

    - назначить лечение, адекватное тяжести, периоду заболевания, варианту клинического течения,

    - осуществлять последующую реабилитацию реконвалесцентов инфекционных болезней с учетом этиологии, тяжести болезни и сопутствующих патологических состояний,

    - заподозрить осложнение заболевания и оказать помощь при его возникновении,

    - вести медицинскую документацию.

    Сту дент должен приобрести навыки:

    - сбора эпидемиологического анамнеза,

    - интерпретации результатов осмотра больного,

    - составления плана лабораторного обследования больного,

    - забора материала от больного для бактериологического, серологического, вирусологического и паразитологического исследования,

    - проведения кожно-аллергических проб и оценки их результатов,

    - определения показаний для инструментального обследования больного,

    - интерпретации результатов лабораторного обследования больного,

    - установления предварительного диагноза,

    - построения клинического диагноза,

    - проведения дифференциальной диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний,

    - определения показаний для госпитализации,

    - назначения этиотропной и патогенетической терапии при лечении на дому,

    - введения антитоксических сывороток и иммуноглобулинов,

    - оказания помощи при неотложных состояниях,

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции