Пассивная защита от инфекций

Разделы: Биология

Цели урока:

Развивающие:

  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой;
  • обеспечивать развитие памяти, внимания, мышления, речи;
  • осуществлять всестороннее развитие личности студента.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих;
  • осуществлять патриотическое, экологическое, санитарно-гигиеническое воспитание.

Тип урока:

  • урок усвоения новых знаний

Ход урока

I. Организация начала урока.

Приветствие студентов. Организация порядка на рабочих местах.

1. Вступительное слово преподавателя. Отрывок из произведения А. С. Пушкина “Пир во время чумы”. Демонстрация слайда 2 (презентация).

Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, -
Тихо все. Одно кладбище

Не пустеет, не молчит.
Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой.
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.

Демонстрация слайда 3 (презентация).

- Как можно назвать это увеличение заболеваемости в определённой местности? (эпидемия).

- Если болезнь охватывает страны и континенты? (пандемия).

Запись темы в тетрадях. демонстрация слайда 5 (презентация).

III. Изучение нового материала.

- О какой болезни сегодня говорят больше, чем даже об экономическом кризисе? (свиной грипп). демонстрация слайда 6 (презентация).

Преподаватель: Глава Всемирной организации здравоохранения Маргарет Чен заявил, что эпидемия свиного гриппа имеет тенденцию пандемии. - Какова же география беды? (сообщение студента: По данным мониторинга ситуации в мире и в нашей стране известно, что сегодня мы говорим о Мексике и США. Завтра – о Бразилии и Канаде. Недавно сообщили из Тель-Авива: двое израильтян вернулись из Мексики с подозрением на свиной грипп).

Преподаватель: Главный Государственный санитарный врач РФ, академик Российской академии медицинских наук Геннадий Онищенко сообщил, что в России не зафиксировано случаев заболевания новым вирусом гриппа и предложил систему мер противостояния инфекции: - неукоснительное соблюдение элементарных гигиенических правил: мыть руки, мыть овощи и фрукты; - не вступать в контакты с инфицированными людьми, не посещать Мексику, США, Канаду, Испанию и другие страны; - носить, если того требует ситуация, марлевые повязки; демонстрация слайда 7 (презентация) - вовремя обращаться к врачу и следовать его рекомендациям.

Но это так называемая внешняя защита человека от действия возбудителей инфекционных заболеваний. Каждый из нас, в процессе длительной эволюции, насчитывающей миллионы лет, приобрёл эффективную способность защищаться от многих патогенных микробов и неблагоприятных факторов внешней среды. демонстрация слайда 8 (презентация)

Преподаватель: Все вещества, которые попадают в организм извне, называют АНТИГЕНАМИ. - Назовите, что может быть антигеном для организма человека? демонстрация слайда 9 (презентация) (вирусы, бактерии, грибки, одноклеточные и многоклеточные паразиты).

Преподаватель: Правильно. Все эти микроорганизмы являются антигенами по отношению к организму человека. Большинство антигенов представляют собой высокомолекулярные соединения – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты. демонстрация слайда 10 (презентация).

Преподаватель: Как Вы справились с заданием? Проверим. Назовите основные виды антигенов и природу их появления.

Демонстрация слайда 11 (презентация). Сравните результаты Вашей работы с правильными, которые представлены на экране и внесите исправления.

Таблица 1. Антигены

Антигены

Природа антигенов

возбудители или продукты их жизнедеятельности


Иммунизация и вакцинация- процессы, обеспечивающие активную или пассивную биологическую устойчивость организма к определенным инфекционным заболеваниям.

Искусственная активная иммунизация - стимуляция иммунной системы путем введения вакцины или анатоксина (обезвреженного бактериального токсина, сохраняющего свои антигенные свойства); при искусственной пассивной иммунизации в организм вводят уже готовые антитела - иммуноглобулины. Естественная активная иммунизация организма происходит в результате его инфицирования, а естественная пассивная иммунизация - при переносе материнских антител в плод через плаценту или в организм новорожденного с молозивом. В результате искусственной иммунизации вырабатывается высокоспецифичный иммунитет, т. е. вакцина, анатоксин или готовые антитела дают организму частичную или полную устойчивость к данному заболеванию. Вакцины и анатоксины длительно защищают организм, иногда до конца жизни. Готовые антитела обеспечивают лишь временную защиту; в случае повторной инфекции их нужно вводить снова.

Впервые вакцинацию (прививки) стали практиковать для борьбы с оспой - заболеванием, которое свирепствовало многие века, унося несчетное число жизней. Было замечено, что у людей, переболевших оспой, вырабатывался иммунитет, т. е. они не заболевали повторно. Поэтому первые оспенные вакцинации населения осуществлялись путем введение (инокуляции) небольшого количества жидкости из пузырьков на коже больных..


Поворотный момент в истории вакцинации связан с именем английского врача Э. Дженнера (1749-1823), который первым заметил, что заражение коровьей оспой предохраняет от воистину страшной болезни - натуральной оспы.

Дженнер привил восьмилетнему мальчику жидкость из пузырьков на руке доярки, и мальчик приобрел иммунитет к натуральной оспе. После успешной и массовой проверки этого метода иммунизация как средство борьбы с инфекционными заболеваниями стала распространяться повсеместно. Благодаря широкой кампании, проведенной под эгидой Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время оспа практически исчезла с нашей планеты.

Успехи иммунологии позволили ввести в медицинскую практику прививки против многих детских болезней - коклюша, полиомиелита, кори, свинки, краснухи и гриппа В (главной причины менингита в детском возрасте). Однако поскольку в менее развитых странах детская смертность определяется главным образом инфекционными заболеваниями, ученые стремятся разработать новые вакцины, которые при однократном введении могли бы оградить ребенка сразу от нескольких возбудителей болезней. Уже получены иммуноглобулины, способные быстро защитить организм от змеиных укусов, столбняка, ботулизма и дифтерии.


Пассивная иммунизация - введение антител к каким-либо антигенам. С помощью пассивной иммунизации можно создать только временный иммунитет продолжительностью 1-6 нед. Хотя пассивная иммунизация вызывает кратковременное повышение устойчивости к возбудителю, ее действие проявляется немедленно. Повторная пассивная иммунизация не усиливает иммунитет и часто сопровождается осложнениями. Ее обычно проводят после контакта с возбудителем и при невозможности активной иммунизации.

К пассивной иммунизации прибегают для создания временного иммунитета после контакта с возбудителем инфекции в тех случаях, когда активная иммунизация по тем или иным причинам не проводится заранее (например, против цитомегаловируса , против бешенства).

Пассивную иммунизацию применяют также для лечения заболеваний, вызванных бактериальными токсинами (в частности, дифтерии ), укусов ядовитых змей, укусов пауков и для специфической ( анти-Rh0(D)-иммуноглобулин) и неспецифической ( антилимфоцитарный иммуноглобулин) иммуносупрессии.

Для пассивной иммунизации пользуются тремя видами препаратов:

- нормальными человеческими иммуноглобулинами (устаревшее название - гаммаглобулин ) для в/м или в/в введения;

- специфическими человеческими иммуноглобулинами с высоким содержанием антител против определенных возбудителей (например, против вируса гепатита В или против вируса varicella-zoster );

- специфическими сыворотками, в том числе антитоксическими, полученными от иммунизированных животных.

Сыворотки иммунные - препараты из крови животных и человека, содержащие антитела против возбудителей инфекционных заболеваний или продуктов их жизнедеятельности. Применяются для серодиагностики, серопрофилактики и серотерапии. В процессе приготовления С. и. сыворотка крови иммунизированных определёнными антигенами животных или людей (доноров) либо переболевших подвергается различной, в зависимости от типа и назначения С. и., обработке: очистке, при которой удаляются балластные вещества и выделяются активные, прежде всего глобулиновые, фракции белков; концентрации.

Введение человеку иммунной сыворотки из крови животных может сопровождаться осложнениями (сывороточная болезнь, анафилактический шок). Концентрированные иммунные сыворотки - гамма-глобулины (правильнее - иммуноглобулины, так как в них сохраняются различные глобулиновые фракции) из крови человека - практически не вызывают этих осложнений и медленнее выводятся из организма. В зависимости от назначения различают лечебно-профилактические и диагностические иммунные сыворотки. Лечебно-профилактические иммунные сыворотки подразделяют на антитоксические - против ядовитых продуктов жизнедеятельности микробов (например, противостолбнячная, противодифтерийная, противогангренозная) и против последствий укуса ядовитых змей и насекомых; антибактериальные - воздействующие на микроорганизм (противосибиреязвенный гамма-глобулин) и антивирусные (например, противокоревой, антирабический, противогриппозный гамма-глобулины). Диагностические иммунные сыворотки готовят, применяя различные антигены в зависимости от характера реакции, для которой они используются. Их применяют для идентификации возбудителей инфекционных болезней, а также в экспериментальных исследованиях и др.

Версия для печати Версия для MS Word Эпидемиологический надзор

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, 2006-2020 г.

Адрес: 629000, г. Салехард, ул. Титова, д. 10

До изобретения прививок инфекции и вирусы являлись главной причиной высокой смертности среди населения Земли и малой продолжительности жизни. Но вот уже 200 с лишним лет в мире существует эффективный способ защиты человека и животных от целого ряда инфекционных и некоторых вирусных заболеваний. Первую прививку от оспы сделал в начале XIX века английский доктор Э. Дженнер. С тех пор вакцинация (иммунизация) стала для человека самым эффективным способом профилактики опасных болезней.

Появившись на свет, любой младенец не только попадает в окружение маминых ласковых рук, но и вынужден знакомиться с миллиардами микроорганизмов. С первого дня жизни в организме человека начинает активную работу иммунная система. В задачу иммунитета входит распознавание и противостояние опасным микробам. Поскольку клетки иммунной системы формируются еще в материнской утробе, каждый новорожденный малыш изначально снабжен защитой от множества вредных бактерий.

В основе системы профилактики болезней с помощью вакцинации лежит феномен так называемой иммунологической памяти. Человеческий организм способен запоминать свою реакцию на бактерию или вирус и действовать по данной схеме в случае повторного введения антигена. Узнав об этом, медики смогли разработать схему искусственного формирования иммунитета.

При вакцинации в организм человека вводят препарат, содержащий биоматериал убитых или ослабленных возбудителей заболевания или же синтезированный белок данного вида микроорганизма. Задача — запустить реакцию формирования специфического иммунитета.

На 5–7 день после введения вакцины иммуноглобулины (специфические антитела) вырабатываются в организме, выявляют и уничтожают вредоносных микробов. Число антител быстро растет и достигает максимального количества примерно на 20–22 сутки после прививки. Затем иммуноглобулины исчезают совсем или почти совсем, но остаются В- и Т-лимфоциты. Это клетки иммунологической памяти, которые несут в себе информацию о болезни и методах борьбы с ней. Последующие атаки организма микробами данного вида будут отбиты быстрее и легче: иммуноглобулины начнут вырабатываться уже в первый или второй день, их будет в разы больше, чем при первичном контакте с носителями болезни

Приобретенный иммунитет формируется после одноразовой вакцинации или требует повторного прививания через некоторое время. Сформировавшись, приобретенный иммунитет помогает либо оттолкнуть возбудителя болезни совсем, либо справиться с попавшей внутрь организма опасностью легко и без осложнений.

Прививка — это тренировочное испытание для организма с целью повышения прочности защитного барьера (иммунитета). Вакцинация стимулирует организм аналогично действию самого инфекционного агента, но способна дать более эффективные результаты в борьбе с болезнью. Так же, как при заболевании, вакцина запускает естественную реакцию иммунной системы на патогенного возбудителя, но делает это в контролируемых масштабах. Главный плюс иммунизации путем вакцинации состоит в том, что прививки исключают развитие осложнений от заболеваний. Известно, что естественный процесс перенесения инфекционных болезней может привести к сбою в нормальной работе некоторых органов: почек, сердца, печени, мышечной и нервной систем, мозговой деятельности, опорно-двигательного аппарата. Прививки помогают локализовать действие микробов и обеспечить минимальные потери в борьбе за здоровье.

Сегодня массовая вакцинация является фактором экономического роста в мировом масштабе. Благодаря развернутым по всему миру программам вакцинации ежегодно удается сохранить 6 млн жизней – детских жизней. 750 тысяч детей не становятся инвалидами. Вакцинация ежегодно дарит человечеству 400 млн дополнительных лет жизни. А каждые 10 лет сохранённой жизни обеспечивают 1% экономического роста. Вакцинация признана самым эффективным медицинским вмешательством из изобретенных человеком. Сравнимый результат дало только использование чистой питьевой воды.

Не будь прививок, современные родители должны были бы быть готовыми к тому, что:

· при заражении туберкулезом в 38% случаев ребенок умрет;

· при заражении дифтерией у взрослых в 20% случаев наступит летальный исход, а у детей в – 10% случаев;

· вероятность смерти в случае заражения столбняком – 17-25% (при современных методах лечения), а среди новорожденных летальность достигает 95%;

· в случае заболевания коклюшем в одном из десяти случаев ребенок получит осложнения в виде воспаления легких, в двадцати случаях из тысячи – судороги, в четырёх случаях из тысячи – поражение головного мозга (энцефалопатию);

· вероятность получить осложнения в случае заболеванием кори составляет 30%. Это – слепота, энцефалит, диарея, тяжёлые инфекции дыхательных путей. В одном случае из тысячи ребенок получает осложнение в виде энцефалита;

· в России в 16,9 на 100 000 случаев ребенок в возрасте 0-5 лет может заболеть Хиб-менингитом (гемофильная инфекция), а летальность при этом заболевании составляет 15-20%;

· наиболее опасное осложнение при заболевании краснухой – краснушный (наподобие коревого) энцефалит (воспаление мозга) – возникает в одном из пяти тысяч случаев;

· в 90% случаев при заболевании краснухой во время беременности вирус будет передан будущему ребенку, и он получит синдром врожденной краснухи на всю оставшуюся жизнь;

· в 15% случаев при заболевании краснухой во время беременности существует угроза выкидыша и рождения мертвого ребенка;

· риск заразиться гепатитом В на протяжении жизни для каждого из нас составляет 20-60%;

· вероятность полного выздоровления от хронического гепатита В очень невысока — около 10%;

· хронический гепатит В развивается у 80-90% детей, инфицированных в течение первого года жизни, и у 30-50% детей, инфицированных в возрасте до шести лет;

· в одном из 200 случаев инфицирования полиомиелитом развивается необратимый паралич (обычно ног). 5-10% из числа таких парализованных людей умирают из-за наступающего паралича дыхательных мышц;

· у 20-30% заболевших свинкой мальчиков-подростков и взрослых мужчин воспаляются яички (орхит), у девушек и женщин в 5% случаев вирус эпидемического паротита поражает яичники (оофорит). в 50% случаев как мужское, так и женское бесплодие обусловлено перенесенным в детстве эпидемическим паротитом;

· в 4% случаев заболевания паротитом ребенок получит осложнение в виде панкреатита;

· вирус эпидемического паротита может вызвать воспаление оболочек головного мозга (менингит) у 1 из 200-5000 заболевших, очень редко в процесс вовлекается ткань головного мозга, и тогда развивается паротитный энцефалит (воспаление оболочек и вещества головного мозга);

· приобретенная нейросенсорная глухота, вызванная паротитом, является одной из основных причин глухоты в детстве, которая проявляется у 5 на 100 000 больных паротитом;

· осложнения ветряной оспы возникают с частотой 5-6% и служат поводом для госпитализации. 30% осложнений – это неврологические заболевания, 20% – пневмонии и бронхиты, 45% – местные осложнения, сопровождающиеся образованием рубцов на коже;

· смертность от ветряной оспы – 1 на 60 000 случаев;

· у 10-20% переболевших вирус ветряной оспы пожизненно остается в нервных ганглиях и в дальнейшем вызывает другое заболевание, которое может проявиться в более старшем возрасте – опоясывающий лишай или герпес;

· около 8 на 100 тыс. детей в возрасте до 5 лет при инфицировании пневмококком получат осложнение в виде пневмококкового менингита. Около 83% случаев пневмококкового менингита наблюдаются среди детей в возрасте младше 2-х лет;

· от 8,7% до 52% случаев пневмонии, возникшей от заражения пневмококком, наблюдается среди младенцев в возрасте младше 6 месяцев.

Уровни предотвращения заболеваний или серьезных осложнений с помощью вакцин достаточно велики – куда больше, чем защита от получения серьезных травм при вождении мотоцикла и автомобиля по всем правилам безопасности.
Шлем может защитить мотоциклиста от травм головного мозга только в половине случаев, а ремень безопасности в автомобиле лишь на 67% предохранит пассажиров и водителя от серьезных травм. Защитные функции вакцин существенно выше. Любая из представленных в России вакцин обеспечивает защиту от соответствующего заболевания и осложнений в ходе болезни не менее чем на 80%.

Открытие метода вакцинации дало старт новой эре борьбы с болезнями. В состав прививочного материала входят убитые или сильно ослабленные микроорганизмы либо их компоненты (части). Они служат своеобразным муляжом, обучающим иммунную систему давать правильный ответ инфекционным атакам. Вещества, входящие в состав вакцины (прививки), не способны вызвать полноценное заболевание, но могут дать возможность иммунитету запомнить характерные признаки микробов и при встрече с настоящим возбудителем быстро его определить и уничтожить.

Производство вакцин получило массовые масштабы в начале ХХ века, после того как фармацевты научились обезвреживать токсины бактерий. Процесс ослабления потенциальных возбудителей инфекций получил название аттенуации. Сегодня медицина располагает более, чем 100 видами вакцин от десятков инфекций.

Препараты для иммунизации по основным характеристикам делятся на три основных класса.

1. Живые вакцины. Защищают от полиомиелита, кори, краснухи, гриппа, эпидемического паротита, ветряной оспы, туберкулеза, ротавирусной инфекции. Основу препарата составляют ослабленные микроорганизмы — возбудители болезней. Их сил недостаточно для развития значительного недомогания у пациента, но хватает, чтобы выработать адекватный иммунный ответ.

2. Инактивированные вакцины. Прививки против гриппа, брюшного тифа, клещевого энцефалита, бешенства, гепатита А, менингококковой инфекции и др. В составе мертвые (убитые) бактерии или их фрагменты.

3. Анатоксины (токсоиды). Особым образом обработанные токсины бактерий. На их основе делают прививочный материал от коклюша, столбняка, дифтерии.

В последние годы появился еще один вид вакцин — молекулярные. Материалом для них становятся рекомбинантные белки или их фрагменты, синтезированные в лабораториях путем применения методов генной инженерии (рекомбининтная вакцина против вирусного гепатита В).

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), на долю инфекционных заболеваний приходится 25 % от общего количества смертей на планете ежегодно. То есть инфекции до сих пор остаются в списке главных причин, обрывающих жизнь человека.

Одним из факторов, способствующих распространению инфекционных и вирусных заболеваний, являются миграция потоков населения и туризм. Перемещение человеческих масс по планете влияет на уровень здоровья нации даже в таких высокоразвитых странах, как США, ОАЭ и государства Евросоюза.

Главный внештатный специалист эпидемиолог

управления здравоохранения Липецкой области,

1.Что такое вакцинация
Вакцинация – проведение профилактических прививок – способ предупреждения тяжелых заболеваний.
Вакцинация обеспечивает невосприимчивость человека к некоторым инфекционным заболеваниям.
Вакцинация бывает активная и пассивная.
Активная - это когда у человека, которому сделали прививку выработалась защита на данную инфекцию.
Пассивная - это вводят готовую защиту, в виде антител, от инфекции, например противоклещевой иммуноглобулин.

Вакцинация, спасшая множество человеческих жизней, как ни один метод лечения, преодолела многие и многие препятствия как среди медиков, так и среди непосвященных людей. Даже отношение церкви к прививкам против инфекционных болезней было неоднозначным — от отрицания до признания.

По религиозным и мировоззренческим мотивам отказываются от прививок и в наши дни, хотя и не так часто. Результат таких отказов налицо: во многих радикально настроенных регионах мира стали чаще случаться вспышки дифтерии и других инфекционных заболеваний. Среди тех, кто не прививает себя и своих детей, немало просто безответственных людей.

Сейчас во всем мире активно обсуждают необходимость вакцинации среди населения, а также гарантии безопасности этого лечения. По инициативе ВОЗ и ЮНИСЕФ создана Глобальная инициатива по безопасности вакцин (ГИБВ). Эта организация реализует Глобальную программу по безопасности вакцин, которые должны предотвратить миллионы смертей от заболеваний во всем мире. Период 2010–2020 гг. был объявлен Десятилетием вакцин. Если многие достижения прогресса со временем безвозвратно

3. Что такое вакцина
Вакцина, это медицинский препарат, которым делают прививку.
Каждая из вакцин имеет свои строго определенные показания, противопоказания и сроки применения, свою схему и свои пути введения (через рот, внутримышечно, подкожно, внутрикожно).
Вакцина содержит основное вещество – антиген, на которое организм вырабатывает антитела или формирует клетки, призванные распознать инфекционного агента внутри других клеток и уничтожить его и вследствие чего вырабатывается иммунитет к инфекционным заболеваниям.

4. Из чего получают вакцину
Вакцинные препараты получают из бактерий, вирусов или продуктов их жизнедеятельности.

5. Какие бываю вакцины
Выделяют вакцины неживые (инактивированные) и живые, рекомбинантные, химические, комбинированные.
Живые вакцины, которые содержат живые, ослабленные возбудители. Вирус в них значительно ослаблен. При производстве вакцины вирусы ослабляют до тех пор, пока они не теряют способность вызвать болезнь, но еще сохраняют способность формировать защиту. Пример живых вакцин: корь, паротит, краснуха, туберкулез (БЦЖ).
Инактивированные вакцины получают разными путями. Они могут содержать целиком убитый микроорганизм - бактерию или вирус. Пример инактивированных вакцин: коклюшная вакцина, дифтерия, столбняк (АКДС), гепатит А, клещевой энцефалит, некоторые гриппозные вакцины.
Химические вакцины, в которых используют отдельные части микробов или вирусов, отвечающих за выработку иммунитета. Примером являются анатоксины. Такие микробы, как дифтерийная и столбнячная палочки выделяют токсины, которые и вызывают болезнь. Токсины, лишенные токсичности называются анатоксины и используются в качестве вакцины. Одним из видов химических вакцин являются полисахаридные, содержащие полисахариды клеточной стенки микробов.
Пример химических вакцин: против гемофильной палочки типа В, пневмококков и менингококков.
Рекомбинантные вакцины, которые производят генно-инженерным путем. Последние вакцины самые безопасные.
Пример рекомбинантных вакцин: гепатит В, вакцины против вируса папилломы человека (против рака шейки матки).
Комбинированные — это когда в одной ампуле несколько видов вакцин, например вакцина против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита.

6. Можно ли вводить сразу много вакцин
Введение нескольких вакцин одновременно возможно. Вводят их или в виде комбинированного препарата (в одном шприце, например АКДС) или в виде разных инъекций в разные участки тела.
В нашей страны предусмотрено введение одновременно всех необходимых вакцин календаря прививок, за исключением вакцины против туберкулеза – БЦЖ.

7. Почему можно вводить сразу много вакцин
Иммунитет человека на введенную вакцину формируется за счет лимфоцитов, которые производят антитела. Исследовательским путем установлено, что иммунная система человека может ответить на 105 вакцин одномоментно.
А в бесклеточных коклюшных вакцинах (ИНФАНРИКС - коклюш, дифтерия, столбняк) содержится только от 1 до 5 антигенов.
Преимущество комбинированных вакцин заключается и в меньшей травматизации ребенка, так как все необходимые препараты вводятся одним уколом. Кроме того в комбинированном препарате ребенок получает меньше дополнительных веществ.
Для взрослого население это вакцина АДСМ (вакцина, которая защищает от дифтерии, столбняка), Для поддержания постоянной защиты от этих инфекций, необходимо каждые 10 лет ставить себе эту прививку.
8. Из чего состоит вакцина
Вакцина состоит из антигенов вирусов, бактерий и дополнительных веществ.

9. Кто занимается безопасностью вакцины
Во Всемирной организации здравоохранения существует комитет, занимающийся оценкой безопасности вакцин и веществ, входящих в них. Данные по безопасности вакцин можно изучить самостоятельно на сайтах ВОЗ.
Существует мнение, что наши вакцины хуже импортных:
Зарубежные фирмы, действительно, начали выпуск менее реактогенных вакцин нового поколения. Но для массовой иммунизации детей во всех странах действует общий стандарт ВОЗ, которому соответствуют наши вакцины.
Все отечественные и зарубежные вакцины, разрешённые к использованию в России, проходят тщательный контроль в Государственном Институте Стандартизации и Контроля при Минздраве РФ.

10. Безопасны ли используемые вакцины
Конечно, абсолютно безопасных вакцин нет.
Развитие поствакцинальных реакций зависит от качества вакцины, состояния здоровья, техники иммунизации, поведения пациента после вакцинации: соблюдения рекомендаций врача. После любой прививки может иметь место реакция организма – повыситься
температура (даже до 39оС и более), вялость, у лиц, предрасположенных к аллергии может возникнуть местная или очень редко общая аллергическая реакция.
Это нормально: организм вырабатывает иммунитет (защиту) к конкретной болезни. Одни вакцины переносятся очень легко и почти никогда не дают серьезных реакций – типичный пример – вакцина против полиомиелита. Введение других препаратов, напротив, часто сопровождается выраженным повышением температуры и существенным нарушением общего состояния ребенка типичный пример – коклюшный компонент вакцины АКДС.
Заболевания ассоциированные с вакцинацией (например полиомиелит) могут развиться только при введении живых вакцин детям с первичным тяжелым иммунодефицитом. К счастью, это состояние встречается очень редко (1-2 случая на 1000000) и может быть диагностировано уже в раннем возрасте.
Чтобы предупредить развитие необычных реакций при осмотре пациента перед прививкой врач выясняет все неблагоприятные моменты в состоянии здоровья с момента рождения до момента иммунизации (заболевания в течении 3 месяцев, беременность и т.д.)

11. Что же такое поствакцинальное осложнение
Это то, чего не должно быть, но возможно. Не должно быть ни судорог, ни потери сознания, ни температуры выше 40 °С. Не должен пациент покрываться с ног до головы сыпью, а в том месте, куда укололи, не должно быть никаких нагноений. О всех реакциях необходимо сообщать врачу.
Осложнения после прививок – это всегда серьезно. Каждый такой случай подробно анализируется, целая врачебная комиссия решает – почему так получилось и что же делать дальше? Прививать или нет, если да, то каким препаратом и от каких болезней.
На сегодняшний день в городе Нижневартовске случаев поствакцинальных осложнений не зарегистрировано.

12. Когда можно и когда нельзя делать пациенту прививку
Прежде всего, помнить, что любая прививка делается пациенту, у которого в этот момент нет никакой острой инфекционной болезни – ни насморка, ни поноса, ни сыпи, ни повышения температуры тела. Почему важно именно отсутствие инфекционной болезни? Да потому, что любая вакцина – это нагрузка на иммунитет.
Некоторые перенесенные ребенком инфекционные болезни вызывают ослабление защитных сил организма и это, в свою очередь, является противопоказанием к проведению прививок на определенный срок (устанавливает врач при осмотре) .

14. Что такое календарь прививок
Календарь прививок – это схема прививок, которую государство считает необходимым осуществлять в стране для наиболее полноценной защиты своих граждан от инфекций. Существуют прививки плановые и по эпидемическим показаниям.
Плановые прививки — их проводят всем в определенном возрасте с определенными интервалами.
В плановый календарь прививок России включена профилактика туберкулеза, полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка, гепатита В, кори, эпидемического паротита, краснухи, гриппа, пневмококковой инфекции. Плановая вакцинация осуществляется за счет федерального бюджета и бесплатна для граждан.
Прививки по эпидситуации проводят в определенных регионах страны, где есть характерные для данного региона инфекции или при увеличении заболеваемости какой-либо инфекцией (например, гепатитом А), клещевой энцефалит и т.д.
Вакцинацию по эпидпоказаниям проводят за счет регионального бюджета или за счет средств самих граждан. По эпидемической ситуации прививают против клещевого энцефалита, туляремии, холеры, бруцеллеза, бешенства, сибирской язвы, чумы, желтой лихорадки, менингококковой инфекции, брюшного тифа и некоторых других инфекций.
В нашей стране также есть вакцины, которые включены в календари многих стран мира, но отсутствуют в календаре прививок, например: против вируса папилломы человека.
Существуют и лечебные вакцины, например, против герпеса 1 и 2 типа. В настоящее время проводится работа по созданию вакцин, против микробов, вызывающих гастрит, язву желудка.
Приходится сожалеть, что до сих пор нет вакцин от СПИДа и гепатита С.

16. Кто контролирует иммунопрофилактику
Министерство здравоохранения и Роспотребнадзор. Непосредственно в учреждении здравоохранения ответственным является главный врач.

Медицинские иммунобиологические препараты (вакцины), предназначенные для профилактики инфекционных заболеваний, указанных в Национальном календаре профилактических прививок.

1. Вакцинацию против туберкулеза проводят новорожденным детям в возрасте 4-7 дней отечественными вакцинами БЦЖ или БЦЖ-М в зависимости от показаний, определяемых врачом. Прививки против туберкулеза не проводят в родильном отделении и переносят на более поздний срок в случае, если есть противопоказания к их проведению. Ревакцинацию (повторное введение вакцины) проводят в возрасте от 6 до 7 лет по результатам реакции Манту. Ревакцинации подлежат дети с отрицательной р.Манту и дети, размер инфильтрата у которых менее 5 мм. Вакцина поставляется в организации, осуществляющие медицинскую деятельность (ООМД) за счет средств Федерального бюджета и детям данная прививка проводится бесплатно.

2. Вакцинацию против вирусного гепатита В проводят новорожденным детям в первые часы жизни в родильном отделении, отечественными или импортными вакцинами, получаемых за счет средств Федерального бюджета, поэтому населению данная прививка проводится бесплатно. В дальнейшем для завершения схемы вакцинации прививки против гепатита В проводят в детской поликлинике в возрасте 1 и 6 месяцев. Прививки против гепатита В проводят всему населению в возрасте до 55 лет по схеме 0-1-6 месяцев.

3. Вакцинацию против коклюша , дифтерии и столбняка проводят 3 кратно, в возрасте 3, 4,5 и 6 месяцев вакциной АКДС. В возрасте 18 месяцев проводят I ревакцинацию вакциной АКДС. В возрасте 7 и 14 лет - II и III ревакцинации, затем каждые 10 лет ревакцинации проводят без ограничения возраста. Вторую, третью и последующие ревакцинации проводят вакциной АДС-М. Вакцинацию проводят за счет средств Федерального бюджета, поэтому населению данная прививка проводится бесплатно. Вакцина АКДС является реактогенной и вызывает кратковременные местные и общие реакции – повышение температуры тела до 37-380С и покраснение и припухлость в месте укола.

4. Вакцинацию против полиомиелита проводят трехкратно, в возрасте 3, 4,5 и 6 месяцев, по времени совпадающей с вакцинацией против дифтерии, коклюша и столбняка. Первую и вторую ревакцинацию проводят в 18 (по времени совпадающей с первой ревакцинацией против дифтерии, коклюша и столбняка) и 20 месяцев, третью – в 14 лет. Первую и вторую прививку (в 3 и 4,5 месяца) проводят импортной, инактивированной вакциной, последующие прививки – отечественной живой пероральной (вакцину закапывают в рот ребенку). Вакцинацию проводят за счет средств Федерального бюджета, поэтому населению данная прививка проводится бесплатно.

5. Вакцинацию против гемофильной инфекции проводят трехкратно, в возрасте 3, 4,5 и 6 месяцев, по времени совпадающей с вакцинацией против дифтерии, коклюша, столбняка и полиомиелита. Ревакцинацию проводят в 18 месяцев (по времени совпадающей с первой ревакцинацией против дифтерии, коклюша, столбняка и полиомиелита). Вакцинацию проводят за счет средств Федерального бюджета, импортными вакцинами, поэтому населению данная прививка проводится бесплатно.

6. Вакцинация против кори и эпидемического паротита проводится в возрасте 1 год, ревакцинация – в возрасте 6 лет. Взрослым, в возрасте до 35 лет проводится двукратная вакцинация против кори, с интервалом 3 месяца, если данный человек не привит против кори и не болел корью. Если имеется одна, документально подтвержденная прививка против кори, и человек не болел корью, то ему необходимо однократно привиться против кори.
Детей, в возрасте до 6 лет, прививают комбинированной ди-вакциной (корь + эпидемический паротит). Лиц старше 6 лет прививают моновакциной против кори. Вакцинацию проводят за счет средств Федерального бюджета, отечественной вакциной, поэтому населению данная прививка проводится бесплатно.
Данная вакцина довольно редко вызывает общие и местные реакции.

7. Вакцинация против краснухи проводится в возрасте 1 год, ревакцинация – в возрасте 6 лет. Взрослым, в возрасте до 25 лет проводится двукратная вакцинация против краснухи, с интервалом 3 месяца, если данный человек не привит и не болел краснухой. Если имеется одна, документально подтвержденная прививка против краснухи, и человек не болел этой инфекцией, то ему необходимо однократно привиться против краснухи. Для вакцинации используется моновакцина против краснухи. Вакцинацию проводят за счет средств Федерального бюджета, отечественной вакциной, поэтому населению данная прививка проводится бесплатно.

8. Вакцинацию против пневмококковой инфекции проводят двукратно, в возрасте 2 и 4,5 месяца. Ревакцинацию проводят в 15 месяцев. Вакцинацию проводят за счет средств Федерального бюджета, импортными вакцинами, поэтому населению данная прививка проводится бесплатно.

9. Вакцинацию против гриппа проводят один раз в году, в сентябре-октябре текущего года. Детей, подростков и беременных прививают отечественной инактивированной вакциной, не содержащей консервантов. Вакцинацию проводят за счет средств Федерального бюджета, отечественной вакциной, поэтому населению данная прививка проводится бесплатно.
*стоимость вакцины может изменяться, в зависимости от ее закупочной стоимости.
Выполнение требований к безопасному проведению прививок.
Иммунопрофилактику детскому населению проводят в родильном отделении, детской поликлинике, медицинских кабинетах школ и детских дошкольных учреждений.

Наряду с эффективностью вакцинопрофилактики, второй, не менее важной, ее характеристикой является безопасность.

Перед проведением иммунизации пациенту или его родителям разъясняют необходимость профилактической прививки, вероятность развития и клинические признаки поствакцинальных реакций и осложнений, возможность отказа от вакцинации и его последствия. О проведении иммунизации в детских дошкольных учреждениях и школах родители детей должны быть оповещены заранее.

Прививки проводят только с согласия родителей или лиц, являющихся опекунами детей. Со взрослых в обязательном порядке берется информированное добровольное согласие на введение вакцины.
Все лица, которым должны проводиться профилактические прививки, предварительно подвергаются медицинскому осмотру врачом (в школе - фельдшером).
Перед иммунизацией врач тщательно собирает анамнез у пациента с целью выявления предшествующих заболеваний, в том числе хронических, наличия реакций или осложнений на предыдущее введение препарата, аллергических реакций на лекарственные препараты, продукты, выявляет индивидуальные особенности организма (недоношенность, родовая травма, судороги), уточняет, имелись ли контакты с инфекционными больными, а также сроки предшествующих прививок.

Непосредственно перед проведением профилактической прививки проводится термометрия.

Иммунизация в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям проводится вакцинами отечественного и зарубежного производства, зарегистрированными и разрешенными к применению в установленном порядке.

Проводимые мероприятия по иммунизации способствуют отсутствию на территории Нижневартовска заболеваемости дифтерией, коклюшем, корью, эпидемическим паротитом, краснухой, полиомиелитом, острым вирусным гепатитом В среди обслуживаемого населения, а также поствакцинальных осложнений среди детей.

Уважаемые жители!
Посетите своего участкового врача и своевременно сделайте прививку своим детям!
Это надежная защита от инфекционных заболеваний. Берегите себя и своих близких!
Будьте здоровы!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции