Отношение к больным с инфекционными болезнями

Инфекционные (заразные) болезни - болезни, возникающие вследствие внедрения в организм человека специфического возбудителя инфекции.

Характерными особенностями инфекционных болезней являются: заразность, т.е. способность передачи возбудителя от больного к здоровому восприимчивому организму; стадийность развития (заражение, инкубационный период, течение болезни, выздоровление); специфические реакции организма (повышение температуры, типичные признаки болезни, выработка иммунитета и др.).

К наиболее опасным острым инфекционным болезням относятся чума, холера, сибирская язва, натуральная оспа, туляремия.

Чума обычно начинается с общей слабости, озноба, головной боли, повышения температуры, затемнения сознания.

Признаками заболевания холерой являются понос, рвота, судороги, быстрое похудение и снижение температуры тела до 35о С.

При сибирской язве появляются зудящие пятна на коже, которые превращаются в пузыри с мутной кровянистой жидкостью. Пузыри вскоре лопаются, образуя язву, покрывающуюся черным струпом. Характерным признаком является снижение или полное отсутствие чувствительности в области язвы.

Натуральная оспа сопровождается гнойной сыпью на коже и слизистых оболочках. На месте сыпи остаются шрамы на коже.

Для туляремии характерно внезапное резкое повышение температуры, появление сильной головной боли и боли в мышцах.

Инфекционные болезни характеризуются способностью быстрого развития и распространения.

Источник возбудителя инфекции - организм больного человека, животного, в котором возбудитель инфекционной болезни не только сохраняется, размножается, но и передастся другому восприимчивому человеку через внешнюю среду или непосредственно при контакте с больным. Однако носить болезнетворные микробы и выделять их могут не только больные люди, но и лица, не проявляющие признаков болезни, так называемые, бактерионосители. Они представляют большую опасность для окружающих людей, так как выявить их значительно труднее, чем больных.

Чтобы не допустить распространения инфекционных болезней, проводится комплекс противоэпидемических и санитарно - гигиенических мероприятий, включающих в себя:

  • раннее выявление больных и подозреваемых по заболеванию путем подворных, поквартирных обходов, усиленное медицинское наблюдение за инфицированными, их изоляция, госпитализация, лечение;
  • санитарную обработку людей, дезинфекцию одежды, обуви, предметов ухода и т.д.;
  • дезинфекцию территории, транспорта, жилых и общественных помещений;
  • установление противоэпидемического режима работы лечебно-профилактических и других медицинских учреждений;
  • обеззараживание пищевых отходов, сточных вод и продуктов жизнедеятельности больных и здоровых людей;
  • санитарный надзор за соответствующим режимом работы предприятий жизнеобеспечения, промышленности и транспорта;
  • проведение санитарно - просветительной работы среди населения с использованием средств массовой информации.
Эпидемическое благополучие обеспечивается совместными усилиями органов и учреждений здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы и населения в проведении профилактических мероприятий.

Успешная защита от инфекционных заболеваний во многом зависит от степени невосприимчивости населения к ним. Невосприимчивость может быть достигнута, прежде всего, общим укреплением организма путем систематического закаливания и занятий физкультурой и спортом, а также проведением специфической профилактики, которая осуществляется заблаговременно путем прививок.

В случае появления первых признаков инфекционного заболевания, немедленно обратиться к врачу и действовать в соответствии с его указаниями.

Для предотвращения распространения инфекционных болезней решением органов местного самоуправления могут вводиться карантин и обсервация.

Карантинный режим вводят в случае возникновения заболевания чумой, холерой, натуральной оспой, а также при массовых заболеваниях туляремией, бруцеллезом, сапом, сыпным и возвратным тифом. При этом предусматривается полная изоляция очага инфекционного заболевания от окружающего населения.

При возникновении очага инфекционного заболевания, не относящегося к группе особо опасных или высокозаразных инфекционных болезней, применяют обсервацию.

Обсервация - осуществление усиленного медицинского наблюдения, частичных изоляционно-ограничительных мер, лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на ликвидацию очага инфекции.

Следует помнить, что инфицирование человека болезнетворными микробами может происходить при вдыхании воздуха, употреблении зараженных пищевых продуктов и воды, укусах зараженных насекомых, а также при контакте с больными людьми и животными.

Для предотвращения массового распространения инфекционных заболеваний населения обязано тщательно соблюдать правила личной гигиены и содержать в чистоте жилища, дворы, места общего пользования. В жилых домах необходимо обрабатывать дезинфицирующими растворами перила лестниц и дверные ручки, унитазы; всю уборку помещений проводить только влажным способом; не допускать размножения мух и других насекомых.

В очаге инфекционного заболевания воду разрешается брать только из водопровода или из проверенных медицинской службой водоисточников. Все продукты следует хранить в плотно закрытой таре и обрабатывать перед употреблением: воду и молоко прокипятить, сырые овощи и фрукты обмыть крутым кипятком. Посуду необходимо кипятить, тщательно мыть руки с мылом после возвращения с улицы, перед приготовлением и приемом пищи.

При обнаружении первых признаков заболевания кого-нибудь из членов семьи нужно немедленно вызвать врача и изолировать больного.

Если заболевший оставлен для лечения дома, его необходимо поместить в отдельной комнате или его кровать отгородить ширмой. Для заболевшего следует выделить отдельную посуду и предметы ухода. В помещении, где находится больной, провести текущую дезинфекцию помещения и предметов, с которыми соприкасался больной, простейшими средствами - обмыванием горячей водой с содой, мылом и другими моющими средствами, а также кипячением белья. Ухаживать за больным по возможности следует одному лицу. При уходе должны соблюдаться меры, безопасности и правила личной гигиены: нужно пользоваться марлевыми повязками, мыть и обеззараживать руки. После перевода больного в больницу или его выздоровления проводится заключительная дезинфекция помещения, постельных принадлежностей, предметов, с которыми соприкасался больной.

По информации Всемирной организации здравоохранения с 2003 года из 16 стран мира поступила информация о 856-ти лабораторно подтвержденных случаях заражения людей вирусом птичьего гриппа A(H5N1), в том числе 452 случая - с летальным исходом. Последний случаи инфицирования вирусом гриппа A(H5N 1) зарегистрированы в Египте.
По данным Гонконгского Центра по охране здоровья, в Китае с февраля 2013 года зарегистрировано 800 случаев инфицирования люде вирусом гриппа птиц A(H7N9). По-прежнему, инфицирование людей, как правило, связано с контактом с живой домашней птицей или контаминированными объектами окружающей среды, в том числе на рынках, где продается живая домашняя птица.
Кроме того, в Китае регистрируются единичные случаи инфицирования людей вирусами гриппа птиц A(H5N6), A(H9N2), A(H10N8).

Справочно:
Грипп птиц - острое инфекционное заболевание, возбудителем которого является вирус.
Пути заражения:

  • Заражение человека происходит при тесном контакте с инфицированной и мертвой домашней и дикой птицей.

У заболевших диких и домашних птиц отмечаются необычное поведение, дискоординация движений (вращательное движение головой, искривление шёи), отсутствие реакции на внешние раздражители и угнетенное состояние. Отмечается цианоз, опухание и почернение гребня и сережек, а также затрудненное дыхание.

  • В ряде случаев возможно заражение человека при употреблении в пищу мяса и яиц больных птиц без достаточной термической обработки.
  • Опасны выделения зараженных птиц, которые, попадая на растения, в воздух, в воду, затем могут заразить человека через воду при питье и купании, а так же воздушно-капельным, воздушно-пылевым путем, и через грязные руки. Следует помнить, что при минусовых температурах вирус птичьего гриппа сохраняется, но нагревание до температуры +70°С убивает вирус за несколько минут.

Симптомы заболевания гриппом птиц у человека.
У многих пациентов болезнь, вызываемая вирусом A(H5N1), имеет необычайно агрессивное течение с быстрым ухудшением и высокой летальностью. В настоящее время при проведении расследований на местах и мониторинга за контактами пациентов ВОЗ рекомендует брать за основу инкубационный период в 7 дней.
На сегодняшний день у большинства пациентов с этой инфекцией развивается тяжелая пневмония. Первоначальные симптомы включают
высокую температуру, обычно выше 38°С, и другие гриппоподобные симптомы. У некоторых пациентов в качестве ранних симптом также регистрировались диарея, рвота, боли в области живота и груди, а также кровотечения из носа и десен.
Одним из признаков, наблюдаемых у многих пациентов, является развитие симптомов нижних дыхательных путей на ранней стадии болезни. Часто наблюдаются респираторный дистресс, хриплый голос и трескающие звуки при вдыхании. Выделения мокроты бывают разными и иногда кровянистыми. Осложнения инфекции A(H5N1) и A(H7N9) включают гипоксемию, полиорганную недостаточность и вторичные бактериальные и грибковые инфекции.
Выезжающим в эндемичные страны (Бангладеш, Китай, Египет, Индия, Индонезия и Вьетнам) в целях профилактики гриппа рекомендуется:

  • Лицам, не привитым против гриппа в текущем эпидемическом сезоне, за 3-4 недели до поездки сделать прививку против этого заболевания, а в случае невозможности проведения иммунизации - воздержаться от поездки.
  • Избегать контакта с птицей в домашних хозяйствах, на рынках и в местах массового скопления птицы на открытых водоемах.
  • Не рекомендуется покупать для питания мясо птиц и яйца в местах несанкционированной торговли.
  • Для питья необходимо использовать только бутилированную или кипяченую воду.
  • Необходимо соблюдать гигиену рук, респираторную гигиену и меры по безопасности пищевых продуктов.

Гигиена рук:
Мойте руки до, во время и после приготовления пищи; перед едой; после посещения туалета; после контактов с животными и их отходами; в случае загрязнения рук; и при уходе за больными людьми в вашем доме.
Гигиена рук позволяет предотвратить как свое собственное инфицирование (при контактах с зараженными поверхностями), так и передачу инфекции в больницах пациентам, работникам здравоохранения и другим лицам.
Мойте руки с мылом под проточной водой при их видимом загрязнении; при отсутствии видимого загрязнения мойте руки водой с мылом или используйте спиртосодержащее очищающее средство для рук.

Респираторная гигиена:
Закрывайте рот и нос медицинской маской, бумажной салфеткой, рукавом или согнутым локтем при кашле и чихании; выбрасывайте использованную салфетку в закрывающееся мусорное ведро сразу после использования; принимайте меры по гигиене рук после контакта с выделениями из дыхательных путей

При появлении первых симптомов заболевания при возвращении из поездки необходимо незамедлительно обратиться к врачу для установления диагноза и назначения адекватного и своевременного лечения, предоставив информацию о стране пребывания и сроках пребывания в ней, так как позднее начало лечения неизбежно приводит к развитию осложнений.

Ежегодно в осенне-зимний период активизируется циркуляция вирусов гриппа и других респираторных вирусов, которые быстро передаются от человека к человеку воздушно-капельным путем, вызывая массовую заболеваемость населения вплоть до ее эпидемического уровня. Грипп и ОРВИ относятся к числу наиболее массовых инфекционных заболеваний, на их долю ежегодно приходится до 90-95% в структуре регистрируемой инфекционной заболеваемости. По данным статистических наблюдений каждый взрослый человек в среднем в год болеет 2 раза респираторными инфекциями, школьник – 3 раза, ребенок дошкольного возраста – 6 раз.

Что нужно знать о гриппе и ОРВИ:

Грипп – это острое инфекционное заболевание, с коротким инкубационным периодом, вызываемая вирусами типов А, В и С, протекающая с развитием интоксикации и поражением эпителия слизистой оболочки верхних дыхательных путей, чаще трахеи. Заболевание склонно к быстрому и глобальному распространению, наиболее опасным осложнением гриппа является внебольничная пневмония, которая может стать причиной неблагоприятного исхода заболевания. Особенно опасен грипп для лиц, страдающих хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной систем, сахарным диабетом, ожирением. Заболевание гриппом у таких людей может привести к тяжелым осложнениям. Заболевание гриппом детей способствует формированию хронической бронхолегочной патологии, предрасполагают к появлению гайморитов, тонзиллитов, отитов; формируют аллергическую патологию, могут быть причиной задержки психомоторного и физического развития, приводят к возникновению вторичной иммуносупрессии, провоцируют заболевания сердца и сосудов.

Острые вирусные респираторные инфекции вызываются целой группой респираторных вирусов, чаще это аденовирусы, вирусы парагриппа, респираторно-синцитиальный вирус (РС-вирус), коронавирус, риновирус. Общим для этих вирусов является поражение верхних дыхательных путей человека, сопровождающееся насморком, болями в горле, явлениями интоксикации, но есть и особенности клинической картины, которые может отличить врач. ОРВИ протекают легче гриппа с менее выраженной интоксикацией организма, реже развиваются тяжелые осложнения.
Поэтому профилактика гриппа и ОРВИ, позволяющая избежать или смягчить такие последствия, более чем актуальна.

Какие существуют способы профилактики гриппа и ОРВИ?
В настоящее время одним из эффективных способов профилактики является вакцинация.
Иммунизация против гриппа проводится перед началом эпидемического сезона, оптимальные сроки сентябрь-ноябрь, для того чтобы к началу эпидемического распространения инфекции у человека сформировался иммунный ответ на введенный препарат. После вакцинации антитела в организме привитого человека появляются через 12-15 дней, иммунитет сохраняется в течение года. Вакцины против гриппа производятся на каждый сезон, в их состав входят актуальный штаммы вирусов гриппа (не менее 3-х), циркуляция которых прогнозируется ежегодно Всемирной Организацией здравоохранения.
Современные вакцины против гриппа помимо формирования специфического иммунитета к определенным вирусам гриппа, повышают общую резистентность организма к другим респираторным вирусам. Так, отечественные инактивированные вакцины содержат в своем составе иммуномодулятор полиоксидоний, который еще до выработки специфического иммунитета способствует повышению защитных сил организма при встрече с респираторными вирусами. Прививка против гриппа вакцинами отечественного или зарубежного производства не дает 100% защиты от заболевания. По данным статистических наблюдений защитные титры антител к вирусу гриппа после вакцинации лиц разного возраста определятся у 75-92% вакцинированных. Поэтому некоторые привитые люди заболевают гриппом, однако, как правило, заболевание у привитых протекает в более легкой форме, без серьезных осложнений. Прививка против гриппа не исключает и заболевание другими респираторными вирусами, которых насчитывается более 200 видов, однако, в отличие от гриппа, клиника респираторных вирусных инфекций не тяжела, нет выраженной интоксикации организма, заболевание ограничивается поражением верхних дыхательных путей (насморк, боли в горле), иногда без температурной реакции со стороны организма.
Прививки против гриппа приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации с 2011 года включены в Национальный календарь прививок, согласно которому вакцинации против гриппа подлежат: дети с 6 месяцев, учащиеся 1-11 классов; студенты высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений, взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образовательных учреждений, транспорта, коммунальной сферы и др.), взрослые старше 60 лет. Эти категории лиц прививаются бесплатно, вакцинами, поставляемыми в субъекты Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Вакцинация граждан, не вошедших в Национальный календарь прививок, осуществляется вакцинами, приобретаемыми за счет средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций и предприятий или личные средства. Статистическими наблюдениями установлено, что иммунизация более 20% граждан проживающих на территории административной единицы (субъект, район, город) создает коллективный иммунитет к гриппу и оказывает существенное влияние на снижение заболеваемости в данной популяции людей.

Неспецифическая профилактика – это методы профилактики, направленные на повышение защитных (реактивных) сил организма для противодействия проникающим в организм человека респираторным вирусам. Неспецифическая профилактика проводится как в предэпидемический период, так и непосредственно в период эпидемического подъема заболеваемости.
В настоящее время фармацевтический рынок предлагает широкий перечень препаратов для профилактики гриппа и ОРВИ отечественного и зарубежного производства. Прежде чем выбрать препарат для профилактики необходимо посоветоваться с врачом, который назначит оптимальный для вас комплекс неспецифической профилактики с учетом возраста, соматических заболеваний.
Основные группы препаратов используемые для профилактики: препараты содержащие интерферон, противовирусные препараты, витаминные комплексы, бактериальные лизаты.
Не стоит забывать про давно известные народные средства: прием натурального витамина С в виде настоя шиповника, ягоды клюквы, брусники, черной смородины, цитрусы. Использование природных фитонцидов, особенно чеснока.

Соблюдение личной гигиены играет немаловажную роль в предупреждении заболевания респираторными вирусными инфекциями. Важно – чаще мыть руки. Рукопожатие, поручни в общественном транспорте, ручки дверей в организациях, общественных зданиях и т.д. – все это источники повышенного риска в передаче вируса гриппа, после любого контакта с вышеуказанными местами общего пользования необходимо мыть руки. Необходимо избегать контактирование немытыми руками с лицом.
Необходимо чаще проветривать помещения, проводить влажную уборку помещений с использованием дезинфицирующих средств. В организациях и учреждениях целесообразно использовать оборудование, снижающее циркуляцию в воздухе вирусных и бактериальных клеток (рецеркуляторы, бактерицидные облучатели и др.)
Не стоит забывать о тепловом режиме: важно одеваться по погоде, не допускать переохлаждение организма, соблюдать температурный режим в жилых и общественных зданиях.
Важно – рациональное питание, также влияющее на сопротивляемость организма: употребление продуктов питания содержащих полноценные белки, витамины группы С (цитрусовые, квашеная капуста, отвар шиповника и др.).

В период эпидемического распространения заболеваемости необходимо следовать вышеуказанным рекомендациям, а также постараться не посещать массовые мероприятия, особенного в закрытых помещениях, места массового скопления населения, использовать для защиты органов дыхания одноразовые медицинские маски (использование одной маски не должно превышать 6 часов, повторное использование маски недопустимо), чаще бывать на свежем воздухе.
Если заболели вы или ваши близкие (появились насморк, першение в горле, поднялась температура, общее недомогание, головная боль и т.д.) не следует посещать работу, учебное заведение, направлять ребенка в детский организованный коллектив, необходимо вызвать врача на дом. Особенно это актуально в период эпидемического подъема заболеваемости, когда длительное стояние в очереди в поликлиниках может усугубить ваше состояние. В случае тяжелого течения заболевания не отказываться от предложенной госпитализации, своевременно начатое лечение в стационаре позволит избежать возникновения неблагоприятных последствий заболевания. При чихании, кашле, насморке используйте одноразовые бумажные салфетки-платки. После использования их необходимо сразу выбросить, категорически нельзя их использовать повторно. Для больного необходимо выделить отдельную посуду, после использование тщательно ее мыть и дезинфицировать. Желательно изолировать больного в отдельную комнату, ограничить контакты здоровых членов семьи и проводить среди них неспецифическую профилактику. Чаще проветривать жилые помещения, проводить влажную уборку.
Забота о своем здоровье и здоровье своих близких, выполнение рекомендаций по профилактике заболевания гриппом и респираторными вирусными инфекциями позволит сохранить здоровье, улучшить качество жизни, а также сэкономить семейный бюджет.


Основные принципы профилактики ВИЧ-инфекции - безопасное, ответственное поведение и здоровый образ жизни.

В настоящее время эпидемическая обстановка по ВИЧ-инфекции в РФ остается напряженной, продолжается распространение вируса иммунодефицита человека среди населения.
С развитием эпидемического процесса ВИЧ в Нижегородской области существенно изменилась возрастная и половая структура лиц, вовлеченных в эпидемический процесс. В текущем году сохраняется тенденция более активного вовлечения в эпидемический процесс населения трудоспособного и репродуктивного возраста (20-40 лет). Данная ситуация свидетельствует о рискованном сексуальном поведении населения репродуктивного возраста.
Таким образом, продолжается развитие эпидемии ВИЧ-инфекции во всех возрастных группах, преимущественно с половым путем передачи и вовлечением социально адаптированного населения.
Основными причинами заражения ВИЧ-инфекцией продолжают оставаться внутривенное введение наркотиков нестерильным инструментарием (46%) и незащищённые половые контакты (52%).
У человека, зараженного ВИЧ-инфекцией длительное время нет клинических проявлений и жалоб, поэтому обнаружить заражение можно только при лабораторных исследованиях крови. Чем раньше выявлена инфекция и начато лечение, тем благоприятнее течение заболевания.
Основными принципами профилактики ВИЧ-инфекции являются безопасное, ответственное поведение и здоровый образ жизни.


Чтобы уменьшить вероятность заражения, уменьшите число ваших сексуальных партнеров, поинтересуйтесь их прошлыми половыми контактами и отношением к наркотикам, используйте презервативы.

За 10 месяцев 2016 года в Нижегородской области зарегистрировано 1903 вновь выявленных случаев ВИЧ-инфекции, что на 21% меньше показателя заболеваемости за аналогичный период прошлого года. Общее число зарегистрированных нижегородцев, инфицированных ВИЧ, на сегодняшний день составило 21647 человек. За весь период наблюдения зарегистрировано 3553 случаев смерти ВИЧ-позитивных лиц.
Случаи ВИЧ-инфекции зарегистрированы на всех административных территориях области.
С развитием эпидемического процесса ВИЧ в Нижегородской области существенно изменилась возрастная и половая структура лиц, вовлеченных в эпидемический процесс. В текущем году сохраняется тенденция более активного вовлечения в эпидемический процесс населения трудоспособного и репродуктивного возраста (20-40 лет). Данная ситуация свидетельствует о рискованном сексуальном поведении населения репродуктивного возраста.
Таким образом, продолжается развитие эпидемии ВИЧ-инфекции во всех возрастных группах, преимущественно с половым путем передачи и вовлечением социально адаптированного населения.
Основными причинами заражения ВИЧ-инфекцией продолжают оставаться внутривенное введение наркотиков нестерильным инструментарием (46%) и незащищённые половые контакты ( 52%).
У человека, зараженного ВИЧ-инфекцией длительное время нет клинических проявлений и жалоб, поэтому обнаружить заражение можно только при лабораторных исследованиях крови. Чем раньше выявлена инфекция и начато лечение, тем благоприятнее течение заболевания.
Основными принципами профилактики ВИЧ-инфекции являются безопасное, ответственное поведение и здоровый образ жизни.
Чтобы уменьшить вероятность заражения, уменьшите число ваших сексуальных партнеров, поинтересуйтесь их прошлыми половыми контактами и отношением к наркотикам, используйте презервативы.

Инфекционные болезни - " . инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.

Инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих - инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия)". (из ст.1 ФЗ-52) .


В настоящее время осуществляется компетентностно-ориентированный подход к образованию, заключающийся в формировании способности и готовности к профессиональной деятельности, то есть в освоении профессиональных компетенций [1].

В последние годы в России происходит модернизация профессионального образования с изменением учебных планов, повышением требований к уровню освоения компетенций.

Инфекционные болезни входят в блок терапевтических наук, поэтому при подготовке врача общей практики необходимо четко определить, какими знаниями и умениями должен обладать выпускник для успешного прохождения аккредитации. И, несмотря на то, что аккредитация выпускников лечебных факультетов в минувшем году прошла успешно, однако имеется ряд замечаний, требующих доработок рабочих учебных программ, с акцентом на перечень практических навыков, отрабатываемых на кафедрах инфекционных болезней [2].

Основу высокого качества профессиональной подготовки студентов в ходе обучения составляет грамотно организованный учебный процесс, главной целью которого является формирование грамотного, компетентного специалиста, способного реализовывать себя на современном рынке труда [3].

Оптимальных результатов в освоении компетенций удается достичь при соблюдении следующего алгоритма обучения: самостоятельная внеаудиторная подготовка, контроль самоподготовки преподавателем, курация тематических больных и дежурства студентов с преподавателями кафедры по оказанию экстренной помощи с целью освоения студентами необходимых практических навыков и умений [4].

Очевидно, что проблема улучшения преподавания клинических дисциплин, повышения качества учебного процесса и педагогической деятельности в целом остается всегда актуальной для высшего учебного заведения.

Цель исследования: анализ процесса обучения студентов на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии при формировании профессиональных компетенций врача-лечебника.

Материалы и методы исследования

Образовательный процесс на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии складывается из следующих форм обучения:

Подготовка студентов лечебного факультета на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии Курского государственного медицинского университета начинается на 3-м курсе с дисциплины эпидемиология. Изучение дисциплины начинается с общих вопросов об основных звеньях эпидемического процесса, природной очаговости инфекционных заболеваний, теорий саморегуляции паразитарных систем, изучается влияние социальных и природных факторов на эпидемический процесс в современных условиях массовой миграции населения и изменений природной среды. Подробно изучаются механизмы, влияющие на звенья эпидемического процесса с целью профилактических мероприятий: изоляция инфекционного больного, прерывание путей передачи путем дезинфекции и стерилизации, влияние на восприимчивый организм путем проведения вакцинации. Однако в связи с тем, что студенты еще не изучали отдельные нозологии, возникают некоторые трудности в области частной эпидемиологии.

В настоящее время политика государства направлена на профилактику заболеваний, поэтому на нашей кафедре большое внимание уделяется вопросам неспецифической и особенно специфической профилактики инфекционных заболеваний.

Так, например, рожа до сих пор занимает одно из ведущих мест в структуре инфекционной заболеваемости, однако в настоящее время, в связи с изменившимися принципами госпитализации инфекционных больных, больные рожей находятся в основном на амбулаторном лечении. И при изучении данной нозологии мы используем лишь атлас инфекционных заболеваний.

Клиническая база кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии оборудована в соответствии с современными стандартами и обеспечивает приобретение студентами необходимых практических навыков.

Однако курация инфекционного больного имеет свои особенности. Например, студент впервые овладевает умением сбора эпидемиологического и иммунологического анамнеза с использованием его для правильной и своевременной диагностики. Студенту объясняются правила нахождения в инфекционном отделении, акцентируется внимание на необходимости использования индивидуальных средств защиты, так как при курации инфекционных больных возрастает вероятность госпитального заражения [5].

Перед посещением больного контагиозным инфекционным заболеванием преподавателю необходимо выяснить, у всех ли студентов данной группы имеется иммунитет к данному заболеванию (наличие плановых профилактических прививок и прививок по эпидемическим показаниям, перенесенные в прошлом инфекционные заболевания). Также выясняется, есть ли беременные в данной группе, так как контакт беременной с больными некоторыми контагиозными инфекционными заболеваниями крайне нежелателен, а иногда даже опасен (например, контакт с больными краснухой, ветряной оспой, гриппом, дифтерией). При других инфекционных заболеваниях, например при кишечных инфекциях, вирусных гепатитах, больные практически не заразны. Однако соблюдение личной гигиены и противоэпидемических мероприятий необходимо и при курации больных этими заболеваниями, на чем фиксируется внимание студентов.

Организация учебного процесса на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии КГМУ подчинена принятым в большинстве стран мира принципам осознанной перспективы обучения, гуманизации и гуманитаризации образования и соответствия содержания обучения запросам рынка труда. Для ускорения адаптации на кафедре практикуется:

- использование различных видов лекций, исключая сообщение формальных сведений из учебника;

- максимальная четкость и информативность изложения, а также диалоговый характер лекций с уточнением сложных вопросов.

На каждой лекции используется мотивационно-эмоциональный фактор процесса обучения. Лектором обязательно формулируется цель изучения данной темы, распространенность и частота встречаемости той или иной патологии. Заинтересованность студентов в изучении материала многократно возрастает при использовании проблемного подхода к чтению лекций с мультимедийным сопровождением, прочитанным с доступным изложением материала, расстановкой акцентов на принципиальных моментах темы и ее логичным и последовательным раскрытием. Как показывает наш опыт, диалоговое обсуждение обеспечивает мотивационно-активную мыслительную работу студентов, а использование на лекции современных компьютерных технологий позволяет продемонстрировать важную для клинической кафедры наглядность излагаемого материала. Позиция педагогов, работающих на кафедре, состоит в том, что в процессе обучения студент выступает как партнер, причем партнер, обладающий определенным жизненным опытом. Чем больше базовых знаний, навыков и опыта по дисциплинам младших курсов имеет студент, тем более он самостоятелен в процессе обучения, и тем более очевидна роль консультанта, которую выполняет преподаватель кафедры.

На каждом практическом занятии преподаватели уделяют большое внимание актуальности темы, распространенности заболевания, алгоритмам использования полученных знаний на практике.

Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии использует компетентностный подход к организации образовательного процесса, который усиливает практическую ориентированность образования, его мотивацию, а также предусматривает применение знаний, умений и навыков при решении проблемных и нестандартных ситуаций, специально подготовленных к каждому занятию. Студентам предлагаются ситуационные задачи, решение которых требует системных, междисциплинарных знаний и формирует основы клинического мышления. При этом поощряется творческий подход, ответственность при принятии решений, целеустремленность, умение аргументировать личную позицию.

Весьма эффективным средством на нашей кафедре является технология обучения студентов, основанная на проблемном подходе, индивидуализации обучения с учетом личностных особенностей обучаемых. Явное предпочтение студенты отдают занятиям, на которых обсуждаются проблемные аспекты темы. Проблемные и ситуационные задания на занятиях развивают клиническое мышление, личное творчество, коммуникативные и корпоративные навыки. При решении проблемных задач предпочтение отдается живому, творческому общению преподавателей и студентов, а также самих студентов, что позволяет обращаться к полученным знаниям для решения конкретных вопросов.

Учебный и научный процесс на кафедре ориентирован на практическую деятельность будущих врачей. В рабочих программах по всем преподаваемым дисциплинам приведен перечень практических навыков, которыми студент должен овладеть за период обучения. Зачетное занятие в обязательном порядке включает проверку практических навыков. Важным аспектом в работе является демонстрация пациентов, как для формирования клинического мышления, так и для полноценного освоения практических навыков, поэтому особое внимание уделяется воспитанию основ деонтологии и врачебной этики.

Учебно-воспитательная работа на кафедре не ограничивается аудиторными занятиями, так как процесс образования содержит значительный внеаудиторный компонент, включающий творческое самообразование. Повышению познавательной мотивации студентов способствует внедрение современных форм и методов обучения и рациональная организация самостоятельной и научно-исследовательской работы.

Во внеаудиторной самостоятельной работе студенты активно используют информационные технологии, такие как мультимедийные пособия и интернет-ресурсы. Повышая качество образования, компьютерные технологии позволяют студентам успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей учебной среде.

Самостоятельная работа студентов как элемент изучения дисциплины обеспечена соответствующими методическими пособиями в печатном и электронном вариантах, компьютерными слайд-фильмами, мультимедийными лекциями, что позволяет студентам освоить необходимый объем материала вне аудиторных занятий в удобной для них форме при подготовке к практическим занятиям, зачету и экзамену.

Самостоятельная работа над темами по здоровому образу жизни, развитию заболеваний, связанных с вредными привычками, способствует закладыванию у студентов понимания важности сохранения психического и физического здоровья; повышает уровень нравственности, духовности [6].

Основными целями привлечения студентов к научно-исследовательской работе на кафедре являются: расширить и углубить теоретические знания по изучаемым нозологиям, выработать навыки медико-статистического анализа информации о показателях здоровья, уметь грамотно доложить результаты собственных исследований и обосновать полученные результаты, что способствует развитию творческого и аналитического мышления, повышает качество усвоения материала, что в целом способствует освоению профессиональными компетенциями на более высоком уровне. Одной из задач научно-исследовательской работы со студентами является выявление наиболее одаренных и способных студентов с целью развития науки на кафедре и подготовки среди них кадрового резерва научно-педагогических работников университета.

На кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии КГМУ научно-исследовательская работа студентов осуществляется в следующих формах: работа в студенческом научном кружке, участие в студенческих научных конференциях, написание научных статей, выполнение курсовой работы, участие в предметной олимпиаде.

Таким образом, на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии подготовка специалистов соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебным планам, которые обеспечивают единство учебно-воспитательного и научного процесса.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции