Основные признаки инфекционных болезней клинические синдромы и симптомы

Рекомендации по изучению дисциплины

Рекомендации для: Лечебное дело, семестр 09 Эпидемиология

Целью обучения инфекционным болезням студентов 5 (9, 10 семестры) и 6 (12 семестр) курсов является формирование знаний, умений и практических навыков необходимых:

- для ранней диагностики инфекционных заболеваний в условиях поликлиники и на дому,

- для проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий на догоспитальном этапе и при лечении инфекционных больных на дому,

- для диагностики неотложных состояний и оказания врачебной помощи инфекционным больным на догоспитальном этапе

- для дифференциальной диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Задачами подготовки студентов следует считать:

- обучение распознаванию инфекционного заболевания при осмотре больного, выделению ведущих симптомов и синдромов, определению тяжести течения инфекционного процесса;

- обучение составлению алгоритма диагностики и дифференциальной диагностики;

- обучение выбору оптимальных методов лабораторного и инструментального обследования при подозрении на инфекционное заболевание;

- обучение проведению полного объема лечебно-профилактических мероприятий при лечении на дому больных с нозологическими формами, предусмотренными Квалификационной характеристикой врача общей практики по специальности лечебное дело;

- обучение оказанию первой врачебной помощи при возникновении неотложных состояний у инфекционных больных.

Успешное изучение данного курса возможно только при наличии у студента знаний и умений по следующим разделам ранее изученных дисциплин:

- биология с генетикой (возбудители дальневосточных гельминтозов),

- биологическая химия (обмен билирубина, виды желтух)

- микробиология, вирусология, иммунология (возбудители инфекционных болезней человека и животных, методы диагностики микроорганизмов)

- патологическая анатомия (изменения внутренних органов при инфекционных заболеваниях),

- пропедевтика внутренних болезней (правила обследования больного, аускультация, пальпация, перкуссия, клинические и биохимические лабораторные исследования),

- клиническая фармакология (антибиотики, химиопрепараты, противовоспалительные средства, глюкокортикостероидные гормоны, противошоковые препараты),

- клинические дисциплины (терапия, хирургия, гинекология, урология, кожные болезни – полный курс),

- эпидемиология (источники инфекции, пути распространения, восприимчивый контингент, противоэпидемические мероприятия при инфекционных болезнях).

Наиболее важными разделами данной дисциплины для понимания последующих дисциплин являются:

- для госпитальной терапии – дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся синдромами лихорадки, диареи, желтухи, артралгии, катаральным синдромом,

- для госпитальной хирургии – дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся синдромами желтухи, абдоменалгии, диареи.

Для успешного изучения дисциплины "Инфекционные болезни" студенту рекомендуется использовать при подготовке следующую литературу:

1. Шувалова, Е. П. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Е. П. Шувалова [и др.] ; под ред. Е.П.Шуваловой. – М. : Медицина, 2001 – 656 с. Аннотация: Учебник по курсу инфекционных болезней для студентов медицинских ву-зов. Изложены основы патогенеза, клиники, диагностики и дифференциальной диагностики, лечения, и профилактики большинства известных человечеству инфекционных болезней. Учебник необходим для изучения всех тем учебной программы.

2. Шувалова, Е. П. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Е. П. Шувалова [и др.] ; под ред. Е.П.Шуваловой. – М. : Медицина, 2005 – 696 с.

3. Ющук, Н. Д. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Н. Д. Ющук, Ю. Я. Венгеров. – М. : Медицина, 2003. – 544 с. Аннотация: Руководство по курсу инфекционных болезней для студентов медицинских вузов. Изложены основы патогенеза, клиники, диагностики и дифференциальной диагностики, лечения, и профилактики большинства известных инфекционных болезней. Руководство необходимо для изучения всех тем учебной программы.

4. Инфекционные болезни и эпидемиология [Текст] : учебник / В. И. Покровский [и др.] ; под ред. В. И. Покровского. – М. : Медицина, 2002.

5. Лобзин, Ю. В. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Ю. В. Лобзин. – СПб. : СпецЛит, 2001.

6. Инфекционные болезни [Текст] : методические указания к практическим занятиям по инфекционным болезням для студентов 5 курса лечебного факультета (2-ое изд. пере-раб.) / Г. С. Ковальский [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – Часть 1. – 80 с.

7. Инфекционные болезни [Текст] : методические указания к практическим занятиям по инфекционным болезням для студентов 5 курса лечебного факультета (2-ое изд. пере-раб.) / Г. С. Ковальский [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – Часть 2. – 101 с.

8. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней и терапевтическая тактика на врачебном участке [Текст] : учебное пособие / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2004. – 96 с. Аннотация: Учебное пособие составлено для изучения разделов учебной программы 12 семестра и включает алгоритмы диагностического поиска при основных синдромах в клинике инфекционных болезней, а также первые действия врача общей практики при обнаружении основных инфекционных заболеваний.

9. Освоение практических умений по инфекционным болезням [Текст] : руководство для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2005. – 70 с. Аннотация: В руководстве для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов, необходимом для более полного усвоения материала учебной программы по курсу инфекционных болезней (9 и 10 семестры), в сжатом виде представлены основные умения, которыми должны владеть студенты по окончанию курса инфекционные болезни. Знание основных закономерностей изменения лабораторных показателей, характерных для ряда заболеваний, облегчит студентам подготовку к экзаменам.

10. Ковальский, Г. С. Ситуационные задачи по курсу инфекционных болезней : практикум для студентов лечебного и педиатрического факультетов [Текст]. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – 70 с. Аннотация: Сборник задач по курсу инфекционных болезней предназначен для самостоятельной работы студентов при изучении разделов учебной программы 9, 10 и 12 семестров. На основании эпидемиологической ситуации, клинических и лабораторных данных студент должен установить диагноз и ответить на ряд предложенных вопросов (предполагаемые пути передачи инфекции, вариант течения заболевания, возможные осложнения, лечебная и противоэпидемическая тактика врача).

1. Дрейзин Р.С., Астафьев Н.В. Острые респираторные заболевания. - М.: Медицина,1991.

2. Зубик Т.М. и соавт. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. - М., 1999.

3. Лобзин Ю.В., Казанцев А.П. Руководство по инфекционным болезням. - СПб., 1996.

4. Покровский В.В. и соавт. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика и лечение. - М., 2000.

5. Покровский В.И., Иванов К.С. (ред.). Руководство по клинической диагностике, лечению опасных инфекционных болезней. - М., 1994.

6. Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. - СПб., 1993.

7. Турьянов М.Х. и соавт. Дифтерия. - М., 1996.

8. Хазанов А.И. (ред.). Функциональные диагностика (справочник), 1994.

9. Черкасский Б.Л. Инфекционные и паразитарные болезни человека. Справочник эпидемиолога. - М., 1996.

10. Ющук Н.Д. и соавт. Диагностика и дифференциальная диагностика острых кишечных инфекций. - М., 1998.

11. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. (ред.). Заразные болезни человека. Справочник. - М., 1997.

12. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. (ред.). Патогенетические основы лечения острых инфекционных заболеваний. - М., 1999

14. Инфекционные болезни [Текст] : руководство для самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2005. – 60 с. Аннотация: в представленном руководстве собраны важнейшие сведения о ряде инфекционных заболеваний, которые не разбираются студентами на практических занятиях, но в то же время представляющих определенный интерес в плане дифференциальной диагностики с широко распространенными заболеваниями. По каждой нозологической форме представлены сведения об этиологии, эпидемиологии, патогенезе, клинике, диагностике и лечении. Руководство поможет студентам в изучении дифференциальной диагностики основных синдромов в клинике инфекционных болезней по всем разделам учебной программы (9,10,12 семестры).

18. Анисимова, Н. И. Учебно-методическое пособие для преподавателей к практическим занятиям по курсу инфекционных болезней (специальности лечебное дело и педиатрия) / Н. И. Анисимова, Я. А. Журавлев. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2007. – 85 с. Аннотация: предлагаемое учебно-методическое пособие для преподавателя указывают основные средства, методы обучения, способы и режим учебной деятельности в клинике инфекционных болезней. При разработке пособия авторы учитывали Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, обучающихся на кафедре инфекционных болезней.

19. Визуальная диагностика инфекционных заболеваний [Электронный ресурс] : методические рекомендации к обучающей компьютерной программе для студентов 5 курса. / Г. С. Томилка [и др.]. Аннотация: данный методический материал содержит основные рекомендации и пояснения при работе с электронным ресурсом, банк которого составляет более 250 фотографий, посвященных наиболее известным и распространенным инфекционным заболеваниям.

21. Лабораторные методы диагностики в клинике инфекционных болезней [Электронный ресурс] : обучающе-контролирующая компьютерная программа для студентов 6 курса. / Г. С. Томилка [и др.]. Аннотация: компьютерная программа позволяет обучить и осуществить контроль правильности усвоения материала по основным закономерностям изменений лабораторных показателей, характерных для ряда инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Ресурсы ИНТЕРНЕТ, рекомендуемые для изучения дисциплины:

В результате изучения дисциплины "Инфекционные болезни" студент должен знать:

- сущность инфекционного процесса в свете современных представлений,

- этиологию, эпидемиологию, патогенез, клиническую картину и классификацию распространенных инфекционных болезней,

- варианты течения основных инфекционных болезней,

- клиническую диагностику инфекционных заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных их вариантов течения,

- основные правила лабораторного обследования инфекционных больных,

- современные методы специфической диагностики инфекционных болезней,

- клинику характерных осложнений и неотложных состояний при инфекционных болезнях,

- правила оказания первой помощи при неотложных состояниях, возникающих при инфекционных заболеваниях,

- принципы лечения инфекционных болезней (этиотропная, патогенетическая, симптоматическая терапия),

- принципы профилактики инфекционных болезней и основы прививочного дела,

- эпидемиологию и профилактику внутрибольничных инфекций,

- особенности течения инфекционных заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста, лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом, беременных,

- правила выписки на работу больных, перенесших инфекционные заболевания,

- основы диспансеризации больных, перенесших инфекционное заболевание.

Сту дент должен уметь:

- проводить обследование инфекционного больного (сбор анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация),

- оценивать дифференциально-диагностическую значимость симптомов и синдромов, характерных для инфекционных болезней,

- заподозрить инфекционное заболевание,

- проводить медицинскую сортировку,

- определить показания для госпитализации,

- составлять план необходимого лабораторного и инструментального обследования,

- осуществлять забор патологических материалов от больного,

- интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования больного,

- провести дифференциальную диагностику с неинфекционными заболеваниями,

- установить клинический диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10,

- назначить лечение, адекватное тяжести, периоду заболевания, варианту клинического течения,

- осуществлять последующую реабилитацию реконвалесцентов инфекционных болезней с учетом этиологии, тяжести болезни и сопутствующих патологических состояний,

- заподозрить осложнение заболевания и оказать помощь при его возникновении,

- вести медицинскую документацию.

Сту дент должен приобрести навыки:

- сбора эпидемиологического анамнеза,

- интерпретации результатов осмотра больного,

- составления плана лабораторного обследования больного,

- забора материала от больного для бактериологического, серологического, вирусологического и паразитологического исследования,

- проведения кожно-аллергических проб и оценки их результатов,

- определения показаний для инструментального обследования больного,

- интерпретации результатов лабораторного обследования больного,

- установления предварительного диагноза,

- построения клинического диагноза,

- проведения дифференциальной диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний,

- определения показаний для госпитализации,

- назначения этиотропной и патогенетической терапии при лечении на дому,

- введения антитоксических сывороток и иммуноглобулинов,

- оказания помощи при неотложных состояниях,


Терминология

Общие для инфекционных заболеваний характеристики

О начале инфекционной болезни можно говорить, если после встречи возбудителя и макроорганизма, в частности человека, происходит нарушение функций жизнедеятельности последнего, появляются симптомы заболевания, а в крови происходит нарастание титра антител. Встречаются и другие формы инфекционных процессов: здоровое носительство вируса при наличии иммунитета или природной невосприимчивости к данному заболеванию, хронические инфекции, медленные инфекции.

Помимо того, что начинаются все инфекционные болезни с патогенных микроорганизмов-возбудителей, есть и другие общие для них характеристики. Такие заболевания заразительны, то есть способны передаваться от заболевшего человека или животного к здоровому. При определенных условиях возможно возникновение эпидемий и пандемий, то есть массовое распространение болезни, а это уже весьма серьезная угроза для общества. Помимо этого, инфекционные заболевания, список которых можно посмотреть в любом медицинском справочнике, всегда протекают циклично. Это означает, что в процессе болезни по очереди сменяют друг друга определенные временные промежутки: инкубационный период, этап предвестников заболевания, период разгара болезни, период спада и, наконец, период выздоровления.

Инкубационный период никаких клинических проявлений еще не имеет. Он тем короче, чем выше патогенность возбудителя и больше его доза, и может составлять как несколько часов, так и несколько месяцев и даже лет. Предвестники заболевания – это самые общие и достаточно неопределенные симптомы, на основе которых заподозрить конкретную инфекционную болезнь сложно. Типичные для нее клинические проявления максимальны на этапе разгара заболевания. Далее болезнь начинает угасать, но для некоторых инфекционных заболеваний характерны рецидивы. Еще одной специфической характеристикой инфекционных заболеваний является формирование в процессе заболевания иммунитета.

Возбудители инфекционных заболеваний

Возбудителями инфекционных болезней являются вирусы, бактерии и грибы. Чтобы внедрение прошло для патогенного микроорганизма успешно, одной встречи макро- и микроорганизма недостаточно. Требуется выполнение определенных условий. Большое значение имеет собственно состояние макроорганизма и его защитных систем. Много зависит и от патогенности самого возбудителя. Она определяется степенью вирулентности (ядовитости) микроорганизма, его токсигенностью (иначе – способностью вырабатывать токсины) и агрессивностью. Условия внешней среды также играют большую роль. бактериальная пневмония

Классификация инфекционных заболеваний

Прежде всего, инфекционные заболевания можно систематизировать в зависимости от возбудителя. В общем случае, выделяют вирусные, бактериальные и грибковые инфекции. Отдельно выделяют хламидийные, микоплазменные, риккетсиозные, спирохетозные инфекции, хотя и хламидии, и микоплазмы, и риккетсии, и спирохеты относятся к царству бактерий. Вирусы – это, пожалуй, самые распространенные возбудители заболеваний. Однако и бактерии способны вызвать множество недугов. Среди самых известных – такие как ангина, менингит, холера, чума, бактериальная пневмония, туберкулез, столбняк. К грибковым инфекционным заболеваниям, или микозам, относят кандидоз, дерматофитию, онихомикоз, лишай.

Наиболее часто инфекционные заболевания классифицируют соответственно месту локализации возбудителей с учетом механизма их передачи, но это касается тех заболеваний, которые распространяются от человека к человеку. Соответственно, выделяют кишечные инфекционные болезни, передающиеся фекально-оральным путем (астровирусная инфекция, полиомиелит, холера, брюшной тиф). Существуют инфекционные заболевания верхних дыхательных путей. Способ заражения ими именуется воздушно-капельным (ОРВИ, дифтерия, скарлатина, грипп).

Инфекционные болезни еще способны локализоваться в крови и передаваться посредством укусов насекомых и медицинских манипуляций. Речь идет об инъекциях и переливаниях крови. К ним относятся гепатит Б, чума, сыпной тиф. Существуют еще наружные инфекции, поражающие кожные покровы и слизистую оболочку и передающиеся контактным путем. болезнь бруцеллез

В процессе эволюции за каждым видом возбудителя инфекционного заболевания закрепились свои входные ворота инфекции. Так, ряд микроорганизмов проникает через слизистые оболочки дыхательных путей, другие – через пищеварительный тракт, половые пути. Бывает, впрочем, что один и тот же возбудитель способен попасть в организм человека одновременно разными путями. Например, гепатит Б передается через кровь, от матери к ребенку и контактным путем.

Что касается источников инфекции, то различают антропонозы, если заболевание исходит от человека, и зоонозы, если носителями заразы являются животные. Надо сказать, что возбудители зоонозов при попадании в организм человека в дальнейшем в окружающую среду уже не выделяются, поэтому интенсивность распространения зоонозов на порядок ниже, нежели антропонозов. К зоонозам относят болезнь бруцеллез, ботулизм, чуму, туляремию, бешенство, сибирскую язву, ящур, столбняк. Для зоонозов характерно, как правило, несколько механизмов передачи инфекции.

Существуют три основных среды обитания возбудителей инфекционных заболеваний. Это организм человека, организм животных и неживая среда – почва и водоемы.

Симптомы инфекционных заболеваний

Общие симптомы инфекционных заболеваний включают в себя недомогание, головную боль, бледность, озноб, ломоту в мышцах, повышение температуры, иногда – тошноту и рвоту, понос. Помимо общих, бывают такие симптомы, которые характерны только для одного заболевания. Например, сыпь при менингококковой инфекции весьма специфична. грипп инфекционные болезни

Диагностика

Что касается диагностики, то она должна основываться на всестороннем и комплексном изучении больного. Изучение включает в себя подробный и обстоятельный опрос, обследование органов и систем, и обязательно анализ результатов лабораторных исследований. Ранняя диагностика инфекционных заболеваний представляет определенные трудности, но имеет серьезное значение как для своевременного адекватного лечения больного, так и для организации профилактических мероприятий.

Лечение

В лечении таких недугов, как инфекционные заболевания, список которых так пугающе обширен, выделяют несколько направлений. Прежде всего, это меры, направленные на снижение активности патогенного микроорганизма и нейтрализацию его токсинов. Для этого применяются антибактериальные препараты, бактериофаги, интерфероны и другие средства. Во-вторых, необходимо активизировать защитные силы организма, применяя иммуномодулирующие препараты и витамины. Лечение обязательно должно быть комплексным. Важно нормализовать нарушенные болезнью функции органов и систем. В любом случае, подход к лечению должен учитывать все индивидуальные особенности пациента и течения его заболевания. сыпь при менингококковой инфекции

Профилактика

Чтобы максимально обезопасить себя и своих близких от такой угрозы, как инфекционные заболевания, список которых включает болезни вирусной, бактериальной и грибковой природы, необходимо помнить о карантинных мерах, вакцинации, укреплении иммунитета. А иногда, чтобы спастись от инфекции, достаточно соблюдения элементарных правил личной гигиены.


Администрация Айдаровского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области

ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно на земном шаре переносят инфекционные заболевания свыше 1 млрд. человек. В течение короткого срока могут заразиться большие массы людей. Так, холера Эль-Тор, начавшись в 1960 г. в Индонезии, к 1971 г. охватила все страны мира. Четвертая пандемия (эпидемия, охватывающая группу стран, континентов) гриппа за два года (1968-1970) поразила около 2 млрд. человек всех континентов и унесла около 1,5 млн. жизней. Нет-нет да и появляются больные чумой, холерой, бру­целлезом. Все еще высок уровень заболеваемости острой дизентерией, брюш­ным тифом, дифтерией, вирусным гепатитом, сальмонеллезом, гриппом. Осо­бенно опасно их возникновение на предприятиях, в учебных заведениях, воин­ских коллективах, где один может заразить всех.

Вот почему очень важно знать признаки инфекционных заболеваний, пути их распространения, способы предупреждения и правила поведения.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Ноябрь 1990 г. Таежный город нефтедобытчиков Лангепас (Ханты-Мансий­ский автономный округ) превратился в огромный лазарет. В больницу с кишеч­ной инфекцией обратилось свыше 2000 человек, более 100 были госпитализи­рованы, из которых 13 находились в очень тяжелом состоянии. В чем же причи­на? В том, что водопроводные и канализационные трубы были проложены ря­дом, в одной траншее. В результате в водопроводную сеть стали проникать фе­кальные воды.

Надо помнить, что возбудители инфекционных заболеваний, проникая в орга­низм, находят там благоприятную среду для развития. Быстро размножаясь, они выделяют ядовитые продукты (токсины), которые разрушают ткани, что приво­дит к нарушению нормальных процессов жизнедеятельности организма. Бо­лезнь возникает, как правило, через несколько часов или дней с момента зара­жения. В этот период, называемый инкубационным, идет размножение микро­бов и накопление токсических веществ без видимых признаков заболевания.

Носитель их заражает окружающих или обсеменяет возбудителями различные объекты внешней среды.

Различают несколько путей распространения: контактный, когда происходит прямое соприкосновение больного со здоровым человеком; контактно-бытовой

— передача инфекции через предметы домашнего обихода (белье, полотенце, посуда, игрушки), загрязненные выделениями больного; воздушно-капельный

— при разговоре, чихании; водный. Многие возбудители сохраняют жизнеспо­собность в воде, по крайней мере, несколько дней. В связи с этим передача ос­трой дизентерии, холеры, брюшного тифа может происходить через нее весьма широко. Если не принимать необходимых санитарных мер, водные эпидемии могут привести к печальным последствиям.

А сколько инфекционных заболеваний передается с пищевыми продуктами? В Тульской области было выявлено пять случаев заболевания бруцеллезом. При­чина? Пренебрежение ветеринарными требованиями и нормами: 65 голов круп­ного рогатого скота, больного бруцеллезом, совхоз направил на мясокомбинат, от продукции которого заразились люди,

На сегодня ведущее значение приобрел сальмонеллез. Заболеваемость им увеличилась в 25 раз. Это одно из распространенных кишечно-желудочных за­болеваний. Разносчиками могут являться различные животные: рогатый скот, свиньи, лошади, крысы, мыши и домашняя птица, особенно утки и гуси. Воз­можно такое заражение от больного человека или носителя сальмонелл.

Большую опасность для окружающих представляют больные, которые своев­ременно не обращаются к врачу, так как многие инфекционные болезни проте­кают легко. Но при этом происходит интенсивное выделение возбудителей во внешнюю среду.

Сроки выживания возбудителей различны. Так, на гладких поверхностях цел­лулоидных игрушек дифтерийная палочка сохраняется меньше, чем на мягких игрушках из шерсти или другой ткани. В готовых блюдах, в мясе, молоке возбу­дители могут жить долго. В частности, молоко является благоприятной пита­тельной средой для брюшно-тифозной и дизентерийной палочек.

В организме человека на пути проникновения болезнетворных микробов сто­ят защитные барьеры — кожа, слизистая оболочка желудка, некоторые состав­ные части крови. Сухая, здоровая и чистая кожа выделяет вещества, которые приводят к гибели микробов. Слизь и слюна содержат высокоактивный фер­мент—лизоцим, разрушающий многих возбудителей. Оболочка дыхательных путей также хороший защитник. Надежный барьер на пути микробов — желу­док. Он выделяет соляную кислоту и ферменты, которые нейтрализуют боль­шинство возбудителей заразных болезней. Однако если человек пьет много воды, то кислотность, разбавляясь, снижается. Микробы в таких случаях не гибнут и с пищей проникают в кишечник, а оттуда в кровь.

Необходимо отметить, что защитные силы более эффективны в здоровом, за­каленном организме. Переохлаждение, несоблюдение личной гигиены, травма, курение, радиация, прием алкоголя резко снижают его сопротивляемость.

РАСПОЗНАВАНИЕ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Наиболее типичными признаками инфекционного заболевания являются: оз­ноб, жар, повышение температуры. При этом возникает головная боль, боль в мышцах и суставах, недомогание, общая слабость, разбитость, иногда тошнота, рвота, нарушается сон, ухудшается аппетит. При тифе, менингококковой ин­фекции появляется сыпь. При гриппе и других респираторных заболеваниях — чихание, кашель, першение в горле. Ангина и дифтерия вызывают боли в горле при глотании. При дизентерии — понос. Рвота и понос — признаки холеры и сальмонеллеза.

Рассмотрим кратко наиболее часто встречающиеся инфекции, пути их рас­пространения и способы предупреждения.

Инфекции дыхательных путей — наиболее многочисленные и самые рас­пространенные заболевания. Ежегодно ими перебаливает до 15-20% всего на­селения, а в период эпидемических вспышек грип­па — до 40%. Возбудители локализуются в верх­них дыхательных путях и распространяются воз­душно-капельным способом. Микробы попадают в воздух со слюной и слизью при разго­воре, чихании, кашле больного (наибольшая кон­центрация на расстоянии 2-3 м от больного). Круп­ные капли, содержащие возбудителей, довольно быстро оседают, подсыхают, образуя микроскопи­ческие ядрышки. С пылью они вновь поднимают­ся в воздух и переносятся в другие помещения. При их вдыхании и происходит заражение. При высо­кой влажности воздуха в помещениях, недостаточ­ном их проветривании и других нарушениях санитарно-гигиенических правил возбудители сохраняются во внешней среде дольше.

При стихийном бедствии и крупных катастрофах обычно происходит скапли­вание людей, нарушаются нормы и правила общежития, что обусловливает мас­совость заболевания гриппом, дифтерией, ангиной, менингитом.

Грипп. Его вирус в течение короткого времени может поразить значительное количество людей. Он устойчив к замораживанию, но быстро погибает при на­гревании, высушивании, под действием дезинфицирующих средств, при ульт­рафиолетовом облучении. Инкубационный период продолжается от 12 ч до 7 суток. Характерные признаки болезни — озноб, повышение температуры, сла­бость, сильная головная боль, кашель, першение в горле, насморк, саднение за грудиной, осипший голос. При тяжелом течении возможны осложнения — пнев­мония, воспаление головного мозга и его оболочек.

Дифтерия характеризуется воспалительным процессом в глотке и токсическим поражением сердечно-сосудистой и нервной систем. Возбудитель болезни— дифтерийная палочка. Входными воротами инфекции чаще всего являются сли­зистые оболочки зева, гортани и носа. Передается воздушно-капельным путем.

Инкубационный период от 5 до 10 дней. Наиболее характерное проявление бо­лезни—образование пленок в верхних дыхательных путях. Опасность для жизни представляет токсическое поражение ядами дифтерийных палочек организма больного. При их распространении может возникнуть нарушение дыхания.

Холера, дизентерия, брюшной тиф, сальмонеллез, инфекционный гепа­тит — все эти острые кишечные инфекции занимают второе место после воз­душно-капельных. При этой группе заболеваний болезнетворные микро­организмы проникают внутрь с проглатываемой пищей или водой.

Разрушение водопроводных и канализационных сетей, низкая санитарная культура, беспечность и неосмотрительность в использовании открытых водо­емов приводят к возникновению этих эпидемий.

Острая бактериальная дизентерия. Возбудители—дизентерийные бактерии, которые выделяются с испражнениями больного. Во внешней среде они сохра­няются 30-45 дней. Инкубационный период — до 7 дней (чаще 2-3 дня). Забо­левание сопровождается повышением температуры, ознобом, жаром, общей сла­бостью, головной болью. Начинается со схваткообразных болей в животе, с частого жидкого стула, в тяжелых случаях — с примесью слизи и крови. Иногда бывает рвота.

Брюшной тиф. Источник инфекции — больные или бактерионосители. Па­лочка брюшного тифа и паратифов выделяется с испражнениями и мочой. В почве и воде они могут сохраняться до четырех месяцев, в испражнениях до 25 дней, на влажном белье — до двух недель. Инкубационный период продолжает­ся от одной до трех недель. Заболевание развивается постепенно: ухудшается самочувствие, нарушается сон, повышается температура. На 7-8-й день появля­ется сыпь на коже живота, грудной клетке. Заболевание длится 2-3 недели и может осложниться кишечным кровотечением или прободением кишечника на месте одной из многочисленных образовавшихся при этом язв.

ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Инфекционные заболевания возникают при трех основных факторах: наличии источника инфекции, благоприятных условиях для распространения возбудите­лей и восприимчивого к заболеванию человека. Если исключить из этой цепи хотя бы одно звено, эпидемический процесс прекращается. Следовательно, це­лью предупреждающих мероприятий является воздействие на источник инфек­ции, чтобы уменьшить обсеменение внешней среды, локализовать распростра­нение микробов, а также повысить устойчивость населения к заболеваниям.

Поскольку главным источником инфекции является больной человек или бактерионоситель, необходимо раннее выявление, немедленная их изоляция и гос­питализация. При легком течении заболевания люди, как правило, поздно обра­щаются к врачу или совсем этого не делают. Помочь в скорейшем выявлении таких больных могут подворные обходы.

Помещения, где находится больной, надо регулярно проветривать. Для него выделить отдельное помеще­ние или отгородить ширмой. Обслуживающему персоналу обязательно носить защитные марлевые маски.

Важное значение для пред­упреждения развития инфек­ционных заболеваний имеет экстренная и специфическая профилактика.

Экстренная профилактика проводится при возникнове­нии опасности массовых забо­леваний, но когда вид возбу­дителя еще точно не опреде­лен. Она заключается в приеме населением антибиотиков, сульфаниламидных и других лекарственных препаратов. Средства экстренной профилактики при своевременном их использовании по предусмотренным заранее схемам позво­ляют в значительной степени предупредить инфекционные заболевания, а в слу­чае их возникновения — облегчить их течение.

Специфическая профилактика — создание искусственного иммунитета (не­восприимчивости) путем предохранительных прививок (вакцинации)— прово­дится против некоторых болезней (натуральная оспа, дифтерия, туберкулез, полиомиелит и др.) постоянно, а против других — только при появлении опас­ности их возникновения и распространения.

Повысить устойчивость населения к возбудителям инфекции возможно пу­тем массовой иммунизации предохранительными вакцинами, введением спе­циальных сывороток или гамма-глобулинов. Вакцины представляют собой уби­тых или специальными методами ослабленных болезнетворных микробов, при введении которых в организм здоровых людей у них вырабатывается состояние невосприимчивости к заболеванию. Вводятся они разными способами: подкож­но, накожно, внутрикожно, внутримышечно, через рот (в пищеварительный тракт), путем вдыхания.

Для предупреждения и ослабления инфекционных заболеваний в порядке са­мопомощи и взаимопомощи рекомендуется использовать средства, содержащи­еся в аптечке индивидуальной АИ-2.

При возникновении очага инфекционного заболевания в целях предотвращения распространения болезней объявляется карантин или обсервация.

Карантин вводится при возникновении особо опасных болезней (оспы, чумы, холеры и др.). Он может охватывать территорию района, города, группы населенных пунктов.

Карантин представляет собой систему режимных, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на полную изоляцию очага и ликвидацию болезней в нем.

Основными режимными ме­роприятиями при установлении карантина являются: охрана оча­га инфекционного заболевания, населенных пунктов в нем, инфек­ционных изоляторов и больниц, контрольно-передаточных пунк­тов. Запрещение входа и выхода людей, ввода и вывода животных, а также вывоза имущества. Запрещение транзитного проезда транспорта, за исключением железнодорожного и водного. Разобщение населе­ния на мелкие группы и ограничение общения между ними. Организация дос­тавки по квартирам (домам) населению продуктов питания, воды и предметов первой необходимости. Прекращение работы всех учебных заведений, зрелищ­ных учреждений, рынков. Прекращение производственной деятельности пред­приятий или перевод их на особый режим работы.

Противоэпидемические и лечебно-профилактические мероприятия в условиях карантина включают: использование населением медицинских препаратов, за­щиту продовольствия и воды, дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, сани­тарную обработку, ужесточенное соблюдение правил личной гигиены, актив­ное выявление и госпитализацию инфекционных больных.

Обсервация вводится в том случае, если вид возбудителя не является особо опасным. Цель обсервации — предупредить распространение инфек­ционных заболеваний и ликвидировать их. Для этого проводятся по существу те же лечебно-профилактические мероприятия, что и при карантине, но при обсервации менее строги изоляционно-ограничительные меры.

Срок карантина и обсервации определяется длительностью максимального инкубационного периода заболевания, исчисляемого с момента изоляции пос­леднего больного и окончания дезинфекции в очаге.

Люди, находящиеся на территории очага инфекционного заболевания, дол­жны для защиты органов дыхания пользоваться ватно-марлевыми повязками. Для кратковременной защиты рекомендуется использовать свернутый в не­сколько слоев платок или косынку, полотенце или шарф. Не помешают и за­щитные очки. Целесообразно пользоваться накидками и плащами из синтети­ческих и прорезиненных тканей, пальто, ватниками, резиновой обувью, обу­вью из кожи или ее заменителей, кожаными или резиновыми перчатками (ру­кавицами).

Защита продовольствия и воды заключается главным образом в создании ус­ловий, исключающих возможность их контакта с зараженной атмосферой. На­дежными средствами защиты могут быть все виды плотно закрывающейся тары.

Водой из водопровода и артезианских скважин разрешается пользоваться сво­бодно, но кипятить ее обязательно.

В очаге инфекционною заболевания не обойтись без дезинфекции, де­зинсекции и дератизации.

Дезинфекция проводится с целью уничтожения или удаления микробов и иных возбудителей с объектов внешней среды, с которыми может соприка­саться человек. Для дезинфекции применяют растворы хлорной извести и хло­рамина, лизол, формалин и др. При отсутствии этих веществ используется горя­чая вода с мылом или содой.

Дезинсекция проводится для уничтожения насекомых и клещей — переносчиков возбудителей инфекционных заболеваний. С этой целью ис­пользуются различные способы: механический (выколачивание, встряхивание, стирка), физический (проглаживание утюгом, кипячение), химический (приме­нение инсектицидов — хлорофоса, тиофоса, ДДТ и др.), комбинированный. Для защиты от укуса насекомых применяют отпугивающие средства (репелленты), которыми смазываются кожные покровы открытых частей тела.

Дератизация проводится для истребления грызунов — переносчиков возбудителей инфекционных заболеваний. Она проводится чаще всего с помо­щью механических приспособлений и химических препаратов.

Большую роль в предупреждении инфекционных заболеваний играет строгое соблюдение правил личной гигиены: мытье рук с мылом после работы и перед едой; регулярное обмывание тела в бане, ванне, под душем со сменой нательно­го и постельного белья; систематическая чистка и встряхивание верхней одеж­ды и постельных принадлежностей; поддержание в чистоте жилых и рабочих помещений; очистка от грязи и пыли, обтирание обуви перед входом в помеще­ние; употребление только проверенных продуктов, кипяченой воды и молока, промытых кипяченой водой фруктов и овощей, тщательно проваренных мяса и рыбы.

Успех ликвидации инфекционного очага во многом определяется активными действиями и разумным поведением всего населения. Каждый должен строго выполнять установленные режим и правила поведения на работе, на улице и дома, постоянно выполнять противоэпидемические и санитарно-гигиенические нормы.

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно на земном шаре переносят инфекционные заболевания свыше 1 млрд. человек. В течение короткого срока могут заразиться большие массы людей. Так, .

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно на земном шаре переносят инфекционные заболевания свыше 1 млрд. человек. В течение короткого срока могут заразиться большие массы людей. Так, .











Администрация Айдаровского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции