Опыты по инфекционным болезням


В настоящее время осуществляется компетентностно-ориентированный подход к образованию, заключающийся в формировании способности и готовности к профессиональной деятельности, то есть в освоении профессиональных компетенций [1].

В последние годы в России происходит модернизация профессионального образования с изменением учебных планов, повышением требований к уровню освоения компетенций.

Инфекционные болезни входят в блок терапевтических наук, поэтому при подготовке врача общей практики необходимо четко определить, какими знаниями и умениями должен обладать выпускник для успешного прохождения аккредитации. И, несмотря на то, что аккредитация выпускников лечебных факультетов в минувшем году прошла успешно, однако имеется ряд замечаний, требующих доработок рабочих учебных программ, с акцентом на перечень практических навыков, отрабатываемых на кафедрах инфекционных болезней [2].

Основу высокого качества профессиональной подготовки студентов в ходе обучения составляет грамотно организованный учебный процесс, главной целью которого является формирование грамотного, компетентного специалиста, способного реализовывать себя на современном рынке труда [3].

Оптимальных результатов в освоении компетенций удается достичь при соблюдении следующего алгоритма обучения: самостоятельная внеаудиторная подготовка, контроль самоподготовки преподавателем, курация тематических больных и дежурства студентов с преподавателями кафедры по оказанию экстренной помощи с целью освоения студентами необходимых практических навыков и умений [4].

Очевидно, что проблема улучшения преподавания клинических дисциплин, повышения качества учебного процесса и педагогической деятельности в целом остается всегда актуальной для высшего учебного заведения.

Цель исследования: анализ процесса обучения студентов на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии при формировании профессиональных компетенций врача-лечебника.

Материалы и методы исследования

Образовательный процесс на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии складывается из следующих форм обучения:

Подготовка студентов лечебного факультета на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии Курского государственного медицинского университета начинается на 3-м курсе с дисциплины эпидемиология. Изучение дисциплины начинается с общих вопросов об основных звеньях эпидемического процесса, природной очаговости инфекционных заболеваний, теорий саморегуляции паразитарных систем, изучается влияние социальных и природных факторов на эпидемический процесс в современных условиях массовой миграции населения и изменений природной среды. Подробно изучаются механизмы, влияющие на звенья эпидемического процесса с целью профилактических мероприятий: изоляция инфекционного больного, прерывание путей передачи путем дезинфекции и стерилизации, влияние на восприимчивый организм путем проведения вакцинации. Однако в связи с тем, что студенты еще не изучали отдельные нозологии, возникают некоторые трудности в области частной эпидемиологии.

В настоящее время политика государства направлена на профилактику заболеваний, поэтому на нашей кафедре большое внимание уделяется вопросам неспецифической и особенно специфической профилактики инфекционных заболеваний.

Так, например, рожа до сих пор занимает одно из ведущих мест в структуре инфекционной заболеваемости, однако в настоящее время, в связи с изменившимися принципами госпитализации инфекционных больных, больные рожей находятся в основном на амбулаторном лечении. И при изучении данной нозологии мы используем лишь атлас инфекционных заболеваний.

Клиническая база кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии оборудована в соответствии с современными стандартами и обеспечивает приобретение студентами необходимых практических навыков.

Однако курация инфекционного больного имеет свои особенности. Например, студент впервые овладевает умением сбора эпидемиологического и иммунологического анамнеза с использованием его для правильной и своевременной диагностики. Студенту объясняются правила нахождения в инфекционном отделении, акцентируется внимание на необходимости использования индивидуальных средств защиты, так как при курации инфекционных больных возрастает вероятность госпитального заражения [5].

Перед посещением больного контагиозным инфекционным заболеванием преподавателю необходимо выяснить, у всех ли студентов данной группы имеется иммунитет к данному заболеванию (наличие плановых профилактических прививок и прививок по эпидемическим показаниям, перенесенные в прошлом инфекционные заболевания). Также выясняется, есть ли беременные в данной группе, так как контакт беременной с больными некоторыми контагиозными инфекционными заболеваниями крайне нежелателен, а иногда даже опасен (например, контакт с больными краснухой, ветряной оспой, гриппом, дифтерией). При других инфекционных заболеваниях, например при кишечных инфекциях, вирусных гепатитах, больные практически не заразны. Однако соблюдение личной гигиены и противоэпидемических мероприятий необходимо и при курации больных этими заболеваниями, на чем фиксируется внимание студентов.

Организация учебного процесса на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии КГМУ подчинена принятым в большинстве стран мира принципам осознанной перспективы обучения, гуманизации и гуманитаризации образования и соответствия содержания обучения запросам рынка труда. Для ускорения адаптации на кафедре практикуется:

- использование различных видов лекций, исключая сообщение формальных сведений из учебника;

- максимальная четкость и информативность изложения, а также диалоговый характер лекций с уточнением сложных вопросов.

На каждой лекции используется мотивационно-эмоциональный фактор процесса обучения. Лектором обязательно формулируется цель изучения данной темы, распространенность и частота встречаемости той или иной патологии. Заинтересованность студентов в изучении материала многократно возрастает при использовании проблемного подхода к чтению лекций с мультимедийным сопровождением, прочитанным с доступным изложением материала, расстановкой акцентов на принципиальных моментах темы и ее логичным и последовательным раскрытием. Как показывает наш опыт, диалоговое обсуждение обеспечивает мотивационно-активную мыслительную работу студентов, а использование на лекции современных компьютерных технологий позволяет продемонстрировать важную для клинической кафедры наглядность излагаемого материала. Позиция педагогов, работающих на кафедре, состоит в том, что в процессе обучения студент выступает как партнер, причем партнер, обладающий определенным жизненным опытом. Чем больше базовых знаний, навыков и опыта по дисциплинам младших курсов имеет студент, тем более он самостоятелен в процессе обучения, и тем более очевидна роль консультанта, которую выполняет преподаватель кафедры.

На каждом практическом занятии преподаватели уделяют большое внимание актуальности темы, распространенности заболевания, алгоритмам использования полученных знаний на практике.

Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии использует компетентностный подход к организации образовательного процесса, который усиливает практическую ориентированность образования, его мотивацию, а также предусматривает применение знаний, умений и навыков при решении проблемных и нестандартных ситуаций, специально подготовленных к каждому занятию. Студентам предлагаются ситуационные задачи, решение которых требует системных, междисциплинарных знаний и формирует основы клинического мышления. При этом поощряется творческий подход, ответственность при принятии решений, целеустремленность, умение аргументировать личную позицию.

Весьма эффективным средством на нашей кафедре является технология обучения студентов, основанная на проблемном подходе, индивидуализации обучения с учетом личностных особенностей обучаемых. Явное предпочтение студенты отдают занятиям, на которых обсуждаются проблемные аспекты темы. Проблемные и ситуационные задания на занятиях развивают клиническое мышление, личное творчество, коммуникативные и корпоративные навыки. При решении проблемных задач предпочтение отдается живому, творческому общению преподавателей и студентов, а также самих студентов, что позволяет обращаться к полученным знаниям для решения конкретных вопросов.

Учебный и научный процесс на кафедре ориентирован на практическую деятельность будущих врачей. В рабочих программах по всем преподаваемым дисциплинам приведен перечень практических навыков, которыми студент должен овладеть за период обучения. Зачетное занятие в обязательном порядке включает проверку практических навыков. Важным аспектом в работе является демонстрация пациентов, как для формирования клинического мышления, так и для полноценного освоения практических навыков, поэтому особое внимание уделяется воспитанию основ деонтологии и врачебной этики.

Учебно-воспитательная работа на кафедре не ограничивается аудиторными занятиями, так как процесс образования содержит значительный внеаудиторный компонент, включающий творческое самообразование. Повышению познавательной мотивации студентов способствует внедрение современных форм и методов обучения и рациональная организация самостоятельной и научно-исследовательской работы.

Во внеаудиторной самостоятельной работе студенты активно используют информационные технологии, такие как мультимедийные пособия и интернет-ресурсы. Повышая качество образования, компьютерные технологии позволяют студентам успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей учебной среде.

Самостоятельная работа студентов как элемент изучения дисциплины обеспечена соответствующими методическими пособиями в печатном и электронном вариантах, компьютерными слайд-фильмами, мультимедийными лекциями, что позволяет студентам освоить необходимый объем материала вне аудиторных занятий в удобной для них форме при подготовке к практическим занятиям, зачету и экзамену.

Самостоятельная работа над темами по здоровому образу жизни, развитию заболеваний, связанных с вредными привычками, способствует закладыванию у студентов понимания важности сохранения психического и физического здоровья; повышает уровень нравственности, духовности [6].

Основными целями привлечения студентов к научно-исследовательской работе на кафедре являются: расширить и углубить теоретические знания по изучаемым нозологиям, выработать навыки медико-статистического анализа информации о показателях здоровья, уметь грамотно доложить результаты собственных исследований и обосновать полученные результаты, что способствует развитию творческого и аналитического мышления, повышает качество усвоения материала, что в целом способствует освоению профессиональными компетенциями на более высоком уровне. Одной из задач научно-исследовательской работы со студентами является выявление наиболее одаренных и способных студентов с целью развития науки на кафедре и подготовки среди них кадрового резерва научно-педагогических работников университета.

На кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии КГМУ научно-исследовательская работа студентов осуществляется в следующих формах: работа в студенческом научном кружке, участие в студенческих научных конференциях, написание научных статей, выполнение курсовой работы, участие в предметной олимпиаде.

Таким образом, на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии подготовка специалистов соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебным планам, которые обеспечивают единство учебно-воспитательного и научного процесса.

Что должен сделать медицинский работник, который выявил у пациента инфекционную болезнь?

Как регистрируются инфекционные заболевания в Москве?

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКАМ ИНФОРМИРОВАТЬ ОБ ИНФЕКЦИОННЫХ (ПАРАЗИТАРНЫХ) БОЛЕЗНЯХ

Медицинские работники в случае выявления у пациента инфекционной (паразитарной) болезни, носительства возбудителей инфекционной (паразитарной) болезни или подозрения на инфекционную (паразитарную) болезнь, а также в случае смерти от инфекционной (паразитарной) болезни, обязаны:

  • в течение 2 часов сообщить о нем по телефону;
  • затем в течение 12 часов представить экстренное извещение в учреждение, осуществляющее федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор[1].

Таким образом, в случае постановки инфекционного диагноза или подозрения на заболевание медицинский работник обязан сделать запись о выявленном случае в Журнале учета инфекционных заболеваний (форма № 060/у), которая также утверждена Приказом № 1030, и информировать об этом учреждение, осуществляющее государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В дальнейшем полученная информация систематизируется, группируется по временному, территориальному, социально-возрастному признаку, проводится анализ данных, в том числе с применением статистического инструментария.

Обратите внимание!

Выявленные закономерности в характере течения эпидемического процесса учитываются в принятии управленческих решений, направленных на снижение рисков возникновения и распространения новых случаев инфекционных заболевания среди населения.

При больших объемах поступающей информации о случаях инфекционных и паразитарных заболеваний среди населения (например, среди жителей крупного мегаполиса) специалисты неизбежно сталкиваются с трудностями своевременной и корректной обработки полученных данных, сопряженных с ограничением времени и большими трудозатратами. Расскажем о том, как проводится такая работа в Москве.

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ СЛУЧАЕВ ИНФЕКЦИОННЫХ И ПАРАЗИТАРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В МОСКВЕ

Москва — крупнейший город Европы, численность постоянного населения приближается к 13 млн чел.

В связи с этим в Москве регистрируется высокая заболеваемость инфекционными болезнями.

Порядок регистрации в Москве случаев инфекционных заболеваний определен Приказом Управления Роспотребнадзора по городу Москве от 16.03.2018 № 29.

Приказом утверждена Инструкция о порядке регистрации случаев инфекционных и паразитарных заболеваний в Москве ( далее — Инструкция).

Инструкция предназначена и обязательна к исполнению:

• для всех медицинских организаций;

• медицинских работников учреждений иного профиля, в том числе учреждений начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждений социальной защиты, других учреждений независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.


Рассмотрим общие положения Инструкции.

1. Ответственным за полноту, достоверность и своевременность регистрации инфекционных заболеваний, а также оперативное сообщение о них в установленном порядке является руководитель организации, выявившей больного. Если организация крупная и имеет несколько подразделений (филиалов) — руководитель подразделения (филиала).

2. В каждой медицинской организации (филиале) приказом руководителя назначается лицо, ответственное за передачу оперативной информации о выявленных больных инфекционными заболеваниями, передачу экстренных извещений об инфекционном заболевании и ведение Журнала учета инфекционных и паразитарных заболеваний (ф. № 060/у).

Обратите внимание!

Приказом должен быть также определен сотрудник, заменяющий ответственное лицо на время его отсутствия. Приказ обновляется ежегодно, а также при смене ответственного лица.

3. В образовательных и других организациях ответственность за передачу оперативной информации о выявленных больных инфекционными заболеваниями, передачу экстренных извещений и ведение Журнала учета инфекционных и паразитарных заболеваний возлагается на медицинского работника, обслуживающего данное учреждение.

4. Журнал учета инфекционных заболеваний — основная учетная форма в организации, предназначенная для персонифицированной регистрации больных инфекционными заболеваниями и последующего контроля полноты и сроков передачи информации.

Обратите внимание!

Вести Журнал учета инфекционных заболеваний можно и в электронном виде.

Нумерация записей ведется с начала года раздельно по каждой нозологической форме. На каждое инфекционное заболевание (или носительство одного типа возбудителя) отводятся отдельные листы журнала. На массовые заболевания могут быть заведены отдельные Журналы.

Обратите внимание!

В медицинских учреждениях в Журнал должны быть внесены сведения не только о случаях заболевания, выявленных в самом учреждении, но и случаях заболевания у прикрепленного населения, выявленных в других учреждениях, в том числе в стационарах.

Все данные о больном, включая эпидемиологический анамнез и сведения о контактных, заносят в основную медицинскую документацию медицинской организации или иную медицинскую документацию, соответствующую специфике учреждения.

5. В Инструкции определен Порядок регистрации и оперативного оповещения о заболеваниях, подлежащих индивидуальной регистрации.

• инфекционного и паразитарного заболевания;

• подозрения на эти заболевания;

• носительства возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальных осложнений;

• укусов, ослюнений и оцарапываний животными;

• укусов (присасываний) клеща;

• инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (далее — инфекционные заболевания).

Регистрации подлежит не только случай заболевания, но и подозрение на случай инфекционного заболевания. Инструкция регламентирует в ряде случаев передачу положительных результатов лабораторных исследований, но об этом далее.

Обратите внимание!

Информация передается вне зависимости от места проживания (регистрации, прописки) больного, т. е. регистрации подлежат в том числе случаи у иногородних, иностранцев, мигрантов, лиц без определенного места жительства и др.

Мы уже говорили о том, что в Москве регистрируется высокая заболеваемость инфекционными болезнями — ежегодно около 3 млн случаев, а число случаев персонифицированного учета — порядка 1500 в день.

При наличии столь многочисленного и постоянно растущего населения и как следствие — высокой заболеваемости основным направлением совершенствования обеспечения эпидемиологического надзора в мегаполисе является широкое внедрение информационных технологий в повседневную работу врача-эпидемиолога.


Установка рабочих мест информационной системы позволила ввести ряд полезных функций для самой медицинской организации: регистрировать случаи заболевания можно в круглосуточном режиме, что позволяет соблюдать регламентные жесткие сроки передачи информации, создавать собственный реестр больных, вести статическую обработку сведений и их анализ.



Суммарному (количественному) учету подлежат только острые респираторные вирусные инфекции, кроме госпитализированных случаев и случаев с летальным исходом — для них предусмотрена персонифицированная регистрация.

Персонифицированный учет болезней ведут с помощью специально разработанной Регистрационной карты инфекционного больного.

В отличие от Экстренного извещения Регистрационная карта предусматривает более широкий набор учитываемых признаков.


Как видим, в электронной регистрационной карте есть следующие регистрационные блоки:

1. Эпидемиологический номер — идентификатор, который в обязательном порядке присваивается регистрационной карте/случаю патологического состояния;

Эпидномер состоит из 8 цифр: первые две указывают на год регистрации случая, следующие 6 — порядковый номер случая в текущем году.

2. Имя текущего пользователя, дата и время работы с картой.


3. Регистрационные данные — наименование медицинской организации, где зарегистрирован случай, даты заболевания и обращения в медицинскую организацию, фамилия и номер телефона регистратора, дата и время регистрации случая.

4. Диагноз — текущий и окончательный диагнозы, даты установления, характер течения и тяжести заболевания.


5. Информационный блок, содержащий сведения о пациенте, — паспортные данные, принадлежность к социально-возрастной, профессиональной группе, место работы или учебы больного, место жительства с указанием признака проживания.

Регистрационная карта содержит также блок ссылок на дополнительные окна, содержащие сведения о больном.

Например, при заболевании в медицинской организации, кроме даты госпитализации больного и наименования медицинской организации, регистрируются такие сведения, как диагноз при поступлении, наличие парентерального вмешательства и его суть, характер заражения, принятые меры.

В случае летального исхода учитываются данные медицинского свидетельства о смерти с подробными сведениями о результатах секции и патологоанатомических диагнозах.

Состав и объем регистрируемых данных зависит от конкретной инфекционной болезни, например:

• при регистрации острых кишечных инфекций в Карте фиксируется информация о подозрительных пищевых продуктах и месте их приобретения;

• при инфекциях, управляемых средствами специфической иммунопрофилактики, — данные прививочного анамнеза;

• при зоонозных инфекциях и укусах — сведения о животном и сырье;

• при поствакцинальном осложнении — подробные сведения о характере реакции, препарате и условиях его применения.

Таким образом, в основу перечня учитываемых показателей положена привязка оценки эпидемического процесса к конкретной группе инфекционной патологии, что определяет структуру эпидемиологического надзора.

Важно!

Все регистрируемые сведения носят официальный характер и должны быть основаны на первичной документации медицинских организаций.


1. В амбулаторно-поликлиническом учреждении.

Если больной госпитализируется с направлением от врача амбулаторно-поликлинического учреждения, случай заболевания регистрируется также сотрудниками амбулаторно-поликлинического учреждения.

2. В стационаре.

3. На вызове к больному бригадой скорой помощи.

Сведения о диагнозе, а также информация о передаче сообщения в территориальное амбулаторно-поликлиническое учреждение заносятся в Карту вызова скорой медицинской помощи (ф. № 110/у).

4. В школе или ДДУ медицинским работником.

5. В оздоровительных учреждениях, а также в студенческих, строительных и иных коллективах медицинскими работниками.

Порядок регистрации и оперативного оповещения о случаях заболевания туберкулезом, заразными кожными инфекциями, венерическими заболеваниями, инфекцией, вызванной ВИЧ, имеет ряд особенностей, так как может быть установлен только врачом-специалистом, а также при регистрации и учете данных нозологий имеются дополнительные утвержденные регистрационные формы.

Регистрация случаев (подозрения) на заболевание парентеральными вирусными гепатитами В, С, D, TTV, G (далее — ПВГ) осуществляется в описанном выше порядке, однако есть одна особенность.

  • персонала организаций, осуществляющих заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;
  • персонала центров, отделений гемодиализа, трансплантации органов, гематологии;
  • персонала клинико-диагностических и биохимических лабораторий;
  • персонала хирургических, урологических, акушерско-гинекологических, офтальмологических, отоларингологических, анестезиологических, реаниматологических, стоматологических, инфекционных, гастроэнтерологических стационаров, отделений и кабинетов поликлиник (в том числе перевязочных, процедурных, прививочных);
  • персонала диспансеров, перинатальных центров, станций и отделений скорой помощи, центров медицины катастроф, фельдшерско-акушерских пунктов, здравпунктов;
  • персонала учреждений с круглосуточным пребыванием детей или взрослых;
  • доноров крови (ее компонентов), костного мозга, органов и тканей, спермы;
  • лиц, относящихся к группам риска (потребители инъекционных наркотиков).

Регистрация инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (далее — ИСМП) также имеет ряд особенностей.

Важным критерием отнесения инфекционного заболевания к ИСМП является срок его возникновения после пребывания в медицинской организации. Так, регистрация внутрибольничных гнойно-воспалительных заболеваний осуществляется в течение 30 дней после операционного вмешательства и 1 года после установления имплантата. Регистрации подлежат заболевания родильниц гнойно-воспалительными заболеваниями, связанными с родами, выявленные в период пребывания в акушерском стационаре и/или в течение 30 дней после родов. Регистрации подлежат заболевания новорожденных, выявленные в период пребывания в акушерском стационаре и/или в течение 7 дней после выписки, независимо от предполагаемого характера инфицирования (внутрибольничного, внутриутробного, интранатального). Генерализованные формы (сепсис, остеомиелит, менингит) подлежат регистрации, если заболевание выявлено в течение месяца после рождения.

2 и 3 марта 2020 года на лекции будет проведен первый этап олимпиады по вакцинации, по результатам которого будут отобраны основные участники на 2 и 3 туры

В целях ликвидации академических задолжностей на кафедре инфекционных болезней 26 февраля и 2 марта 2020 года состоится промежуточная аттестация для студентов, имеющих академические задолжности по инфекционным болезням, по итогам предыдущего семестра. Время приема академических задолжностей с 16:00.

В 2019 г. кафедра инфекционных болезней ФГБОУ ВО "Казанский государственный медицинский университет" (КГМУ) Минздрава России празднует замечательную дату - 35 лет назад начал свою работу на кафедре известный врач, педагог, ученый, профессор Вильдан Хайруллаевич Фазылов.


Вильдан Хайруллаевич родился в Республике Узбекистан. С 1966 по 1972 г. учился в Иркутском государственном медицинском институте. Уже в студенческие годы Вильдан Хайруллаевич увлекся научно-исследовательской работой и за время практической деятельности врача неоднократно выступал с научными докладами на конференциях областного и республиканского уровня, имел научные публикации в различных сборниках, посвященных проблемам энтеровирусных инфекций, дисбиоза кишечника при вирусных гепатитах. Талантливого и добросовестного врача-инфекциониста Лениногорской центральной районной больницы заметила главный инфекционист Минздрава ТАССР, заведующая кафедрой, профессор Диляра Шакировна Еналеева.

В 1984 г. Вильдан Хайруллаевич был приглашен работать на кафедру инфекционных болезней Казанского государственного медицинского института. Под руководством Д.Ш. Еналеевой Вильдан Хайруллаевич активно продолжил свою научную работу и в 1990 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Состояние сосудисто-тромбоцитарного гемостаза и коррекция его нарушений при роже". В 1996 г. была успешно защищена докторская диссертация на тему "Нарушения гемостаза и иммунитета при формировании рецидивов рожи, их терапевтическая коррекция".

С 1995 по 2017 г. профессор В.Х. Фазылов заведовал кафедрой инфекционных болезней, продолжал научное направление кафедры - изучение этиопатогенеза и совершенствование методов специфической корригирующей терапии нарушений гемостаза и иммунных дисфункций у инфекционных больных. В рамках этого научного направления под его руководством защищены 2 докторских и 24 кандидатских диссертации.

В 2003 г. издана монография "Хронические вирусные гепатиты В и С" в соавторстве с Д.Ш. Еналеевой и А.С. Созиновым, в 2011 и 2015 г. она переиздана с дополнениями. Вильдан Хайруллаевич - автор раздела в коллективной монографии Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (СО РАМН) и Научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии СО РАМН "Хантавирусы и хантавирусные инфекции", изданной во Владивостоке в 2003 г. В 2004 г. увидело свет учебно-методическое пособие для студентов факультета социальной работы "Инфекционные болезни", рекомендованное Учебно-методическим объединением (УМО) по образованию в области социальной работы. За последние 5 лет издано 16 учебно-методических пособий, из них 3 с грифом УМО, 2 с грифом Федерального института развития образования.

Вильдан Хайруллаевич ежегодно участвует во всероссийских и международных научно-практических конференциях, в работе Европейской и Американской ассоциаций по изучению болезней печени. За последние 5 лет им опубликовано 160 научных работ, из них 40 статей в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией РАН, 6 статей в журналах, представленных в Scopus/EMBASE. Профессор В.Х. Фазылов имеет авторское свидетельство № 1679686 "Антисептическое средство, повышающее барьерно-защитные функции кожи и слизистых оболочек", патент на изобретение № 2159080 "Способ диагностики развития холе-стаза при острых вирусных гепатитах".

Профессор В.Х. Фазылов успешно сочетает научную деятельность с активной общественной работой в рамках КГМУ Минздрава России, Республики Татарстан и на федеральном уровне. В течение 5 лет был ученым секретарем диссертационного совета К 208.034.01 при КГМУ Минздрава России, остается членом диссертационных советов при КГМУ Минздрава России и ФГБОУ ВО "Башкирский государственный медицинский университет" Минздрава России. Ежегодно участвует в работе диссертационных советов других вузов РФ. Вильдан Хайруллаевич - председатель предметно-проблемной комиссии КГМУ Минздрава России по диагностике, лечению и профилактике инфекционных болезней, член научно-консультативного совета Центральной научно-исследовательской лаборатории, член экспертного совета Учебноме-тодической комиссии при Минздраве России по специальности "лечебное дело", член Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням Координационного совета по области образования "Здравоохранение и медицинские науки" (УМК), внештатный эксперт Республиканского центра судебной медицины Минздрава Республики Татарстан, эксперт страховой компании "Ак Барс-мед" по Республике Татарстан, до 2009 г. был внештатным главным инфекционистом Управления здравоохранения г. Казани.

В течение многих лет В.Х. Фазылов являлся членом редакционного совета "Казанского медицинского журнала", продолжает сотрудничать в редакционных советах журналов "Практическая медицина", "Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение" (журналы входят в Перечень российских рецензируемых научных журналов, рекомендованных Министерством высшего образования и науки Российской Федерации для публикации результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук), а также "Журнала инфекционной патологии" (Ассоциация инфекционистов и госпитальных эпидемиологов Иркутской области).

В 2007 г. В.Х. Фазылов награжден дипломом III степени "Лучший преподаватель 2007 года". В 2013 и 2014 гг. на расширенных заседаниях УМК по инфекционным болезням был одобрен опыт работы кафедры по использованию рейтинговой системы контроля знаний студентов по инфекционным болезням в КГМУ Минздрава России.

Много сил и энергии В.Х. Фазылов уделяет и практическому здравоохранению. В последние 15 лет под его руководством активно разрабатываются и внедряются в практику здравоохранения Республики Татарстан методы диагностики и лечения хронических вирусных гепатитов, в том числе сочетанной инфекции с вирусом иммунодефицита человека. В 2000 г. по инициативе кафедры и под руководством В.Х. Фазылова продолжает успешно функционировать гепатологический кабинет при консультативно-диагностическом отделении Республиканской клинической инфекционной больницы. На его базе научная группа совместно с практическими врачами изучает аспекты патогенеза и клиники я хронических вирусных гепатитов с разработкой современных методов их диагностики и терапии.

Профессор В.Х. Фазылов имеет почетное звание "Заслуженный врач Республики Татарстан". В 2012 г. за многолетнюю и плодотворную научно-практическую работу Указом Президента Республики Татарстан ему присуждено почетное звание "Заслуженный деятель науки Республики Татарстан".

Вильдан Хайруллаевич Фазылов - человек большой эрудиции, обладающий высочайшими организаторскими способностями, талантливый ученый, профессионал своего дела. Его врачебная, научная и педагогическая деятельность - один из ярких примеров истинной преданности медицинской науке.

Коллектив кафедры инфекционных болезней КГМУ Минздрава России, заведующая, доктор медицинских наук, профессор И.М. Хаертынова и коллектив кафедры инфекционных болезней Казанской государственной медицинской академии - филиал ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Минздрава России от всей души поздравляют Вильдана Хайруллаевича с этой знаменательной датой, выражают огромную благодарность за многолетний труд, желают крепкого здоровья и дальнейших творческих успехов.

Студенты, получившие неудовлетворительную оценку на экзамене, будут допущены к пересдаче только во время дополнительной промежуточной аттестации!
18 января состоится дополнительный день сдачи экзамена для студентов, пропустивших по уважительной причине день сдачи экзамена его группы (при себе иметь форму 22)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции