Методические рекомендации по профилактике инфекционных заболеваний


ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ









Инфекционные болезни людей - это заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами и передающиеся от зараженного человека (или животного)здоровому.

Основные пути передачи инфекции и воздействие на них

      • воздушно-капельный путь передачи(грипп, простудные заболевания, ветряная оспа, коклюш, туберкулез, дифтерия, корь, краснуха и др.) – для профилактики используются маски, проветривание, недопущение скопления большого количества людей в помещении;
      • алиментарный (пищевой) путь передачи (все кишечные инфекции, сальмонеллез, дизентерия, вирусный гепатит А) – важную роль играет личная гигиена, мытье рук, продуктов питания, отсутствие мух в помещениях;
      • половой (контактный) путь передачи (вирусный гепатит В, С, ВИЧ СПИД, генитальный герпес, сифилис, гонорея, папилломатоз) – важным моментом профилактики таких инфекций является отсутствие беспорядочной половой жизни с частой сменой партнеров и использование презервативов;
      • кровяной путь передачи (наиболее часто – вирусный гепатит В, ВИЧ СПИД) – в этом случае предотвратить инфекционные заболевания помогут стерильный хирургический инструментарий, отказ от татуировок (особенно в домашних условиях), то есть все усилия направлены на предотвращение нарушения целостности кожи и слизистых оболочек.

Профилактика инфекционных заболеваний

Как и любые другие болезни, инфекционные заболевания проще не допустить, чем потом лечить. Для этого используется профилактика инфекционных заболеваний, которая позволяет предотвратить развитие инфекционного процесса.

Выделяют общественную и индивидуальную профилактику. Индивидуальная профилактика предусматривает:прививки, закаливание, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, правильное питание, соблюдение правил личной гигиены, отказ от вредных привычек, быта и отдыха, охрану окружающей среды. Общественная включает систему мероприятий по охране здоровья коллективов:создание здоровых и безопасных условий труда и быта на производстве, на рабочем месте.

В целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней проводится иммунопрофилактика путем проведения профилактических прививок.Этот вид профилактики инфекционных заболеваний непосредственно связан с созданием в организме человека иммунитета (невосприимчивости) к определенной инфекции с помощью иммунизации и называется – специфическая иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Выделяют два основных вида иммунопрофилактики:

Значение иммунопрофилактики

Необходимо помнить: чем больше людей вакцинировано, тем выше коллективный иммунитет и барьер для инфекционных заболеваний. Победить инфекцию можно, если вакцинацией будет охвачено все население.

Каким бы не был метод профилактики, его использование поможет предотвратить заболевание, что особенно важно при неизлечимых инфекциях, таких как ВИЧ СПИД, бешенство и вирусные гепатиты.

Рекомендации по изучению дисциплины

Рекомендации для: Лечебное дело, семестр 09 Эпидемиология

Целью обучения инфекционным болезням студентов 5 (9, 10 семестры) и 6 (12 семестр) курсов является формирование знаний, умений и практических навыков необходимых:

- для ранней диагностики инфекционных заболеваний в условиях поликлиники и на дому,

- для проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий на догоспитальном этапе и при лечении инфекционных больных на дому,

- для диагностики неотложных состояний и оказания врачебной помощи инфекционным больным на догоспитальном этапе

- для дифференциальной диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Задачами подготовки студентов следует считать:

- обучение распознаванию инфекционного заболевания при осмотре больного, выделению ведущих симптомов и синдромов, определению тяжести течения инфекционного процесса;

- обучение составлению алгоритма диагностики и дифференциальной диагностики;

- обучение выбору оптимальных методов лабораторного и инструментального обследования при подозрении на инфекционное заболевание;

- обучение проведению полного объема лечебно-профилактических мероприятий при лечении на дому больных с нозологическими формами, предусмотренными Квалификационной характеристикой врача общей практики по специальности лечебное дело;

- обучение оказанию первой врачебной помощи при возникновении неотложных состояний у инфекционных больных.

Успешное изучение данного курса возможно только при наличии у студента знаний и умений по следующим разделам ранее изученных дисциплин:

- биология с генетикой (возбудители дальневосточных гельминтозов),

- биологическая химия (обмен билирубина, виды желтух)

- микробиология, вирусология, иммунология (возбудители инфекционных болезней человека и животных, методы диагностики микроорганизмов)

- патологическая анатомия (изменения внутренних органов при инфекционных заболеваниях),

- пропедевтика внутренних болезней (правила обследования больного, аускультация, пальпация, перкуссия, клинические и биохимические лабораторные исследования),

- клиническая фармакология (антибиотики, химиопрепараты, противовоспалительные средства, глюкокортикостероидные гормоны, противошоковые препараты),

- клинические дисциплины (терапия, хирургия, гинекология, урология, кожные болезни – полный курс),

- эпидемиология (источники инфекции, пути распространения, восприимчивый контингент, противоэпидемические мероприятия при инфекционных болезнях).

Наиболее важными разделами данной дисциплины для понимания последующих дисциплин являются:

- для госпитальной терапии – дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся синдромами лихорадки, диареи, желтухи, артралгии, катаральным синдромом,

- для госпитальной хирургии – дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся синдромами желтухи, абдоменалгии, диареи.

Для успешного изучения дисциплины "Инфекционные болезни" студенту рекомендуется использовать при подготовке следующую литературу:

1. Шувалова, Е. П. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Е. П. Шувалова [и др.] ; под ред. Е.П.Шуваловой. – М. : Медицина, 2001 – 656 с. Аннотация: Учебник по курсу инфекционных болезней для студентов медицинских ву-зов. Изложены основы патогенеза, клиники, диагностики и дифференциальной диагностики, лечения, и профилактики большинства известных человечеству инфекционных болезней. Учебник необходим для изучения всех тем учебной программы.

2. Шувалова, Е. П. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Е. П. Шувалова [и др.] ; под ред. Е.П.Шуваловой. – М. : Медицина, 2005 – 696 с.

3. Ющук, Н. Д. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Н. Д. Ющук, Ю. Я. Венгеров. – М. : Медицина, 2003. – 544 с. Аннотация: Руководство по курсу инфекционных болезней для студентов медицинских вузов. Изложены основы патогенеза, клиники, диагностики и дифференциальной диагностики, лечения, и профилактики большинства известных инфекционных болезней. Руководство необходимо для изучения всех тем учебной программы.

4. Инфекционные болезни и эпидемиология [Текст] : учебник / В. И. Покровский [и др.] ; под ред. В. И. Покровского. – М. : Медицина, 2002.

5. Лобзин, Ю. В. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Ю. В. Лобзин. – СПб. : СпецЛит, 2001.

6. Инфекционные болезни [Текст] : методические указания к практическим занятиям по инфекционным болезням для студентов 5 курса лечебного факультета (2-ое изд. пере-раб.) / Г. С. Ковальский [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – Часть 1. – 80 с.

7. Инфекционные болезни [Текст] : методические указания к практическим занятиям по инфекционным болезням для студентов 5 курса лечебного факультета (2-ое изд. пере-раб.) / Г. С. Ковальский [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – Часть 2. – 101 с.

8. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней и терапевтическая тактика на врачебном участке [Текст] : учебное пособие / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2004. – 96 с. Аннотация: Учебное пособие составлено для изучения разделов учебной программы 12 семестра и включает алгоритмы диагностического поиска при основных синдромах в клинике инфекционных болезней, а также первые действия врача общей практики при обнаружении основных инфекционных заболеваний.

9. Освоение практических умений по инфекционным болезням [Текст] : руководство для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2005. – 70 с. Аннотация: В руководстве для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов, необходимом для более полного усвоения материала учебной программы по курсу инфекционных болезней (9 и 10 семестры), в сжатом виде представлены основные умения, которыми должны владеть студенты по окончанию курса инфекционные болезни. Знание основных закономерностей изменения лабораторных показателей, характерных для ряда заболеваний, облегчит студентам подготовку к экзаменам.

10. Ковальский, Г. С. Ситуационные задачи по курсу инфекционных болезней : практикум для студентов лечебного и педиатрического факультетов [Текст]. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – 70 с. Аннотация: Сборник задач по курсу инфекционных болезней предназначен для самостоятельной работы студентов при изучении разделов учебной программы 9, 10 и 12 семестров. На основании эпидемиологической ситуации, клинических и лабораторных данных студент должен установить диагноз и ответить на ряд предложенных вопросов (предполагаемые пути передачи инфекции, вариант течения заболевания, возможные осложнения, лечебная и противоэпидемическая тактика врача).

1. Дрейзин Р.С., Астафьев Н.В. Острые респираторные заболевания. - М.: Медицина,1991.

2. Зубик Т.М. и соавт. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. - М., 1999.

3. Лобзин Ю.В., Казанцев А.П. Руководство по инфекционным болезням. - СПб., 1996.

4. Покровский В.В. и соавт. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика и лечение. - М., 2000.

5. Покровский В.И., Иванов К.С. (ред.). Руководство по клинической диагностике, лечению опасных инфекционных болезней. - М., 1994.

6. Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. - СПб., 1993.

7. Турьянов М.Х. и соавт. Дифтерия. - М., 1996.

8. Хазанов А.И. (ред.). Функциональные диагностика (справочник), 1994.

9. Черкасский Б.Л. Инфекционные и паразитарные болезни человека. Справочник эпидемиолога. - М., 1996.

10. Ющук Н.Д. и соавт. Диагностика и дифференциальная диагностика острых кишечных инфекций. - М., 1998.

11. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. (ред.). Заразные болезни человека. Справочник. - М., 1997.

12. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. (ред.). Патогенетические основы лечения острых инфекционных заболеваний. - М., 1999

14. Инфекционные болезни [Текст] : руководство для самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2005. – 60 с. Аннотация: в представленном руководстве собраны важнейшие сведения о ряде инфекционных заболеваний, которые не разбираются студентами на практических занятиях, но в то же время представляющих определенный интерес в плане дифференциальной диагностики с широко распространенными заболеваниями. По каждой нозологической форме представлены сведения об этиологии, эпидемиологии, патогенезе, клинике, диагностике и лечении. Руководство поможет студентам в изучении дифференциальной диагностики основных синдромов в клинике инфекционных болезней по всем разделам учебной программы (9,10,12 семестры).

18. Анисимова, Н. И. Учебно-методическое пособие для преподавателей к практическим занятиям по курсу инфекционных болезней (специальности лечебное дело и педиатрия) / Н. И. Анисимова, Я. А. Журавлев. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2007. – 85 с. Аннотация: предлагаемое учебно-методическое пособие для преподавателя указывают основные средства, методы обучения, способы и режим учебной деятельности в клинике инфекционных болезней. При разработке пособия авторы учитывали Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, обучающихся на кафедре инфекционных болезней.

19. Визуальная диагностика инфекционных заболеваний [Электронный ресурс] : методические рекомендации к обучающей компьютерной программе для студентов 5 курса. / Г. С. Томилка [и др.]. Аннотация: данный методический материал содержит основные рекомендации и пояснения при работе с электронным ресурсом, банк которого составляет более 250 фотографий, посвященных наиболее известным и распространенным инфекционным заболеваниям.

21. Лабораторные методы диагностики в клинике инфекционных болезней [Электронный ресурс] : обучающе-контролирующая компьютерная программа для студентов 6 курса. / Г. С. Томилка [и др.]. Аннотация: компьютерная программа позволяет обучить и осуществить контроль правильности усвоения материала по основным закономерностям изменений лабораторных показателей, характерных для ряда инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Ресурсы ИНТЕРНЕТ, рекомендуемые для изучения дисциплины:

В результате изучения дисциплины "Инфекционные болезни" студент должен знать:

- сущность инфекционного процесса в свете современных представлений,

- этиологию, эпидемиологию, патогенез, клиническую картину и классификацию распространенных инфекционных болезней,

- варианты течения основных инфекционных болезней,

- клиническую диагностику инфекционных заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных их вариантов течения,

- основные правила лабораторного обследования инфекционных больных,

- современные методы специфической диагностики инфекционных болезней,

- клинику характерных осложнений и неотложных состояний при инфекционных болезнях,

- правила оказания первой помощи при неотложных состояниях, возникающих при инфекционных заболеваниях,

- принципы лечения инфекционных болезней (этиотропная, патогенетическая, симптоматическая терапия),

- принципы профилактики инфекционных болезней и основы прививочного дела,

- эпидемиологию и профилактику внутрибольничных инфекций,

- особенности течения инфекционных заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста, лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом, беременных,

- правила выписки на работу больных, перенесших инфекционные заболевания,

- основы диспансеризации больных, перенесших инфекционное заболевание.

Сту дент должен уметь:

- проводить обследование инфекционного больного (сбор анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация),

- оценивать дифференциально-диагностическую значимость симптомов и синдромов, характерных для инфекционных болезней,

- заподозрить инфекционное заболевание,

- проводить медицинскую сортировку,

- определить показания для госпитализации,

- составлять план необходимого лабораторного и инструментального обследования,

- осуществлять забор патологических материалов от больного,

- интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования больного,

- провести дифференциальную диагностику с неинфекционными заболеваниями,

- установить клинический диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10,

- назначить лечение, адекватное тяжести, периоду заболевания, варианту клинического течения,

- осуществлять последующую реабилитацию реконвалесцентов инфекционных болезней с учетом этиологии, тяжести болезни и сопутствующих патологических состояний,

- заподозрить осложнение заболевания и оказать помощь при его возникновении,

- вести медицинскую документацию.

Сту дент должен приобрести навыки:

- сбора эпидемиологического анамнеза,

- интерпретации результатов осмотра больного,

- составления плана лабораторного обследования больного,

- забора материала от больного для бактериологического, серологического, вирусологического и паразитологического исследования,

- проведения кожно-аллергических проб и оценки их результатов,

- определения показаний для инструментального обследования больного,

- интерпретации результатов лабораторного обследования больного,

- установления предварительного диагноза,

- построения клинического диагноза,

- проведения дифференциальной диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний,

- определения показаний для госпитализации,

- назначения этиотропной и патогенетической терапии при лечении на дому,

- введения антитоксических сывороток и иммуноглобулинов,

- оказания помощи при неотложных состояниях,


Информационный материал о новом коронавирусе 2019-nCoV

Новый коронавирус 2019-nCoV (временное название, присвоенное Всемирной организацией здравоохранения 12 января 2020 года) представляет собой одноцепочечный РНК-содержащий вирус, относится к семейству Coronaviridae, относится к линии Beta-CoV B. Вирус отнесен ко II группе патогенности. Коронавирус 2019-nCoV предположительно является рекомбинантным вирусом между коронавирусом летучих мышей и неизвестным по происхождению коронавирусом.

Патогенез новой коронавирусной инфекции изучен недостаточно. Данные о длительности и напряженности иммунитета в отношении 2019-nCoV в настоящее время отсутствуют. Иммунитет при инфекциях, вызванных другими представителями семейства коронавирусов, не стойкий и возможно повторное заражение.

Первоначальный источник инфекции не установлен. Первые случаи заболевания могли быть связаны с посещением рынка морепродуктов в г. Ухань (КНР), на котором продавались домашняя птица, змеи, летучие мыши и другие животные.

В настоящее время основным источником инфекции является больной человек, в том числе находящийся в инкубационном периоде заболевания.

Пути передачи инфекции, инкубационный период и клинические симптомы

Пути передачи инфекции: воздушно-капельный (при кашле, чихании, разговоре), воздушно-пылевой и контактный. Факторы передачи: воздух, пищевые продукты и различные предметы обихода, контаминированные 2019-nCoV.
Установлена возможность внутрибольничной передачи инфекции медицинскому персоналу, при оказании медицинской помощи.

Инкубационный период составляет от 2 до 14 суток.

Для новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, характерно наличие клинических симптомов острой респираторной вирусной инфекции:
- повышение температуры тела (>90%);
- кашель (сухой или с небольшим количеством мокроты) в 80 % случаев;
- одышка (55%);
- миалгии и утомляемость (44%);
- ощущение заложенности в грудной клетке (>20%).
Наиболее тяжелая одышка развивается к 6-8-му дню от момента заражения. Также установлено, что среди первых симптомов могут быть головные боли (8%), кровохарканье (5%), диарея (3%), тошнота, рвота, сердцебиение.

Профилактика коронавирусной инфекции

Неспецифическая профилактика представляет собой мероприятия, направленные на предотвращения распространения инфекции и проводится в отношении источника инфекции (больной человек), механизма передачи возбудителя инфекции, а также потенциально восприимчивого контингента (защита лиц, находящихся и/или находившихся в контакте с больным).


Мероприятия в отношения источника инфекции

Мероприятия в отношения источника инфекции включают:
- изоляцию больных в боксированные помещения/палаты инфекционного стационара;

- использование масок у больных, которые должны сменяться каждые 2 часа,
- транспортировка больных специальным транспортом,
- соблюдение больными кашлевой гигиены,
- использование одноразового медицинского инструментария.

Мероприятия, препятствующие передаче возбудителю инфекции:

- мытье рук,
- использование медицинских масок,
- использование спецодежды для медработников,
- проветривание помещения, влажная уборка ежедневно,
- проведение дезинфекционных мероприятий, включая обработку дверных ручек, выключателей, панелей управления оргтехникой.

- обеспечение обеззараживания воздуха,
- утилизация отходов класса В.

Мероприятия, направленные на восприимчивый контингент:

1) Элиминационная терапия, представляющая собой орошение слизистой оболочки полости носа изотоническим раствором хлорида натрия, обеспечивает снижение числа как вирусных, так бактериальных возбудителей инфекционных заболеваний и может быть рекомендована для неспецифической профилактики.
2) Не прикасаться к лицу, глазам не вымытыми руками. При отсутствии доступа к воде и мылу, для очистки рук использовать дезинфицирующие средства (одноразовая салфетка на спиртовой основе).
3) Не прикасаться голыми руками к дверным ручкам, перилам, другим предметам и поверхностям в общественных пространствах.

4) Избегать близких контактов и пребывания в одном помещении с людьми, имеющими видимые признаки ОРВИ (кашель, чихание, выделения из носа).
5) Ограничить приветственные рукопожатия, поцелуи и объятия.
6) Своевременное обращение в лечебные учреждения за медицинской помощью в случае появления симптомов острой респираторной инфекции является одним из ключевых факторов профилактики осложнений.

Медицинские маски для защиты органов дыхания используют:
- при посещении мест массового скопления людей, поездках в общественном транспорте в период роста заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями;
- при уходе за больными острыми респираторными вирусными инфекциями;
- при общении с лицами с признаками острой респираторной вирусной инфекции.

Правила использования защитных масок

Маски могут иметь разную конструкцию. Они могут быть одноразовыми или могут применяться многократно. Есть маски, которые служат 2, 4, 6 часов. Стоимость этих масок различная, из-за различной пропитки. Какой стороной внутрь носить медицинскую маску - непринципиально. Маска уместна, если вы находитесь в месте массового скопления людей, в общественном транспорте, а также при уходе за больным, но она нецелесообразна на открытом воздухе. Во время пребывания на улице полезно дышать свежим воздухом и маску надевать не стоит.

Чтобы обезопасить себя от заражения, крайне важно правильно ее носить:

- маска должна тщательно закрепляться, плотно закрывать рот и нос, не оставляя зазоров;
- старайтесь не касаться поверхностей маски при ее снятии, если вы ее коснулись, тщательно вымойте руки с мылом или спиртовым средством;
- влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую;
- не используйте вторично одноразовую маску;
- использованную одноразовую маску следует немедленно выбросить в отходы.

При уходе за больным, после окончания контакта с заболевшим, маску следует немедленно снять. После снятия маски необходимо незамедлительно и тщательно вымыть руки.

Памятка р оссийским гражданам, выезжающим в КНР

Необходимо соблюдать меры предосторожности:
- при планировании зарубежных поездок уточнять эпидемическую ситуацию;
- не посещать рынки, где продаются животные, морепродукты;
- употреблять только термически обработанную пищу, бутилированную воду;
- не посещать зоопарки, культурно-массовые мероприятия с привлечением животных;
- использовать средства защиты органов дыхания (маски);
- мыть руки после посещения мест массового скопления людей и перед приемом пищи;
- при первых признаках заболевания, обращаться за медицинской помощью в лечебные организации, не допускать самолечения;
- при обращении за медицинской помощью на территории Российской Федерации информировать медицинский персонал о времени и месте пребывания в КНР.

Основными задачами стажировки являются: глубокое практическое освоение обязанностей врача-эпидемиолога; закрепление полученных в институте знаний по эпидемиологии и профилактике инфекционных болезней; усвоение содержания, форм и методов работы паразитологического, дезинфекционного отделений, бактериологической лаборатории СЭС, КИЗ поликлиники; ознакомление с правовыми вопросами деятельности эпидотдела СЭС, научной организацией труда; участие в общественной и идейно-политической работе СЭС; проведение санитарно-просветительной работы среди населения.

Необходимой составной частью стажировки является постоянное повышение теоретической подготовки: изучение литературы, составление рефератов и их обсуждение, участие в работе научно-практических конференций, научного общества микробиологов и эпидемиологов, тематические собеседования с руководителем стажера (опытный эпидемиолог или зав. эпидотделом), главным врачом СЭС, выполнение научно-практической работы (может быть разделом плановой тематики СЭС или самостоятельной темой), которая оформляется в виде доклада и заслушивается на конференции СЭС.

Работа стажера должна выполняться по индивидуальному плану, разработанному стажером совместно с руководителем и утвержденному главврачом СЭС. Индивидуальный план обязательно увязывается и согласуется с общим планом работы эпидотдела и определяется конкретной эпидемиологической обстановкой района.

В течение стажировки стажер ведет дневник (см. Приложение), который еженедельно проверяется и подписывается руководителем стажера.

По окончании стажировки молодой специалист представляет отчет о выполнении индивидуального плана.

Работа стажера в качестве эпидемиолога включает в себя следующие разделы:

- знакомство с общей характеристикой района (города), демографическими данными, экономикой, промышленностью, природными и санитарными условиями, инфекционной заболеваемостью и организацией медико-санитарного обслуживания населения;

- изучение законодательства, приказов и инструкций по профилактике инфекционных заболеваний;

- составление комплексных планов профилактических и противоэпидемических мероприятий;

- проведение эпидемиологического обследования очагов инфекционных заболеваний с заполнением карт эпидемиологического обследования и организацией в очагах всех необходимых противоэпидемических мероприятий, включая взятие материала для лабораторного исследования, постановку аллергических проб, взятие смывов для контроля влажной дезинфекции и др.;

- проведение текущего и ретроспективного эпидемиологического анализа, составление отчетов и написание объяснительных записок;

- участие в расследовании и расшифровке вспышек инфекционных заболеваний;

- проведение плановых обследований детских дошкольных учреждений и обследование детских учреждений по эпидпоказаниям с составлением акта и осуществлением контроля за выполнением предложенных мероприятий;

- контроль за противоэпидемической работой поликлиники. Детальное знакомство с организацией, задачами и методами работы кабинета инфекционных заболеваний, изучение документации и оценка эффективности работы КИЗ. Контроль за выполнением приказов, качеством первичных противоэпидемических мероприятий в очагах. Анализ отчетов поликлиники;

- контроль за соблюдением противоэпидемического режима в инфекционном отделении или больнице (организация работы приемного отделения, условия и сроки госпитализации больных, текущая дезинфекция, правила выписки больных, работа персонала);

- проведение эпидемиологического обследования и наблюдения в очагах туберкулеза с учетом особенностей работы в них: обязательное первичное обследование совместно с фтизиатром, организация текущей и заключительной дезинфекции, характер и длительность наблюдения за лицами, контактирующими с больными, частота повторных посещений очагов эпидемиологом, оценка проводимых противоэпидемических мероприятий;

- участие совместно с педиатром и фтизиатром района в составлении планов вакцинации и ревакцинации, проверка этих планов, контроль за качеством постановки туберкулиновых проб и противотуберкулезных прививок;

- участие в составлении плана флюорографического обследования населения на туберкулез совместно с противотуберкулезной службой и контроль за его выполнением;

- контроль за работой лечебно-профилактических учреждений по профилактике туберкулеза: оценка качества работы по выявлению больных, сроков установления диагноза, бактериологической диагностики, эффективности лечения бациллярных больных;

- участие в планировании и проведении контроля за профилактическими прививками;

- изучение работы СЭС по профилактике особо опасных инфекций;

- изучение мероприятий по профилактике бешенства;

- составление справок, донесений, объяснительных записок и пр.;

- участие в подготовке решений по противоэпидемическим вопросам;

- участие в оперативных совещаниях эпидотдела.

Работа в паразитологическом отделении предусматривает:

- изучение заболеваемости паразитарными и трансмиссивными болезнями в районе;

- составление планов по борьбе с ними;

- знакомство с учетными и отчетными формами по паразитарным болезням;

- проведение обследования населения на зараженность гельминтами и обследования внешней среды на зараженность яйцами гельминтов;

- знакомство с организацией лечения больных гельминтозами;

- изучение организации работы и методов исследований на малярию и организация работы по ее профилактике.

Во время работы в дезинфекционном отделении СЭС (дезстанции) стажер должен ознакомиться:

- с планированием дезинфекционных мероприятий в районе, основной документацией отделения;

- с методами контроля качества дезинфекции;

- с работой дезинфекционных камер и санпропускника;

- с организацией работы по профилактической дезинфекции.

Кроме того, стажер принимает участие:

- в проведении камерной дезинфекции;

- в проведении заключительной очаговой дезинфекции;

- проводит контроль качества заключительной дезинфекции в очагах;

- проводит контроль качества текущей дезинфекции и стерилизации инструментов в лечебно-профилактических учреждениях и инфекционных стационарах.

Работая в бактериологической лаборатории, стажер должен:

- овладеть методикой взятия материала для исследования в очагах;

- изучить порядок направления материала в лабораторию;

- освоить основы лабораторных методов исследования;

- ознакомиться с ведением документации лаборатории, порядком выдачи ответов;

- изучить организацию работы пункта по обследованию на бактерионосительство.

1. Характеристика заболеваемости дизентерией и дизентериеподобными заболеваниями по району (городу).

2. Эффективность гамма-глобулинпрофилактики инфекционного гепатита.

3. Эпидемиологическая эффективность вакцинопрофилактики кори по материалам района.

4. Эпидемиологическая эффективность вакцинопрофилактики коклюша.

5. Клинико-эпидемиологическая характеристика дизентерии по данным заболеваемости в детских учреждениях.

6. Клинико-эпидемиологическая характеристика колиинфекции.

7. Эпидемиологический анализ заболеваемости менингококковой инфекцией.

8. Распространенность туберкулеза среди населения района и организация борьбы с ним.

1. Проведение эпидемиологических обследований в очагах и организация в них противоэпидемических мероприятий.

2. Проведение плановых обследований детских учреждений с составлением актов.

3. Проведение обследований детских учреждений в связи с появлением в них инфекционных заболеваний.

4. Планирование, организация, учет и контроль за эффективностью профилактических прививок.

5. Взятие материала в очагах для лабораторного исследования (мазки из зева и носа, кровь из пальца и вены, смывы с объектов внешней среды и др.).

6. Постановка аллергических проб (Манту) и реакции иммунитета (Шика).

7. Взятие материала для исследования на гельминты.

8. Обследование лечебных учреждений с целью контроля качества текущей дезинфекции и стерилизации инструментария (постановка бензидиновой пробы).

9. Планирование противоэпидемических мероприятий.

10. Проведение текущего и ретроспективного эпидемиологического анализа инфекционной заболеваемости, составление отчетов и объяснительных записок к ним.

1. Бароян О.В. "Итоги полувековой борьбы с инфекциями в СССР и некоторые актуальные вопросы современной эпидемиологии". М., 1968.

2. Бургасов П.Н., Безденежных И.С. "Практическая иммунология". М., "Медицина", 1969.

3. Бургасов П.Н. "Холера Эль-Тор". М., 1976.

4. Бургасов П.Н., Никольский Г.И. "Натуральная оспа". М., "Медицина", 1972.

5. Бургасов П.Н., Безденежных И.С. "Научные основы организации профилактики инфекционных болезней". М., "Медицина", 1977.

6. Вершилова П.А. "Бруцеллез". М., 1972.

7. Виноградов-Волжинский Д.В., Левитов Т.А. "Карантинные болезни". Л., 1975.

8. Васильев К.Г., Гольд Э.Ю., Марчук Л.М. "От санитарной охраны границ к санитарной охране территории". М., 1974.

9. Вебер Л.Г. "Организация санитарно-эпидемиологического дела в СССР". М., 1968.

10. Вашков В.И. "Антимикробные средства и методы дезинфекции при инфекционных заболеваниях". М., "Медицина", 1977.

11. Гендельсман Б.И. "Дезинфекционное дело". М., "Медицина", 1971.

12. Дранкин Д.И., Папаиотти А.И., Слуцкий В.И., Замотин Б.А. "Методы противоэпидемических мероприятий". М., 1968.

13. Дранкин Д.И., Горчаков Л.Г. "Организация и методика противоэпидемических мероприятий". М., 1973.

14. Елкин И.И. (ред.) "Общая и частная эпидемиология" (в 2-х томах для врачей), 1973.

15. Елкин И.И., Крашенинников О.А. "Дизентерия". М., 1975.

16. Здродовский П.Л., Голиневич Е.М. "Учение о риккетсиях и риккетсиозах", "Медицина", 1972.

17. Карпухин Г.И., Галитаров С.С. "Современные средства и методы профилактики гриппа". М., "Медицина", 1977.

18. Карасев А.Н., Макаров А.Г. и др. "Руководство по камерной дезинфекции". М., 1972.

19. Лейкина Е.С. "Важнейшие гельминтозы человека". М., 1967.

20. Лешукович Ю.В., Фейгин М.И. "Противотуберкулезная работа на селе". Л., 1976.

21. Николаев Н.И. "Чума", "Медицина", 1968.

22. Подъяпольская В.П. "Методические материалы по оздоровлению населения от гельминтозов", 1969.

23. Паразитология человека. Под ред. Г.С. Первомайского. М., "Медицина", 1974.

24. Практическая паразитология. Под ред. Д.В. Виноградова-Волжинского. Л., "Медицина", 1977.

25. Подлевский А.Ф. "Кабинет инфекционных заболеваний". М., 1976.

26. "Руководство по эпидемиологическому анализу". Под ред. д.м.н. В.Ф. Попова. М., 1973.

27. "Руководство по микробиологии, клинике и эпидемиологии инфекционных болезней". Т. I - X. М., 1966 - 1968.

28. "Руководство по туберкулезу органов дыхания". Под ред. С.М. Княжецкого, 1972.

29. Омелюта О.П. "Организация работы противотуберкулезных диспансеров". М., 1973.

30. Токаревич К.Н. "Зооантропонозы профессионального характера". Л., 1968.

31. Тер-Карапетян А.З., Смирнов С.М. "Эпидемиологическое обследование и противоэпидемические мероприятия при важнейших инфекциях". М., 1972.

32. Хромченко О.М. "Управление санитарно-эпидемиологической службы в СССР". М., 1973.

работы врача-стажера эпидемиолога

Ф.И.О. стажера _______________________________________________

Ф.И.О. руководителя __________________________________________

База стажировки ______________________________________________

¦ Место работы ¦ Сроки работы ¦

¦ Противоэпидемическое отделение ¦ с ___________ по ___________ ¦

¦ Дезинфекционное отделение ¦ с ___________ по ___________ ¦

¦ Паразитологическое отделение ¦ с ___________ по ___________ ¦

¦ Бактериологическая лаборатория ¦ с ___________ по ___________ ¦

Дневник заполняется ежедневно, подписывается руководителем один раз в неделю. В графе "Содержание работы" каждый день указываются все обследованные очаги (фамилия больного, адрес, диагноз), детские, лечебные и др. учреждения (название, плановое обследование или по эпидпоказаниям) с заключением по результатам обследования.

Собеседование стажера с руководителем или главным врачом СЭС проводится по окончании работы в каждом отделении СЭС и итоговое собеседование - в конце стажировки.

Дневник является основным отчетным документом стажера.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции