Мед колледж инфекционные болезни

Вид учебной работы

Аудиторные занятия (всего)

Самостоятельная внеаудиторная работа

36 (в том числе 33-подготовка к экзамену)

Введение в специальность.

Вирусные гепатиты А, Е.

Вирусные гепатиты В, С, D.

ПТИ. Вирусные диареи.

Дифференциальная диагностика синдрома желтухи.

Иксодовый клещевой боррелиоз.

Неотложные состояния в практике врача-инфекциониста.

Неотложные состояния в практике врача-инфекциониста.

Диагностика заболеваний, протекающих с синдромом лихорадки.

Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с менингеальным синдромом.

9 семестр:

Устройство инфекционного стационара. Организация оказания медицинской помощи инфекционным больным. Клинические синдромы в инфектологии. Курация больных.

Холера. Гиповолемический шок.

Пищевые токсикоинфекции. Вирусные диареи.

Дифференциальная диагностика синдрома диареи.

Вирусные гепатиты А, Е.

Вирусные гепатиты В, D, С. Острая печёночная энцефалопатия.

Хронические вирусные гепатиты и реабилитация больных вирусными гепатитами.

Лептоспироз, инфекционный мононуклеоз.

Дифференциальная диагностика синдрома желтухи.

10 семестр:

Дифтерия. Дифференциальная диагностика катарально-респираторного синдрома.

Менингококковая инфекция. Дифференциальная диагностика менингеального синдрома.

Клещевой энцефалит. Иксодовый клещевой боррелиоз.

Геморрагические лихорадки. ГЛПС

Сепсис. Дифференциальная диагностика заболеваний с синдромом лихорадки.

Сибирская язва. Дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний с синдромом сыпи.

Чума, туляремия. Дифференциальная диагностика синдрома лимфаденопатии.

Неотложные состояния в клинике инфекционных болезней.

Предэкзаменационный тестовый контроль по курсу инфекционных заболеваний.

Тема самостоятельной внеаудиторной работы

Оформление студенческой истории болезни.

Лихорадка Западного Нила.

Крымская геморрагическая лихорадка, Аргентинская ГЛ, Боливийская ГЛ.

1.Атлас инфекционных болезней : учеб. пособие /под ред. В.И.Лучшева, С.Н.Жарова, В.А. Никифорова. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2009. - 224 с.

2. Инфекционные болезни: национальное руководство / под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1056 с.

3. Казанцев А.П. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней: рук. Для врачей /В.А. Казанцев. – М.: МИА, 2013. – 496 с.

3.Тропические болезни и медицина болезней путешественников /А. М. Бронштейн.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2014. - 528 с.

5. ВИЧ-инфекция и СПИД. Национальное руководство : науч. изд. /гл. ред. В.В.Покровский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 608 с.

Основная литература:

1.Инфекционные болезни: учеб. для студентов мед. вузов /под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – 2 – е изд.,перераб. и доп. - М.:ГЭОТАР - Медиа, 2011.-704 с.: ил.

2. Инфекционные болезни и эпидемиология [Электронный ресурс] : учебник / Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. -

Дополнительная литература:

1.Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" № 323-ФЗ : федер. закон. - Москва : Проспект, 2015. - 96 с.

2.ВИЧ-инфекция и СПИД. Национальное руководство : науч. изд. /гл. ред. В.В.Покровский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 608 с.

3. Инфекционные болезни: национальное руководство /под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1056 с.

4. Казанцев А.П. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней: рук. Для врачей /В.А. Казанцев. – М.: МИА, 2013. – 496 с.

5.Острые кишечные инфекции: Рук-во /Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов, Н.Г. Кулагина и др. – 2-е изд. Перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012. – 400 с.

6.Тропические болезни и медицина болезней путешественников /А. М. Бронштейн.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 528 с.

7. Ющук Н.Д. Вирусные гепатиты. Клиника, диагностика, лечение /Н.Д.Ющук, Е.А.Климова и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.-160с.

9. Сепсис : учеб. пособие для вузов / И. Л. Миронов ; Челяб. гос. мед .акад.; каф.инфекционных болезней и эпидемиологии. - Челябинск : [б. и.], 2008. - 92 с.

10. Вирусные гепатиты : учеб. пособие для студ. / Л.И. Ратникова, И.Л. Миронов, Н.Н. Лаврентьева, А.Б. Конькова-Рейдман и др. - Челябинск : ЮУГМУ, 2013. - 86 с.

11. Конькова-Рейдман А.Б. Природно-очаговые клещевые трансмиссивные инфекции Южного Урала : учеб. пособие / А. Б. Конькова-Рейдман. - Челябинск : ЮУГМУ, 2014. - 100 с.

12. Лаврентьева Н.Н. Гельминтозы: учеб. пособие / Н. Н. Лаврентьева. - Челябинск : Челябинская государственная медицинская академия, 2011. - 64 с.

13. Миронов И.Л. Организация и проведение комплекса первичных мероприятий в случаях выявлений больного с инфекцией, на которую распространяется действие международных медико-санитарных правил : учеб. пособие для вузов / И. Л. Миронов ; Челяб. гос. мед. акад.; Каф. инфекционных болезней и эпидемиологии. - Челябинск : [б. и.], 2008. - 28 с.

14. Тестовые задания и клинические задачи по инфекционным болезням : учеб. пособие для вузов /под ред. Л.И.Ратниковой ; Южно-Уральский гос. мед. ун-т; Каф. инфекционных болезней. - Челябинск : ЮУГМУ, 2015. - 144 с.

5. Электронный каталог НБ ЮУГМУ

Вячеслав Комар
Инфекционные болезни и сестринское дело

3-е издание, исправленное и дополненное

Предисловие

В настоящее время во всем мире происходит рост заболеваемости инфекционными болезнями. В Республике Беларусь инфекционная патология занимает значительное место в структуре общей заболеваемости населения. На этапе поликлинической помощи около 30 % общего числа пациентов составляют инфекционные больные. Нередко больные с инфекционной патологией ошибочно госпитализируются в неинфекционные стационары. В связи с этим каждый средний медицинский работник должен хорошо знать клинико-эпидемиологическую характеристику инфекционных болезней и противоэпидемические мероприятия, которые необходимо проводить в условиях поликлиники и в очаге инфекции.

В последние десятилетия изменился взгляд на роль медицинской сестры в системе здравоохранения. Если ранее ее работа заключалась главным образом в уходе за больными и в выполнении назначений врача, то сейчас в центре ее внимания находится пациент как личность не только с физиологическими, но и с социально-психологическими проблемами. В связи с этим возникла необходимость создания учебного пособия по инфекционным болезням для медицинских сестер, в котором были бы изложены не только клинико-эпидемиологические и лечебно-профилактические вопросы инфекционной патологии, но и основы сестринского дела.

В данном учебном пособии приводятся общие сведения об инфекционном и эпидемическом процессе, о диагностике, лечении и профилактике инфекционных заболеваний, включая внутрибольничные инфекции. Рассмотрена тактика среднего медицинского работника при неотложных состояниях больного. Дана клинико-эпидемическая характеристика отдельных инфекционных заболеваний. Особое внимание уделено соблюдению санитарно-противоэпидемического режима в стационаре и поликлинике, а также проведению противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции. Рассмотрена роль медицинской сестры в организации и проведении ухода за больными с учетом принципов сестринского процесса.

Автор выражает глубокую благодарность И. В. Юркевичу за помощь, оказанную при подготовке рукописи пособия.

Список основных сокращений

АД – артериальное давление

АКДС – адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина

АП – атипичная пневмония

АШ – анафилактический шок

ВБИ – внутрибольничная инфекция

ВГП – вирус гриппа птиц

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека

ВИЭФ – встречный иммуноэлектрофорез

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения

ВПГ – вирус простого герпеса

ГЛПС – геморрагическая лихорадка с почечным синдромом

ДВС – диссеминированное внутрисосудистое свертывание

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота

ИВЛ – искусственная вентиляция легких

ИТШ – инфекционно-токсический шок

ИФА – иммуноферментный анализ

КВГЛ – контагиозная вирусная геморрагическая лихорадка

КИЗ – кабинет инфекционных заболеваний

ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение

ME – международная единица

МФА – метод флюоресцирующих антител

ОГЛ – омская геморрагическая лихорадка

ОДН – острая дыхательная недостаточность

ОИТР – отделение интенсивной терапии и реанимации

ОКИ – острая кишечная инфекция

ОНГМ – отек-набухание головного мозга

ООИ – особо опасная инфекция

ОПН – острая печеночная недостаточность

ОПочН – острая почечная недостаточность

ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция

ОТ – обратная транскриптаза

ПГЛ – персистирующая генерализованная лимфаденопатия

ПТИ – пищевая токсикоинфекция

ПЦР – полимеразная цепная реакция

РА – реакция агглютинации

РН – реакция нейтрализации

РНГА – реакция непрямой гемагглютинации

РНИФ – реакция непрямой иммунофлюоресценции

РНК – рибонуклеиновая кислота

РПГА – реакция пассивной гемагглютинации

РСК – реакция связывания комплемента

РТГА – реакция торможения гемагглютинации

САК – СПИД-ассоциированный комплекс

СК – саркома Капоши

СМФ – система мононуклеарных фагоцитов

СОЭ – скорость оседания эритроцитов

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита

ТОРС – тяжелый острый респираторный синдром

УЗ – учреждение здравоохранения

УЗИ – ультразвуковое исследование

ФАП – фельдшерско-акушерский пункт

ХГВ – хронический гепатит В

ЦГЭ – центр гигиены и эпидемиологии

ЦНС – центральная нервная система

ЦСО – центральное стерилизационное отделение

ЯМРТ – ядерно-магнитно-резонансная томография

2 Аннотация Сборник лекций по инфекционным заболеваниям подготовлен преподавателем инфекционных заболеваний высшей квалификационной категории Антоновой И.В. В сборнике представлены современные положения относительно диагностики инфекционных заболеваний, подробно описаны все виды и методы современной диагностики. Также рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики инфекционных заболеваний между собой и с другими соматическими заболеваниями. В сборнике опубликованы современные представления об эпидемическом процессе, представлены вопросы этиологии, эпидемиологии, клиники и осложнений инфекционных заболеваний. Представлена современная классификация. Описаны различные методики забора патологического материала из зева, прямой кишки. Представлены современные методики такие как ПЦР. Сборник лекций предназначен для студентов медицинских колледжей и училищ. Обо всём этом и не только в Сборнике лекций по инфекционным заболеваниям с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологией.

3 Рецензия Сборник лекций представляет собой сжатый курс по инфекционным заболеваниям. Благодаря четкой систематизации данных сборник поможет студентам в короткий срок усвоить материал и успешно сдать экзамен. Лекции предназначены для учащихся колледжей и медицинских вузов, а также преподавателей. Лекции посвящены актуальным проблемам современной эпидемиологии инфекционным болезням. В нем представлены новейшие данные отечественной и зарубежной науки и практики по вопросам этиологии, патогенеза, клиники, диагностики важнейших инфекций.

6 Инфекция (от латинского infеctio заражение) это внедрение и размножение в организме человека и животных болезнетворных микроорганизмов, сопровождающееся комплексом реактивных процессов. Инфекционный процесс это взаимодействие или борьба между макроорганизмом (человек, животное) и микроорганизмом (болезнетворный микроб). Эпидемический процесс это распространение инфекционных болезней в человеческом коллективе. Этот процесс составляют три звена: 1) источник инфекции, который выделяет микроба - возбудителя болезни; 2) механизм передачи возбудителей инфекционной болезни; 3) восприимчивое население. При выпадении одного из звеньев новые случаи инфекционных заболеваний не возникают. 1 звено - Источником инфекции при большинстве заболеваний является больной человек или животное, из организма которых возбудитель болезни выделяется в момент выдоха, кашля, чихания, мочеиспускании, дефекации. Бактерионосители это люди, которые долго остаются источником болезни после выздоровления. Различаютострое бактерионосительство, когда практически здоровый человек на протяжении 2-3 месяцев после болезни продолжает выделять возбудители инфекции, ихроническое бактерионосительство, когда после болезни человек периодически продолжает выделять микробов на протяжении нескольких лет, заражая внешнюю среду. Антропонозы инфекционные болезни, при которых источником инфекции является человек. Зоонозы инфекционные болезни, при котором источником болезни являются животные. Антропозоонозы источником являются и человек, и животное. Факторами передачи инфекций являются факторы внешней среды воздух, вода, почва, пищевые продукты и т. д. 2-звено - Пути передачи инфекции по механизму действия объединяют в четыре группы: а) контактный путь передачи через наружные покровы. При этом отличают прямой контакт, когда возбудитель передается при непосредственном соприкосновении носителя с здоровым организмом (половой путь) и непрямой контакт, при котором инфекция передается через внешние предметы (детские игрушки, посуда). Б) фекально оральный путь передачи возбудитель болезни выделяется из организма больных фекалиями, а заражение происходит через рот вместе с пищей и водой,

7 загрязненной фекалиями (холера, болезнь Боткина, полиомиелит, дизентерия, бруцеллез и др.). В) Передача через воздух (аэрогенный путь) происходит при дыхании, разговоре, кашле, чихании больных инфекционными болезнями, которые поражают слизистые оболочки дыхательных путей (легочная форма чумы, дифтерия, скарлатина, корь, ветряная оспа, туберкулез и др.). Г) Трансмиссивный путь передача возбудителей болезни членистоногими: вшами, блохами, клещами, комарами, мухами и др. 3 звено Восприимчивое население. Восприимчивость людей к разным инфекционным болезням неодинакова. Это зависит от искусственной вакцинации, ранее перенесенных заболеваний, полноценности питания, возраста, навыков гигиены и иных социальных факторов. Эпидемический очаг это место нахождения источника инфекции вместе с окружающей территорией, в пределах которой при конкретных обстоятельствах может распространяться возбудитель болезни (квартира, детский сад, школа в которых находился больной). Эпидемический процесс- ряд эпидемических очагов, которые возникли один от другого. Формы эпидемиологического процесса: Спорадическая заболеваемость это такая заболеваемость в какой либо местности, которая удерживается на одном уровне в виде единичных случаев на протяжении нескольких лет. Эпидемия- это увеличение заболеваемости в какой либо местности в 3-10 раз по сравнению со спорадической или появление нескольких случаев новой болезни, которая ранее не встречалась Пандемия большая эпидемия, которая охватывает много стран и даже целые континенты. Так известны пандемии гриппа гг., 1957 г., пандемия сыпного тифа гг. и др. Эндемия заболеваемость какой-нибудь болезнью, свойственная населению определенной местности. Известно, что малярия распространена в болотистой местности с теплым климатом, желтая лихорадка только в тропиках, холера начинает свое распространение с Индии, клещевой энцефалит встречается в таежных районах Сибири,

8 комариный энцефалит на Дальнем Востоке. Это связано с природно- климатическими условиями в которых резервуары инфекции (дикие животные) и переносчики возбудителей болезни могут сохраняться и существовать. Инфекционный процесс это состояние зараженности организма болезнетворными микробами, при которыми происходит противоборство между возбудителями болезни и организмом (человек, животные, птицы). Чтобы заболел макроорганизм и возник инфекционный процесс, необходима соответствующая доза. Например, минимальная доза для туляремии 15 живых палочек, сибирской язвы 6000, дизентерии 500 млн. микробных клеток, легочной чумы 2-35 чумных палочек. Инфекционный процесс имеет цикличность и подразделяется на 4 периода: 1. Инкубационный период от момента внедрения возбудителя до появления первых признаков заболевания. Длительность этого периода может быть от нескольких часов до нескольких дней, месяцев и лет (лейшманиоз, проказа). В этот период происходит размножение микробов в организме. 2. Продормальный период это первые дней недомогания, слабости, невысокой температуры, сыпей и др., т.е. дол появления характерных симптомов заболевания. 3. Период разгара болезни это появление характерных признаков заболевания. Длится от нескольких дней до нескольких недель, месяцев и даже лет (проказа, сифилис). 4. Период разрешения инфекционного процесса выздоровление- исчезновение симптомов заболевания; - переход в хроническую форму инфекционного заболевания (бруцеллез, дизентерия). Противоэпидемические мероприятия направлены на: - раннюю диагностику, изоляцию и спец. лечение источника инфекции; - контроль, лабораторную диагностику, санобработку и экстренное профилактическое лечение источника инфекции; - в окружающей обстановке проводятся дезинфекция, дезинсекция и дератизация. Дезинфекция это уничтожение патогенных микробов в окружающей человека среде. Различают два вида дезинфекции: профилактическую и очаговую. Дезинсекция это комплекс мероприятий по уничтожению вредных членистоногих (насекомых и клещей) переносчиков возбудителей болезней человека.

9 Дератизация это комплекс мероприятий по уничтожению грызунов, которые являются источником возбудителей инфекционных болезней человека. Дератизация проводится механическим, химическим и биологическим методами. Причины инфекционных заболеваний Причинным фактором инфекционных заболеваний является возбудитель (микроорганизм). Он вступает в сложное биологическое взаимодействие с организмом человека, что приводит к инфекционному процессу, затем инфекционной болезни. Как правило, каждое инфекционное заболевание имеет своего возбудителя. Хотя встречаются и исключения, когда у одной болезни может быть несколько возбудителей (сепсис). И, наоборот, когда один возбудитель (стрептококк) вызывает разные болезни (ангина,скарлатина, рожа). Ежегодно открываются новые возбудители инфекционных болезней. Многие возбудители инфекционных заболеваний видны под обычным микроскопом, а иногда их можно увидеть только при увеличении в тысячи раз, через электронный микроскоп. При встрече с возбудителями инфекционных болезней люди не всегда заболевают. Это может быть связано с врожденной или приобретенной устойчивостью ряда людей к болезнетворным микробам. Важным в предохранении от инфекционных заболеваний является постоянное соблюдение мер предупреждения заражения. В человеческом организме на пути проникновения болезнетворных микробов стоят защитные барьеры организма: сухая чистая здоровая кожа, соляная кислота и ферменты желудка, в крови лейкоциты (белые кровяные шарики), которые захватывают и уничтожают болезнетворных микробов. Защитные силы эффективны в закаленном, здоровом организме человека. Основными возбудителями инфекционных болезней являются: простейшие, бактерии, спирохеты, риккетсии, хламидии, микоплазмы, вирусы и другие. Большинство инфекционных заболеваний вызываются бактериями и вирусами. Простейшие одноклеточные существа, способные осуществлять разнообразные функции, свойственные отдельным тканям и органам более высокоразвитых организмов. Бактерии одноклеточные микроорганизмы сферической (кокки), цилиндрической (палочки) или спиральной (спириллы) формы. Спирохеты подвижные микроорганизмы, характеризующиеся нитевидной, спиральной формой. Риккетсии, хламидии паразитирующие внутриклеточно микроорганизмы, занимающие промежуточное положение между бактериями и вирусами.

10 Микоплазмы микроорганизмы, не имеющие клеточной стенки, но паразитирующие вне клеток. Вирусы микроскопические неклеточные формы жизни, способные проникать в определенные живые клетки и размножаться в них. Классификация инфекционных заболеваний По источникам инфекции Впервые последовательно выдержанную классификацию инфекционных болезней, основанную на едином признаке (локализация возбудителя в организме), предложил Л. В. Громашевский. В соответствии с основной локализацией возбудителя в организме, определяющей механизм передачи инфекции, все инфекционные болезни подразделены им на 4 группы: 1) кишечные инфекции; 2) инфекции дыхательных путей; 3) кровяные инфекции; 4) инфекции наружных покровов. Антропонозы Амебиаз Классификация инфекционных болезней (таблица) кишечные инфекции Брюшной тиф Паратиф А Паратиф В Дизентерия бактериальная Холера Полиомиелит Инфекционный гепатит По локализации и механизму передачи инфекции кровяные дыхательных инфекции путей Грипп Сыпной тиф Корь Коклюш Дифтерия Натуральная оспа Ветряная оспа Менингококковая инфекция Асептический серозный Возвратный тиф Малярия инфекции наружных покровов Сифилис Гонорея Мягкий шанкр Четвертая венерическая болезнь Трахома Инфекционные конъюнктивиты Парша Чесотка

11 Аскаридоз Трихоцефалез Энтеробиоз менингит Пневмония пневмококковая Дерматиты стафилострептококковы Стафилококковые интоксикации Колиэнтериты Бруцеллез Чума Туляремия Бешенство Содоку Зоонозы Лептоспирозы Орнитоз Сальмонеллезы Ботулизм Клещевыевозвратные тифы Риккетсиозы Сезонные энцефалиты (типа В) Сибирская язва Сап Ящур Столбняк Газовая гангрен Принципы и методы диагностики инфекционных заболеваний При постановке диагноза инфекционной болезни, как и при диагностике любых других заболеваний, основываются на жалобах больного, анамнезе болезни, эпидемиологическом анамнезе, результатах осмотра, данных лабораторных и инструментальных исследований. Тем не менее, необходимо учитывать, что инфекционные заболевания имеют ряд особенностей, принципиально отличающих их от других заболеваний, это: 1- Заразительность 2- Специфичность 3- Наличие инкубационного периода и циклическое развитие клинических симптомов 4- Формирование специфического инфекционного иммунитета На основании выше перечисленных особенностей должна строиться принципиальная врачебная тактика в отношении диагностики инфекционных заболеваний на амбулаторном, догоспитальном и госпитальном этапе постановки предварительного диагноза Из Эпидемиологического анамнеза мы можем выяснить, присуще ли заболеванию пациента заразительность ( болеет ли в настоящий момент или в определённые сроки до настоящего времени заболеванием со схожими симптомами люди из близкого окружения); в какие сроки укладывается инкубационный период заболевания

12 (например, сыпь при эпидемическом сыпном тифе появляется на 4-6 день болезни, а при брюшном тифе на 8-10 день); Из анамнеза заболевания: порядок возникновения клинических симптомов заболевания ( например, при пищевых токсикоинфекциях, сначала появляется рвота, затем диарея, при холере-наоборот, диарея предшествует рвоте). Из анамнеза жизни пациента мы можем выяснить какими заболеваниями он переболел, тем самым можем сразу исключить из дифференциально-диагностического ряда ранее перенесённые инфекционные заболевания, сформировавшие специфический иммунитет (например, детские инфекции). После постановки предварительного диагноза определяется дальнейшая тактику обследования и проведения противоэпидемических мероприятий (изоляция больного, выявление лиц, с которыми общался больной, возможных источников возбудителя инфекции и механизма передачи возбудителя инфекции). ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА Лабораторные исследования играют важную роль в установлении диагноза инфекционных болезней, назначении этиотропной терапии, проведении контроля за эффективностью лечения. Процесс специфической лабораторной диагностики основан на выявлении возбудителя и ответной реакции организма человека в ходе инфекционного процесса.. 1 Микробиологический метод Микробиологический метод диагностики основан на обнаружении возбудителей в биологическом материале. Материалом для микроскопического исследования могут быть кровь, костный мозг, ликвор, пунктаты лимфатических узлов, фекалии, дуоденальное содержимое и желчь, моча, мокрота, отделяемое мочеполовых путей, биоптаты тканей, мазки со слизистой оболочки ротовой полости, небных миндалин, носа и др. 2. Биологический метод Биологический метод состоит в заражении различным материалом (клиническим, лабораторным) лабораторных животных для индикации возбудителя, а также для определения некоторых свойств микроорганизмов, характеризующих их патогенность (токсигенность, токсичность, вирулентность). В качестве лабораторных животных используют белых мышей, белых крыс, морских свинок, кроликов и др. 3. Иммунологический метод Иммунологический метод (серологический) включает исследования сыворотки крови, а также других биологических субстратов для выявления специфических антител и антигенов. Классическая серодиагностика основана на определении антител к выявленному или предполагаемому возбудителю. 4. Серологические реакции Серологические реакции обозначают в соответствии с феноменами, сопровождающими образование комплекса антиген антитело при взаимодействии различных по свойствам компонентов. Различают реакции агглютинации, преципитации и лизиса. 5. Иммуноферментный анализ (ИФА) Иммуноферментный анализ (ИФА) проводят в два этапа: первый взаимодействие антител с антигеном, второй ферментативная индикация комплекса антиген антитело за счет появления окрашивания реакционной смеси и регистрации окрашивания визуально либо спектрофотометрическим методом.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

3-е издание, исправленное и дополненное

Предисловие

В настоящее время во всем мире происходит рост заболеваемости инфекционными болезнями. В Республике Беларусь инфекционная патология занимает значительное место в структуре общей заболеваемости населения. На этапе поликлинической помощи около 30 % общего числа пациентов составляют инфекционные больные. Нередко больные с инфекционной патологией ошибочно госпитализируются в неинфекционные стационары. В связи с этим каждый средний медицинский работник должен хорошо знать клинико-эпидемиологическую характеристику инфекционных болезней и противоэпидемические мероприятия, которые необходимо проводить в условиях поликлиники и в очаге инфекции.

В последние десятилетия изменился взгляд на роль медицинской сестры в системе здравоохранения. Если ранее ее работа заключалась главным образом в уходе за больными и в выполнении назначений врача, то сейчас в центре ее внимания находится пациент как личность не только с физиологическими, но и с социально-психологическими проблемами. В связи с этим возникла необходимость создания учебного пособия по инфекционным болезням для медицинских сестер, в котором были бы изложены не только клинико-эпидемиологические и лечебно-профилактические вопросы инфекционной патологии, но и основы сестринского дела.

В данном учебном пособии приводятся общие сведения об инфекционном и эпидемическом процессе, о диагностике, лечении и профилактике инфекционных заболеваний, включая внутрибольничные инфекции. Рассмотрена тактика среднего медицинского работника при неотложных состояниях больного. Дана клинико-эпидемическая характеристика отдельных инфекционных заболеваний. Особое внимание уделено соблюдению санитарно-противоэпидемического режима в стационаре и поликлинике, а также проведению противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции. Рассмотрена роль медицинской сестры в организации и проведении ухода за больными с учетом принципов сестринского процесса.

Автор выражает глубокую благодарность И. В. Юркевичу за помощь, оказанную при подготовке рукописи пособия.

Список основных сокращений

АД – артериальное давление

АКДС – адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина

АП – атипичная пневмония

АШ – анафилактический шок

ВБИ – внутрибольничная инфекция

ВГП – вирус гриппа птиц

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека

ВИЭФ – встречный иммуноэлектрофорез

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения

ВПГ – вирус простого герпеса

ГЛПС – геморрагическая лихорадка с почечным синдромом

ДВС – диссеминированное внутрисосудистое свертывание

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота

ИВЛ – искусственная вентиляция легких

ИТШ – инфекционно-токсический шок

ИФА – иммуноферментный анализ

КВГЛ – контагиозная вирусная геморрагическая лихорадка

КИЗ – кабинет инфекционных заболеваний

ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение

ME – международная единица

МФА – метод флюоресцирующих антител

ОГЛ – омская геморрагическая лихорадка

ОДН – острая дыхательная недостаточность

ОИТР – отделение интенсивной терапии и реанимации

ОКИ – острая кишечная инфекция

ОНГМ – отек-набухание головного мозга

ООИ – особо опасная инфекция

ОПН – острая печеночная недостаточность

ОПочН – острая почечная недостаточность

ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция

ОТ – обратная транскриптаза

ПГЛ – персистирующая генерализованная лимфаденопатия

ПТИ – пищевая токсикоинфекция

ПЦР – полимеразная цепная реакция

РА – реакция агглютинации

РН – реакция нейтрализации

РНГА – реакция непрямой гемагглютинации

РНИФ – реакция непрямой иммунофлюоресценции

РНК – рибонуклеиновая кислота

РПГА – реакция пассивной гемагглютинации

РСК – реакция связывания комплемента

РТГА – реакция торможения гемагглютинации

САК – СПИД-ассоциированный комплекс

СК – саркома Капоши

СМФ – система мононуклеарных фагоцитов

СОЭ – скорость оседания эритроцитов

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита

ТОРС – тяжелый острый респираторный синдром

УЗ – учреждение здравоохранения

УЗИ – ультразвуковое исследование

ФАП – фельдшерско-акушерский пункт

ХГВ – хронический гепатит В

ЦГЭ – центр гигиены и эпидемиологии

ЦНС – центральная нервная система

ЦСО – центральное стерилизационное отделение

ЯМРТ – ядерно-магнитно-резонансная томография

Введение

Инфекционные болезни были известны еще в глубокой древности. Уже в трудах древнегреческого врача, реформатора античной медицины Гиппократа (ок. 460 – ок. 370 до н. э.) дано описание многих инфекционных болезней.

Учение о контагиозных болезнях, передающихся от больного человека здоровому, получило дальнейшее развитие в трудах российского ученого Д. С. Самойловича (1744–1805), который считал, что возбудителями инфекционных болезней, в частности чумы, являются мельчайшие живые существа.

Так, Л. Пастер (1822–1895) изучил этиологию многих инфекционных заболеваний, разработал методы вакцинации против куриной холеры, сибирской язвы, бешенства, ввел методы асептики и антисептики. Р. Кох (1843–1910) детально изучил возбудителя сибирской язвы, открыл возбудителя холеры и туберкулеза. И. И. Мечников (1845–1916) является основоположником фагоцитарной теории иммунитета. Д. И. Ивановским (1864–1916) были открыты вирусы.

Еще до открытий Л. Пастера русский врач С. С. Андриевский в 1788 г. установил путем самозаражения идентичность сибирской язвы у животных и человека и возможность передачи ее от животных людям. Г. Н. Минх (1836–1896) и О. О. Могутковский (1845–1903) доказали также путем самозаражения заразность крови больных возвратным и сыпным тифом.

Значительную роль сыграл основоположник русской терапевтической школы С. П. Боткин (1832–1889), высказавший предположение об инфекционной природе так называемой катаральной желтухи. Основоположник российской педиатрической школы Н. Ф. Филатов (1847–1902) впервые описал инфекционный мононуклеоз, выявил ранний диагностический признак кори на слизистой оболочке полости рта (пятна Филатова). Многогранны и глубоки исследования клинициста и эпидемиолога В. И. Покровского в области бактериальных менингитов, холеры, ВИЧ-инфекции.

Большой вклад в инфектологию внесли и белорусские ученые. Особенно велика заслуга академика Академии медицинских наук СССР А. Н. Филипповича, который посвятил свои исследования изучению бруцеллеза, лептоспироза, сыпного тифа, западного клещевого энцефалита. Его работу продолжили В. В. Космачевский, Н. В. Бондарева, Д. В. Полешко, А. А. Ключарев, П. Л. Новиков, Б. М. Розенман, В. М. Баран и др. Неоценима заслуга организатора белорусского здравоохранения Д. П. Беляцкого в ликвидации в БССР после окончания Великой Отечественной войны сыпного тифа, а в последующем – малярии.

В настоящее время в Республике Беларусь продолжает развиваться учение об инфекционных болезнях. Так, в область гепатологии значительный вклад внесли А. А. Матвеев, А. А. Ключарева, В. М. Цыркунов, в область воздушно-капельных инфекций – B. C. Васильев, И. А. Карпов, кишечных инфекционных заболеваний – Ж. А. Ребенок и др.

I. Общая часть

Инфекционные болезни – это группа заболеваний, вызываемых патогенными бактериями, вирусами, простейшими.

Инфекционный больной – это человек, который страдает конкретной инфекционной болезнью, имеющей свои особенности (критерии). Известно, что каждое инфекционное заболевание вызывается определенным возбудителем (этиологический критерий). Эпидемиологический критерий проявляется в том, что инфекционный больной является источником заражения здоровых лиц. Для каждого инфекционного заболевания характерна конкретная клиническая картина болезни с определенной цикличностью течения (клинический критерий). Четвертую особенность инфекционных болезней представляют иммуннозащитные процессы взаимодействия макроорганизма и патогенного микроорганизма, в результате которых формируется иммунитет (иммунологический критерий).

Основными факторами инфекционного процесса являются микроорганизм (возбудитель), макроорганизм и окружающая среда. Важнейшие свойства микроорганизма, способные вызывать инфекционный процесс, – это патогенность, вирулентность, инвазивность и токсигенность.

Патогенность – это способность микроорганизма вызывать заболевание. Различают патогенные, условно-патогенные и непатогенные микроорганизмы (сапрофиты).

Вирулентность – степень патогенности, индивидуальный признак каждого штамма патогенного микроба. В эксперименте она измеряется минимальной смертельной дозой (DLM). Высоковирулентные штаммы даже в малых дозах могут вызвать летальное (смертельное) заболевание.

Инвазивность – это способность микроорганизма проникать в ткани и органы и распространяться в них (факторы распространения – гиалуронидаза, нейраминидаза и др.).

Токсигенность возбудителя обусловлена его способностью синтезировать и выделять токсины (экзо– и эндотоксины). Экзотоксины выделяются во внешнюю среду при жизни микроба, имеют белковую природу и поэтому разрушаются при высокой температуре (термолабильны). Их продуцируют возбудители ботулизма, столбняка, дифтерии. Эндотоксины выделяются при разрушении микроба, имеют полисахаридную природу (термостабильны).

После проникновения микроорганизма в макроорганизм в большинстве случаев развивается инфекционное заболевание, которое может проявляться в различных формах. Так, инфекционные болезни, вызванные одним видом возбудителя, называются простыми (моноинфекциями), а вызванные одновременно несколькими видами – смешанными (микст-инфекциями).

Латентная форма инфекции – длительное бессимптомное взаимодействие организма и инфекционного агента (герпетическая инфекция, при которой вирус сохраняется в макроорганизме пожизненно).

Суперинфекция – это развитие инфекционного процесса при инфицировании новым возбудителем до ликвидации первичной болезни (наслоение вирусного гепатита D у больного на имеющийся гепатит В).

Медленная инфекция – своеобразная форма взаимодействия вирусов и организма человека, при которой инкубационный период длится месяцами и даже годами, после чего медленно и прогрессивно развивается заболевание с последующим летальным исходом (ВИЧ-инфекция, боковой амиотрофический склероз).

Характерной особенностью инфекционных болезней является цикличность (стадийность) их течения. Различают следующие периоды течения болезни: инкубационный, продромальный, разгара болезни и период выздоровления (реконвалесценции).

Инкубационный период – это время от момента заражения до появления у больных первых клинических симптомов заболевания. В этом периоде происходит размножение возбудителя в макроорганизме, выработка токсина, развиваются начальные патофизиологические и иммунологические сдвиги, но клинические признаки болезни отсутствуют. Продолжительность данного периода может значительно колебаться: от нескольких часов (пищевые токсикоинфекции, ботулизм, грипп) до нескольких недель и даже месяцев (вирусные гепатиты, бешенство). Для большинства инфекционных болезней инкубационный период длится 1–3 недели. На длительность этого периода влияют патогенность возбудителя, его инфицирующая доза, реактивность организма, место внедрения возбудителя (инкубационный период бешенства при укусе в область головы длится около месяца, в ногу – 6–7 месяцев).

После бессимптомного инкубационного периода наблюдаются клинические проявления болезни, которые развиваются последовательно (стадийно).

Продромальный период (период предвестников) характеризуется появлением первых неспецифических для данной болезни симптомов (общая слабость, головная боль, снижение аппетита, расстройство сна). Его продолжительность от 1–3 до 5–10 дней и более.

В период разгара болезни выражены характерные для данного заболевания симптомы (желтуха при вирусных гепатитах, диарея при холере). Продолжительность его от нескольких дней (грипп, корь) до нескольких недель (брюшной тиф, бруцеллез). В период разгара можно выделить фазы нарастания, максимального развития и угасания симптомов. Фаза угасания при лихорадочных заболеваниях сопровождается снижением патологического процесса с одновременным постепенным (литическим) или быстрым (критическим) падением температуры.

В период выздоровления (реконвалесценции) исчезают все клинические симптомы, восстанавливаются структура и функции пораженных органов. Длительность этого периода зависит от тяжести болезни, эффективности терапии, резистентности макроорганизма и других причин.

Выздоровление может быть полным или формируется реконвалесцентное бактерионосительство: острое – не более трех месяцев, хроническое – свыше трех месяцев, иногда – пожизненное (например, после брюшного тифа). Помимо реконвалесцентного носительства существует и здоровое (транзиторное), при котором заражение не переходит в заболевание.

Нередко в период угасания болезни наблюдаются обострения и рецидивы заболевания. Обострение – это повторное нарастание симптомов болезни после предыдущего уменьшения их (еще С. П. Боткин писал о волнообразности течения инфекционных болезней). Рецидив (возврат болезни) – повторное появление симптомов болезни после их исчезновения, т. е. клинического выздоровления (брюшной тиф, рожа).

По длительности течение болезни может быть острым (до трех месяцев), затяжным (от четырех до шести месяцев) и хроническим (свыше шести месяцев).

По тяжести различают легкие, среднетяжелые и тяжелые формы болезни. Тяжесть оценивается по выраженности клинических, патофизиологических и морфологических данных. Так, при легких формах симптомы интоксикации, местные проявления болезни и функциональные сдвиги выражены слабо. При среднетяжелых формах симптомы интоксикации выражены умеренно (температура тела 38–39,5 °C, общая слабость, головная боль, снижение аппетита), органные изменения и функциональные сдвиги также выражены умеренно. При тяжелых формах симптомы интоксикации выражены резко (температура тела 39,5–41 °C, многократная рвота, адинамия), отмечаются изменения со стороны сердечно-сосудистой системы (тахикардия, гипотония, глухость сердечных тонов), выраженные местные и органные изменения, значительные обменные (метаболические) нарушения и т. д.

В любом периоде клинических проявлений болезни возможно развитие осложнений (специфических и неспецифических). К специфическим относятся осложнения, вызванные возбудителем данного заболевания или его токсином (перфорация язв кишечника, кишечное кровотечение при брюшном тифе, печеночная кома при вирусном гепатите В). Неспецифические осложнения вызываются микроорганизмами другого вида (гнойный паротит при брюшном тифе, бактериальная пневмония при гриппе).

1. При кишечных инфекционных болезнях возбудитель выделяется во внешнюю среду при дефекации больного человека. Заражение здоровых лиц происходит при попадании возбудителя через рот с пищевыми продуктами. К этой группе относятся брюшной тиф, дизентерия, холера и другие болезни.

2. При инфекционных болезнях дыхательных путей выделение возбудителя от больного человека во внешнюю среду происходит при выдохе, а проникновение его в дыхательные пути здорового человека – со струей воздуха при вдохе. Эта группа включает грипп и ОРВИ, менингококковую инфекцию, корь, коклюш, дифтерию, скарлатину, ветряную оспу и другие заболевания.

4. Инфекционные болезни наружных покровов возникают вследствие непрямого контакта с инфицированными наружными слизистыми оболочками либо кожей через различные предметы внешней среды (сибирская язва, рожа) или прямого контакта (бешенство, венерические болезни).

5. Инфекционные болезни с различными механизмами передачи возникают при наличии одновременно нескольких входных ворот инфекции. Так, при локализованных формах чумы механизм инфицирования может быть контактным или трансмиссивным, а при легочной форме – воздушно-капельным. При сибирской язве инфицирование происходит контактным или алиментарным путем (употребление в пищу мяса животных, больных сибирской язвой, без достаточной термической обработки).

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определения инфекции, инфекционного процесса и инфекционной болезни.

2. Перечислите особенности инфекционных болезней.

3. Каковы основные свойства микроорганизма?

4. Назовите формы инфекционных болезней.

5. Какие периоды выделяют в течении инфекционной болезни?

6. Охарактеризуйте бактерионосительство, рецидивы и обострения.

7. Перечислите критерии оценки тяжести при инфекционных заболеваниях.

8. Охарактеризуйте осложнения инфекционных заболеваний.

9. Дайте классификацию инфекционных болезней по Л. В. Громашевскому.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции