Лекции и презентации по инфекционным болезням

Слайды и текст этой презентации


ПОНЯТИЕ ОБ ИНФЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ И ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЯХ



Агапит Печерский
(? — 1095) —
инок Киево-Печерского монастыря, врач безмездный


Святой Рох – покровитель
инфекционных больных




В своей основной работе "О контагии, о контагиозных болезнях и лечении" предположил, что эпидемии вызываются крошечными частицами ("семенами"), переносимыми от больного через прямой, непрямой (или даже зрительный) контакт. "Семена" в его терминах ближе к химическим или атомистическим элементам, чем к живым существам.


Антони Ван Левенгук

Первооткрыватель простейших, сделал первое описание эритроцитов, первый наблюдал бактерии.


Возбудители инфекционных болезней, открытые за последние 30 лет





СТРУКТУРА СМЕРТНОСТИ ОТ ИНФЕКЦИЙ (ВОЗ)

1. ОСТРЫЕ ИНФЕКЦИИ НИЖНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ
2. ТУБЕРКУЛЕЗ
3. КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ
4. ВИРУСНЫЕ ГЕПАТИТЫ
5. ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ/СПИД


Первый заведующий кафедрой – В. К. Стефанский


Клиника, методы диагностики и лечения бруцеллеза;
Состояние сердечно-сосудистой системы у инфекционных больных;
Клиника, терапия сывороточной болезни;
Токсоплазмоз


Инфекция (от латинских слов: infectio — загрязнение, заражение и inficio — загрязняю)

состояние зараженности организма другими живыми организмами (вирусами, бактериями, простейшими и др.)


комплекс реакций, направленных на обеспечение гомеостаза и равновесия с окружающей средой, возникающих в макроорганизме в результате внедрения и размножения в нем патогенных для него микроорганизмов.



патогенность (болезнетворность) — видовой признак микроорганизма, закрепленный генетически и характеризующий способность вызывать заболевание;
- вирулентность — это степень, мера патогенности, индивидуально присущая конкретному штамму патогенного возбудителя.


- токсигенность — способность образовывать вещества, оказывающие токсическое действие на весь организм и (или) на отдельные органы и системы;
- инвазивность (агрессивность) — способность проникать в человеческий организм, преодолевая его защитные барьеры, распространяться и размножаться в нем.


На особенности развития инфекционного процесса влияют:

- тропность возбудителя;
- способ проникновения в организм;
- характер взаимодействия с иммунной системой;
- количество проникших в организм возбудителей;
- способность микроорганизмов к персистенции, мутациям;
- характер взаимодействия с лекарственными веществами.


крайняя степень инфекционного процесса, когда возникает нарушение гомеостаза в результате преобладания патологических реакций над компенсаторными.


Отличия инфекционных болезней от неинфекционных заболеваний:

- наличие в организме живого возбудителя;
- человек становится источником инфекции, может заражать других людей;
- для многих инфекционных болезней характерна массовость поражения населения;
- для любого инфекционного заболевания характерна строгая цикличность течения;
- формирование иммунитета после перенесенного заболевания.


Формы инфекционной болезни:
- субклиническая (бессимптомная);
- манифестная (клинически проявляющаяся): типичная, атипичная, абортивная, стертая.
По длительности течения:
- острое (до 3 месяцев);
- затяжное (до 6 месяцев);
- хроническое (более 6 месяцев);
сверхострое (молниеносное, фульминантное).
По тяжести течения: легкое; средней тяжести; - тяжелое; очень тяжелое.



Периоды в течении инфекционных болезней:

- инкубационный;
- начальный;
- разгар болезни;
- период стихания клинических проявлений;
- выздоровление (или хронизация), резидуальные явления.


Повторное заболевание, развивающееся в результате нового заражения тем же возбудителем, называется реинфекцией.
Одновременное заражение двумя (и более) различными возбудителями рассматривается как коинфекция.
Наслоение на уже имеющийся инфекционный процесс дополнительной инфекции с другим этиологическим фактором – суперинфекция.


Экзогенные инфекции по такому критерию, как контагиозность:

- неконтагиозные или незаразные;
- малоконтагиозные;
- контагиозные;
- высококонтагиозные.


Систематизация инфекций по клинико-анатомическому принципу

- генерализованные инфекции;
- инфекции с преобладающей локализацией процесса в определенных органах и системах, но с выраженными общими реакциями;
- местные (топические) инфекции без выраженной общей реакции.


Классификация инфекционных болезней (по биологическому принципу)

- антропонозы
(источник инфекции – человек);
- зоонозы
(источник инфекции – животные, птицы)
- сапронозы
(источник инфекции – окружающая среда)


Классификация инфекционных болезней Л. В. Громашевского


Классификация по этиологическому принципу

бактериозы (бактериальные инфекции);
отравления бактериальными токсинами;
вирусные болезни;
риккетсиозы;
хламидиозы;
микоплазмозы;
протозойные болезни;
микозы;
гельминтозы.


Методы исследования, правила:

- четко знать локализацию возбудителя в определенный период болезни.;
- проводить бактериологическое исследование необходимо до начала антибактериальной терапии;
- следует знать не только на какие среды производится посев, но как и где следует хранить материал до отправки в лабораторию;
- степень информативности результатов вирусологических и бактериологических исследований зависит от того, какой материал исследовался;
- возбудитель может быть выделен при заражении исследуемым материалом лабораторных животных с последующим исследованием их внутренних органов или асцитической жидкости.

Учебно-методические пособия, изданные сотрудниками кафедры.

Лекции кафедры.

На кафедре инфекционных болезней обучаются студенты 4 курсов медико-профилактического, педиатрического и стоматологического факультетов, 4-5 курса лечебного факультета, а также субординаторы-терапевты (6 курс). Подготовка включает теоретический курс лекций (с адаптацией для каждого факультета) и циклы практических занятий, на которых студенты получают знания и отрабатывают практические навыки, необходимые для дальнейшей работы с пациентами с инфекционной патологией в общеврачебной практике. Основу лекционного курса и практических занятий составляют приоритетные для Республики Беларусь инфекционные заболевания, среди которых выделены: сепсис и септический шок, бактериальные менингиты, вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекция и оппортунистические инфекции, рациональная антибактериальная терапия. Особое внимание уделяется гриппу и другим острым респираторным вирусным инфекциям, менингококковой инфекции, острым кишечным инфекциям и парентеральным вирусным гепатитам, составляющим основную часть инфекционной патологии в практике любого врача.

На кафедре имеются утвержденные план работы, календарно-тематические планы лекций, практических занятий и элективных курсов, типовые и рабочие учебные программы. Рабочие учебные программы ежегодно пересматриваются и при необходимости корректируются с учетом новых требований, а также изменяющейся эпидемиологической ситуации в республике в области инфекционных болезней. Постоянно совершенствуются и перерабатываются состав лекционного материала и материала практических занятий. В учебном процессе широко используются современные компьютерные технологии: все лекции читаются в мультимедийном сопровождении, разработана и используется компьютерное тестирование студентов, большинство преподавателей применяют видео- и аудиосопровождение, индивидуальные мультимедийные презентации, интерактивные клинические случаи на практических занятиях. Функционирует сайт кафедры (www.infectology.bsmu.by), на котором студенты имеют возможность высказать замечания и предложения по организации учебного процесса, поучаствовать в обсуждении клинических случаев, а также воспользоваться учебно-методическими пособиями, мультимедийными презентациями и другим материалом, предлагаемыми для наиболее успешного обучения.

На базе кафедры инфекционных болезней (городская инфекционная клиническая больница г. Минска) во время практических занятий осуществляется знакомство студентов с современными возможностями лабораторной диагностики (клиническая микробиология, серологические методы исследования, молекулярно-генетическая диагностика) в виде посещений клинической, бактериологической и молекулярно-генетической лабораторий (с привлечением соответствующих специалистов - сотрудников клиники), а также с использованием имеющихся на кафедре микроскопов и наглядно-методических пособий. В рамках изучаемой дисциплины на результатах лабораторных обследований реальных пациентов студенты учатся интерпретировать общеклинические исследования (клинические анализы крови и мочи, биохимический анализ крови), ликворограммы, копрограммы, бактериологические посевы и определение чувствительности к антимикробным препаратам. В отделении лучевой диагностики и кабинете ультразвуковой диагностике студенты знакомятся с методами визуализации, применяемыми в современной инфектологии, учатся интерпретировать выявляемые при этом патологические изменения. В ходе практических занятий, посвященных инфекциям центральной нервной системы, демонстрируются патологические изменения, выявляемые методами нейровизуализации (КТ, МРТ).

Особое внимание на кафедре уделяется подготовке будущих специалистов области инфекционных заболеваний – врачам-интернам. Разработана и утверждена программа интернатуры, с будущими инфекционистами регулярно проводятся теоретические и практические занятия, осуществляется совместная курация и консультации больных, подробное разъяснение наиболее сложных тактических моментов. Для проведения занятий с врачами-интернами разработан отдельный пакет мультимедийных презентаций с акцентом на практические аспекты будущей врачебной деятельности.

За 2010- 2014 г .г. разработаны и внедрены в учебный процесс новые элективные курсы по рациональной антимикробной терапии, ВИЧ-инфекции и оппортунистическим инфекциям, тропическим болезням.


Профессор Жаворонок С.В. преподает иностранным студентам на цикле "Тропическая медицина"


Доцент Лукашик С.П. читает лекцию студентам лечебного факультета


Студенты 5 курса лечебного факультета на лекции


Доцент Лукашик С.П. проводит разбор истории болезни в учебной комнате


Цикл "Тропическая медицина" всегда пользуется особым успехом у студентов медицинского факультета иностранных учащихся (на фото - профессор С.В.Жаворонок разбирает со студентами этиотропную терапию гельминтозов)


Студенты 5 курса лечебного факультета на практическом занятии


Профессор С.В.Жаворонок со студентами проводит клинический разбор диагностически сложного пациента


Ультразвуковая диагностика позволяет студентам лучше понять патологические изменения органов брюшной полости при различных инфекциях (на фото доцент кафедры Яговдик-Тележная Е.Н. выполняет ультразвуковое исследование органов брюшной полости пациенту с хроническим вирусным гепатитом)

Вскоре после открытия в 1919 г. медицинского факультета Самарского государственного университета в июле 1920 г. была организована кафедра инфекционных болезней. Заведование кафедрой было поручено профессору В. Н. Клименко. Клиническая база кафедры размещалась в детской инфекционной больнице (бывшая больница Аржанова) на 80 коек.

Затем заведование кафедрой было временно поручено высококвалифицированному инфекционисту доктору И. А. Сокурскому. Позже кафедрой заведовали профессора И. Д. Ионин и Я. И. Липкин.

В 1939 году на базе Куйбышевского медицинского института была организованная военно-медицинская академия. На заведование кафедрой инфекционных болезней был избран видный отечественный инфекционист, заслуженный деятель науки УЗ ССР профессор Василий Павлович Петров, который заведовал кафедрой до 1942г.

С 1942 по 1946 г. г. кафедрой руководил профессор Федор Михайлович Топорков. Это был настоящий врач-гуманист, обладавший большой эрудицией, обаянием, прекрасный клиницист, талантливый организатор здравоохранения. В годы заведования Ф. М. Топоркова в клинике не прекращалась научная работа. В центре исследований были проблемы патогенеза и лечения малярии, сыпного и брюшного тифа. Ф. М. Топорков одновременно выполнял обязанности главного терапевта г. Куйбышева.

В 1946 г. Ф. М. Топорков был избран заведующим кафедрой инфекционных болезней второго Московского медицинского института, где проработал до конца своей жизни.

С 1946 до 1964 г кафедру вновь возглавил профессор В. П. Петров, участник первой мировой войны, работал в Юрьевском эвако-госпитале, который в 1918 г. влился в состав Красной Армии. Закончил Петербургскую военно-медицинскую академию. Службе в армии в качестве военного врача В. П. Петров посвятил более 30 лет, занимая последовательно должности младшего врача полка, заведующего отделением военного госпиталя (г. Ташкент), главного терапевта Средне-Азиатского военного округа, заместителя начальника Главного военного госпиталя г. Москвы. Свою военную деятельность совмещал с наукой. Им разработаны и изучены эпидемиология, клиника, диагностика и лечение висцерального лейшманиоза, лихорадка паппатачи, паратиф А.



Коллектив кафедры сегодня

В. П. Петров создал систему инфекционной службы, привлекая к решению научных проблем инфектологии практических врачей и эпидемиологов. Он воспитал достойных учеников докторов и кандидатов медицинских наук, впоследствии возглавивших кафедры инфекционных болезней в г. г. Куйбышеве, Свердловске, Архангельске.

Награждён орденами Ленина, Боевого Красного Знамени, Красной Звезды, многими медалями.

С мая 1964 г. по 1971 г. кафедрой заведовала профессор В. Н. Лейман, основным направлением её научной деятельности был бруцеллёз. Под руководством профессора В. Н. Лейман за короткий период было защищено четыре кандидатские диссертации.

С 1971 г. по 1995 г. кафедрой заведовал профессор Виталий Иванович Рощупкин.

В. И. Рощупкин участник Великой Отечественной войны сформировал новое направление научного поиска коллектива — изучение иммунитета и аутоаллергии при вирусных инфекциях, прежде всего геморрагической лихорадке с почечным синдромом и вирусном гепатите В.

В. И. Рощупкин автор более 200 печатных работ, в том числе монографий, отдельных глав в учебниках и руководствах, методических рекомендаций для врачей и студентов. Им подготовлено 3 доктора и 16 кандидатов медицинских наук. Награждён многими правительственными наградами, заслуженный врач РФ, отличник здравоохранения, почётный выпускник СамГМУ.

С 1995 г. кафедрой заведует ученик профессора В. И. Рощупкина профессор Алексей Александрович Суздальцев.

Кафедра инфекционных болезней с курсом эпидемиологии одна из старейших кафедр университета. Кадровый состав кафедры (9,5 штатных единиц, остепенённость 100%). Преподавание ведётся на лечебном, педиатрическом, медико-профилактическом, стоматологическом факультетах, а также в институте сестринского образования.

Важно отметить, что клиника инфекционных болезней осуществляет экстренные дежурства ежедневно, поэтому преподаватели кафедры демонстрируют и дают студентам на курацию пациентов непосредственно после госпитализации и даже в приёмном отделении.

При обучении студентов всегда учитывается специфика будущей работы. Так на стоматологическом факультете особое внимание уделяется изучению инфекций с учётом профессионального риска (парентеральные гепатиты, ВИЧ-инфекция).

Кроме изучения основных инфекционных заболеваний и важнейших разделов эпидемиологии, согласно учебной программе, у студентов закрепляются знания, полученные на теоретических и клинических кафедрах.

На 6 курсе лечебного факультета проводятся заключительные конференции. Разбираются необычные случаи заболевания, разбор вспышек, летальных исходов. Эта форма работы популярна у студентов, т. к. даёт возможность прочувствовать свою зрелость и самостоятельность. Ведёт конференции профессор или доцент.

При подготовке студентов при отсутствии профильных больных используются наглядные материалы: фотографии больных, презентации, учебные фильмы.

Большое внимание уделяется на кафедре овладению практическими навыками и проведению контроля качества подготовки студентов.

С этой целью используются:

1. Письменный программированный контроль готовности к занятию.

2. По больному или по клинической задаче каждый студент пишет предварительный диагноз, план обследования и лечения. Ошибки и замечания преподавателя фиксируются ежедневно.

3. В конце циклов проводится итоговая контрольная работа и тестовый контроль.

4. Итогом работы является курсовой экзамен.

Цель научного поиска — повышение эффективности патогенетической и противовирусной терапии у больных парентеральными вирусными гепатитами и циррозом печени. За последние годы были достигнуты определенные успехи. На большом клинико-эпидемиологическом материале изучены и уточнены современные эпидемиологические тенденции HВV и HCV инфекции в Самарской области. Представлен детальный анализ клинико-биохимических параметров, характеризующих патогенез современного течения ХГВ и ХГС, исследованы взаимосвязи изучаемых биохимических и иммунологических показателей, установлены связи между данными эпидемиологического анамнеза больных хроническими гепатитами и результатами молекулярно-генетического исследования крови.

Основным итогом, представляющим интерес для практического здравоохранения, явилась разработка новых подходов к диагностике метаболических и иммунологических изменений у больных хроническими гепатитами, что позволило уточнить схему применяемой противовирусной и патогенетической терапии с целью повышения ее эффективности.

Кафедра принимает активное участие в клинических исследованиях новых лекарственных препаратов в рамках протокола. В настоящее время на кафедре ведутся исследования по 4 клиническим и 3 эпидемиологическим протоколам.

Продолжается исследовательская работа по другим научным направлениям кафедры — клинико-патогенетическая и эпидемиологическая характеристика природно-очаговых и респираторных инфекций в Самарской области, особенности лечения на современном этапе.



Студенческий научный кружок

Результаты работы за последние 5 лет нашли отражение в научных печатных работах (более 150 статей, 3 монографии) и материалах диссертаций (1 докторская и 3 кандидатских). За данный период организовано 16 и принято участие в работе 75 научных и научно-практических конференций различного уровня, в том числе за рубежом — 16.

Кафедра инфекционных болезней с курсом эпидемиологии ведет преподавание на высоком научно-педагогическом уровне с широким использованием традиционных и инновационных методов обучения и контроля знаний студентов. Определяющим в деятельности кафедры является единство учебного лечебного и научного процессов.

Сотрудники кафедры активно участвуют в научно-организационной помощи здравоохранению области, исполняя обязанности руководителя научного медицинского общества инфекционистов (профессор А. А. Суздальцев), главных внештатных специалистов МЗ СО по инфекционным болезням (доцент Роганова И. В.) и ВИЧ-инфекции (доцент Стребкова Е. А.); являясь членами рабочей группы по разработке нормативной документации (формуляры, стандарты и пр.) МЗ Самарской области. В 2002 г при поддержке ректора академика РАН Г. П. Котельникова был организован Областной гепатологический центр, в котором консультируют сотрудники кафедры, оказывая высококвалифицированную специализированную медицинскую помощь жителям не только Самарской области, но и других регионов.

В настоящее время на кафедре инфекционных болезней с курсом эпидемиологии, под руководством заведующего кафедрой профессора А. А. Суздальцева, действует студенческий научный кружок. Списочный состав студентов около 25 человек, главным образом, это студенты 5 — 6 курсов лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов.

Работа кружка ведется по двум направлениям — эпидемиология и инфекционные болезни. Кафедра активно участвует в жизни университета, проводит совместные заседания кружка со смежными кафедрами. Кружковцы выступают на итоговой научной конференции нашего университета, создают собственные проекты, участвуют в молодежных инновационных форумах, а также публикуются и выступают на конференциях за пределами нашего ВУЗа. Члены СНК под руководством сотрудников кафедры активно развивают такие направления как гепатиты, ВИЧ-инфекция, ГЛПС, инфекционный мононуклеоз, гельминтозы, кишечные инфекции, нейроинфекции, обрабатываю статистические данные, предлагают новые идеи. Каждый год кружок привлекает новых студентов, ведь СНК кафедры инфекционных болезней предоставляет кружковцам прекрасные возможности для саморазвития и обучения. На каждом заседании кружковцы работают не только с научными разработками, но и у постели пациентов, что обеспечивает тесное взаимодействие лечебной и обучающей деятельности кафедры и кружка. Многие из студентов прошедших СНК инфекционных болезней проходят интернатуру и ординатуру по специальности инфекционные болезни. Профессор Петров В. П. считал, что залогом действенной педагогической работы со студентами является, прежде всего, образцово организованная лечебная работа в клиниках, и это остается актуальным и по сей день.

10 декабря 2012 г.

Слайд 1

Термин "острое респираторное заболевание" (ОРЗ) или "острая респираторная вирусная инфекция" (ОРВИ) охватывает большое количество заболеваний, которые проявляются похожими симптомами: повышенная температура тела, воспаленное горло, кашель и головная боль. И еще одно сходство, что все эти заболевания вызываются вирусами.

Грипп вызывается непосредственно вирусом гриппа. Грипп – это чрезвычайно заразное инфекционное заболевание, опасное своими осложнениями: поражением сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы и органов дыхания.

Слайд 2

Источником инфекции при всех вирусных инфекциях является больной человек.

Мы заражаемся вдыхая воздух с мельчайшими капельками слюны и мокроты, выделяемыми больными при кашле и чихании – воздушно-капельный путь передачи.

А также при контакте с больными при рукопожатии, обмениваясь предметами личной гигиены (носовой платок, полотенце) и другими предметами быта (посуда, телефон, карандаши, игрушки и т.д ) – контактно-бытовой путь передачи.

Слайд 3

При всех простудных заболеваниях от заражения, т.е от проникновения вируса в организм, до развития болезни проходит несколько дней (1-14 дней) – этот период называется инкубационный. В это время вирус циркулирует в крови и отравляет организм своими продуктами жизнедеятельности, что проявляется характерными симптомами: высокой температурой, слабостью, кашлем, головной болью, насморком или заложенностью носа.

Слайд 4

Для гриппа характерно резкое начало: температура тела поднимается до 39?С и выше, возникает слабость, человека бьет озноб, мучают головные боли и боль в мышцах.

Для гриппа, в отличие от других вирусных инфекций, такие симптомы как кашель и насморк проявляются не сразу, а через несколько дней после начала заболевания.

ОРВИ может начинаться как остро, так и постепенно, температура тела редко поднимается выше 38?С. Такие симптомы как чихание, сухой кашель, боль в горле, осиплость голоса появляются сразу в начале заболевания.

Слайд 5

Сегодня уже доказано, что основным методом специфической профилактики гриппа является вакцинация или как мы ее называем - прививка, что стимулирует организм к выработке защитных антител, которые предотвращают размножение вирусов. Благодаря этому, заболевание предупреждается еще до его начала. Вакцинацию лучше проводить осенью (сентябрь-ноябрь), поскольку заболевания гриппом начинают регистрироваться, как правило, между ноябрем и мартом.

После постановки прививки иммунитет вырабатывается в течение двух недель, поэтому вакцинация начинается заранее.

Во время проведения прививки вы должны быть здоровы. После проведения профилактической прививки в течение нескольких дней следует предохраняться как от переохлаждения, так и от перегревания и ограничить посещение публичных мест.

Слайд 6

Для снижения заболеваний очень большое значение имеет выполнение санитарно-гигиенических норм:

  • комфортный температурный режим помещений;
  • регулярное проветривание;
  • ежедневная влажная уборка помещений с помощью моющих средств.
  • переохлаждение снижает иммунитет, поэтому необходимо одеваться по погоде.

Слайд 7

Немаловажное значение имеют меры личной профилактики:

Слайд 8

Соблюдение правил личной гигиены, а именно мытье рук очень важно при профилактике. Тщательно и часто мойте руки с мылом или протирайте их дезинфицирующими средствами. Казалось бы, что столь повседневное занятие, как мытье рук предельно просто, однако существуют некоторые правила.

Как правильно мыть руки? Правильная техника мытья рук включает в себя использование достаточного количества мыла и промывания под проточной водой:

  1. необходимо смочить кисти рук под струей воды;
  2. намылить на ладони мыло и хорошо вспенить;
  3. как минимум 10 секунд нужно обрабатывать кисти рук мыльной пеной, т.к. эффективность моющих средств зависит от их времени воздействия;
  4. нужно хорошо потереть все пальцы, ладони и поверхность рук, почистить ногти; в этот момент руки под струей воды держать не нужно;
  5. смыть мыло с рук под струей воды в течение как минимум 10 секунд;
  6. во время мытья рук нужно избегать разбрызгивания воды;
  7. руки нужно высушить – лучше всего для этого подходят одноразовые бумажные полотенца.
  8. кран необходимо закрывать с помощью бумажного полотенца, т.к. до него перед мытьем всегда прикасаются грязными руками, следовательно, на кране могут находиться микробы.
  9. использованное бумажное полотенце нужно выбросить в мусорное ведро, не дотрагиваясь до ведра руками.

Слайд 9

В период эпидемий гриппа и простудных заболеваний необходимо:

  • избегать тесных контактов с больными людьми;
  • ограничить посещение культурно-массовых мероприятий, сократить время пребывания в местах скопления людей.

Слайд 10

Профилактика ОРВИ и гриппа состоит в общем оздоровлении и укреплении защитных сил организма, для этого необходимо вести здоровый образ жизни:

  • достаточный сон, полезно спать при открытой форточке, но избегать сквозняков;
  • правильное питание - ежедневное использование в рационе свежих овощей и фруктов позволит повысить общий иммунитет к вирусным заболеваниям. Кроме этого, необходимо принимать аскорбиновую кислоту (витамин С), которые способствует повышению сопротивляемости организма. Следует отметить, что наибольшее количество витамина С содержится в соке квашеной капусты, а также цитрусовых: лимонах, киви, мандаринах, апельсинах, грейпфрутах.
  • Для профилактики в период эпидемий гриппа и простудных заболеваний необходимо ежедневно употреблять чеснок и лук. Достаточно пожевать несколько минут зубчик чеснока, чтобы полностью очистить полость рта от бактерий;
  • больше гулять на свежем воздухе, заниматься спортом.

При первых признаках простуды необходимо провести экстренную профилактику интерфероном, гриппфероном, ремантадином, арбидолом.

Слайд 11

Правильное использование медицинской маски поможет уберечь себя от заражения вирусными инфекциями.

Одноразовую маску можно приобрести в аптеках, ватно-марлевую - несложно изготовить своими руками. В отличие от одноразовой маски, которую можно носить не более 2-х часов, ватно-марлевую повязку можно носить до 4-х часов, стирать и использовать многократно.

Правила использования маски. Всемирная организация здравоохранения дает следующие рекомендации относительно применения масок:

  • маска должна тщательно закрепляться, плотно закрывать рот и нос, не оставляя зазоров;
  • старайтесь не касаться закрепленной маски. Сняв маску, тщательно вымойте руки с мылом или спиртовым средством;
  • влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую;
  • не используйте вторично одноразовую маску;
  • использованную одноразовую маску следует немедленно выбрасывать в отходы.

Особенности использования маски. Важно, чтобы больной человек надевал маску, а также здоровый при общении (уходе) за больным.

Слайд 12

Я заболел. Что делать?

Слайд 13

Если в доме больной необходимо:

  • разместить больного в отдельной комнате или отгородить его ширмой;
  • выделить для больного отдельные предметы ухода, посуду, постельное белье;
  • помещение, где находится больной, должно проветриваться несколько раз за день и быть теплым (температура комфорта - 20-21°С); проводится ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств;
  • при уходе за больным использовать маску, часто мыть руки.

Спасибо за внимание! Будьте здоровы!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции