Кто не является источником инфекции для человека

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Эпидемиология изучает болезни на уровне организации жизни

Выберите один из 4 вариантов ответа:

Механизм передачи - это

Выберите один из 3 вариантов ответа:

эволюционно выработанный механизм, обеспечивающий паразиту смену индивидуальных организмов специфического хозяина для поддержания биологического вида

перенос возбудителя из одного организма в другой с помощью элементов внешней среды

перенос возбудителя из одного организма в другой в конкретных условиях эпидемической обстановки с помощью элементов внешней среды или их сочетания

Путь передачи - это

Выберите один из 3 вариантов ответа:

эволюционно выработанный механизм, обеспечивающий паразиту смену индивидуальных организмов специфического хозяина для поддержания биологического вида

перенос возбудителя из одного организма в другой с помощью элементов внешней среды

варианты совокупностей элементов внешней среды, которые осуществляют перенос возбудителя из одного организма в другой в конкретных условиях эпидемической обстановки

Факторы передачи - это

Выберите один из 3 вариантов ответа:

элементы внешней среды, обеспечивающие перенос возбудителя из одного организма в другой

биотические факторы внешней среды, в которых происходит накопление возбудителя

абиотические факторы внешней среды, в которых происходит накопление возбудителя заболевания

Основными положениями учения об эпидемическом процессе (по Громашевскому) являются

Выберите один из 4 вариантов ответа:

соответствие механизма передачи основной локализации возбудителя в организме хозяина

способность некоторых возбудителей существовать вне зависимости от человека в природных очагах

неразрывная связь источника инфекции, механизма передачи и восприимчивого организма

фазность развития эпидемического процесса

Условия, необходимые для существования природного очага

Выберите один из 5 вариантов ответа:

циркуляция возбудителя в популяции животных

биоценотические связи между возбудителями, переносчиками и популяцией восприимчивых животных

возможность инфицирования кровососущими членистоногими

трансовариальная передача возбудителя у кровососущих членистоногих

преобразование природы и воздействие антропогенного характера

Определением классической эпидемиологии может считаться

Выберите один из 5 вариантов ответа:

наука, изучающая распределение в конкретных популяциях состояний здоровья и болезни, а также факторы, обусловливающие их и применение полученных знаний для борьбы с патологическими состояниями

наука об объективных закономерностях, лежащих в основе возникновения, распространения прекращения инфекционных болезней в человеческом коллективе, и методах профилактики и ликвидации этих болезней

наука, изучающая причины, условия и механизмы формирования заболеваемости населения путем анализа ее распределения по территории, среди различных групп населения и во времени и использующая эти данные для разработки способов профилактики заболеваний

теория и практика эпидемиологических исследований, профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья населения, как от инфекционных, так и не инфекционных болезней

взаимообусловленная изменчивость свойств популяции возбудителя и хозяина

Под эффективностью противоэпидемических мероприятий следует понимать

Выберите один из 4 вариантов ответа:

соответствие своевременности и полноты выполнения мероприятий нормативным требованиям

соответствие используемых средств национальным (международным) стандартам

предотвращение морального ущерба

достижение необходимого результата за счет реализованного мероприятия

Для определения времени возможного заражения необходимо, прежде всего, знать дату

Выберите один из 4 вариантов ответа:

обращения за медицинской помощью

Теоретической основой эпидемиологического надзора за инфекциями является

Выберите один из 4 вариантов ответа:

структура системы противоэпидемической зашиты населения

теория механизма передачи, теория саморегуляции и теория природной очаговости

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

Человек не является источником инфекции при следующих нозоформах

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

Синантропные грызуны могут быть источниками инфекции при

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

Среди перечисленных инфекций сапронозамн являются

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

синегнойная инфекция (псевдомоноз)

пищевая токсикоинфекция, вызванная стафилококком

Противоэпидемические мероприятия - это совокупность научно-обоснованных рекомендаций, обеспечивающих

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

предупреждение инфекционных заболеваний среди отдельных групп населения

снижение заболеваемости совокупного населения инфекционными болезнями

снижение заболеваемости совокупного населения неинфекционными болезнями

ликвидацию отдельных инфекций

К активной форме выявления источников инфекции относят

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

обследование пищевиков в плановой порядке и по эпидпоказаниям

медицинский осмотр и обследование врачей, младшего и среднего медперсонала при поступлении на работу

посещение больного на дому по вызову

выявление бактерионосителей или антигеноносителей перед плановой госпитализацией

Лечебно-профилактические учреждения выполняют следующие противоэпидемические мероприятия

Учение об эпидемическом процессе

НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ НАУКИ

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОПРЕДЕЛЯЛИ КАК

а) цепь следующих друг за другом специфических

инфекционных состояний (больные, носители)

б) ряд связанных между собой и возникающих один из

другого эпидемических очагов

в) процесс взаимодействия возбудителя-паразита и

организма человека на популяционном уровне,

проявляющийся при определенных необходимых и

достаточных социальных и природных условиях

единичными или множественными заболеваниями, а

также бессимптомными формами инфекции

г) процесс взаимодействия возбудителя-паразита и

организма человека, проявляющийся в зависимости от

условий манифестной или бессимптомной формой, т.е.

болезнью человека или носительством возбудителя

д) процесс возникновения и распространения

инфекционных заболеваний в обществе

В КАЧЕСТВЕ ПРИЗНАКОВ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ

а) резервуар инфекции

б) клинические формы течения болезни

в) филогенетическую близость возбудителей

г) механизм передачи (заражения) инфекции

АНТРОПОНОЗЫ, ЗООНОЗЫ И САПРОНОЗЫ НА

ОСНОВАНИИ СЛЕДУЮЩЕГО ПРИЗНАКА

а) источник инфекции

б) механизм передачи инфекции

в) резервуар инфекции

ВОЗБУДИТЕЛЯ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕЛОВЕК,

ВОЗБУДИТЕЛЯ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ЖИВОТНЫЕ И К

КОТОРЫМ ВОСПРИИМЧИВ ЧЕЛОВЕК, НАЗЫВАЮТСЯ

СОВОКУПНОСТЬ БИОТИЧЕСКИХ И АБИОТИЧЕСКИХ

ОБЪЕКТОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДОЙ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРАЗИТИЧЕСКОГО ВИДА И

а) резервуаром инфекции

б) источником инфекции

в) фактором передачи инфекции

г) путем передачи инфекции

ОБЪЕКТ, СЛУЖАЩИЙ МЕСТОМ ЕСТЕСТВЕННОЙ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗБУДИТЕЛЯ, ИЗ КОТОРОГО

а) резервуаром инфекции

б) источником инфекции

в) фактором передачи инфекции

г) путем передачи инфекции

ПРИ АНТРОПОНОЗАХ ЧЕЛОВЕК

а) не является источником инфекции

б) является единственным источником инфекции

в) является источником инфекции при некоторых

ПРИ ЗООНОЗАХ ЧЕЛОВЕК

а) не является источником инфекции

б) является единственным источником инфекции

в) является источником инфекции при некоторых

в) внешняя среда

в) внешняя среда

МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАЧИ – ЭТО

а) эволюционно выработанный способ перемещения

возбудителя, обеспечивающий паразиту смену

специфических индивидуальных хозяев, необходимых

для поддержания биологического вида

б) перенос возбудителя из одного организма в другой с

помощью факторов передачи

в) перенос возбудителя из одного организма в другой в

конкретных условиях эпидемической обстановки с

помощью факторов передачи или их сочетания

ПУТЬ ПЕРЕДАЧИ – ЭТО

а) эволюционно выработанный способ перемещения

возбудителя, обеспечивающий паразиту смену

специфических индивидуальных хозяев, необходимых

для поддержания биологического вида

б) перенос возбудителя из одного организма в другой с

помощью факторов передачи

в) совокупность элементов внешней среды,

обеспечивающих перенос возбудителя из одного

организма в другой

ФАКТОРАМИ ПЕРЕДАЧИ НАЗЫВАЮТ

а) элементы внешней среды, обеспечивающие перенос

возбудителя из одного организма в другой

б) биотические факторы внешней среды, в которых

происходит накопление возбудителя

в) абиотические факторы внешней среды, в которых

происходит накопление возбудителя

МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАЧИ ИНФЕКЦИИ СООТВЕТСТВУЕТ

а) источнику возбудителя инфекции

б) локализации возбудителя инфекции в организме

в) локализации возбудителя инфекции во внешней среде

г) резервуару возбудителя инфекции

МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАЧИ ИНФЕКЦИЙ ДЫХАТЕЛЬНЫХ

МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАЧИ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ

а) кишечных инфекций

б) инфекций дыхательных путей

в) кожных покровов и слизистых оболочек

г) трансмиссивных инфекций

а) кишечных инфекций

б) инфекций дыхательных путей

в) кожных покровов и слизистых оболочек

г) кровяных инфекций

КРОВОСОСУЩИХ НАСЕКОМЫХ НАЗЫВАЕТСЯ

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЕРЕДАЧА ВОЗБУДИТЕЛЯ БОЛЕЗНИ

а) передача возбудителя от матери к плоду в

б) передача возбудителя при грудном вскармливании

в) интранатальная передача возбудителя от матери к

ТИПЫ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЕРЕДАЧИ

г) во время родов

д) с молоком матери

АРТИФИЦИАЛЬНЫЙ ПУТЬ ПЕРЕДАЧИ РЕАЛИЗУЕТСЯ

б) наркозной аппаратуры

в) хирургических инструментов

г) диагностической аппаратуры

д) продуктов, с истекшим сроком годности

УЧЕНИЕ Л.В.ГРОМАШЕВСКОГО О МЕХАНИЗМЕ

ПЕРЕДАЧИ ПОЛНОСТЬЮ ПРИМЕНИМО

а) только для антропонозных инфекций

б) для всех групп инфекционных болезней

в) только для антропонозных и зоонозных инфекций

г) только для сапронозных и зоонозных инфекций

а) средним титром антител, характерным для

представителя данной группы населения

б) только количеством лиц, имеющих естественный

в) только количеством лиц, имеющих искусственный

г) количеством лиц, имеющих иммунитет независимо от

ПРИРОДНЫЙ ОЧАГ - ЭТО

а) сообщество биологических объектов

б) эпизоотический очаг

в) территория, на которой постоянно регистрируются

г) место заражения человека зоонозной инфекцией

д) участок территории географического ландшафта со

свойственным ему биоценозом, среди особей которого

Исто́чник возбудителя инфекции

(синоним: источник инфекции, источник заражения)

человек или животное, в организме которых происходит процесс размножения и накопления патогенных микроорганизмов, которые затем выделяются в окружающую среду и могут попадать в организм восприимчивого человека или животного,

Вне организма своих хозяев (человека, животных) паразиты, как правило, не размножаются, наоборот, количество их под влиянием неблагоприятных условий окружающей среды уменьшается, и рано или поздно они погибают. Однако некоторые паразиты, например возбудители сибирской язвы, остаются жизнеспособными в почве многие годы, а возбудители холеры Эль-Тор при благоприятных условиях могут даже размножаться в воде открытых водоемов.

По характеру источников возбудителя заразные болезни делят на антропонозы и зоонозы. При антропонозах И. в. и. является человек (больной или носитель возбудителей), при зоонозах — животное (больное или носитель возбудителей), но есть и исключения (например, при чуме И. в. и. может быть больной человек, особенно при легочной форме).

Выделение возбудителей из зараженного организма происходит обычно различными естественными путями, определяемыми локализацией возбудителей в организме, например при кишечных инфекциях — с фекалиями, при болезнях дыхательных путей — с выдыхаемым воздухом, особенно при кашле, чиханье.

Эпидемическое значение (опасность) И. в. и. определяется длительностью и массивностью выделения им возбудителей, а также профессией выделителей (например, повар, продавец пищевых продуктов при кишечных инфекциях) т.к. от этого зависит степень вероятности заражения общавшихся с И. в. и. восприимчивых к инфекции лиц.

Опасность больных для окружающих определяется особенностями течения инфекции (тяжелое или легкое; атипичное, бессимптомное, в т.ч. носительство возбудителей); периодом болезни — инкубационный период, разгар болезни, реконвалесценция. Тяжелобольные в разгар болезни эпидемически наиболее опасны (массивное выделение возбудителей), но их легко выявить и вовремя изолировать, тогда как больных с легким, атипичным, бессимптомным течением и носителей не всегда своевременно выявляют, поэтому практически они представляют значительно большую опасность как И. в. и. Большую эпидемическую опасность представляют больные и носители, выделяющие возбудителей в течение продолжительного времени, например, переболевшие брюшным тифом, паратифами могут выделять возбудителей несколько лет, а иногда и пожизненно (см. Носительство возбудителей заразных болезней).

Различают основные и второстепенные И. в. и. Основные источники обеспечивают существование возбудителя инфекции в природе как вида, сохраняя его в межэпидемический (межэпизоотический) период (см. Резервуар возбудителя инфекции). Но не все животные (хозяева возбудителей), являясь И. в. и., обеспечивают непрерывность циркуляции и сохранения возбудителей как вида, они вовлекаются в эпизоотический процесс лишь в годы большой численности (или в определенный сезон года), в межэпизоотический период в эпизоотическом процессе они не участвуют. Таких животных принято считать второстепенными источниками (например, домовые мыши в природных очагах чумы, собаки в очагах бешенства).

Степень опасности животных как И. в. и. для человека зависит от степени и характера общения с ними. И. в. и. для человека являются в первую очередь теплокровные млекопитающие, роль их тем выше, чем ближе контакт людей с ними в хозяйственной деятельности, в быту, например, крупный и мелкий рогатый скот — И. в. и. при бруцеллезе, сибирской язве, ящуре; лошади — при сапе, сибирской язве, чесотке; собаки — при бешенстве; кошки — при токсоплазмозе. Заражение от диких животных может произойти на охоте, при убое и разделке туш больных животных, при обработке шкур животных на кожевенных и меховых производствах и др.

Полноценное выявление всех возможных И. в. и. в процессе эпидемиологического обследования определяет планирование и проведение противоэпидемических мероприятий и в значительной мере предрешает успех в борьбе с заразными болезнями.

Библиогр.: Общая и частная эпидемиология, под ред. И.И. Елкина, т. 1—2, М., 1973.

Инфекционные болезни распространяются при наличии трех факторов:

  • источника (резервуара) возбудителя инфекции;
  • механизма передачи возбудителя;
  • восприимчивых к заражению людей.

Устранение одного из этих факторов ведет к прекращению распространения инфекционной болезни и ее ликвидации.

Профилактические (с целью предупреждения) и противоэпидемические (борьба с уже возникшими инфекционными болезнями) мероприятия проводятся по трем направлениям:

  • обезвреживание источника возбудителя инфекции;
  • ликвидация путей передачи возбудителя;
  • повышение невосприимчивости населения к инфекции.

Обезвредить источник инфекции, если им является человек, можно с помощью госпитализации или изоляции и лечения. Вакцинация, которая снижает вероятность заболеть тем или иным инфекционным заболеванием, также уменьшает число источников возбудителя инфекции, так как способствует минимизации риска инфицирования. Таким способом борются с инфекциями, например, при возникновении эпидемических ситуаций. Если же источником инфекции служат животные, их уничтожают (при бешенстве, чуме, ящуре). Важно – обезвредить источник инфекции полностью не всегда возможно.

Ликвидация путей передачи инфекции во многом достигается благодаря соблюдению санитарно-гигиенических норм. При кишечных инфекционных болезнях (дизентерия, брюшной тиф и др.) распространение инфекции минимизируется благодаря проведению различных санитарных мероприятий (соблюдение правил личной гигиены, санитарное благоустройство жилищ, правильное водоснабжение, организация питания, борьба с мухами и др.). При инфекциях дыхательных путей чрезвычайно трудно прервать пути передачи. Частично можно обезопасить себя от заражения ношением специальных респираторов или марлевых повязок из 4–6 слоев, поскольку фактором передачи является воздух. При кровяных инфекциях устранение путей передачи достигается уничтожением переносчиков (насекомых) инсектицидными препаратами.

Почему вакцинация является наиболее эффективным и доминирующим способом борьбы с инфекционными болезнями? Если обезвреживание источника – это фактически борьба с последствиями уже вспыхнувшей инфекции (к тому же не всегда удается выявить этот источник, особенно при атипичном течении или носительстве микроорганизмов, и обезвредить его источник), а ликвидация путей передачи возбудителя предотвращает распространение инфекций лишь частично, то вакцинация борется с болезнями по всем фронтам – предотвращает сам риск возникновения заболевания, а не только его последствия. С помощью вакцинации в мире уже ликвидировано такое опасное заболевание как натуральная оспа, что стало возможным именно благодаря прививкам; на грани исчезновения полиомиелит.

Помимо того, что прививки во многих случаях просто не дают человеку возможности заболеть опасной болезнью, массовая вакцинация повышает иммунитет населения в целом, ведь среди привитых от заболевания людей риск его возникновения и передачи от человека к человеку резко снижается.

Таким образом, вакцинация направлена на устранение двух ключевых факторов, которые влекут за собой масштабное распространение инфекционных заболеваний.

Задать вопрос специалисту

Вопрос экспертам вакцинопрофилактики

Ребенку 1 г 10 мес. В 6 мес. была сделана прививка Инфанрикс-Гекса, две недели назад прививка корь-краснуха-паротит. Ребенок начал ходить в детский сад, сейчас узнала, что в группе есть дети, которым некоторое время назад сделали живую вакцину от полиомиелита.

Представляет ли пребывание с такими детьми опасность для моего ребенка?

Когда и какую можно сделать прививку от полиомиелита нам сейчас? У меня выбор: поставить комплексную АКДС Инфанрикс или только полиомиелит, можно ли сделать прививку от полиомиелита через две недели после Приорикса?

Отвечает Харит Сусанна Михайловна

Для защиты от любых форм полиомиелита ребенок должен иметь как минимум 3 прививки. При вакцинации других детей живой оральной вакциной против полиомиелита непривитые или не полностью привитые дети высаживаются из детского сада на 60 дней для предупреждения развития вакциноассоциированного полиомиелита.

Нет, через 2 недели вы не можете начать прививки, интервал между прививками не меньше 1 месяца. Вам нужно сделать как минимум 2 прививки против полиомиелита прежде, чем ребенок будет защищен от этой инфекции. Т.е если ребенок привит дважды, то только через 1 месяц после последней прививки выработается достаточный иммунитет. Лучше привиться 2-х кратно с интервалом в 1,5 месяца АКДС+ ИПВ(Пентаксим, ИнфанриксГекса), через 6-9 месяцев делается ревакцинация. АКДС+ИПВ/ОПВ(Пентаксим). Прививка против гепатита В у вас пропала, но если вы будете прививаться ИнфанриксГекса дважды с интервалом в 1,5 месяца, 3ю прививку против гепатита В можно сделать через 6 месяцев от первой. Рекомендую сделать полный курс вакцинации, поскольку ребенок посещает детский сад (организованный коллектив) и практически не имеет никакой защиты от опасных и тяжелых инфекций.

У меня вопрос несколько общего характера, но обращаюсь к вам, так как до сих пор не смог получить на него внятного ответа. Кому, на ваш взгляд, может быть выгодна кампания по дискредитации вакцинации и, в особенности, детской? Я не прошу, конечно же, назвать конкретных виновников, мне интереснее понять, какие стороны могут быть в этом заинтересованы? Или же это процесс спонтанный, сродни невежеству, не нуждающемуся в подпитке?

Мои знакомые врачи предполагают, что информационные вбросы о вреде прививок могут (в теории) заказывать производители лекарств, поскольку тем выгоднее, чтобы человек шёл в аптеку за рекламируемым по ТВ препаратом, а не делал прививку у врача. Но это было бы справедливо для вакцины (к примеру) от гриппа (по ТВ хватает рекламы противогриппозных препаратов). А как же тогда быть с вакциной БЦЖ, вакциной от гепатита? Такие-то препараты по ТВ не рекламируют. С такой же логикой можно было бы предположить, что "заинтересованная сторона" - производители вегетарианских товаров и витаминов, которые предлагают пичкать ими детей едва ли не с первых дней жизни, но и эта теория тоже представляется мне спорной. А вы что считаете по этому поводу?

Отвечает Полибин Роман Владимирович

Это вопрос, который, к сожалению, не имеет точного ответа, можно лишь предполагать. Понять мотивацию людей, выступающих против вакцинопрофилактики - метода, доказавшего свою безопасность и эффективность для профилактики инфекционных и, на сегодняшний день, некоторых неинфекционных болезней, достаточно сложно.

Существуют общества, фонды "антивакцинальщиков", которые зарабатывают на этом рейтинг, в т.ч. с использованием интернет-технологий (например посещаемость, просмотры сайтов, сообщения в форумах), а возможно и деньги. Возможно это лоббирование интересов со стороны гомеопатов, т.к. большинство гомеопатов высказываются негативно в отношении вакцинации, рекомендуя заменить эпидемиологически обоснованный метод – вакцинацию, на недоказанный - гомеопатию.

Моей дочери 13 лет и она не болела ветряной оспой. Хотим сделать прививку, правильно ли мы поступаем?

Отвечает Харит Сусанна Михайловна

Да, чем старше ребенок, тем, к сожалению, больше вероятность тяжелого течения ветряной оспы, А так как это девочка, то нужно подумать и о том, что если заболевают ветряной оспой во время беременности, то это приводит к тяжелой патологии плода.

Можно ли взрослому привиться от ротавируса, если каждый год болею этим, нет желчного пузыря, спасибо!

Отвечает Харит Сусанна Михайловна

Нет, смысла в вакцинации для взрослых нет. Взрослые не болеют очень тяжело, а задача вакцины против ротавируса – предотвратить тяжелые формы заболевания с обезвоживанием у младенцев. Потом на протяжении всей жизни все равно заболевания возможны, но в легкой форме. Возможно стоит поговорить с гастроэнтерологом о профилактических мерах, например, лечении биопрепаратами.

У нас медотвод до 3 лет. Родились недоношенными,повышен. ВЧД, ВПК, ОАК, дмжп, дмпп . В роддоме получили гепатит в и после бцж и манту в 1 год и все. После всего увиденного болезней страшных боимся получать прививки. Когда мы собирались получить прививки от кори в тот момент столько детей стали инвалидом (есть дети дальних родственников возраст начиная год и старшекласники). При наших болячках можно ли нам делать прививки? Какие анализы сдавать перед прививкой?

Отвечает Полибин Роман Владимирович

Для ребенка, особенно при наличии указанных состояний опасны не прививки, а инфекции. Для проведения вакцинации обязателен осмотр врача перед прививкой, клинический анализ крови, при необходимости – общий анализ мочи и осмотр врача специалиста, у которого наблюдается ребенок с имеющимися заболеваниями.

Что делает эта прививка? Как решается проблема с заражением столбняком.

Отвечает Харит Сусанна Михайловна

Прививка против столбняка защищает от развития заболевания. Заражение столбняком происходит путем попадания спор бактерий, находящихся в загрязненных землей предметах, в поврежденные ткани. Споры столбнячной палочки истребить невозможно, поэтому проблема с заболеванием решается путем плановой вакцинации.

Подскажите пожалйста, как лучше и более аргументировано ответить на мнение студента-медика и вообще любого медработника: "я не делаю прививку от гриппа, потому что не известно какой вирус будет в этом эпидсезон, а прививку от гриппа разрабатывают летом, когда еще на знают актуальные штаммы будущей эпидемии". Другими словами какая вероятность в % того, что тривакцина от гриппа, которой ппививают осенью "перекроет" актуальные штаммы вируса в наступающем эпидсезоне зимой с учетом того, что возможно появление одного или нескольких новых штаммов. Буду также благодарен, если Вы сбросите ссылки на первоисточники таких данных, чтобы мои слова были более убедительны.

Отвечает Полибин Роман Владимирович

Главными аргументами в необходимости профилактики гриппа являются сведения о высокой контагиозности, тяжести, многообразии осложнений этой инфекции. Грипп чрезвычайно не только для групп риска, но и для здоровых людей среднего возраста. Такое частое осложнение как пневмония протекает с развитием РДС и летальностью, достигающей 40%. В результате гриппа могут развиваться синдром Гудпасчера, Гийена-Барре, рабдомиолиз, синдром Рейе, миозит, неврологические осложнения и т.д. Причем среди умерших и лиц с тяжелыми осложнениями привитых людей не наблюдается!

Информацию о системе Глобального Надзора за гриппом можно найти на официальном сайте ВОЗ или сайте Европейского Региона ВОЗ.


Инфекционные болезни ("infectio" - заражение) - это группа заболеваний, которые вызываются проникновением в организм болезнетворных (патогенных) микроорганизмов. Чтобы патогенный микроб, попавший в организм, мог вызвать инфекционные болезни, он должен быть способен преодолевать сопротивляемость человеческого организма и оказывать на него токсическое действие. Эти качества специалисты называют вирулентностью (ядовитостью). Некоторые патогенные микроорганизмы высвобождают токсины (эндотоксины), в процессе саморазрушения (брюшной тиф, холера). Другие возбудители инфекционных заболеваний выделяют токсины (экзотоксины) в процессе своей жизнедеятельности (дифтерия, столбняк).

На сегодняшний день число известных науке инфекционных заболеваний превышает 1200, и эта цифра постоянно увеличивается. Человек на протяжении всей своей жизни контактирует с несчетным количеством микроорганизмов. Тем не менее, лишь 1/30000 часть микробов является возбудителями инфекционных заболеваний. Это грибки, бактерии, риккетсии и вирусы, обладающие патогенными свойствами. Интенсивность распространения инфекционных болезней зависит, в основном, от социально-бытовых факторов: условий труда, питания, жилищных условий, культурного и экономического уровня населения.

Процесс протекания инфекционных заболеваний


Инфекционные заболевания отличаются от неинфекционных тем, что болезнетворный агент и организм при инфекционных болезнях обладают определённой биологической активностью. Патогенный микроорганизм является мощным раздражителем, в результате воздействия которого на организм возникает сложный процесс. С самого начала этого процесса в нем выделяется два основных звена - физиологическое состояние организма и возбудитель инфекционного заболевания. Соотношения между этими звеньями в каждом конкретном случае могут быть различными в зависимости от этапа, фазы, периода развития инфекционного процесса. Необходимо учитывать, что не только больные, но и выздоравливающие после инфекционных болезней люди могут служить источниками возбудителей (при кишечных инфекциях, дифтерии и некоторых других). Некоторые люди могут являться носителями инфекции, не заболевая сами.

В развитии патологического процесса выделяют несколько основных стадий:

  • момент заражения - происходит проникновение болезнетворных микробов в организм;
  • инкубационный (скрытый, латентный) период - длится с момента инфицирования до проявления первых симптомов заболевания;
  • продромальный период (предвестник заболевания) - сопровождается небольшим повышением температуры, головной болью, чувством разбитости, общим недомоганием;
  • период нарастания заболевания - происходит последовательное появление признаков, характерных для определенной болезни;
  • разгар болезни - время ярко выраженного проявления всех специфических для заболевания симптомов;
  • период угасания заболевания - сопровождается исчезновением клинических признаков заболевания с быстрым (кризис) или медленным (лизис) падением температуры;
  • период выздоровления - продолжительность зависит от общего состояния организма, условий, в которых находится пациент, тяжести перенесенного заболевания.

Для многих инфекционных болезней человека (оспа, тиф, грипп, скарлатина, дифтерия и др.) характерно развитие осложнений в период болезни. После перенесенной инфекционной болезни человек на некоторое время или навсегда становится невосприимчивым к воздействию ее возбудителей (приобретает иммунитет).

Классификация инфекционных болезней

Инфекционные заболевания человека, в зависимости от определенного механизма передачи и места преимущественной локализации процесса делятся на следующие группы:

  • кишечные - сальмонеллез, холера, дизентерия, паратифы А и В, пищевые токсикоинфекции, эшерихиоз, брюшной тиф;
  • инфекции дыхательных путей - ветряная оспа, ОРВИ, корь, грипп, микоплазменная респираторная инфекция;
  • трансмиссовые, или кровяные, инфекции - малярия, чума, возвратный и сыпной тиф, ВИЧ-инфекция;
  • инфекционные заболевания наружных покровов - столбняк, сибирская язва;
  • инфекции с множественными путями передачи - инфекционный мононуклеоз, энтеровирусные инфекции.

По природе возбудителей инфекционные заболевания подразделяются на:

  • вирусные - корь, грипп, парагрипп, ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты, менингит, цитомегаловирусная инфекция;
  • прионные - фатальная семейная бессонница, куру, болезнь Крейтцфельда-Якоба;
  • протозойные - критоспоридиоз, амебиаз, изоспориаз, бабезиоз, токсоплазмоз, бластоцистоз, малярия, балантидиаз;
  • бактериальные - холера, чума, дизентерия, стафилококковая и стрептококковая инфекции, сальмонеллез, менингит;
  • микозы (грибковые инфекции) - эпидермофития, аспергиллёз, кандидоз, мукормикоз, криптококкоз, хромомикоз.

Инфекционные заболевания подразделяются также на зоонозные и антропонозные. К зоонозам относятся болезни животных, возбудители которых могут попадать в организм человека и заражать его (бешенство, сибирская язва, туляремия, ящур, бруцеллез, лептоспироз, листериоз). Антропонозы являются исключительно человеческими болезнями и передаются между людьми (корь, тиф, холера, дизентерия, натуральная оспа, брюшной тиф, дифтерия). Вызываемые паразитами (возбудителями животного происхождения - насекомыми, простейшими, клещами) заболевания называют паразитарными, или инвазионными.

Среди всех инфекционных болезней выделяют ряд особо опасных инфекций, называемых карантинными. Они характеризуются склонностью к быстрому распространению, высокой степенью заразности, тяжелым эпидемическим течением и большим риском быстрого летального исхода. Всемирной организацией здравоохранения к этой группе отнесены натуральная оспа (считается искорененной в мире с 1980 года), чума, желтая лихорадка (и сходные с ней по эпидемиологии лихорадки Марбург и Эбола), холера. В России особо опасными инфекционными заболеваниями считаются также сибирская язва и туляремия.

Способы инфицирования, лечения и профилактики инфекционных заболеваний


Лечение инфекционных заболеваний обычно проводится в специализированных отделениях стационаров, в легких случаях возможно лечение в домашних условиях. Строгое соблюдение противоэпидемического режима является обязательным условием. Современная медицина создала и успешно использует большое число эффективных лекарственных средств. Это антибиотики, вакцины (применяются для профилактики инфекционных заболеваний), иммуноглобулины различного рода, бактериофаги и т.д.

Профилактика инфекционных болезней не менее важна, чем лечение инфекционных заболеваний. Большое значение придается воспитанию чистоплотности у людей. Обыкновенное мытье рук после посещения уборной, выполнения грязной работы, перед едой уже может уберечь от многих кишечных инфекций. Кроме того, источником инфекции могут быть не только места общего пользования, но и деньги, поручни в транспорте, поверхность прилавков и многое другое. Купленные фрукты и овощи могут быть источником гельминтов и других опасных микробов, поэтому их обязательно нужно тщательно вымывать перед употреблением. Инфекционными носителями являются тараканы и грызуны, для борьбы с которыми промышленность производит разнообразные средства, которыми необходимо обрабатывать места их скопления и распространения. Нельзя сбрасывать со счетов комаров и клещей. Эти насекомые особенно опасны, так как переносят не только энцефалит и малярию, но и СПИД вместе с кровью инфицированного человека. Для защиты от клещей и комаров существует множество кремов и аэрозолей для нанесения на одежду, а также фумигаторов и отпугивателей.

Адрес: 364038, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Урицкого, 2а

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции