Кгму кафедра инфекционных болезней это


В настоящее время осуществляется компетентностно-ориентированный подход к образованию, заключающийся в формировании способности и готовности к профессиональной деятельности, то есть в освоении профессиональных компетенций [1].

В последние годы в России происходит модернизация профессионального образования с изменением учебных планов, повышением требований к уровню освоения компетенций.

Инфекционные болезни входят в блок терапевтических наук, поэтому при подготовке врача общей практики необходимо четко определить, какими знаниями и умениями должен обладать выпускник для успешного прохождения аккредитации. И, несмотря на то, что аккредитация выпускников лечебных факультетов в минувшем году прошла успешно, однако имеется ряд замечаний, требующих доработок рабочих учебных программ, с акцентом на перечень практических навыков, отрабатываемых на кафедрах инфекционных болезней [2].

Основу высокого качества профессиональной подготовки студентов в ходе обучения составляет грамотно организованный учебный процесс, главной целью которого является формирование грамотного, компетентного специалиста, способного реализовывать себя на современном рынке труда [3].

Оптимальных результатов в освоении компетенций удается достичь при соблюдении следующего алгоритма обучения: самостоятельная внеаудиторная подготовка, контроль самоподготовки преподавателем, курация тематических больных и дежурства студентов с преподавателями кафедры по оказанию экстренной помощи с целью освоения студентами необходимых практических навыков и умений [4].

Очевидно, что проблема улучшения преподавания клинических дисциплин, повышения качества учебного процесса и педагогической деятельности в целом остается всегда актуальной для высшего учебного заведения.

Цель исследования: анализ процесса обучения студентов на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии при формировании профессиональных компетенций врача-лечебника.

Материалы и методы исследования

Образовательный процесс на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии складывается из следующих форм обучения:

Подготовка студентов лечебного факультета на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии Курского государственного медицинского университета начинается на 3-м курсе с дисциплины эпидемиология. Изучение дисциплины начинается с общих вопросов об основных звеньях эпидемического процесса, природной очаговости инфекционных заболеваний, теорий саморегуляции паразитарных систем, изучается влияние социальных и природных факторов на эпидемический процесс в современных условиях массовой миграции населения и изменений природной среды. Подробно изучаются механизмы, влияющие на звенья эпидемического процесса с целью профилактических мероприятий: изоляция инфекционного больного, прерывание путей передачи путем дезинфекции и стерилизации, влияние на восприимчивый организм путем проведения вакцинации. Однако в связи с тем, что студенты еще не изучали отдельные нозологии, возникают некоторые трудности в области частной эпидемиологии.

В настоящее время политика государства направлена на профилактику заболеваний, поэтому на нашей кафедре большое внимание уделяется вопросам неспецифической и особенно специфической профилактики инфекционных заболеваний.

Так, например, рожа до сих пор занимает одно из ведущих мест в структуре инфекционной заболеваемости, однако в настоящее время, в связи с изменившимися принципами госпитализации инфекционных больных, больные рожей находятся в основном на амбулаторном лечении. И при изучении данной нозологии мы используем лишь атлас инфекционных заболеваний.

Клиническая база кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии оборудована в соответствии с современными стандартами и обеспечивает приобретение студентами необходимых практических навыков.

Однако курация инфекционного больного имеет свои особенности. Например, студент впервые овладевает умением сбора эпидемиологического и иммунологического анамнеза с использованием его для правильной и своевременной диагностики. Студенту объясняются правила нахождения в инфекционном отделении, акцентируется внимание на необходимости использования индивидуальных средств защиты, так как при курации инфекционных больных возрастает вероятность госпитального заражения [5].

Перед посещением больного контагиозным инфекционным заболеванием преподавателю необходимо выяснить, у всех ли студентов данной группы имеется иммунитет к данному заболеванию (наличие плановых профилактических прививок и прививок по эпидемическим показаниям, перенесенные в прошлом инфекционные заболевания). Также выясняется, есть ли беременные в данной группе, так как контакт беременной с больными некоторыми контагиозными инфекционными заболеваниями крайне нежелателен, а иногда даже опасен (например, контакт с больными краснухой, ветряной оспой, гриппом, дифтерией). При других инфекционных заболеваниях, например при кишечных инфекциях, вирусных гепатитах, больные практически не заразны. Однако соблюдение личной гигиены и противоэпидемических мероприятий необходимо и при курации больных этими заболеваниями, на чем фиксируется внимание студентов.

Организация учебного процесса на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии КГМУ подчинена принятым в большинстве стран мира принципам осознанной перспективы обучения, гуманизации и гуманитаризации образования и соответствия содержания обучения запросам рынка труда. Для ускорения адаптации на кафедре практикуется:

- использование различных видов лекций, исключая сообщение формальных сведений из учебника;

- максимальная четкость и информативность изложения, а также диалоговый характер лекций с уточнением сложных вопросов.

На каждой лекции используется мотивационно-эмоциональный фактор процесса обучения. Лектором обязательно формулируется цель изучения данной темы, распространенность и частота встречаемости той или иной патологии. Заинтересованность студентов в изучении материала многократно возрастает при использовании проблемного подхода к чтению лекций с мультимедийным сопровождением, прочитанным с доступным изложением материала, расстановкой акцентов на принципиальных моментах темы и ее логичным и последовательным раскрытием. Как показывает наш опыт, диалоговое обсуждение обеспечивает мотивационно-активную мыслительную работу студентов, а использование на лекции современных компьютерных технологий позволяет продемонстрировать важную для клинической кафедры наглядность излагаемого материала. Позиция педагогов, работающих на кафедре, состоит в том, что в процессе обучения студент выступает как партнер, причем партнер, обладающий определенным жизненным опытом. Чем больше базовых знаний, навыков и опыта по дисциплинам младших курсов имеет студент, тем более он самостоятелен в процессе обучения, и тем более очевидна роль консультанта, которую выполняет преподаватель кафедры.

На каждом практическом занятии преподаватели уделяют большое внимание актуальности темы, распространенности заболевания, алгоритмам использования полученных знаний на практике.

Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии использует компетентностный подход к организации образовательного процесса, который усиливает практическую ориентированность образования, его мотивацию, а также предусматривает применение знаний, умений и навыков при решении проблемных и нестандартных ситуаций, специально подготовленных к каждому занятию. Студентам предлагаются ситуационные задачи, решение которых требует системных, междисциплинарных знаний и формирует основы клинического мышления. При этом поощряется творческий подход, ответственность при принятии решений, целеустремленность, умение аргументировать личную позицию.

Весьма эффективным средством на нашей кафедре является технология обучения студентов, основанная на проблемном подходе, индивидуализации обучения с учетом личностных особенностей обучаемых. Явное предпочтение студенты отдают занятиям, на которых обсуждаются проблемные аспекты темы. Проблемные и ситуационные задания на занятиях развивают клиническое мышление, личное творчество, коммуникативные и корпоративные навыки. При решении проблемных задач предпочтение отдается живому, творческому общению преподавателей и студентов, а также самих студентов, что позволяет обращаться к полученным знаниям для решения конкретных вопросов.

Учебный и научный процесс на кафедре ориентирован на практическую деятельность будущих врачей. В рабочих программах по всем преподаваемым дисциплинам приведен перечень практических навыков, которыми студент должен овладеть за период обучения. Зачетное занятие в обязательном порядке включает проверку практических навыков. Важным аспектом в работе является демонстрация пациентов, как для формирования клинического мышления, так и для полноценного освоения практических навыков, поэтому особое внимание уделяется воспитанию основ деонтологии и врачебной этики.

Учебно-воспитательная работа на кафедре не ограничивается аудиторными занятиями, так как процесс образования содержит значительный внеаудиторный компонент, включающий творческое самообразование. Повышению познавательной мотивации студентов способствует внедрение современных форм и методов обучения и рациональная организация самостоятельной и научно-исследовательской работы.

Во внеаудиторной самостоятельной работе студенты активно используют информационные технологии, такие как мультимедийные пособия и интернет-ресурсы. Повышая качество образования, компьютерные технологии позволяют студентам успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей учебной среде.

Самостоятельная работа студентов как элемент изучения дисциплины обеспечена соответствующими методическими пособиями в печатном и электронном вариантах, компьютерными слайд-фильмами, мультимедийными лекциями, что позволяет студентам освоить необходимый объем материала вне аудиторных занятий в удобной для них форме при подготовке к практическим занятиям, зачету и экзамену.

Самостоятельная работа над темами по здоровому образу жизни, развитию заболеваний, связанных с вредными привычками, способствует закладыванию у студентов понимания важности сохранения психического и физического здоровья; повышает уровень нравственности, духовности [6].

Основными целями привлечения студентов к научно-исследовательской работе на кафедре являются: расширить и углубить теоретические знания по изучаемым нозологиям, выработать навыки медико-статистического анализа информации о показателях здоровья, уметь грамотно доложить результаты собственных исследований и обосновать полученные результаты, что способствует развитию творческого и аналитического мышления, повышает качество усвоения материала, что в целом способствует освоению профессиональными компетенциями на более высоком уровне. Одной из задач научно-исследовательской работы со студентами является выявление наиболее одаренных и способных студентов с целью развития науки на кафедре и подготовки среди них кадрового резерва научно-педагогических работников университета.

На кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии КГМУ научно-исследовательская работа студентов осуществляется в следующих формах: работа в студенческом научном кружке, участие в студенческих научных конференциях, написание научных статей, выполнение курсовой работы, участие в предметной олимпиаде.

Таким образом, на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии подготовка специалистов соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебным планам, которые обеспечивают единство учебно-воспитательного и научного процесса.

Информация

Для улучшения усвоения студентами знаний на кафедре сформированы методические папки по темам практических занятий (34 - по инфекционным болезням, 11 – по эпидемиологии, 42 – по детским инфекционным болезням). По всем темам занятий имеются методические разработки, учебные истории болезни, составлены микротаблицы (содержащие современные классификации, схемы патогенеза, алгоритмы диагностики и лечения), трехуровневые тесты и ситуационные задачи с эталонами ответов. Сотрудникам снято более 50 видеоматериалов о пациентах с отдельными инфекционными заболеваниями. Подготовлены блоки тест-контролей для зачетных занятий.

В распоряжении кафедры имеется 11 учебных комнат. Каждая учебная комната закреплена за конкретным преподавателем.

Для повышения качества обучения и систематизации знаний по инфекционным болезням сотрудниками кафедры постоянно разрабатываются и готовятся к публикации учебные пособия. В настоящее время в учебном процессе используется более 30 пособий для студентов, ординаторов и врачей по различной инфекционной патологии и вопросам дифференциальной диагностики.

Профессор А. Л. Бондаренко является аккредитованным экспертом Росаккредагенства, экспертом Минздрава РФ по проведению экспертизы качества создания единой базы оценочных средств для первичной аккредитации специалистов.

Основные научные направления кафедры: вирусные гепатиты, природно-очаговые заболевания Кировской области (Лайм-боррелиоз, клещевой энцефалит).

За научную деятельность в 2006, 2009 и 2016 гг. д.м.н., профессор, зав. кафедрой инфекционных болезней А.Л. Бондаренко признана лучшим ученым Кировского ГМУ.

Многолетняя научная работа на кафедре инфекционных болезней привела к защите ряда диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата медицинских наук.

Также защищены 20 кандидатских диссертаций:

Н.Ю.Быстрых "Клиническая оценка антигенов гистосовместимости в изучении хронизации Лайм-боррелиоза", Москва, 2006, науч. рук. проф. А.Л. Бондаренко;

С момента основания кафедры функционирует студенческое научное общество (СНО) по инфекционным болезням. Ежегодно в работе СНО принимают участие 20-30 студентов 4 - 6 курсов лечебного и педиатрического факультетов. Деятельность СНО на нашей кафедре построена таким образом, что каждый участник может найти занятие, соответствующее его интересам, позволяющее в полной мере раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал. Работа Кружка развивается в двух направлениях: тематические заседания и научная деятельность. Тематические заседания на кафедре проходят ежемесячно, они посвящены интересным и актуальным проблемам инфекционной патологии, дифференциальной диагностике инфекционных болезней. Каждое заседание СНО проходит на высоком уровне. Студенты подробно освещают тот или иной вопрос, используя при этом данные современной литературы, наглядные иллюстративные материалы (схемы, рисунки, таблицы); делают разборы историй болезни, совершенствуя навыки клинического мышления. Научная работа членов СНО на кафедре разнообразна. Основные направления научной деятельности студентов - природно-очаговые инфекции Кировской области, вирусные гепатиты, иерсиниозы, проблема ВИЧ-инфекции.

Чуткий индивидуальный подход научных руководителей к каждому студенту позволяет реализовать себя в качестве молодого ученого. Результатом этого является личное участие студентов в итоговых Всероссийских научных конференциях, в том числе с международным участием, публикация своих работ в сборниках тезисов и научных статей.

Дипломами первой степени были награждены наши студенты на VII Международной Пироговской научной медицинской конференции студентов и молодых ученых в г. Москва, март 2013 (Садыкова Е. М., Казаринова Т. Ю.);

В 2018/2019 году члены СНО выступали с устными докладами на Всероссийских и международных научно-практических конференциях студентов и молодых ученых с международным участием в различных городах Российской Федерации (Киров, Москва, Санкт-Петербург, Рязань, Смоленск, Самара, Екатеринбург, Уфа).

Характеристика клинической базы

Больница является единственным специализированным инфекционным стационаром в г. Кирове и области, где оказывается медицинская помощь больным с инфекционной патологией. Первый специализированный инфекционный стационар на Вятской земле появился в 1955 году. С 1976 года были объединены территориально и административно детский и взрослый инфекционный стационар в здании вновь выстроенной Кировской инфекционной больницы. Лечебная база располагает достаточным коечным фондом. В стационар госпитализируются больные с самыми разнообразными нозологическими формами. Это создает условия для полноценного обучения специалистов. Главные врачи стационара - А.П. Катаев, А.А. Шубин, А.А. Осокина, О. А, Редькина оказывали кафедре постоянную помощь в организации учебного процесса.

Инфекционная больница оказывает стационарную помощь больным как с острыми инфекционными заболеваниями, так и с хроническими инфекциями (хронические вирусные гепатиты, хронический Лайм-боррелиоз).

Организационно-методическая и лечебная работа:

Профессор А. Л. Бондаренко награждена почетными грамотами Минздрава РФ и правительства Кировской области.

Профессор А. Л. Бондаренко и профессор Е. О. Утенкова являются отличниками здравоохранения РФ.

Почетными грамотами Департамента здравоохранения Кировской области многократно награждены профессор А. Л. Бондаренко, профессор Е. О. Утенкова, доцент Т. И. Калужских, доцент Т. В. Егорова, доцент С. В. Аббасова.

Регулярно проводится анализ работы инфекционной больницы - профессор А.Л.Бондаренко;

участие в составлении плана развития инфекционной службы города и области - профессор А.Л.Бондаренко;

проведен анализ исходов Лайм-боррелиоза по материалам городской поликлиники №1 за 2000 - 2004 г.г. - проф. А.Л. Бондаренко, доц. Е.О. Утенкова, март-май 2005 г.;

дана клинико-эпидемиологическая характеристика микст-инфекции клещевого боррелиоза и энцефалита в Кировской области за последние 10 лет - проф. А.Л. Бондаренко, асс. И.В. Зыков;

дана клинико-эпидемиологическая характеристика клещевого энцефалита в Кировской области за последние 10 лет - проф. А.Л. Бондаренко, доц. Е.О. Утенкова, доц. Е.Г. Тихомолова;

дана развернутая клинико-патогенетическая характеристика раннего периода Лайм-боррелиоза - профессор А.Л. Бондаренко, доц. Е.Г. Тихомолова, доц С.В. Аббасова;

постоянно проводится диспансерное наблюдение детей, перенесших Лайм-боррелиоз - асс. Т. В. Егорова;

проведен анализ клинических проявлений и исходов геморрагической лихорадки с почечным синдромом в Кировской области за последние 10 лет - проф. А.Л. Бондаренко, доц. Е. О. Утенкова;

постоянно проводится лечение и диспансерное наблюдение больных хроническим вирусным гепатитом В, С - проф. А. Л. Бондаренко;

проанализированы клинические проявления, исходы, результаты лечения больных гепатитом С - проф. А. Л. Бондаренко, асс. С.В. Барамзина;

постоянно проводится диспансеризация больных микст-гепатитами - профессор А.Л.Бондаренко, асс. М. В. Савиных;

проведен клинико-эпидемиологический анализ заболеваемости иерсиниозами по материалам инфекционной больницы г. Кирова и инфекционных отделений ЦРБ Кировской области за десять лет г.г. - профессор А.Л. Бондаренко, асс. И. В. Зыкова;

проведен клинико-эпидемиологический анализ заболеваемости менингококковой инфекцией по материалам инфекционной больницы г. Кирова за последние 10 лет - профессор А.Л. Бондаренко;

проведен клинико-эпидемиологический анализ заболеваемости инфекционным мононуклеозом в Кировской области Кировской области за 10 лет - профессор А.Л. Бондаренко, доц. Т.И. Калужских, асс. С.В. Барамзина;

проанализированы клинические проявления, осложнения, исходы дифтерии в Кировской области - доц. Т.И. Калужских;

проведение профессорами и доцентами кафедры клинических конференций для врачей инфекционной больницы;

организация и проведение областных, межрегиональных научно-практических конференций для инфекционистов, терапевтов, педиатров, гематологов, невропатологов, акушеров и гинекологов.

Профессора и доценты кафедры регулярно консультируют пациентов в инфекционной больнице и в других ЛПУ города и области.

Подготовка врачей-интернов и ординаторов

За время существования кафедры с 1990 по специальности инфекционные болезни прошли обучение более 50 клинических ординаторов и интернов.

Ординаторы кафедры ежедневно курируют 10-12 больных во всех отделениях инфекционной больницы, где совершенствуют свои практические навыки в соответствии с профилем отделения. Кроме инфекционной больницы обучение проводится в терапевтических отделениях больниц города, туберкулезном и кожно-венерологическом диспансерах. В план работы обязательно входит двухнедельная стажировка в кабинете инфекционных заболеваний одной из поликлиник города, где интерны и ординаторы осваивают особенности работы врача-инфекциониста в условиях поликлиники. Согласно индивидуальному плану, ординаторы и интерны в течение месяца проходят стажировку по месту будущей работы.

За период обучения ординаторам профессор и доценты кафедры читают лекции и проводят семинары согласно рабочим программам, разработанным на основе государственных стандартов Минздрава России. Молодые специалисты принимают активное участие в консилиумах, клинических разборах, проводимых зав. кафедрой. Молодые врачи также участвуют в клинических патологоанатомических конференциях, заседаниях областного общества инфекционистов.

Еженедельно доцентами кафедры проводится обход в отделениях инфекционной больницы. Во время обхода разбираются больные, курируемые интернами и ординаторами. Проверяется овладение ими практическими навыками.

Ординаторы постоянно проводят большую научно-исследовательскую работу. Выступают на конференциях молодых ученых, публикуют статьи и тезисы в региональной, центральной, международной печати. Принимают участие в организации и проведении конференций 6 курса и СНО.

ИсторияГрупп

Высшее медицинское учебное заведение в г. Кирове начало свою историю в 1987 году как филиал Пермского государственного медицинского института, созданный по распоряжению Совета Министров СССР 705-Р от 02.04.1987 и приказу министра здравоохранения РСФСР №333 от 30.04.1987. В 1994 году после успешной аттестации филиалу был присвоен статус Кировского государственного медицинского института, а в 1999 года - Кировской государственной медицинской академии. В 2016 году академия была переименована в университет.

В июле 1990 года под руководством заслуженного деятеля науки РФ, заслуженного работника высшей школы, доктора медицинских наук, профессора В.Н. Дроздова организована кафедра инфекционных болезней с курсами детских инфекций, эпидемиологии и военной эпидемиологии.

Были развернуты научные работы по краевой инфекционной патологии Волго-Вятского региона. В.Н. Дроздов всегда поддерживал тесные научные контакты с кафедрами детских инфекций и инфекционных болезней многих медицинских вузов страны (Москва, Санкт-Петербург, Тбилиси, Ташкент, Свердловск, Барнаул, Хабаровск, Иваново и другие). Серия крупных работ выполнена им совместно с кафедрой биохимии в Кемерове и Кирове по биохимии околоплодных вод и патологии плаценты при внутриутробных инфекциях. Штатными сотрудниками кафедры на момент ее основания являлись: д.м.н., профессор В.Н. Дроздов, к.м.н., доцент Ю.В. Золотарев, ассистенты - к.м.н., О.А. Тимощук, А.А. Паршин, ст. лаборант Е.О. Утенкова. В сентябре 1994 г. заведующим кафедрой стал к.м.н., доцент Ю.В. Золотарев. С февраля 1997 г. кафедру инфекционных болезней возглавляет д.м.н., профессор А.Л. Бондаренко. В 2003 году был создан курс инфекционных болезней факультета повышения квалификации. В 2005 году ФПК преобразован в институт последипломного образования. В настоящее время на кафедре проводятся внебюджетные циклы общего усовершенствования для врачей – инфекционистов. Сотрудники кафедры читают лекции для педиатров, терапевтов и акушеров- гинекологов на кафедрах ИПО.

Клиническую ординатуру и интернатуру на кафедре окончили С.А. Демин, П.И. Серафимин, Н.В. Тарасова, Т.В. Егорова, М.С. Григорович, Л.А. Лопатина, Е.В. Штейн, В.Л. Желтикова, С.В. Аббасова, Т.Н. Чудинова, А.В. Кропанев, Е.В. Колодкина, О.В. Семченкова, Е.А. Рассохина, С.В. Смирнов, И.В. Зыкова, Л.В. Комарова, И.С. Щёкина, Д.В. Усенко, И.Ю. Скворцова, Д.В. Печёнкин, В.Г. Плотникова, Н.Л. Широнина, Е.Р. Ельшина, М.В. Савиных, В.Н. Устюжанинов, О.Н. Любезнова, Н.А. Медведева, Н.А. Седельникова, Л.А. Косолапова, Е.Л. Контякова, Д. Н. Вахрушев, М. Р. Хорошайло, В.В. Сапожникова, Т.Ю. Казаринова, И.В. Плюснина, В. В. Бондаренко, А.И. Слобожанинова, Е.А. Смирнова, Е.В. Наговицына, А.С. Зеленский, М.В. Фоминых, М.С. Кулик, К.Г. Коробицын, А.С. Копосова, М.А. Богер, И.С. Кассина, Ю.С. Колупаев, М.Н. Зворыгин, Ю.С. Завражных, Н. М. Попонин. В настоящее время обучение в клинической ординатуре проходят А. С. Хлыбова, Т. А. Васильева, Ю. П. Слобожанинова, Е. А. Рохин.

Последипломное обучение в аспирантуре прошли В.Н. Устюжанинов, М.В. Савиных, С.В. Барамзина, О.Н. Любезнова, Н.Ю. Быстрых, В.Г. Плотникова, Н.А. Седельникова, Т.В. Жолобова, Е.Л. Контякова, В. В. Сапожникова. В настоящее время в аспирантуре обучается Н. М. Попонин.

За прошедшее время (1990-2018 гг.) на кафедре защищены 2 докторские - Ю.В. Золотарев, Е.О. Утенкова и 20 кандидатских диссертаций.

За годы существования в учебном процессе на кафедре принимали участие работники практического здравоохранения - врачи Кировской инфекционной больницы. Ассистентами-совместителями на кафедре работали Г.Г. Стефанова (врач высшей категории), П.И. Славинский (врач высшей категории), Л.В. Малкова (врач первой категории), Е.Г. Зайцева (врач первой категории), С.В. Егорова (врач высшей категории), Н.Д. Лигостаев (врач высшей категории), Т.В. Глушкова (врач высшей категории), Е.П.

Тихомолова (врач высшей категории), А.С. Чемоданов (врач высшей категории), Ю.Б. Жидков (врач высшей категории), Л.Г Шулятьева (врач высшей категории), А.Н. Красных (врач высшей категории), О.М. Исупова (врач высшей категории), М.В. Попонин (врач высшей категории), А.А. Головенкин (врач высшей категории), Ю.Г. Вотяков (врач высшей категории), В.И. Жуйкова (врач высшей категории), Т.В. Ашихмина, Е.Л. Контякова.

Кафедрой проводится совместная лечебная работа с лечебно-профилактическими учреждениями г. Кирова и области:.С января 2003 года сотрудники кафедры участвуют в повышении квалификации работников практического здравоохранения - проводят циклы усовершенствования для врачей г. Кирова и Кировской области, Нижегородской области, республики Коми.

совместное с итальянским обществом инфекционистов и паразитологов изучение современных особенностей клинических проявлений и лечения хронических вирусных гепатитов (проф.А.Л.Бондаренко);

участие в создании и работе Всероссийского гепатологического форума (проф.А.Л.Бондаренко);

участие в академической мобильности преподавателей с Казахским национальным медицинским университетом (Казахстан, г.Алма-Ата), Тернопольским медицинским университетом (Украина), Витебским медицинским университетом (Беларусь).

2 и 3 марта 2020 года на лекции будет проведен первый этап олимпиады по вакцинации, по результатам которого будут отобраны основные участники на 2 и 3 туры

В целях ликвидации академических задолжностей на кафедре инфекционных болезней 26 февраля и 2 марта 2020 года состоится промежуточная аттестация для студентов, имеющих академические задолжности по инфекционным болезням, по итогам предыдущего семестра. Время приема академических задолжностей с 16:00.

В 2019 г. кафедра инфекционных болезней ФГБОУ ВО "Казанский государственный медицинский университет" (КГМУ) Минздрава России празднует замечательную дату - 35 лет назад начал свою работу на кафедре известный врач, педагог, ученый, профессор Вильдан Хайруллаевич Фазылов.


Вильдан Хайруллаевич родился в Республике Узбекистан. С 1966 по 1972 г. учился в Иркутском государственном медицинском институте. Уже в студенческие годы Вильдан Хайруллаевич увлекся научно-исследовательской работой и за время практической деятельности врача неоднократно выступал с научными докладами на конференциях областного и республиканского уровня, имел научные публикации в различных сборниках, посвященных проблемам энтеровирусных инфекций, дисбиоза кишечника при вирусных гепатитах. Талантливого и добросовестного врача-инфекциониста Лениногорской центральной районной больницы заметила главный инфекционист Минздрава ТАССР, заведующая кафедрой, профессор Диляра Шакировна Еналеева.

В 1984 г. Вильдан Хайруллаевич был приглашен работать на кафедру инфекционных болезней Казанского государственного медицинского института. Под руководством Д.Ш. Еналеевой Вильдан Хайруллаевич активно продолжил свою научную работу и в 1990 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Состояние сосудисто-тромбоцитарного гемостаза и коррекция его нарушений при роже". В 1996 г. была успешно защищена докторская диссертация на тему "Нарушения гемостаза и иммунитета при формировании рецидивов рожи, их терапевтическая коррекция".

С 1995 по 2017 г. профессор В.Х. Фазылов заведовал кафедрой инфекционных болезней, продолжал научное направление кафедры - изучение этиопатогенеза и совершенствование методов специфической корригирующей терапии нарушений гемостаза и иммунных дисфункций у инфекционных больных. В рамках этого научного направления под его руководством защищены 2 докторских и 24 кандидатских диссертации.

В 2003 г. издана монография "Хронические вирусные гепатиты В и С" в соавторстве с Д.Ш. Еналеевой и А.С. Созиновым, в 2011 и 2015 г. она переиздана с дополнениями. Вильдан Хайруллаевич - автор раздела в коллективной монографии Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (СО РАМН) и Научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии СО РАМН "Хантавирусы и хантавирусные инфекции", изданной во Владивостоке в 2003 г. В 2004 г. увидело свет учебно-методическое пособие для студентов факультета социальной работы "Инфекционные болезни", рекомендованное Учебно-методическим объединением (УМО) по образованию в области социальной работы. За последние 5 лет издано 16 учебно-методических пособий, из них 3 с грифом УМО, 2 с грифом Федерального института развития образования.

Вильдан Хайруллаевич ежегодно участвует во всероссийских и международных научно-практических конференциях, в работе Европейской и Американской ассоциаций по изучению болезней печени. За последние 5 лет им опубликовано 160 научных работ, из них 40 статей в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией РАН, 6 статей в журналах, представленных в Scopus/EMBASE. Профессор В.Х. Фазылов имеет авторское свидетельство № 1679686 "Антисептическое средство, повышающее барьерно-защитные функции кожи и слизистых оболочек", патент на изобретение № 2159080 "Способ диагностики развития холе-стаза при острых вирусных гепатитах".

Профессор В.Х. Фазылов успешно сочетает научную деятельность с активной общественной работой в рамках КГМУ Минздрава России, Республики Татарстан и на федеральном уровне. В течение 5 лет был ученым секретарем диссертационного совета К 208.034.01 при КГМУ Минздрава России, остается членом диссертационных советов при КГМУ Минздрава России и ФГБОУ ВО "Башкирский государственный медицинский университет" Минздрава России. Ежегодно участвует в работе диссертационных советов других вузов РФ. Вильдан Хайруллаевич - председатель предметно-проблемной комиссии КГМУ Минздрава России по диагностике, лечению и профилактике инфекционных болезней, член научно-консультативного совета Центральной научно-исследовательской лаборатории, член экспертного совета Учебноме-тодической комиссии при Минздраве России по специальности "лечебное дело", член Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням Координационного совета по области образования "Здравоохранение и медицинские науки" (УМК), внештатный эксперт Республиканского центра судебной медицины Минздрава Республики Татарстан, эксперт страховой компании "Ак Барс-мед" по Республике Татарстан, до 2009 г. был внештатным главным инфекционистом Управления здравоохранения г. Казани.

В течение многих лет В.Х. Фазылов являлся членом редакционного совета "Казанского медицинского журнала", продолжает сотрудничать в редакционных советах журналов "Практическая медицина", "Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение" (журналы входят в Перечень российских рецензируемых научных журналов, рекомендованных Министерством высшего образования и науки Российской Федерации для публикации результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук), а также "Журнала инфекционной патологии" (Ассоциация инфекционистов и госпитальных эпидемиологов Иркутской области).

В 2007 г. В.Х. Фазылов награжден дипломом III степени "Лучший преподаватель 2007 года". В 2013 и 2014 гг. на расширенных заседаниях УМК по инфекционным болезням был одобрен опыт работы кафедры по использованию рейтинговой системы контроля знаний студентов по инфекционным болезням в КГМУ Минздрава России.

Много сил и энергии В.Х. Фазылов уделяет и практическому здравоохранению. В последние 15 лет под его руководством активно разрабатываются и внедряются в практику здравоохранения Республики Татарстан методы диагностики и лечения хронических вирусных гепатитов, в том числе сочетанной инфекции с вирусом иммунодефицита человека. В 2000 г. по инициативе кафедры и под руководством В.Х. Фазылова продолжает успешно функционировать гепатологический кабинет при консультативно-диагностическом отделении Республиканской клинической инфекционной больницы. На его базе научная группа совместно с практическими врачами изучает аспекты патогенеза и клиники я хронических вирусных гепатитов с разработкой современных методов их диагностики и терапии.

Профессор В.Х. Фазылов имеет почетное звание "Заслуженный врач Республики Татарстан". В 2012 г. за многолетнюю и плодотворную научно-практическую работу Указом Президента Республики Татарстан ему присуждено почетное звание "Заслуженный деятель науки Республики Татарстан".

Вильдан Хайруллаевич Фазылов - человек большой эрудиции, обладающий высочайшими организаторскими способностями, талантливый ученый, профессионал своего дела. Его врачебная, научная и педагогическая деятельность - один из ярких примеров истинной преданности медицинской науке.

Коллектив кафедры инфекционных болезней КГМУ Минздрава России, заведующая, доктор медицинских наук, профессор И.М. Хаертынова и коллектив кафедры инфекционных болезней Казанской государственной медицинской академии - филиал ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Минздрава России от всей души поздравляют Вильдана Хайруллаевича с этой знаменательной датой, выражают огромную благодарность за многолетний труд, желают крепкого здоровья и дальнейших творческих успехов.

Студенты, получившие неудовлетворительную оценку на экзамене, будут допущены к пересдаче только во время дополнительной промежуточной аттестации!
18 января состоится дополнительный день сдачи экзамена для студентов, пропустивших по уважительной причине день сдачи экзамена его группы (при себе иметь форму 22)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции