Карантин по инфекционному заболеванию

Карантин - это комплекс противоэпидемических мероприятий, которые направлены на ограничение контактов инфицированного (или подозреваемого в инфицированности) лица/группы лиц. Карантин подразумевает полную изоляцию эпидемического очага, в данном случае – инфицированного ребёнка.

Статья 31 (ФЗ 52-ФЗ от 30.03.1999г.). Ограничительные мероприятия (карантин).
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Это значит, что для выдачи листа нетрудоспособности недостаточно объявления карантина в дошкольном образовательном учреждении. Необходимо подтверждение о введении карантина на данной территории, утверждённое Правительством или региональными властями. Приказ Правительства об объявлении карантина издается только в целях предупреждения распространения опасных инфекционных заболеваний, к которым ОРВИ не относятся.

В Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 18 ноября 2013 г. N 63 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций" говорится о том, что в очагах гриппа и ОРВИ в дошкольных образовательных организациях медицинский персонал ежедневно в течение 7 дней после изоляции последнего больного гриппом и ОРВИ проводит осмотры детей, общавшихся с больным гриппом и ОРВИ, с обязательной термометрией 2 раза в день и осмотром зева. Результаты обследования регистрируются в установленном нормативными документами порядке. С целью предупреждения распространения заболевания гриппом, в коллектив не принимают новых детей и не переводят контактных детей в другие коллективы. С целью предупреждения возникновения последующих случаев заболеваний гриппом и ОРВИ в организованных коллективах детей и взрослых проводят экстренную неспецифическую профилактику в соответствии с главой 12 настоящих санитарных правил. В очагах гриппозной инфекции и ОРВИ организуется комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусматривающий обязательное обеззараживание посуды, воздуха и поверхностей в помещениях с использованием эффективных при вирусных инфекциях дезинфицирующих средств и методов, разрешенных к применению, а также текущую влажную уборку и проветривание помещений. При получении экстренного извещения о регистрации 5 и более случаев заболеваний с симптомами респираторной инфекции (гриппом или ОРВИ) в дошкольных образовательных организациях, оздоровительных и медицинских организациях, организациях социального обеспечения специалистами органа, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проводится эпидемиологическое исследование очага инфекции и организуется (определяется) комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В медицинских организациях, детских образовательных и оздоровительных организациях, организациях социального обеспечения обеспечивается соблюдение текущей дезинфекции химическими дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению, соблюдение масочного режима, гигиенической обработки рук, обеззараживания и очистки воздуха с применением технологий прошедших оценку соответствия и разрешенных к применению, в том числе ультрафиолетовое облучение и проветривание помещений.

Введение ограничительных мероприятий (или запрещение) как в целом по субъекту Российской Федерации, так и избирательно в муниципальных образованиях (городах, районах при отсутствии превышения в целом по субъекту) проводится при превышении порогового уровня заболеваемости гриппом среди совокупного населения более 20%. Принятие решения о приостановлении учебного процесса в детских образовательных организациях (досрочном роспуске школьников на каникулы или их продлении) принимается в случае отсутствия по причине гриппа и ОРВИ 20% и более детей;

Самым надёжным методом защиты от заболевания гриппом является ежегодная вакцинация медицинскими иммунобиологическими препаратами, разрешенными к применению и зарегистрированными на территории Российской Федерации в установленном порядке. Ежегодно более 7000 детей ЗАТО г. Североморск прививаются против гриппа. Вакцины против гриппа надёжно защищают детей от сезонных штаммов вируса гриппа. своевременно вакцинированные против гриппа дети не дают тяжёлых осложнений при заболевании вирусными инфекциями.

Руководители дошкольных образовательных учреждений, в период официального объявления карантина по гриппу, имеют право не допустить в учреждение детей не привитых против сезонного гриппа в данном году.

Казахстанско-Российский Медицинский Университет

Проверил: Аманжолова Т.К.

Режим карантина. 3

Карантин - режимно-ограничительное мероприятие в системепротивоэпидемического обслуживания населения, предусматривающее полную изоляцию контактных лиц, обеспечиваемую вооруженной охраной, при возникновении очагов особо опасных инфекций. При менее опасных инфекциях карантин означает введение некоторых мероприятий по разобщению лиц, бывших в контакте с больным, запрещение приема новых или перевода детей из группы в группу организованных в коллективах, недопущение лиц, общавшихся с больным, в детские коллективы, на пищевые предприятия, ограничение их контакта с другими лицами. Характер мероприятий по разрыву путей передачи инфекции зависит от эпидемиологии заболевания и степени устойчивости возбудителя во внешней среде. Успех обеспечивают общесанитарные мероприятия, которые проводят независимо от наличия заболеваний, — санитарный контроль за водоснабжением и пищевыми продуктами, очистка населенных мест, борьба с выплодом мух и т.д. Общесанитарные мероприятия играют роль в профилактике кишечных инфекционных болезней. Кроме общесанитарных мероприятий, большое значение в пресечении дальнейшей передачи инфекции играют дезинфекция, дезинсекция и дератизация.

Карантинными (ограничительными) мерами являются:

а) оцепление очага;

б) запрещение выезда из него без предварительной обсервации;

в) организация прямого транзита, перевалочных пунктов и ограничение транспортных связей очага с другими территориями;

г) организация строгой системы вывоза из очага и ввоза в него сырья, товаров и продуктов;

д) организация санитарно-карантинных пунктов на транспорте, в аэропортах, на вокзалах, в речных и морских портах;

е) ограничение водопользования для бытовых, хозяйственных, рекреационных нужд;

ж) ограничение посещения тех участков территории, где выявлены опасные для человека эпизоотии;

з) ограничение массовых мероприятий, ярмарок, торговли и др.

Очаг оцепляется путем выставления внутренних и наружных постов, внутреннюю охрану обеспечивают органы внутренних дел, которые выставляют осты на основных транспортных магистралях и посты охраны в мед. учреждениях - больницах, обсерваторах, изоляторах, моргах, лабораториях. Снабжение карантинной зоны продовольствием, медикаментами, оборудованием осуществляют через перевалочные базы с разгрузочно-погрузочной площадкой и дезинфекционным пунктом. Необходимо обеспечить полное разобщение лиц, работающих в зоне карантина, от доставляющих или принимающих для вывоза грузы.

Обязанности медицинских работников при подозрении или выявлении больного особо опасными инфекциями

1) Изолировать больного внутри палаты, поставить в известность зав.отделением. При подозрении на чуму потребовать для себя противочумный костюм и необходимые препараты для обработки кожи и слизистых, укладку для взятия материала для бактериологического исследования и дезсредства. Врач не выходит из палаты и никого не впускает в палату. Обработку слизистых, надевание костюма врач производит в палате. Для обработки слизистых используют раствор стрептомицина (в 1 мл -250 тыс.ед.), а для обработки рук и лица - 70° спирт (можно использовать для обработки слизистой носа 1% раствор проторгола, для закапывания в глаза - 1% раствор азотно-кислого серебра, для полоскания рта - 70° спирт).

2) Обеспечить уход за больным с соблюдением противоэпидемического режима.

3) Произвести забор материала для бактериологического исследования.

4) Приступить к специфическому лечению больного.

5) Перевести контактных с больным в другое помещение (переводит персонал, одетый в противочумный костюм 1 типа).

6) Контактные с больным перед переходом в другое помещение проходят частичную санобработку (ЧСО) с обеззараживанием глаз, носоглотки, рук.

Перечень инфекционных заболеваний , при угрозе возникновения

и распространения которых вводятся ограничительные

мероприятия , в том числе карантин:

3. Желтая лихорадка

4. Тяжелый острый респираторный синдром

5. Вирусные геморрагические лихорадки, в том числе:

1) лихорадка Эбола

2) болезнь Марбурга

3) лихорадка Ласса

6. Вирусные гепатиты с фекально-оральным механизмом передачи

7. Тифо-паратифозные заболевания

10. Другие острые кишечные инфекции

11. Воздушно-капельные инфекции

При инфекциях дыхательных путей фактором передачи является воздух, поэтому столь трудны меры по разрушению механизма передачи, особенно в больничных условиях и организованных коллективах. Разработка способов и приборов для дезинфекции воздуха в таких условиях необходима, и такая работа ведется. Для индивидуальной профилактики в очаге инфекции рекомендуется ношение марлевых повязок.

Перерыв механизма передачи при инфекциях наружных покровов достигается повышением общей и санитарной культуры населения, улучшением жилищных условий, санитарной обстановки в быту и на производстве. Огромное значение мер по перерыву механизма передачи ярко проявляется при болезни кровяной группы, при которых фактором передачи является живой переносчик (вши,комары, клещи и др.).

Мероприятия по повышению невосприимчивости населения сводятся как к общеукрепляющим мерам, повышающим неспецифическую резистентность организма, так и к созданию специфического иммунитета проведением профилактических прививок.

Направленность мероприятий зависит от особенностей инфекции. Наряду с комплексным подходом к противоэпидемической деятельности решающими будут меры, направленные на наиболее уязвимое и доступное звено. Так, при кишечных инфекциях основу профилактики составляет комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на перерыв путей передачи больным и предупреждение заражения населения. В то же время эти мероприятия малоэффективны при инфекциях дыхательных путей, так как практически невозможно прервать чрезвычайно активно действующий при них аэрозольный механизм передачи возбудителей инфекции. Регулирует заболеваемость инфекциями дыхательных путей иммунологический фактор. В связи с этим решающую роль в профилактике этой группы инфекций играют меры по специфической иммунизации населения с целью создания вы прослойки коллективного иммунитета. Соответственно, те болезни, в борьбе с которыми разработаны вакцины, относятся к управляемым средства иммунопрофилактики. К таким инфекциям относят ряд аэрозольных антропонозов (корь, дифтерия, коклюш, эпидемический паротит и др.). К инфекциям, управляемым санитарно-гигиеническими мероприятиями, относят антропонозы с фекально-оральным механизмом передачи (шигеллезы, брюш тиф, вирусные гепатиты А и Е и др.).

Однако при полиомиелите устойчивость снижение заболеваемости стало возможным лишь после разработки и использования живой вакцины. Профилактика заболеваемости людей эдонозами домашних животных обеспечивается санитарно-ветеринарными мероприятиями и прививками, а природно-очаговыми инфекциями режимно-ограничительными и прививочными мероприятиями. Удельный вес отдельных мероприятий различен и зависит не только от характера инфекции, но и от той санитарно-эпидемиологической ситуации, в которой их проводят.

Система регистрации инфекционных больных, принятая в нашей стране, обеспечивает:

1) своевременную осведомленность санитарно-эпидемиологических учреждений и органов здравоохранения о выявлении случаев инфекционных заболеваний в целях принятия всех необходимых мер для предотвращения их распространения или возникновения эпидемических вспышек;

2) правильный учет инфекционных заболеваний;

3) возможность проведения оперативного и ретроспективного эпидемиологического анализа.

Все медицинские данные об инфекционных больных заносятся в основную медицинскую документацию, соответствующую специфике лечебно-профилактических учреждения (ЛПУ): медицинскую карту стационарного больно, медицинскую карту амбулаторного больного, историю развития ребенка, медицинскую карту больного венерическим заболеванием и др. В общепринятом порядке на каждый случай заболевания заполняют статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов, талон амбулаторного пациента. На каждый случай заболевания (подозрения), необычной ре на прививку, укус, ослюнение животными заполняют экстренное известие об инфекционном заболевании, пищевом, профессиональном отравление, необычной реакции на прививку — форма № 58. Извещение отсылают в течение 12 ч в территориальный центр санэпиднадзора по месту регистрации заболевания (независимо от места жительства больного). ЛПУ, уточнившее или изменившее диагноз, обязано составить новое экстренное извещение и в течение 24 ч отослать его в центр санэпиднадзора по месту обнаружения заболевания, указав измененный диагноз, дату его установления, первоначальный диагноз и результаты лабораторного обследования.

Для персонального учета инфекционных больных и последующего контроля полноты и сроков передачи информации в центр санэпиднадзора сведения из экстренного извещения вносят в специальный журнал учета инфекционных заболеваний.

Как мы видим, карантин - режимно-ограничительное мероприятие в системепротивоэпидемического обслуживания населения, предусматривающее полную изоляцию контактных лиц, обеспечиваемую вооруженной охраной, при возникновении очагов особо опасных инфекций. Это очень отсветственная и важная работа для населения. Благодаря карантину, можно быстро избавляться от очагов поражения ВБИ и людей предупреждать о вспышке ВБИ. Карантин очень сложное мероприятие, которое жизненно важно для населения.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2004 года N 139 Об утверждении Правил осуществления ограничительных мероприятий, в том числе карантина, и перечня инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия, в том числе карантин.

Районный отдел образования администрации Тоцкого района

Карантин в детском саду. Что нужно знать родителям

Карантина страшатся не только родители детей, которые ходят в детский сад, но и работники садиков. Возможно, по этой причине права детей и родителей обычно не разъясняются, а обязанности детских садов зачастую скрываются и не соблюдаются. Разберёмся — кто что обязан, у кого есть какое право.

Сколько детей должны заболеть для объявления карантина в группе?

Зависит от болезни.

Если речь идёт о сезонных заболеваниях (простуда, грипп), то должно набрать 20% детей, посещающих группу.

В случае с другими инфекционными (заразными) заболеваниями достаточно одного заболевшего.

Сколько дней длится карантин?

Он рассчитывается исходя из продолжительности инкубационного периода конкретного заболевания. Инкубационный период — это время, которое может пройти от периода контакта с носителем инфекции до первого проявления симптомов заболевания.

Длительность карантина:

грипп и скарлатина — 7 дней;

ветрянка, краснуха, свинка (паротит) — 21 день;

менингококковая инфекция — 10 дней;

вирусный менингит — 7 дней;

кишечная инфекция — 7 дней.

Должны ли предупредить родителей о карантине?

Обязаны, причём в тот же день, когда поступила официальная информация о диагнозе заболевшего ребёнка. В информации о карантине должен быть написан номер приказа, согласно которому он объявлен.

В идеале, обязаны предупредить родителей о подозрениях на заболевание.

Можно ли ходить в садик во время карантина?

Зависит от многих причин.

Если ваш ребёнок ходил в садик в тот день, когда был объявлен карантин (то есть имеется вероятность того, что он контактировал с заболевшим ребёнком), то ходить можно. А можно и не ходить — это как пожелают родители.

Если ребёнок по какой-то причине отсутствовал в садике в тот день, когда был выявлен носитель инфекции, руководство садика имеет право отказаться принять вашего ребёнка. В некоторых случаях возможен перевод ребёнка в другую группу.

Отказ в посещении садика возможен также при карантине по заболеванию, от которого делаются прививки, если у вашего ребёнка отсутствует эта прививка.

Могут ли объединять группы, если по причине болезни в них ходит мало детей?

Не могут, потому что за снижением посещаемости группы на 20% и более должно последовать объявление карантина, а во время карантина дети не должны пересекаться друг с другом.

Какие ограничения накладываются на группу, в которой объявлен карантин?

Запрещается:

гулять на участках других групп,

участвовать в массовых мероприятиях,

проводить музыкальные или физкультурные занятия вне группы (как вариант, их можно проводить после того, как они закончатся у всех остальных групп).

Усиливается соблюдение санитарного режима:

влажная уборка проводится 2 раза в день,

ежедневно помещения кварцуются,

посуда и игрушки моются с применением дезинфицирующих средств,

помещения проветриваются чаще, чем обычно.

Во время карантина детям не проводят вакцинацию.

Кто несёт ответственность за объявление и соблюдение карантина в детском саду?

Заведующая и медработник.

Имеют ли право в поликлинике отказать в выдаче больничного на время карантина в детском саду?

Нет, не имеют! Даже если ваш ребёнок полностью здоров и не был в контакте с носителем инфекции. Хотя в этом случае вы можете требовать предоставить вам место в другой группе садика.

Закон, который регулирует вопрос выдачи больничных, в том числе и на случай объявления в детском саду карантина, — Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ.

Можно ли ходить с ребёнком в театр, кино, магазин, если в садике объявлен карантин, но ребёнок не болеет?


Диагностические исследования и профилактические прививки

Как остановить распространение болезни на борту

От момента контакта с возбудителем и до появления первых симптомов может пройти от нескольких часов до нескольких дней. Желудочно-кишечный вирус чаще всего проявляется тошнотой, рвотой и диареей; респираторная инфекция вызывает симптомы простуды и гриппа, кашель с мокротой. Очень важно вовремя распознать первые признаки болезни, как можно раньше принять меры по ограничению ее распространения и защитить от заражения других членов экипажа.

В том случае, если на судне все-таки произойдет вспышка болезни, зараженных членов экипажа нужно изолировать до тех пор, пока не будет установлена ее причина или пока не появится возможность эвакуировать моряков. В случае серьезной инфекции, когда капитан посчитает необходимым организовать отправку больных членов экипажа на берег, эвакуация моряков в местную больницу должна быть проведена таким образом, чтобы не заразить других моряков и медицинский персонал.

Продолжительность карантина на борту зависит от самой болезни. Скорее всего, он будет действовать, пока все члены экипажа не избавятся от симптомов инфекции и не истечет ее инкубационный период.

План действий в случае вспышки инфекционного заболевания на борту

Лиз Бо считает, что существенно сократить риск распространения инфекции можно, если следовать плану действий, разработанному для каждого судна в отдельности, и утверждает, что многие компании уже начали вводить такие планы на свои теплоходы. Она настоятельно рекомендует комсоставу позаботиться, чтобы все члены экипажа прошли соответствующий инструктаж и знали, как минимизировать распространение инфекции, что делать, если они обнаружат у себя или коллег опасное заболевание.

Эффективный план действий в идеале должен предусматривать разные уровни готовности, чтобы моряки следовали продуманным процедурам в случае подозрения на вспышку или его подтверждения. Информацию о массовом заражении при этом необходимо передавать в органы здравоохранения на берегу, чтобы можно было составить точное представление о картине вспышек и эффективнее бороться с их распространением.

Диагностика и медицинские услуги

Альтернативным решением является телемедицина, которая в некоторых случаях может быть более предпочтительной, поскольку в этом случае ситуацию оценивает медицинский специалист.

Однако лучше не доводить дело до лечения, а постараться предотвратить заражение. Для моряков это непростая задача, ведь по роду своей работы они часто оказываются в неблагоприятных, с точки зрения инфекций, регионах. Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) призывает членов экипажей следить за вспышками эпидемий и внимательнее подходить к вопросам своего здоровья.

Так, недавно стало известно о вспышке холеры в Мозамбике и Йемене. Это крайне опасное заболевание вызывает бактерия Vibrio cholerae, которая попадает в организм при приеме зараженной пищи или воды. Холера становится причиной обильной потери жидкости, а обезвоживание может привести к летальному исходу в течение нескольких часов. В первую очередь, необходимо отказаться от местной пищи и воды, которая может стать причиной заболевания. Кроме того, важна гигиена – частое мытье рук, безопасное приготовление и хранение пищевых продуктов. При этом холера – излечима. Для этого ВОЗ рекомендует использовать оральные регидратационные соли (ОРС): стандартный пакет ОРС ВОЗ/ЮНИСЕФ разводят в 1 литре чистой воды и дают заболевшему. В первый день для лечения обезвоживания средней степени взрослым пациентам может потребоваться до 6 литров ОРС.

Заболевание может развиться даже на фоне приема специальных препаратов, если они неправильно подобраны для стран, в которые заходят суда, и при их неверной дозировке. Чтобы не привлекать комаров, важно создать на судне неподходящие для них условия: опорожнить или прикрыть емкости, где может скапливаться жидкость, выключить большую часть освещения на судне в ночное время, установить обработанные инсектицидами москитные сетки. При ранней диагностике заболевание можно вылечить, поэтому важно знать о первых симптомах: это высокая температура, озноб, повышенная потливость, мышечная и головная боль, тошнота, рвота и желтуха.


Изоляция инфицированных детей: нахождение и питание в пределах одной группы, прогулки только при отсутствии пересечения с другими группами.


Начнём с того, что такое карантин.

Карантин - это комплекс противоэпидемических мероприятий, которые направлены на ограничение контактов инфицированного (или подозреваемого в инфицированности) лица/группы лиц.

Карантин подразумевает полную изоляцию эпидемического очага, в данном случае – инфицированного ребёнка.

При каких заболеваниях накладывается карантин и на какой срок?

Срок карантинных мероприятий зависит от инфекционного заболевания, по которому наложен карантин.

  • Ветряная оспа, краснуха, паротит – 21 день
  • Кишечная инфекция – 7 дней
  • Менингококковая инфекция - 10 дней
  • Энтеровирусная инфекция 10 дней
  • Менингит – 21 день
  • ОРВИ, грипп, скарлатина – 7 дней

Карантинные меры в группе - что это?

  • Изоляция инфицированных детей: нахождение и питание в пределах одной группы, прогулки только при отсутствии пересечения с другими группами.
  • Запрет на проведение коллективных массовых мероприятий, а также занятий физкультурой и музыкой в общем зале, плавание в бассейне и т.д.
  • На время карантина новые, отсутствующие и не контактировавшие с больным ребенком дети в группу не принимаются
  • Проведение дополнительной дезинфекции всех помещений: дважды в день проводится влажная уборка помещений дезинфицирующими средствами; из обихода исключаются мягкие игрушки, игрушки из других материалов ежедневно в конце дня моются горячей водой с моющим средством; проводится дезинфекция воздушной среды с использованием ультрафиолетового облучения или других способов, разрешенных для этих целей, не менее четырех раз в день проводится проветривание (по 8 - 10 минут).
  • Обследование работников пищеблока, контактных воспитателей на наличие данной инфекции.

НЕТ! Объединять группу на карантине с другими группами нельзя. Карантинные мероприятия и подразумевают разобщение: инфицированные и здоровые дети не должны пересекаться друг с другом, чтобы не распространять заболевание по другим группам. Причина – малая посещаемость группы, – не может быть обоснованием для объедения групп по СанПиНу!

Можно ли водить ребенка в сад во время карантина?

На время карантина в группу прекращается приём новых и временно отсутствующих детей, не имеющих иммунитета к данной инфекции, то есть тех детей, которые не прививались от этого заболевания или не перенесли его ранее.

Обращаю внимание, что при ряде инфекционных заболеваний стойкий иммунитет не формируется. Дети из группы с наложенным карантином на весь период не допускаются к участию в массовых мероприятиях ДДУ.

В интернете вы найдете информацию, что: "больничный лист выдается родителю, если он обратится. " - и далее непонятные ссылки на законы об обязанностях врачей, временной нетрудоспособности и т.д.

С одной стороны - да, ребёнка не берут в сад по медицинским показаниям, поэтому будьте добры выдать лист нетрудоспособности, но не все так просто.

Разберемся в этом вопросе. Обращаемся к правовым документам.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ (в часть 6 статьи 6 внесены изменения от 01.09.2013), гласит:

. Если карантину подлежат дети в возрасте до 7 лет, посещающие дошкольные образовательные организации, или другие члены семьи, признанные в установленном порядке недееспособными, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу (одному из родителей, иному законному представителю или иному члену семьи) за весь период карантина.

Итак, читаем данный документ:

При карантине листок нетрудоспособности по уходу за ребёнком до 7 лет, посещающим дошкольное образовательное учреждение, или за членом семьи, признанным в установленном порядке недееспособным, выдается лечащим врачом, который осуществляет наблюдение за ребенком (за членом семьи, признанным в установленном порядке недееспособным), одному из работающих членов семьи (опекуну) на весь период карантина, установленного на основании решения Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц, федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения, принимаемого в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Что это значит? Для выдачи листа нетрудоспособности недостаточно объявления о карантине в саду. Родитель обязан предоставить лечащему врачу документ об объявлении карантина Правительством или региональными властями. А Приказ Правительства об объявлении карантина издается только для опасных инфекционных заболеваний.

Поэтому в данной ситуации ответственность полностью ложится на родителя, который самостоятельно находит способ ухода за ребенком на дому. Как вариант - отпуск очередной или отпуск без содержания, близкие родственники и т.д.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №209 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Вахитовского района г.Казани

Визитная карточка

У нас учатся: 172 ребенка
У нас учат: 17 педагогов

Детские инфекционные болезни известны с древности. Письменные источники Месопотамии, Китая, древнего Египта (II-III век до н.э.) указывают на описание случаев столбняка, полиомиелита, рожи, эпидемического паротита и лихорадочных состояний у детей. И только с XX века введена вакцинопрофилактика таких заболеваний. Исторически сложилось так, что инфекционные болезни, встречающиеся преимущественно у детей, и называются детскими.

Итак, детские инфекции – это группа инфекционных заболеваний, которые регистрируются в подавляющем большинстве в детской возрастной группе, передаются от больного к здоровому ребенку и способных приобретать эпидемическое распространение (то есть обретать вспышечный или массовый характер).

С чем может быть связано выделение детских инфекций в отдельную группу? В силу высокой распространенности первая встреча с возбудителем инфекции происходит именно в детском возрасте. В редких случаях ребенку удается дожить до взрослого состояния, не инфицировавшись от больных или носителей возбудителей этих инфекционных заболеваний. После перенесенного заболевания формируется стойкий (порою пожизненный) иммунитет, поэтому большинство взрослых уже повторно этими заболеваниями не страдают.
В силу тесных контактов в детской возрастной группе при возникновении одного заболевшего практически всегда наблюдается инфицирование остальных.

Какие инфекции называют детскими?

1. Традиционные детские болезни с аэрогенным механизмом заражения (краснуха, ветряная оспа, коклюш, дифтерия, корь, скарлатина, эпидемический паротит, полиомиелит, пневмококковая инфекция, гемофильная инфекция)
2. Инфекции, встречаемые как в детской возрастной группе с возможностью развития вспышек заболевания в коллективах, так и среди взрослых с различными механизмами заражения (менингококковая инфекция, инфекционный мононуклеоз, острые респираторные заболевания, острые кишечные инфекции, острый вирусный гепатит А).

Практически любым инфекционным заболеванием ребенок может заразиться при наличии случайного контакта с больным. Исключение составляет первый год жизни малыша, когда в его крови циркулируют материнские антитела ко многим заболеваниям, что предохраняет его организм от заражения при встрече с инфекционным патогеном.

Причины возникновения детских инфекций

Источник инфекции – человек. Это может быть больно клинически выраженной формой болезни, бессимптомной формой болезни, а также носитель инфекционного возбудителя.

Один из частых вопросов родителей: когда становится заразен больной и как долго он может заразить?

Заразный период при детских инфекциях

Механизм заражения при традиционных детских инфекциях – аэрогенный, а путь заражения: воздушно-капельный. Заразна носоглоточная слизь, бронхиальный секрет (мокрота), слюна, которые при кашле, чихании, разговоре больной может разбрызгивать в виде мелкодисперсного аэрозоля на расстоянии 2-3х метров от себя. В зоне контакта оказываются все дети, находящиеся вблизи с заболевшим. Некоторые возбудители прекрасно распространяются на расстоянии. Например, вирус кори в холодное время года может распространяться по вентиляционной системе в отдельно взятом здании (то есть больные могут быть из одного подъезда дома, к примеру). Также имеет эпидемиологическое значение контактно-бытовой путь передачи (предметы обихода, игрушки, полотенца). В этом отношении все зависит от устойчивости возбудителей во внешней среде. Но, несмотря на это, примером может послужить высокая инфицированность при ветряной оспе контактно-бытовым путем при устойчивости вируса во внешней среде всего в течение 2х часов. Возбудители скарлатины и дифтерии высокоустойчивы во внешней среде, поэтому контактно-бытовой путь также является значимым. Также при некоторых болезнях инфицирование происходит фекально-оральным путем (кишечные инфекции, гепатит А, полиомиелит, например), причем факторами передачи могут явиться как предметы обихода – игрушки, мебель, посуда, так и инфицированные продукты питания.

Восприимчивость к детским инфекциям достаточно высокая. Разумеется, специфическая профилактика (вакцинация) делает свое дело. За счет нее создается иммунологическая прослойка невосприимчивых лиц к кори, эпидемическому паротиту, полиомиелиту, коклюшу, дифтерии. Однако достаточно уязвимыми остаются непривитые дети, относящиеся к группе риска. При детских инфекциях характерно частое возникновение коллективных вспышек инфекции.

Особенности течения детских инфекций

Детские инфекционные заболевания имеют четкую цикличность. Выделяют несколько периодов
болезни, перетекающих один из другого. Выделяют: 1) инкубационный период; 2) продромальный период; 3) период разгара болезни; 4) период реконвалесценции (ранней и поздней).

Инкубационный период – это период с момента контакта ребенка с источником инфекции до появления симптома болезни. В этот период ребенок называется контактным и находится на карантине (под наблюдением медицинских работников). Карантин может быть минимальным и максимальным. Обычно период карантина устанавливается на срок максимального периода инкубации. В этот период следят за здоровьем контактного ребенка – измеряют температуру, следят за появлением симптомов интоксикации (слабость, головные боли и другие).

Краснуха от 11 до 24 дней
Корь от 9 до 21 дня
Ветрянка от 10 до 23 дней
Скарлатина от нескольких часов до 12 суток
Коклюш от 3 до 20 дней
Дифтерия от 1 часа до 10 дней
Эпидемический паротит (свинка) от 11 до 26 дней
Полиомиелит от 3 до 35 дней
Гепатит А от 7 до 45 дней
Дизентерия от 1 до 7 дней
Сальмонеллез от 2 часов до 3 дней

Как только появится одна из жалоб, наступает второй период – продромальный, что напрямую связано с началом болезни. В большинстве своем начало болезни при детских инфекциях острое. Ребенка беспокоит температура, симптомы интоксикации (слабость, озноб, головные боли, утомляемость, потливость, снижение аппетита, сонливость и другие). Температурная реакция может быть различной, но у подавляющего большинства детей - правильного типа лихорадка (с максимумом к вечеру и снижением по утрам), высота лихорадки может варьировать в зависимости от патогенности возбудителей детских инфекций, инфицирующей дозы, реактивности самого детского организма. Чаще это фебрильная температура (более 38°) с пиком к концу первых-вторых суток болезни. Продолжительность продромального периода разная в зависимости от вида детского инфекционного заболевания, но в среднем 1-3 дня.

Период разгара болезни характеризуется специфическим симптомокомплексом (то есть симптомами, характерными для конкретной детской инфекции). Развитие специфических симптомов сопровождается продолжающейся лихорадкой, длительность которой различная при разных инфекциях.

Специфический симптомокомплекс – это последовательное возникновение определенных симптомов. Для коклюша – это специфический кашель, имеющий характер сухого и приступообразного с несколькими короткими кашлевыми толчками и глубоким свистящим вдохом (репризом). Для эпидемического паротита (свинки) – это воспаление околоушных, подчелюстных и подъязычных слюнных желез (припухлость околоушной области, болезненность при дотрагивании, одутловатость лица, боли в пораженной области, сухость во рту). Дифтерия характеризуется специфическим поражением ротоглотки (увеличение миндалин, отек и появление характерного фибринозного сероватого налета на миндалинах). Для гепатита А период разгара проявляется появлением желтухи. При полиомиелите – характерное поражение нервной системы.

При краснухе сыпь имеет мелкопятнистый, а затем и пятнисто-папулезный характер, возникает преимущественно на разгибательных поверхностях конечностей и туловище – спина, поясница, ягодицы, фон кожи не изменен. Сначала появляется на лице, затем в течение дня распространяется на туловище. Исчезает бесследно.

Сыпь при краснухе

При кори наблюдается пятнисто-папуллезная сыпь, характерна нисходящая последовательность высыпаний (1 день сыпи – лицо, волосистая часть головы, верхняя часть груди, 2й день сыпи – туловище и верхняя половина рук, 3й день сыпи – нижняя часть рук, нижние конечности, а лицо бледнеет), сыпь склонна к слиянию, после исчезновения сохраняется пигментация кожи. Иногда сыпь при краснухе напоминает коревую. В этой ситуации на помощь доктору приходит специфический симптом – пятна Филатова-Коплика (на внутренней стороне щек белесовато-зеленоватые папулы, появляющиеся на 2-3 день болезни).

Пятна Филатова при кори

При ветряной оспе мы видим везикулезную сыпь (пузырьковую), элементы которой расположены на фоне покраснения. Сначала это пятно, затем оно возвышается, образуется пузырек с серозной прозрачной жидкостью, затем пузырек подсыхает, жидкость исчезает и появляется корочка. Характерны подсыпания с повторными подъемами температуры раз в 2-3 дня. Период от момента появления сыпи до полного отпадания корочек длится 2-3 недели.

Сыпь при ветрянке

При скарлатине на гиперемированном фоне кожи (фоне покраснения) появляется обильная мелкоточечная сыпь. Сыпь интенсивнее в области кожных складок (локтевые сгибы, подмышечные впадины, паховые складки). Носогубный треугольник бледный и свободный от сыпи. После исчезновения сыпи шелушение, продолжающееся 2-3 недели.

Сыпь при скарлатине

Носогубный треугольник при скарлатине

Сыпь при менингококцемии

Заболевание Сроки появления сыпи Длительность периода высыпаний (в среднем)
Краснуха конец 1го-2й дни болезни 2-5 дней
Корь 3-4й дни болезни 5-7 дней
Ветряная оспа 2й день болезни 1-1,5 недели
Скарлатина конец 1го дня 5-6 дней
Менингококковая инфекция на 6-14 час болезни! (то есть первые сутки) 8-10 дней

Помимо сыпи, любая детская инфекция характеризуется лимфаденопатией (увеличением определенных групп лимфатических узлов) . Участие лимфатической системы – неотъемленная часть инфекционного процесса при инфекциях. При краснухе наблюдается увеличение заднешейных и затылочных лимфоузлов. При кори увеличиваются шейные лимфоузлы, при ветряной оспе – заушные и шейные, а при скарлатине - переднешейные лимфоузлы. При мононуклеозе – сильное увеличение заднешейных лимфоузлов (пакеты лимфоузлов видны при поворотах головы ребенка).

Период реконвалесценции (выздоровления) характеризуется угасанием всех симптомов инфекции, восстановлением функций пораженных органов и систем, формированием иммунитета. Ранняя реконвалесценция длится до 3х месяцев, поздняя реконвалесценция затрагивает период до 6-12 месяцев, а реже - дольше.

Другой особенностью детских инфекций является многообразие клинических форм. Выделяют
манифестные формы (с характерными симптомами болезни) легкой, среднетяжелой, тяжелой степени, стертые формы, субклинические (бессимптомные), абортивные формы (прерывание течения инфекции).

Ожидаемой сложностью инфекций у детей является и опасность быстрого развития тяжелых
осложнений. Это могут быть: инфекционно-токсический шок в начале болезни (критическое падение давления, что чаще наблюдается при менингококковой инфекции, скарлатине), нейротоксикоз при высокой температуре (развивающийся отек головного мозга), внезапная остановка дыхания или апное при коклюше (за счет угнетения дыхательного центра), синдром истинного крупа при дифтерии (за счет мощного токсического отека ротоглотки), вирусные поражения головного мозга (краснушный энцефалит, коревой энцефалит, ветряночные энцефалиты), синдром обезвоживания (при острых кишечных инфекциях), бронхообструктивный синдром, гемолитикоуремический синдром, ДВС-синдром.

Учитывая все вышеизложенное, необходимо сохранять критичное отношение к состоянию ребенка и своевременно обращаться за медицинской помощью.

Симптомы детских инфекций, требующие обращения к врачу

1) Фебрильная температура (38° и выше).
2) Выраженные симптомы интоксикации (вялость, сонливость ребенка).
3) Появление сыпи.
4) Рвота и выраженная головная боль.
5) Появление любых симптомов на фоне высокой температуры.

Диагностика детских инфекций

Постановка предварительного диагноза проводится врачом-педиатром. Имеют значение: контакт пациента с другими больными с инфекцией, данных о вакцинации (прививках), характерные симптомы инфекции.

Окончательный диагноз выставляется после лабораторных исследований.
- Неспецифические методы (общий анализ крови, мочи, испражнений, биохимические исследования крови, исследования электролитов крови), инструментальные методы диагностики (рентгенография, УЗИ, МРТ по показаниям)
- Специфические методы для выявления возбудителей и/или их антигенов (вирусологический, бактериологический, ПЦР), а также для выявления антител к возбудителям в крови (ИФА, РНГА, РТГА, РА, РПГА и другие).

Основные принципы лечения детских инфекций

Цель лечения - выздоровление маленького пациента и восстановление нарушенных функций органов и систем, достигается решением следующих задач:
1) борьба с возбудителем и его токсинами;
2) поддержание функций жизненно-важных органов и систем;
3) повышение иммунологической реактивности (сопротивляемости) организма ребенка;
4) профилактика осложнений детской инфекции.

Задачи лечения осуществляются проведением следующих мероприятий:
1. Своевременное выявление и при необходимости госпитализация больного ребенка, создание ему охранительного режима – постельного при тяжелом и среднетяжелом состоянии, полноценное питание, питьевой режим.
2. Этиотропная терапия (специфические препараты, направленные на подавление роста или уничтожение возбудителя инфекции). В зависимости от инфекции назначаются антибиатериальные препараты, противовирусные средства. Неправильная трактовка диагноза и назначение этиотропного лечения не по профилю приведет к возможному утяжелению инфекции и развитию осложнений.
3. Патогенетическая терапия связана в основном с инфузионной терапией растворов определенной направленности (глюкозо-солевые растворы, коллоиды, препараты плазмы, крови), а также специфических парентеральных препаратов (ингибиторы протеаз, глюкокортикостероиды и другие), иммуномодуляторов.
4. Посиндромная терапия проводится при любой инфекции (жаропонижающие, противорвотные, сосудосуживающие, отхаркивающие, противокашлевые, антигистаминные и многие другие).

Как проводить профилактику инфекций в детском возрасте?

1) Укрепление организма ребенка и повышение его сопротивляемости к инфекциям (гигиена, закаливание, прогулки на свежем воздухе, полноценное питание)
2) Своевременное обращение к врачу при первых симптомах инфекции
3) Специфическая профилактика детский инфекций - вакцинация. При многих детских инфекциях вакцинация введена в Национальный календарь прививок – корь, краснуха, дифтерия, полиомиелит, эпидемический паротит, гепатит В). В настоящее время созданы вакцины и при других инфекциях (ветряная оспа, менингококковая инфекция, пневмококковая инфекция, гемофильная инфекция). Пренебрежение родителями плановой вакцинацией детей без особых на то медицинских оснований создает уязвимую прослойку неиммунных детей, в первую очередь подверженных к заражению инфекционными возбудителями.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции