Инфекция в храме распространяться не может

В Москве и других российских регионах вводится режим самоизоляции. В ходе временного прекращения работы общественных заведений наибольшие сложности вызвал вопрос ограничения доступа в православные церкви. Духовные и светские власти пока не могут прийти к единому решению, дискуссия о котором приняла форму правового диспута. РАПСИ разбирается в жизненно важной проблеме на основании комментариев экспертов и мирового опыта.

Посещение религиозных мероприятий и заведений во всем мире признано одним из наиболее опасных действий в ситуации пандемии коронавируса. Во многих странах именно духовные заведения становятся одним из главных мест массового заражения. Например, по данным Национального Центра Информации о Коронавирусе, в Израиле почти каждый третий заболевший (на 22 марта – 29% случаев) заразился в синагогах и на религиозных мероприятиях.

В этой связи по всему миру введены беспрецедентные ограничительные меры. В Италии воскресные службы проходят без прихожан и транслируются в прямом эфире, все храмы в Риме закрыты. Ватикан объявил об отмене торжественных мероприятий с участием папы Римского во время Страстной недели и католической Пасхи, мессы покажут по телевидению и в интернете.

Аналогичные меры приняты и в мусульманских странах. Власти Саудовской Аравии обнесли Каабу стеной, а также запретили паломничества в Мекку и Медину. В Кувейте, Марокко и Таджикистане, в частности, закрыли все мечети страны. Временно были отменены богослужениях в мечетях Иордании. Перестали совершаться публичные намазы и в московских мечетях.

Также без распоряжения светских властей Федерация еврейских общин России закрыла свои синагоги по всей стране. Призвали воздержаться от посещения храмов глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов и архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви России Дитрих Брауэр.

На этом фоне выделяется позиция Русской православной церкви (РПЦ). Патриарх Кирилл создал 23 марта рабочую группу, призванную координировать действия Церкви в условиях пандемии с органами госвласти. При этом никаких решительных действий пока эта группа не предприняла, ограничившись заявлением, что храмы закроют после введения режима чрезвычайного положения, когда прекратится работа общественного транспорта и всех магазинов.

В такой противоречивой ситуации светские власти предприняли собственные меры по ограничению посещения храмов. Например, мэр Москвы Сергей Собянин дал рекомендацию воздержаться от посещений церквей на время эпидемии.

Возник правовой конфликт, разъяснить который мы попросили эксперта по вопросам, связанным с религиозным правом.

Адвокат Сергей Чугунов:

«Чтобы разобраться в данном правовом споре, необходимо уточнить, что именно было запрещено Правительством Санкт-Петербурга. В пункте 2.3.4. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 N121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" ограничено именно индивидуальное право граждан на свободу вероисповедания.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При этом постановление содержит ссылку на подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Однако, указанное положение федерального закона относится к регулированию деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в частности, их функционирования в режиме повышенной готовности, который вводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. То есть указанная норма закона не является основанием для ограничения конституционных прав граждан, а относится к регулированию деятельности государственных органов.

Поэтому считаю, что требования, изложенные в пункте 2.3.4. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 N121, являются незаконными.

Какие действия в данной ситуации были бы законными со стороны властей Санкт-Петербурга? Думаю, что правильно было бы обратиться с рекомендациями к гражданам воздержаться от посещения религиозных объектов и разъяснениями обоснованности подобных мер. Что, кстати, и было сделано московскими властями.

Если же ситуация настолько серьезная, что без ограничения конституционных прав граждан с ней не справиться, то единственным законным выходом на данный момент является введение режима чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях. Согласно части 1 статьи 56 Конституции РФ в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Но это делается на федеральном, а не на региональном уровне.

При этом стоит отметить, что в силу части 3 статьи 56 Конституции РФ даже при установлении чрезвычайного положения не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные, в частности, статьей 28 Конституции РФ. То есть непосредственно право на свободу вероисповедания не может быть ограничено даже в условиях чрезвычайного положения. Однако, в случае введения в условиях чрезвычайного положения, например, ограничения права граждан на свободу передвижения, конечно, косвенным образом будет также ограничено право на свободу вероисповедания в его коллективном аспекте, что будет в такой ситуации и обоснованным и законным.

Поэтому, безусловно, забота о гражданах и их здоровье должны являться приоритетом в деятельности государственных органов. Но такая забота не может служить оправданием для ущемления конституционный прав и принятия решений, не основанных на законе. Потому что именно следование принципу верховенства права в демократическом обществе отвечает интересам граждан и является залогом стабильности и успешности страны.

В результате сложилась парадоксальная картина: у светских властей фактически нет правовых инструментов для закрытия церквей, но в то же время они могут ограничить доступ к ним с помощью проверок и штрафов прихожан за их пределами; в то же время духовные власти не могут оперативно оспорить запреты местных властей (дабы оградить свою паству от возможных проверок сотрудниками правоохранительных органов), однако имеют право им не подчиняться. В этой ситуации власти могли бы в рамках закона предписать Церкви ограничить свою деятельность, не допуская больших богослужений в храмах.

Вероятно, разрешить возникший кризис способна была бы рабочая группа РПЦ, которая должна была координировать действия церкви с органами госвласти, однако пока о результатах ее работы в этом направлении ничего не известно.

В качестве компромиссного варианта, например, Церковь могла бы закрыть храмы на время пика эпидемии в обмен на получение предоставления права всем желающим принять крещение на дому, причаститься, исповедаться, собороваться, получить отпевание для умершего и т.д. Если светскими властями официально будет предоставлена священникам возможность делать это за пределами храма, вероятно духовные власти смогли бы последовать всеобщему примеру и закрыть храмы во избежание уменьшение численности своей паствы в результате заражения.

Официальный сайт Московского Патриархата


Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Насколько я знаю, 11 марта прошло заседание Священного Синода и одной из тем этого заседания было распространение коронавируса по всему миру. Что именно вы обсуждали? Я знаю, что Вы также записали ролик для Youtube, посвященный этой теме. Что в нем?

Митрополит Иларион: Распространение коронавирусной инфекции — это событие, которое не может оставить равнодушным Церковь, которое не может оставить равнодушными членов Священного Синода. У нас была долгая дискуссия на эту тему. Высказывались разные мнения и основные пункты дискуссии отражены в Заявлении Синода, которое было сделано по итогам.

Прежде всего, мы выразили соболезнования родным и близким жертв коронавирусной инфекции в Китае, Италии, Южной Корее и в других странах, где она сейчас распространилась. Мы также выразили благодарность врачам, которые самоотверженно сражаются с этим новым для современной медицины вызовом. Мы призвали наших верующих не поддаваться панике, потому что паника никогда не помогает, но в то же время призвали верующих соблюдать гигиенические меры, которые сейчас предлагаются медицинскими работниками.

Мы сказали о том, что в тех местах, где инфекция получит распространение, могут приниматься дополнительные меры, в том числе касающиеся поведения верующих на приходах: например, использование одноразовых стаканчиков для запивки или ношение масок во время богослужения. То есть мы постарались рассмотреть эту проблему так, как она сейчас перед нами вырисовывается, с тем пониманием, что очень важно, чтобы не было паники вокруг распространения этого вируса, потому что где-то он действительно получил широкое распространение. Например, в Италии, где сейчас закрыты университеты, школы и власти даже временно закрывают некоторые храмы. А в каких-то странах он не получил и, будем надеется, не получит распространения. Мы призвали всю Церковь молиться о том, чтобы эта угроза поскорее прошла для всего человечества.

Что касается ролика, который я записал для Youtube, то он обращен к нашим православным верующим и посвящен различным мерам предосторожности, которые можно принимать. Например, сократить количество зарубежных поездок или соблюдать те предписания, которые сейчас существуют в городе Москве, касающиеся самоизоляции людей, вернувшихся из зарубежных поездок. Также я сказал о том, что если вы чувствуете признаки простудных заболеваний, то не приходите в храм на богослужения, чтобы не заражать других людей. Такого рода простые советы и я надеюсь, что кому-то они помогут.

Е. Грачева: Например, в Литве из-за коронавируса Католическая Церковь уже внесла изменения в традиционную Литургию: отказались от освященной воды, прихожане не будут целовать крест. Как Вам кажется, у Русской Православной Церкви огромное количество приходов по всей стране и не у всех, наверное, есть материальная возможность обеспечить каждую Литургию одноразовыми пластиковыми ложками или стаканчиками для запивки, что будет в этом случае? Это рекомендация храмам или за несоблюдение этих норм они будут наказываться?

Митрополит Иларион: Я думаю, пока об этом рано говорить, потому что, слава Богу, в России никакой эпидемии коронавируса нет, будем надеется, что ее и не будет. Сейчас власти двух наших столиц — Москвы и Санкт-Петербурга — принимают экстренные меры, чтобы предотвратить распространение коронавируса, а именно Москва и Санкт-Петербург являются двумя основными городами, через которые проходит, в том числе, транзит пассажиров, прилетающих из-за границы.

Е. Грачева: А можно будет говорить о том, что в случае серьезного распространения вируса в городе или в каком-то населенном пункте вообще отменят Божественную литургию?

Митрополит Иларион: Я Вам точно скажу, что мы не будем ни закрывать храмы, ни отменять богослужения. Вопрос о том, кто будет посещать богослужения в таких случаях и как люди будут себя вести, что они будут говорить священникам, как мы будем предохранять людей от возможного распространения вируса — это вопрос, на который Церковь будет отвечать в каждом конкретном случае в зависимости от степени распространения вируса и, конечно, прислушиваясь к городским властям и к профессиональным медицинским работникам. Церковь не будет стоять в стороне от того, что происходит, Церковь всегда будет заботиться не только о духовном, но и о телесном здоровье своих членов.

Е. Грачева: То есть не исключено, что если у человека проявления коронавирусной инфекции, например, сухой кашель или температура, то его будут проверять перед входом в храм?

Митрополит Иларион: Я думаю, что нельзя и этого исключить, но я со своей стороны уже призвал наших верующих, если у них есть признаки простуды, не приходить в храм, чтобы не заражать других. Я думаю, что эта мера сейчас вполне уместна и своевременна. Вы знаете, что у нас вообще есть представление о том, что простуду надо переносить на ногах, и очень часто люди приходят на работу с простудными заболеваниями, некоторые приходят на службу. Они чихают, кашляют, заражают других людей, и я сейчас говорю не о коронавирусе, а об обычных простудных заболеваниях. Почему-то у нас считается даже доблестью перенести на ногах грипп или простуду, а между тем это чревато осложнениями не только для самого человека, но и для окружающих людей. Поэтому сейчас мы должны отказаться от такого рода представлений, и если у нас есть простудное заболевание, то надо сидеть дома, пить чай с малиновым вареньем и ждать, пока оно пройдет, а не создавать условия для передачи этого простудного заболевания окружающим людям.

Е. Грачева: Но хуже всего то, что есть коронавирус, который у носителей никак не проявляется: шестилетний ребенок в Москве, который передал инфекцию окружающим, у него самого признаков коронавирусной инфекции нет. Как в этой связи Вы относитесь к призыву Папы Римского Франциска не отворачиваться от пожилых людей, а для врачей, которые работают с инфицированными, чаще их посещать?

Митрополит Иларион: Церковь вообще никогда ни от кого не отворачивается, Церковь только ко всем поворачивается — это касается и здоровых, и больных, и старых, и молодых. Вы знаете, что у нас священники служат в тюрьмах, работают в госпиталях, приходят, в том числе, к инфицированным больным, не боятся заразиться сами, хотя при необходимости соблюдают меры предосторожности, например, приходят к больному в маске.

Конечно, священники будут посещать больных, в том числе инфицированных вирусом, по их просьбе. И, конечно, Церковь никого не оставит в беде.

Е. Грачева: Российские информагентства сообщают, что из-за эпидемии под угрозой даже церемония схождения Благодатного огня в Иерусалиме. Возникает вопрос: разве земная болезнь может повлиять на святую благодать, на схождение Благодатного огня?

Митрополит Иларион: Земная болезнь не может повлиять на благодать, но может повлиять на людей, которые придут или не придут богослужение. Можно ожидать, что если к моменту схождения Благодатного огня (до него остается еще пять недель) на территории Израиля коронавирусная инфекция распространится, то людей будет меньше, чем обычно. Если инфекция пойдет на спад, то, наверное, людей будет столько же, сколько обычно.

Но сейчас, конечно, каждая Поместная Церковь реагирует на то, что происходит, в том числе и Иерусалимская Православная Церковь. Поэтому будем надеяться и будем молиться о том, чтобы эта угроза, которая так неожиданно возникла, как можно скорее перестала существовать, чтобы люди вернулись к нормальной жизни.

Мы ведь видим, что коронавирус сейчас в значительной степени парализовал жизнь людей, парализовал экономику во многих странах, то есть люди перестали, например, собираться на конференции и деловые встречи, прекратили поездки за рубеж, а некоторые даже внутри своей страны прекратили поездки, как, например, во Франции и Швейцарии, многие работают на дому. Все это, конечно, крайне отрицательно сказывается на экономике, но решения, которые принимают власти соответствующих стран, вполне объяснимы, потому что сейчас все делается для того, чтобы предотвратить распространение этого вируса.

Е. Грачева: А Вы лично верите в конспирологические теории, что вирус этот занесен заинтересованной страной, чтобы обрушить, например, экономику Поднебесной и ряда других стран?

Митрополит Иларион: Я лично не верю в такого рода конспирологические теории. Более того, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что есть много других болезней, от которых люди умирают в большом количестве, но о которых ничего или почти ничего не говорят. Например, СПИД — угроза, которая нависла над всем человечеством. В нашей стране, по недавним сведениям, уже более миллиона людей — носители этого вируса. И я думаю, что коронавирус потому получил такую широкую огласку, что, во-первых, это новый вирус, против него нет вакцины, во-вторых, он стал быстро распространяться, и, конечно, люди очень напуганы. Но существует немало других вирусов и угроз для здоровья, и бороться с ними нужно не при помощи конспирологических теорий, а, прежде всего, при помощи профилактических мер.

Если вернуться к коронавирусу, думаю, каждый из нас сейчас должен быть озабочен очень простыми вещами — гигиеническими мерами, которые если не защитят полностью, то в значительной степени снизят риск заражения. Какие это меры? Как можно чаще мыть руки с мылом после прихода с работы, с улицы, перед едой; не прикасаться немытыми руками к глазам, носу и рту, соблюдать другие правила гигиены. Не выходить на улицу и на работу, если есть признаки простудных заболеваний. Не ездить в страны, где получил широкое распространение коронавирус. Думаю, такого рода гигиенические меры в значительной степени помогут каждому из нас предотвратить риск заражения коронавирусом.

Е. Грачева: Большое спасибо, Владыка, за эту беседу.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.

Жизнь ни одного из героев древней истории не документирована так хорошо, как жизнь Иисуса Христа. Прежде всего, надо указать на количество рукописей, в которых сохранились Евангелия. Самих этих Евангелий четыре и каждое из них описывает одну и ту же историю, но по-разному, причем описывает так, что понятно, что между авторами не было сговора: четыре разных автора описали одну и ту же историю. Рукописей, в которых сохранились эти четыре Евангелия, более пяти тысяч, на сегодня известных науке, то есть ни один древний источник не сохранился в таком количестве рукописей. Самые ранние известные рукописи Евангелия датируются II веком, то есть они отстоят от времени жизни Иисуса Христа всего на несколько десятилетий.

Сам евангельский текст очень четко позиционирует жизнь Иисуса Христа во времени и в пространстве. Указывается, в какие годы проходило Его служение, какие в это время были правители, кто был римским императором, кто — прокуратором Иудеи, кто — иудейским царем, и все эти исторические персонажи известны из других источников. Также действие евангельской истории разворачивается в очень конкретных географических рамках, и города, которые упоминаются евангелистами — Капернаум, Вифлеем, Вифсаида, Иерусалим — они известны из истории, основная их часть сохранилась до сих пор.

Также и Сам Иисус Христос упоминается у Иосифа Флавия и у ряда римских историков, поэтому оснований сомневаться в том, что Он существовал, нет никаких. Еще раз скажу: ни один герой древней истории не получил такого количества биографий, поэтому нет никаких оснований для того, чтобы сомневаться в историчности Иисуса Христа.

Вопрос: Церковь осуждает аборты. Но разве женщина не вправе распоряжаться своим телом?

Митрополит Иларион: Женщина вправе распоряжаться своим телом, но как только в ее теле появляется зародыш, это уже другое живое существо, и оно имеет право на жизнь точно так же, как имеем право на жизнь все мы. Мы это право получили, а почему-то кого-то мы этого права лишаем?

Очень часто тема аборта рассматривается исключительно из перспективы женщины, ее комфорта, здоровья и благосостояния, или же из перспективы семейной пары, которая может сказать, что она пока не готова завести ребенка и поэтому отказывается от его рождения. Но если рассмотреть эту проблему из перспективы самого неродившегося ребенка, то давайте спросим себя: а как бы мы отнеслись, если бы нам не был предоставлен такой выбор?

Церковь всегда очень однозначно относилась к аборту — как к убийству, тяжкому греху. С точки зрения Церкви нет разницы между человеком родившимся и неродившимся — каждый человек имеет право на жизнь. Конечно, могут быть какие-то исключительные обстоятельства: угроза жизни матери или другие обстоятельства, которые вынуждают врачей принять то или иное решение, но с точки зрения Церкви никакие обстоятельства не могут служить полноценным оправданием для совершения аборта. И грех ложится не только на душу женщины, которая сделала аборт, но и на всех, кто ее к этому склонял, включая врачей.

К сожалению, врачи очень часто предлагают женщине аборт как самый легкий вариант избавления от проблем, существующих и воображаемых. Мне как священнослужителю известны случаи, когда женщина обращалась в консультацию для того, чтобы получить помощь при беременности, а врачи начинали склонять ее к аборту, пугали, что у нее родится больной ребенок, с синдромом Дауна. Женщина приходила к священнику напуганная, расстроенная, а потом во всех этих случаях, мне известных, рождались совершенно здоровые дети. То есть по каким-то причинам врачи часто склоняют женщин к аборту.

Я хотел бы также напомнить о том, что помимо духовных последствий, аборт имеет еще и физические последствия, потому что во многих случаях женщина после аборта не может родить ребенка, и с этой проблемой женщины тоже приходят — не только к врачам, но и к священникам. Вообще должен сказать, к сожалению, что аборт — это один из самых распространенных женских грехов, о которых говорят на исповеди. Это страшный грех, который приравнивается к убийству, и я очень надеюсь на то, что наши православные женщины никогда не будут совершать этот тяжелейший грех.

Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь!

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Ватикан отменил пасхальные службы, а российские православные продолжают целовать иконы. Мусульмане начнут дезинфицировать ковры, а иудеи - соблюдать дистанцию. Русская служба Би-би-си разобралась, как разные мировые религии реагируют на вспышку коронавируса.

Дезинфекция икон и Валаам на карантине

В связи с распространением коронавируса патриарх Кирилл издал инструкцию для духовенства с беспрецедентными для новейшей истории Русской православной церкви мерами профилактики, сообщает во вторник Интерфакс.

Теперь после каждого причастника ложечку будут обтирать "пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки)" и затем окунать ее в воду с последующей утилизацией воды", сказано в документе. Как пояснил Интерфаксу глава синодального отдела по взаимоотношениям со СМИ Владимир Легойда, такая практика была в дореволюционной России в период эпидемий.

Последующую "запивку" причастникам будут давать только в одноразовой посуде. После причастия "для утирания уст" будут использоваться не платы, а бумажные салфетки "с последующим сожжением". Для раздачи антидора (частей просфоры, раздаваемых прихожанам в конце литургии) будут использоваться одноразовые перчатки. Для миропомазания будут использовать ватную палочку (вместо стрючицы) и бумажную салфетку (вместо губки) с последующим сожжением, пишет Интерфакс.

Несмотря на эпидемию коронавируса, православные Петербурга прикладывались к мощам Иоанна Крестителя из Иерусалима. По наблюдениям издания "Фонтанка", волонтеры протирают стекло ковчега с мощами тряпочкой, но не успевают это делать после каждого приложившегося.

Протоирей Казанского собора Александр Пашков, куда привезли мощи, заявил "Московскому комсомольцу", что прикладываться к иконам безопасно. По его словам, в храме инфекция распространяться не может, так как бог всех исцеляет.

Вместе с тем Синод Русской православной церкви заявил, что легкомысленно относиться к коронавирусу недопустимо. Синод советует приходам дезинфицировать киоты икон, к которым прикладываются верующие, и использовать одноразовые стаканчики для запивки после причастия. При этом само причастие будет все равно проводиться из одной ложки.

В РПЦ ранее призывали больных людей не приходить в храмы, чтобы не заражать других. Однако сами храмы закрываться не будут, говорил глава отдела внешних церковных связей митрополит Иларион. Он советовал воздержаться от походов на массовые мероприятия за исключением богослужений.

"Как мы будем предохранять людей от возможного распространения вируса - это тот вопрос, на который церковь будет отвечать в каждом конкретном случае, в зависимости от распространения вируса, и, конечно, прислушиваясь к городским властям, и прислушиваясь к профессиональным медицинским работникам", - говорил он.

Несмотря на то, что РПЦ не планирует закрывать храмы, на карантин ушел Валаамский монастырь.

Ватикан без верующих и Благодатный огонь под угрозой

Православные и католики в других странах столкнулись с гораздо большим количеством ограничений.

В Молдове, которая прекратила авиасообщение с Европой, решено на две недели прекратить все религиозные мероприятия. В Латвии, где действует режим ЧС, также отменили все мероприятия численностью более 50 человек, включая богослужения и мессы. Храмы Армянской апостольской церкви (в Армении введено чрезвычайное положение) будут проводить литургии, но на закрытыми дверьми, то есть без прихожан.

Кипрская православная церковь призвала верующих не приходить в храмы до 10 апреля. Глава церкви архиепископ Христозом заявил, что верующие не должны чувствовать вины из-за того, что не приходят на службы.

В Израиле меры по предотвращению коронавируса могут поставить под угрозу схождение Благодатного огня, сообщало 10 марта РИА Новости со ссылкой на источник в церковных кругах. Сейчас в Израиле до 23 марта действует запрет на мероприятия численностью более пяти тысяч человек.

В Италии, где карантин захватил всю страну и от вируса погибли больше тысячи человек, воскресные службы прошли без прихожан и транслировались в прямом эфире. Все храмы в Риме закрылись до 3 апреля.

Ватикан также объявил об отмене торжественных мероприятий мероприятий с участием папы Римского во время Страстной недели и католической Пасхи 12 апреля. Мессы покажут по телевидению и в интернете. В самом Ватикане также зарегистрировали один случай заболевания.

Пустая Кааба и дезинфекция ковров

Власти Саудовской Аравии 5 марта из-за коронавируса закрыли главную мусульманскую святыню - Запретную мечеть в Мекке, где находится Кааба. Позже мечеть открыли, но саму Каабу обнесли стеной. Кроме того, Саудовская Аравия запретила и своим гражданам, и иностранцам паломничества в Мекку и Медину. Всего в стране выявили 11 случаев заболевания.

В Германии призвали мусульман отказаться от пятничной молитвы в мечетях до конца марта, а в Марокко и Таджикистане закрыли все мечети страны. Временно были отменены богослужениях во всех церквях и мечетях Иордании.

В Кувейте также не только закрыли мечети, но и внесли поправки в азан (призыв к молитве), Теперь верующих призывают "молиться дома", а не "приходить на молитву".

В России Духовное управление мусульман (ДУМ) рекомендовало сократить пятничные молитвы до 10-15 минут вместо часа. В Московской соборной мечети после каждого намаза будут обрабатывать ковры для молитвы, а ручки и перила в здании - протирать антисептиком каждый час.

Не целовать мезузу и держать дистанцию

Многие синагоги закрыли. Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода призвал верующих держать дистанцию с другими людьми, не пить из одного бокала и не целовать мезузу (свиток с молитвой у входа в помещение).

Он также призвал не расстраиваться, если кому-то придется отмечать Песах (8-16 апреля) на карантине. "Провести праздник в кругу семьи достаточно, чтобы выполнить заповедь", - сказал Борода.

В Израиле верующим запретили целовать Стену Плача в Иерусалиме - главную иудейскую святыню. К самой Стене верующих пускают, но также просят держать дистанцию.

Несмотря на то, что власти Израиля распорядились закрыть школы и учебные заведения, ортодоксальные еврейские общины не берут во внимание эти запреты. В воскресенье премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху специально встретился с консервативными духовными лидерами, чтобы убедить их закрыть иешивы (иудейские институты). Была ли достигнута договоренность, не ясно.



Митрополит Иларион: Священноначалие Русской Православной Церкви не рассматривает какие-либо варианты борьбы с коронавирусом, предполагающие закрытие храмов, принудительное уменьшение числа верующих за богослужениями или полный перевод богослужения из режима оффлайн в режим онлайн. И в течение Великого поста, и на Пасху будут проводиться реальные богослужения с участием реальных прихожан.

Это не означает, что в Церкви недооценивают угрозу. Если вирус будет распространяться и число зараженных расти, если будут появляться новые распоряжения властей относительно борьбы с коронавирусом, Церковь будет на них реагировать. Сказанное относится как к Церкви в целом, так и к отдельным епархиям, где будет непременно учитываться эпидемиологическая обстановка.



Православные храмы в Италии, руководствуясь предписаниями правительства, приостановили службы. Митрополит Антоний, патриарший экзарх Западной Европы, дал распоряжение о приостановке служб и в православных храмах Русской церкви в Италии. Речь о конкретной ситуации и определенном сроке?

Митрополит Иларион: Это не решение митрополита, это решение итальянских властей. В Италии церковные организации получили соответствующие предписания государственной власти. В стране обстановка такая, что уже введено ограничение на свободное перемещение людей по городу. Улицы пусты, все сидят в квартирах и не ходят никуда, в том числе и в храмы, которые, впрочем, остаются открыты. Полиция в усиленном режиме патрулирует города, и если видит, что у храма собирается хотя бы небольшая группа людей, то сразу же приезжают полицейские и устраивают разбирательства. В течение какого срока будет действовать такой режим? Пока это неизвестно. Разумеется, как только правительство даст соответствующее разрешение, службы будут возобновлены.

В каких-то еще странах могут быть приостановлены службы в православных храмах, если там выявится серьезная ситуация с коронавирусом? Как священноначалие принимает решение в таких ситуациях? Нужно решение Синода или правящего архиерея?

Митрополит Иларион: Обычно решение принимается правящим архиереем исходя из эпидемиологической обстановки в конкретном регионе, на основе указаний властей и решений органов здравоохранения. Но в некоторых странах архиерей вообще ничего не может решить: решения принимают власти, и духовенству остается только им подчиниться.

Священный Синод Русской православной церкви на своем последнем заседании 11 марта рассмотрел ситуацию в целом и дал ряд общих рекомендаций, но в каждой конкретной стране они могут быть конкретизированы и дополнены.



Насколько мне известно, меры по ограничению присутствия верующих в храмах принимаются сейчас не только в Италии. Во Франции в прошлую субботу вышло обращение премьер-министра, предписывающее отменить все богослужения. Оно же было опубликовано в законодательном бюллетене. Все подчинились: храмы открыты, но служб нет.

В некоторых храмах Японской Церкви, как я слышал, прекращено богослужение. Сообщалось также, что Киевская городская администрация распорядилась "подготовить обращение к главам религиозных учреждений города Киева о прекращении проведения массовых богослужений и предупреждении распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории города Киева и установлении входящего санитарного контроля". Однако, что будет пониматься под массовыми богослужениями? Очевидно, речь может идти о временном ограничении количества участников богослужения, но не о запрете богослужений как таковых.

Какие меры принимаете Вы в подведомственных Вам церковных учреждениях?

Митрополит Иларион: Несколько дней назад я записал видеоролик, в котором, обращаясь к прихожанам, дал десять советов по профилактике коронавируса, включая некоторые рекомендации касательно участия в богослужении и в таинстве причащения. Также я рассказал об этом в проповеди.



В храме на Ордынке, где я являюсь настоятелем, введены одноразовые стаканчики для запивки после причастия, регулярно дезинфицируются спиртом кивоты для икон. В соответствии с инструкцией, полученной сегодня от Патриарха, мы будем принимать и другие санитарно-профилактические меры, включая обработку лжиц для причастия спиртовым раствором, временный отказ от целования креста и чаши, использование одноразовых гигиенических перчаток при раздаче антидора, измерение температуры священнослужителей и сотрудников храма перед каждой службой.

Мною подписано распоряжение по Отделу внешних церковных связей, которым предусматривается целый ряд мер - начиная от временной отмены зарубежных командировок сотрудников и строгого соблюдения 14-дневного карантина сотрудников, вернувшихся из Европы, кончая дезинфекцией рабочих мест и обеспечения сотрудников спиртовыми салфетками.



В Общецерковной аспирантуре и докторантуре, в соответствии с приказами Министра образования и науки, мы перевели всех студентов на дистанционное обучение, а сотрудников - на работу в дистанционном режиме. При этом богослужения в храмах Черниговского подворья совершаются согласно расписанию.

В одном из интервью вы допустили использование одноразовых ложек для причастия в случае распространения эпидемии. Это реальная перспектива?

Митрополит Иларион: Пока вопрос об этом не ставится, но исключить его постановки в будущем - по крайней мере в отдельных регионах - нельзя. С одной стороны, мы верим в то, что через причастие зараза не может передаваться, так как в Святых Дарах присутствует Сам Бог. С другой стороны, материальные предметы, каковыми являются чаша или ложка для причастия - по-славянски она именуется лжицей - не могут быть стопроцентно защищены от попадания инфекции на их поверхность. В продаже имеются деревянные чайные ложки, которые могли бы использоваться в качестве одноразовых и потом сжигаться. Однако такие меры могут вводиться только по благословению правящего архиерея. На сегодня принято решение продолжать использовать обычную лжицу, но отирать ее после каждого причастника специальным платом, который будет пропитан спиртовым раствором, после чего обмакивать в воду, а уста причастника вместо обычного плата вытирать одноразовой салфеткой.



Церковь в своей истории сталкивалась с подобными ситуациями. Вот что можно прочитать в "Настольной книге для священно-церковнослужителя" С.В.Булгакова издания 1900 года: "После причащения больнаго младенца, в предупреждение заразы следующего причастника, следовало бы крепко вытирать покровцем святую лжицу. В случае же появления в приходе заразительной болезни, например, дифтерита, оспы, легко могущей переходить к другим при причащении через лжицу и покровец, следует советовать прихожанам совсем не приносить больных детей в церковь; в крайнем же случае больных заразною болезнию надлежит приобщать после здоровых и вытирать как лжицу, так и уста дитяти особым куском чистой льняной материи, сожигая его после причащения". Автор, следовательно, допускает возможность передачи заразы от одного причастника к другому через лжицу. В книге содержится также указание на необходимость использовать "особую лжицу и особый холщевый плат" для причащения больных - как младенцев, так и "великовозрастных".

Конечно, в 1900 году не существовало одноразовых ложек, но сейчас они существуют. Более того, они уже используются на практике - например, при причащении священников больных с ослабленным после операции иммунитетом, лежащих в специальном инфекционном боксе.

Как верующему православному относиться к такого рода эпидемиям? Как не поддаваться панике, но при этом не быть легкомысленным и безалаберным?



Митрополит Иларион: Паника никогда еще никому не помогала. Верующий человек должен, прежде всего, верить, что его жизнь находится в руках Божиих. Если Бог захочет человека перевести из земного мира в мир горний, у Него для этого есть много способов. Бояться смерти не нужно. Господь говорит: "…Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10:28). Мы должны бояться прогневать Бога своими грехами, а того, что способно повредить лишь нашему телу, бояться не следует.

В то же время необходимо ради сохранения своего здоровья и здоровья окружающих соблюдать те меры, о которых сейчас все говорят. Чаще мыть руки с мылом, в том числе после рукопожатий, после возвращения с улицы домой, перед едой, перед совершением богослужений. Не ездить за рубеж, особенно в страны, где эпидемия коронавируса приобрела угрожающие размеры. Принимать другие меры предосторожности, рекомендуемые медицинскими работниками. Лучше перестраховаться, чем недооценить степень угрозы.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции