Инфекция которая вызывает агрессию


Как правило, в исследованиях, посвященных проблеме аг­рессивного поведения, выделяются три группы причин, вли­яющих на агрессию: биологические, социальные и психоло­гические. К биологическим факторам наиболее часто отно­сят: наследственность, отягощенную психическими заболева­ниями, злоупотребление алкоголем, употребление наркоти­ков и психотропных препаратов, наличие в анамнезе тяжелых или повторных черепно-мозговых травм, а также в ряде слу­чаев инфекций, интоксикаций и т. д. Среди психологических характеристик, связанных с агрес­сивностью как свойством личности, рассматриваются: выра­женность в структуре личности черт эгоцентризма, эмоцио­нальной неустойчивости, импульсивности, тревожности, а также склонность к дисфориям, к эмоциям ярости и гнева. Могут иметь значение особенности самооценки, локуса контроля. Одну из центральных ролей в организации агрессивно­го поведения играют характеристики мотивационной сферы, а также уровень социализации индивида со степенью интериоризации регулирующих поведение морально-этических и правовых норм [2]. В качестве социальных факторов, оказывающих свое воз­действие на агрессивное поведение, выступают: полученное образование, наличие и характер выполняемой работы, се­мейное положение, общение в асоциальных группах и другие.

По мнению Т. Б. Дмитриевой [3], агрессия и агрессивное поведение человека - это действия, базирующиеся на агрессивности и направленные на причинение физического, морального или иного ущерба людям или другим объектам окружающего мира, сопряжённые с насилием против них. Такого рода агрессия определяется по-разному, но в целом дефиниции соответствуют приведённому данному определению. Её обозначают как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения. В этом определении подчёркивается негативная и зачастую противоправная сторона агрессии. При этом автор понимает агрессивность как свойство личности, особенность характера, правда некоторых людей, которая выражается в готовности к агрессивному восприятию и соответствующей интерпретации поведения другого лица или лиц в рамках межличностных отношений [3].

Агрессивное поведение может проявиться как у психически здоровых людей, так и у психически больных. Вероятно, что у последних существенное влияние на формирование агрессивного поведения и реализацию агрессии могут оказывать психопатологические проявления, главным образом актуальный психопатологический синдром. Многие исследователи подчёркивают разную степень опасности психопатологических состояний. К примеру, состояния расстроенного сознания с полной дезорганизацией поведения при сохранности моторных функций - сумеречные расстройства сознания являются наиболее опасными синдромами; наименее опасными являются астенические проявления. Умеренною опасность представляют галлюцинаторно-бредовые, бредовые, аффективные и психопатоподобные синдромы. Наряду с этим в реализации агрессии при всех упомянутых психопатологических синдромах, кроме расстройств сознания, значительную роль играют преморбидные личностные установки больного. В одних случаях они приводят к лёгкому возникновению агрессивно-насильственного поведения, зачастую даже к повторным, однотипным агрессивным действиям; в других - препятствуют таким поступкам [3].

Многочисленные психологические и клинические исследования показывают, что психологические факторы не только участвуют в поддержании физического и психического здоровья человека, но и существенно влияют на течение соматических заболеваний. Среди психических факторов риска развития соматических заболеваний называют стресс, негативные эмоции, внутри- и межличностные конфликты, а также подавляемая агрессия и враждебность. Агрессия наиболее часто рассматривается как причина развития заболеваний сердечно-сосудистой системы. Агрессивность как устойчивая личностная характеристика и ее составляющие (враждебность, гнев, вина) сопровождаются висцеро-вегетативными расстройствами, приводящими к изменениям в сердечно-сосудистой системе [4].

Психосоматический компонент в первую очередь характерен для следующих заболеваний сердечно-сосудистой системы:

1) эссенциальнаяартериальная гипертония;

2) ишемическая болезнь сердца;

3) нарушения сердечного ритма;

4) сердечный невроз страха [4].

Сердце и сосуды участвуют во всех формах жизнедеятельности, хотя в норме человек этого не осознает. При физических и психических нагрузках работа сердца начинает восприниматься в виде усиленного сердцебиения или тахикардии. Несмотря на то, что изменения работы сердца в равной степени проявляются и при положительных, и при отрицательных эмоциях, патологические нарушения в сердечно-сосудистой системе связаны со страхом, гневом, яростью, тоской и другими отрицательными аффектами, которые приводят к тому, что, например, при страхе одиночества, при опасности нападения возникает ощущение, будто сердце начинает стучать в горле и в области головы. Происходящий при этом выброс адреналина вызывает сужение сосудов, учащение пульса и усиление сокращения миокарда, что, в свою очередь, приводит к состоянию беспокойства и страха.

Коронарные больные придают мало значения предвестникам инфаркта миокарда. Эти больные вытесняют свои неприятные ощущения и до поры до времени склонны считать их пустяками. Коронарные больные отличаются толерантностью к симптомам своей болезни и даже безразличием к ним. Традиционно считалось, что враждебно настроенные люди чаще болеют ишемической болезнью сердца (ИБС).

На основании исследования С. Л. Соловьевой [5] было установлено влияние биологических и социальных факторов, сопутствующих становлению агрессивности и агрессивного поведения, на моделях здоровых, больных эндогенным психическим заболеванием (на примере шизофрении), больных психосоматическим заболеванием (на примере ишемической болезни сердца). В исследовании раскрывается связь между дефицитарной формой реализации агрессивности больных ИБС и тенденцией к избыточному контролю над эмоциями, связанной с повышенным эмоциональным напряжением - черты, формируемые соответствующими социальными условиями развития личности. Показана важная роль биологических факторов (наличие эндогенного психического заболевания), обусловливающих становление деструктивных и дефицитарных форм реализации агрессивности в контексте ограниченной способности к социализации личности. Выявлены психологические факторы формирования агрессивности у здоровых, больных ИБС, а именно: эгоцентризм, эмоциональная напряженность, низкий уровень эмпатии, трудности в социальных взаимоотношениях.

Т. Л. Чапала [6] выделяет на основании исследования психологические факторы в клинической динамике ишемической болезни сердца, специфичных для каждой клинической формы заболевания, сочетающегося с преходящими нарушениями мозгового кровообращения:

- у пациентов с устойчивой клинической симптоматикой ИБС инфаркт миокарда отличительную взаимосвязь продемонстрировали физическая, косвенная и вербальная агрессия, снижение ценности общения и взаимодействия, чувство обиды, снижение уровня личной ответственности;

- у пациентов с ИБС отличительную взаимосвязь продемонстрировали выраженность эго-защитных реакций, негативизм, потребность в любви и принятии, депрессия, уход от реальности, чувство вины.

Г. Аммон [7] различает агрессию конструктивную (открытое прямое проявление агрессии в социально приемлемой форме или с социально позитивным результатом), деструктивную (открытое прямое проявление агрессии в социально неприемлемой форме или с социально негативным результатом) и дефицитарную (связанную с де­фицитом соответствующих поведенческих навыков и вслед­ствие этого - с недостаточным отреагированием агрессивных побуждений). Дефицитарная форма агрессии в наибольшей степени характеризует па­циентов с самыми разнообразными формами психосоматиче­ской патологии.

Бронхиальная астма является классическим примером многофакторно обусловленной болезни, при которой взаимодействуют многочисленные компоненты, в основном психосоматические, инфекционные и аллергические. Эмоциональные факторы вряд ли сами по себе могут создать достаточные условия для развития болезни, но у биологически предрасположенного к ней человека они могут привести в действие астматический процесс. Взрослые пациенты с бронхиальной астмой забывают свою детскую историю, но обострение их заболевания происходит, как правило, когда надо проявить смелость, ответственность, независимость или суметь пережить печаль, одиночество [8].

Аналогичная ситуация складывается с артериальной гипертонией. Артериальная гипертония часто начинается тогда, когда человек пребывает в ситуации хронического напряженного ожидания. Провоцирующими ситуациями часто бывают длительные состояния страха, нехватка времени и нарастающее напряжение. Считается, что в основе болезни лежит подавляемая агрессия. Для больных гипертонией описывают типичную невротическую личностную структуру с преобладанием навязчивых состояний, в результате чего часто возникают внутренние и внешние конфликты, что затрудняет эмоциональную разрядку.

По данным Ф. Александера [4] , центральным пунктом психодинамики пациента с эссенциальной гипертонией является постоянная борьба с нарастающим враждебно-агрессивным чувством. Пациенты боятся потерять благосклонность других людей и поэтому контролируют проявления своей агрессии. Больные артериальной гипертонией постоянно проявляют раздражительность, если сталкиваются с непреодолимым сопротивлением. В своей специфической установке на скромность они отказываются от своих потребностей в пользу других, желая получить от них одобрение и не провоцировать агрессию или неприязнь. Именно эти признаки, описываемые независимо друг от друга разными исследователями как готовность помочь, стеснительность, хронически подавляемая агрессивность, и составляют манифестные свойства личности, которые имеют большое значение для формирования характерных реакций подавления потребностей, воспринимаемых как опасные. Манифестные особенности восприятия окружающего и поведения у многих гипертоников представляет собой форму защиты от собственных агрессивных побуждений.

Неотреагированная (дефицитарная) агрессия может фор­мировать неадекватную реакцию спазмирования сосудов мозга (гипертоническая болезнь) или коронарных сосудов (ишемическая болезнь сердца). Повышение артериального давления является адекватной реакцией на экстремальную внешнюю ситуацию, но хронически повышенное артериаль­ное давление может поддерживаться подавленной неосозна­ваемой агрессивностью. Дефицитарная агрессивность харак­теризуется неспособностью к утолению гнева, в результате чего неотреагирование и длительное накопление, хронизация эмоций злости и гнева, помимо сосудистой гипертензии и стенокардии, может приводить к истощению иммунитета, вследствие чего облегчается формирование самого широкого спектра соматических расстройств. В этом случае дефицитар­ная агрессивность выступает в качестве общего неспецифического фак­тора всех психосоматических заболеваний.

Можно сделать вывод о том, что психологический фактор является важным критерием для развития психосоматических расстройств. В общем виде механизм возникновения психосоматических болезней, или, как их еще называют, психосоматозов, может быть представлен следующим образом: психический фактор вызывает аффективное напряжение, активизирующее нейроэндокринную и вегетативную нервные системы с последующими изменениями в сосудистой системе и во внутренних органах. Первоначально эти изменения носят функциональный характер, однако при продолжительном и частом повторении они могут стать органическими, необратимыми [9].

В понимании П. И. Сидорова и А. В. Парнякова [10] для психосоматических расстройств характерным является признание значимости психологических факторов как в возникновении, так и в обусловливании ими усиления или ослабления соматического (физического) страдания. По мнению авторов, критерием для отнесения имеющего специфического физического заболевания или страдания к психосоматическому является наличие психологически значимых раздражителей из окружающей среды, которые во времени связаны с возникновением или обострением данного физического нарушения.

Исходя из анализа литературы, можно сделать вывод о том, что агрессивное поведение в структуре соматических расстройств вызвано психологическими причинами, и именно невыраженная и подавляемая агрессия становится причиной многих болезней. Если агрессию все время подавлять волевым усилием, то тем самым блокируется выработка определенных химических веществ, способствующих выражению агрессии. И тем самым эти гормоны перестают вырабатываться в нужном количестве, а соответственно это приводит к формированию соматическим расстройств.

Рецензенты:

Агрессия — (от лат. - нападение, приступ) — это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.).

Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Почему же дети агрессивны?

Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников.

Во-первых, — это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

В третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

Диагностические критерии агрессивности для детей младшего школьного возраста:

1. Часто теряют контроль над собой.

2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми, используют физическое насилие.

3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.

5. Завистливы и мнительны.

6. Проявляют жестокость по отношению к людям и животным (намеренно делают больно).

7. Не умеют брать ответственность за свои поступки.

8. В отношениях проявляют низкий уровень сочувствия.

9. Имеют неврологические симптомы: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.

10. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).

На агрессивное поведение ребенка влияют различные семейные факторы:

- низкая степень сплоченности семьи; - конфликтность; - недостаточная близость между родителями и ребенком; - неблагоприятные взаимоотношения между детьми; - неадекватный стиль семейного воспитания (гипоопека, гиперопека); - агрессия отца по отношению к матери.

Агрессивное поведение детей — это своеобразный сигнал, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.

Особенности семей агрессивных детей

1. В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители не разделяют ценности и интересы друг друга, испытывают негативные чувства по отношению друг к другу.

2. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.

3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.

4. У родителей агрессивных детей модели воспитания и поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. В результате у ребенка вырабатывается модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.

5. Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей: физические наказания, угрозы, лишение привилегий, введение ограничений и отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.

Формы агрессивного поведения:

Непатологическая форма, как правило, характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения и способностью к компенсации в благоприятных условиях. Например, агрессивное поведение подростков может носить характер возрастных реакций и не нарушать в целом их взаимоотношений с окружающими.

Патологическая агрессия, напротив, связана с качественными изменениями составляющих насильственного поведения, обусловленных болезненными изменениями психической деятельности. Признаки патологической изменений: агрессивное поведение с изменениями в эмоциональной сфере и возникновением аффективно-злобных реакций; агрессивное поведение с наличием мести, ненависти, обиды; садистическая агрессия.

Агрессивное асоциальное поведение в целом вызывает устойчивое негативное отношение общества и является серьезным барьером между личностью и окружающими ее людьми. Поскольку агрессия имеет глубокие биологические и социальные корни, искоренить ее очень сложно. Снижение ее проявлений возможно через создание системы эффективного контроля на нескольких уровнях – общества, семьи, школы.

Психологическая помощь агрессивным детям

1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением.

2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более – к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку действуют довольно эффективно.

3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.

4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них общительности, сочувствия, дружелюбия.

5. Обучать конструктивным способам управления гневом (через активную деятельность, сознательное признание своей обиды и озвучивание своих эмоций партнеру, воздержание от агрессивных высказываний и поступков, прощение, определение причин гнева и работу с ними, поиск компромиссов, дипломатичный диалог с обидчиком и т.д.) и его принятия как естественной, присущей любому человеку эмоции.

Читайте также материалы на нашем сайте в рамках месяца психического здоровья


Как сообщает The Guardian, посетители аптек хамят, угрожают и иногда даже нападают на фармацевтов. Им приходится выслушивать пожелания заразиться коронавирусом и терпеть порчу имущества. Ни о каком социальном дистанцирование и речи не идет.

Агрессия посетителей дошла до такого уровня, что в некоторых торговых точках развернули полицейские патрули.

Психолог Андрей Зберовский объясняет такое поведение реакцией на стресс и опасность. Она формировалась у людей миллионами лет. Другое дело, что общество и государство должны создавать условия, сдерживающие такое поведение.

Например, неделю назад все в панике скупали продукты, боясь столкнуться с их дефицитом. Государство и поставщики мобилизовались, обеспечив постоянную поставку товаров. Люди успокоились. Поняли, что продукты никуда не исчезают. Ажиотаж спал, очередей на кассе нет, никто не ругается с продавцами. Примерно то же самое необходимо проделать с аптеками.

Конкретно на Западе такая реакция связана еще и со спецификой продажи лекарств. Большую часть средств можно приобрести только при наличии рецепта.

Человек в отчаянии все равно ломится в аптеки, но фармацевт не может ему ничего продать. Это провоцирует всплеск агрессии. К сожалению, такая проблема отчасти перекидывается и на Россию. По словам эксперта, у него большое количество клиентов страдают повышенной тревогой, возбудимостью, эмоциональностью. Им необходимы антидепрессанты для того, чтобы комфортно перенести изоляцию. Купить их без рецепта они не могут, пойти к специалисту за ним — тоже. Поскольку все самоизолировались.

Для аптек существует два способа минимизации количества буйных клиентов. Во-первых, сейчас понятно, какие товары пользуются повышенной популярностью: маски, антисептики, противовирусные средства, перчатки. Если их в аптеке нет, то пишем об этом на листочке и наклеиваем его на дверь.

Часть раздраженных клиентов автоматически отсекается.

Далее, по мнению эксперта, следует немного поиграть на чувстве страха. В периоды кризиса можно вывесить объявления, что все разговоры снимаются и записываются на видео. Уведомить, что аптека оборудована тревожной кнопкой. Человек не захочет наживать себе проблемы и опять же умерит свой пыл.

Участились и случаи отказа от карантина. Люди не хотят сидеть на дома или в больницах, несмотря на подозрение на коронавирус или его наличие. Недавно прилетевшие из Таиланда в Иркутск туристы взбунтовались — они отказывались ехать в обсерватор на двухнедельный карантин. Еще одни туристы пытались штурмовать выход из красноярского аэропорта. Они устали от возни в карантинной зоне.

У людей, как и у любого живого существа, в период стресса возникает желание раствориться в толпе. Они хотят спрятаться в ней. Психолог Андрей Зберовский подчеркивает, что такие реакции — это инстинктивная животная модель поведения.

Люди, заболевшие или с подозрением на вирус, понимают, что сепарируются от общества. Они чувствуют негатив в свою сторону и боятся противопоставлять себя всему социуму

С этим нужно бороться, но необходима помощь государства. Но оно пока не продумало ряд необходимых действий. Как говорит Зберовский, человека могут изолировать в больнице с подозрением на коронавирус, но по факту никак не лечить. Его могут изолировать дома, но никто не обеспечит лекарствами, продуктами и масками для близких, что живут с ним в одной квартире. Эта непродуманность вызывает у людей раздражение.

Отсюда и очевидное желание раствориться в толпе и сделать вид, что все нормально.

И все-таки есть ли способ вразумить людей и пробудить в них если не социальную ответственность, то страх за свою жизнь? Зберовский убежден — есть.

Огромное количество людей до сих пор не понимает, что такое COVID-19. То, что это приводит к возникновению фиброзной ткани, мешающей работать легким, понимают единицы. Некоторые до сих пор считают, что это обычный грипп.

Покажите, как развивается болезнь, как страшно выглядят люди, подключенные к аппарату искусственной вентиляции легких, и как они все равно умирают

Эксперт убежден — одного официального видео от Минздрава с популярным показом и объяснением, что такое смерть от коронавируса, будет достаточно. После этого большая часть людей точно перестанет сбегать из больниц и будет спокойно сидеть в самоизоляции.

Паника, неврозы, скандалы и психозы — это все реакция на отсутствие информации. Если человеку один раз показать, как легкие человека, умершего от коронавируса отличаются от обычных, он в мгновение ока образумится.

Тема агрессии, а тем более подростковой агрессии, изучена довольно — таки плохо, но это не потому что агрессивное поведение подростков не желают изучать, а потому что данная тема настолько обширна и многогранна, что систематизировать и проанализировать все факты связанные с агрессией, однозначно никто не смог.

Агрессия подростков — это, пожалуй, самое неприятное проявление подросткового возраста, с которым непросто бороться, но для любящих родителей нет ничего невозможного!

Проблема агрессивного поведения подростков сегодня, как никогда ранее, актуальна. Агрессивное поведение подростков с каждым годом все более и более нарастает и проявляется. При этом от него страдает в первую очередь само подрастающее поколения.

В подростковом возрасте впервые происходит отрицание общепризнанной морали, желание идти всем и всему наперекор, создать собственную систему ценностей. Если пытаться влиять на подростка силой, скорее всего, это ни к чему не приведет.
Когда агрессивное поведение проявляется без причины, это может означать, что человек страдает от серьезного гормонального дисбаланса в организме, а также болезни Альцгеймера. Психотерапевты настаивают на тщательном обследовании и выявлении причин агрессивного поведения, особенно, если оно проявляется в подростковом возрасте.
Агрессивное поведение подростков, если оно не вызвано заболеваниями или нарушениями в организме, может быть как формой протеста на ограничения в школе, дома, так и желание самоутвердиться среди одноклассников посредством конфликтов с педагогами.

Кроме того, причинами агрессии могут также стать социально-экономическое неравенство, влияние СМИ, фильмов, плохая компания, конфликты в семье между родителями и детьми. Засилье насилия и жесткости в СМИ и кинематографе приводят к тому, что агрессивное поведение воспринимается подростками как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, достичь желаемого.В любом случае, пускать ситуацию на самотек не следует.

Агрессия распространена как среди учеников старших классов, так и младших. Если ранее, 20-30 лет назад агрессивность приписывали только лишь к неправильному воспитанию, то сейчас признали, что агрессивное поведение – это заболевание, которое нужно лечить.
Код по МКБ-10
R45.6 Физическая агрессивность
F91 Расстройства поведения
Агрессивное поведение детей и подростков не должно пугать родителей и педагогов, его своевременная диагностика и корректировка (лечение) дает очень хорошие прогнозы.
Агрессивное поведение – это отклонение, с которым нужно и можно бороться. Важно правильно и своевременно определить причину, которая привела к агрессивному поведению, и назначить лечение. Это может быть как визиты к психологу на профилактические беседы, так и медикаментозное лечение.
Если в детском возрасте агрессия не была устранена, то в подростковом с бороться будет намного сложнее.

Первопричиной является неблагоприятная атмосфера в семье, которая навязывает ребенку антинормы общественного поведения.
На развитие агрессивности влияет множество факторов, как биологических (наследственность, заболевания), так и психологических. Редкий ребёнок, вступивший в подростковый возраст, не меняет своего поведения. Как правило, он становится более агрессивным. Связано это с перестройкой его организма, изменением характеров окружающих его таких же подростков, которые именно в этот период начинают самоутверждаться, доказывать что-то друг другу, пытаться заслужить таким способом уважение.

В подростковом возрасте происходит половое созревание и психологическое взросление, желание конфликтовать со всем миром, и особенно – учителями и родителями, ограничивающими жизнь. Этот период наиболее сложный и противоречивый для любого подростка. Психологические особенности агрессивного поведения подростков зависят от их места в обществе, социального уровня. Между агрессией и агрессивностью существует разница. Агрессивность – это черта характера, а агрессия – эмоциональное состояние, которое поддается корректировке при правильно выбранном способе.

Появляются случаи насилия над менее агрессивными сверстниками, которых назначают аутсайдерами и всячески глумятся над ними — и морально, и физически. Они создают свои группировки и не допускают туда чужих. Меняются отношения и с родителями. Они кажутся подросткам неумными, а их мнение считают не заслуживающим внимания. Подростки способны причинить боль любому человеку, не делая скидок на возраст.
Причин агрессии у подростков существует несколько. Самыми изученными и подтверждёнными специалистами считаются пять из них.
1. конституционная предрасположенность — агрессивным может стать человек изначально раздражительный, подозрительный, замкнутый, тревожный, для которого важно, что о нём думают окружающие.
2. формирование агрессивного поведения под негативным действием печатных (газеты, журналы) и электронных (интернет) источников информации. Сильное влияние на характер оказывает телевидение и компьютерные игры, предполагающие сцены жестокости, насилия, с криминальными элементами в сюжете.
3. семья, где растёт ребёнок. Если в ней есть непонимание между членами семьи, неприятие или слишком большая опека детей, балование взрослыми, оскорбления, отношения между родителями и детьми не окрашены положительными эмоциональными оттенками, то все эти моменты могут создать почву для взращивания будущего агрессора.
4. ранее начало употребления алкогольных напитков или наркотических средств. В состоянии одного из этих опьянений он настолько раскрепощается, что даже не осознаёт, насколько становится жестоким и непредсказуемым.
5. состояние окружающей среды, общества в целом в момент формирования его личности. При неблагополучной экологии, проблемах с радиацией, шумах, переизбытке негативной информации появляются предпосылки для агрессии. Жизнь во время экономических и других кризисов, при отсутствии справедливых законов, ощущении безнадёжности может также привести к протестному поведению подростка, способному вылиться в агрессию.

Причины подростковой агрессии
Существует несколько типов причин возникновения агрессии у подростков: семейные, личностные и ситуативные.
Семейные причины агрессии
Далеко не в каждой семье культивируется правильный подход к воспитанию детей. Это, несомненно, минус родителей, но и они зависимы от множества факторов и часто не в состоянии сдерживать и контролировать себя. В любом случае надо знать, какое поведение родителей может привести к возникновению агрессии у детей в подростковом возрасте:
Безразличие и враждебное отношение к ребенку
Неприятие (нежданный ребенок), недостаток любви и ее проявлений
Чрезмерный контроль и опека
Безучастность к жизни подростка
Отсутствие эмоциональной связи
Унижение и оскорбление, особенно публичные
Подавление эмоций ребенка и любых проявлений самостоятельности
Личностные причины
Эти причины могут возникать как сами по себе, так и как следствие семейных обстоятельств и влияния окружения:
Страх, ожидание наихудшего
Неуверенность в безопасности
Гормональная неуравновешенность, ввиду периода полового созревания
Раздражительность и обидчивость, как результат неуверенности в себе
Ощущение своей вины в чем либо
Чувство одиночества
Ситуативные причины
Чаще всего связаны с конкретными ситуациями, имеющими место быть в жизни подростка в конкретный период времени:
Переутомление, как результат физической и умственной нагрузки
Болезнь
Неправильный рацион питания
Чрезмерное увлечение компьютерными играми
Локальные неприятные ситуации в семье

Агрессивные черты характера могут проявляться у любого человека, но особенно хорошо они наблюдаются у подростков. Это вызывает озабоченность многих родителей, которые замечают злость и неуправляемость своих детей. Поэтому важно понимать причины её появления.

Признаками явной агрессии считаются:
— повышенная конфликтность,
— рукоприкладство,
— способность давить на других,
— злословие. А
— скрытая форма проявляется уходом в себя, попытками самоубийства.
Агрессия, проявления которой чаще всего вызывает негативную реакцию со стороны наблюдавших за ней людей, может иметь и положительный эффект. Таким моментом считается возможность разрядки переполнявших эмоций, отстаивания человеком своих позиций, повышения самооценки.

Агрессия подростков вызвана очень многими факторами, ну и соответственно коррекцию агрессии нужно проводить так же с системным подходом.

На фактор полового созревания мы повлиять не сможем никак, так что придётся принять его как есть, помните “избежать проявления подростковой агрессии в период полового созревания нельзя, но можно и нужно постараться минимизировать последствия сейчас, при этом постараться добиться этой минимизации без последствия в будущем”, иными словами бороться с агрессией у подростков с помощью Вашей агрессивности нельзя однозначно, это приводит к тому что он замыкается и начинает агрессию против себя и в дальнейшем приводит к взрослению крайне агрессивных личностей.

Фактор взросления подростка, не готового к взрослой жизни подростка выраженных в крайне противоречивых пониманиях, с одной стороны он хочет самостоятельности, с другой он крайне боится её, не готов к ней. Из — за этого у подростка возникает огромное количество противоречий, разобраться в которых ему очень сложно. В этот момент главное не отдалится от подростка, терпеть, терпеть и ещё раз терпеть, попытаться понять, посочувствовать, успокоить, попробовать разговаривать с ним на равных, как с взрослым, в том числе о серьёзных вещах.

Со сверстниками подросток может общаться на равных. Этого ему обычно в его семье не хватает. В связи с тем, что практически у всех подростков, по их мнению, дома далеко всё не правильно, они, сбившись с кучу, путем совместного анализа ситуаций приходят к выводам, что старые методы (методы родителей) жизни далеки от идеальных, от нового веянья тенденции (отсюда проблема отцов и детей). В компании сверстников, его считают отдельной, самостоятельной, уникальной личностью и с его мнением считаются, дома же его считают неразумным малышом и не считаются с его мнением. Справится с данной ситуацией он не знает как, он выбирает методом борьбы за место в жизни подростковую агрессию.

Родители — пример для агрессивности подростков. Не надо удивляться, если подросток проявляет агрессию в семье, где постоянно, на его глазах, происходит агрессия друг к другу. Родители, даже в момент взросления подростка, являются примером для подражания. Если родители “скандалисты”, то более 90% что в будущей семье ребёнка будет так же, даже если родители стараются не выражать агрессию при подростке, он её всё равно хорошо чувствует. Возможно даже, что подросток в данных семьях очень тихий и забитый, но в последствии он станет жестоким агрессивным тираном.
Влияют на подростковую агрессию алкоголь, никотин и наркотики. Все вещества, которые активно влияют на психику, разрушают головной мозг.

Что бы пройти трудный возраст и при этом постараться уменьшить потери, необходимо приложить максимум терпения, любви, нежности, понимания, признания прав и свобод подростка, но в тоже время не давать ему сесть Вам на шею. Разговаривайте с ним на равных, будьте его другом, помните, если Вы сейчас отдалитесь от него, сблизится потом будет крайне трудно. Можете попробовать пройти тест, там более подробные будут даны рекомендации и методы коррекции агрессивности подростков, и именно для Вашего случая.

Главное влияние на ребёнка всё-таки оказывает среда, где он растёт. Родители должны понять, что их ребёнок ещё не вырос, хотя он пытается это всем доказать. Это сложный переходный возраст, когда подростку больше всего нужны любовь и понимание в семье, способные снизить излишние тревоги и не дать развиться его агрессивности.
Подростковая агрессия чаще всего проявляется в ответ на неблагоприятную среду, в которой он находится. Стоит признать, что основная причина кроется в отношении к ним родителей и самых близких родственников. Отсутствие любви и заботы, неконструктивная критика, чрезмерное давление и контроль, постоянные стрессы порождают озлобленное отношение к окружающему миру.
Подросток стремится быстрее повзрослеть, но эмоционально остается ребенком. Поэтому родителям в этот период особенно важно соблюдать тонкую грань: относиться к нему, как к взрослому, но и не забывать проявлять чувства и заботу.

Агрессия подростков — одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса. Часто родители теряются, столкнувшись с подростковой агрессией, и все их попытки пресечь агрессивное поведение только еще больше распаляют ребенка. Что делать, если ваш ребенок начал вести себя агрессивно?
В первую очередь нужно успокоиться. Агрессия подростков — крайне неприятное, но при этом закономерное и естественное явление. Не зря подростковый возраст называют переходным: в этот период ребенок переходит из детства во взрослую жизнь, а это, согласитесь, непросто. Агрессия подростков — это признак внутреннего дискомфорта и неумения владеть своими эмоциями.

Агрессия подростков может быть направлена в другое русло. Иногда спорт и творчество помогают преобразовать проявления агрессии в социально приемлемые формы поведения. Кроме того, самовыражение через хобби, победы и достижения могут помочь ребенку избавиться от внутреннего дискомфорта и недовольства самим собой, устранив таким образом первопричину агрессии.

Агрессия часто возникает из-за слабости самоконтроля и имеет способность фиксироваться в сознании как наиболее легкий путь разрешения трудных ситуаций. На этом тоже необходимо остановить внимание ребенка, склонного к агрессии. Объяснить ему, что общество стремится к отторжению, вытеснению агрессивных членов.
У агрессивного человека, как правило, плохое настроение, он насторожен, беспокоен, постоянно готовится к нападению либо находится в бесконечной обороне. И то и другое отнимает время и силы. Агрессивные люди менее успешны, а их успехи, достигнутые агрессивным путем, непрочны.
Если ребенок стал совсем неконтролируемым, проявляет физическую агрессию по отношению к ровесникам и даже взрослым, может понадобиться помощь специалиста. Но учтите, что нельзя просто сдать ребенка на руки психологу и надеяться на то, что он решит все проблемы. Часто родители усугубляют проявления подростковой агрессии, так что, возможно, психолог посоветует и вам кое-что пересмотреть в вашем поведении и отношениях с ребенком.

Диагностика агрессивного поведения подростков проводится специалистами – психологами, психотерапевтами. Для этого разработано ряд программ и тестов, которые за пару минут позволяют определить, должна ли агрессивность данного подростка подвергаться корректировке, или же у него просто сегодня плохое настроение.

Особенности агрессивного поведения подростков во многом зависят от гендерного признака. Если девушки предпочитают вербально проявлять агрессивность, то молодые люди – применять физическую силу. Мальчики проявляют агрессию больше и чаще, нежели девочки. И их агрессивное поведение сложнее поддается корректировке.

Методы коррекции агрессивного поведения подростков зависят от причины агрессивного поведения. Если она психологическая, то корректироваться агрессия будет посредством психологических бесед, тестов, программ, игр (как групповых, так и индивидуальных).

Медикаментозный метод корректировки агрессивного поведения применяется, если заболевание вызвано биологическим фактором, то есть, наследственностью, злоупотреблением наркотиками, алкоголем, антидепрессантами. Также агрессивное поведение может быть вызвано нарушением гормонального фона, инфекционными заболеваниями.

Профилактика агрессивного поведения подростков, как ни странно, должна начинаться еще в детстве и проводится родителями. В два-три года все дети проявляют агрессию, но те, поведение которых не было откорректировано, начинают считать, что агрессивное поведение помогает достичь желаемого.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции