Инфекционные заболевания в средневековье

1. Средневековые болезни

Другую впечатляющую категорию составляли нервные болезни: эпилепсия (или болезнь св. Иоанна), танец святого Ги; здесь же приходит на память св. Виллиброд, который был в Эхтернахе в XIII в. патроном Springprozession, пляшущей процессии на грани колдовства, фольклора и извращенной религиозности. Сгорячечной болезнью мы глубже проникаем в мир расстройства психики и безумия.
Тихие и яростные безумства лунатиков, буйно помешанных, идиотов в отношении к ним Средневековье колебалось между отвращением, которое старались подавить посредством некоей обрядовой терапии (изгнание бесов из одержимых), и сочувственной терпимостью, которая вырывалась на свободу в мире придворных (шуты сеньоров и королей), игры и театра.[4]

2.Методы лечения

Помимо исцеления святыми, были распространены амулеты, которые считались важным профилактическим средством. Получили хождение христианские амулеты: медные или железные пластины со строчками из молитв, с именами ангелов, ладанки со святыми мощами, флакончики с водой из священной реки Иордан и т.п. Пользовались и лечебными травами, собирая их в определённое время, в определённом месте, сопровождая определённым ритуалом и заклинаниями. Часто сбор трав приурочивали к христианским праздникам. Кроме того, считалось, что крещение и причащение тоже воздействуют на здоровье человека. В средние века не было такой болезни, против которой не было бы специальных благословений, заклятий и т. д. Целебными считались также вода, хлеб, соль, молоко, мёд, пасхальные яйца.[3]
Нужно разделять понятие христианской святыни и амулета.
По словарю Даля : АМУЛЕТ м. и амулетка ж. талисман; оба слова искаженные арабские; привеска, ладанка; охрана от порчи, охранное зелье, оберег, зачур; приворотный и отворотный корень; заговорное, наговорное зелье, корень и пр.[7]
Означает магический предмет, который работает сам по себе(всмысле верим мы в него или не верим), тогда как понятие святыни в христианстве совершенно иное, и это может быть не замечено светскими историками, или могут быть проведены неправильные параллели.
Понятие христианской святыни предполагает не магическое свойство, а скорее чудодейственную помощь Божию через определенный предмет, прославление Богом определенного святого, через явление чудотворений от его мощей, при этом, если человек веры не имеет, то значит и не надеется на помощь, она ему дана и не будет. А вот если человек верит и готов принять Христа(что не всегда ведет к исцелению, а может даже и наоборот, смотря что этому человеку полезнее, что он сможет понести) то может произойти исцеление.

Рост городов обусловил появление городских госпиталей, несущих функции больницы и приюта, тем не менее на первом плане оставалась забота о духовном здоровье.
Больных размещали в общей палате. Мужчин и женщин вместе. Койки отделялись ширмами или занавесами. Поступая в госпиталь каждый давал обет воздержания и послушания начальству(для многих приют был единственной возможностью крыши над головой).
Сперва больницы строились не по определенному плану и могли помещаться в обычных жилых домах, приспособленных для этой цели. Постепенно появляется особый тип больничных зданий. Кроме помещений для больных, там были хозяйственные пристройки, комната для тех, кто ухаживал за больными, аптека, а также сад, где росли наиболее употребляемые лекарственные растения.
Иногда больные размещались в небольших палатах (по две кровати в каждой), чаще же — в большом общем зале: каждая кровать в отдельной нише, а в середине — пустое пространство, где могли свободно передвигаться больничные служащие. Чтобы больные, даже лежачие, могли присутствовать на мессе, в углу зала для больных помещалась капелла. В некоторых больницах самых тяжелых больных изолировали от прочих.
Когда больной являлся в больницу, его одежду стирали и прятали в надежное место, вместе со всеми ценностями, которые при нем быль Комнаты содержались в чистоте. В парижской больнице ежегодно использовалось 1300 метел. Раз в году мыли стены. Зимой в каждой комнате разжигался большой огонь. Летом сложная система блоков и веревок позволяла больным открывать и закрывать окна, в зависимости от температуры. В окна были вставлены цветные стекла, чтобы смягчить жар солнечных лучей. Число кроватей в каждой больнице зависело от размера помещения, причем в каждой кровати лежало минимум два, а чаще — три человека.
Больница исполняла роль не только лечащего учреждения, но и богадельни. Больные лежали бок о бок со стариками и бедняками, которые, как правило, охотно поселялись в больнице: ведь там им был обеспечен кров и еда. Среди обитателей были и такие, кто, не будучи ни больным, ни немощным, по личным причинам желал окончить свои дни в больнице, и за ними ухаживали, как за больными.

В эпоху крестовых походов получили развитие духовно-рыцарские ордена и братства. Некоторые из них создавались специально для ухода за определенными категориями больных и немощных. Так, в 1070г в Иерусалимском государстве был открыт первый странноипримный дом для пилигримов. В 1113г основан орден Иоаннитов(госпитальеры) в 1119г – орден св. Лазаря. Все духовно-рыцарские ордена и братства оказывали помощь больным и бедным в миру, то есть за пределами церковной ограды, что способствовало постепенному выходу госпитального дела из-под контроля церкви.
Одной из самых тяжелых болезней средневековья считалась лепра (проказа), инфекционное заболевание, которое было занесено в Европу с Востока и особенно распространилось в эпоху крестовых походов. Боязнь заражения лепрой была настолько сильна, что для изоляции прокаженных принимались особые меры там, где из-за скученности населения болезнь передавалась быстрее. Против проказы были бессильны все известные средства: не помогали ни диета, ни очищение желудка, ни даже настой мяса гадюк, считавшийся самым действенным лекарством при этой болезни. Практически заболевший считался обреченным.

Врачи в средневековом городе объединялись в корпорацию, внутри которой существовали определенные разряды. Наибольшими преимуществами пользовались придворные лекари. Ступенью ниже стояли врачи, лечившие население города и округи и жившие за счет платы, получаемой от пациентов. Врач посещал больных на дому. В больницу пациентов отправляли в случае инфекционного заболевания или когда за ними некому было ухаживать; в остальных случаях больные, как правило, лечились дома, а врач периодически навещал их.
В ХП-ХШ вв. существенно повышается статус так называемых городских врачей. Так именовались врачи, которых назначали на определенный срок для лечения чиновников и бедных граждан безвозмездно за счет городского управления.

К корпорации медиков примыкали банщики и цирюльники, которые могли поставить банки, пустить кровь вправить вывихи и переломы, обработать рану. Там, где недоставало врачей, на цирюльниках лежала обязанность наблюдения за публичными домами, изоляции прокаженных и лечения чумных больных.
Медицинской практикой занимались также и палачи, пользовавшие тех, кто подвергался пытке или наказанию.
Иногда медицинскую помощь оказывали и аптекари, хотя официально медицинская практика была им запрещена. В раннее средневековье в Европе (кроме арабской Испании) вообще не было аптекарей, врачи сами изготовляли необходимые лекарства. Первые аптеки появились в Италии в начале XI в. (Рим, 1016, Монте-Кассино, 1022). В Париже и Лондоне аптеки возникли гораздо позже — только в начале XIV в. До XVI в. врачи не писали рецептов, а сами посещали аптекаря и указывали ему, какое лекарство следует приготовить.[5]

В период дофеодальных отношений в Европе (VI—IX вв.), когда крестьяне в массе еще не были закрепощены, политическая власть в крупных варварских государствах была централизована, а решающую силу на полях сражений составляло ополчение из свободных крестьян и городских ремесленников, еще существовала элементарная организация медицинской помощи раненым. В конце IX в. во франкском варварском государстве, во время продолжительных войн Людовика Благочестивого с венграми, болгарами и сарацинами, при каждой когорте было 8—-10 чел., на которых возлагался вынос раненых с поля боя и уход за ними. За каждого спасенного ими солдата они получали вознаграждение .

Врачи, упоминаемые в героических песнях средних веков, были, как правило, миряне; звание врача (медика) относилось как к хирургам, так и к интернистам, они имели научное образование, полученное обычно в Салерно. Большой славой пользовались также арабские и армянские врачи. Ввиду очень малого числа научно образованных врачей их приглашали обычно издалека; возможность пользоваться их услугами была доступна только феодальной знати. Лишь изредка встречались научно образованные врачи в свите королей и герцогов.
Помощь раненым оказывалась по окончании боя, когда победившее войско располагалось на отдых, на поле сражения или поблизости в лагере; в редких случаях раненых выносили во время боя. Иногда на поле боя появлялись монахи и женщины, которые выносили раненых и оказывали им помощь. Обычно же раненых рыцарей выносили их оруженосцы и слуги на расстояние полета стрелы от поля битвы, после чего им оказывалась помощь. Врачей при этом, как правило, не было. Отсюда раненых переносили в расположенные вблизи палатки, иногда в замки или монастыри. Если же войска продолжали поход и не было возможности обеспечить безопасность раненых в районе бывшего сражения, их возили с собой.

Вынос раненых с поля боя производился на руках или на щите. Для переноски на большое расстояние применялись носилки, импровизируемые по мере надобности из копий, палок, ветвей. Основным средством транспортировки: были лошади и мулы, чаще всего впрягавшиеся в пароконные носилки. Иногда носилки подвешивались между двумя лошадьми, шедшими рядом, или укреплялись на спине одной лошади. Никаких повозок для транспортировки раненых не было. Нередко раненый рыцарь покидал поле боя самостоятельно на своем коне, иногда поддерживаемый сидящим сзади оруженосцем.

Все это относится лишь к высшему сословию: феодалам-рыцарям. Средневековая пехота, комплектовавшаяся из феодальной челяди и частично из крестьянства, никакой медицинской помощи не получала и была предоставлена самой себе; беспомощные раненые истекали кровью на полях сражений или, в лучшем случае, попадали в руки ремесленников-самоучек следовавших за войсками; они торговали всевозможными тайными снадобьями и амулетами и в большей своей части никакой медицинской подготовки не имели,
Такое же положение было и во время крестовых походов, единственных крупных операциях периода средневековья. Войска уходившие в крестовые походы, сопровождались врачами, но их было мало и они обслуживали нанимавших их полководцев.

Бедствия, которые претерпевали больные и раненые во время крестовых походов, не поддаются никакому описанию. Сотни раненых бросались на полях сражений без: всякой помощи, нередко делались жертвой врагов, добивались, подвергались всевозможным издевательствам, продавались в рабство. Госпитали, основываемые в этот период рыцарскими орденами (иоанниты, храмовники, рыцари св. Лазаря и др.), не имели ни военного ни лечебного значения. По существу это были богадельни, странноприимные дома для больных, нищих и увечных, где лечение заменялось молитвой и постом.
Само собой разумеется, что в этот период воюющие армии были совершенно беззащитны против эпидемий, вырывавших из их среды сотни и тысячи жизней.
При повсеместной нищете и неопрятности, при полном отсутствии самых элементарных правил гигиены, моровая язва, проказа, разные эпидемии, акклиматизировались в районе боевых действий, как у себя дома.

3. Литература

Исторический клуб Кемпен (ранее клуб св. Димитрия) 2010, копирование или частичное использование материалов без ссылки на источник запрещено.
Никитин Димитрий

Эпидемии в средние века

Опустошительные эпидемии и пандемии инфекционных болезней имели место во все периоды истории человечества. Число их жертв достигало, а порой и превышало потери во время военных действий. Достаточно вспомнить пандемию гриппа во время первой мировой войны под названием “испанка”, поразившую 500 млн человек, из которых умерло около 20 млн – больше, чем от военных действий! А ведь это было уже наше время – 20-й век.

Но самой печальной страницей в истории инфекционных болезней являются средние века в странах Западной Европы, где особенности социально-экономического и культурного развития феодальных государств в значительной степени способствовали распространению массовых заразных болезней.

Средневековые города в Западной Европе возникли в IX—XI вв., однако водопроводы и водоотводы в них стали сооружаться лишь несколько столетий спустя (в Германии, например, с XV в.).
Для сравнения отметим, что древнейшие из известных на нашей планете санитарно-технические сооружения (колодцы, канализация, бани, бассейны) были построены в середине III тысячелетия до н.э. в долине р. Инд в городах Хараппа, Мохенджо-Даро, Чанху-Даро и др. на территории современного Пакистана.

В средневековой Западной Европе весь мусор и пищевые отходы горожане выбрасывали прямо на улицы, узкие и кривые, недоступны для лучей солнца. В дождливую погоду улицы превращались в непроходимые болота, а в жаркий день в городе было трудно дышать из-за едкой и зловонной пыли. Понятно, что в таких условиях повальные болезни не прекращались, а во время эпидемий чумы, холеры и оспы именно в городах была самая высокая смертность.

Широкому распространению многих заразных болезней способствовали также крестовые походы. Справедливости ради, стоит заметить, что они принесли и много пользы – были заимствованы некоторые восточные обычаи (ношение бороды, омовение рук перед едой, горячие бани).
По примеру Востока в западно-европейских городах стали строить больницы светского типа — до этого больницы в Западной Европе, как и в Византийской империи, создавались при монастырях: Hotel-Dieu (Дом божий) в Лионе (VI в.), Париже (VIII в.) и др.

Проказа (лепра)

Но с другой стороны, именно во времена крестовых походов наиболее широко распространилась проказа (или лепра). В средние века ее считали нелечимой и особо прилипчивой болезнью. Человек, который признавался прокаженным, изгонялся из общества. Его публично отпевали в церкви, а затем помещали в лепрозорий (приют для прокаженных), после чего он считался мертвым как перед церковью, гак и перед обществом. Он не мог ничего зарабатывать или наследовать.
Поэтому прокаженным предоставлялась свобода просить милостыню. Им зыдавалось особое платье из черной материи, специальная шляпа с белой лентой и трещотка, звуки которой должны были предупреждать окружающих о приближении прокаженного. При встрече с прохожим он должен был отступать в сторону. Вход в город разрешался прокаженным лишь в определенные дни. Делая покупки, они должны были указывать на них специальной тростью.

Идея изоляции прокаженных от общества возникла в Западной Европе еще в VI в., когда монахи ордена св. Лазаря (на территории Италии) посвятили себя уходу за прокаженными. После крестовых походов, когда лепра распространилась в Европе, как никогда и нигде в истории человечества, количество лепрозориев на континенте достигло 19 тысяч.
В одной только Франции времен Людовика VIII (ее территория была тогда вдвое меньше современной) насчитывалось около 2 тысяч лепрозориев.
В эпоху Возрождения, в связи с улучшением санитарного быта городов, лепра в Западной Европе почти полностью исчезла.

Другой страшной повальной болезнью периода классического средневековья была чума. В истории чумы известны три колоссальные пандемии.

  • Первая — “чума Юстиниана”, которая, выйдя из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет.

В разгар эпидемии в 542 г. только в Константинополе ежедневно умирали тысячи человек.

  • Вторая и самая зловещая в истории Западной Европы — “черная смерть” середины XIV в.
  • Третья — пандемия чумы, начавшаяся в 1892 г. в Индии (где погибло более 6 млн человек) и отразившаяся эхом в XX в. на Азорских островах, в Южной Америке и других районах земного шара, где долго не умолкал ее погребальный звон.

“Черная смерть” 1346—1348 гг. была завезена в Европу через Геную, Венецию и Неаполь. Начавшись в Азии, она опустошила Фракию, Македонию, Сирию, Египет, Каир, Сицилию, территорию современных государств: Италии, Греции, Франции, Англии, Испании, Германии, Польши, России.

Гибель заболевших наступала через несколько часов после заражения. В Кессарии никто не остался в живых. В Неаполе умерло около 60 тыс. человек, в Генуе — 40 тыс. (50% населения), в Венеции — 100 тыс. (70%), в Лондоне — девять десятых населения. Живые не успевали хоронить мертвых.
Такие народные бедствия, как война или голод, “кажутся ничтожными перед ужасами повальной болезни, которая, по умеренным подсчетам, похитила во всей Европе около трети жителей”,— писал немецкий историк медицины Г. Гезер. Всего на земном шаре в XIV в. погибло от этого заболевания более 50 млн человек.

Задолго до разработки научно обоснованных мер борьбы с инфекционными болезнями в средневековой Европе стали применять задержание людей и товаров на пограничных пунктах в течение 40 дней, откуда и возник термин карантин (итал. quarantena от quaranta gironi — сорок дней). Первые карантины были введены в портовых городах Италии в 1348 г. в XV в. на острове св. Лазаря близ Венеции были организованы первые лазареты для заболевших на морских судах во время карантина.

Эпидемии в эпоху Возрождения

История эпидемий в эпоху Возрождения характеризуется двумя факторами: с одной стороны, намечается некоторое ослабление “старых” болезней — проказы и чумы, а с другой — появляются новые болезни (сифилис, английская потовая горячка, сыпной тиф).

В конце XV — начале XVI в. всю Европу охватила эпидемия сифилиса. В начале XVI столетия о нем писали Дж. Фракасторо, А. Паре, Парацельс, Г. Фаллопий и другие ученые.
По морским и сухопутным торговым путям сифилис распространился за пределами Европейского континента. Публичные бани, которые широко рекомендовались в то время в гигиенических и лечебных целях, в связи с эпидемией сифилиса были закрыты.

Причины этой мощной эпидемии пока еще недостаточно изучены. Одни ученые полагают, что сифилис был завезен в Европу после открытия Америки. В качестве доказательства приводится описание (1537) испанского врача Диаса де Ислы, который лечил людей из экипажа Колумба, прибывших с о. Гаити.
По мнению большинства других ученых, сифилис существовал у народов Европы с древнейших времен. Доказательством этой версии служат описания античных авторов, средневековых врачей и результаты археологических раскопок могильников в различных районах Европы и Азии.
По всей вероятности, сифилис издавна существовал в Европе, Азии и Америке, а внезапная эпидемия конца XV в. в Европе была обусловлена длительными войнами, массовыми передвижениями людей, а возможно, и появлением нового штамма возбудителя, завезенного с Американского континента.

В то же время в Америку в процессе конкисты были завезены новые, не известные там ранее болезни. Среди них — оспа. До введения оспопрививания по методу Э. Дженнера (1796) только в Европе ежегодно оспой заболевало около 10 млн человек, из которых умирало от 25 до 40%.
В целях истребления аборигенов конкистадоры распространяли среди них зараженную одежду. В этой жестокой бактериологической войне погибли миллионы коренных жителей, многие районы Америки совершенно обезлюдели.

Поиски причины возникновения и методы борьбы с эпидемиями

Одни ученые связывали эпидемии с землетрясениями, которые, как утверждал немецкий историк медицины Г. Гезер, “во все времена совпадали с опустошениями от повальных болезней”.
По мнению других (и их было большинство), эпидемии вызываются “миазмами” — “заразными испарениями”, которые “порождаются тем гниением, которое совершается под землей” и выносится, на поверхность при извержении вулканов. Третьи думали, что развитие эпидемий направляется особым положением звезд, поэтому иногда в поисках астрологически более благоприятного места люди покидали пораженные города, что в любом случае уменьшало опасность их заражения.

Первая научно обоснованная концепция распространения заразных болезней была выдвинутаДжироламо Фракасторо (Fracastoro, Girolamo, 1478—1553) —итальянским ученым — врачом, физиком, астрономом и поэтом, одним из выдающихся представителей эпохи Возрождения

Медицинское образование Фракасторо получил в передовом Падуанском университете — “Патавинской академии”, с которой связаны судьбы Галилея и Санторио, Везалия и Фаллолия, Коперника и Гарвея.
В этом университете получили свои дипломы первые российские доктора медицины ФранцискГеоргий Скорина из Полоцка (1512)— современник Фракасторо и Коперника, и П.В. Посников из Москвы (1695) —сподвижник Петра I.

Будучи уже профессором Падуанского университета, Дж. Фракасторо написал свой основополагающий труд “О контагии, контагиозных болезнях и лечении” (“De contagione et contagio-sis morbis et curatione libri tres”, 1546) в трех книгах.
Первая содержит общие теоретические положения и систематическое обобщение взглядов предшественников Фракасторо — Гиппократа и Фукидида, Аристотеля и Лукреция Кара, Плиния Старшего и Галена, Ар-Рази и Ибн Сины.
Вторая посвящена описанию заразных болезней (оспы, кори, чумы, малярии, бешенства, английского пота, проказы).
Третья — известным в то время методам их лечения.

В своем труде Дж. Фракасторо изложил основы учения о “контагии” — живом размножающемся заразном начале, выделяемом больным организмом, и тем самым значительно поколебал бытовавшие ранее представления о “миазмах”.
Уже тогда Фракасторо был убежден в специфичности “семян” заразы (т.е. возбудителя). Согласно его учению, существуют три способа передачи инфекционного начала: при непосредственном соприкосновении с больным человеком, через зараженные предметы и по воздуху на расстоянии. Притом Фракасторо полагал, что на расстоянии передаются не все болезни, а через соприкосновение — все.

Введенный им термин инфекция (лат. infectio от inficere — внедряться, отравлять) означал “внедрение”, “проникновение”, “порчу”. От него произошло название “инфекционные болезни”, введенное впоследствии немецким врачом К. Гуфеландом (Hufeland К., 1762—1836). Термин дезинфекция также предложен Фракасторо.

Однако во времена Фракасторо еще не могло быть действенных, научно обоснованных методов борьбы с повальными болезнями, их возбудители оставались тогда невидимыми и неизвестными, а наука о них еще только зарождалась.

Компиляция по книге: Т.С. Сорокина, “История Медицины”



Проказа — устаревшее название, сегодня болезнь принято называть лепрой. Одна из самых страшных болезней Средних веков, лепра — это хроническое инфекционное заболевание, которое вызывают бактерии Mycobacterium leprae и Mycobacterium lepromatosis. Проказа поражает кожные покровы и периферическую нервную систему человека. Тело покрывают язвы, а под ними могут развиться инфекции, в результате которых начинается отмирание конечностей.

Лепра также называется ленивой болезнью или медленной смертью. В отличие от чумы или холеры для нее нехарактерно распространение в форме эпидемий или пандемий. Лепра пришла в Европу с Востока вместе с воинами, вернувшимися из Крестовых походов, и с XII по XIV век медленно, но уверенно покорила почти весь Старый Свет.

К каким только ухищрениям ни прибегали средневековые медики для борьбы с лепрой! Больным делали кровопускания, очищали желудок, их опаивали снадобьями с растворенным золотом.

Предлагалось даже соблюдать особую диету из настоя мяса гадюк или регулярно принимать ванны с черепашьей кровью. Но все было впустую.

В итоге неспособность справиться с болезнью привела к настоящей лепрофобии. Прокаженных боялись и ненавидели. Лепра считалась небесной карой за тягчайшие грехи. При первых признаках проказы по человеку служили молебен как по усопшему, выдавали ему специальную одежду, а также колокольчик или трещотку. При их помощи больной был обязан предупреждать здоровых о своем приближении.

Специальные приюты для прокаженных — лепрозории — в Средневековье были особенно популярны. К началу XIII века число лепрозориев на территории Европы приближалось к 20 тыс. Они располагались за чертой города или на далекой окраине, недалеко от монастырей. Чаще всего прокаженные были полностью отрезаны от мира и обречены на медленную смерть в стенах лепрозориев.

Пик заболеваемости лепрой приходится на период с XII по XIV век: тогда очаги инфекции были зафиксированы в большинстве европейских государств.

К началу XIV века уровень смертности от проказы резко снизился. После распространения лепрозориев большинство больных довольно быстро оказывалось там и умирало в заточении, не разнося болезнь по городам.

Предлогом для погромов лепрозориев служили чудовищные байки: мол, прокаженные моют свои язвы в источниках или настаивают на своих язвах молоко, чтобы заразить чумой здоровых людей. Множество прокаженных в Европе было убито погромщиками из-за таких наветов.

Возбудитель лепры (Mycobacterium leprae) был открыт в 1873 году в Норвегии врачом Герхардом Хансеном. Именно поэтому ее иногда называют хансенозом, или просто болезнью Хансена. На сегодняшний день лепра не относится к массовым заболеваниям, но, по данным ВОЗ, в мире ею по-прежнему страдает около 11 млн человек. Вылечить ее при ранней диагностике можно, а в запущенной стадии болезнь не будет доставлять средневековых страданий.


Холера — это острая кишечная инфекция, характеризующаяся водянистой диареей, рвотой, драматически быстрой потерей организмом жидкости. Именно обезвоживание является причиной смерти больного.

Холеру вызывает холерный вибрион — особая бактерия вида Vibrio cholerae. Ближайшим родственником холерного вибриона является океаническая бактерия, задача которой — переработка хитина от умершего планктона. В основном эти бактерии живут на мелких ракообразных — копеподах.

Согласно предположению историков и вирусологов, причиной пандемии мог быть называемый год без лета — 1816-й.

Так или нет, но первая вспышка новой холеры происходит в 1817 году, и еще на протяжении 10 лет ее удавалось сдерживать в Азии. Европа впервые столкнулась с холерой в 1829 году, которая тут же прокатилась по всему Северному полушарию от Лондона до Нью-Йорка. Врачи XIX века придерживались в массе своей теории Гиппократа, который утверждал: все, что вытекает из организма, должно вытекать наружу, и сдерживать этот процесс неправильно. Причиной болезни считался дурной воздух, и врачи не только не пытались облегчить состояние заболевших, восполняя баланс жидкости в организме, но, напротив, не давали страдавшим от холеры пить и прописывали рвотные средства, чтобы ускорить излитие жидкости.

Помимо ужаса перед быстрой, мучительной и крайне унизительной смертью распространенным страхом, который внушала холера, был страх оказаться похороненным заживо.

Нередко до предела обезвоженных и скрученных судорогой, но еще живых больных объявляли мертвыми и хоронили, поскольку условия эпидемии требовали проведения похорон в день смерти. В итоге французский врач Рене Теофиль Гиацинт Лаэннек в 1819 году изобрел стетоскоп — прибор, позволяющий расслышать даже слабое биение сердца.

Вторая эпидемия холеры завершилась в 1851 году, но уже в 1852 году началась третья, и далее до конца XIX века волна непрерывных пандемий унесла больше человеческих жизней, чем вспышка любой другой болезни.

В 1892 году выдающийся бактериолог и иммунолог Владимир Хавкин (уроженец Российской империи, который впоследствии перебрался в Швейцарию) изобрел первую вакцину от холеры. Она защищает только тех, кто еще не заразился болезнью.

Самое главное – быстро оказать больному холерой медицинскую помощь. Без нее человек умирает так же быстро, как и в прошлом: за считанные дни.

Вспышки холеры случаются в мире до сих пор. Последним известным случаем стала эпидемия на Гаити в октябре 2010 года. Она унесла жизни 9700 человек и стала настоящей катастрофой для страны.


Вплоть до начала ХХ века, когда Владимир Хавкин изобрел первую эффективную вакцину, чума практически не лечилась. При бубонной форме умирало 95% заболевших, при легочной — практически 100%.

Эпидемии чумы случались неоднократно. Однако с пандемией, то есть с массовым распространением болезни на территории нескольких государств и даже континентов, человечеству пришлось столкнуться трижды.

Первой пандемией стал так называемый юстинианов мор (540‒580-е годы), убивший более 100 млн человек. Этой пандемии предшествовали крайне холодные 536‒538-е годы: тогда температура в Европе упала на пять-семь градусов. Это привело к гибели урожая и голоду. Основной удар чума нанесла по Византии. Хроники сообщают, что на пике эпидемии в Константинополе ежедневно умирало до 5 тыс. человек. Население Парижа и Рима сократилось примерно вдвое.

Не остался в стороне и Аравийский полуостров. Чума способствовала его глубокому экономическому кризису и резкому сокращению численности населения, что привело к стремительному росту популярности молодого ислама.

Как ни парадоксально, чаще прочего заражения чумой происходили среди людей, регулярно посещавших общественные бани. Люди приходили в баню, раздевались, но одежду не стирали, так что блохи свободно гуляли по штанам.

В итоге средневековый европеец к гигиене стал относиться с подозрением, если не со страхом.

В конце XIX века в Центральном и Южном Китае началась третья пандемия чумы. В Азии от болезни особенно тяжело пострадали Гонконг и Бомбей, на всех остальных континентах также наблюдались локальные вспышки болезни. В Индии погибло 6 млн человек.

Чуму вызывают бактерии Yersinia pestis. Они развиваются в кишечнике блох, которые живут на сусликах и других грызунах, главных переносчиках чумы. Сами суслики болеют чумой редко и легко ее переносят за счет естественного иммунитета. Однако контакт человека с сусликом, в особенности употребление грызуна в пищу, может стать для человека фатальным. Перед эпидемией чумы всегда случаются неурожай, падеж скота и голод, который заставляет людей есть грызунов и заражаться. По сей день популяция байбаков, или степных сурков, в Монголии является природным резервуаром чумы.

Впрочем, современная медицина существенно снизила смертность от болезни – до 5-10 % случаев.

Сегодня число заболевших чумой составляет около 2,5 тыс. человек ежегодно, причем без тенденции к снижению. Последняя зарегистрированная вспышка чумы произошла на Мадагаскаре в 2017 году: на острове заболели 2 тыс. человек, 165 из них умерли.


Оспа традиционно характеризовалась высоким уровнем смертности: во время эпидемий умирала 1/6‒1/8 часть всех заболевших, а у детей до трех лет смертность достигала 1/3. Но даже для выживших оспа имела крайне тяжелые последствия: среди осложнений отмечались потеря зрения и бесплодие. Главная примета заболевания — обильные пузырьковые высыпания (так называемые пустулы) на коже и слизистых, после исчезновения которых остаются рубцы.

Страшные эпидемии оспы в Европе послужили причиной широкого распространения пудры, белил и румян: толстый слой косметики, доходивший до 1,5 см, позволял замаскировать оспенные шрамы.

На Востоке начиная с раннего Средневековья для профилактики черной оспы применялась вариоляция — прививка оспенного гноя из созревшей пустулы больного, приводившая к заболеванию оспой в легкой форме. Эта практика была рискованной: из 100 человек двое умирали. Европа узнала об оспопрививании благодаря супруге британского посла в Стамбуле леди Мэри Монтегю, которая таким образом привилась сама и привила своего сына. Оба успешно пережили прививку, и на протяжении всего XVIII века этот способ вакцинации был единственной профилактикой оспы.

Принципиальное (и счастливое) отличие оспы от подавляющего большинства смертельных эпидемий Средневековья в том, что сегодня она считается полностью побежденным вирусом. В 1796 году английский врач Эдвард Дженнер изобрел более безопасный способ вакцинации — путем прививания человеку коровьей оспы. Тотальное прививание населения привело к тому, что к 50-м годам XX века небольшие очаги болезни сохранялись лишь в Африке и Индии, если не считать чудовищной и нелепой вспышки черной оспы в СССР в 1959 году.

Советский художник Алексей Кокорекин (кстати, дважды лауреат Сталинской премии), вернувшийся из Индии, помимо сувениров для жены и любовницы привез с собой черную оспу.

Вручив подарки, Кокорекин почувствовал себя плохо и попал в инфекционное отделение Боткинской больницы, где вскоре скончался. Никто из врачей-инфекционистов не смог распознать черную оспу, которая была ликвидирована в СССР в 1936-м. Лишь благодаря пожилому патологоанатому из Ленинграда болезнь удалось идентифицировать. КГБ отследил контакты Кокорекина, и выяснилось, что и жена, и любовница художника отнесли подаренные художником сувениры в комиссионки. В результате было выявлено 46 заразившихся, трое из которых умерли. Было принято решение об обязательной вакцинации всего населения Москвы.

В 1967 году ВОЗ приняла решение о массовой вакцинации человечества от натуральной оспы. На сегодняшний день вирус, вызывающий эту болезнь, существует только в лабораториях.


Будучи не в силах остановиться и выйти из состояния транса, несчастные ничего не ели, не спали и танцевали до полного изнеможения. Чем дольше длилась пляска, тем суровее были последствия: иногда люди просто лишались чувств и, обессилев, падали на землю, а очнувшись, возвращались к нормальной жизни. Но известны и случаи, когда пляска заканчивалась смертью танцующего от сердечного приступа, обезвоживания, голода или переутомления.

Случаи таких танцев сегодня называют хореоманией, то есть танцевальным безумием. Католическая церковь считала танцующих одержимыми дьяволом. В Италии такое явление называли тарантеллой и связывали с укусами пауков.

Один из самых ранних и известных эпизодов хореомании произошел в Эрфурте в 1237 году. Болезнь поразила группу детей, которые, неистово танцуя, проделали путь в 20 км до ближайшего города Арнштадта. Там дети в изнеможении упали и погрузились в сон.

Родители разыскали их и вернули домой, но никто из маленьких танцоров так и не смог окончательно оправиться от пляски. Многие из них умерли, а у выживших до конца жизни сохранились тремор и судороги конечностей. Считается, что эта история трансформировалась в легенду о крысолове из Гамельна (сегодня город называют Хамельн), причем на реальную основу позднее наложился известный фольклорный мотив о дьявольской музыке, противиться которой не могут ни люди, ни животные.

Хореомания свирепствовала в Европе в XIV‒XV веках. Во французском городе Мец был зафиксирован рекордный случай хореомании: по свидетельствам современников, в пляс пустились 11 тыс. человек. Последняя вспышка заболевания случилась в 1518 году в Страсбурге: тогда на улицах города танцевало 400 человек. После этого загадочная хореомания исчезла и до сих пор не возвращалась.

Еще одно объяснение феномену хореомании — коллективная наркотическая интоксикация. По одной из теорий, причиной плясок могла стать спорынья — гриб, паразитирующий в том числе на ржи и пшенице.

Спорынья содержит алкалоиды, вызывающие судороги, длительные спазмы мускулатуры, психические расстройства, а в отдельных случаях и смерть. В состав вырабатываемых спорыньей алкалоидов входит лизергиновая кислота — то самое органическое соединение, из которого швейцарский химик Альберт Хофманн в 1938 году получил психоактивный препарат ЛСД, оказывающий галлюциногенное воздействие на человека.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции